Кто из литераторов похоронен отдельно от головы. Тайна исчезновения черепа гоголя. Контакты с ангелами

Николай Васильевич Гоголь умер 3 марта 1852 года. 6 марта 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили - над могилой возвышалась Голгофа.

Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе. Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил.

Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти?

Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке.

Однако этим эпизодом буйная фантазия Лидина не ограничилась. Последовал более страшный рассказ – оказывается, при вскрытии гроба у скелета вовсе не оказалось черепа. Куда же он мог деться? Эта новая выдумка Лидина породила и новые гипотезы. Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Предположили, что именно тогда и могли похитить череп писателя. Было высказана догадка, что его выкрали по просьбе фанатика русского театра, купца Алексея Александровича Бахрушина. Поговаривали, что у него уже был череп великого русского актера Щепкина.

Тому, кто найдет череп Гоголя, обещано 8 миллионов рублей Информацию о таинственном исчезновении черепа Николая Васильевича Гоголя, появившуюся 1 апреля, можно было бы считать обычной первоапрельской шуткой, если бы не множество слухов и домыслов, связанных с этим происшествием.

В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную, чем Гоголь. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям. 1 апреля мы отметили 200-летие со дня рождения русского классика, однако празднества были омрачены тем, что пропавший много лет назад череп писателя до сих пор не найден. Еще в 2005 году некая организация «Национализм – оружие современности», или попросту – «НОС», объявила, что намерена выплатить 5 млн рублей тому, кто найдет пропавшую часть останков, а накануне 200-летия со дня рождения писателя увеличила сумму до

8 млн. Однако желающих получить заветное вознаграждение пока не обнаружилось.

Свято-даниловская «чертовщина»

Напомним, что Николай Гоголь был похоронен 12 марта 1852 года на кладбище Свято-Данилова монастыря, но в 1931 году, в рамках кампании по борьбе с религией, было принято решение о закрытии монастыря и кладбища, а могилу Гоголя было решено перенести на главное кладбище СССР – Новодевичье, что и было сделано 31 мая 1931 года. Главной головной болью работников НКВД, осуществляющих эту акцию, были могилы поэта Николая Языкова и Гоголя. Для придания хоть какой-то видимости общественного согласия на этот акт вандализма на кладбище в момент вскрытия могил были приглашены литераторы, среди которых писатели В. Лидин и В. Катаев. С могилой Языкова проблем не было, а вот гроб Гоголя преподнес сюрприз.

«Могилу вскрывали почти целый день, – рассказывает Лидин. – Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, натолкнулись на кирпичный склеп необычайной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток, и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа. Начинались уже сумерки, когда могила была, наконец вскрыта. Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; башмаки тоже полностью сохранились. Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Не мог же череп Гоголя таинственным образом «помолодеть»?! Об этой чертовщине было немедленно доложено Сталину. Отец народов взял дело на особый контроль: всех свидетелей предупредили о жестокой каре за разглашение тайны.

Опасный экспонат

В ходе секретного расследования из допроса монахов монастыря выяснилось, что накануне столетия со дня рождения Гоголя на кладбище проводилась реставрация его могилы, и вот тут-то и появился на кладбище известный московский коллекционер, миллионер Алексей Бахрушин. Ум, энергия и глубокая эрудиция сочетались в нем с цинизмом и безумным азартом собирателя. Ради страсти к театральным реликвиям этот человек был готов буквально на все. Он-то и решился на святотатство: за хорошие деньги кто-то из могильщиков украл для Бахрушина бесценный раритет. Вместилище гоголевского разума украсили лавровым венцом из серебра и поместили в застекленный палисандровый футляр, обшитый изнутри черным сафьяном. Слухи о невероятной бахрушинской реликвии поползли по Москве и достигли ушей внучатого племянника Гоголя – лейтенанта российского императорского флота Яновского. Ученый Николай Черкашин приводит следующие факты. Яновский явился к Бахрушину и, положив на стол револьвер, заявил: «Здесь два патрона: один в стволе, другой – в барабане. Тот, что в стволе, – для вас, если вы откажетесь выдать мне череп; тот, что в барабане – для меня...» Бахрушин, человек не робкого десятка, все же посчитал за благо расстаться с опасной реликвией. Есть и другая версия: якобы, после появления в коллекции Бахрушина черепа Гоголя, у коллекционера начались крупные неприятности в делах и в семье, и Бахрушин, связав их с черепом, решил, что пора бы избавиться от «экспоната». А тут и дальний родственник покойного Гоголя подвернулся.

Римский экспресс

Так или иначе, Яновский увез ларец в Севастополь, на корабль, где служил. Предстоял поход в Италию, и лейтенант рассчитывал посетить там русское посольство и предать череп Гоголя земле Италии, которую тот любил, считая Рим второй родиной. Однако поход по ряду причин не состоялся, и Яновский вручил ларец командиру одного из итальянских миноносцев, капитану Боргезе, с просьбой передать его русскому консулу.

Однако задуманному не суждено было сбыться. Весной 1911 года капитан на долго ушел в море, а его младший брат, студент Римского университета, отправился с компанией друзей в увеселительную железнодорожную поездку, прихватив с собою череп, чтобы во время движения поезда в темном тоннеле попугать им друзей. Перед въездом в тоннель пассажирами овладела непонятная паника, во время которой Боргезе-младший решил прыгнуть с подножки поезда.

Он-то и рассказал потом репортерам и о странном белом облаке, поглотившем злосчастный состав, и о безотчетном ужасе, объявшем туристов, и о палисандровом ларце, взятом на время из кабинета брата. Никаких внятных объяснений произошедшему не нашлось, и правительство решило замуровать тоннель. Согласно этой версии, голова Гоголя до сих пор странствует в поезде-призраке, появившемся после исчезновения Римского экспресса. Разумеется, исследователи далеки от мысли о том, что присутствие палисандрового футляра в одном из вагонов как-то направляет движение «летучего итальянца», но... поезд-призрак, по сообщению украинской прессы, видели под Полтавой, на малой родине писателя. Это невольно наводит на размышления о судьбе Римского экспресса и его таинственном пассажире.

Письмо-загадка

Позднее одному историку посчастливилось найти письмо капитана Боргезе, адресованное Яновскому, в котором итальянский моряк приносил извинения русскому коллеге и объяснял, почему он не смог выполнить его просьбу.

В письме была странная фраза: «Судьба человека не обрывается вместе с его жизнью». Выходит, Гоголь жив, пока жив Римский экспресс?

«Досье» на поезд-призрак полнится год от года: полустанок Заваличи под Полтавой, секретная однопутка Адольфа Гитлера... В последний раз привидение видели под Ла-Маншем. Попытки научного объяснения феномена сводятся к теориям о гео-хрональных полях и повышенной хроноаномальной опасности. Будто бы явление поезда-призрака – не что иное, как сгустки сверхплотного времени, и в очередной раз поезд-призрак может появиться где угодно, в любой точке земного шара.

Новость отредактировал VENDETTA - 25-03-2011, 10:47

Гоголь — самая таинственная и мистическая фигура в пантеоне русских классиков.

Сотканный из противоречий, он поражал всех своей гениальностью на поприще литературы и странностями в обыденной жизни. Классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь был труднопостижимым человеком.

Например, он спал только сидя, боясь, чтобы его не приняли за мертвого. Совершал длительные прогулки по… дому, выпивая в каждой комнате по стакану воды. Периодически впадал в состояние длительного оцепенения. Да и смерть великого писателя была загадочной: то ли он умер от отравления, то ли от рака, то ли от душевной болезни.

Поставить точный диагноз врачи безуспешно пытаются уже более полутора столетий.

Странный ребенок

Будущий автор «Мертвых душ» родился в неблагополучной с точки зрения наследственности семье. Дед и бабка его со стороны матери были суеверны, религиозны, верили в приметы и предсказания. Одна из теток и вовсе была «слабой на голову»: могла неделями смазывать голову сальной свечой, чтобы предотвратить поседение волос, строила рожи, сидя за обеденным столом, прятала под матрас кусочки хлеба.

Когда в 1809 году в этой семье родился младенец, все решили, что мальчик долго не протянет — настолько он был слабеньким. Но ребенок выжил.

Рос он, правда, худым, тщедушным и болезненным — словом, из тех самых «счастливчиков», к которым липнут все болячки. Сначала привязалась золотуха, потом скарлатина, следом гнойный отит. Все это на фоне непроходящих простуд.

Но основным заболеванием Гоголя, беспокоившим его почти всю жизнь, был маниакально-депрессивный психоз.

Неудивительно, что мальчик вырос замкнутым и малообщительным. По воспоминаниям его соучеников по Нежинскому лицею, он был угрюмым, упрямым и очень скрытным подростком. И лишь блестящая игра в лицейском театре говорила о том, что этот человек обладает недюжинным актерским талантом.


В 1828 году Гоголь приезжает в Петербург с целью сделать карьеру. Не желая работать мелким чиновником, он решает поступить на сцену. Но безуспешно. Пришлось устроиться клерком. Однако подолгу в одном месте Гоголь не задерживался — летал от департамента к департаменту.

Люди, с которыми он на тот момент близко общался, сетовали на его капризность, неискренность, холодность, невнимание к хозяевам и трудно объяснимые странности.

Несмотря на служебные тяготы, этот период жизни был для писателя самым счастливым. Он молод, полон честолюбивых планов, выходит его первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь знакомится с Пушкиным, чем страшно гордится. Вращается в светских кругах. Но уже в это время в петербургских салонах стали замечать некие странности в поведении молодого человека.

Куда деть себя?

В течении всей жизни Гоголь жаловался на боли в желудке. Однако это не мешало ему за один присест съесть обед на четверых, «полирнув» все это банкой варенья и корзиной печенья.

Немудрено, что уже с 22-летнего возраста писатель страдал хроническим геморроем с сильными обострениями. По этой причине он никогда не работал сидя. Писал исключительно стоя, проводя на ногах по 10-12 часов в день.

Что касается взаимоотношений с противоположным полом, то это тайна за семью печатями.

Еще в 1829 году он прислал матери письмо, в котором говорил о страшной любви к какой-то даме. Но уже в следующем послании — ни слова о девушке, лишь скучное описание некоей сыпи, которая, по его словам, не что иное, как последствие детской золотухи. Связав девушку с болячкой, матушка сделала вывод, что ее сыночек подхватил срамную болезнь от какой-то столичной вертихвостки.

На самом деле и любовь, и недомогание Гоголь выдумал для того, чтобы выцыганить некоторую сумму денег из родительницы.

Имел ли писатель плотские контакты с женщинами — большой вопрос. По свидетельству врача, наблюдавшего Гоголя, таковых не было. Виной тому некий кастрационный комплекс — иначе говоря, слабое влечение. И это при том, что Николай Васильевич любил скабрезные анекдоты и умел их рассказывать, совершенно не опуская нецензурные слова.

Тогда как приступы душевной болезни были, несомненно, налицо.

Первый клинически очерченный приступ депрессии, отнявший у писателя «почти год жизни», был отмечен в 1834 году.

Начиная с 1837 года приступы, различные по продолжительности и тяжести, стали наблюдаться регулярно. Гоголь жаловался на тоску, «которой нет описания» и от которой он не знал, «куда деть себя». Сетовал, что его «душа… изнывает от страшной хандры», находится «в каком-то бесчувственном сонном положении». Из-за этого Гоголь не мог не только творить, но и думать. Отсюда жалобы на «затмение памяти» и «странное бездействие ума».

Приступы религиозного просветления сменялись страхом и отчаянием. Они побуждали Гоголя к исполнению христианских подвигов. Один из них — измождение тела — и привел писателя к гибели.

Тонкости души и тела

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя — Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни — в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, — голодание было для него смертельно опасно.

Гоголь тогда жил в Москве, на первом этаже дома графа Толстого, своего друга.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так: «Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело; глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…»

Дом на Никитском бульваре, где был сожжен второй том «Мертвых душ». Здесь же Гоголь и скончался. Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз — менингит — и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», -стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать - тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

Гроб нашли не сразу,- рассказывал он студентам Литературного института,- он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли - залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок - и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь - при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,- этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

«Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,- писал он,- черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета… Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята вокруг останков великого писателя?

Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя…

А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя, другой - берцовую кость, третий - сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.

В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить «гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого памятника.

Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме напоминающий Голгофу - холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа - создателя «Мастера и Маргариты».

Не менее таинственна и мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. А через 29 лет, к столетию со дня рождения Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Н. Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки. Одни восторженно хвалили ее, другие яростно порицали. Но все соглашались: Андрееву удалось создать произведение высочайших художественных достоинств.

Споры вокруг самобытной авторской трактовки образа Гоголя не продолжали утихать и в советское время, не терпевшее духа упадка и уныния даже у великих писателей прошлого. Социалистической Москве требовался другой Гоголь - ясный, светлый, спокойный. Не Гоголь «Выбранных мест из переписки с друзьями», а Гоголь «Тараса Бульбы», «Ревизора», «Мертвых душ».

В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве, положивший начало разработкам, прерванным Великой Отечественной войной. Она замедлила, но не остановила эти работы, в которых участвовали крупнейшие мастера скульптуры - М. Манизер, С. Меркуров, Е. Вучетич, Н. Томский.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре, где жил и умер Николай Васильевич. Чтобы пересечь Арбатскую площадь, творению Андреева потребовалось семь лет!

Споры вокруг московских памятников Гоголю продолжаются даже сейчас. Некоторые москвичи в перенесении памятников склонны усматривать проявление советского тоталитаризма и партийного диктата. Но все, что ни делается, делается к лучшему, и Москва сегодня имеет не один, а два памятника Гоголю, равно драгоценному для России в минуты как упадка, так и просветления духа.

ПОХОЖЕ, ГОГОЛЬ БЫЛ СЛУЧАЙНО ОТРАВЛЕН ВРАЧАМИ!

Хотя мрачный мистический ореол вокруг личности Гоголя в значительной мере был порожден кощунственным разорением его могилы и нелепыми выдумками безответственного Лидина, многое в обстоятельствах его болезни и смерти продолжает оставаться загадочным.

В самом деле, от чего мог умереть сравнительно молодой 42-летний писатель?

Хомяков выдвинул первую версию, согласно которой первопричиной смерти стало тяжелое душевное потрясение, пережитое Гоголем из-за скоротечной кончины жены Хомякова Екатерины Михайловны. «С тех пор он был в каком-то нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства,- вспоминал Хомяков.- Он говел и стал морить себя голодом, попрекая в обжорстве».

Эта версия как будто подтверждается показаниями людей, видевших, какое действие оказали на Гоголя обличительные беседы отца Матфея Константиновского. Именно он требовал, чтобы Николай Васильевич соблюдал строгий пост, требовал от него особого рвения в исполнении суровых наставлений церкви, корил и самого Гоголя, и Пушкина, перед которым Гоголь благоговел, за их греховность и язычество. Обличения красноречивого священника так потрясли Николая Васильевича, что однажды он, прервав отца Матфея, буквально простонал: «Довольно! Оставьте, не могу далее слушать, слишком страшно!» Свидетель этих бесед Тертий Филиппов был убежден, что проповеди отца Матфея настроили Гоголя на пессимистический лад, убедили его в неизбежности близкой смерти.

И все-таки нет никаких оснований считать, что Гоголь сошел с ума. Невольным свидетелем последних часов жизни Николая Васильевича стал дворовый человек одной симбирской помещицы фельдшер Зайцев, который в своих воспоминаниях отмечал, что за сутки до кончины Гоголь был в ясной памяти и здравом рассудке. Успокоившись после «лечебных» истязаний, он дружески беседовал с Зайцевым, расспрашивал о его жизни, сделал даже поправки в стихах, написанных Зайцевым на смерть его матери.

Не подтверждается и версия, будто Гоголь умер от голодного истощения. Взрослый здоровый человек может обходиться совсем без еды 30-40 дней. Гоголь же постился всего 17 дней, да и то не отказывался от пищи полностью…

Но если не от сумасшествия и голода, то не могла ли стать причиной смерти какая-нибудь инфекционная болезнь? В Москве зимой 1852 года свирепствовала эпидемия брюшного тифа, от которого, кстати, скончалась Хомякова. Именно поэтому Иноземцев при первом осмотре заподозрил, что у писателя тиф. Но неделю спустя консилиум врачей, созванный графом Толстым, объявил, что у Гоголя не тиф, а менингит, и назначил тот странный курс лечения, который иначе чем «истязанием» невозможно назвать…

В 1902 году доктор Н. Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя именно это неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.

Думается, Баженов прав лишь отчасти. Назначенное консилиумом лечение, примененное, когда Гоголь был уже безнадежен, усугубило его страдания, но не было причиной самого заболевания, начавшегося значительно раньше. В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал симптомы болезни: «…пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния… один раз он имел небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную…».

Можно только сожалеть, что Баженов при написании своей работы не догадался проконсультироваться с врачом-токсикологом. Ведь описанные им симптомы болезни Гоголя практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью - главным компонентом того самого каломеля, которым пичкал Гоголя каждый приступавший к лечению эскулап. В самом деле, при хроническом отравлении каломелем возможны и густая темная моча, и различного рода кровотечения, чаще желудочные, но иногда и носовые. Слабый пульс мог быть следствием как ослабления организма от лощения, так и результатом действия каломеля. Многие отмечали, что на протяжении всей болезни Гоголь часто просил пить: жажда - одна из характеристик и признаков хронического отравления.

По всей вероятности, начало роковой цепи событий положило расстройство желудка и то «слишком сильное действие лекарства», на которое Гоголь жаловался Шевыреву 5 февраля. Поскольку желудочные расстройства тогда лечили именно каломелем, не исключено, что прописанным ему лекарством был именно каломель и прописал его Иноземцев, который через несколько дней заболел сам и перестал наблюдать больного. Писатель перешел в руки Тарасенкова, который, не зная, что Гоголь уже принял опасное лекарство, мог еще раз прописать ему каломель. В третий раз Гоголь получил каломель уже от Клименкова.

Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро выводится из организма через кишечник. Если же он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, по-видимому, и произошло с Гоголем: значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся в его желудке количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения Клименкова лишь ускорило смерть…

Было бы нетрудно проверить эту гипотезу, исследовав с помощью современных средств анализа содержание ртути в останках. Но не уподобимся кощунственным эксгуматорам тридцать первого года и не будем ради праздного любопытства тревожить вторично прах великого писателя, не будем снова сбрасывать надгробные камни с его могилы и передвигать с места на место его памятники. Все, связанное с памятью Гоголя, пусть сохранится навсегда и стоит на одном месте!

По материалам:

Кому нужны знаменитости после смерти?

Николай Васильевич Гоголь

Правильно говорят, от гениальности до безумия один шаг. Известный нам всем со школьной скамьи Николай Васильевич Гоголь еще при жизни был «со странностями». У него часто случались припадки, сопровождавшиеся депрессией в такой степени, что однажды он сказал: «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение». Александр Блок в статье «Дитя Гоголя» писал: «Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же, как большинство его современников: с жутью, с беспокойством и, вероятно, с неприязнью». Как известно, писатель страшно боялся быть похороненным заживо, в так называемом, летаргическом сне: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».

Странности продолжились и после смерти, когда во время перезахоронения Гоголя в 1931 году в гробу не обнаружили черепа писателя! Сегодня существует много разных версий о том, кто же, все-таки, покусился на прах Гоголя, но голова Николая Васильевича так и пребывает в неведомом месте. Литературоведы полагают, что история с черепом Гоголя нашла свое отражение в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» в сцене с гибелью Берлиоза.

Святой Марк

Чаще всего в истории воровали мощи Святых. Так случилось и в Венеции, покровителем которой является Святой Марк Евангелист, чьим символом, как и символом города является лев. Сегодня мощи Святого хранятся в главном алтаре Собора Святого Марка на центральной площади Венеции. Но в самом городе Марк никогда не был, Венеция была основана намного позже его смерти. Существует легенда, что по возвращению из Аквилеи в Равенну, корабль на котором он плыл, остановился на неком острове, где Святому во сне явился ангел и сказал, что именно здесь Марк обретет последний покой. Предсказание сбылось, когда венецианские купцы Буоно и Рустико тайно вывезли мощи Святого из Александрии, где он был похоронен. Причем они спрятали тело Марка среди бочек со свининой, к которой, как известно, мусульмане не могут притронуться. История этого легендарного похищения сегодня увековечена на фресках собора.

Ярослав Мудрый

Не повезло и Великому князю Киевскому Ярославу Мудрому. Его останки бесследно исчезли в XX веке из Софийского собора в Киеве, где он был похоронен. В 2009 году саркофаг вскрыли, но там оказались только два женских тела, да парочка советских газет: «Известия» и «Правда». По основной версии, прах Ярослава Мудрого повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви.

Данте Алигьери

Данте Алигьери, знаменитому создателю бессмертной «Божественной комедии» не везло не только по жизни, но и «по смерти». Еще до создания своего великого произведения он был изгнан из родного города Флоренции за антигосударственную деятельность. Свое прибежище Алигьери нашел в Равенне, где и был похоронен в церкви Сан-Франческо. Прошло два века и Флоренция, все-таки, признала гений Данте, решив вернуть мертвого изгнанника на родину. Сам Микеланджело выпросил у папы Льва X разрешение торжественно перенести останки поэта во Флоренцию. Но, когда гроб открыли, оказалось, что он… пуст. Видимо, предусмотрительные монахи-францисканцы еще два века назад спрятали тело Данте от воинствующего Папы, который после его смерти требовал сжечь Алигьери как еретика. Перезахоронение пришлось отложить, а папе Льву X доложили, что, мол, сам Данте вернулся и забрал свое тело из ненавистной ему Флоренции.

Забрал, так забрал… Прошли века, и к празднованию 600-летия гениального поэта в XIX веке решили провести реставрацию церкви Сан-Франческо в Равенне. Строители пробили одну из стен, и нашли деревянный ящик с вырезанной надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году».

Зигмунд Фрейд

Последнее громкое покушение на прах знаменитостей произошло в прошедший Новый год с 31 декабря 2013 года на 1 января 2014. На этот раз целью оказались останки знаменитого изобретателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Произошло это в лондонском крематории Golders Green, где хранится прах многих британских знаменитостей, в частности Брэма Стокера.

Но преступников, очевидно, что-то испугало, и они поспешили скрыться с места преступления с пустыми руками, правда, изрядно повредив древнегреческую урну, где хранится прах Фрейда и его жены Марты. Преступление до сих пор остается нераскрытым.

Чарли Чаплин

Выкуп можно просить не только за живых, но и за мертвых. Так решила пара злоумышленников, которые 1 марта 1978 года похитили гроб с телом Чаплина и потребовали баснословный выкуп от его вдовы – 650 тысяч долларов. Преступление произошло в тихой швейцарской деревушке Корсье-сюр-Вевей, где актер провел 25 лет своей жизни. Вдова выкуп платить отказалась, заявив, что «Чарли посчитал бы это смехотворным». Двух похитителей, которыми оказались выходцы из Польши и Болгарии, быстро поймали, а останки молчаливого комика нашли в 15 километрах от прежнего места. Дабы пресечь повторное посягательство на тело Чаплина, могилу залили бетоном.

Курт Кобейн

В 2008 году в калифорнийском доме актрисы и певицы Кортни Лав произошло ограбление. Помимо ценных вещей и драгоценностей, грабители прихватили локон волос и останки ее мужа – лидера знаменитой группы Nirvana Курта Кобейна. Безутешная вдова заявила прессе, что была тогда на грани самоубийства: «Это было все, что осталось у меня от мужа. Я брала останки с собой повсюду, чтобы чувствовать, что Курт по-прежнему со мной. Теперь у меня такое чувство, что я потеряла его во второй раз».

Прах Кобейна был найден спустя несколько месяцев у немецкой художницы Натальи Штелльмах, которая заявила, что приобрела останки Курта, дабы скурить их на закрытии своей художественной выставки и освободить душу музыканта от «информационного цирка».

Николай Гоголь – пожалуй, самый загадочный русский писатель-классик. Многие его произведения так или иначе связаны со смертью и загробными ужасами. Но, похоже, сам писатель после своей кончины также стал героем жутковатой истории. Речь идет о том, что его череп был якобы похищен из могилы.

История с перезахоронением

В 1931 году в Свято-Даниловом монастыре, близ которого был захоронен прах Гоголя, решили устроить колонию для малолетних преступников. Останки же писателя постановили перенести на Новодевичье кладбище. На церемонию перезахоронения собрались многие видные советские литераторы.

Когда вскрыли гроб, оказалось, что голова покойного лежит отдельно от скелета. В расчлененном виде было принято хоронить покойников у некоторых языческих племен. В ХIХ же столетии данный ритуал могли совершить те, кто опасался мести колдуна: считалось, что душа не сможет вернуться в безголовое тело. По некоторым данным, Гоголь при жизни не только писал мистические повести, но и занимался магией и колдовством.

По другой версии головы в гробу вообще не было. В 1988 году в газете «Советская Россия» были опубликованы отрывки из дневника бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя А.Я. Аросева, в которых говорилось: «На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н. Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли». Профессор Литературного института, писатель В.Г. Лидин, участвовавший во вскрытии могилы, также писал в своих воспоминаниях: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков…» В то же время другие очевидцы рассказывали, что голова была повернута набок.

Никакая официальная информация по поводу «аномалий» с гоголевскими останками не публиковалась. Утверждалось, что сведения засекретили по приказу Сталина.

Череп в Театральном музее?

По словам В. Лидина, допрошенные монахи Свято-Данилова монастыря поведали, что череп якобы забрал московский коллекционер Алексей Бахрушин, основатель Театрального музея, участвовавший в реставрации могилы писателя накануне столетия со дня его рождения, в 1909 году.

Как гласит предание, Бахрушин страстно захотел заполучить бесценный раритет для своего собрания театральных экспонатов. Он заплатил кому-то из могильщиков круглую сумму, и тот похитил для него голову Гоголя. По слухам, череп даже видели в Бахрушинском музее, где он лежал не то в кожаном медицинском саквояже для анатомических инструментов, не то увенчанный серебряным венком, в палисандровом ларце со стеклянным оконцем. Эту гипотезу подтверждал и Лидин, который в своих воспоминаниях сообщал, что в Музее Бахрушина хранятся три черепа - актера Михаила Щепкина, Николая Гоголя и неизвестного.

Поговаривали, что череп Гоголя навлек на Бахрушина неприятности (как раз в это время у него начались проблемы с музеем). Тогда, мол, коллекционер избавился от «экспоната», отдав его внучатому племяннику Гоголя - Яновскому, после чего дела его наладились. Так или иначе, Бахрушин скончался еще в 1929 году, и ответить на вопросы было уже некому.

И все-таки миф?

Мог ли Бахрушин действительно украсть череп великого писателя? Все представители рода Бахрушиных были глубоко интеллигентными людьми, и Алексей Бахрушин не являлся исключением. Вряд ли он был способен тайком присвоить часть праха усопшего литератора, а потом еще и выставить напоказ в своем музее!

Если голова Гоголя все же была похищена, то, скорее всего, это сделал кто-нибудь другой. Известно, что при перезахоронении Всеволод Иванов взял в качестве «сувенира» ребро Гоголя, директор кладбища Аракчеев не постеснялся снять с Гоголя сапоги, а тот же Лидин оторвал лоскут от его жилета. Уж не мог ли кто-нибудь из них заодно прихватить и череп, а потом свалить все на уже покойного Бахрушина? Или все же череп остался на месте? Пока это остается исторической тайной…