Отношение автора к журавлю и цапле. План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Сказка о животных "Журавль и цапля". Методическая разработка урока. Блок коротких вопросов

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Учитель: Мартынова Светлана Анатольевна

Предмет: литература.

Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2012.

Класс: 5.

Название раздела: Устное народное творчество.

Тема урока: Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Место урока в системе занятий по предмету: урок № 11 по тематическому планированию, урок № 10 в разделе «Устное народное творчество».

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок чтения и изучения нового произведения).

Цели урока: - развивать умение анализировать художественный текст;

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

Формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказки.

Задачи урока: - ознакомить со сказкой о животных;

Вспомнить художественные особенности сказок;

Формировать навык выразительного чтения;

Совершенствовать умение строить связный ответ на вопрос;

Формировать представление о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: - ЗНАТЬ жанровые особенности сказки о животных;

УМЕТЬ отличать жанры сказок, выразительно читать сказку по ролям, анализировать сказку, характеризовать героев сказки,

отвечать на вопросы, сопоставлять сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация).

Личностные: - формирование уважительного отношения к людям, эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, восприятие текста

как произведения искусства, готовность вести диалог, потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные универсальные учебные действия:

    познавательные: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию из текста, осуществлять анализ;

    регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока, определять степень успешности своей работы и работы других (самоконтроль, взаимооценка);

    коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение работать индивидуально и в группе.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, диалогового взаимодействия, дифференцированного обучения, информационно-

компьютерные.

Методы обучения : творческий(чтение текста), эвристический с элементами проблемного.

Виды учебной деятельности на уроке: выразительное чтение сказки по ролям, выражение личного отношения к прочитанному в процессе

чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), поиск незнакомых слов и определение

их значения, устный и письменный ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге,

характеристика сказочных персонажей, нравственная оценка персонажей сказки, устное

иллюстрирование.

Метапредметные связи: русский язык, математика, живопись, музыка, мультипликация.

Оборудование: учебник, фонохрестоматия к учебнику, раздаточный материал, презентация, компьютер, интерактивная доска.

Проблемные вопросы урока: Каковы жанровые особенности сказки о животных? Чему учит сказка «Журавль и цапля»?

Ключевые слова урока: сказка, жанры сказок, особенности русских народных сказок, характер персонажа, журавль, цапля.

Ход урока.

- Здравствуйте! Сегодня замечательный день, и мы все замечательные! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок!

Проверим, всё ли у нас готово к уроку.

А начнём мы с артикуляционной разминки. Читаем хором 3 раза скороговорку, записанную на доске : «Колотил Клим в один блин клин».

Молодцы!

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Чтение хором скороговорки.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сформировать интерес к процессу учебной деятельности.

- «Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.»

Ребята, чьи это слова?

Как вы понимаете это высказывание А.С.Пушкина?

Как вы думаете, могли бы вы в нашем современном мире обойтись без сказок?

Дают ответы на вопросы .

3. Сообщение темы урока.

Целеполагание.

Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно определят тему урока и выдвинут цели урока.

Мы не случайно вспомнили слова А.Пушкина. Прочитайте ключевые слова урока, записанные на доске и попробуйте определить тему нашего урока.

(слайд 1 , презентация)

Прочитайте русские пословицы, записанные на доске:

    Сказка складом, песня ладом.

    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

    Согласие питает, раздор объедает.

О чём говорится в каждой из них?

Опираясь на пословицы и опорные слова, подумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

Итак, на уроке мы вспомним художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка «Журавль и цапля», а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы…Прочитайте их.

Читают ключевые слова, в процессе диалога определяют тему урока и записывают её в тетрадь.

Читают выразительно пословицы.

Объясняют пословицы.

Читают опорные слова:

Уметь объяснять содержание …

Обсудить, что такое… и как можно достичь его

(слайд 2 , презентация:

    знать художественные особенности сказок

    уметь объяснять содержание сказки, опираясь на текст

    обсудить, что такое согласие и как можно достичь его)

Читают вопросы со слайда 3 :

    Каковы жанровые особенности сказки о животных?

    Чему учит сказка «Журавль и цапля»?

4. Актуализация опорных знаний.

Организация подготовки и мотивации к изучению нового материала.

Вспомните,что такое сказка?

Какие жанры русских народных сказок вы знаете?

Чем они отличаются?

Назовите сказки, которые вы читали, определите их жанры.

Отвечают на вопросы. (Сказка-это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Жанры сказок: о животных, бытовые, волшебные.)

Называют жанровые отличия сказок, приводят примеры.

5. Работа над темой урока.

Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля».

Первичная проверка понимания текста.

Словарная работа.

Физминутка.

Закрепление изученного. Выводы.

Выразительное чтение сказки по ролям.

6. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Подготовка к анализу сказки и выразительному чтению.

Организация усвоения обучающимися содержания сказки.

Предупреждение утомляемости.

Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Аналитическая работа с текстом. Формирование умения воспринимать и анализировать художественный текст.

Развитие умения делать выводы.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Совершенствование умения делать выводы. Оценивание работы.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности на уроке, самооценка результатов своей деятельности.

Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных.

Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

Откроем учебник на стр. 40. Мы сейчас послушаем сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.

(фонохрестоматия к учебнику )

Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?

Какие непонятные слова и выражения вы отметили?

Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1 ).

Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?

Поблагодарим ребят за интересные сообщения.

Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?

А теперь немного отдохнём.

А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи (См. Приложение 2 ). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)

Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?

Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?

Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)

В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.

А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3 ).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

Совпадают ли желания журавля и цапли?

Что такое «согласие»?

Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.

Почему птицы не пришли к согласию?

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. (И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.

Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера персонажей?

Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3 ).

Каковы жанровые особенности сказки о животных?

К какому жанру относится эта сказка? Докажите.

Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?

Вспомним цели нашего урока (слайд 2 ). Достигли ли мы их?

Задание на дом по выбору:

    Пересказ сказки «Журавль и цапля».

    Пересказ любой из прочитанных сказок о животных.

    Составление письменного ответа на вопрос «Мои любимые сказки о животных».

По желанию:

    Просмотр мультфильма «Журавль и цапля» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)

Иллюстрации к сказке.

Организует оценивание работы обучающихся на уроке.

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4 ).

Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.

Поблагодарим друг друга за работу!

Прослушивание сказки.

Нахождение незнакомых слов и выражений.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Объяснение слов и выражений: «тяп-тяп», «семь вёрст», «как несолоно похлебал», «сю пору».

Слушают сообщение одноклассника.

Ребята переводят версту в километры.

Слушают сообщение.

Объясняют понимание фразы (ничего не добился, обманулся в своих ожиданиях).

Один из обучающихся проводит минутку отдыха (выполняется несколько упражнений).

Чтение текстов. Работа с раздаточным материалом.

Подготовка ответов на вопросы. Работа в паре.

Предполагаемый ответ: «у тебя ноги долги». В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля.

Предполагаемый ответ: В научной статье об этой черте упоминается три раза – «это крупные, длинноногие птицы», «в полёте вытягивают ноги», «по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее».

Предполагаемый ответ: журавль по болоту не идёт, а «тяпает»-«тяп-тяп», ноги у него не длинные, а «долгие», «платье коротко», «худо летаешь», «долговязый».

Предполагаемые ответы: отношения автора научной статьи мы не видим, мы не можем представить «характер» журавля, читая научный текст, а вот автор сказки посмеивается над птицей, персонаж выглядит несколько нелепо. Художественное описание даёт представление о внешности и даёт возможность представить черты характера персонажа, передаёт отношение автора к персонажу и отношение других героев.

Устное иллюстрирование .

Просмотр иллюстрации (слайд 5 ) и фотографий (слайд 6 ).

Рассматривание иллюстраций (Е.Рачёва – в учебнике на стр. 41, Е.Громова и В.Конашевича – слайд 7 ) и словесное описание цапли.

Предполагаемые ответы: особенности сказок-присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы; в сказке о журавле и цапле: присказка (зачитывают), зачин (зачитывают), концовка («Вот так и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся»), повторы (журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами).

Индивидуальная работа.

Предполагаемый связный ответ :

Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь вёрст болото месил». Невесело, одиноко стало журавлю: «показалось скучно жить одному» - вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: «раздумалась»,как говорится в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда», а, может быть, ей стало обидно.

Отвечают на вопросы.

У доски читают сказку по ролям (по трое).

Оценивание чтения.

Ответы на вопросы.

«Микрофон» (каждый отвечает)

Запись домашнего задания в дневник.

Заполняют карточку.


Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” - вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное - ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Л етела сова - веселая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летела, летела и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела... Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля; построили они себе по концам болота избушки. И вот показалось журавлю скучно жить одному, и задумал он жениться:

Дай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль - тяп, тяп! - семь верст болото месил; приходит и спрашивает:

Дома ли, цапля?

Выходи за меня замуж.

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!

Журавль, как несолоно хлебал, ушел домой.

Цапля же потом передумала и сказала:

Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!

Цапля заплакала от стыда и воротилась назад. Журавль же передумал и сказал:

Напрасно не взял за себя цаплю: ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму ее замуж.

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, поди за меня...

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж! Ступай прочь, долговязый!

И пошел журавль опять домой несолоно хлебавши.

Тут цапля передумала:

Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше пойду за журавля замуж!

Приходит свататься, а журавль не хочет ее замуж брать.

Вот так и ходят они до сих пор один к другому свататься, да никак не женятся.


Жили журавль и цапля по разным сторонам болота. И ходили они друг другу свататься, но всё время получали отказ, потому что постоянно видели какие-то недостатки. Это продолжается до сих пор.


Главная мысль сказки "Журавль и цапля"

Говорят, что идеальных людей нет. Если всё время придираться ко всему, что есть в других людях, то можно навсегда остаться одному.


Блок коротких вопросов

1. Должны ли были всё-таки пожениться журавль и цапля?

2. Кто является положительным героем, а кто отрицательным?

Летала сова - весёлая голова; вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди.
Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному и задумал он жениться.
- Дай пойду посватаюсь на цапле!
Пошёл - тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит:
- Дома ли цапля?
- Дома.
- Выдь за меня замуж!
- Нет, журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!
Журавль как не солоно похлебал, ушёл домой. Цапля после раздумалась и сказала:
- Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.
Приходит к журавлю и говорит:
- Журавль, возьми меня замуж!
- Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал:
- Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж.
Приходит и говорит:
- Цапля! Я вздумал на тебе жениться: поди за меня.
- Нет, журавль, нейду за тя замуж!
Пошел журавль домой.
Тут цапля раздумалась:
- Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!
Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Русские народные сказки в обработке Алексея Николаевича Толстого

«Журавль и цапля» – сказка, которая является образцом русского народного творчества. Сегодня мы перескажем ее сюжет, а также попытаемся разобраться, какая основная идея была вложена в это произведение.

Сюжет

С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.

Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.

Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.

После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» – сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.

Журавль и цапля

Летала сова – весёлая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному и задумал он жениться. «Дай пойду посватаюсь к цапле!»

Пошёл журавль – тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?» – «Дома». – «Выдь за меня замуж». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» Журавль как не солоно похлебал, ушёл домой.

Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!» – «Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» – Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж». Приходит и говорит: «Цапля! Я вздумал на тебе жениться; поди за меня». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж!» Пошёл журавль домой.

Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!» Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Следующая глава >

Как я понимаю русскую пословицу о том, что лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе. (Журавль в небе означает что-то желаемое, но малодостижимое. О желаемом и маловероятном идет речь в сказках, где журавль — одно из главных действующих лиц.) Решение Журавля жениться. (Надумав жениться, пошел Журавль свататься к Цапле. Та критически посмотрела на Журавля: и ноги не Такие, и платье не нравится, а самое главное — Цаплю не прокормит. Журавль и Цапля — птицы совершенно разные: одна витает в облаках, другая ходит по земле.)Цапля меняет свои взгляды на женитьбу. (Прогнала Цапля Журавля, а потом пожалела. Пришла к Журавлю и сказала, что согласна выйти за него замуж). Отношение Журавля к визиту Цапли. (Но теперь Журавль прогнал ее прочь. Однако вскоре передумал, решил жениться. Но, как назло, заупрямилась Цапля. Вот и ходят друг к другу до сих пор.) Что же мешает героям осуществить свои желания? (Ни Цапля, ни Журавль не подумали о том, что, хотя они такие разные, житьим вместе надежнее: несчастья-напасти вместе одолеть легче. Каждый был эгоистом, думал только о собственной выгоде.)

Прочитайте пословицы: Сказка складом, песня ладом красна. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Согласие питает, раздор объедает.

Пословица Цель урока Сказка складом, песня ладом красна. Знать художественные Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Согласие питает, раздор объедает. особенности сказок. Уметь объяснять содержание сказки, опираясь на текст. обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.

НАУЧНЫЙ ТЕКСТ Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90 -155 см, размах крыльев 150- 240 см, а вес 2 -11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выберите высказывание. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. 1. «Есть согласие – есть и счастье» . (Пословица) 2. «Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит» . (Пословица). 3. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука» . (И. А. Крылов) 4. «Главное - ладить с самим собой» . Вольтер. 5. «Как ни коротки слова «да» и «нет» , всё же они требуют самого серьёзного размышления» . Пифагор.