Трусость самый страшный человеческий порок. Страх - не грех, но трусость - это порок. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые

Человек, как и любое живое существо, подвержен страху. Это вполне нормальное явление, в котором находит свое отражение инстинкт самосохранения. Вот только в жизни бывают обстоятельства, которые требуют от человека преодоления этого страха, то есть подавления в себе первобытного инстинкта. Такая задача совсем не из легких, поэтому неудивительно, что люди проявляют трусость. Это понятие и будем сегодня рассматривать.

Что подразумевает под собой трусость?

Трусость - это поведение человека в некой ситуации, когда он отказывается принимать решения или активно действовать из-за страха или других фобий. Трусостью, вне всяких сомнений, движет страх, и это понятие нужно отличать от осторожности или осмотрительности. Однажды В. Румянцев отметил, что трусость - это бегство от возможной опасности без ее предварительной адекватной оценки.

В психологии трусость считается отрицательным качеством. слабость, что не позволяет выполнять должные действия.

Понимание трусости по Феофрасту

Древнегреческий философ Феофраст говорил, что трусость - это душевная слабость, которая не позволяет человеку противостоять своему страху. Трусливый человек легко может принимать утесы скал за пиратские корабли или готовиться к смерти, как только начнут подниматься волны. Если трус вдруг попадет на войну, то при виде того, как гибнут его товарищи, он наверняка сделает вид, что забыл оружие, и вернется в лагерь. Там трус подальше спрячет меч и будет изображать усиленные поиски. Он сделает все, лишь бы не сражаться с врагами. Даже если ранят кого-то из его товарищей, он будет ухаживать за ним, но когда начнут возвращаться воины с поля битвы, вне всяких сомнений, трус выбежит им навстречу, весь вымазан кровью своего товарища и будет рассказывать о том, что собственноручно вынес его из адского боя.

Вот такой яркий пример трусости приводит Феофраст, пытаясь раскрыть суть этого понятия. Но неважно, сейчас или тысячи лет назад, человеческая природа осталась неизменной - трусы ведут себя одинаково.

Трусость и мужество

Чувство страха известно всем людям. Никогда еще не было, нет и не будет человека, который ничего не боится. Вот только одни перед лицом опасности отступают, а другие ломают себя и идут навстречу своему страху. Таких людей принято называть мужественными. Но если человек не поступил так, и спустя время его принуждают окружающие к определенному действию, то вне всяких сомнений, он получит прозвище труса. Неумение и нежелание справиться со своими страхами навсегда поставит на человеке соответствующее клеймо.

Победить трусость непросто. Набраться смелости, проявить храбрость - на такие поступки потенциально способен каждый человек, но если в нем уже крепко укоренилась трусость, он становится ее беспомощным рабом. Трусость делает все, чтобы не проявить себя, это незаметная тень с огромной разрушительной силой.

Можно вспомнить много примеров трусости: друг не заступился за товарища, потому что испугался драки; человек не меняет ненавистную работу, боясь потерять стабильность; или солдат, сбегающий с поля брани. Трусость имеет множество обличий, скрывающихся за правилами.

Ад Данте

В дантовском путеводителе по загробному миру дано классическое описание трусов. В самом преддверии Преисподней столпились безликие души, когда-то они были людьми, пораженными трусостью. Это равнодушные зеваки на пиру жизни, они не знали ни славы, ни позора, и миру не стоит помнить о них.

Если человек, попадая в опасную ситуацию, думает исключительно о бегстве, игнорируя при этом глас разума, он поражен трусостью. Трусость всегда выбирает то, что удобно и безопасно. Не решать проблему, а прятаться от нее - вот основа, на которой базируется понятие трусости.

Последствия

Чтобы спрятаться от жизненных проблем и принятия решений, трусость находит разрядку в увеселительных мероприятиях. Скрываясь за чередой бесконечных пирушек, просмотром смешных видеороликов, трусость постоянно накапливает количество неприятных ситуаций, требующих разрешения. Так к чему приводит трусость?

Если она уже стала проявлением личности, то можно с уверенностью сказать, что такой человек не способен на храбрость или самоотверженность. Он становится робким и пугливым, а еще у него навсегда замолкает совесть. Не испытывают страха только умалишенные. Избегать опасности - это разумный поступок, но убегать от конкретной проблемы - это трусость.

Трус подумает десять тысяч раз, прежде чем принять решение. Его девиз: «Как бы чего не вышло». Следуя этому принципу, человек превращается в настоящего эгоиста, который делает все возможное, чтобы скрыться от угроз внешнего мира. Трусость замкнута в своем одиночестве, а перепуганное эго, которому важнее всего собственная сохранность, готово пойти на любую подлость. Так рождается предательство. В паре с трусостью любой принимает гипертрофированный вид: глупый превращается в неисправимого тупицу, лживый становится клеветником. Вот к чему приводит трусость.

Страшный порок

В большинстве своем трусливые люди жестоки. Они измываются над слабыми, пытаясь тем самым скрыть от общественности свой «пугливый недуг». Скопившуюся злость и обиду трус выплескивает на жертву. Трусливость лишает человека способности здраво рассуждать. Жестокие убийства, что даже бывалых криминалистов бросают в холодный пот, чаще всего совершены под воздействием страха. Вот почему трусость - это самый страшный порок.

Из-за своей чрезмерной пугливости человек может прожить целую жизнь, не узнав, на что он был способен. Каждый имеет потенциал смелого человека, но отказавшись от принятия решений или совершения необходимых действий, человек постепенно превращается в жалкого труса. Страх - это не грех, он раскрывает людские слабости, с которыми можно вполне успешно справиться, но трусость - это уже порок, которому нет оправданий.

После геофизической катастрофы, уничтожившей прежнюю цивилизацию (Атлантиду), началось восстановление образа жизни, желательного для её хозяев и наставников. Были достигнуты определённые успехи. Снова расцвели магия, «многобожные» эгрегориальные религиозные культы (основа социальной магии). Египет стал интеллектуальной столицей древнего мира. Казалось, что можно переходить к распространению в глобальных масштабах этого образа жизни и созданию единой глобальной цивилизации, объединяющей всё человечество под верховенством Египта.

И вдруг 14-летний мальчик, взойдя на египетский престол под именем Аменхотеп IV, заявляет: «Все ваши «боги» - выдумка. Нет Бога, кроме Единого Всевышнего Бога, Милостивого Творца и Вседержителя». Он принимает новое имя Эхнатон и приступает к строительству в Египте культуры, основываемой под его руководством на иной нравственности и мировоззрении Жизни, а не посмертного бытия, как то было в Египте до и после него. Удар был столь силён, что Эхнатон на некоторое время достиг успеха.

Потом противники Эхнатона оправились от ошеломления и приступили к противодействию. Эхнатон был отравлен медленно действующими ядами, извратившими физиологический строй его организма (в этом причина возникновения с возрастом женоподобия его тела). После его смерти приступили к уничтожению его наследия. Имя его было обречено забвению, с какой целью все упоминания о нём были выскоблены со всех папирусов, находившихся в обращении, изглажены с каменных изваяний и настенных росписей. И он действительно был забыт на тысячи лет до тех пор, пока археологи не установили, что был в истории фараон-единобожник, проповедовавший мир и радость в ладу с Богом на всей Земле, отказавшийся вести войны.

Но после случившегося «тайные» хозяева и наставники цивилизации решили, что если уже они не смогли предотвратить оглашение в обществе идеи Единобожия и лада людей с Богом , то впредь миссию проповеди «единобожия» им следует взять на себя, что позволит придать ей направленность, отвечающую их интересам. Так возникло «Откровение» Моисею и все последующие «Откровения», данные через так называемых пророков, посланников и т.п.

Кто из «пророков» сам ошибочно или заведомо ложно заявлял, что исключительно через него Бог вещает другим людям Свою истину, а все остальные люди обделены непосредственным вразумлением Свыше, или кому из «пророков» такое воззрение было приписано самими людьми (сподвижниками и потомками), значения для культуры человечества не имеет, хотя многим из «пророков» нелегко пережить Постыдный день. То же касается и возведения в ранг богов или Бога тех или иных людей персонально.

Значение имеет то, что культы единобожия, восходящие к «Откровению» Моисею, едины в запугивании нескончаемым адом всех, кто не признаёт их Божественного происхождения или проявляет свою волю, переступая через их заповеди - предписанные ими нормы жизни индивидов и общества.

Кроме того, все они замалчивают крайне неприятный для их «не проявленных» («тайных) хозяев факт: 14-летний мальчик Аменхотеп, за плечами которого не было жизненного опыта, свойственного зрелости, окрылённый истиной Свыше, вырвался из их плена, НЕ ПОБОЯВШИСЬ ни суда Осириса, ни иерархии культодержцев Египта, традиционно именуемых «жречеством» вопреки сути того, что они делали.

И все культовые вероучения «единобожия» отрицают истинность того:

- Что все люди , при всём различии в их физическом, интеллектуальном, психическом развитии, в их образовании, знаниях, навыках, всегда и везде по их предназначению - Посланники Всевышнего Бога один к другому и наместники Божии на Земле;

- Что люди уклоняются от миссий наместничества и посланничества только под воздействием разнородных страхов , включая и ничем не оправданный страх перед Богом . Но не эти наваждения страхов, а собственная трусость глушит в людях совесть и стыд , вследствие чего они и не приемлют Правды-Истины, которую Бог даёт каждому непосредственно в его внутренний мир через совесть, через обращения к ним других людей, через произведения и памятники общей всем культуры;

- Что Бог ни от кого не отступился и не отступится , и никого и никогда не обделяет Своим вниманием, заботой и милостью, но из трусости, подчинившись наваждениям страхов, люди предпочитают отказываться от Его внимания и заботы в отношении них.

И тезис о трусости как о худшем пороке многократно провозглашается в романе М. А. Булгакова:

«…и трусость , несомненно, - один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок .

Вот, например, не трусил теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

- Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив всё, согласен погубить. Он пойдет на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого мечтателя и врача!

- Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом ставший на дороге всадника с золотым копьём».

Пилат во сне прошёл сквозь стыд, переосмыслил всё . И если в дальнейшем он жил в соответствии с истиной, пришедшей к нему во сне, и смог освободиться ото всего того, что помешало ему утром 14 числа весеннего месяца нисана поддержать Промысел, то сбылось и сказанное ему Иешуа во сне: «Мы теперь всегда будем вместе» .

Это - освобождение: Пилат пришёл в царство истины, в приход которого не верил утром 14 числа весеннего месяца нисана, а придя в царство истины, он стал неподсудным.

Все дальнейшие россказни в истории «про Пилата» про сидящую в кресле на скале под луной две тысячи лет фигуру, про освобождение Пилата мастером, про видение Пилата и Иешуа, идущих к Луне, во сне профессором Поныревым - наваждения от Воланда.

Что есть истина в отношениях людей с Богом? Что произошло в Иерусалиме в начале эры?

Изложенная концепция религиозной истории нынешней глобальной цивилизации приводит к вопросу:

Как относиться к информации, содержащейся в имитациях “Откровений Свыше”, зафиксированных в «священных писаниях», если она хотя бы отчасти проистекает от противников Промысла Божиего?

Ответ на него - самый простой из всех, связанных с романом:

Относиться ко всему без трусости по совести , поскольку всё, к чему человека приводит Бог (а равно и всё, что Бог приводит к человеку милостью или попущением) - даётся человеку в поучение, и этим не должно пренебрегать.

И это действительно так, поскольку трусость - самый страшный порок . Трусость вызывает к жизни безволие ; безволие - одержимость ; одержимость - отчаяние , которое, в свою очередь усугубляет трусость , всё более и более уводя человека от Бога.

Кроме того, «2х2=4» - вне зависимости от того:

Дошёл ли человек до этого своим умом;

Сообщил ли это ему Всевышний в Откровении;

Научил ли его этому знанию дьявол, преследуя свои интересы;

Либо поведал ангел Божий, исполняя Промысел.

Иными словами, информация в русле Предопределения Свыше объективна, т.е. обладает самодостаточной сутью . Поэтому, что истинно - то истинно, а что ложно - то ложно , вне зависимости от ретранслятора информации.

Есть только одно исключение: Бог не лжёт, ни при каких обстоятельствах, а всегда говорит человеку Правду-Истину на всех языках всеобъемлющего Языка Жизни.

Человек же сам во всех жизненных обстоятельствах должен искренне отвечать в ладу ума и сердца на вопрос «что есть истина?» При этом приобретая опыт на своих ошибках, человек должен исправлять свои нравственно-этические стандарты, в чём ему Бог и помогает.


Примечание : глава 5 из аналитической работы ВП СССР «„Мастер и Маргарита“: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры» (дана в сокращении). Книгу можно приобрести в штабе КПЕ или взять с сайта


В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита два сюжета. В московских главах изображена современная писателю действительность тридцатых годов двадцатого века. Роман создавался в эпоху тоталитарного государства, в период сталинских репрессий. В это страшное время люди бесследно исчезали из своих квартир и уже не возвращались туда. Страх сковывал людей, и они боялись иметь своё мнение, открыто выражать свои мысли. Общество было охвачено массовым психозом шпиономании. Атеизм стал частью государственной политики, а доносительство возвели в ранг добродетели. Зло и насилие, подлость и предательство торжествовали. Писатель - гуманист верил в силу добра и был уверен в том, что зло должно быть наказано.

Поэтому в Москву тридцатых годов силой своего воображения он помещает дьявола, который в романе носит имя Воланда. Булгаковский сатана отличается от традиционного образа дьявола, существующего в религиозном сознании. Он вовсе не склоняет людей на грехи, не искушает соблазнами. Он разоблачает уже существующие пороки и наказывает грешников, неся справедливое возмездие и служа таким образом делу добра.

Второй сюжет представлен как роман мастера о Понтии Пилате. Чтобы утвердить вечные духовные ценности, писатель обращается к евангельским образам.

Христианские мотивы связаны с образами Иешуа, Понтия Пилата, Левия Матвея и Иуды.

Понтий Пилат появляется на страницах романа во всём величии человека, обладающего огромной властью, - " в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой" выходит он в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого.

Римский наместник является пятым прокуратором Иудеи. Он имеет право подписывать смертные приговоры. И в то же время М.Булгаков наделяет своего героя физической слабостью - мучительной головной болезнью - "гемикранией", при которой болит полголовы. Он ужасно страдает от "непобедимой" болезни, от которой нет средств, нет никакого спасения. В таком болезненном состоянии начинает Понтий Пилат допрос "подследственного из Галилеи". Прокуратор должен утвердить смертный приговор Синедриона.

Образ Понтия Пилата в романе является наиболее сложным и противоречивым. С именем этого героя связана проблема совести, поставленная очень остро. На примере образа всесильного прокуратора утверждается мысль о том, что "трусость - самый страшный порок".

Понтий Пилат - человек храбрый и мужественный, он смело сражался в бою "под Идиставизо, в Долине Дев". "Пехотный манипул попал в мешок, и если бы не врубилась с фланга кавалерийская турма, а командовал ею я, - тебе, философ, не пришлось бы разговаривать с Крысобоем", - говорит он Иешуа. В сражении прокуратор не боится смерти и готов прийти на выручку товарищу. Этот человек наделён огромной властью, он утверждает смертные приговоры, жизнь осуждённых в его руках. Но, тем не менее, Понтий Пилат допускает слабость и проявляет малодушие, осуждая на смерть человека, в невиновности которого он ни минуты не сомневался.

Чтобы понять, почему игемон принял такое решение, следует обратиться к сцене допроса во дворце Ирода. Великого.

Эпизод допроса можно разделить на две части. В первой части Понтий Пилат принимает решение отменить смертную казнь, так как в действиях бродячего философа он не видит ничего преступного. Иешуа не подговаривал народ разрушить ершалаимский храм. Он говорил в переносном смысле, а сборщик податей неправильно понял и исказил мысль философа. Во второй части допроса Понтий Пилат стоит перед нравственной проблемой совести, проблемой нравственного выбора. На куске пергамента прокуратор читает донос на Иешуа. Иуда из Кириафа задал провокационный вопрос о государственной власти. Бродячий философ ответил, что всякая власть является насилием, что в будущем никакой власти не будет, а наступит царство истины и справедливости.

Перед прокуратором стоит выбор: не подписать смертный приговор -- значит нарушить закон об оскорблении величества; признать Иешуа виновным - значит спасти себя от наказания, но обречь невинного человека на смерть.

Для Понтия Пилата это мучительный выбор: голос совести подсказывает ему, что арестованный не виноват. Когда прокуратор прочитал донос, ему показалось, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо её появилась плешивая голова Ирода с редкозубым золотым венцом. Это видение символизирует тот выбор, который сделает Понтий Пилат. Он пытается как-то спасти Иешуа, посылая "сигналы", чтобы тот отказался от своих слов о великом кесаре, но бродячий философ привык говорить только правду. Римский прокуратор внутренне не свободен, боится наказания и поэтому неискренен. "На свете не было и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиверия", - произносит Пилат и с ненавитью смотрит на секретаря и конвой. Он произносит слова, в которые не верит, боясь доноса свидетелей его допроса. Понтий Пилат сделал свой выбор, утвердив смертный приговор, потому что он не готов занять место бродячего философа, он проявил малодушие и трусость.

Главного уже не изменить, и прокуратор стремится изменить хотя бы второстепенные обстоятельства, чтобы заглушить муки совести. Проявляя сочувствие к осуждённому, он отдаёт приказ умертвить Иешуа на кресте, чтобы тот долго не мучился. Он приказывает убить доносчика Иуду и вернуть деньги первосвященнику. Прокуратор старается хоть как=то загладить свою вину, унять угрызения совести.

Важную роль в романе играет сон, который увидел римский прокуратор после казни Иешуа. Во сне он идёт в сопровождении своей собаки Банги - единственного существа, к которому он испытывает привязанность. А рядом с ним по прозрачной голубой дороге идёт бродячий философ, и они спорят о чём-то сложном и важном, причём ни один из них не может победить другого. Во сне прокуратор убеждает себя, что казни не было. Он вспоминает слова, произнесённые Иешуа перед казнью, которые передаёт начальник службы Афаний: "...в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость". Во сне прокуратор возражает бродячему философу: "...это самый страшный порок!" Он вспоминает о своей храбрости в бою: "...не трусил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя - Великана". Во сне прокуратор делает правильный выбор. Ещё утром он бы не погубил свою карьеру из-за человека, совершившего преступление против кесаря. Но ночью он всё взвесил и пришёл к выводу, что согласен погубить себя, чтобы спасти от казни "решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача". Здесь показано, что прокуратор раскаивается в своей трусости. Он понимает, что совершил ужасную ошибку. Но он способен на подвиг и самопожертвование. Если бы можно всё изменить или повернуть время назад, Понтий Пилат не подписал бы смертный приговор. "Мы теперь всегда будем вместе", - говорит Га-Ноцри. Речь идёт о том самом бессмертии, о котором почему-то подумал прокуратор, когда прочитал донос Иуды. Бессмертие Иешуа в том, что он остался верен проповеди добра и взошёл на крест ради людей. Это подвиг самопожертвования. Бессмертие Пилата в том, что он проявил малодушие и из трусости подписал смертный приговор невинному человеку. Такого бессмертия никто бы не захотел. В конце романа прокуратор утверждает, что "более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу". Он говорит, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем".

    Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
    Глава 26. Погребение

    Все вещи которые рассматриваются в романе сводятся к двум главным идеям:
    1) Это протест Булгакова против Сталинской тирании, книга о любви и творчестве.

    2) О дисбалансе сил добра и зла, зло постоянно творит добро, а добрые побуждения становятся источниками зла.

    Пилат главный герой романа, вокруг него происходят основные события, будучи прокуратором иудей и в то же время исполняющий желания церкви он все же делает поступок за который потом поплатится очень долгим и мучительным наказанием. Силы добра в этом романе принимают позицию наблюдателя, это хорошо показываеется в одной вещи - улыбка которая на протяжении всего романа не сходит с лица Христа. Иешуа нечего боятся - он бессмертен, но только Пилат этого еще не понимает. Отношения между Пилатом и Иешуа не что иное как игра в которой именно Пилат является жертвой а не Иешуа. В то время как добро принимает пассивную позицию Воланд наоборот вливается в общество и изучает его. Глупые людишки марионетки ничего не могут сделать против него, тот же Берия в итоге оказывается бессилен. Два персонажа которых действительно можно назвать людьми это Мастер и Маргарита. Именно им Воланд помогает. Показывая это Булгаков подчеркивает что добра и зла несуществует как такового. Это понятие придуманное самими же людишками для самих же себя.

    В начале шестидесятых годов издательства стали делать робкие попытки выпустить в свет хотя бы некоторые книги Булгакова. Тогда появились «Записки юного врача», «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман» и… «Белая гвардия». Казалось бы, как же цензура могла пропустить такое произведение, как «Белая гвардия»? Ведь уже название говорит о том, что в книге показана судьба белого офицерства. Но потому-то и пропустили ее в печать, что раскрывается в ней трагедия белой гвардии, показано ее поражение, ее разгром.
    Он описывает Киев 1918 года, жизнь и судьбу одной семьи - Турбиных - и их ближайших друзей. Показывает их не как злейших врагов революции (хотя они действительно ее не принимают), а как обычных людей , хороших и не очень, со своими недостатками и достоинствами, мелкими слабостями (а у кого их нет!), переживаниями, страдающих потому, что жизнь их, такая привычная и размеренная, вдруг перевернулась, стала кому-то неугодна и неудобна.
    Судьба этих людей очень трагична. Когда читаешь первые страницы романа, кажется, что имеешь дело с семейной хроникой Турбиных.
    «Белая гвардия» - роман разочарований. Да, Турбины презирают ложь, своекорыстие, приспособление к обстоятельствам. Именно потому так тяжела их судьба, что они, люди чести, никогда не смогут отказаться от своей веры. Им легче умереть, чем сделать это.

    Обладая сильным художественным талантом и способностью беспристрастно анализировать совсем недавнее прошлое своей Родины (ведь роман был написан всего через шесть лет после начала Гражданской войны), Булгаков мастерски сумел показать, что, несмотря на все тяготы судьбы, в человеке всегда остается вера в лучшее, что мир, покой, счастье и благоденствие обязательно наступят. Пусть для этого даже необходимо пережить те страшные страдания, которые выпали на долю героев «Белой гвардии».

    Роман «Мастер и Маргарита» не был напечатан при жизни автора. Современники вспоминают, что во время читок романа Булгаков высказывал желание подать его на рассмотрение, однако в ту пору всем окружавшим писателя его намерение казалось фантастичным и даже опасным, да и сам разговор об этом мог быть просто сверкой реакции знакомых и близких людей.
    Перед самой смертью писатель почти потерял речь, понимали его лишь самые близкие люди. Однажды, когда он был особенно неспокоен, Елена Сергеевна наудачу спросила: “«Мастер и Маргарита»?” “Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали»” Именно тогда Е.С. Булгакова поклялась мужу издать роман. В её дневнике с 6 на 7 марта записано: “...Я сказала ему наугад... - Я даю тебе честное слово, что перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать”
    Своё обещание она выполнила: роман был перепечатан ею на машинке с учётом предсмертной правки в том же 1940-м - в год смерти Булгакова, и позже - в 1963 году.
    Впервые роман был опубликован в журнале «Москва» в 1966–1967 годах с многочисленными цензурными и редакторскими купюрами .
    Год спустя в эстонском издательстве «Ээсти раамат» было предпринято первое отдельное издание «Мастера и Маргариты» в СССР - на эстонском языке.
    В 1967 году в Париже издательство YMCA-Press выпустило в свет первое бесцензурное издание романа, а в 1969 году во Франкфурте-на-Майне роман был издан беспрецедентным образом: купюры, сделанные в ходе его публикации в журнале «Москва», были набраны курсивом (Булгаков М. Мастер и Маргарита. Frankfurt am Main: Possev-Verlag, V. Gorachek KO, 1969).
    Полный текст романа впервые предстал перед советским читателем в 1973 году , однако в этом издании была нарушена предсмертная воля Булгакова, который передал Е.С. Булгаковой все авторские и редакторские права на роман. Редактор издания А.Саакянц создала новый текст, в котором, как отмечают исследователи, наблюдается свыше трёх тысяч разночтений по сравнению с текстом , подготовленным вдовой писателя. И хотя текстологи считают, что, расшифровывая предсмертную авторскую правку, Е.С. Булгакова не во всём руководствовалась его волей и в тексте остались некоторые противоречия, тем не менее никто, кроме неё, имевшей на это юридические и моральные основания, не мог править роман.
    Издание 1989 года дало ещё один вариант текста романа, впоследствии опубликованный и в пятитомном собрании сочинений издательства «Художественная литература». Он соединяет редакцию Е.С. Булгаковой с редакцией 1973 года и по-прежнему оставляет немало вопросов.
    Роман «Мастер и Маргарита» до сих пор не имеет канонического текста, и можно согласиться с бытующим мнением, что проблемы текстологии романа весьма серьёзны и едва ли могут найти однозначное решение.

    Они бы не смогли жить в Этом мире...

    Во время Великого бала у Сатаны перед Маргаритой проходят не только мнимые отравители и убийцы, но и подлинные злодеи всех времен и народов. Интересно, что если все мнимые отравители на балу - мужчины, то все истинные отравительницы - женщины. Первой выступает "госпожа Тофана". Сведения об этой знаменитой итальянке автор "Мастера и Маргариты" почерпнул из статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона "Аква Тофана" (это название яда, в дословном переводе - вода Тофаны). Выписки из этой статьи сохранились в булгаковском архиве. В ней сообщалось, что в 1709 г. Тофана была арестована, подвергнута пытке и задушена в тюрьме (эта версия отражена в тексте "Мастера и Маргариты"). Однако в Брокгаузе и Эфроне отмечалось, что по другим данным сицилийская отравительница еще в 1730 г. содержалась в темнице и, скорее всего, умерла там своей смертью.

    По одной из существующих версий, в 1659 г. Рим захлестнула волна отравлений, причем жертвами неизменно становились мужчины - возлюбленные или мужья неких ветреных дам. По другой версии, отравительница жила в Неаполе, и практически легально торговала за большие деньги пузырьками с прозрачной жидкостью, называемой «манна Святого Николая Барийского» или «неаполитанская вода». Изображение святого было и на самой бутылочке, что довольно долго сбивало с толку сыщиков, заставляя думать, что речь идёт о некой реликвии. Однако же, лейб-медик Карла VI Австрийского, исследовав жидкость, нашёл в ней мышьяк.
    Молодые итальянки отправлялись в некой госпоже Тофане, где, расставшись с определенной суммой, получали от нее возможность избавиться от супруга и жить в полное свое удовольствие.
    Теофания ди Адамо (1653- 1719) впервые изготовила знаменитую - «Аква Тофана» (Акветта ди Наполи, ди Перуджия, делле Тоффа)- яд без вкуса и запаха, сделавший её знаменитой.
    Госпожа Тофана являлась самой популярной дамой среди молодых, но богатых неаполитанок. Она вручала им маленький пузырек, содержимое которого скромно называла своей «водой». Жена выливала содержимое пузырька в суп супругу. Обласканный супруг с удовольствием съедал стряпню любимой жены, наслаждаясь всеми прелестями семейной жизни. Через несколько часов его начинала мучить жажда, затем у него появлялись боли в желудке, он ложился в постель и через день болезни умирал - совершенно «естественной» смертью. Смерть его объясняли старостью, пищевым отравлением, апоплексическим ударом (по-современному - инсультом), сердечным приступом или же чем угодно. Никому не приходило в голову приписать смерть яду! И если бы дело вели светские власти, госпоже Тофане все это вполне могло сойти с рук. Но инквизиторы были теми еще сыщиками! Они и мертвого заставили бы говорить! Госпожу Тофану арестовали и принялись пытать - словом, святая инквизиция действовала по полной программе. Ей раздробили обе ноги «испанским сапогом» - страшным приспособлением из дерева и железа, надевающимся на ногу и дробящим кости, и госпожа Тофана заговорила. Когда же тюремщики узнали о том, что обвиняемая продавала яд жительницам Неаполя и Палермо, и что благодаря ее «воде» свыше 500 мужей навсегда оставили родную Италию, отправившись на небеса, ее задушили в тюрьме, прямо в камере. Тем самым… облегчив участь отравительницы - инквизиция, несомненно, отправила бы ее на костер.
    Современные ученые до сих пор пытаются разгадать секрет яда «аква тофана». Но получить его не так-то просто: многие компоненты неизвестны, и вообще, рецепт его приготовления Тофана держала в строжайшем секрете. Это было достаточно легко - она была выдающимся химиком, и мало кто мог повторить ее достижения. Жаль только, что свой научный талант она направила на зло. Уникальность яда «аква тофана» в том, что он полностью имитирует естественную смерть, а симптомы можно легко приписать любому заболеванию: сильную жажду - повышению температуры, боли в желудке - брюшному тифу, неспособность двигаться - инсульту. Словом, идеальное адское зелье для того, чтобы навредить своему ближнему, да еще и уйти от правосудия.

    http://janemika7.beon.ru/24071-477-tofana.zhtml

    там она звучала, но я чуть дополню: Не просити у сильных, если надобудет сами дадут, а вообще добивайтесь цели сами! , ну а если чесно..одной фразы нет...там всё со смыслом

  • Три раза читал. В детстве казалось, что главный герой - Воланд, а особенно интересным было читать про проделки его свиты. Лет в 17 главным героем видился Иешуа - меня тогда очень интересовала религия. А пару лет назад читал, больше всего внимания обращая на Мастера и Маргариту, поскольку именно эти фрагменты были для меня особенно новы, но главными героями всё же их не считаю. Главный герой - Москва, а точнее её жители.

    1. Воланд его восстановил сразу же после бала. Он восстановил роман из пепла со словами: "Рукописи не горят". Причем, сделал это при помощи какой-то части главы, которая не успела сгореть в камине. Так дьявол отблагодарил Маргариту за помощь.
    2. Булгаковских Иешуа принижается. Тем самым Воланда он возвеличивает. Есть момент, где Иешуа просит Пилата не бить его. Христос бы об этом не просил. В самом конце романа Левий Матвей ходатайствует перед Воландом за Мастера и Маргариту и говорит, что Он его попросил. Тоже вещь из области фантастики. Настоящий Господь бы сам всё устроил, не заключая никаких уговоров с дьяволом. Иешуа в романе представляется не Иисусом Христом (у которого было 12 учеников), а всего лишь бродячим философом (под эгидой которого всего 1 ученик).
    В Библии Иуда, получил за предательство 30 сребреников и вскоре повесился от угрызений совести. Булгаковский Иуда вешаться и не собирался. Он, после содеянного, шел через лес на свидание к любовнице. В том же лесу его зарезали по приказу Понтия Пилата.
    У Булгаковского Понтия Пилата более значимая роль, чем у библейского. Библейский, даже, вынося приговор, чувствовал себя виноватым (хоть и "умыл" руки). Понтий из романа беспристрастно вершил суд над Иешуа, а свой поступок осознал только после того, как был обречен на вечные мучения.
    3. Мастер подчинен судьбе. И вообще...какой-то он рохля, этот мастер. Его оговаривают, лишают жилья, а он терпеливо молчит. Затем добирается до сумасшедшего дома, ожидая своей кончины в полном одиночестве. Все работники варьете - то же самое - присели попами к своим хлебным местам и стригут купоны, даже не подозревая о том, какие паранормальные приключения их ожидают. А потом все, как один, просят посадить их под арест. Даже не представляют возможным сразиться 1 на 1 с шайкой Воланда. Хотя, согласна, в их случае это нереально.
    Маргарита - наоборот. Жила себе в роскоши и комфорте, и тут взбесилась с жиру, захотела острых ощущений. Ради любимого не побоялась даже вступить в сделку с сатаной, прошла все муки ада. И для чего?-Для того, чтобы спасти этого бесхребетного рохлю, Мастера, который вообще ничего для нее не сделал. Только целыми днями сидел и ныл, что его роман раскритиковал Латунский.
    Иван Бездомный тоже не подчинился выходкам Воладна. И, даже, попав в клинику доктора Стравинского, продолжал отстаивать свою позицию.
    5. Ни то, ни другое. Они поклоняются ей, как королеве, которая удостаивает их своим взглядом или улыбкой. Грешники, которые уже горят в аду, не знают, что такое добродетель. Но одна из грешниц, Фрида, в лице Маргариты видит свою спасительницу и надеется на ее милосердие.

Как в романе «Мастер и Маргарита» доказывается утверждение: «Трусость – самый страшный порок»?

«Трусость – самый страшный порок»,-таковы были последние слова Иешуа Га-Ноцри перед смертью. Почему же из множества человеческих пороков он признает ужаснейшим трусость?
Я думаю, что Иешуа много раздумывал над человеком, над его мыслями и поступками, и, возможно, он сделал вывод, что трусость – есть основа порока, его отправная точка, его основная деталь и первоисточник. Человек будет грешить, потому что боится. Он боится многого: боится быть нищим, боится быть брошенным, отвергнутым, непонятым, боится быть униженным, порабощенным, ничтожным. Чтобы избежать этого многие, почти все, пускаются во все тяжкие и становятся заложниками пороков: зависти и пошлости, хитрости и подлости, обмана и алчности. Таковы почти все мы. Таковыми показывает Булгаков и москвичей 30-х годов 20-го века. «Москвичей испортил квартирный вопрос»,- говорит Булгаков. И вот мы видим, как они, трясясь от страха не получить свои заветные квадратные метры, несут Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства. А там: «мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающе
е по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире № 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности.»
Решающим же аргументом для сдачи квартиры иностранцам для Никанора Ивановича становятся четыреста рублей, всунутые ему Коровьевым и спрятанные в вентиляционный ход в уборной. Рубли чудесным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович, в свою очередь, помимо взяточника, превращается еще и в валютчика. После чего он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся очень интересные сны. А ведь все эти неприятности произошли из-за его страха продешевить за квартиру!
В Варьете Воланд и его свита дают искрометный сеанс черной магии, на котором мы наблюдаем, как людьми правит алчность. «Несчастные» москвичи рвутся к сцене, боясь опоздать, боясь не получить самые лучшие туфли, самые модные платья и самые ароматные духи. На следующий день после «обогащения» москвичи остаются ни с чем, а Воланд торжествует!
Мы видим также Варенуху, хама и лгуна, видим ресторан «Грибоедов» для писателей, не имеющих таланта, зато имеющих удостоверение МАССОЛИТа, видим мы поклонение москвичей иностранцам,и еще множество интересных эпизодов наблюдаем мы в Москве.
Подытоживает же эту летопись человеческих пороков, образованных, как мы помним, трусостью, великий бал у Сатаны, спроецировавший все происходящее на вечность и свидетельствующий: так было, есть, так будет всегда.
Но не все так безнадежно, и нет «темного царства» без «луча света» в нем. Есть в романе люди, разделяющие мнение Иешуа. Это Маргарита, смелая женщина, заключившая сделку с самим дьяволом, во имя любимого. Она не стала жить, обманывая себя, утешая себя мыслью, что мастер мертв, она не изменила ему. Совершив один грех, она избежала многих, потому что не побоялась спуститься в ад на бал к Сатане и его свите. Это и мастер, отказавшийся писать роман угодный времени, МАССОЛИТу и государству. Он написал роман о прокураторе Иудеи и обрек себя на отверженность.
Доказательством же утверждения: «Трусость- самый страшный порок»,- является непосредственно финал романа: москвичи обречены не вечные мучения или небытие, а Маргарита и мастер обретают душевный покой. Нужно быть смелым, свободным от условностей и предрассудков, тогда ты будешь свободен и после смерти, иначе твоя дорога ведет в ад.