Открытая критика на произведение елены вилар. Критика - что это такое и как правильно критиковать? О чем следует помнить, получая отклик

Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие Гуммессон Элизабет

Открытая критика

Открытая критика

Никогда не критикуйте коллегу или подчиненного в присутствии остальных. Чтобы такая критика была встречена другими с сочувствием, должна сложиться совершенно особая ситуация, но я не считаю, что и в таком случае открытая критика приемлема. Цель критики, похвалы и обратной связи заключается в стимулировании перемен, но чтобы эта цель была достигнута, собеседник должен иметь возможность усвоить информацию и обдумать ее. Когда вас критикуют в присутствии других, ваша способность здраво размышлять блокируется, на первый план выходит инстинкт самосохранения и вы бросаетесь на свою защиту. Вы перестаете усваивать информацию, и суть сообщения от вас ускользает.

Бывают ситуации, когда руководитель или кто-то другой вынужден открыто привлечь внимание к неприемлемому поведению или ошибке, чтобы показать остальным членам группы, что такие поступки - небрежность, неуважение и тому подобное - недопустимы. Но даже и в этом случае критика должна быть высказана в корректной форме. Подвергнуться критике перед коллегами, клиентами, да и просто посторонними людьми чрезвычайно неприятно и может породить страх, а не желание исправить ситуацию.

Наиболее разумный подход - поговорить наедине с сотрудником, прежде чем вы объясните группе, что приемлемо, а что нет.

Другое дело - позитивный отклик. Вы можете смело раздавать похвалы в присутствии широкой общественности. Вы можете вкратце обрисовать ситуацию, рассказать о результатах работы сотрудника, подчеркнуть его положительные личные качества, способствовавшие успешному решению проблемы. Однако если похвалы все время адресованы одному и тому же сотруднику, коллеги могут заподозрить руководителя в фаворитизме. К сожалению, мы все еще скованы социальными стереотипами, вроде синдрома успешного человека (когда более слабое по уровню окружение снижает способности выдающегося индивидуума) или закона Янте, предполагающего самоотречение и отсутствие права на индивидуальность.

О чем следует помнить, получая отклик

Необходимо знать лестницу обратной связи.

Чтобы облегчить себе процесс получения отклика от других, полезно знать, как мы, люди, обычно реагируем на мнение или мысли других о нас. Лестница обратной связи представляет собой простую модель, объясняющую эти реакции. На первой ступени лестницы вы мало восприимчивы к отклику, на последней ступени ваша восприимчивость достигает максимума.

Первая ступень. Отрицание

Вы просто отрицаете то, что эта информация может иметь отношение к вам: «Я не имею с этим ничего общего.»

Вторая ступень. Защита

У вас формируется альтернативное видение фактов, и вы придерживаетесь его, чтобы обеспечить себе выживание. Вы отвечаете: «Нет, все было совсем не так.»

Третья ступень. Оправдания

Вы начинаете оправдываться: «Да, конечно, но.» или «Я знаю, но.».

Четвертая ступень. Осознание

Вы начинаете воспринимать информацию, слушаете и усваиваете факты: «Хорошо, я понял.»

Пятая ступень. Изменение/совершенствование На этом этапе вы показываете, какой урок для себя извлекли, и решаетесь на перемены. У вас нет обиды на человека, высказавшего негативное суждение о вас.

УПРАЖНЕНИЕ

Как вы обычно реагируете, когда кто-то дает вам обратную связь? Зависит ли ваша реакция от того, кто это делает, от ситуации или от сути высказывания?

Подумайте об этом и определите, на какой ступени вы чаще всего находитесь. Решите, что вам следует делать, чтобы подняться выше во имя личностного и профессионального роста.

Учтите, что получать отклик трудно.

Иногда даже труднее, чем давать его. Все зависит от того, к чему мы привыкли. Если речь идет о похвале, нас начинает преследовать закон Янте, который нашептывает нам, что в действительности мы ничего собой не представляем, мы не отличаемся умом, работаем не ахти как и никому до нас нет дела. Лучший способ принять похвалу - сказать короткое и искреннее СПАСИБО. Это все, что нужно, и все, что от вас ждут. Для начала благодарности вполне достаточно.

Если, услышав похвалу в свой адрес, вы хотите сказать:

Эта старая тряпка? Да ей сто лет в обед. Просто это единственная чистая блузка, которую я сегодня нашла.

Мы все хорошо поработали сегодня.

Не стоит благодарности, это моя работа.

Ничего особенного. Любой мог бы сделать это.

Скажите лучше:

Спасибо!

Я очень рада слышать это.

Да, я тоже довольна своей работой.

Да, прелестная блузка.

Молчите и внимательно слушайте.

Обратная связь - это подарок, который вы можете обратить во благо себе. Внимательно слушайте. Какие результаты дало ваше поведение в данной ситуации? Что люди ждут от вас в будущем? Ваше молчание поможет собеседнику, дающему обратную связь, сосредоточиться (учтите, что он тоже может нервничать и чувствовать себя неловко). Дайте ему закончить свою речь.

Постарайтесь понять услышанное.

Это важно не только для того, кто обращается к вам с речью, но и для вас. Вы должны ясно представлять себе, что вам следует предпринять в дальнейшем. Чем конкретнее ваш диалог, тем проще вам будет составить план действий. Поэтому задавайте любые необходимые вопросы, когда ваш собеседник закончит говорить, а вы закончите слушать. Убедитесь, что вы все поняли правильно и точно знаете, что нужно делать, когда, где и как. Выясните все детали, чтобы между вами и собеседником не возникло недопонимания и вам не пришлось впоследствии еще раз переспрашивать его. Проявите уважение.

Мой совет вам: выкажите уважение тому, кто дает вам обратную связь, независимо от того, хвалит он вас или критикует. Многим трудно высказать свое мнение открыто, и мы должны уважать их усилия.

Мой собственный опыт

Мне скучно тащиться по проложенной колее в профессиональной деятельности, поэтому я всегда приветствую перемены. Однажды я решила обратиться к человеку, режиссеру, который, как я слышала, мог бы помочь мне усовершенствовать мои навыки презентации материала на лекциях. Он ответил, что рад будет помочь, и мы договорились, что он посетит одну из моих лекций, чтобы оценить мое выступление. Затем, на следующий день мы должны были встретиться и в течение нескольких часов обсудить, что мне следует предпринять, чтобы сделать мои лекции интереснее. То есть я должна была получить исключительную обратную связь.

Наступил вечер моего выступления. Режиссер повсюду следовал за мной как тень, смотрел, как я готовлюсь к лекции, как общаюсь с организаторами, техническими специалистами и аудиторией перед выступлением, как я использую PowerPoint, язык тела, тон голоса, как перемежаю серьезную речь шутками, как открываю и закрываю лекцию и так далее.

Я была довольна своим выступлением и ждала, что режиссер тут же похвалит меня, но нет. Я надеялась услышать от него, что я была великолепна и что в мои выступления нужно внести лишь незначительные изменения. Наша встреча будет недолгой, думала я.

Как же я ошибалась!

Режиссер принес на встречу целую кипу листов формата А4, исписанных мелким почерком. Это были его наблюдения и замечания. Все - критические. Каждое слово. Я не верила своим глазам! Уж не путает ли он меня с кем-то другим, думала я.

Нулевой самоанализ. Я считала себя профессиональным оратором, но оказалось, что это не так. Режиссер подметил все, каждую мелочь: мое «э-э.», когда я задумывалась; неуместные улыбки; то, как я буквально приклеилась к экрану компьютера и стояла на сцене, щелкая мышкой, вместо того чтобы общаться с аудиторией. И еще я не сделала паузу, перед тем как выйти на сцену, чтобы собраться с мыслями и сосредоточиться на выступлении.

Я едва поборола искушение броситься на свою защиту и оправдать свои действия или просто отрицать то, что он говорил. Вместо этого я принялась уговаривать себя: «Это и есть то развитие, к которому так стремилась, это вызов, я приму его и стану более уверенной в себе, а аудитория получит лучшего лектора. Нужно расценивать это как повышение квалификации и внимательно слушать все, что он говорит».

Четыре часа спустя, побледневшая и измученная, я поблагодарила режиссера, оплатила его услуги и назначила новую встречу через два месяца. Он должен был прийти на мою лекцию, оценить эффективность моей работы и решить, хорошо ли я усвоила урок.

В ту осень я работала как лошадь. Странно, но эта тяжелая работа над собой доставляла мне радость. Я решала одну проблему за другой, постоянно помня о поставленной цели. Еще я все время помнила о том, что режиссер должен будет прийти и оценить, насколько

результативно я поработала.

Я хотела, чтобы он присутствовал на небольшой лекции, но, к сожалению, наши расписания не совпали и единственным мероприятием, которое он мог посетить перед Рождеством, было мое выступление на арене стокгольмского цирка перед 1400 женщинами. Представьте крошечную меня на этой огромной арене. Розовое платье, каблуки, огни рампы. Боже, как я нервничала! Это было не легкое волнение, мои нервы были натянуты, как канаты.

И вот я вышла на сцену, начала выступление, завоевала внимание аудитории и чувствовала себя на высоте.

Мы с режиссером должны были встретиться сразу после лекции, и я вошла в гримерную с широкой улыбкой на лице.

Ну, думала я, что он скажет на этот раз?

Режиссер сказал, что результаты моей работы над собой определенно заметны, я избавилась от всех своих прежних недостатков. Но он принес два листа с новыми замечаниями.

В результате его отклик стал ключевым фактором развития моей профессиональной деятельности, по крайней мере как лектора. Его вклад был поистине неоценим для меня, и мы стали хорошими друзьями. Десять лет назад я бы отвергла все его критические замечания, но сегодня я психологически более устойчива и рада, что могу правильно воспринимать конструктивную критику.

И вам это тоже под силу!

P.S. Подумайте, как это замечательно - похвалить кого-то. Если вы думаете что-то хорошее про другого человека, выскажите свои мысли вслух, и он будет гордиться собой, будет чувствовать себя счастливым оттого, что его заметили.

Поэтому пользуйтесь каждым шансом, чтобы похвалить кого-то! И не важно, кто это будет - водитель такси, который быстро доставил вас домой, уборщица, которая так вымыла пол в офисе, что с него можно есть, официантка, подлившая вам вина, или кто-то, кто сногсшибательно выглядит, - будьте щедры на комплименты!

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Открытая любовь с закрытыми глазами Любовью интереснее всего заниматься с закрытыми глазами. Тогда девушки открывают, что мужские ласки их устраивают от мужчин разных, а не только от Любимого.Единственный способ это опровергнуть – не участвовать в этом возмутительном

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жила-была… открытая Форточка Ну что такое? Что такое, а? Нет, ну правда, – как же так? Все форточки как форточки: открываются, закрываются, никаких проблем. А эта, видишь ли, решила о своей жизни задуматься. Кто просил? Никто не просил… Потому что каждый знает: стоит о жизни

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Критика Прежде всего подумайте о том, почему критикуете другого человека. Он вызывает в вас спонтанное раздражение, вы хотите «наехать» на него, чтобы самому на время почувствовать себя лучше, или у вас есть конструктивные причины: вы хотите совместно работать над

Из книги Масса и власть автора Канетти Элиас

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Открытая борьба Еще одна форма силовой игры имеет место между людьми, равными по положению, которые и ощущают себя равными. Оба хотят нечто и, вместо того чтобы попросить это прямо, предпринимают силовые маневры с целью вынудить противника отдать это самому. В такой

Из книги Открытая фаза гипноза автора Суровцев Николай Викторович

Николай Викторович Суровцев Открытая фаза гипноза Как-то в начале 90-х, в кулуарных беседах с докторами психиатрами (еще старой школы), мне подсказали об одной специфической техники в гипнотерапии - использование открытой фазы гипноза, что это такое я не знал, в

Из книги 7 этажей взаимопонимания. Язык тела и образ мысли автора

Часть первая ЧЕЛОВЕК – ЭТО «ОТКРЫТАЯ КНИГА» Начнем изучение «человеческого материала» с «наглядной агитации», с того, что представляется прежде всего нашему взгляду (через него, вообще говоря, мы получаем примерно 80 % всей информации об окружающем нас мире), а также

Из книги Знакомьтесь: неизвестная любовь автора Некрасов Анатолий Александрович

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

5.7. Критика Критика - это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков (С. И. Ожегов).Люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Писатель Ларри Кинг по этому поводу говорит,

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава первая Открытая система психологии человека Методологическая проблема Очевидно, что психотерапевт должен пользоваться в своей работе некой структурированной системой знаний о человеке. Однако здесь возникают серьезные трудности, поскольку системы знаний,

Из книги Исчезающие люди. Стыд и внешний облик автора Килборн Бенджамин

Свободные ассоциации и открытая форма Подход к деталям и относительной значимости в «Правилах игры» поразительно напоминает психоаналитический метод свободных ассоциаций, когда пациент говорит все, что приходит ему в голову. Уравновешенная «свободно парящим

Из книги Как поверить в себя автора Дайер Уэйн

Критика Вы можете перестать винить других и вычеркнуть из своей жизни мщение. Но самое лучшее, что вы можете сделать с критическими суждениями, – это лишь уменьшить их количество в своей повседневной жизни. Судить, критиковать – значит видеть мир таким, какой вы есть, а

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Из книги 50 упражнений, чтобы изучить язык жестов автора Даниельс Патрик

2. Лицо как открытая книга Как говорил Цицерон, лицо – зеркало души. Действительно, на лице человека можно увидеть всю палитру эмоций, которые вы чаще всего дешифруете неосознанно. «Она улыбнулась мне, но я отлично видел, что она притворялась». «Он сказал мне, что ему

Из книги Мужской стиль автора Менегетти Антонио

1. Открытая индивидуальная психотерапия: проекция и повторение первого импринтинга [Итальянец, журналист, 33 года, холост, детей нет]Проф. А. Менегетти: Вы довольны своей жизнью?И.: Я чувствую, что зашел в тупик и должен что-то срочно сделать для своего развития.Проф.

Из книги автора

2. Открытая индивидуальная психотерапия: об опасной форме амбивалентности [Успешный бразильский предприниматель, 36 лет. Разведен, есть двухлетняя дочь. Моложавый, привлекательный и умный]Б.: Я хочу понять аффективно-сексуальные отношения, которые длятся уже десять

В аудитории было, как всегда, шумно и светло. Слушатели, еще не отошедшие от бурных выходных, обсуждали и делились, перемигивались и хвастались…

Уже на месте, присаживаемся! - донеслось хмурое, как сам понедельник, и за вошедшим в аудиторию преподавателем с усталым стоном закрылась дверь.

Высокий, но сутулый мужчина с портфелем в одной руке и со стопкой бумаг во второй, не поднимая головы, прошел на кафедру и бросил белые исписанные листы на стол. Не отрывая взгляда от корявых чернильных строк, начал перечисление:

Елена Вилар. «Однажды открыв глаза». Та-а-ак, любители блондинок могут быть свободны, - верхний лист стал первым в новой стопке, - любители размазанной по тарелке каши - не ваш день, ценители фей и волшебных палочек - за дверь пожалуйте, - листы, шурша, перекочевывали с одной стопки на другую, а лектор продолжал: - любители сериалов - приходите завтра, жаждущие пикантных сцен - сами знаете… - рука преподавателя указала на дверь, то и дело извещающую, что комната для занятий пустеет. - Итак…

Когда листы из пачки закончились, а дверные петли - замолкли, декламатор сел за стол, склонился к стоящему на полу потрепанному портфелю, достал и откупорил термосок. Затем, продолжая игнорировать слушателей, налил в стаканчик напиток - по аудитории поплыл знакомый уютный запах Бразилии. Лишь когда скрипнул стул, а ноги профессора вольготно расположились на крышке стола, мужчина обозначил в руках еще один ворох бумаг и одарил вниманием публику:

Итак, кто у нас остался? - взгляд снова перепрыгнул на бумаги. - Алчные потребители побегушек… Пожиратели разжеванных эмоций… - лектор безразлично перебирал колкие характеристики, при этом обозначая полное отсутствие чувства юмора. - Любители туманных личностей и не менее туманных образов… Стяжатели временных перескоков… Поглотители рычащих согласных… Нормально…

Видимо, не желая более испытывать самого себя на прочность, мужчина бросил оставшиеся в руках бумаги на стол и принял еще более расслабленную позу.

Главная героиня! - громогласно прозвучало над залом, заставляя студентов ожить и заскрипеть карандашами. - Властная, красивая, стерва… Впрочем, имея огроменную дырку в воспоминаниях - не удивительно. Лучшая защита - это нападение. Отсюда - чрезмерная агрессивность и хамство порою. Бонус - нередко всплывающие обрывки прошлых жизней. Из особенностей: магические способности на уровне предсказательницы, руки-сканер (определяют в дамской сумке на ощупь цвет пластика), патологическое неприятие альфа-самцов и встроенный компас полярного распределения «друг-враг», изредка дающий сбой. Боевые навыки - неустановленный уровень: в самом начале повествования девушка применяет болевой парализующий прием, но все остальное время позволяет себя хватать, прижимать, сдавливать и лобызать.

Когда кофе колыхнулся в стаканчике, наполняя своим жарким ароматом комнату вновь, послышались завистливые вздохи слушателей, но новый громкий окрик профессора заставил вернуться к карандашам и тетрадям.

Место действия! - лишь на мгновенье взгляд лектора уперся в потолок. Затем снова перескочил на носки светло-коричневывх туфель. - Земля далекого будущего, пережившая бактериологический апокалипсис и замершая в тисках утопического техногенного социума «люди-оборотни». Причем, люди - отдельно, оборотни - отдельно. Но в одном котле. Мир, наполненный красками, почему-то обладает лишь запахом натуральной листвы, воды и кофе. Все остальные запахи либо отсутствуют, либо автором отметены за ненадобностью. Из техногенных преимуществ: порталы для перемещения между двумя обитаемыми материками, зеркала-телевизоры, телефоны-пластинки, средства индивидуального передвижения - капсулы, труны и клапсы, постоянно зазывающие посетить их нутро. Живут обитатели мира в основном в домах, отелях, работают в офисах, питаются в ресторанах. Как развлекаются - неизвестно. Дышат воздухом, в океане не купаются и не плавают на лодках. В первом случае - летальный исход. Во втором случае - неизвестно. Причиной экологической катастрофы, как выясняется под конец повествования, стали бактерии, которые убили все живое в мировом океане и мутировали под воздействием антибактериального оружия. Почему бактерии не полезли в пресную воду или не попали в общий круговорот воды - остается неразгаданной тайной.

Выпалив длинную речь буквально на одном дыхании, преподаватель промочил горло напитком из термоса и продолжил:

Сюжет! - дождавшись, пока студенты расслабятся, профессор снова рявкнул, озадачивая аудиторию. - Многоуровневая загадка-игра, в которую играет главная героиня в надежде получить приз - свободу. Задания получает по электронной почте. Организаторы, бывает, озадачивают непостоянностью - сокращают сроки выполнения. Однако, у главной героини постоянно оказывается козырь в руках. Не путать с роялем в кустах!

Зевнув и поерзав на стуле, преподаватель озадачил слушателей новым поворотом:

Автор… - не так бойко - больше лениво пролетело над головами молодых людей. - Обожает имя главной героини и сочетание вопросительно-восклицательных знаков. Не утруждает себя (либо задумано авторским стилем) обязательствами разнообразия, называет объекты и субъекты на один лад: Троя - фамилия, трун - аналог авто, ТРОМ - название фонда, и самое веселое - корпорация «ЦЕМ». Не «цём», а «ЦЕМ»! Вместо того, чтобы заставить читателя думать своей головой, разжевывает эмоции героев. Вот она сказала (прямая речь) и тут же подумала (слова автора). То есть читатель вообще не напрягает мозг - все объясняется. Все туманности рассеиваются по мере поступления исходной информации в голову героини. Задачи решаются постепенно и в строгом порядке. И даже подножки, которые регулярно ставят представители сильной половины человечества, героиня использует, чтобы ноги-то эти пообламывать. Пройдя очистительный огонь, героиня начисто выжгла совесть, не брезгует крепким словцом - «Черт», и не боится подросткового максимализма. Автор одевает героев в привычную нам с вами одежду - в будущем джинсы тоже популярнее остальных видов одежды. Вернемся немного назад и обратим внимание на схожесть названия средств передвижения и украинского «трунА», что в переводе на русский значит - гроб. А если учесть, что в самом начале повествования именно он присутствует в интерьере офиса главной героини, тогда название авто - оправдано. И последний вопрос, а куда делся гроб? Он, вообще, зачем был вначале? Разве не должен был выстрелить в конце? Итого, господа! - термосок был закручен и заботливо уложен на дно светло-коричневого портфеля в тон ботинкам. - Книгу даем почитать тем, кто любит прыгать по кочкам, швыряться оскорблениями и не собирается в ближайшее время заводить семью. Свобода слова и передвижения - она такая свобода! Что иногда хочется придушить тех, кто посягает даже на крохотный ее кусочек. До встречи!

Дверь аудитории всхлипнула последний раз и замерла в ожидании новых споров, хвастовства и сплетен - выходные только-только закончились…

Можно сказать, что Лимонов переходит на сериалы — это уже третья книга его очерков-некрологов, не говоря о многочисленных воспоминаниях и прочих мемуарах. Но, также стоит заметить, что писатели всегда любили дописывать и апдейтить свои воспоминания, сам же Лимонов из документирования собственной жизни очень давно сделал особый жанр собственного имени. И за новой его книгой непременно пойдешь: «резкая, злая, бодрая книга», как сказано в аннотации явно лимоновского же сочинения. Так и есть!

Пиетета тут, как не трудно догадаться, вообще меньше всего. Портрету на могильном камне Н. Медведевой он выговаривает в духе — дура ты, была б осторожней, еще жила бы; в память В. Новодворской призывает петь котов-девственников. Он и в «кладбищеуправление» (авторский неологизм) входит с охранниками, разыскивая никогда не посещавшуюся им могилу, и не может удержаться от хохмы — «есть тут кто живой?». И тем самым вызывает раздражение? Уж к этому Э.В. не привыкать.

В его могильных очерках, конечно же, много самого Лимонова — но это если и основное блюдо, то остальные смены блюд отнюдь не разочаруют. Аперитивом — очерк жизни покойного с лимоновскими оценками и мемуарами о том, где пересеклись (с Рохлиным пили вино в Думе и ходили к бастующим шахтерам, с Гавелом дискутировали на литературной конференции в Будапеште). На первое же — детали-мазки, которыми Лимонов рисует-пригвождает своих персонажей (Топоров — «немецкий гном», та же Новодворская — «юродивая», и все тут).

И еще, конечно, будет много ярких закусок, острых и неожиданных, как коктейль на вкус бармена. Экстази в клубе 90-х в обществе БГ, концерт в самом известном панк-рок-клубе мира CBGB с Вознесенским и привезенные им из Приднестровья на фуршет ЛДПР гранаты («до сих пор помню глаза Вольфыча и запах салата оливье на столах»). Вам еще?Будет, конечно, и очерк времен. Тот Париж 80-х, где, подверженный обструкции за поддержку Палестины, безвестно умирал в дешевом арабском отеле Жене. Наши вольные 90-е, когда «люди ночами в пургу пили на Арбате, кричали и спорили в метели о политике». И 2000-е, «что называется, ни рыба, ни мясо».

Сверху веточка петрушки-юмора («ОМОН бьет говнюков, пришедших наброситься на меня, что человеку еще нужно?») и долька лимона — той образности, которую ждать только от действительно крупнокалиберного писателя («весь день шел пушистый, отчаянно белый снег, и на ветви лип, куда выходят окна двух моих комнат в центре Москвы, налипла сказка»).

В красном же углу картина старинных мастеров маслом — «Эдуард Лимонов и смерть». По поводу своего «солидного», как принято говорить, возраста Лимонов шутит и кокетничает — что каким-то не очень понятным образом попал в эту «возрастную группу», что-де в его-то годы мог что-то и забыть (и, конечно, через пару строк прекрасно вспоминает «забытое»). Такой он старик поневоле, в общем.

Но да, о смерти хоть и опять же без страха и пиетета, но медитирует, роняет, как землю на крышку гроба, ремарки. «Чтобы я запомнил эту сцену и через добрые полвека связал в честь его пару страниц. Не воображаю, но, видимо, так. От большинства людей мало что остается» (о своем рано погибшем школьном приятеле). «Пишу, чтобы доказать, что жизни людей незначительны? Ну да» (о Е. Бачурине). И все потому, что «никакой морали извлечь из смертей невозможно. Разве что каждая смерть — это практически доказательство отсутствия бессмертия»?

Кажется, Лимонов еще что-то успеет об этом написать.

Литературный критик Алексей Колобродов о рэпере Захаре Прилепине и его новой пластинке.

Захар Прилепин и Рич записали альбом «На океан». Это вторая общая работа (первым был альбом «Патологии») дуэта знаменитого писателя и молодого рэпера, стала куда более щедрой по звуку и представительству: feat`ы, «совместки», с андеграундным бардом Бранимиром, рокерами Александром Ф. Скляром («Ва-банкъ» и прочее), Андреем Машниным («Машнин бенд»), Геннадием «Гансом» Ульяновым («Элефанк») и рэпером Хаски. Плюс Иван Охлобыстин, которого однозначно определить в актеры так же трудно, как в духовные лица.

Название пластинки, как успели отметить интервьюеры и рецензенты, отсылает к роману Леонида Леонова 1935 года, «Дорога на океан». (Собственно, в одном из клипов, снятых к выходу альбома, — я о них еще буду говорить — мелькают соответствующий леоновский том из собрания сочинений, подготовленного Прилепиным, и книга Захара о самом загадочном советском классике — «Подельник эпохи»). Однако речь не о каких-то прямых аллюзиях на любимого писателя одного из соавторов. Связь тут сложнее и гуще. Концентрация смыслов, подчас непростая для восприятия на слух, повторяет плотно подогнанную словесную механику Леонида Леонова. Действие романа «Дорога на океан» — романа железнодорожного, производственного, соцреалистического, но и фантастико-футурологического, вольно разворачивается сразу в нескольких временах и стихиях. Также — «На океан» — альбом road movie («как в романе Керуака, что это за станция/ что это за танки, и что это за танцы») лирический герой которого, один на двоих соавторов — свободно путешествует не только в пространстве, но и во времени. В повести «Взятие Великошумска» главным персонажем, по сути, является танк, фронтовая «тридцатьчетверка»; у соавторов альбома танк, похоже — любимое средство передвижения.

А главное, пожалуй, что очень по-леоновски — одновременно агрессивно и медитативно — разворачивается внутренний ритм альбома… Даже Александр Феликсович перевел свой былой и по-пионерски бодрый шлягер «Маршруты московские» в регистр шаманского камлания.

По части же аллюзий, или, выразимся ближе к рэп-стилистике, ссылок на авторитеты, в альбоме тоже всё в порядке: прямым текстом рэпер 50 cent, поэт Рыжий (ноту фирменной, из Рыжего, пацанской городской печали можно услышать в щемящей, лиричнейшей композиции «Тепло»), прозаик «Гайто». Есть и более гурманские варианты. Трек «Бей хвостом» пульсирует между полюсами — Янкой Дягилевой и Корнеем Чуковским. А, скажем, строчка «На КПП у рая на что будешь ссылаться?» (трек «На океан») отсылает к жестокой балладе Владимира Высоцкого «Райские яблоки».

Все помнят «Я входил вместо дикого зверя в клетку» Иосифа Бродского. В треке «Столица» Захар нобелеата, не то чтобы переосмысливает, а с ухмылочкой передразнивает:

…столько раз я пытался полюбить этот город
двадцать лет я был трезв и двадцать упорот
снег летел у виска, сыпал дождик за ворот
проходили века. теперь мне сорок.

Прилепин заметно влияет и на Рича — талантливого и восприимчивого рэп-поэта. Обширный культурный багаж мэтра, а точнее — его давнее увлечение поэтикой Анатолия Мариенгофа, явно отзывается в строчках младшего соавтора (изящная рифмовка с разносом ударений):

Элитная бригада, танки, даги
В сортире чей-то головой вытирали сапоги
Задроты заполняли в ленинской бумаги
Пока в сушилке пробивали лося с ноги
(«В армии»).

Соединение стихий, на поверхностный взгляд, не соединимых: интеллектуализма и «ватничества» И уж вовсе пронзительно звучит имажинистская поступь Мариенгофа в упомянутой мной вещи «Тепло»: «Ночь, как слеза вышла из глаза. /по крышам сползла, как по ресницам./, а я будто снова родился, как Лазарь./ и мертвый поэт красив на страницах» — грифельная зарисовка, портрет Анатолия Борисовича.

Отмечаем еще одно соединение стихий, на поверхностный взгляд, не соединимых: интеллектуализма и «ватничества». Мой товарищ, журналист Алексей Иванов, молодой человек с куда более чутким, нежели у меня, к рэп-культуре ухом, прослушав альбом, обнаружил уровень троллинга, восходящий чуть ли не к блоковским «Скифам»: «Кстати, программная первая песня, „Тебе понравится“. Там где „наша идея — икона, бердана, кагор и топор“. Все вот это заветное евразийство: да, мы дикие скифы, у нас тут свой сельский панк. Ну, то есть продолжение истории с „пора валить“ и линией ватников. Сознательное снижение образа».

Переклички знаковые. Мне приходилось говорить, что Захар Прилепин, этот имперец, патриот, символ «ватничества», он, по стилю существования — вполне западный тип художника: the artist.

Этот его магистральный парадокс ускользает от отечественной интеллигенции, а наиболее проницательных оппонентов Прилепина неизменно обескураживает. Но ведь и действительно — прорывы Захара из литературы и политики в музыку, будь то карнавальный рок «Элефанка» или социальный рэп — явно вне русской традиции, однако убедительно рифмуются с американским битничеством, и вообще имеют штрихпунктирный голливудский контекст.

Но из этого парадокса вытекает следующий, и маятник опять возвращается. Почти весь заметный русский рэп патриотичен по определению, невзирая на географию — тут и бакинский «Каспийский груз», и Типси Тип с Украины, и даже живший в Лондоне Oxxxymiron. Но патриотизм этот, надо сказать, статичен — рэперы любят Россию по-розановски, за сам факт ее существования, как крестьянские поэты есенинского круга — со всеми ее тяготами и несовершенствами. В этом смысле, русские рэперы — публика, как ни странно, весьма архаичная; «утром в газете — вечером в куплете», это не про них, если мы имеем в виду газету «Известия», а не газету «Жизнь». Актуального политического высказывания от этих ребят дождаться трудно; впрочем, подобная история не только про рэп.

В альбоме «На океан» метафизическая Россия приведена в соответствие с физическим, прямым действием.

Тут начинают забывать, как заводятся танки
Впуская чужеродных выправлять наши осанки
лай собак, вой сирен наши ставки: или — или.
если нас не взяли в плен ждите новостей в эфире
(«На океан»).

Поэтическая чуйка — куда более чуткий камертон времени, чем задницы миллионов обывателейНо, собственно, герой, живший в мегаполисах и казармах, готовый мотаться (и мы знаем, что в случае Захара, да и Рича, эта готовность легко переходила в «пацан ответил») по фронтам и задымлённым пограничьям, всегда помнит, что основная работа впереди, дома:

нас не пригласили в момент дележа и
странно, но правда: мы зла не держали
в том же году я оставил рифмовку
и выбрал иную стезю и сноровку
железо и тир, где душа опростилась
но знал: пригодится и, да, пригодилось
кого обвинить — на всяком вина ведь,
но знаешь, что здесь особенно скверно
целую жизнь изведёшь, чтоб исправить
то что пришло в девяносто первом
(«в 91-м»).

А не менее программный трек «Серьезные люди» (которые «испортили мир») это не только антикапиталистический, нонконформистский манифест, но и сигнал опасности для некоторых. Поэтическая чуйка — куда более чуткий камертон времени, чем задницы миллионов обывателей.

P. S. Пару слов о клипах («Столица», «Серьезные люди», «На океан»), мини-сериале, снятом к презентации альбома. Энергичный и бодрый, хотя несколько разорванный сюжет, об охотниках за головами, сделавшихся добычей. Не обошлось без влияния «Русского подорожника» группы 25/17 — цикла сюжетных клипов, в чем-то авангардных, в чем-то содержательно традиционных, сопровождавших все треки уже ставшего эпохальным альбома. Плюс совсем недурное следование традициям Тарантино, балабановского «Брата» и лучших образцов современной документальной драмы. Операторская работа и монтаж (Влад Звиздок) — вполне на уровне, а некоторым находкам Влада я искренне аплодировал: персонажу с папиросами, похожему на Промокашку из «Места встречи». Или героям, наблюдающим кровавые дела рук своих, через лобовое и заднее стёкла раритетной «Волги», ГАЗ-24… Но главное даже не это — за довольно, при всем бутафорстве, зловещим содержанием такого кина, просматривается атмосфера дружества, злого веселья, молодой силы — чрезвычайно соприродные духу самой пластинки «На океан».

У нас, у каждого есть свое мнение - и, конечно, всегда кто-то будет неправ. В итоге мы ежедневно наблюдаем вокруг себя облако нелестных ремарок и элементарного хамства из уст близких и чужих людей, которые, кажется, совсем не думают об уместности или эффекте своих слов. Проще всего отмахнуться от них со встречной агрессией, но из чужих замечаний можно извлечь и пользу - конечно, если критика будет конструктивной. Это магическое заклинание мы слышали не раз, и самое время разобраться - возможна ли конструктивная критика вообще и почему так важно научиться критиковать правильно, не задевая чувства другого человека.

Так что-же такое корректная критика и почему она так редко встречается?

ПОЧЕМУ НАС ЗАДЕВАЕТ КРИТИКА

Как ни странно, похвала необязательно приводит к положительным результатам, а критика - к отрицательным. Нам непросто воспринимать любой отзыв на наши действия и работу - как положительные, так и отрицательные - так как они затрагивают сразу несколько важных для нас моментов: с одной стороны, наше стремление к саморазвитию, с другой - желание быть принятыми и уважаемыми другими.

И всё же на критику мы, как правило, реагируем острее, чем на похвалу. Негативные события (к которым относится и критика) мы практически всегда запоминаем сильнее и более подробно. Причиной этого может быть эволюция - в ходе неё мы научились быстрее и сильнее реагировать на отрицательные раздражители: в дикой среде они часто означают смертельную угрозу, поэтому вовремя обращать на них внимание было важно для выживания. Сейчас наша жизнь изменилась, но на негативные события мы реагируем по-прежнему сильно.

Ещё одна причина, по которой критика вызывает так много эмоций и переживаний - новизна опыта. Мы сильнее реагируем на новые и непривычные раздражители. В культуре, где нормой считается вежливое одобрение (пусть зачастую лишь формальное), открытая и прямая критика воспринимается нами как нечто необычное и новое - поэтому и производит большее впечатление.

В ЧЕМ ПОЛЬЗА КРИТИКИ?

Вопреки распространённому мнению, критика - важный инструмент, который помогает нам становиться лучше и работать над ошибками. Корректная и конструктивная критика - обязательный элемент рабочих отношений, она важна и в отношениях с партнёром, друзьями и близкими: без умения обсуждать то, что вас не устраивает, невозможно построить крепкую связь.

Спокойное отношение к критике помогает нам принимать более смелые и неочевидные решения и учит тому, что наши действия и наша работа необязательно будут нравиться всем без исключения. Мы не можем оценить результат своего труда или свою идею со стороны. Конструктивная критика помогает определить слабые места в работе и понять, что может сделать её лучше. Очевидно, что если у проекта или идеи есть серьёзный недостаток, лучше услышать замечание, пусть и не очень приятное, главное - конструктивное, которое поможет его исправить, чем ложное заверение в том, что всё идеально.

Критика в принципе один из главных и, при определённых условиях, продуктивных инструментов развития общества и человеческих отношений. Когда нас критикуют, мы учимся не утверждаться единолично в своём мнении, позиции, а открываться миру других, взаимодействовать с ними на уровне взаимного рационального понимания.

КОГДА УМЕСТНО КРИТИКОВАТЬ?

Критиковать стоит в том случае, если ваше замечание направлено на то, чтобы помочь человеку, а не унизить и оскорбить его или просто указать на его недостатки. Принято считать, что если человек показывает свою работу, он должен быть готов выслушать любое замечание и с благодарностью принять всё, что ему скажут. Это не так: даже если вы видите в работе другого человека недостатки, подумайте - являетесь ли вы целевой аудиторией проекта и разбираетесь ли в этой теме, ведь в противном случае ваше замечание не имеет такого веса, как вам кажется, действительно ли эти недостатки имеют такое большое значение, или что-то просто не соответствует вашим предпочтениям и ожиданиям?

Основное право критиковать появляется тогда, когда продукт деятельности критикуемого напрямую связан с вами и вашей жизнью - так бывает в семье и отношениях, и при совместной работе. Также критиковать можно, если именно вам предстоит иметь дело с последствиями чужих "косяков". Критика во всех остальных случаях - свободный выбор критикующего.

Важная черта корректной и конструктивной критики - уместность замечания - человек действительно должен захотеть услышать ваше мнение и чёткое понимание того, что оно действительно принесёт другому человеку пользу, а не просто расстроит его. Это касается и комментариев по поводу внешности - глупо и самонадеянно ожидать, что человек бросится менять себя в угоду вашему вкусу. Имеет смысл критиковать и там, где отсутствие критики может привести к плачевным последствиям. Например, когда издаётся очевидно несправедливый закон, или когда другой человек ведет себя неэтично по отношению к вам или другому члену общества. Но и в данном случае важно помнить, что для того, чтобы ваш оппонент воспринял вашу критику, она должна удовлетворять основным требованиям социальной этики. Она должна быть направлена на несправедливое действие или позицию, а не на человека, взывать к разделяемому чувству справедливости или взаимоуважения, предполагать ответную реакцию и использовать максимально уважительный язык взаимной коммуникации.

ЧТО ДЕЛАЕТ КРИТИКУ КОРРЕКТНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ?

Важно оговорить, что далеко не всё, что мы считаем "своей" правдой, взглядом и мнением - является корректной и конструктивной. Понятие "корректности" - это очень объемное значение и следование минимальным этическим требованиям:

  • критиковать нужно с максимальным уважением к оппоненту;
  • войти в положение и понимать реальную ситуацию человека напротив;
  • факт обнаружения некоего недостатка в другом - ещё не повод для критики;
  • вы в начале спрашиваете у апонента: есть ли у него необходимость и желание услышать ваше мнение по этому поводу;
  • следует критиковать там, где это уместно, предполагая, что вас воспримут адекватно и смогут поддержать разговор на достойном уровне;
  • присутствуют ли другие люди, которые могут как-то повлиять на ваше общение или что-то услышать;
  • являетесь ли вы сами экспертом данного вопроса;
  • характеристика "вовремя" - это когда есть благоприятное время, возможность и эмоциональное состояние человека напротив;
  • быть спокойным и уравновешенным;
  • не переносите недостатки на самого человека в целом, используйте образные и метафорические формы общения;
  • уметь остановиться, не переспрашивать и прекратить, если человек не хочет вас слушать.

Перед тем как начинать критиковать, нужно всегда постараться в начале отметить все достоинства, а лучший вид корректной критики - это возможность использовать только вопросы, открытые для размышления. Критиковать нужно, тщательно продумывая свои аргументы, а не эмоционально реагируя на любые слова или личные качества оппонента.

ПОМНИТЕ! Вы всегда имеете право вежливо отказаться выслушивать критику от любого человека, указав ему на использование недопустимого в ваш адрес лексики, времени, места и аргументов.

Корректная и конструктивная критика - это в первую очередь дружелюбный, уместный и уважительный отзыв о работе или действиях другого человека. Она не подразумевает перехода на личности, выплёскивания негативных эмоций и самоутверждения за счёт другого, а также не должна задевать самооценку другого человека - всё это не имеет к критике никакого отношения.

Корректной и конструктивной критику делает позиция сближения, а не отдаления. Фокус должен здесь быть не на том, чтобы ранить, продемонстрировать превосходство, высмеять - а на реальной помощи. Но у нас этот подход непопулярен из-за жёстких условий, в которых выросли не только мы, но и целые поколения наших родителей. Много лет считалось, что исправление недостатков первостепенно и в воспитании детей, и в жизни взрослых, что именно так мы очень помогаем друг-другу и только хотим добра другому. А похвала, одобрение и поддержка не считались важными, ими пренебрегали все, от семей до государства. Неудивительно, что критика оказывает на нас такое влияние и мы усвоили подобное положение вещей как норму.

Сейчас у нас очень эгоцентричная культура, поэтому критика чаще всего используется как способ доминирования, демонстрации силы и почёсывания эго. Поэтому, при таком подходе, люди обычно "для вежливости" в лучшем случае выслушивают, но не слышат, а в худшем - делают на зло, усиливая свою реакцию, начиная доказывать свою позицию, что обычно приводит к еще более плачевным последствиям, в которые критикуемый сам подталкивает своей некорректностью другого, а в итоге говорит избитую и очень нелюбимую многими фразу "я так и знал, ну я же так и говорил", ухмыляются и берут на себя роль великого прорицателя. Думаю, что многие узнали в этих словах своих близких и особенно мам и пап, которые своей некорректностью и своей "правдой" вгоняли нас в ненужные события в жизни, которые нам потом долго аукались. Но тут нет их вины, никто не виноват, весь вопрос в том, что так встречаются два незрелых (дело тут не возрасте) ЭГО или УМА, которые такими действиями воспитывают и вовлекают нас в различный опыт.

ЧТО МЫ ОШИБОЧНО ПРИНИМАЕМ ЗА КРИТИКУ?

Высказывая критические замечания, мы, как правило, не стремимся к тому, чтобы наша критика была корректной и конструктивной. Нередко мы и вовсе не думаем о том, чтобы помочь другому - вместо этого мы говорим о своих мыслях, предпочтениях и вкусах или выплёскиваем на собеседника негативные эмоции. Конструктивная критика должна быть уместной и своевременной - непрошеные унизительные замечания и язвительные комментарии не принесут вашему собеседнику никакой пользы.

В большинстве случаев мы не заботимся о конструктивности. Нас этому никто не учил, о душевном равновесии людей не принято беспокоиться. Зато буквально с молоком матери мы усваиваем, что любое вторгающееся, задевающее и оценочное высказывание должно быть выслушано и принято к сведению. Именно так толкует это слово большинство людей. В большинстве своем, если вы сейчас сможете это признать и не делать - это будет для вас большой рывок верх, критику мы используем, как завуалированную манипуляцию подстроить человека под свои интересы, вкусы, удобства, а кто-то чтобы поучаствовать и быть нужным для вида. У нас отсутствует культура конструктивной бытовой критики, любые комментарии обычно носят поучительный, агрессивный и унижительный характер, что только способствует отдалению людей друг от друга, а помощь перерастает в усугубление.

ТАК В ЧЕМ СЕКРЕТ?

Перед тем, как критиковать другого человека, посчитайте до десяти и попытайтесь понять свои скрытые мотивы. Если они связаны с помощью критикуемому, вы готовы быть корректными и совпали характеристики "вовремя" - это хорошо, можете попробовать. Если вы подметили, что все таки больше желаете проявить свое превосходство и различные мотивы больше связаны с вами, а не с другим человеком, а предмет критики напрямую не влияет на вашу жизнь - лучше промолчать.

Никогда не стоит превращать ваше замечание в обвинительный монолог: критика - это в первую очередь одна из форм общения и размышления вслух, а не доказывания мнений. Ваши замечания всегда должны быть уважительными и дружелюбными. Основным правилом корректной и конструктивной критики «правило бутерброда»: «помещайте свои замечания и критику между двух положительных высказываний: сначала одобрить, потом покритиковать, в завершение снова подбодрить». Важно понимать, что корректная критика - это навык и необходимый инструмент общения, которому нужно научиться...