Статьи даля. Владимир иванович даль краткая биография. Пушкин и Даль

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 г. в Малороссии в семье врача. Его отец был выходцем из Да­нии, который провел свои юношеские годы в Германии , где занимался изучением древних языков и богосло­вия. Мать, по происхожде­нию немка, владела пятью языками.

Владимир Иванович полу­чил домашнее образование, с детства учил современные и древние языки, рано начал писать стихи и занимался стихосложением долгие годы как гимнастикой для ума.

В возрасте 14 лет он посту­пил в морской кадетский кор­пус в Петербурге, где и начал свое системное обучение. После домашней свободы муштра и постоянные физические нагрузки, а также нравы, царившие в кадетских корпусах того времени, были при­няты молодым Далем без особого восторга. Позднее он сказал, что счи­тает эти годы своего обучения «потерянными». Царившие порядки он позднее описал в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся».

Учебное плавание в Данию не впечатлило Владимира Ивановича Даля, он окончательно решил для себя, что является русским и не имеет ниче­го общего с родиной своих предков.

Через три года обучения в корпусе он был направлен на службу на Черноморский флот, где и начал записывать встречающиеся в речи сослуживцев незнакомые ему слова, что и положило начало созданию Толкового словаря живого великорусского языка.

Его эпиграмма на главнокомандующего Черноморским флотом послу­жила сначала поводом к аресту, а затем переводу Даля в Кронштадт пос­ле оправдания судом. Затем Владимир Иванович вышел в отставку, не­которое время зарабатывал на жизнь репетиторством, а потом поступил на медицинский факультет Дерптского университета.

Эти годы Даль вспоминал как самые счастливые в своей жизни. Имен­но к этим годам относится знакомство Даля с известными поэтами Язы­ковым и Жуковским, с издателем журнала «Славянин» Воейковым, а так­же с хирургом Пироговым, который стал другом Даля на всю жизнь. Тог­да же Даль опубликовал впервые свои стихи.

В 1829 г. Даль, получив диплом хирурга, был отправлен на русско-ту- рецкую войну, г де он работал в полевом госпитале, став блестящим спе­циалистом и знатоком своего дела. Именно тогда была продолжена ра­бота над словарем. В записной книжке Даля именно в этот период по­явилась запись о том, что он находит «язык простолюдина более образ­ным, простым, но вместе с тем, обладающим ясностью и определитель­ностью, в отличие от языка книжного, которым изъясняются образован­ные люди».

После окончания войны Даль продолжил врачебную деятельность, служил врачом, а также занимался эпидемиологическими проблемами и даже выезжал в села, где свирепствовала холера. С 1832 г. он пересе­лился в Петербург, где начал публиковать свои литературные произве­дения.

Первой в печати вышла повесть «Цыганка». После нее были изданы «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту граждан­скую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорка­ми ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Строгая цензура не допустила распространения сборника этих сказок, усмотрев в них насмешку над властями. Дело могло бы закон­чится судебным процессом, но Владимира Ивановича Даля спасла служ­ба в военном госпитале во время боевых действий.

И уже в 1833 г. он был направлен в Оренбург, где стал чиновником по особым поручениям при оренбургском военном губернаторе. В связи с делами службы он вынужден был много ездить по губернии, наблю­дать быт и нравы простого народа.

К этому периоду службы можно отнести повести «Бикей и Маулина» о жизни казахов и «Башкирская русалка ». Помимо литературной деятельности он занимался тем, что собирал коллекцию флоры и фауны Оренбургской губернии, за что его даже хотели назначить членом Ака­демии наук, но так как количество академических мест было ограниче­но и никто не захотел ему уступать своего кресла, то для Даля был вве­ден титул почетного члена Академии.

Во время путешествия Пушкина по местам пугачевского восстания состоялось его знакомство с Далем, которое не было продолжительным, но добрые отношения друг к дугу связывали их до самой гибли Алек­сандра Сергеевича. Узнав о ранении Пушкина, Даль немедленно вые­хал в Петербург и дежурил у постели умирающего поэта.

Как военный врач Владимир Иванович принимал участие в Хивинс­ком походе, после которого он вернулся в Петербург и начал работать секретарем и чиновником по особым поручениям при министерстве внутренних дел. Именно к этому периоду государственной службы мож­но отнести «Исследование о скопческой ереси», написанное Далем как отчет министру внутренних дел.

Даль не оставил литературную деятельность, опубликовав в различ­ных сборниках ряд повестей, которые отличались обилием натуралис­тических деталей, точно описывали крестьянский быт и нравы. Влади­мир Иванович получил самые высокие оценки как от критиков, так и от собратьев по перу. Его талант оценили Белинский и Гоголь.

Народные слова и выражения, которыми пользовался герой повестей Даля, были легко узнаваемы, Гоголь даже писал по этому поводу, что Далю не обязательно выдумывать сюжет, над которым обычно ломают голову романисты, он просто берет самый незначительный эпизод, который при ближайшем рассмотрении оказывается частичкой народной истории.

Маленькие рассказы о повседневной жизни крестьян Далем были объединены в циклы «Картины из русского быта». В 1849 г. Даля по соб­ственной инициативе назначили управляющим нижегородской удельной конторой, чтобы иметь возможность на деле наблюдать жизнь простого крестьянства. Помимо своих непосредственных обязанностей, в кото­рые входили составление актов, написание жалоб от крестьян, он еще бескорыстно занимался врачебной практикой и даже проводил хирур­гические операции.

Изданный им сборник пословиц объединил в себе народную муд­рость, копившуюся веками, и неизвестную широкому кругу читателей.

Пословицы был разбиты не только в алфавитном порядке, но и по те­мам, среди которых выделялись тема семьи, тема матери-земли, тема Господа бога.

Основным трудом жизни Владимира Ивановича Даля стал толковый словарь живого великорусского языка, на создание которого он потра­тил пятьдесят лет своей жизни. В словарь вошли 200 тысяч слов. Этот труд имел огромное культурное значение для своего времени и продолжает использоваться до сих пор. Наряду с реальными литературными слова­ми в словарь Даля были включены диалектные слова или слова, которые использовались в речи, являясь калькированным переводом с иностран­ных языков, иногда Даль включал и придуманные им слова, что говорит о некотором непрофессионализме автора, который собрал и опублико­вал всё, что посчитал нужным.

В конце своей жизни Даль работал над второй редакцией словаря. Помимо этого он писал детские рассказы, а также переложил для крес­тьян библейские истории на современный язык.

Он занимался зоологией и ботаникой, собирал народные сказки, ос­воил игру на нескольких музыкальных инструментах, увлекался спири­тизмом и гомеопатией. Современники отмечали, что Далю удается изу­чить всё, что ему интересно.

Умер Владимир Иванович Даль в Москве в 1872 году.

Владимир Иванович Даль, помимо интересных, знаковых произведений подарил русской литературе два уникальных и наиважнейших сочинения, которые и по сей день считаются лучшими в своём жанре: «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка». Такие грандиозные работы, вошедшие в историю русской литературы, сделали имя его подлинно бессмертным.

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в местечке Луганский завод, Екатеринославской губернии (отсюда взятый им псевдоним Казак Луганский), где отец его, датчанин, служил доктором. Мальчик получил домашнее воспитание, а когда ему исполнилось десять лет, был отдан в морской корпус и по окончании курса в 1819 году направился на службу в Черноморский флот, но вскоре перешел в Балтийский флот. В 1826 году оставил службу и поступил в Дерптский университет, на медицинский факультет, где учился вместе с Пироговым и Иноземцевым. Окончив университет со степенью доктора медицины, по случаю турецкой войны в 1829 году зачислился доктором в полк, участвовал в походах на Дунай и в Польше. Затем перешел на службу ординатором в Петербургский военный госпиталь, а через два года отправился в Оренбургский край, который хорошо изучил и впоследствии издал «Естественную историю Оренбургского края».

Свои литературные опыты Владимир Иванович начал, еще служа во флоте; сочинял народные сказки и рассказы для моряков. В 1833 году в журнале были опубликованы его «Русские сказки», написанные простым, доступным языком. Вместо истинной фамилии автора стоял псевдонимом — Казак Луганский.

Литературное дело привлекало писателя, и именно ему он отдал предпочтение, завершив врачебную службу.

В Петербурге он устроился сотрудником нескольких журналов, в которых вскоре появились его «Были и небылицы», полные юмора рассказы, «Солдатские досуги», повести «Мичман Поцелуев», «Где потеряешь, не чаешь», «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» и многие другие. Скоро имя самобытного писателя стало известно всей России.

В 1837 году на руках Владимира Ивановича умер смертельно раненый А.С,Пушкин, смерть которого В.И.Даль описал в «Московской медицинской газете». В 1839 году Даль занялся составлением «Толкового словаря живого великорусского языка» и посвящает себя научной деятельности, не переставая заниматься беллетристикой. За это время им составлена «Ботаника для воспитанников военных учебных заведений» и были изданы его «Повести и рассказы».

В 1841 году Владимир Иванович снова поступил на службу при министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 год он управлял удельной конторой в Нижнем Новгороде, а затем окончательно оставил службу и поселился в Москве.

Наконец в 1861 году вышло его знаменитое сочинение «Пословицы русского народа», которое представляет истинную сокровищницу изречений, оборотов, словом разнообразного богатства русского языка. В 1862 году был напечатан и «Толковый словарь» (в 4-х частях), обессмертивший имя автора. Через два года им были изданы рассказы «Картины из русского быта», а в 1871 году вышло полное собрание его сочинений.

Умер Владимир Иванович в Москве, на 71-м году жизни, вскоре после ухода любимой супруги.

Владимир Иванович Даль — один из самых уважаемых русских литераторов. Работы Даля исключительно важны и достойны всяческого внимания. Обращаясь к трудам Даля, мы изучаем народный язык во всех его видах и в полном богатстве. В.И.Даль с исключительной прозорливостью понял, что пора для изучения и совершенствования нашего языка настала, что надо двигаться в этом направлении и от него будет благо.

Обладая врождённым талантом и имея серьёзное образование, Владимир Иванович Даль был одним из авторитетнейших русских писателей. Природа наделила его чутким умом. Вид деятельности не смущал его: медик, собиратель, естествоиспытатель, лингвист, сказитель, администратор и, наконец, выдающийся писатель. Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, четкий слог и живость изложения делают сочинения В.И.Даля историческими. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.

Тема урока: Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль –

Лексикограф и этнограф

Цели:

Образовательные: представить учащимся имя Владимира Ивановича Даля, изучить сведения из жизни ученого, узнать,что представляет собой “Толковый словарь живого великорусского языка”,востребован ли словарь в наше время.

Развивающие: помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, совершенствовать навыки работы со словарём, совершенствовать устную и письменную речь, способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщать и обрабатывать информацию.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому наследию русского языка,гордости за него,потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: здровьесберегающая, компетентностно – ориентированный подход.

Оборудование: презентация жизни и творчества В.И. Даля, “Толковый словарь живого великорусского языка”, пословицы и поговорки, лист мудрости.

Ход урока:

В слове не менее жизни, как и в самом человеке… (В.И.Даль)

В слове проявляется исключительная способность человека

Выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно… (В.И.Даль)

I Организационный момент.

II Актуализация знаний:

Слово учителя о языке как живом организме.

Что вы знаете о необыкновенном человеке В. Дале.?

Чем он прославился?

Обращение к репродукции картины В.Перова “В.И.Даль”

III Объявление темы и совместное целеполагание.

Беседа с учащимися:

Прочитайте тему урока и скажите, какую особенность языка мы рассмотрим.

Прочитайте эпиграфы и подумайте, почему мы сегодня обращаемся к этой теме.

IV Даль – человек энциклопедических знаний.

Краткие сообщения, презентация:

  1. Даль – морской офицер.
  2. Даль - талантливый врач.
  3. Даль – инженер.
  4. Даль – ученый.
  5. Даль – языковед.
  6. Даль – литератор.

V “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля – главный труд его жизни.

Слово учителя о словаре:

  1. Начало работы над словарем. Инсценировка “Разговор Даля с Пушкиным”.
  2. Лубочные картинки и словарь.
  3. Характеристика словаря.
  4. Расположение слов в словаре.
  5. Приемы толкования слов в словаре.

VI“Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля как энциклопедия русской жизни.

Выяснение различий между пословицами и поговорками.

Обращения к тезаурусу фразеологизм.

Языковая игра”Словарное золото’’:

Закончи пословицу:

Не гордись званьем… (А гордись знаньем)

Каково пряха… (такова и рубаха)

Душа душу знает… (сердцу подает)

Была бы капна… (а ворона сядет)

Не бойся врага умного… (бойся друга глупого)

Начни пословицу:

… того и другому не чини (Чего сам не любишь)

… как лошадь (Работать)

… а рукам воли не давай (Языком мели)

… а жена в Тверь (Муж в дверь).

том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни…

Таким образом, умение пользоваться различными источниками информации, в том числе, словарями разных видов, заявляется в Стандартах по русскому языку как общеучебное умение, и это определяет его значимость и важность в системе умений выпускников.

В Стандартах второго поколения, в фундаментальном ядре содержания общего образования (Русский язык) в разделе «Язык. Культура речи» среди тем заявлена и следующая: «Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка». Это предполагает не только знакомство, но и обучение работе со словарями разных видов.

Таким образом, словарная культура является показателем общей культуры как отдельной личности, так и всего общества.

Словарь Даля не только справочник, но и богатейшее собрание сырого лексического и этнографического материала для изучения живого великорусского языка со стороны его строения и бытового содержания и, вместе с тем, материал для истории русского языка. Даль был одним из первых, занимавшихся русской диалектологией, и, если недостаточность филологической подготовки и помешала ему использовать свои богатые знания народного языка и дать характеристику знакомых ему диалектических особенностей, тем не менее, словарь его всегда будет капитальным хранилищем лексического богатства нашего современного живого языка и послужит важным пособием для последующих работников в той же области. Дерптский университет поднес своему бывшему воспитаннику, Далю, за


Владимир Иванович Даль краткая биография писателя, врача, лексикографа, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» изложена в этой статье.

Владимир Даль краткая биография для детей

Родился Владимир Иванович Даль 10 ноября 1801 года в небольшом поселке Луганский завод (сейчас – Луганск) в высокообразованной семье. Отец его был врачом и лингвистом, а мать – пианисткой. Она знала несколько языков и интересовалась литературой. Поэтому вовсе неудивительно, что Владимир получил хорошее домашнее образование. Владимир Даль был очень привязан сердцем душой к родному краю, и позже он даже взял себе псевдоним – «Казак Луганский». Под этим псевдонимом было опубликовано первое произведение.

Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе. Окончив в 1819 году училище, он отправился служить на флот. Но вскоре после нескольких лет Даль решил избрать совсем другой путь – он начал серьезно изучать медицину в Дерптском университете (нынче – Тартусский университет).

В 1828-1829 годах принимает активное участие в русско-турецкой войне. Даль выступает на передовых в сражениях, помогает раненым солдатам, оперирует их в условиях полевых госпиталей. За такую деятельность его отметили наградами, и Владимир Иванович начинает работать в качестве ординатора в военно-сухопутном госпитале Петербурга. Он слывет прекрасным врачом. За все время своей медицинской практики, учитывая военную, Даль даже написал несколько набросков, статей.

Потом Владимир Даль занялся всерьез литературой. В 1832 году опубликовались его «Русские сказки. Пяток первый». Он стал заводить дружбу и знакомства с известными поэтами и писателями, такими как: Гоголь, Пушкин, Крылов, Жуковский и другие. Вместе с Александром Пушкиным Даль странствует по России. Он присутствовал при кончине Александра Пушкина, после дуэли его лечил и участвовал во вскрытии тела.

За свою жизнь Владимир Даль написал более 100 очерков, в которых он рассказывал о русской жизни. Писатель очень много путешествовал, поэтому знал русский быт.

Также Владимир Иванович составил такие учебники — «Зоология», «Ботаника», а в 1838 году он стал почетным членом Петербургской академии наук.

Но самой объемной и значительной работой Владимира Даля был и остается «Толковый словарь», который содержит около 200 тысяч слов. Первый том «Толкового словаря» вышел в свет в 1861 году.

С 1849 по 1859 годы Даль проживает в Нижнем Новгороде, где служит управляющим в удельной конторе, но вскоре переехал в Москву. Здесь он напечатал множество статей и работ. А в 1862 году было опубликовано «Пословицы русского народа».

Транскрипт

1 ЛЕКСИКОГРАФИЯ И ТРУДЫ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ Искалиева А.Р. г. Уральск Размышляя о подлинной интеллигентности, говорят: «Комната русского интеллигентного человека это стол, стул и Даль...» К сожалению, долгое время имя В. Даля ассоциировалось у меня, главным образом, с известным словарем и несколькими книгами на нашей библиотечной полке. И какое восхищение и гордость вызвал у меня этот удивительный человек, когда я познакомилась с его творчеством поближе! Обращаясь к творческому наследию В.И. Даля, необходимо познакомиться с основными вехами жизненного пути этого замечательного деятеля русской культуры. Ведь именно судьба, которую в энциклопедических справочниках называют биографией, оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения человека, его взглядов, накладывает неизгладимый отпечаток на творчество. Говоря о проблеме изучения творческого наследия В.И.Даля, нельзя не коснуться анализа школьных программ и учебника по русскому языку для массовой общеобразовательной школы. Несомненно, программы дошкольных учреждений и начальной школы обеспечивают восприятие творческого наследия В.И.Даля, но изучение его наследия и знакомство с личностью талантливого и замечательного человека осуществляется в 5-6 классах средней школы. Авторы программы уже в 5 классе при изучении раздела «Лексика» знакомят учащегося с личностью В.И.Даля и его творческим наследием. Раздел «Лексика» представлен следующими темами: «Словарное богатство русского языка», «Лексическое значение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слова», «Омонимы», «Синонимы», «Антонимы», «Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении», «Архаизмы», «Неологизмы», «Заимствованные слова», «Фразеологизмы». Уже при изучении первой темы раздела «Лексика» целесообразно обратить внимание учащегося на самый большой 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» и, заглянув в историю отечественной лексикографии, познакомить детей с 4-

2 томным «Толковым словарем живого великорусского языка» (последнее издание словаря относится к 1998 году, выпущен в Москве, издательством «Русский язык»), который представляет прежде всего огромную ценность для изучения и распространения русской культуры. Следующий урок в 5 классе посвящен лексическому значению слова, то есть каждому ребенку предоставляется практическая возможность работы с толковыми словарями. Учитель знакомит детей со способами расположения слов в словаре, со строением словарной статьи. И снова «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля обращает на себя внимание школьников рядом особенностей: 1. способ расположения слов в словаре В.И.Даля не алфавитный и не корнесловный (гнездовой), а средний: слова одного корня группируются в гнезда, а во главе такой группы «одногнездков» выставляется глагол или имя. Выбранный способ расположения слов, по мнению В.И.Даля, способствует пости-жению духа языка и раскрывает законы его словообразования; 2. толкование слова В.И.Даль дает не при помощи развернутого определения, а путем подбора к слову группы синонимов и слов, более или менее сходных по значению; 3. в качестве иллюстративного материала В.И.Даль использует пословицы и поговорки, краткие авторские изречения. Таким образом, практическая работа учащегося с толковыми словарями, во-первых, формирует навык практического использования словарей, во-вторых, составит представление о «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля как об уника-льном словаре с точки зрения структуры и с точки зрения его огромного культурологического значения. Жизнь любого человека, а тем более личности творческой, неординарной, всегда уникальна. В ней соткано унаследованное от родителей и достигнутое собственным трудом, соединены горести и радости, успех и неудачи. Жизнь такого талантливого человека, как В. Даль своего рода многостраничная книга, перелистывая которую, мы приближаемся к постижению загадки гениальности этого великого русского человека. На самом деле В. Даль прожил не одну жизнь. Он был прекрасным морским офицером, прилежным студентом университета, отважным воином и талантливым хирургом, добросо-вестным государственным чиновником и популярным писателем, и, конечно

3 же, выдающимся лексикографом. Все, чем приходилось заниматься В. Далю, отмечено Божьим даром, но самое главное, что он был кристально честным и порядочным человеком, заботливым сыном, мужем и отцом, верным другом, защитником обездоленных и несчастных. Теперь познакомимся с важнейшими этапами жизни В. Даля. В. Даль родился в г.луганске 10 ноября 1801 года в семье врача. Его отец, Иоганн Даль, датчанин, был очень образованным человеком, знал много языков. Еще Екатерина Вторая пригласила его в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Иоганн Даль положительно ответил на это предложение и остался в России. Мать В. Даля была немкой, очень образованной женщиной. Вместе с мужем они создали настоящую русскую семью. Получив в Германии профессию врача (он считал, что в этой должности принесет больше пользы России), Иоганн снова возвращается в Россию и больше ее уже не покидает. В. Далю повезло родиться в семье очень образованных, интеллигентных и порядочных родителей. Своему первенцу они дали старинное русское имя Владимир. Парадокс, но в это время, когда в русских по происхождению семьях говорили исключительно на французском языке, в семье, созданной датчанином и немкой, звучала только русская речь. Однажды бабушка Володи спросила, не хочет ли он, как она, стать переводчиком? Мальчик ответил: «не хочу все время искать слова». Кто мог тогда подумать, что поиск слов станет главным делом его жизни? Семье Далей приходилось переезжать неугомонный лекарь Иоганн Даль, защитник обездоленных, раздражал местное начальство. Он постоянно говорил детям: «Гордитесь тем, что вы русские!». В 13 лет Владимир поступает в Санкт-Петербург, в Морской корпус. Учеба там была нелегкой иностранные языки, математика, точные науки. В корпусе практиковались унижения, битье, порка провинившихся. Самыми счастливыми днями были выходы в море. После окончания корпуса в 1819 году Владимир едет домой. Дорога была очень долгой, и именно здесь он услышал для словаря первое слово, произнесенное ямщиком замолаживать, что означало пасмурнеть. То есть можно предположить, что именно с этого дня начал создаваться знаменитый словарь Даля. В 1832 году Даль врач-ординатор в Санкт-Петербургском военном госпитале. По отзывам коллег и пациентов это был

4 настоящий целитель, профессионал, трудяга, и самое главное добрый и сопереживающий больным врач. Есть что-то общее в профессии врача и литератора, возможно, обращенность к людям. Мы знаем немало примеров сочетания этих дарований (Чехов, Вересаев, современные Ю. Крелин и Дм. Притулла, М. Чулаки) Владимира Даля можно смело поставить в этот ряд первым! В те времена не существовало наркоза, и успех операции зависел от мастерства и быстроты хирурга. Больные часто погибали от болевого шока. Быстрее, удачнее всех в госпитале оперировал В. Даль. И здесь он не прекращал работу над словарем. Даль записывает со слов раненных поговорки и прибаутки, число которых увеличивается с огромной быстротой. В это время он начал писать свои первые сказки. Он подчеркивал всегда, что не сказки ему нужны, а русское слово. Первая значительная книга начинающего писателя сборник «Русские сказки» вышла в 1832 году под псевдонимом Казак Луганский. К своему первому сборнику Даль написал очень доброе, проникновенное предисловие: «Люди добрые, старые и малые, ребятишки на деревянных кониках, старички с клюками, девушки... Идите, стар и млад, слушать сказки чудные и прихотливые!» После выхода «Сказок...», которые были восторженно встречены в литературных кругах, у Даля начались неприятности. Тираж книги был изъят по доносу недобро-желателей. В тайной полиции раскрыли подоплеку сказок Даля, в которых говорилось о превосходстве простого народа над жуликоватыми чиновниками, дармоедами и бездельниками. В работе по сбору материала для «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, кроме автора, принимали участие многие чиновники, друзья В.И.Даля. Собранный лексический материал В. И. Даль расположил по системе гнездования слов, хотя эта система часто нарушалась самим составителем По причине богатого энциклопедического материала, содержащегося в словаре В.И.Даля, «Толковый словарь живого великорусского языка» сочетает в себе признаки языкового и энциклопедического словарей. Словарь задуман В.И Далем как словарь тезаурусного типа, однако он не может быть отнесен к типу чисто описательных, регистрирующих словарей в нем отчетливо проявляются и признаки нормативного словаря, что находит отражение, в частности, в отборе

5 и способах описания заимствованных слов и выражений, исключении грубой и нецензурной лексики, наличии прямых регламентирующих помет. «Толковый словарь живого великорусского языка» является одновременно и словарем-справочником по самым разным отраслям знаний по русскому языку, диалектологии, этнографии, истории и культуре Одной из особенностей словаря В. И. Даля является его дидактическая направленность. «Толковый словарь живого великорусского языка» сочетает в себе признаки словаря для научных целей и практического пособия. Словарь является ценным источником для научных исследований не только в лингвистике, но и в этнографии, фольклористике, истории, культурологии и других отраслях науки, при этом особую ценность представляют материалы словаря для исследований в области фразеологии, диалектологии, этимологии, истории русского языка. Еще одна отличительная особенность словаря В. И. Даля его богатейший фразеологический материал. В разных словарных статьях В. И. Даль поместил около тридцати тысяч пословиц. Методически грамотно организованная практическая работа со словарями на уроке русского языка обеспечит успешное усвоение последующих тем в разделе «Лексика», особое место в котором следует уделить теме «Фразеологизмы». Так как большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный самобытный характер русского языка, то, продолжая разговор о народном речевом творчестве, уместно сообщить, школьникам о словаре «Пословицы русского народа». Учащиеся старших классов могут продолжить изучение творческого наследия В.И.Даля, если учителя русского языка в 10 и 11 классах общеобразовательной школы изберут такие спецкурсы, как «Стилистика» или «Культура речи» по авторским программам. Таким образом, изучение творческого наследия В.И.Даля в школе обеспечивает не только лингвистический, но и мировоз-зренческий, культурологический аспект изучения русского языка. С 1861 по 1862 годы В. И. Даль создал отдельный сборник, в который включил значительную часть собранных им за многие годы фразеологизмов, частично вошедших и в «Толковый словарь». Сборник «Пословицы русского народа» построен по тематическому принципу, весь его материал разделен на 180 тематических групп.

6 В 1833 году даль переехал в Оренбург, где состоял чиновником для особых поручений при военном губернаторе. Там он был послан на землю уральских казаков для изучения ситуации в связи с угрозой казачьих бунтов. Далю нравилась его новая служба. Он объезжал на коне огромную территорию, знакомился с разными людьми, продолжал собирать материал для словаря. Именно в этих местах Даль познакомился с Пушкиным. Встречи с Пушкиным занимают особенную станицу в жизни В. Даля. Об этом нужно сказать отдельно. Несмотря на краткость их общения, эти отношения можно смело назвать дружбой. Даль мечтал познакомиться с любимым поэтом, показать ему свои сказки. Именно после знакомства с Пушкиным Даль вошел в литературную элиту России. Еще одна встреча с Пушкиным произошла вблизи Оренбурга. Поэт проехал тысячи верст, чтобы познакомиться с местами, которые он собирался описать в «Истории Пугачевского бунта». Даль провел с Пушкиным несколько дней. Они не расставались ни на минуту и стали близкими друзьями. Он закрыл Пушкину глаза, вскрывал тело и писал заключение о причине смерти. Вдова подарила ему перстень, который Пушкин считал своим талисманом. И тот самый сюртук, в котором Пушкин впервые показался ему перед Далем. Пушкин назвал этот сюртук «выползина», словом, подаренным ему Далем (шкурка, которую сбрасывает змея). Даль тяжело переживал смерть Пушкина, и как врач, постоянно думал о том, можно ли было его спасти. Всю свою жизнь Даль оставался известным литератором. В годы XIX века его рассказы печатались в журналах: «Современник», «Москвитянин». Имела успех и первая большая повесть «Бедовик», опубликованная в 1839 году. Но главной страстью, главным долгом всей жизни оставалась работа над словарем. Служа в канцелярии, Даль организовал сбор слов для своего словаря в масштабах всей России. Письма приходили на листках из тетрадей, порой неграмотные люди разных сословий посылали Далю лексикографу слова и поговорки. Их разбирали специальные писари. В конце концов собрание слов вытеснило своего «соперника» писательство, а затем и государственную службу. В 1859 году семья переезжает в Москву в огромный, неуютный дом на Большой Грузинской. Здесь, в этом доме, и проходил итоговый этап работы над словарем. От перегрузок Даля спасало то, что он, как врач, зная, как поддерживать свои силы, ежедневно гулял по полтора, два часа.

7 В 1860 году Даль выступил на заседании Общества любителей Российской словесности с докладом о своем словаре. К этому времени он был величественным седовласым мужчиной с осанистой белой бородой. Было ему в ту пору 60 лет. Четыре тома словаря выходили с гг. Было решено издать первую половину словаря (Даль при этом чуть не погубил все дело, заявив, что может не успеть закончить все тома). Средств на издание следующих томов не было. Помог высокопоставленный чиновник, который когда-то служил у Даля. Он доложил Александру II о трудностях с изданием, и царь согласился финансировать выход в свет трех томов. В 1863 году словарь Даля был закончен. Русское геогра-фическое общество наградило словарь золотой медалью. Когда Далю шел уже восьмой десяток, к нему обратился знаменитый Третьяков с предложением написать его портрет, который он собирался заказать художнику Перову, сказав: «Потомкам интересно будет посмотреть, каким был известный писатель и составитель словаря». «Потомкам?» - усмехнулся Даль. Разве мог он представить, каким знаменитым будет его имя в России в последующие годы! На портрете старик с белоснежной бородой, взгляд его спокоен, он доделал свое дело, бросаются в глаза великолепно вылепленные руки хирурга. В последние годы жизни Владимир Иванович готовил 2-е издание словаря (пополнял записи слов), много писал для детей. Даль скончался двадцать второго сентября. К этому времени он был уже вдовцом. Незадолго до смерти он принял крещение, объяснив детям свой поступок по-житейски просто: «Хочу лежать с женой на одном кладбище». Но, вероятно, для этого были более глубинные причины. Последнее слово в свой словарь он продиктовал дочери (произнесенное сиделкой) незадолго до смерти. Литературное наследие В. Даля 145 повестей, 62 короткие истории, статьи и очерки. Гоголь отмечал: «Все у него правда, каждая его строка меня учит, продвигая ближе к познанию русского быта и народной жизни». Словарь В. Даля уникален. Такого словаря нет ни у одной из славянских народов. Он содержит более слов, из этой книги можно получить сведения о всех сторонах жизни русского народа: о жилищах, хозяйстве, утвари, религии, обычаях. Литература:

8 1. Бессараб М. Владимир Даль. М., Даль В.И. // Отечественная история в 5-ти томах. Т.1. М.,1994. С Порудоминский В. В.И. Даль. М., Алефиренко Н.Ф. Фразеологическая репрезентация христианского мировосприятия (на материале восточнославянских языков) // Мир православия. Вып.2. Сб. научных статей. Волгоград, С Архангельский B.Л. О задачах, объектах, разделах русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Проблемы устойчивости и вариантности фразеологических единиц. Тула: Издво Тульского гос. пед. ин-та, С Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, с.


Объяснительная записка Данная программа составлена на основе программы Е.Н.Тихоновой «Словари как средство познания мира», «Программно-методические материалы. Русский язык. 10 11 класс», Дрофа, Москва,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 2030» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа 2030 /Н.П.Рябкова / Приказ от 2016 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края ПРИНЯТА: Методическим советом школы Протокол 12 от 20.08.2013

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 5 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Общие сведения о языке СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык нормированная и обработанная форма общенародного языка. Русский

1 2 Программа кружка «Занимательный русский язык» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2013 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Учебного плана

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ломовская средняя общеобразовательная школа Рассмотрена на заседании Согласована с зам.директора Утверждена МО по УР приказом директора Протокол от Филяюшкина

Пояснительная записка. Направленность Данная программа направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ В Ы С Ш Е Г О О Б Р А З О В А Н И Я СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Русская словесность. От слова к словесности» для учащихся 5 класса составлена на основе программы «Русская словесность.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАБИНЕТНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» 6 класс 2016-2017 учебный год

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет морского и речного

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 5 класс. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях,

Владимир Иванович Даль (1801-1872) писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». В честь своей родины Луганска взял себе псевдоним «Казак Луганский». За свою биографию

115 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова Библиотечно-информационный центр ГБПОУ Колледжа связи 54 им П.М. Вострухина Выставка в читальном зале БИЦ ОП-9 разработала библиотекарь Мочалова В.Н. Выставка

Белорусский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе А. Л. Толстик..2016 г. Регистрационный УД- /уч. Русская лексикография: теория и практика Учебная программа учреждения высшего

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» Программа вступительных испытаний по «РУССКОМУ ЯЗЫКУ» для абитуриентов негосударственного

Страница 3 из 6 1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПЫТАНИЯ Цель дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности определить уровень знаний поступающего курса средней (полной) общеобразовательной

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (РПА Минюста России) ПРОГРАММА

Урок 1 Русский язык среди других языков Цель: сформировать у школьников представление о многообразии языков в мире; дать учащимся понятие родственных и близкородственных языков; особо обратить внимание

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный

Аннотация к рабочей программе дополнительного образования детей «Родное слово» Рабочая программа дополнительного образования детей «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях

Добрый день, здравствуйте! Сегодня седьмое февраля, и сегодня я хочу чуть-чуть поговорить с вами о Пушкине. Почему сегодня о Пушкине? Давайте посмотрим вот на этот памятник. Вы видите: тут даты рождения

МИНИСТАРСТВО ПРОСВЕТЕ, НАУКЕ И ТЕХНОЛОШКОГ РАЗВОЈА ДРУШТВО ЗА СТРАНЕ ЈЕЗИКЕ И КЊИЖЕВНОСТИ СРБИЈЕ Републичко такмичење из руског језика за VIII разред основне школе 27. 4. 2014. 1. ДЕО: ПРОВЕРА РАЗУМЕВАЊА

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «К ТАЙНАМ СЛОВА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ» для 5-6 классов Разработчик: Светлова И.В. Составлена на основании Рабочей программы внеурочной

Программа вступительного испытания по русскому языку 1. Общие сведения о языке Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык нормированная и обработанная

Аннотация к рабочей программе по по учебному курсу «Русская словесность» 5 класс (по программе Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности». Дрофа, 2009.) Рабочая программа элективного

Класс: 5 Часов в неделю: 6 Всего часов:210 п/п Календарно-тематическое планирование Предмет: русский язык Раздел, тема урока Кол-во часов на тему Практическая часть программы К Р Р Р I триместр 10,6 учебных

Департамент образования города Москвы ГОУ гимназия 1518 Утверждена на научно-методическом Совете Гимназии протокол 1 от 30.08.2013 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЗАГАДКИ

Русская лексикология и обучение русскому языку Эржебет Эва 1. Методика обучения русскому языку как иностранному является педагогической наукой, но связана с лингвистикой и психологией. Данные лингвистики

Список экспонируемой литературы к выставке «Слов золотые россыпи. Владимир Иванович Даль. 215 лет со дня рождения» 1. Азбука природы по В. И. Далю // Экология и жизнь. 2003. N 6. С. 40. 2. А169628 Бессараб,

Составитель Н.А.Нефедова Программа формирования основ словарной культуры: потребности в обращении к справочно-информационным источникам разных типов и овладение базовыми навыками их использования Русский

1. Пояснительная записка. Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых

Порядок проведения экзамена Экзамен по русскому языку проводится в устной форме. Содержание вопросов и уровень требований определяется на основе обязательного минимума федерального государственного образовательного

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Программа по курсу «Занимательная грамматика» Планируемые результаты внеурочной деятельности 4-й класс.34 часа,1 час в неделю «Занимательная ГРАММАТИКА» Личностные результаты эмоциональность;

ОСНОВНЫЕ ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА У отечественных толковых словарей многовековая история. Первыми толковыми словарями считают рукописные словарики XIII и XIV веков, которые прилагались к книгам

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе авторской программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. Для 5 9 классов» под редакцией Р. И. Альбетковой. М.: Дрофа, 2011г.

1 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Технологическая карта 3 Тема «Слово и его значение» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Слово и его значение (3 часа) Научить распознавать слова с несколькими

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Общие сведения о языке. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык нормированная и обработанная форма

Итоговый отчет по апробации учебника А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература 5 класс» Общие сведения Регион: Костромская область, город Галич Вид общеобразовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное

Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до

Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Развитие устной и письменной речи» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной

Министерство Образования РБ Отдел образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа МАОУ гимназия 93 «Согласовано» Зам директора МАОУ гимназия 93 / Каюмова И. Н. 2013 г «Утверждаю»

Белорусский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе А. Л. Толстик..2016 г. Регистрационный УД- /уч. РУССКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ Учебная программа учреждения высшего образования спецсеминара

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 5 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском

Программа дополнительного образования в начальной школе по русскому языку «Секреты русского языка». Пояснительная записка. Программа дополнительного образования (кружка) по русскому языку «Секреты русского

Романовская Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы (МБОУ «СОШ 13») ПРОГРАММА КРУЖКА «ТАЙНЫ СЛОВА» Рабочая программа по кружку «Тайны слова» составлена на основании следующих нормативно-правовых

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Муртазина Ландыш Тагировна старший преподаватель Институт психологии и образования КФУ г. Казань, Республика Татарстан ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ГАЯЗА ИСХАКИ И

9-го апреля 2015 года исполнится 100 лет со дня рождения Натальи Сергеевны Авиловой, которую в Институте русского языка хорошо помнят сотрудники старшего поколения. Она пришла сюда в 1947 году, вскоре

Теоретический минимум по русскому языку за 1 четверть 5 класс 1. Какие стили речи вам известны? 2. Что называется орфограммой? 3. Назовите 2 способа проверки правильности написания безударных гласных в

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.терновка Балашовского района Саратовской области» «Утверждена» «Согласована» «Утверждаю» на МО школы зам. дир по УВР Директор