Описание картины петрова-водкина "утренний натюрморт " и интересные факты о ней. Каменева Е. О чём рассказали яблоки. Какие бывают натюрморты. Эпоха Малых голландцев - расцвет натюрмортной живописи

Е. Каменева

О чём рассказали яблоки

Картины бывают разные. На одних изображена природа, на других - портреты людей или какие-нибудь события.


Но есть такие, где главные «герои» - цветы, фрукты, книги, карандаши, молоток, рубанок, скрипка... У этих картин и название особое - «натюрморт». «Натюрморт » - слово французское и в переводе на русский язык означает - «неживая природа».

Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, порой даже перестаём замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он может увидеть необычное, прекрасное и изображает это. То, на что мы смотрим иногда равнодушно, на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.

Интересно и другое. Один и тот же кувшин или чайник на полотнах разных мастеров всегда будут выглядеть по-разному.
Ведь каждый мастер - художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал,- вкладывает в своё произведение.

Попробуем и мы посмотреть на мир глазами художников.

Художник, птицы и виноград

Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес. Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушёл. Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды. Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.

В разных странах и у нас в старину художники тоже любили писать так, чтобы всё было, как в жизни.
Тишиной и покоем веет от натюрморта старого русского мастера Григория Теплова. Здесь как-то по-домашнему уютно. Кажется, что хозяева жили неторопливо и художник работал не торопясь, тщательно выписывая все подробности. Ясно видны позолоченный узор на книжных переплётах и старинный альбом с нотами. Пожалуй, можно проиграть на рояле мелодию, записанную на этих нотах.

В центре картины, на синей ленточке, висят часы. В то далёкое время часы были редкостью, ими гордились. Поэтому очень важны и интересны для художника даже мельчайшие детали циферблата.
Подробно, внимательно мастер изобразил заморскую птицу - ярко-зелёного попугая, усевшегося на полочке.

Эти старинные натюрморты назывались «обманками». Форма вещей, их цвет настолько правдоподобно написаны на картинах, что зритель мог обмануться и принять их за настоящие.

С такой же достоверностью изобразил Фёдор Толстой цветы в вазе. Сквозь зеленоватую прозрачность стекла виден каждый стебелёк, на розовых лепестках дрожат капли росы.
Взгляни: бабочка, словно живая, прилетела и села на вазу. Кажется, сейчас она вспорхнёт и улетит.
Всё выписано так верно, будто птица, бабочка и оранжевая гусеница специально позировали художнику.

Большой поднос и маленькие персики

Прежде чем мастер берёт в руки кисти и краски, он сначала обдумывает свой натюрморт. Рассматривает разные вещи, отбирает их, ставит то вместе, то подальше друг от друга... Он «составляет» натюрморт, или, как говорят, создаёт его композицию. И только потом начинает изображать всё это на холсте.

Самый большой предмет в картине Павла Кузнецова - ярко расписанный поднос. Тут же, в середине стола, художник поместил чайник, чашку, стеклянный флакон.
А на переднем плане лежат персики и нож. Казалось бы, они могли находиться в любом другом месте картины. Но художнику нужны персики именно здесь. Попробуй закрыть их рукой, и ты увидишь, что впереди стало пусто, поднос как будто стал вдвое тяжелее, больше, и устойчивость композиции нарушилась.

Убери руку - в картине опять наступит равновесие. Вот какую важную роль играют эти маленькие персики. В натюрморте продумана каждая деталь. Не случайность и то, что художник изобразил светлые персики: их цвет гармонирует с розовыми тонами на подносе и не только делает композицию ещё более устойчивой, но придаёт натюрморту особую нарядность и выразительность.

Когда краски живут дружно

Натюрморт пишут масляными красками на холсте. А гуашью и акварелью - на бумаге.


Цветы художник Артур Фонвизин написал акварельными красками. Он любил акварель за нежность и прозрачность. Краски разводил водой, и они текли по листу бумаги, мягко переливаясь из одного тона в другой, создавая цветовое богатство. Местами акварель так прозрачна, что сквозь неё просвечивает бумага и неясные очертания цветов словно тают в воздухе. А иногда кисть делает мазок густой - и возникает бархатистый, нежный лепесток.

Краски в картине Фонвизина не спорят между собой, живут дружно. Такое «содружество» красок называется колоритом. Благодаря ему художнику удалось передать и красоту букетов, и даже самое неуловимое-воздух и трепетный свет.

Замечательным колористом был и художник Илья Машков. Как умело, красиво он подобрал в своём натюрморте «Бананы и ананасы»жёлтые, зелёные, серые, лиловые тона. В центре композиции два ананаса с плотной кожурой из чешуек. Тут же - нарезанные ломтики. Кажется, тронь их-и потечёт густой, ароматный сок. А для тех, кому ананас покажется недостаточно сладким, - стоит сахарница с сахаром.

Завтрак на розовом столе

На столе - небольшой самовар, стакан, яйца, цветы... Предметы лежат перед нами, как на ладони. Форма их ясная и чёткая.
Весело сверкают грани самовара, начищенного до блеска чьей-то заботливой рукой. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Кое-где художник положил совсем светлые мазки. И сразу заискрились, заиграли солнечные блики на стакане с недопитым чаем, на стеклянной вазе, на крышке самовара.
Картина вся сияет, словно прозрачное летнее утро. Недаром автор Кузьма Петров-Водкин назвал её "Утренний натюрморт".

Обычно в натюрморте не изображают человека. Нет его и здесь. Но мы чувствуем его незримое присутствие. Ведь это человек собрал и поставил в вазу голубые колокольчики и жёлтые ромашки, он недавно сидел, пил чай... И невольно кажется, что человек этот совсем рядом.
Чтобы усилить ощущение близости человека, Петров-Водкин изобразил собаку. Большой рыжий пёс терпеливо ждёт своего хозяина.

Цветы, которые никогда не завянут

Однажды художник принёс в дом ветки душистой сирени, и его мастерская наполнилась ароматом. Он залюбовался цветами. Какие яркие и нежные краски, сколько оттенков фиолетовых, сиреневых, лиловых!
Хороши были цветы. Но пройдёт время - они увянут, осыплются. Мастеру захотелось сохранить навсегда их пышное, но короткое цветение.

И теперь перед нами на картине Петра Кончаловского этот букет. Решительные широкие мазки словно лепят форму каждого цветка и всего букета в целом. Эта свободная манера письма особенно ярко передаёт восторг художника перед щедрой красотой природы.

О чём рассказали яблоки

Натюрморт не просто изображение каких-то вещей. В нём есть смысл, содержание.
Вот яблоки, написанные Кончаловским. Розовые, жёлтые, зеленоватые с красными бочками... Совсем спелые, налитые соком, душистые. Наверное, их только что собрали. Утренняя прохлада ещё лежит на сине-зелёных листьях. Мы смотрим на яблоки, и они рассказывают нам о прекрасном саде, где они росли, о яблонях, склонивших ветки под тяжестью плодов.

О многом могут поведать вещи, изображённые в натюрмортах. О себе, о людях, о времени, в котором они жили.

В первые суровые годы после революции и гражданской войны было голодно. Картошка, селёдка и чёрный хлеб считались просто пиршеством. Поэтому не случайно они стали «героями» натюрморта Петрова-Водкина.

Казалось бы, что красивого и интересного в картошке? Или в селёдке? Да стоит ли вообще их писать?
Но посмотри, какие чудеса творит художник. От селёдки не отведёшь глаз - такая она красавица. Сколько оттенков нашёл для неё мастер серебристо-серых, жемчужных, голубых... Нежными красками написаны картошка и хлеб.

В те же годы художник Машков создал свой «Натюрморт с самоваром».Холодным блеском сверкает металлическая посуда. Даже от медных кастрюль веет холодом, и нам как-то печально смотреть на них.
Тогда в домах было темно, не топлено, не хватало угля, чтобы разогреть самовар или утюг. Вот и стоят на столе вещи тесно, словно жмутся друг к другу, стараясь согреться. Как искусно переданы их форма, цвет, материал, из которого они сделаны.

Машков изобразил самые скромные обычные предметы, но силою своего таланта сумел ещё раскрыть в этом натюрморте и более глубокий смысл. Он рассказал нам о трудном послереволюционном времени.

Праздник на картине

Прошли годы. Жизнь людей изменилась. В домах стало тепло, ярко зажглись лампочки, в магазинах - всего много.
Машков радуется этому изобилию и с увлечением пишет натюрморт с хлебом. Пышный, румяный хлеб ещё дышит жаром печи, из которой его вынули. И чего тут только нет! Булки и батоны, калачи с хрустящей корочкой! Сдобный крендель! Будто хлебосольный хозяин приготовился встречать гостей.

Жёлтые, коричневые, красноватые тона картины передают тепло хлеба. Нам даже чудится его запах. Тот самый, который доносится, когда идёшь мимо пекарни. Изображение обычного хлеба Машков превращает в нарядный, весёлый праздник.

Художник приносит радость

Осенью в долинах Армении созревают всевозможные фрукты. В это время года сюда любил приходить художник Мартирос Сарьян. Смотрел, как люди срезают тяжёлые гроздья винограда, как бережно снимают с деревьев спелые плоды, как укладывают в высокие плетёные корзины, а потом маленькие серые ослики увозят их. И Сарьян пишет всё это широкими смелыми мазками. Он не старается изображать детали, как Ф. Толстой. Фрукты и цветы на его холстах кажутся плоскими, не объёмными. Для Сарьяна главное - их краски. Ведь он видел мир таким ярким, таким сочным!..

Его привлекали красные, жёлтые, лиловые цветы, ослепительно нарядные огромные букеты в простых стеклянных банках или глиняных кувшинах.

А этот натюрморт Сарьяна можно назвать песней об урожае. Перед нами - красные пламенеющие гранаты, золотистая айва, душистые персики, яблоки, груши...
Художник работал прямо на открытом воздухе, и поэтому вдали в сиренево-голубой дымке видны горы с белоснежной шапкой на вершине. Но картина эта не только о красоте. Она и о большом труде человека, о его сильных руках, вырастивших земные плоды, и о горячем солнце, которое напоило их соками.

Ликующей радости полны полотна Сарьяна. Он любуется своей родиной - Арменией и нас заставляет любоваться её дарами.

Вот мы и побывали вместе с художниками в мире вещей. И хотя слово «натюрморт» означает «неживая природа», сколько жизни в этих картинах! Сколько добрых чувств и мыслей подарили нам они!..
Художник, работая над натюрмортом, словно беседует с вещами, проникая в их тихую жизнь, чтобы потом красками рассказать о ней людям.

А если ты станешь внимательно присматриваться к тому, что тебя окружает, может быть, и тебе откроется красота, которую ты раньше не замечал.

Каменева, Е.О. О чём рассказали яблоки / Е.О. Каменева. - М. : Малыш, 1986 . - 27 с.

Даже люди неискушенные в живописи имеют представление о том, как выглядят натюрморты. Это картины, на которых изображены композиции из каких-либо предметов быта или цветов. Однако далеко не все знают, как переводится это слово - натюрморт. Сейчас мы поведаем вам об этом и о многом другом, что связано с данным жанром.

Происхождение слова "натюрморт"

Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского. Как вы сами видите, оно разделено на две части - "nature" и "morte", которые переводятся соответственно как "природа, натура, жизнь" и "мертвый, тихий, неподвижный". Теперь складываем две части воедино и получаем всем знакомое слово "натюрморт".

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать заключение, что натюрморты - это жанр станковой живописи, изображение художником на холсте застывшей, неподвижной натуры. Правда, иногда мастера натюрморта дополняют свои вполне живых существ - бабочек, гусениц, паучков и жучков и даже птиц. Но исключение только подтверждает основное правило.

Формирование жанра

История натюрморта насчитывает вот уже почти 600 лет. До XVI в. никому и в голову не могло прийти, что можно рисовать красками какие-то неодушевленные предметы, пусть даже очень красивые. Натюрморты-картины просто не существовали в те времена. В средние века живопись была всецело посвящена Богу, церкви и человеку. Художники писали картины на религиозные сюжеты, также были в почете портреты. Даже пейзаж выступал лишь в качестве дополнения.

Но все-таки некоторые элементы натюрморта встречались уже в 15 веке у голландских живописцев. На их картинах с традиционным религиозным или мифологическим содержанием, а также на портретах встречаются изображения тщательно выписанных цветочных гирлянд, книг, посуды и даже человеческих черепов. Пройдет пара веков, и весь мир будет восторгаться творениями так называемых Малых голландцев - мастеров натюрмортной живописи.

Однако своему выделению в самостоятельный жанр изобразительного искусства натюрморт обязан отнюдь не голландцам, а французам. Такие как Франсуа Депорт, Моннуайе и Жан-Батист Удри сформулировали основные принципы "предметной" живописи, сформировали ее основную концепцию и явили широкой публике всю красоту и очарование натюрморта.

Эпоха Малых голландцев - расцвет натюрмортной живописи

Итак, попробуем отмотать несколько веков назад для того, чтобы понять кто такие Малые голландцы и почему, когда речь заходит о классическом натюрморте, вспоминают всегда именно их. Первые голландские натюрморты - это творения живописцев, живших в Нидерландах в 17 веке. Малые голландцы - так принято называть школу живописи и сообщество художников, создававших картины бытовой направленности небольших размеров. Конечно, они писали не только натюрморты.

Среди них было много пейзажистов и мастеров жанровой живописи. Их полотна были предназначены вовсе не для дворцов и церквей, а для украшения жилища самых обычных горожан. В то время в маленькой Голландии жило около 3-х тысяч художников, и все они отличались огромной работоспособностью и умением хорошо переносить на холст красоту обыденного мира. Впоследстии искусствоведы назовут это время Голландским Ренесансом. Именно тогда жанр натюрморта получил широкое распространение.

Лучшие голландские натюрморты

На прекрасных как на витрине, разложены перед зрителями различная кухонная утварь, фрукты, роскошные цветы, предметы быта. Очень были популярны цветочные натюрморты. Это отчасти было вызвано тем, что в Нидерландах испокон веков существовал культ цветов и садоводства. Одними из самых ярких представителей голландской натюрмортной живописи 17 в. являлись художники Ян Давидс де Хем, а также его сын Корнелис де Хем.

Их живописные творения получили популярность и известность во многом благодаря тому, что они мастерски умели изображать цветы и фрукты. Тщательная проработка деталей вкупе с утонченной цветовой гаммой и идеально построенной композицией делали их картины бесподобными. Эти художники рисовали роскошные цветочные букеты, стоящие в прекрасных вазах, рядом с которыми порхают бабочки; гирлянды фруктов; прозрачные бокалы, наполненные вином; блюда с виноградом и другими фруктами; музыкальные инструменты и т. д. Известные натюрморты отца и сына поражают своей реалистичностью, тонкой передачей игры света и изысканным колоритом.

Натюрморт в живописи импрессионистов

Большое внимание уделяли жанру натюрморта и французские импрессионисты, а также постримпрессионисты. Естественно, их манера письма резко отличалась от реалистической изысканности Малых голландцев, ведь классическая живопись импрессионистов не привлекала. Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Ван Гог - все эти художники любили писать цветы и растения, ведь и те и другие являются частью природы, красоту которой они воспевали всю свою жизнь.

Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Иногда изображение "застывшей натуры" требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. Например, в картине "Завтрак на траве" Эдуарда Мане на первом плане можно увидеть великолепный натюрморт из разбросанной одежды, рассыпанных по траве фруктов и снеди. Ван Гог писал много необычных натюрмортов. Многие знают его картины "Подсолнухи" или "Ирисы", но у него еще есть такие полотна, как или "Стул Ван Гога" - все это также образцы натюрмортной живописи.

Русский натюрморт

Удивительно, что в России натюрморт в виде отдельного жанра не был востребован долгое время, так как считался чуть ли не низшим из всех видов изобразительного искусства, который не требует ни фундаментальных знаний, ни специальных навыков в живописи. Только во второй половине XIX в. русские передвижники смогли вызвать у российской публики интерес к этому жанру искусства.

Впоследствии натюрмортной живописью увлекались многие русские живописцы. Натюрморты известных художников, таких как Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Иван Хруцкой, можно увидеть в залах Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, а также в Эрмитаже. Но настоящий расцвет натюрмортной живописи произошел в нашей стране в эпоху социализма.

Фото натюрморт

С приходом фотографии в мире искусства появился еще такой жанр, как фото натюрморты. Сегодня очень многие люди увлекаются созданием фотографических шедевров. Некоторые снимки просто поражают своим совершенством и мастерством фотографа. Иногда при помощи фотокамеры талантливым фотохудожникам удается заснять натюрморты, которые ничем не уступают самым знаменитым творениям Малых голландцев.

Для того чтобы начать рисовать натюрморт, нужно сначала его составить из каких-нибудь предметов. Для первых опытов в натюрмортной живописи лучше не делать сложных композиций, пары-тройки предметов будет вполне достаточно.

Далее рисуем натюрморт поэтапно. Сначала нужно сделать рисунок карандашом или углем. Потом следует легкий подмалевок, раскрывающий основные цвета и тени композиции, а уж затем можно приступать непосредственно к прорисовке деталей.

Изобразительное искусство 6 класс

Тема урока. О чём расскажет натюрморт?

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: расширение знания уч-ся о жанровых особенностях

натюрморта, выполнение рисунка на тему: «Книги на столе».

Задачи урока:

Образовательные: показать выразительные возможности натюрморта и его

композиционные возможности;

учить основам линейной перспективы;

учить анализировать произведения искусства.

Развивающие: развивать наблюдательность, творческую и

познавательную активность, умение использовать

выразительные средства и композиционные

закономерности жанра.

Воспитательные: воспитание эстетической восприимчивости,

наблюдательности;

показать значение вещей в жизни человека;

воспитание позитивного эмоционального отношения

к миру.

Оборудование урока: мультимедийная презентация

Эпиграф : «Каковы сами, таковы и сани»

Народная поговорка

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться поближе с жанром, который вам уже хорошо известен. Но сегодня мы этот жанр узнаем ещё и с других, ранее нам неизвестных сторон. Давайте вспомним стихотворную загадку поэта и музыканта Григория Гладкова, чтобы узнать о каком жанре сегодня пойдёт речь.

(Слайд № 1)

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это … натюрморт.

(Слайд № 2)

Объявление темы урока.

    Актуализация опорных знаний

Вопросы к уч-ся :

1. Вспомните, пожалуйста, как кратко определить, что такое натюрморт?

2. Жанр натюрморта актуален для всех видов изобразительного искусства?

3. Какое главное выразительное средство использует живопись?

(Слайд № 3)

4. Какое выразительное средство является главным для графики?

(Слайд № 4)

5. Какое из выразительных средств скульптуры можно назвать главным?

(Слайд № 5)

Игра «Угадай-ка».

Давайте, ребята, вспомним и другие жанры изобразительного искусства.

Учитель озвучивает название картины, а ученики угадывают жанр изображения (определение жанра изобразительного искусства по названию) и только потом показывается изображение:

    «Утро в сосновом бору»?

Слайд № 6

    «Лодки в море»?

Слайд № 7

    «Девочка с персиками»?

Слайд № 8

    «Опять двойка»?

Слайд № 9

3. Сообщение нового материала

Ребята, эпиграфом нашего урока станет народная поговорка.

Слайд № 10

В кратких и простых поговорках содержится всегда очень значительная житейская мудрость.

    Почему мы взяли к нашему уроку, посвящённому натюрморту, именно эту поговорку?

    Можно ли узнать что-либо о человеке по его вещам?

Давайте попробуем узнать – кому могут принадлежать эти вещи? Современные это предметы или нет?

Слайды № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Действительно, вещи – не безмолвные наши спутники в жизни, они могут сказать наблюдательному человеку очень многое (вспомните Шерлока Холмса). Поэтому, наверное, долгое время натюрморт существовал не отдельной темой в изобразительном искусстве, а служил красноречивым дополнением к жанру портрета.

Слайд № 20

Посмотрите, как художник через века передаёт нам послание о характере купца, который заказал ему портрет.

    Можем ли мы что-либо сказать о характере купца на портрете? Какой у него взгляд: добрый и открытый или настороженный и подозрительный?

    Обратили ли вы внимание, что купец окружён множеством вещей? Зачем художник его как бы «заточил» в плотное кольцо этих вещей?

Слайд № 21

    Посмотрите какой букетик стоит на рабочем столе купца. Какое впечатление он производит на вас? Как он характеризует хозяина?

Слайд № 22

    Почему на первый план портрета художник выносит приоткрытую коробочку с деньгами?

Слайд № 23

    Соединив эти факты, можно ли определить, какие чувства художник испытывал к заказчику портрета – купцу?

Как самостоятельный жанр, портрет зародился лишь в 17 в. в Голландии. Натюрморт – очень молодой жанр, по сравнению с другими.

Слайд № 24

Обратите внимание, что на натюрмортах голландских живописцев всегда незримо присутствует человек. Надрезанная кожура лимона, смятая салфетка, надломленный хлеб… Предметы на натюрмортах будто хранят теплоту человеческих рук, которые прикасались к ним, что-то передвигали, что-то уронили. Это – особенность голландского натюрморта.

Слайд № 25

В изображении предметов натюрморта художники стремятся наиболее впечатляюще показать их форму, объём, цвет, фактуру материала из которого они сделаны.

Но натюрморты – не только красивая иллюстрация жизни. Они полны сложных символов, которые надо прочитывать, как книгу.

Современные художники в своих натюрмортах продолжают эти традиции, более свободно обращаясь с формой, светом и цветом предметов. Расширились и темы натюрмортов. Художники выбирают для изображения очень неожиданные предметы, удивляя зрителей.

Слайды № 26, 27, 28, 29

Слайд № 30

    Постановка практического задания.

Выполнение практического задания.

Ребята, т.к. мы сегодня будем рисовать натюрморт «Книги на столе», нам необходимо вспомнить основные законы линейной перспективы:

    ближний предмет изображается крупнее удалённого.

    параллельные линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода.

Давайте выполним первые этапы рисунка, разметку и прорисовку основных элементов композиции, вместе.

Учитель выполняет учебный рисунок на доске.

Вот перед нами картинная плоскость – наш лист бумаги. Давайте расположим её горизонтально, т.к. горизонтальная композиция, в отличие от вертикальной, позволит нам расширить пространство стола. Мы изображаем не открытое пространство, линии горизонта мы не увидим. Но нам надо провести линию уровня глаз, примерно выше середины листика. Эта линия одновременно будет и дальним краем стола. Очертания стола с других сторон мы изображать не будем, чтобы не ограничивать предметную плоскость рисунка. Композиционным центром нашей работы будет книга, лежащая на середине стола, ближе к зрителям. Остальные книги мы расположим слева и справа от неё. (Приложение 1, 2)

Давайте вспомним какими выразительными средствами можно выделить композиционный центр.

Ребята, мы закончили построение трёх книг – основы нашей композиции. Следующий этап – это ваша индивидуальная работа. Выберите остальные предметы для вашего натюрморта так, чтобы зрителям было понятно – человек какой профессии работает за этим столом, какие у него увлечения, любит ли он природу, искусство, аккуратен он или предпочитает творческий беспорядок. Может, это будет ваш стол – такой, как есть или такой, о котором вы мечтаете. После прорисовки всех элементов вашей композиции, определитесь – будет ли это графический натюрморт или живописный. От этого выбора зависит, какое выразительное средство в вашей работе станет главным. Колорит будущей работы вы тоже будете выбирать самостоятельно. Не забудьте, что яркие и сочные цвета помогут передать вам настроение радости и праздника, преобладание тёмных и холодных создадут атмосферу уныния, печали.

    Подведение итогов урока.

Выставка работ уч-ся, их обсуждение.

Ребята задают вопросы друг другу по выбору предметов для натюрморта, интересуются названиями книг, изображённых на рисунках товарищей, отмечают удачные работы.

Учитель принимает участие в обсуждении.

Вопросы учителя к уч-ся:

    Было ли вам интересно сегодня на уроке?

    Считаете ли вашу работу удачной или её стоит доработать?

    Домашнее задание.

По желанию ребёнка – доработать натюрморт.

Приложение 1

Приложение 2

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

О чём говорит «Натюрморт».

Вспомним? Что такое натюрморт? Когда и где возник этот жанр живописи? С какой целью создавались натюрморты? Что изображалось на полотне? Какое значение имели предметы, представленные на натюрморте?

Россыпи старых книг и писем – символ ушедшего времени. Скрипка – символ откровенности

Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы.

Попугай символизировал красноречие, благодарность или представлял верующего.

Роза – посвящение Богоматери.

Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна.

Нож - призыв к защите от коварства. Насекомые – символ скупости. Рак – знак мудрости и неторопливости. Стеклянный бокал с вином – хрупкость наполовину прожитой жизни.

Яйцо – традиционный знак воскресения. Рыба – символ морской стихии.

Часы напоминают о быстротечности жизни. Книги – ушедшее время. Карты, игральные кости – людские пороки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 1-го класса "О чём расскажет твой портфель?"

Классный час предназначен для учащихся 1-го класса, хотя его можно использовать как открытое внеклассное мероприятие. Цель данного классного часа: научить детей правильно собирать портфель, брать в шк...

Родительское собрание "О чём расскажет семейный альбом"

Родительское собрание "О чем расскажет семейный альбом" Цель собрания: развивать у детей интерес к истории происхождения своей семьи.Оформление: на доске пословицы и поговорки о семье. (Семья сил...