Кармадонском ущелье. Кармадонское ущелье (Северная Осетия). Сход ледника в Кармадонском ущелье. Гибель съёмочной группы Сергея Бодрова

Катынь: гитлеровская провокация обернулась чудовищной ложью, направленной против России

Расследование всех обстоятельств массового убийства польских военнослужащих, вошедшего в историю как «Катынский расстрел», до сих пор вызывает бурные дискуссии и в России, и в Польше.

Согласно «официальной» современной версии убийство польских офицеров — дело рук НКВД СССР.

Однако еще в 1943—1944 гг. специальная комиссия во главе с главным хирургом РККА Н. Бурденко пришла к выводу о том, что польских военнослужащих убили гитлеровцы.

Несмотря на то, что действующее российское руководство согласилось с версией «советского следа», в деле о массовом убийстве польских офицеров действительно очень много противоречий и неясностей.

Чтобы понять, кто мог расстрелять польских военнослужащих, необходимо более внимательно взглянуть на сам процесс расследования Катынского расстрела.

В марте 1942 года жители деревни Козьи Горы, что на Смоленщине, сообщили оккупационным властям о месте массового захоронения польских военнослужащих.

Работавшие в строительном взводе поляки раскопали несколько захоронений и сообщили об этом немецкому командованию, однако оно первоначально отнеслось к новости с полным безразличием.

Ситуация изменилась в 1943 году, когда на фронте уже произошел перелом и Германия была заинтересована в усилении антисоветской пропаганды. 18 февраля 1943 года немецкая полевая полиция приступила к раскопкам в Катынском лесу.

Была сформирована специальная комиссия, которую возглавил профессор университета Бреслау Герхардт Бутц — «светило» судебно-медицинской экспертизы, в годы войны служивший в звании капитана начальником судебно-медицинской лаборатории группы армий «Центр».

Уже 13 апреля 1943 года немецкое радио сообщило о найденном месте захоронения 10 тысяч польских офицеров.

На самом деле, количество упокоившихся в Катынском лесу поляков немецкие следователи «вычислили» очень просто — они взяли общее количество офицеров польской армии до начала войны, из которого вычли «живых» — военнослужащих армии Андерса.

Все остальные польские офицеры, по утверждениям немецкой стороны, были расстреляны НКВД в Катынском лесу. Естественно, не обошлось и без присущего гитлеровцам антисемитизма — германские средства массовой информации тут же сообщили, что в расстрелах участвовали евреи .

16 апреля 1943 года Советский Союз официально опроверг «клеветнические выпады» гитлеровской Германии. 17 апреля за разъяснениями к советскому правительству обратилось правительство Польши в изгнании.

Интересно, что тогда польское руководство не старалось обвинить во всем Советский Союз, а делало упор на преступления гитлеровской Германии против польского народа. Тем не менее, СССР прервал отношения с польским правительством в изгнании.

Йозефу Геббельсу, «пропагандисту номер один» Третьего Рейха, удалось достичь даже большего эффекта, чем он предполагал изначально.

Катынский расстрел был выдан германской пропагандой за классическое проявление «зверств большевиков».

Очевидно, что гитлеровцы, обвиняя советскую сторону в убийстве польских военнопленных, стремились дискредитировать Советский Союз в глазах стран Запада.

Жестокая казнь польских военнопленных, якобы осуществленная советскими чекистами, должна была, по мнению гитлеровцев, оттолкнуть от сотрудничества с Москвой США, Великобританию и польское правительство в изгнании.

Последнее Геббельсу удалось — в Польше версию о расстреле польских офицеров советским НКВД приняли очень многие.

Дело в том, что еще в 1940 году прекратилась переписка с польскими военнопленными, находившимися на территории Советского Союза. Больше о судьбе польских офицеров не было известно ничего.

В тоже время, представители США и Великобритании пытались «замять» польскую тему, поскольку не хотели нервировать Сталина в столь ответственный период, когда советские войска смогли переломить ситуацию на фронте.

Для обеспечения более масштабного пропагандистского эффекта гитлеровцы даже привлекли к расследованию Польский Красный Крест (ПКК), представители которого были связаны с антифашистским сопротивлением.

С польской стороны комиссию возглавил Мариан Водзинский — медик из Краковского университета, человек авторитетный и участвовавший в деятельности польского антифашистского сопротивления.

Гитлеровцы пошли даже на то, чтобы допустить представителей ПКК на место предполагаемого расстрела, где происходили раскопки могил.

Выводы комиссии были неутешительными — ПКК подтвердил немецкую версию о том, что польские офицеры были расстреляны в апреле-мае 1940 года, то есть — еще до начала войны Германии с Советским Союзом.

28-30 апреля 1943 года в Катынь прибыла международная комиссия. Конечно, это было очень громкое название — на самом деле, комиссия формировалась из представителей государств, оккупированных гитлеровской Германией или поддерживавших с ней союзные отношения.

Как и следовало ожидать, комиссия приняла сторону Берлина и также подтвердила, что польские офицеры были убиты весной 1940 года советскими чекистами.

Дальнейшие следственные действия немецкой стороны, однако, были прекращены — в сентябре 1943 года Красная армия освободила Смоленск.

Практически сразу же после освобождения Смоленщины советское руководство приняло решение о необходимости проведения собственного расследования — для разоблачения гитлеровской клеветы о причастности Советского Союза к массовым убийствам польских офицеров.

5 октября 1943 года была создана специальная комиссия НКВД и НКГБ под руководством народного комиссара государственной безопасности Всеволода Меркулова и заместителя народного комиссара внутренних дел Сергея Круглова.

В отличие от немецкой комиссии, советская комиссия подошла к делу более обстоятельно, включая организацию допросов свидетелей. Было опрошено 95 человек.

В результате выяснились интересные подробности. Еще до начала войны к западу от Смоленска были размещены три лагеря для польских военнопленных. В них разместили взятых в плен на территории Польши офицеров и генералов Войска Польского, жандармов, полицейских, чиновников. Большая часть военнопленных использовалась на дорожных работах различной степени тяжести.

Когда началась война, эвакуировать польских военнопленных из лагерей советские власти не успели. Так польские офицеры оказались уже в германском плену, причем немцы продолжали использовать труд военнопленных на дорожных и строительных работах.

В августе — сентябре 1941 года немецкое командование приняло решение расстрелять всех польских военнопленных, содержащихся в смоленских лагерях.

Непосредственно расстрел польских офицеров осуществлял штаб 537-го строительного батальона под руководством обер-лейтенанта Арнеса, обер-лейтенанта Рекста и лейтенанта Хотта.

Штаб этого батальона размещался в деревне Козьи Горы. Весной 1943 года, когда уже готовилась провокация против Советского Союза, гитлеровцы согнали советских военнопленных на раскопки могил и, после раскопок, изъяли из могил все документы, датированные временем позже весны 1940 года.

Так была «подогнана» дата предполагаемой казни польских военнопленных. Советских военнопленных, проводивших раскопки, немцы расстреляли, а местных жителей заставили дать выгодные немцам показания.

12 января 1944 года была сформирована Специальная комиссия по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу (близ Смоленска) военнопленных польских офицеров.

Эту комиссию возглавил главный хирург РККА генерал-лейтенант медицинской службы Николай Нилович Бурденко, а включили в нее целый ряд видных советских ученых.

Интересно, что в состав комиссии были включены писатель Алексей Толстой и митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич).

Хотя общественное мнение на Западе к этому времени было уже достаточно предвзятым, тем не менее, эпизод с расстрелом польских офицеров в Катыни вошел в обвинительное заключение Нюрнбергского трибунала. То есть, фактически была признана ответственность гитлеровской Германии за совершение этого преступления.

На долгие десятилетия про Катынский расстрел забыли, однако, когда в конце 1980-х гг. началось планомерное «расшатывание» советского государства, история Катынского расстрела была вновь «освежена» правозащитниками и журналистами, а затем и польским руководством.

В 1990 г. Михаил Горбачев фактически признал ответственность Советского Союза за Катынский расстрел.

С этого времени и вот уже почти тридцать лет версия о том, что польских офицеров расстреляли сотрудники НКВД СССР, превратилась в доминирующую версию. Даже «патриотический поворот» российского государства в 2000-е годы не повлиял на изменение ситуации.

Россия продолжает «раскаиваться» за преступление, которое совершили гитлеровцы, а Польша выдвигает все более жесткие требования признания расстрела в Катыни геноцидом.

Тем временем, многие отечественные историки и эксперты излагают свою точку зрения на Катынскую трагедию. Так, Елена Прудникова и Иван Чигирин в книге «Катынь. Ложь, ставшая историей», обращают внимание на очень интересные нюансы.

Например, все трупы, найденные в захоронениях в Катыни, были одеты в форму польской армии со знаками различия. Но до 1941 года в советских лагерях для военнопленных не разрешалось носить знаки различия. Все пленные были равны по своему статусу и не могли носить кокарды и погоны.

Получается, что быть со знаками различия на момент смерти, если бы их действительно расстреляли в 1940 году, польские офицеры просто не могли.

Поскольку Советский Союз долгое время не подписывал Женевскую конвенцию, содержание военнопленных с сохранением знаков различия в советских лагерях не допускалось .

Судя по всему, гитлеровцы не продумали этот интересный момент и сами способствовали разоблачению своей лжи — польских военнопленных расстреливали уже после 1941 года, но ведь тогда Смоленщина была оккупирована гитлеровцами. На это обстоятельство, ссылаясь на работу Прудниковой и Чигирина, указывает в одной из своих публикаций и Анатолий Вассерман.

Частный детектив Эрнест Асланян обращает внимание на очень интересную детальпольские военнопленные были убиты из огнестрельного оружия, произведенного в Германии. НКВД СССР такое оружие не использовало.

Даже если в распоряжении советских чекистов и имелись экземпляры немецкого оружия, то отнюдь не в том количестве, какое использовалось в Катыни. Однако это обстоятельство сторонниками версии о том, что польские офицеры были убиты советской стороной, почему-то не рассматривается. Точнее, этот вопрос, конечно, поднимался в средствах массовой информации, но ответы на него давались какие-то невразумительные, — отмечает Асланян.

Версия об использовании немецкого оружия в 1940 году для того, чтобы «списать» трупы польских офицеров на гитлеровцев, действительно кажется очень странной.

Советское руководство вряд ли рассчитывало на то, что Германия не просто начнет войну, но еще и сможет дойти до Смоленска. Соответственно, не было никаких оснований «подставлять» немцев, расстреливая польских военнопленных из немецкого оружия.

Более правдоподобной представляется другая версия — расстрелы польских офицеров в лагерях Смоленщины действительно проводились, но совершенно не в таких масштабах, о которых говорила гитлеровская пропаганда.

В Советском Союзе было много лагерей, где содержались польские военнопленные, однако нигде больше массовых расстрелов не проводилось.

Что могло заставить советское командование устроить казнь 12 тысяч польских военнопленных именно на Смоленщине? Ответ на этот вопрос дать невозможно.

Между тем, сами гитлеровцы вполне могли уничтожить польских военнопленных — они не испытывали никакого пиетета к полякам, не отличались гуманизмом по отношению к военнопленным, особенно к славянам. Уничтожить несколько тысяч поляков для гитлеровских палачей вообще не представляло собой никакой проблемы.

Однако версия об убийстве польских офицеров советскими чекистами очень удобна в современной ситуации.

Для Запада прием геббельсовской пропаганды — замечательный способ еще раз «уколоть» Россию, поставить в вину Москве военные преступления. Для Польши и стран Прибалтики эта версия — еще один инструмент антироссийской пропаганды и способ добиться более щедрого финансирования от США и Евросоюза.

Что касается российского руководства, то его согласие с версией о расстреле поляков по приказу советского правительства объясняется, судя по всему, сугубо конъюнктурными соображениями.

В качестве «нашего ответа Варшаве» можно было бы поднять тему о судьбе советских военнопленных в Польше, которых в 1920 году насчитывалось более 40 тысяч человек. Однако этим вопросом никто не занимается.

Подлинное, объективное расследование всех обстоятельств Катынского расстрела еще ждет своего часа.

Остается надеяться на то, что оно позволит полностью разоблачить чудовищную клевету в отношении советской страны и подтвердить, что настоящими палачами польских военнопленных были именно гитлеровцы.

Илья Полонский

Об этой трагедии помнят и сегодня, более тринадцати лет после тог как она случилась. Не все могут уверенно ответить на вопрос о том, в каком году погиб Сергей Бодров, но любимого артиста не забыли, и практически у всех вызывают досаду и горечь столь ранний уход из жизни талантливого актера, режиссера и сценариста. Личностью он и в самом деле был яркой.

Жизнь вне мира кино

Сергей Бодров-младший родился и вырос в творческой семье. Отец его - известный режиссер (тоже Сергей), мать, Валентина Николаевна - искусствовед. В кино ему, казалось, дорога проложена заранее, но что значит артист, не знающий жизни? Поступив на истфак МГУ, молодой человек успешно закончил его через пять лет (1994 г.) и поступил в аспирантуру. Прошло еще четыре года, и он получил ученую степень кандидата наук, написав квалификационную работу об архитектуре в венецианской живописи эпохи Возрождения. Об этом следует помнить в связи с тем, что многие зрители отождествляют Сергея с образом «Брата», парнишки, отслужившего в армии, пришедшего в мирную жизнь и «решающего вопросы» преимущественно силовыми методами. При всех достоинствах этого персонажа, таких как смелость и честность, его шапка (выражаясь фигурально) была бы маловата Сергею Бодрову-младшему.

Знания о жизни будущий актер и режиссер получал не только на академической скамье. Школьный учитель, кондитер фабрики «Ударница», пляжный спасатель (дело было в Италии), а затем и журналист - вот его краткий послужной список.

«Пленник» и «Братья»

В 1989 году Сергей Бодров-младший дебютировал на экране в фильме своего отца «СЭР». В этой киноработе, очень удачной, повествовалось о трудных подростках, попавших в спецшколу-интернат. Артисты не хотели стричься, и тогда режиссер привлек своего собственного сына, который, разумеется, согласился, и не пожалел о шевелюре. Только через почти семь лет Сергею досталась следующая роль, очень серьезная, в «Кавказском пленнике», где ему довелось поработать в тандеме с Олегом Меньшиковым, отличным актером и истинным мастером. Настоящая слава и народная любовь пришли после «Брата» (1997) и «Брата-2» (2000). В этих фильмах зрители увидели то, о чем очень истосковались в мутный период девяностых. Персонаж Бодрова-младшего стал олицетворением «добра с кулаками», его образ немногословного деятельного заступника оказался столь же близким народу, как «Ворошиловский стрелок», сыгранный Ульяновым. Конечно же, сюжет о мести беспроигрышный сам по себе, но картина удалась не только по причине эксплуатации этого художественного приема.

Другие работы

Помимо наиболее прославленных киноработ у Сергея были и другие роли, и все они оказались удачными. Пол Павликовски в 1998 году снял фильм «Стрингер». «Восток-Запад», другая очень хорошая картина иностранного режиссера (на этот раз француза Режиса Варнье) вышла на экраны в 1999-м, в ней принимали участие великолепные мастера экрана Катрин Денев, Олег Меньшиков, Богдан Ступка, и многие другие. Менее чем за год до того как погиб Сергей Бодров, он снял свой первый собственный фильм под названием «Сестры», отведя себе небольшую роль в эпизоде. Этот режиссерский дебют стал триумфальным. Картина сразу заняла первые строчки в рейтингах проката, получила она и международное признание в виде приза Венецианского кинофестиваля.

В том же году была небольшая роль в «Давай сделаем это по-быстрому» и серьезная работа в фильме «Война» режиссера Алексея Балабанова. А еще - «Медвежий поцелуй», который ставил опять же Сергей, и проект «Последний герой» на ОРТ. В общем, такая активность предполагала стремительный взлет на вершину славы. А потом - поездка на съемки в Бодров оттуда не вернулся.

Семья

Женой Бодрова-младшего стала актриса Светлана Михайлова, и брак этот, состоявшийся в 1987 году, уверенно можно назвать счастливым. У них родилась дочка Оля (1988), а в августе 2002 года, за месяц до того как погиб Сергей Бодров, и сын, которого назвали Александром. Женился тогда еще молодой актер по любви, причем с первого взгляда, о чем сам рассказывал в своих интервью. Расставались супруги ненадолго, поездка на Кавказ не должна была занять много времени. В Северной Осетии Сергей снимал фильм «Связной», для которого он сам писал сценарий, и в котором собирался играть главную роль.

Лавина

О том, как погиб Сергей Бодров, сегодня известно многое, но сам момент его смерти можно лишь реконструировать по выясненным в ходе следствия обстоятельствам. Ранним осенним утром 20 сентября группа, собравшись в вестибюле гостиницы, выехала на натурные съемки в горы. День не задался сразу, впереди был подъем, и пришлось долго ждать транспортные средства, в связи с чем планировавшееся на 9-00 начало работы затянулось до часу пополудни. Затем, как выяснилось позже, съемки все же начались и продолжались примерно до семи вечера, когда стало смеркаться. Съемочная группа Сергея Бодрова погрузила аппаратуру и отправилась в обратный путь. В четверть девятого накрыл огромную площадь, его масса составляла несколько миллионов тонн камней, грязи, песка и льда, а скорость превышала 100 км/ч. Слой оказался толстым и достигал трехсот метров.

Жертвы стихийного бедствия

Утром 21 сентября вся страна уже знала о том, какая беда пришла в Кармадонское ущелье. Бодров и его московская группа оказались не единственными жертвами стихии. В съемках принимал участие конный театр «Нарты», в зоне бедствия оказались отдыхающие из турбаз предприятий, студенты и местные жители. Всего недосчитались 127 человек, которые поначалу были объявлены пропавшими без вести. Спасательная операция началась незамедлительно, в ее ходе сотрудники МЧС и местные добровольцы нашли 17 трупов и фрагменты тел. Члены съемочной группы, погибшие с Сергеем Бодровым, как и сам он, до сих пор не найдены. Этот факт долгое время давал смутную надежду и стал основой многих сомнительных версий относительно того, что любимый миллионами зрителей актер жив до сих пор. Увы, надежды на это теперь, через тринадцать лет, уже не осталось.

Память

Поиски длились по февраль 2004 года. Теоретически существовала вероятность того, что группа успела укрыться в одном из тоннелей, прорытых в горах, поэтому в первую очередь бурили грунт в тех местах, где могли оставаться пустоты, но безрезультатно. Скорее всего, о том, как погиб Сергей Бодров, мы не узнаем никогда. Таяние образовавшегося ледника, по оценкам геологов, займет примерно двенадцать лет, за это время от останков пропавших людей вряд ли что-то сохранится. На селевой пустыне сейчас уже выросла ольховая рощица, а рядом с ней установлена с именами погибших. Скорбная дата напоминает, в каком году погиб Сергей Бодров и еще 126 человек, в смерти которых винить некого, ведь такие бедствия абсолютно непредсказуемы.

Согласно сценарию фильма «Связной», главный герой уходит из жизни молодым. Сергею Бодрову-младшему было тридцать….

Северный Кавказ славится своими красивыми природными пейзажами, величественными горами, бирюзовыми реками, чистейшим воздухом. Одним из таких мест было Кармадонское ущелье в Северной Осетии.

Опасные горы

Природа зачастую таит смертельную угрозу. Североосетинские ущелья всегда славились своей красотой, были и остаются излюбленными местами отдыха как местного населения, так и приезжих туристов. Здесь расположены многочисленные базы отдыха, альпинизма и созданы практически идеальные условия для любителей активного отдыха. Кроме того, они часто используются для натурных съемок кинофильмов. Разноплановость и первозданность природы позволяет запечатлеть отличные планы и перспективы, что так важно для кинокартины. Именно таким и было Кармадонское ущелье. Еще 12 лет назад оно привлекало к себе своей главной достопримечательностью - ледником Колка. Находившийся на самой вершине ущелья, он в ясные дни позволял увидеть радужное сияние над всей окружающей его территорией. Именно это ущелье выбрал для своих съемок известный российский актер и режиссер Сергей Бодров-младший.

Накануне трагедии

Старожилы всегда опасались этой нависающей над всем ущельем ледниковой массы, однако гляциологи (люди, которые ведут наблюдение за ледниками) давали довольно оптимистичные прогнозы. Кроме того, жители селения Верхний Кармадон за его многолетнюю историю не припоминали никаких тревожных явлений. Ничего не предвещало драмы, развернувшейся здесь солнечным, теплым днем 20 сентября 2002 года. Трагедия в Кармадонском была полной неожиданностью для всех ее участников: для жителей, съемочной группы Сергея Бодрова, экстренных служб. Люди спокойно занимались своими делами, а коллектив Бодрова закончил съемки, которые предполагалось начать утром, но сложившиеся обстоятельства привели к тому, что они были перенесены на вторую половину дня. В горах темнеет рано, и поэтому к семи часам вечера люди стали собираться, а тем временем в верховьях ущелья произошли события, которые в корне поменяли весь последующий ход событий.

Трагедия в Кармадонском ущелье 20 сентября 2002 года

Около восьми вечера на поверхность обрушилась большая масса нависшего льда. Удар был огромной силы, некоторые специалисты даже сравнивали его энергию с подрывом небольшого атомного заряда. Он вызвал деструкцию верхней части тела ледника, многочисленные трещины послужили причиной срыва фрагмента Колки. Устремившись вниз, эта масса стала увлекать в свою орбиту камне-грязевой сель, первым под удар стихии попал населенный пункт Верхний Кармадон, он весь был просто сметен Географически любое ущелье имеет довольно узкий проход, именно это не позволило рассеять разрушительную силу ледово-грязевой массы. Поток мчался со скоростью свыше двухсот километров, а наибольшая высота вала составила порядка 250 метров. Вся накрыла Кармадонское ущелье на более чем двенадцать километров, превратив некогда цветущий край в безжизненную пустыню.

Драматическая судьба группы Сергея Бодрова

Съемочная группа Сергея Бодрова грузилась на транспорт, однако выехать из ущелья уже не успела. Все произошло практически молниеносно. По свидетельству очевидцев, весь сход ледника занял не более 20 минут, что еще больше осложняло задачу спастись. В первые часы после трагедии многими людьми овладел страх и уныние. Таковы были опустошающие последствия события, изменившего Кармадонское ущелье. Северная Осетия вся без исключения откликнулась на эту беду. Сразу после схода ледника во Владикавказе был сформирован оперативный штаб по поиску людей и оказанию помощи пострадавшим. На место происшествия были привлечены значительные силы МЧС и других экстренных структур. По предварительным данным, погибшими числились 19 человек. Начавшиеся спасательные работы выявили весь масштаб трагедии, все было перемолото практически в пыль, тысячи кубометров селевой массы затопили всю равнинную часть ущелья, и шансов уцелеть здесь не было никаких.

Последствия ледникового коллапса

21 сентября на 14.00 по сообщению оперативного штаба погибшими и пропавшими без вести числились более 130 человек, в их числе и киногруппа Сергея Бодрова. Однако у людей оставалась небольшая надежда, что известный актер и его коллектив могли укрыться в автомобильном тоннеле, который располагался в нижней части ущелья, и даже якобы были свидетели, заметившие, как колонна автомашин, направлялась в сторону этого укрытия. Все жители Верхнего Кармадона попали в список пропавших без вести, ибо не удалось обнаружить ни одного тела. Активные спасательные работы позволили приблизиться ко входу в тоннель, однако его перекрывала многометровая глыба льда и грязи. Стало понятно, что быстро внутрь проникнуть не удастся. А значит, шансы найти выживших быстро таяли. Тем не менее, к операции подключились добровольцы и все, желающие помочь ускорить процесс. Сход ледника в Кармадонском ущелье вызвал небывалое единение всех жителей небольшой кавказской республики. Но все усилия оказывались тщетными, за первый месяц спасательных работ так никого и не нашли.

Гибель надежды

Родные и близкие Сергея Бодрова и его компаньонов настаивали на продолжении поисков, однако наступавшие холода уже не представляли это возможным. Многие понимали, что, скорее всего, их нет в живых. Но по известному выражению «Надежда умирает последней» продолжали верить вопреки здравому разуму в возможность спасения группы. Однако чем больше времени проходило, тем призрачнее становились все надежды. В конце даже самые ярые энтузиасты прекратили поиски. Было решено с началом весны начать новые поиски, чтобы отыскать останки всех кинематографистов. Многие помнят телевизионные кадры с места трагедии весной 2003 года, как считали метры до входа в тоннель, какие придумывали операции, чтобы ускорить процесс, 19 попыток пробурить тело тоннеля оказались безуспешными, и только двадцатая попытка позволила проникнуть внутрь. Всех присутствующих ждало огромное разочарование: внутри не было обнаружено никаких следов пребывания людей. Тем не менее, исследование тоннеля продолжалось еще почти год, но позитивных результатов не дало. По решению комиссии в мае 2004 были прекращены все поиски. Все пропавшие без вести стали числиться как погибшие в Кармадонском ущелье.

Загадочные обстоятельства трагедии заставляют ученых и сегодня выдвигать новые версии причин случившегося.

Фактрум рассказывает, что на сегодняшний день известно из фактов.

Осенью 2002 г. Сергей Бодров работал над фильмом «Связной», в котором выступал в качестве режиссера, сценариста и актера. 18 сентября съемочная группа приехала во Владикавказ. На 20 сентября были запланированы съемки в Кармадонском ущелье - там снимали всего одну сцену фильма. Из-за задержки с транспортом начало съемки перенесли с 9:00 на 13:00, что стоило жизни всем участникам. Около 19:00 работу пришлось завершить из-за плохого света. Группа собирала аппаратуру и готовилась к возвращению в город.


В 20:15 по местному времени с отрога горы Казбек сорвался гигантский массив льда. За 20 минут Кармадонское ущелье было накрыто 300-метровым слоем камней, грязи и льда. Спастись никому не удалось - селевые потоки двигались со скоростью не менее 200 км в час, накрывая собой целые деревни, базы отдыха и палаточные лагеря туристов на протяжении 12 км. Под завалами оказалось больше 150 человек, 127 из них до сих пор считаются пропавшими без вести.


Дорогу завалило, и до ущелья спасатели смогли добраться только через несколько часов. На помощь пришли и все жители окрестных деревень. В результате 3-месячной спасательной операции обнаружили всего… 19 тел. В течение следующих двух лет добровольцы продолжали поиски. Прямо на леднике они разбили лагерь под названием «Надежда», ежедневно занимаясь поисками. По их версии, съемочная группа могла добраться до автомобильного тоннеля и укрыться от лавины там. Однако в тоннеле не нашли никаких следов пребывания людей. Поиски прекратили в 2004 г.



В этой истории немало мистических совпадений. По сценарию С. Бодрова, только двое из главных героев к концу фильма «Связной» оставались в живых - как ни удивительно, но исполнители этих ролей действительно вернулись домой невредимыми. Герой Бодрова по сценарию должен был погибнуть. Съемки в Кармадоне изначально были запланированы на август, но в этом месяце у Бодрова родился второй ребенок, из-за чего все перенесли на сентябрь. Во Владикавказе Бодров жил в одной гостинице с другой съемочной группой: в соседнем ущелье режиссер Я. Лапшин снимал фильм о сходе ледника, уничтожившего местные поселения. Сюжет картины стал пророческим.


Колка - это так называемый пульсирующий ледник, примерно раз в сто лет обрушивающийся вниз. То, что он должен был сойти, было известно наверняка, но вот предвидеть время катастрофы не представлялось возможным. Хотя сейсмические станции за несколько дней до катастрофы зафиксировали необычную активность - предположительно, на Колку падали висячие ледники с соседних вершин. Но эти данные не были обработаны и учтены.


Сегодня ученые говорят о том, что сход ледника не могли спровоцировать ледяные наросты, рухнувшие сверху. Были опубликованы фото, свидетельствующие о том, что в начале сентября никаких висячих ледников над Колкой не было. Л. Десинов уверен: природа выброса ледника - газохимическая. Обрушение вызвали флюидные газовые потоки, выходившие из жерла вулкана Казбек. Теплые струи газа вытолкнули ледник из ложа, как пробку из бутылки шампанского.


Также ученые уверены в том, что сход ледника не только не был случайным, но и мог свидетельствовать о более опасных и масштабных процессах, происходящих в слоях литосферы. Есть версия, что причиной резкого оживления Колки стали несколько разломов в земле, которые сошлись в одной точке. Ко дну ледника подступила магма, и 200 тонн льда были вытеснены из своего ложа. Это может быть сигналом, предупреждающим о будущих землетрясениях в результате разломов.