Белорусский государственный академический музыкальный театр: о театре, репертуар, труппа, адрес. Законы о льготах. «Шуточка», театр-студия «Паяц», г. Липецк

Белорусский государственный академический музыкальный театр был открыт более 40 лет назад. Сегодня в его репертуаре богатое разнообразие жанров, есть даже постановки для детей.

О театре

Белорусский государственный академический музыкальный театр открылся в 1970 году. Первым его спектаклем стало произведение "Поёт жаворонок". Премьера состоялась в январе 1971 года. Изначально театр назывался Беларуси.

В 1981 г. для него было построено собственное здание, в котором он "живёт" по сей день.

За более чем сорок лет своего существования театр выпустил более сотни постановок разных музыкальных жанров. Многие из них считаются уже золотым фондом.

В конце 20 века значительно расширился репертуар театра. В него, помимо музыкальных комедий советского периода, балетов и классических оперетт, вошли спектакли современных модных жанров, таких, как, например, мюзикл, а также концерты. В связи с этим расширился и штат.

Белорусский государственный академический музыкальный театр сегодня - это, прежде всего, профессиональные артисты, среди которых есть как мэтры сценического искусства, так и талантливые молодые кадры. Труппа способна успешно решать даже самые сложные задачи творческого характера. Многие артисты имеют звания и являются лауреатами премий, конкурсов и фестивалей.

Сегодня театр входит в число самых популярных не только в городе, но и во всей Беларуси. У него очень высокая репутация. За год этот Храм искусства посещает более 250 тысяч зрителей. Помимо спектаклей, театр реализует и целый ряд различных проектов. Артисты принимают участие в мероприятиях городского, районного и республиканского значения. Детям-сиротам, многодетным семьям, ветеранам, инвалидам, пожилым людям предоставляется возможность посещать постановки и концертные программы на льготной или даже бесплатной основе.

Одним из очень значимых и громких событий стала премьера мюзикла "Софья Гольшанская". Эта постановка сразу же стала любимой у зрителей. С ней театр побывал на гастролях во многих городах Беларуси, а также и России. Премьера мюзикла состоялась под открытым небом. Произошло это у стен принадлежавшего роду магнатов Сапегов, там, где жила главная героиня спектакля. Постановка была высоко оценена зрителями и критиками.

В 2000 году театр был удостоен звания "Заслуженный коллектив Республики Беларусь". А через 9 лет после этого события он стал именоваться академическим. В тот же год состоялось и его переименование. Теперь это Белорусский государственный академический музыкальный театр. Касса его работает с 9:00 утра и до 20:00 вечера. Находится она в здании театра. Но билеты можно приобрести не только в кассе, но и через официальный сайт театра. Дети до 3 лет могут проходить в зал бесплатно.

Музыкальный театр каждый год организует конкурс, который проходит среди драматургов, композиторов, режиссёров. Цель его - создать уникальные, оригинальные спектакли, которые войдут в репертуар.

С 2010 года театр ведёт активную гастрольную деятельность. Труппа ездит по разным городам Беларуси, по странам СНГ и нередко бывает за рубежом.

Опера, оперетта, мюзикл

Театральная афиша (Минск) приглашает зрителей увидеть большое количество разнообразных и разножанровых постановок. В музыкальном театре довольно богатый репертуар. В него входят балеты, оперетты, мюзиклы, рок-оперы и так далее.

Спектакли, которые можно увидеть на сцене музыкального театра в нынешнем сезоне:

  • "Юнона и Авось".
  • "Бабий бунт".
  • "Свадебный базар".
  • "Щелкунчик".
  • "Однажды в Чикаго".
  • "Летучая мышь".
  • "Жизель".
  • "Мистер Икс".
  • "Клеопатра".
  • "Сильва".
  • "Джейн Эйр".
  • "Лебединое озеро".
  • "Обыкновенное чудо" и другие музыкальные постановки.

Спектакли для детей

Театральная афиша (Минск) юным зрителям предлагает массу интересных постановок. И музыкальный театр не оставил их без внимания. Для детей здесь идут музыкальные сказки и мюзиклы.

Предназначенные для юных зрителей:

  • "Волшебная лампа Аладдина".
  • "Буратино.by".
  • "Приключения Кая и Герды".
  • "Красная Шапочка. NEXT".
  • "Морозко" и другие.

Труппа

Белорусский государственный академический музыкальный театр - это очень большой коллектив, в который входят танцовщики классического балета и мюзикла, хор, оркестр и солисты (вокалисты).

  • Анзор Алимирзоев.
  • Вера Кандратина.
  • Никита Аржанников.
  • Дана Лось.
  • Кирилл Коваль.
  • Наталия Гайда.
  • Ольга Железкая.
  • Артём Хомичёнок.
  • Ирина Войтекунас.
  • Дмитрий Аниськов.
  • Евгения Самкова.
  • Александра Войцехович.
  • Денис Мальцевич и другие.

Где находится

Рядом с Сендайским сквером, площадями Богушева и Мясникова, педагогическим университетом и Домом правительства расположился Белорусский государственный академический музыкальный театр. Адрес его: улица Мясникова, дом №44.

В Москве с 23 по 29 сентября проходит фестиваль особых театров «Протеатр». Среди актеров и режиссеров - люди с ограниченными возможностями. 12 взрослых, школьных, сельских коллективов из 10 городов России и испанские артисты театра «Danzamobile» раздвигают социальные границы и обращаются к чувству сопричастности в душе зрителя.

Актеры с даун-синдромом из московского «Театра простодушных» знакомы уже многим - если не по сцене, то по статьям в СМИ. Гораздо реже можно услышать об актере с ДЦП или глухотой. Совсем редко - увидеть профессионального актера на инвалидной коляске. Тем не менее людей, которые пришли на сцену или в режиссуру, несмотря на ограниченные возможности, не так уж мало. Раз в три года они собираются в Москве на фестиваль особых театров. На наступающей неделе 23-29 сентября с ними можно познакомиться.

«Особое искусство» - искусство людей с ограниченными возможностями здоровья - не «инвалидное» искусство. Оно возвращает к истокам творчества. «Искусство не может быть особым из-за возможностей здоровья его создателей - оно либо есть, либо его нет. В этих театрах – искусство высочайшего уровня», - говорит шеф-редактор канала «Культура», член оргкомитета фестиваля Андрей Райкин.

«Особый театр» - формирование новой эстетики, а не имитация обычного профессионального театра. В пространстве современного театра «особое» искусство заполняет нишу, из которой другие уходят в сторону перформанса, постмодернизма, нетрадиционных постановок, - нишу искренности.

12 лет в России для театрального фестиваля – это много, - говорит председатель оргкомитета фестиваля Наталья Попова. - Вначале нам говорили: какой может быть фестиваль, разве можно говорить о культурном значении «особого» театра? Такие театры получают дотации от государства - и достаточно. Но мы считаем, что этот театр занимает свое место - это культурный ресурс, лаборатория культуры. Театр вообще – это институт рефлексии. В «особом» театре формы рефлексии уникальные.

Фестиваль дает людям с инвалидностью возможность на равных с остальными участвовать в социальном и культурном событии. Участники спектаклей и мастер-классов - это уже не объект благотворительности, а равные партнеры в диалоге.

Основная программа пройдет в культурном центре ЗИЛ. Вход на все события бесплатный, однако в зале всего 180 мест, поэтому необходима предварительная запись. В здании нет пандусов, поэтому в ЗИЛе ждут волонтеров, чтобы поднимать маломобильных гостей на третий этаж. Тем не менее организаторы надеются увидеть инвалидов не только в числе участников, но и в числе зрителей. Открытие и закрытие пройдут на сцене Театра на Таганке - сюда наверняка поместятся все желающие.

Фестивальная программа предполагает вечерние и детские показы (три коллектива работают для детей, причем уровень их постановок удовлетворит самого привередливого зрителя). Заявки подали 90 коллективов, из них было семь зарубежных; пригласили три зарубежных труппы, а приехать смогла лишь одна - из Севильи. В конце фестиваля «Danzamobile» покажет на Таганке пластический живописный спектакль «Дай мне еще секунду». В программе много «лабораторных показов» – постановки, показавшиеся жюри интересными, но не вошедшие в число лауреатов. Туда приглашают в первую очередь театральных критиков: организаторы уверены, что от их поддержки режиссер и труппа становятся более уверенными и выходят на новые площадки.

На фестивале проводится образовательная программа для режиссеров особых театров (такой профессии как вузовской специальности пока не существует).

Мы пока только проводили в МГПУ курсы переквалификации для тех, кто проводит реабилитацию средствами театра. Для людей с психологическим образованием были такие предметы, как актерское мастерство и режиссура, а для людей с актерским образованием - психология и другие специальные дисциплины, - рассказывает Наталья Попова.

Мастер-классы, в том числе с такими звездами, как Юрий Бутусов, должны восполнить дефицит образовательных программ для актеров и режиссеров особых театров. Некоторые мастер-классы будут длиться пять дней: греческий режиссер Oikonomou V, у которого играют актеры с инвалидностью, будет рассказывать о времени и пространстве в греческой трагедии. Не исключено, что сегодняшний особый театр возрождает именно такие формы, и поэтому реконструкции пьес с героями и хором здесь - дело обычное.

Российский театральный и кинорежиссер Андрей Житинкин - член жюри фестиваля - рассказывает, что был потрясен работой с глухонемыми актерами.

Представьте разделенных сиамских близнецов: они чувствуют другого человека даже спиной и выражают свои эмоции гораздо богаче. Обычный актер, который обладает всеми возможностями от природы, часто это не ценит и не разрабатывает. Я приводил профессиональных драматических актеров на спектакли глухонемых, чтобы показать, чем еще можно пользоваться как средством выразительности. Ведь весь драматический актер – это инструмент, и чем он тоньше организован и чем он более изыскан, тем интереснее в зале, - считает Андрей Житинкин.

По словам Андрея Житинкина, особым актерам интересны особые спектакли: глухие не откликнулись на предложение работать с классическим репертуаром, зато поставили несколько спектаклей Мрожека - сложные абсурдистские тексты.

Для них абсурдность бытия – парадигма, с которой они живут постоянно. При этом они заставляют зрителей смотреть на них не отрываясь и доказывают свое право владеть их вниманием, - делится Житинкин.

Конечно, далеко не все актеры и сотрудники «особых» театров - инвалиды. Например, один из самых запоминающихся участников фестиваля - театр «Оптимисты». Это единственный в стране сельский драматический театр. Его создатель Михаил Данилович Литвинов мечтал создать свой театр, получил профессиональное режиссерское образование. С детства у него были проблемы с ногами: сначала он ходил с палочкой, теперь перемещается на коляске. Он создал театр прямо у себя дома в селе Старомарьевка Ставропольского края. В 16-метровой комнате Михаил Литвинов поставил 30 собственноручно выструганных табуреток и соорудил сцену и занавес. Начались репетиции.

Это не курьез деревенской жизни, а явление высокой культуры: у них 17 названий в репертуаре, каждый вечер спектакли и каждый день репетиции, - рассказывает Андрей Райкин. - Многие актеры специально ехали в город получать образование и возвращались в Старомарьевку. Затем руководство края помогло Михаилу Литвинову снести сарай и построить на участке сарай побольше, и теперь это уже не сарай, а театр с фойе, гримерками и залом на 60 мест. Все билеты для сельчан бесплатные, артисты не получают зарплаты, для заработка работают в Ставрополе в театрах и ведут театральные студии.

Актеры театра Михаила Литвинова - обычные люди, только режиссер здесь - колясочник. В Москву, по всем правилам профессионального театра, едут два актерских состава. На фестивале «Оптимисты» 26 сентября покажут спектакль «Живи и помни» по Валентину Распутину на сцене КЦ ЗИЛ. Хотя показанные в спектакле события относятся к военному времени, о котором большинство зрителей и актеров уже знает лишь по рассказам, трагический сюжет оказывается современным. Лейтмотивы постановки - темы патриотизма, долга, любви, нравственного выбора и ответственности за его последствия.

«Белое на черном», народный театр «Жест», г. Великий Новгород

В основу драматического спектакля положены два автобиографических романа Гальего «Белое на черном» и «Я сижу на берегу». У некоторых актеров, передвигающихся на инвалидных колясках, тот же диагноз, что и у писателя. Однако это не история болезни и не призыв к состраданию. Спектакль исполнен иронии и веры в человека. Это свидетельство мужества и каждодневных жизненных побед, даже если результат грандиозных усилий не так уж грандиозен, а процесс достижения цели не так техничен и отлажен, как хотелось бы. Актеры указывают на относительность любых ограничений: так или иначе, через становление личности придется пройти всем.

«Злоумышленники», школа-студия-театр «Индиго», г. Томск

Действие спектакля, созданного по мотивам рассказов Антона Чехова, разворачивается в трех временных пластах: конец XIX века, 1937 год и наши дни. Обыгрывая колорит и социально-политические обстоятельства исторических эпох, в каждой сцене авторы по-своему раскрывают злободневные темы отношений человека и власти, соотношение преступления и наказания.

Актеры с ограниченными возможностями выступают на профессиональной сцене, причем выразительно-пластический язык жестов и живая речь поддерживают и дополняют друг друга.

«Шуточка», театр-студия «Паяц», г. Липецк

Постановка по рассказам Антона Чехова «Рыбья любовь» и «Шуточка». Оригинальность жанра основана на интересном актерском ансамбле, а условность режиссерско-сценографического решения оставляет пространство для зрительского воображения. Энергичное действие создает игривое настроение и заряжает оптимизмом.

«Пушкин. Болдинские драмы» (Опыт художественного осмысления безверия). «Театр Простодушных, г. Москва.

Вместе с героями «Моцарта и Сальери» и «Скупого рыцаря» зритель и актеры размышляют о верности и предательстве, семье и чести.

«Без права на ангела». Театральный проект «Недослов», г. Москва

Спектакль состоит из отдельных этюдов, созданных по мотивам романсовой лирики Александра Вертинского «Желтый ангел». Актеры поднимают извечные вопросы взаимоотношений и взаимовлияния личности и толпы, творческой индивидуальности и общества.

Детские спектакли

«Вот такая чепуха», кукольный театр «Котофей» (Москва), 25 сентября в 17.00, КЦ ЗИЛ, 45 мин, 3+

«Наш Маршак», театр особых людей «Радость Моя» (Сыктывкар), 25 сентября в 19.30, КЦ ЗИЛ, 20 мин, 6+











Не только могут пользоваться различными льготами похода в театр, но и пенсионеры.
Если Вы хотите, чтобы ваши бабушки и дедушки (а может мамы и папы) не скучали дома, то расскажите им, как можно попасть в театр.
В Москве есть много театров, которые предоставляют пенсионерам льготные входные билеты.
Все что нужно это пенсионное удостоверение и минимальная сумма денег (порядка 100 рублей), а есть театры, которые пускают совсем бесплатно.

  • В Малый театр можно попасть по пенсионному удостоверению. За час до спектакля надо подойти в кассу. Билет стоит 100 рублей. Места на балконе.
  • Мастерская Петра Фоменко пускает пенсионеров на свои спектакли бесплатно. Необходимо в день спектакля подойти к администратору и записаться в список вместе со студентами.
  • Театр им. А. С. Пушкина никогда не отказывает пенсионерам. За час необходимо подойти к администратору и при себе иметь пенсионное удостоверение и 100 рублей.
  • В бесплатно пускают по пенсионному удостоверению. Надо за 10 минут подойти к администратору.
  • Театр на Малой Бронной. Надо подойти за час в кассу показать пенсионное удостоверение и 100 рублей.
  • Театр Эрмитаж пускает пенсионеров бесплатно. Надо подойти к администратору. По крайней мере, так было, когда театр существовал в своем здании. Теперь в связи с ремонтом спектакли играются на разных площадках. Например, на сцене Мастерской Петра Фоменко, но они пенсионерам не отказывают. Поэтому стоит попробовать.
  • В бесплатные билеты на балкон. За 45 минут до спектакля необходимо подходить к администратору.
  • В пенсионеры могут рассчитывать на бесплатный входной билет (только не на самые рейтинговые спектакли вроде «Враги. История любви», даже летом на этот спектакль льготникам не получить билеты).
  • В РАМТ пенсионеров пускают бесплатно. За час до спектакля к администратору уже выстраивается очередь, никому не отказывают. При себе необходимо пенсионное удостоверение.
  • В по пенсионному удостоверению билеты по 50 рублей. Надо предварительно позвонить администратору по телефону в день спектакля и уточнить будут ли льготные билеты. Это необходимо обязательно сделать, иначе приедете впустую, билетов может не оказаться на конкретный спектакль.
  • В театр им. Маяковского есть дешевые билеты для пенсионеров за 100 рублей. В день спектакля надо подойти в кассу. Есть одно но, на рейтинговые спектакли билетов таких может не быть. Например, на спектакль «Таланты и поклонники».

Как видите очень много возможностей досуга для Ваших бабушек и дедушек или мам и пап.
Всем приятных впечатлений от похода в театр

PS: со всей полезной информацией о театрах Москвы. Как бюджетно сходить в театр, в чем пойти в театр, какие спектакли наиболее запомнились автору и многое другое.

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии - самый крупный и единственный музыкальный в нашем регионе. Отметив свой 80-летний юбилей, театр продолжает развиваться, экспериментировать с выбором жанров, драматургического материала, хореографического решения, неустанно работает над качеством оркестрового звучания, выносит на суд зрителей оригинальные идеи сценического оформления. Коллектив готов вновь и вновь дарить своим зрителям встречи с прекрасным искусством оперетты, музыкальной комедии, мюзикла, искусством ярким, оптимистичным, радостным.

Немного истории...

Театр был создан на базе Винницкого театра музыкальной комедии и 30 декабря 1936 года открыл свой первый сезон премьерой спектакля "Холопка" Н. Стрельникова.

В годы Великой Отечественной войны в помещение театра эвакуировался знаменитый МАЛЕГОТ (Ленинградский малый оперный театр). Оренбургская труппа в это время работала в г.Орске.

Из воспоминаний актёров разных лет

После войны начался расцвет театра, который, успешно гастролируя, громко заявлял о себе по всей стране: Москва, Мурманск, Самара, Уфа, Курск, Орёл, Казань, Ульяновск, Пермь, Пенза, Псков, Кострома, Вологда, Саратов, Калининград, Златоуст, Челябинск, Свердловск, Волгоград), ближнего и дальнего Зарубежья, (Прибалтика, Украина, Узбекистан, Казахстан, Киргызстан и другие.

Сегодня Оренбургский государственный театр музыкальной комедии - динамично развивающийся коллектив со своим именем, историей, значимым местом в культурном пространстве Оренбуржья. Наряду с признанными мастерами (заслуженные артисты РФ А. Леонова, А. Лазутин), работает много артистов среднего поколения. Большую часть труппы составляют выпускники Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Артисты постоянно участвуют в конкурсах и фестивалях всероссийского и международного уровня, являются лауреатами губернаторских премий «Оренбургская Лира» и «Лучшая актёрская работа года», стипендиатами государственных премий для творческой молодежи от СТД РФ и др.

Театр представляет разнообразный репертуар: здесь можно услышать классическую оперетту («Летучая мышь») и вспомнить советскую историю военных и послевоенных лет («За жизнь»), одухотвориться литературной классикой: Гоголем («Ночь перед рождеством»), Пушкиным («Дубровский»), Шарлотта Бронте ("Джейн Эйр"), а также прочувствовать множество национальных оттенков: грузинских («Ханума»), венгерских («Марица») и многих других.

С приходом куратора театра - заслуженного деятеля искусств РФ Кима Брейтбурга - в репертуаре появились современные спектакли: мюзиклы К. Брейтбурга «Голубая камея» и «Дубровский», "Джейн Эйр", культовая рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось», ставшие театральными сенсациями региона.

Ежегодно спектакли театра посещают более 70 тыс. зрителей! И мы верим, что лучшие страницы его истории ещё впереди!

История создания

У истоков

В декабре 1934-го года Оренбуржье выделилось из состава Средне-Волжского края. Оренбург из заштатного городка становится центром обширной территории, которому теперь жизненно необходимо стать не только административным центром, но и культурной столицей края. Через три недели после создания самой области появился первый в истории оренбургской оперетты документ.

30-е и 40-е годы

Первый период становления и развития театра. Он был успешным в первую очередь в силу того, что опирался на традиционно излюбленный зрителями жанр музыкального спектакля. «Холопка» - первый, очень успешный спектакль театра. Далее были «Золотая долина» Дунаевского, «Сорочинская ярмарка» Рябова, «Свадьба в Малиновке» Александрова.

Конец 40-х и 50-е годы

Театр создал целый ряд ярких спектаклей и стал неотъемлемой важной составляющей жизни города, предметом его гордости. Но 1948 год принёс в его жизнь весьма серьёзные изменения: Совет Министров принял решение о переводе театров на самоокупаемость и снятии их с 15 марта с государственной дотации. Областной отдел по делам искусства издал приказ, согласно которого директора театров области должны были «перейти на полную бездотационность (по существу - хозрасчет). Началась гонка за выживание.

60-е и 70-е годы

На месте бывшего Народного Дома строится, наконец, новое театральное здание. Перемены в политике государства, либерализация, хоть и временная, не прошли стороной и Оренбургский театр. Он вновь много гастролирует, полон надежд на лучшее будущее. Одной из самых больших удач десятилетия стал «спектакль «Чёрный дракон» Модуньо. Собран удивительно талантливый и разнообразный по голосам и амплуа творческий состав, Это был настоящий взлёт театра.

Современный этап

Начало нового тысячелетия знаменательно для театра первым набором на факультет «Актер музыкального театра» в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Сегодня первые выпускники этого факультета - Е. Колчанова, Л. Иосифиди, Е. Клименко и Д. Гуцуляк стали настоящими профессионалами, любимцами зрителя. Ярко заявил о себе и второй набор, ныне тоже выпускники - став лауреатами первого московского конкурса студенческих музыкальных театров «МюзикLand», организованного Фондом Г. Васильева по сохранению и развитию жанра оперетты: А. Ахметгалиева, К. Богдан, С. Гурьянов, И. Низамова, И. Стрионов, И. Тугай и С. Фурсов.

21 марта – Международный день человека с синдромом Дауна. Накануне этого события, а также – в преддверии Всемирного дня театра (27 марта), на пресс-конференции в РИА Новости обсуждали проблему интеграции в современном обществе людей с ограниченными возможностями здоровья, а также проблемы их творческой реабилитации.

Постановка московского «Театра простодушных». Фото с сайта teatrprosto.ru

Согласно «Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» люди с ограничениями жизнедеятельности должны наравне со здоровыми гражданами иметь равный доступ к услугам в сфере культуры и спорта, а также участвовать в общественной и социальной жизни столицы. Однако до полноправного их включения в жизнь общества – еще очень далеко.

Один из немногочисленных способов интеграции в социальную жизнь в нашей стране, который, в принципе открыт как для людей с синдромом Дауна, так и для многих других «особенных» людей — занятия творчеством.

«Социокультурной реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья соцзащита занимается постоянно, – подчеркнула заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы Татьяна Потяева. – Создаются клубы, в которые ребята могут прийти и найти себя либо в театре, либо в вокале, или живописи. Порядка 17,5 тысяч людей с инвалидностью участвуют в различных реабилитационных проектах ежегодно».

Но соцзащита опекает детей, а после 18 лет человек, получивший статус «инвалид», часто остается наедине со своими проблемами. Действующие творческие коллективы, включающие таких людей, к счастью, существуют, но многие из них буквально находятся на грани выживания и держатся за счет нечеловеческих усилий их лидеров-энтузиастов.

При этом многие, например, театральные «особые» постановки, безусловно, могут украсить афиши обычных профессиональных театров.

Фестиваль «особого» творчества

Хочется верить, что ситуация с отношением к т.н. «особому» творчеству потихоньку начинает меняться: этом году в Москве с 26 марта пройдет Первый молодежный интеграционный театральный фестиваль «Арт-Сфера» . Он организован Центром медико-социальной реабилитации инвалидов при поддержке департамента социальной защиты населения и департамента культуры Москвы.

Надо сказать, что это далеко не первый случай, когда зрителям представляются работы особых театров – с 2001 г. в Москве регулярно проходит .

Новизна же «Арт-Сферы» в том, что ему наконец-то придан статус общекультурного события, а не «локального», интересующего узкий круг специалистов и вовлеченных людей. «Департамент культуры сейчас играет большую роль в поддержке фестиваля – это очень дорогого стоит, дай Бог и дальше так, — сказал Андрей Афонин , руководитель и главный режиссер интеграционной театральной студии «Круг-II» . — Когда мы начинали делать «Протеатр», в Министерстве культуры говорили, что нет таких театров…»

Организаторы обещают также, что для театров-участников впоследствии будут организованы гастроли. «Могу выразить надежду от всех своих артистов и их родителей, что этот фестиваль действительно что-то изменит в нашей общей жизни. И, наконец, мои простодушные окажутся не брошенными, как ненужные куклы, а мы встанем наравне с профессиональными актерами, профессиональными притворщиками, — сказал режиссер «Театра простодушных» Игорь Неупокоев. – Моя главная забота как режиссера, чтобы наши спектакли увидела публика. Я этому театру отдал 13 последних лет жизни… Что-то меняется. Я вижу наших зрителей, любовь публики. Это единственное, что греет меня, и я продолжаю этим заниматься».

Интеграция VS резервация?

То, что в Москве появляется фестиваль, организаторы которого ставят целью «формирование в обществе толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья», не может не радовать. Но многие «особые» театры достигли уже высокопрофессионального уровня, давно вышли из формата «любительских» и «терапевтических» занятий.

Я абсолютно уверена, что это творчество способно выйти из отводимого ему гетто и существенно обогатить современное искусство. Яркое тому подтверждение – постановки театральной студии «Круг-II», о которых «Филантроп» неоднократно . Спектакль «Отдаленная близость» сейчас идет в репертуаре «обычного» театра. И каждый месяц — аншлаги…

В студии «Круг-II» люди с разными особенностями — с синдромом Дауна, с аутизмом, с интеллектуальной недостаточностью — занимаются вместе с теми, у кого таких ярко выраженных особенностей нет. «Мы составляем единый творческий коллектив как некую пра-модель социума, в котором каждому есть место — уникальное. И он за него отвечает. Это полноценная творческая совместная жизнь… На сцене нет инвалидов. Если мы занимаемся творчеством – перед игрой все равны», — говорит Андрей Афонин.

Интерес к интегрированным проектам явно появился и со стороны обычных театралов. «Неслучайно эта история началась в этом году, так как само театральное сообщество начало двигаться в этом направлении, некоторые театры стали работать с детьми с отставанием в развитии, с людьми, которые не могут выйти на улицу и так далее. Появилось объединение актеров «больничные клоуны». «Школа театрального лидера» и Театр.doc тоже занимаются социальными проектами», - сказала замглавы департамента культуры Евгения Шерменева .

«Интеграция нужна не только людям с особенностями, она нужна и профессиональному театру, тем, кто ставит, пишет», - сказала Елена Гремина , руководитель Театра.doc.

Ей вторила Елена Ковальская, руководитель Школы театрального лидера : «Дело театра – интегрироваться с обществом. Если в жизни человека нет творчества, театр не нужен. Дегуманизированное общество не нуждается в театре…»