Конспект урока по литературному чтению "Тема доброты в литературных произведениях. Легенда о старом плаще" (4 класс). Самоопределение к деятельности

Цели : расширить и обобщить знания детей о мифах, легендах, преданиях; познакомить с некоторыми из них; закрепить полученные на уроках знания; развивать мышление, память, речь.

Планируемые результаты : предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование : выставка книг по теме урока (Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1992; Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. М., 1992.)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Работа с крылатыми выражениями

— Кто из вас знает, что означает выражение загадка Сфинкса? (Ответы детей.)

Вот рассказ, который объясняет, почему издавна слово сфинкс применяют к непонятным, загадочным людям, а выражение загадка Сфинкса означает любую хитроумную, трудноразрешимую задачу.

Сфинкс, рассказывали древние легенды, был чудовищем с лицом женщины, туловищем льва и крыльями хищной птицы. Сфинкс подстерегал путников на утесе у города Фивы и задавал каждому загадку.

А загадка была такая: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» Долгое время никто не мог правильно ответить на этот вопрос. Недогадливых Сфинкс убивал.

Но однажды перед кровожадным чудовищем оказался сын фивского царя Эдип. «Отвечай, — прорычал Сфинкс, - кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» И царевич нашел верный ответ: «Это человек. В детстве (утром) он ползает на четвереньках, повзрослев (днем), ходит на двух ногах, а в старости (вечером) опирается еще и на палку». Посрамленный Сфинкс взвыл от отчаяния, бросился с утеса в море и погиб.

2. Рассматривание выставки книг

— Назовите книги, которые вы принесли. Есть ли авторы у этих произведений? Кто иллюстрировал эти книги? Назовите тему урока (тема записана на доске).

— Что такое миф? (Примерный ответ. Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои — существа сверхъестественные, а значит, мифы — истории выдуманные. Однако часто именно благодаря им можно понять местные обычаи. Мифы — это народные сказания о легендарных героях, богах.)

— Назовите героев мифов. У каждого есть имя. Что вы о них знаете?

— Что вы знаете о Зевсе?

— Кто такие Гера, Афродита, Аполлон?

— Расскажите о Геракле. Его имя означает «совершающий подвиг».

— Кто знает, какие подвиги совершил Тесей? (Победил Прокруста, Минотавра.)

— Что еще хотели бы рассказать?

— Что такое предание? (Примерный ответ. Это жанр фольклора: устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передаваемые из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. В центре любых событий стоит яркая личность: князь, парь, разбойник.)

— Какие предания вам известны?

— Знаете ли вы предание, связанное с основанием нашего города, с его названием?

— Что такое легенда? (Поэтическое предание о каком-то историческом событии, может быть религиозного содержания. В легенде наряду с людьми и животными действуют Бог и святые.)

Легенда очень похожа на миф. Но в ней чаще всего действуют реально существовавшие личности и описываются события, имевшие место в действительности. Впрочем, это вовсе не означает, что со временем легенды не претерпевают никаких изменений.

— Из легенд можно получить ответы на вопросы о самых разных явлениях окружающего мира. Как вы думаете, какие это объяснения: научные или художественные? Почему?

— Можете ли вы объяснить, почему моряки — сильные люди? А вот как это объясняет «Легенда о матерях».

(См. материал для учителя к уроку. Выразительное чтение «Легенды о матерях», заранее подготовленное учениками. Беседа-рассуждение о прочитанном.)

— О чем рассказала легенда?

— Какими были женщины в той далекой стране, пока их сыновья были дома?

— Как менялись матери? Почему?

— В чем женщины остались неизменны с начала до конца легенды?

— Что в легенде вымысел, а что правда?

— Чем легенда похожа на сказку? Чем отличается? (Сказки часто служат для забавы, развлечения, а легенды воспринимаются серьезно, как действительный случай, из которого надо извлечь урок.)

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина «Мифы Древней Греции»

Этот герой добыл голову Медузы горюны, убил морское чудовище и освободил Андромеду. (Персей.)

Покровительница воинов, героев, богиня мудрости и знаний. (Афина Паллада.)

Титан, похитивший с Олимпа огонь и принесший его людям. (Прометей.)

Юноша, улетевший из плена на крыльях из перьев, скрепленных воском. Он поднялся слишком высоко, и солнце растопило воск — юноша упал в море. (Икар.)

Кто боролся с Тифоном? (Аполлон.)

Кто бился с немейским львом? (Геракл.)

Чудовище, которое жило на горе Эриманф. Его одолел Геракл, пустив ему в глаза солнечный зайчик. (Эриманфский вепрь.)

— Наш урок мы начали и закончим объяснением крылатых выражений. Что значит прокрустово ложе? (Мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо, для нее не подходящее.)

— А танталовы муки? (Нестерпимые муки из-за невозможности достигнуть цели, несмотря на ее близость.)

V. Подведение итогов урока

— Что объединяет сказки, былины, предания, легенды, мифы? (Это жанры устного народного творчества.)

— Чем они различаются?

Материал для учителя

Легенда о матерях

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Черного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали веселые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел — стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом — стрелял в сторону стада, а если пахарем — в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зеленая — из водорослей, а тело сине-зеленое, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

— Как люди ни хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них еще не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать свое счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернулись в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда. В какую ярость пришел Нептун!

— Я всех вас похороню в пучине морской! — взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины — сильные, красивые, никогда не стареющие.

Подумали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если еще когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжелого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

— Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

— Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьем из нее жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от нее, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери — не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

— Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. — Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

— Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землей еще ярче загорятся звезды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Мы отделены от Древней Греции тысячелетиями, но история сохранила для нас очень много интересного и поучительного. В наши дни мы пользуемся достижениями древних греков (театр, алфавит, олимпийские игры). Этими достижениями пользуются многие народы мира, ведь вклад греков в мировую культуру очень велик. А теперь вспомним, какие качества ценили древние греки в людях? Правильно: ум, образованность, мудрость; мужество, храбрость и силу. Ценятся ли эти качества в наши дни? Конечно! Потому что они являются общечеловеческими, вечными. И этим мы тоже обязаны древним грекам. Особым почтением у эллинов пользовались люди искусства, потому что искусство для древних греков – это не просто развлечение. Это воплощение представлений о красоте космоса и человека. В искусстве отражено мировоззрение греков, их мировосприятие. Искусство было неотделимо от жизни. Люди искусства являлись героями легенд и мифов древних греков. С одним из них вы познакомитесь, просмотрев видеоурок «Отличие мифа от легенды. Геродот. «Легенда об Арионе». Её главный герой – не просто чрезвычайно талантлив, но ещё необычайно смел и мужественен. Судьба уготовила ему… А может быть, лучше посмотреть и послушать? Тогда этот видеоурок для вас…

Тема: Мифы народов мира

Урок: Отличие мифа от легенды. Геродот. "Легенда об Арионе"

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое легенда, как и когда создавались легенды, а также познакомимся с легендой об Арионе и проанализируем ее.

Легенды, как и мифы, создавались в древности. Рассказы об исторических событиях древние люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Со временем они обрастали дополнительными подробностями и приобретали иногда фантастические черты. Так создавались легенды.

Мифы - это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

Легенда - (от лат. - то, что должно быть прочитано) — жанр несказочной прозы в фольклоре, устный народный рассказ, в основе которого лежат исторические факты, события, аргументы, переплетающиеся с вымыслом и фантастикой; это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых знаменитых легенд. Это Легенда об Арионе Геродота.

Кто же такой Геродот?

Рис. 1. Древнегреческий историк Геродот

Геродот - великий древнегреческий историк, который жил в V веке до Рождества Христова. Он много путешествовал и записывал рассказы о прошлом. Он побывал на местах великих сражений и написал историю Греко-Персидских войн. В своей работе он большое место уделял местным мифам, легендам, преданиям. Римский оратор Цицерон называл Геродота отцом истории.

Героем легенды Геродота является Арион. Арион - это реальное историческое лицо. Он являлся несравненным, великим кифаредом. Он, как и правитель Коринфа тиран Периандр, жил в VII веке до нашей эры. Даже сохранился отрывок одного из его произведений «Гимн Посейдону».

Рис. 2. Древнегреческий кифаред Арион ()

Кифаред - музыкант, играющий на кифаре, разновидности лиры.

Тиран - в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии - единоличный правитель.

Рис. 3. Древнегреческий правитель Коринфа Периандр ()

Познакомимся с Легендой об Арионе.

Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море.

Почему Арион хотел спеть в полном наряде певца? В первую очередь, чтобы показать корабельщикам, что он не испугался их угроз и для него важнее не богатство, а искусство певца. Кроме того, он хотел показать, что они хотят лишить жизни не просто обычного богатого человека. Может быть, он надеялся, что боги придут ему на помощь, потому что не захотят гибели великого искусного музыканта.

Как же изображены мореходы? Жадность, алчность, корысть, желание легкой наживы определили их поведение. Они, конечно, знали, что Арион - великий певец. И в то же время помнили о том, что прославленный кифарист везёт великое богатство. Однако убивать его сами они не решились и заставили Ариона самого лишить себя жизни, при этом порадовались, что услышат лучшего певца на свете.

Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя - жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.

Каким же изображен Периандр?

Периандр изображен в легенде человеком недоверчивым, он не поверил сразу в чудесное спасение Ариона. Однако он умён и справедлив, поэтому всё же решил разобраться в этой истории и уличил корабельщиков во лжи.

Что же привлекает в образе Ариона?

Арион - талантливый человек, несравненный кифаред, основоположник жанра дифирамба. Он передавал свои знания другим, создал хор для выступления в Коринфе. Он был человеком предусмотрительным: для продолжения путешествия нанял земляков. Перед лицом смерти он ведет себя достойно: он поёт свою последнюю песню и храбро бросается в море.

Дифирамб - преувеличенная восторженная похвала.

Почему это произведение называется легендой?

Повествование называется легендой , потому что оно было создано Геродотом на основе устного предания, распространённого в Коринфе и на острове Лесбос. В нём присутствуют реальные люди: Арион и Периандр. Сказочное обогащение Ариона в Италии и Сикелии, а также его чудесное спасение дельфином можно отнести к фантастическим событиям.

Какова основная идея произведения?

Идея - (от греч. - понятие, представление) - основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем.

1. Абелюк Е.С. Мифологический словарь школьника. М.: РОСТ, МИРОС, 2000.

2. Кун Н.А. легенды и мифы Древней Греции. Минск: Народная асвета, 1989.

3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.

4. Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. — М.: Материк-Альфа, 2006.

5. Энциклопедия «Мифы народов мира». - М., 1980—1981, 1987—1988.

1. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Рассказы для детей о Древней Греции ().

2. Мифологическая энциклопедия ().

1. Составьте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»).

2. Перечитайте Легенду об Арионе (стр. 212-214 учебника) и выполните одно из предложенных заданий:

а) Подготовьте выразительное чтение легенды.

б) Подготовьте подробный пересказ легенды.

в) Подготовьте пересказ легенды с сохранением стилистических особенностей текста.

В. С. Воропаева

Т. С. Куцанова

Литературное чтение

В 4 классе

Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений


Урок № 1. Введение в тему «Золото, золото - слово народ­ное».

Цели: 1. Развитие интереса к чтению и книгам.

2. Знакомство с новыми учебными пособиями (учебник и тетрадь по литературному чтению).

3. Актуализация знаний о правилах пользования кни­гой.

4. Закрепление знаний о знакомых жанрах устного на­родного творчества.

5. Развитие мышления, памяти, речи.

Учащиеся четвертого класса уже знают, что на первый урок по ли­тературному чтению они приносят самую интересную книгу, прочитан­ную летом, и располагают её на классной книжной выставке. Книги эти находятся на выставке до первого урока внеклассного чтения, который обычно так и называется: «Самые интересные книги, прочитанные ле­том». Кроме того, на другой выставке-стенде ребята помещают рисунки к своей книге. Поэтому накануне первого урока литературного чтения они уже погружены в атмосферу книги и чтения.

Урок необходимо начать с обзорного знакомства с книгами, представленными на выставке. В поле зрения учителя должны по­пасть наиболее значимые книги, авторы которых уже знакомы уча­щимся. Это даст возможность, во-первых, продолжить знакомство с творчеством писателей, а, во-вторых, направить самостоятельное чтение четвероклассников в нужное русло. Кстати будет в этом пла­не и выступления учащихся с аннотацией на прочитанную книгу.

Следующий этап урока - знакомство с новым учебником «Лите­ратурное чтение» - 4 класс и тетрадью по литературному чтению.

Учащиеся рассматривают учебник, размышляют над названия­ми его разделов и их содержанием, определяют знакомые фамилии поэтов и писателей.

Затем учителем читается обращение к читателям на третьей странице учебника, а учащиеся уточняют цели и направленность содержания каждого раздела.

Знакомясь с тетрадью по литературному чтению, учащиеся за­мечают, что в ней содержатся такие же основные разделы, как и и учебнике, что в ней есть обращения к учащимся и читательский дневник, а служит она дополнением к учебнику, в ней есть интерес­ные, веселые и увлекательные задания (по опыту тетрадей для 2-го-3-го классов).

На данном уроке важно актуализировать и знания учащихся о правилах пользования книгой. Сделать это лучше в форме игры «Научи малышей». Ребята импровизируют, что бы они могли сказать малышам-первоклассникам, которые серьезно начинают дру­жить с книгой. Сюда могут войти советы:

1. Как подготовиться к чтению за столом (чистые руки, удобная поза, удобное освещение).

2. Как знакомиться с книгой (обложка, содержание, рисунки).

4. Как записать сведения о прочитанной книге (тетрадь по литературному чтению, читатель­ский дневник, автор, название).

5. Как записаться в библиотеку и брать в ней книги.

К первому уроку учитель может подготовить и художественный материал: примеры произведений малых жанров устного народного творчества, например: потешки, перевертыши, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки. Ребята не только называют жанр произведения (после прочтения его учителем), но и отвечают своей загадкой, пословицей, скороговоркой и т.п. В этот этап урока обычно включаются все четвероклассники и он получается интересным и увлекательным.

На дом учащиеся получают задание: вспомнить знакомые жанры устного народного творчества - песни, сказки и их виды; подготовить о них информацию с примерами (задания дать по рядам).

Урок № 2. Жанр легенды. «Бездонное богатство» (белорус­ская легенда).

Цели: 1. Закрепление знаний о жанре народной песни и сказ­ки.

2. Формирование первичных представлений о жанре ле­генды.

3. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи.

4. Развитие умения составления плана к тексту.

5. Развитие интереса к фольклору.

Для того, чтобы первая часть урока, направленная на закрепле­ние представлений и знаний учащихся о таких жанрах фольклора как песня и сказка, прошла успешно, учителю необходимо тщательно подготовиться. У него должны быть заготовки колыбельных, шу­точных, лирических и календарных песен (колядных, масленичных, купальских). Можно использовать тексты таких песен из учебника «Радуга» (2 класс) и «Литературное чтение» (3 класс). Кроме того, в литературной тетради для II и III классов также предложены раз­личные виды песен.

О разновидностях народных песен готовят материал и учащие­ся. Так, один ряд четвероклассников расскажет о колыбельных, шу­точных, лирических народных песнях: вспомнят, что это за песни, когда они поются, в чем их особенность. Учитель же зачитывает каждую из видов такой песни, а учащиеся класса отвечают, к како­му виду можно отнести услышанную песню. По такому же образцу продолжается дальше работа с календарными песнями (учащиеся второго ряда - учитель).

Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животных также готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.

Вторая часть урока - знакомство с новым жанром устного на­родного творчества - легендой. В учебнике дается довольно пол­ная, хотя и краткая характеристика данного жанра. Поэтому учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллективно раз­мышляют (после повторного молчаливого чтения) над вопросами:

1. Разновидностью какого жанра является легенда?

2. Что роднит легенду со сказкой?

3. Какие бывают легенды? В чем их особен­ность?

4. Почему мы обращаемся к далекому прошлому? Чем инте­ресна нам жизнь предков?

Затем учитель читает белорусскую легенду «Бездонное богат­ство». Выявляя эмоциональное восприятие текста, учитель задает вопрос: «Что привлекло вас в этой легенде, что показалось инте­ресным? Далее учащиеся вслух «цепочкой» перечитывают текст и отвечают на вопросы, предложенные в методическом аппарате к легенде. Вопросы направлены на воспроизведение текста через вы­борочное чтение и частичный пересказ. Следующий этап работы: деление текста на части и составление к нему плана. Он может быть примерно таким:

1. Мудрый князь Ярослав.

2. Князь на охоте. Борьба с туром.

3. Спасение князя.

4. Золото князя для загонщика Ранцевича.

5. Отказ загонщика от золота.

6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.

7. Память о князе Ярославе.

План должен быть довольно подробным, так как правомерно использовать его для пересказа текста.

Н конце урока учащиеся могут поработать над подробным пере-мкичом текста по предложенному плану. Пересказ можно осуществить «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.

На дом четвероклассники получают задание: перечитать леген­ду, научиться её подробно пересказывать.


Похожая информация.


Цели урока:

1. Расширить и углубить знания учащихся о мифологии; на основе сопоставления с древнегреческими мифами и русскими народными сказками показать национальное своеобразие мифологии и фольклора ненцев.

2. Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом и справочной литературой, а также творческое воображение и читательскую наблюдательность учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

Оборудование:

1. Фотовыставка, иллюстративный материал “Ямалу-75”.

2. Выставка творческих работ учащихся “Мой край”.

3. ТСО: мультимедийный компьютер для демонстрации слайд - фильмов “Уренгой” и “Северные узоры”; магнитофон с записями национальных песен.

4. Сборники текстов, информационные листы (№1 “Словарь терминов”, №2 “Глоссарий”).

Предварительная подготовка к уроку:

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) текста с представлениемсобственных рисунков- иллюстраций.

Вторая группа. Сообщения учащихся (“Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”).

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” о нравственных представлениях ненцев, символически выраженных в орнаменте.

Кто знает одну культуру - не знает ни одну.

Макс Мюллер

(На перемене, до начала урока, демонстрируется слайд-фильм “Уренгой”, звучат национальные мелодии)

Ход урока:

Слово учителя.

Беседа. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с мифами древних греков и североамериканских индейцев. Вы хорошо знаете русские народные сказки. Что такое миф? Как рождались мифы? Чем сказка и легенда отличаются от мифа? Каким было мышление древнего человека? Если трудно ответить сразу, загляните в свои тетради и словари (информационный лист №1).

Тезисный план ответов учащихся

  1. Древний человек был язычником, поклонялся множеству богов. Он одушевлял всё, что его окружало: небо и землю, моря и горы, леса и поля.
  2. В эту же эпоху человек создал истории, в которых объяснял мир и его законы,- мифы. Мифы повествуют о деяниях богов и героев. Мифы складывались не для развлечения, рассказчик и слушатели верили в рассказываемое. Мифы часто разыгрывались перед слушателями- зрителями или приобретали облик обряда.
  3. Сказка повествует об обычных людях (“благородного” или “низкого” происхождения); воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь. В отличие от мифа (тайного знания) сказка общедоступна.
  4. Легенда исторически и географически “привязана”, персонажами являются конкретные люди. Природа не обожествляется, хотя отдельные мифологические мотивы и образы сохраняются.

Работа групп

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) произведения с представлением собственных рисунков- иллюстраций.

Вопросы для обсуждения:

Почему выбрали именно это произведение? Что вы услышали и увидели в нём? Что, может быть, поразило или вызвало недоумение?

Ваше мнение о героях? Как построено произведение?

Сравните их с русскими народными сказками, мифами Древней Греции. В чём сходство и различие?

Делаем совместные выводы

1. В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц немного, обычно трое: два брата и сестра (“Каллаха - богатырь”), три охотника (“О невесте и снежном человеке”) и т.д.

2. Ребята отмечают увлекательность сюжета, его неожиданные повороты. Герои всегда отправляются в путь, попадают в зоны действия злых или добрых сил, соединяются или борются с ними, приобщаются к тайнам, что-то теряют или приобретают на этом пути (огромное стадо оленей, нарты с хлебом, сахаром, маслом и “всякой необходимой всячиной для безбедной и счастливой жизни стойбища”).

3. Как общее в поэтике сказок разных народов ребята отметили контрастное построение сказки, деление персонажей на добрых и злых, торжество доброты и таланта над завистью и чванством. Обращаю внимание ребят на то, как организовано мифологическое пространство. В нём всегда выделены центр, верх, низ. В славянской мифологии таким центром является Мировое древо. В ненецкой мифологии идею вертикали помогает выразить образы горы, холма, дерева. Они помогают героям разделять добро и зло, жизнь и смерть. На холме ставит свой чум первый человек из рода Вэлло, ставит ближе к небу, к солнцу. В корнях дерева (Нижнего мира) находят дочки Оленнего хозяина героя сказки “Как Вылка на море ездил”.

Пространство в мифах и сказках не бездушно и не нейтрально: оно расценивается как своё или чужое, доброе или враждебное для людей. Они же, в соответствии с выбранным направлением, попадают в зоны дурных или добрых сил. Переправившись через большую реку с крутыми берегами, два брата-охотника попадают в царство лесной женщины Палснэ (“Жила в лесу кикимора”). Нарушил запрет бабушкин внук по имени Тункевхи, спустился в низовья реки и чуть не оказался в руках колдуна. Пройдя через нелёгкие испытания, понимает молодой человек цену дружбы и взаимопомощи. Охотник вернулся в чум своей бабушки и предложил ей: “Давай поищем добрых людей, с которыми не надо будет бояться колдунов и людоедов”. Долго ходили они по тайге и тундре и наконец нашли стойбище Айваседо. Там их приняли с радостью.

4. В мифах и сказках существует разумная пропорция между всеми сторонами бытия – дурными и хорошими, светлыми и тёмными. Если баланс нарушен по чьей-то воле, нарушается и гармония, тогда появляется герой, призванный восстановить равновесие.

5. Обратившись к древнейшим пластам мифологии, мы видим, что разные народы поклонялись четырём стихиям: Огню, Воде, Земле и Небу. Древние народы полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная. У ненцев особенно почитаются Земля, Огонь и Вода: плюнуть в воду, в огонь считается непростительным кощунством. Огонь часто представляется женщиной в красном халате, она может предсказывать будущее, разговаривая треском, писком. Итак, центральный образ ненецкой мифологии – образ Природы.

6. Основой философии ненцев является идея о единстве природы и человека, о взаимосвязи всего сущего. Вселенная, Земля, Человек, животный и растительный мир представляются неразделимыми. Поэтому так легко (и очень часто) совершаются в сказках и мифах превращения: охотник превращается в дерево, девушка - в ягоду (сказка “Голубика”), несчастная мать - в кукушку (сказка “Кукушка”), парень- в гагару (“Девушка и гагара”), ветер- в щуку (“Синяя щука”), шаман- в оленя (“Ваханде и Нойсама”).

В этом мире даже смерть маленького и злого комара имеет страшные последствия, остановить которые сможет только шаман, совершивший жертвоприношение (“Смерть комара”).

Вторая группа. Сообщения учащихся: “Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”. (Остальные учащиеся в это время по желанию рисуют портреты богов или план- схему строения мира).

Вопросы для обсуждения

Как представляли ненцы строение мира? Сотворение земли и человека?

Какова иерархия ненецких богов?

Сравните мифологические воззрения ненцев и древних греков.

Краткие тезисы сообщений учащихся

Миф о создании Вселенной в каждом регионе Ямало – Ненецкого автономного округа имеет свою трактовку. Мы познакомим вас с легендами тундровых ненцев. Согласно их представлениям, мир состоит из трёх уровней: Верхнего, Среднего, Нижнего, между которыми распределён весь пантеон ненецких богов. Земля изображалась плоской, немного взгорбленной посредине, окружённой морем. Над нею простираются семь небес (у ненцев понятие о многослойном небе существовало задолго до того, как они познакомились с христианством). Небо имеет выпуклую форму и упирается краями в землю наподобие опрокинутой чаши. Внизу находятся семь земель. Для подземных жителей наша земля является небом.

Творцом Вселенной является Нум, ему помогал Нга. Они были родными братьями. Между ними происходили ссоры, но они быстро мирились. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил тёмное.

Легенда гласит, что сначала была вода. Нум, глядя на безбрежные воды, решил создать землю. Нга стал помогать. Нум вызвал к себе гагару, повелел ей нырнуть глубоко в воду и принести из глубин землю. Три раза ныряла гагара. На третий раз в клюве принесла немного ила, из которого была создана суша. Населил Нга землю большими и малыми животными, а воды – рыбами, небо – птицами. Земля была прекрасной. Нум не захотел отдать её во владение брату, несмотря на его просьбы. Нга обиделся на Нума, и там, где ступала его нога, появлялись болота. В гневе Нум ударил своего брата посохом так, что земля содрогнулась. Рассердился Нга и дохнул на землю своим холодным дыханием. Вся земля покрылась льдом и снежными сугробами, деревья замёрзли, погибли растения. Над землёй пронеслись холодные северные ветры.

Долго братья были в ссоре, никто не решался подойти первым. Когда братья помирились, то решили они сделать Солнце и Луну. Нум взялся за создание Солнца, а Нга он доверил делать Луну. В руках Нума Солнце получилось ярким и горячим, так что осветило всю землю своими животворными лучами. Расцвела земля, проснулись животные и птицы. Но деревья от холода остались маленькими и искривлёнными. Нга увидел, что у Нума получилось красивое и горячее Солнце, решил сделать ещё лучше. Но от его холодного дыхания Луна замёрзла. Нум посоветовал брату не расстраиваться: так как ночью бывает темно, то его Луна будет освещать землю в этот период времени.

Потом они приступили к созданию человека. Нум, взяв в руки глину, стал лепить тела людей. Нга ушёл, чтобы принести ещё глины, а когда вернулся, то увидел, что человек сделан и Нум готовится вдохнуть в него жизнь. Обиделся Нга, и снова братья поссорились. Прошло время, и договорились они так: оба они вдохнут жизнь в человека, чтобы боролись в нём добро и зло. Одно из них должно было победить. И хозяином души становился тот, чьё начало побеждало. Чтобы быть ближе к человеку, Нга попросил Нума отдать ему подземный мир. Нум согласился, а сам остался жить на небе.

Самые почитаемые ненецкие божества: Нум – верховный бог; Я-мал Вэсоко – хозяин земли, ему подчиняются Илебямпертя – даритель дичи и помощник человека в его трудовой деятельности; Ту - Хада – хозяйка огня; Олений хозяин; Мяд – Пухуця - хозяйка чума. Нга – властелин Нижнего мира, повелитель холода и мрака, его называют ещё Нга – смерть. Верхний мир признаётся страной, подобной во многом Среднему миру - Земле. Там существует своя жизнь, устроенная по земному образцу. Над ним сияет своё небо, так же светят солнце, луна и звёзды. Здесь живут небесные люди, каждый из них имеет свою семью, чум, пасёт оленей. Льющийся с неба дождь – это снег, тающий на нижней небесной земле. Гром – шум полозьев нарт, на которых разъезжают небесные люди. Не менее интересна жизнь людей Нижнего мира. Важнейшим связующим звеном между тремя мирами являются шаманы.

(Чтобы проверить внимательность слушателей, докладчики задают несколько вопросов по содержанию. Как появились болота? Почему Луна холодная, а Солнце горячее? Почему человек может быть и добрым, и злым? Докладчики собирают с парт схемы строения мира, нарисованные ребятами, а также портреты богов, и лучшие изображения вывешиваются на доску).

Делаем совместные выводы

Мифы разных народов очень похожи: та же концепция “трёх миров”, то же движение от первобытного хаоса к упорядоченному космосу (гармонии), та же борьба добрых и злых сил и участие богов в жизни людей.

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” с образцами национальной ненецкой одежды, крупным планом – детали орнамента и узоров. Синхронно с демонстрацией фильма читаются отрывки из мифа “Правила старика Нума”.

Вопросы для обсуждения

Что же рассказал нам миф о своих современниках?

О чём мечтали люди? По каким законам жили?

Выборочное чтение мифа “Правила старика Нума”.

“…Небесный бог Нум сказал своему старшему сыну: “Посели всех людей на земле”. Тот увёл людей на землю и оставил там. Прошло три года, и старик Нум попросил его посмотреть, как они живут. Сын спустился с небес и увидел, что порядка на земле нет. Над всеми издевается человек, худой, как олень -самец осенью. Он всех женщин согнал в свой чум и других мужчин не подпускает. Услышав рассказ сына, опечалился Нум: “Так не годится. Иди и подели их по двое, то есть каждой женщине по мужчине. Так и сделал сын небесного бога, а того самого мужчину, который нарушил порядок, убил из лука”.

“…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум.- Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов- это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие…”

“…А теперь пойдёт речь об орнаменте на твоей одежде,- повернулся Нум к мужчине.- Поперечные полоски ниже колен, как и у женщины, означают запреты. Дальше… Полоски в четырёхугольнике на коленях надо понимать как сиденье на нарте. А уходящие продольные полосы – ремни упряжки. Узоры на ноге, по верху ступни,- это головы людей. И напоминают они о том, что ты на земле не один”.

Делаем совместные выводы

Нравственные идеалы, воплощённые в мифах, легендах и сказках, универсальны, едины для человека, независимо от того, когда и в какой стране он жил или живёт. Любовь, красота, дом, семья – для него безусловные ценности. Не быть обманщиком, любить людей учит сказка “Месть”. Герой сказки - обиженный Панхи - весной поехал на своё священное место. Сделал из железа образ своего врага и повесил на святилище. И вот едет Панхи обратно, а над его головой вдруг раздаётся голос: “От того, что ты сделал, в будущем твоим потомкам не будет плохо?” Люди должны знать: пожелания зла кому-то, сделав круг, ударят по тому, кто первым их произнёс.

Подведение итогов урока

Мифами охвачены едва ли не все стороны жизни человека тундры: имена, фамилии, жилище, его внутреннее убранство и внешнее расположение. Орнамент одежды и обуви, различные эмблемы, географические названия, государственная символика, праздники, обряды, ритуалы и многое другое – всё имеет особый смысл. Вы можете прочитать об этом в книгах Е.Г. Сусой “Из глубины веков”, П.Г. Турутиной “Дом ветров”. Зачем современному человеку древние сказания? Они дарят ощущение гармонической слитности всего видимого, сущего. Человек, гора, болото, дерево, небо – всё напоминает одну постройку, воздвигнутую по чьей-то неведомой воле. И рядом с этим переживанием – другое: мир продуман до последней мелочи. Кто-то Невидимый в вышине сотворил мир по законам красоты и любви. Миф развёрнут не только в прошлое, но и в будущее, потому что он убеждает: законы красоты и любви неизменны.

Домашнее задание

Письменная работа на тему: “Моё впечатление об уроке”.

Список использованной литературы

  1. Беспалова Л.Г., Беспалов Ю.М. Тюменский край и писатели 18-19 вв. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1998.
  2. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Сыктывкар, 1995.
  3. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
  4. Турутина П.Г. Дом ветров. М., Вилад, 2000.
  5. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.

Тема: Мифы и легенды

Цель : открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов хакасского народа в общей культуре человека, формирование желания узнать больше об особенностях края, воспитывать интерес к изучению истории своего родного края, а также воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Формирование УУД:

Личностные: ценить базовые ценности «родной край», «моя родина», «история», уважение к своей родине, ее истории, формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: презентация к уроку, учебники литературного чтения (автор Л.А. Ефросинина) книга «Мифы и легенды Хакасов» П.А.Троякова 1995 г.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивационный этап

Доброе утро, я улыбнулась вам, вы улыбнитесь мне.

Регулятивные УУД:

самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний

3.Целеполагание

4.Открытие новых знаний.

1. Проектная деятельность.

2. Постановка проблемы

3. Выдвижение гипотезы

5. Физминутка.

6. Использование

полученных знаний.

7. Работа с текстом учебника.

8.Рефлексия.

9.Домашнее задание

Сегодняшний урок мы начнем с красивой песни. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить?»

Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

- Продолжить разговор я хочу с таких слов :

Без прошлого нет настоящего и будущего
- Скажите, как вы их понимаете?
Прошлое - это наши корни дерева, на котором растут мощные и красивые ветви (настоящее). А чтобы появились и плоды (будущее) необходимо знать прошлое, гордиться настоящим и строить будущее

Я вам прочитаю одно произведение, а вы скажете, к какому жанру вы бы его отнесли.

(чтение хакасского мифа « Гора Семь Дев»)

См. приложение.

Сегодня мы погрузимся в удивительный мир мифов и легенд.

Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор изучаем мифы?

Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы)

Какие цели мы для себя поставим?

Как бы вы объяснили, что такое миф?

Древнего человека окружало много разных явлений и событий– ярких, пугающих, удивительных, но пока непонятных и необъяснимых. Люди стали придумывать истории. Миф – это не сказка, не вымысел, а рассказ, в котором древние люди
описывали, как они понимали и представляли мир.

Что такое миф с точки зрения литературы давайте прочтем в учебнике. С 138

Сегодня мы работаем в группах, их три.

Вам предлагаются хакасские мифы, вы внимательно прочтете и приготовите репортаж.

Исследовательская проблема будет состоять в том, чтобы
узнать и всем рассказать, что пытались объяснить люди, создавая этот миф? Сообщение можно представить в виде рисунка.

1 группа – легенда о хакасской женщине Хуртуях-Тас.

2 группа –миф о происхождении чатхана.

3 группа – легенда о происхождении названия реки Абакан.

(см. приложение)

Ребята помещают свои работы на общем плакате на доске и кратко рассказывают о том, что они узнали.

Считалочка.

Что красивее на свете?

Солнце и ветер.

Земля и холмы.

Ох, не могу я решить!

Все равно тебе водить.

Предлагаю вам разгадать кроссворд.

(см. приложение)

Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция.)

Есть на свете страна Греция. Много мифов создано там о богах и героях.

Давайте прочтем один из них. с.141.

Почему люди запомнили полет Икара?

Давайте вернемся к задачам, поставленным в начале урока. Удалось ли нам решить эти задачи?

Что же такое миф с точки зрения литературы?

Какие мифы и легенды мы сегодня узнали?

Посмотрите на карту России, вот какая большая наша родина и какая небольшая Хакасия. Но сколько у нас красивых рек и озер, гор, лесов.

Мы с вами живем на священной земле, Хакасия, где древние традиции, обычаи живут в легендах и сказаниях, где журчат ручьи, шелестят листвой березы , все это и есть ваша маленькая Родина, сберегите все это в своем сердце!

Если вас заинтересовали хакасские мифы и легенды, можете прочитать их.

По учебнику с.138-140.

Учащиеся слушают песню из хакасского фольклора. Шаманские мотивы.

Ответы детей: о родном крае, о Хакасии.

Ответы детей.

Ученики слушают и высказывают свои предположения: сказка, легенда, миф.

Познакомиться с хакасскими мифами, доказать, что мифы содержат полезную информацию, о прошлом нашей родины.

Миф-это фантастическая история, легенда.

Чтение статьи учебника.

Работа в группах.

Выступления ребят.

Ребята разгадывают кроссворд.

Древняя Греция

Самостоятельное чтение.

Так люди мечтали подняться в воздух.

Ответы ребят.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « малая родина», «Хакасия»

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание,
выражать личное мнение

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять круг своих знаний, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уважение к своей родине, ее истории, радость и гордость от того, что мы родились и живем в Хакасии.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,самоконтроль.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Личностные: ценить базовые ценности «родной край», «моя родина», «история», уважение к своей родине, ее истории.

Приложение

Давным-давно горы постоянно женились между собой, говорят. Недалеко от Анчула есть гора, называемая Семь дев . А вот почему так ее назвали.

Когда-то высокий тасхыл под именем Коль-тайга (Тайга-озеро)захотел жениться на горе Семь дев. Но эта Дева, желая выйти замуж за другую гору, с презрением гордый тасхыл назвала «мужичком» . Однажды Коль-тайга все же явился свататься за Семь дев, а та не стала даже пить его вина. Гора Коль-тайга до семи дней сватался. А та все не соглашалась, а затем наотрез отказалась. Тогда обиженный жених сказал: «Ну коль не захотела за меня замуж, быть тебе вечно девой», - и сокрушительным ударом раздробил гору на семь кусков, каждый из которых стал маленькой горой. Вот откуда взялась гора под названием Семь дев.

По легенде , Хуртуях-Тас была реальная женщина с мужем и детьми, (количество детей предположительно от двух до сорока). Во время межплеменных конфликтов семейству пришлось бежать. Муж решил отвлечь противника, а жена и дети укрылись в безопасном месте. Взмолилась женщина богам с просьбой уберечь ее детей и обратил их бог бусинами, а когда Улус-Хуртуях-Тас добралась до укрытия, то поняла, что бусы порвались и бусины утеряны. Женщина пришла в отчаянье, закричала и запела, даровав богов мелодией. Сжалились они и превратили несчастную в покровительницу чужих детей и их матерей. И теперь степная богиня замерла посреди юрты, смотрит на восток, сложенная песчаников, раскрывая рот в грустной песне, а на ее беременном животе вырезан лик. Из спокон веков женщины, которые долго не могли иметь ребенка, приходили к Богине Хуртуях тас просить у нее о возможности иметь детей.

Легенда о происхождении чатхана

Жил один старик по имени Чат-хан. Был он пастухом - с утра до вечера пас в зеленых долинах стада. Трудная работа у пастуха - целый день то под палящим солнцем, то под проливным дождем.
Долго думал Чат-хан, как облегчить тяжелую пастушескую жизнь. И вот однажды придумал: взял кусок звонкого кедра, выдолбил из него длинный ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть. И так чудесно он играл на струнах, что птицы складывали в полете крылья, звери останавливали свой бег, а люди слушали, затаив дыхание.

Теперь пастухи легко справлялись со своей работой. Только стадо разбредется по долине, как Чат-хан доставал свой музыкальный ящик, трогал волосяные струны, и стадо снова собиралось вокруг, чтобы послушать волшебную музыку.
Слава о чудесном инструменте разлетелась по всей Хакасской земле. Узнали о нем и разбойники - одноглазые великаны. Однажды ночью они убили старика, а музыкальный ящик унесли с собой - на большую гору.
На вершине большой горы стоял дом одноглазых великанов. Раньше они нападали на стада, угоняли коров и овец. Теперь им в этом не было никакой надобности. Как только у великанов кончалась еда, они доставали музыкальный ящик и животные, очарованные чудесной музыкой, сами приходили к разбойникам.

Весело зажили одноглазые великаны - целыми днями пируют да песни орут. Не думали они, не гадали, что в ближайшем селении подрастает храбрый мальчик, внук того самого старика Чат-хана.
Однажды, охотясь за дичью, мальчик поднялся на вершину горы и увидел возле пещеры большой дом без окон.
Из-за двери доносились хриплые голоса:
- Ну вот, опять в котле пусто - ни мяса, ни жира.
- Надо бы пару баранов заколоть!
- Где эта бренчалка со струнами?

В доме все затихло, и вдруг оттуда полилась чудесная музыка. Словно заколдованные, потянулись животные на вершину горы.
Спрятавшись за валун, мальчик наблюдал, как одноглазые великаны резали животных и уносили мясо в дом. Он протянул из-за валуна стрелу и наколол на наконечник самый вкусный кусок - баранью печень. Поначалу разбойники ничего не заметили, но когда уселись пировать, заспорили.
- Кто съел печень? - возмутился один.
- Сам, наверное, и съел.
- Да, печени нигде нет, - задумался третий.
И тут самый старший сказал:
- Все ясно. Это значит, что вырос внук Чат-хана. Он и стащил печень. Надо его убить.
Выбежали одноглазые великаны из дома, побежали вниз к селению. Мальчик переждал немного и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму, прикрыл ее ветками, присыпал слегка землею. Затем достал музыкальный ящик деда и заиграл.
Услышали одноглазые великаны чудесные звуки и поспешили обратно. Только кинулись к двери, как тут же провалились в яму. Мальчик их сверху камнями побил, а яму засыпал землей. Взял он в руки волшебный ящик и снова заиграл на нем. Открылась пещера, а оттуда валом повалили спасенные овцы и коровы.
Пошел мальчик с горы, а за ним послушно двинулось стадо. Мальчик наигрывал на струнах и пел о добрых и могучих богатырях. С тех пор в народе волшебный ящик стали называть чатханом – в честь старика Чат-хана.

Легенда о происхождении названия реки Абакан

"Давным-давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой богатырь. На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжелораненый, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий… . Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абакан - медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители”.

Чат-хана, а мальчика прозвали певцом