Шолохов судьба человека момент в плену. "Судьба человека" - рассказ Шолохова. "Судьба человека": анализ

В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, показывая героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван», Шолохов писал в одной из статей: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во.имя Родины».

Таким скромным, рядовым воином предстает перед нами Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека». Как о деле самом обычном говорит Соколов о своих мужественных поступках. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам... - рассказывает Соколов. - Командир нашей части спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! - отвечаю я ему. - Я должен проскочить, и баста!» В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта героя -чувство товарищества, способность думать о другом больше, чем о себе. Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Познав, что такое вражеский плен, Андрей с горьким вздохом говорит, обращаясь к собеседнику: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому сразу в душу не въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». О том, что пришлось ему пережить в плену, говорят его горькие воспоминания: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»

Будучи в плену, Андрей Соколов все свои силы прилагал к тому, чтобы сохранить в себе человека, не разменять ни на какие облегчения участи «русское достоинство и гордость». Одна из самых ярких сцен в рассказе - сцена допроса пленного советского солдата Андрея Соколова профессиональным убийцей и садистом Мюллером. Когда Мюллеру донесли, что Андрей позволил проявить недовольство каторжной работой, то он вызвал его в комендантскую на допрос. Андрей знал, что на смерть идет, но решил «собраться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что ему с жизнью расставаться трудно...».Сцена допроса превращается в духовный поединок пленного солдата с комендантом лагеря Мюллером. Казалось бы, силы превосходства должны быть на стороне сытого, наделенного властью и возможностями унизить, растоптать человека Мюллера. Поигрывая пистолетом, он спрашивает Соколова, действительно ли четыре кубометра выработки - много, а одного на могилу хватит? Когда Соколов подтверждает свои ранее произнесенные слова, Мюллер предлагает перед расстрелом выпить ему стакан шнапса: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». Соколов вначале отказался пить «за победу немецкого оружия», а потом согласился «за свою погибель». Выпив первый стакан, Соколов отказался закусить. Тогда ему подали второй. Только после третьего он откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Рассказывая об этом, Соколов говорит: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта. Он не только отпустил его, но и напоследок дал небольшую буханку хлеба и кусок сала: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок...»

Рассматривая сцену допроса Андрея Соколова, можно сказать; что она является одной из композиционных вершин рассказа. У нее своя тема - духовное богатство и нравственное благородство советского человека; своя идея: нет на свете силы, способной духовно сломить истинного патриота, заставить его унижаться перед врагом.

Многое преодолел на своем пути Андрей Соколов. Национальная гордость и достоинство русского советского человека, выносливость, душевная человечность, непокоренность и неистребимая вера в жизнь, в свою Родину, в свой народ, - вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова. Автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм" простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его основная мысль.

    Судьба… Загадочное слово, над смыслом которого я часто задумываюсь. Что есть судьба? Жизнь, прожитая тобой, или то, что еще предстоит пережить, твои дела или твои мечты? Строишь ли ты сам свою судьбу, а может, ее кто-то предопределяет? И если она определена,...

    В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец семейства, жил и...

    Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь...

  1. Новое!

    Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты...

Главным героем рассказа Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека» является русский солдат Андрей Соко­лов. Во время Великой Отечественной войны он попал в плен.

Там он стойко выдерживал каторжный труд и издевательства лагерных надзирателей.

Одним из кульминационных эпизодов рассказа становит­ся диалог Андрея Соколова и коменданта лагеря для военно­пленных Мюллера. Это жестокий садист, которому доставля­ет удовольствие избивать несчастных беззащитных людей. Вот как рассказывает о нем Соколов повествователю: «Невысоко­го роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на «о» налегал, будто коренной волжанин. А матерщин­ничать был мастер ужасный. И где он, проклятый, только и учился этому ремеслу? Бывало, выстроит нас перед блоком — барак они так называли, — идет перед строем со своей сворой эсэсовцев, правую руку держит на отлете. Она у него в кожа­ной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтобы паль­цев не повредить. Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл «профилактикой от гриппа». И так каждый день».

Судьба сводит Соколова лицом к лицу с Мюллером в не­равном поединке. «И вот как-то вечером вернулись мы в барак с работы, — рассказывает Андрей. — Целый день дождь шел, лохмотья на нас хоть выжми; все мы на холодном ветру про­дрогли как собаки, зуб на зуб не попадает. А обсушиться негде, согреться — то же самое, и к тому же голодные не то что до смерти, а даже еще хуже. Но вечером нам еды не полагалось.

Снял я с себя мокрое рванье, кинул на нары и говорю: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова».

Андрея вызвали к коменданту. Как понял он сам и все его товарищи, — «на распыл». В комендантской, за обильно на­крытым столом, сидело все лагерное начальство. Голодного Соколова аж замутило от увиденного: «Кое-как задавил тош­ноту, но глаза оторвал от стола через великую силу».

«Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистоле­том играется, перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет, как змея. Ну, я руки по швам, стоптан­ными каблуками щелкнул, громко так докладываю: «Военно­пленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комен­дант, явился». Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки — это много?» — «Так точно, — говорю, — герр комендант, много». — «А одного тебе на моги­лу хватит?» — «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется».

Он встал и говорит: «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». — «Воля ваша», — говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и нали­вает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: «Перед смер­тью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Однако пить за победу немецкого оружия Соколов катего­рически отказывается, говорит, что непьющий, и тогда комен­дант предлагает ему выпить за свою погибель. «За свою поги­бель и избавление от мук» Андрей соглашается выпить и, не закусывая, выпивает три стакана водки. Вряд ли он хотел про­демонстрировать фашистским офицерам несгибаемую силу духа и презрение к смерти, скорее, его поступок был вызван отчаянием, полным отупением мыслей и чувств от страданий. Не бравада здесь со стороны героя рассказа, а безысходность, бессилие, опустошенность. И жизнь ему сохраняют не только потому, что он поразил немцев своим мужеством, но и потому, что позабавил диковинным умением.

Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.
Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость. Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром. Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер. Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба. После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика.
Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку», а потом «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова.
В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме. Ирина была «смирная, веселая, угодливая и умница». Андрей очень хорошо о ней отзывается: «Хорошая попалась мне девка!»
В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну. Ему было хорошо на природе. Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, «с тяжелой грустью» смотрел он на уходящих людей. В конце рассказа по щеке его бежит «жгучая и скупая мужская слеза».
На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывал героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван», Шолохов писал в одной из статей: «Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».

Таким скромным, рядовым воином предстает перед нами Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека». Как о деле самом обычном Соколов говорит о своих мужественных поступках. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам… – рассказывает Соколов. – Командир нашей части спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! – отвечаю я ему. – Я должен проскочить, и баста!» В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта героя – чувство товарищества, способность думать о другом больше, чем о себе. Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Познав, что такое вражеский плен, Андрей с горьким вздохом говорит, обращаясь к собеседнику: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воде в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому сразу в душу не въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». О том, что пришлось ему пережить в плену, говорят его горькие воспоминания: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, – сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…»

Будучи в плену, Андрей Соколов все свои силы прилагал к тому, чтобы сохранить в себе человека, не разменять ни на какие облегчения участи «русское достоинство и гордость». Одна из самых ярких сцен в рассказе – сцена допроса пленного советского солдата Андрея Соколова профессиональным убийцей и садистом Мюллером. Когда Мюллеру донесли, что Андрей позволил проявить недовольство каторжной работой, то он вызвал его в комендантскую на допрос. Андрей знал, что на смерть идет, но решил «собраться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что ему с жизнью расставаться трудно…».

Сцена допроса превращается в духовный поединок пленного солдата с комендантом лагеря Мюллером. Казалось бы, силы превосходства должны быть на стороне сытого, наделенного властью и возможностями унизить, растоптать человека Мюллера. Поигрывая пистолетом, он спрашивает Соколова, действительно ли четыре кубометра выработки – много, а одного на могилу хватит? Когда Соколов подтверждает свои ранее произнесенные слова, Мюллер предлагает перед расстрелом выпить ему стакан шнапса: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». Соколов вначале отказался пить «за победу немецкого оружия», а потом согласился «за свою погибель». Выпив первый стакан, Соколов отказался закусить. Тогда ему подали второй. Только после третьего он откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Рассказывая об этом, Соколов говорит: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта. Он не только отпустил его, но и напоследок дал небольшую буханку хлеба и кусок сала: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок…»

Рассматривая сцену допроса Андрея Соколова, можно сказать, что она является одной из композиционных вершин рассказа. У неё своя тема – духовное богатство и нравственное благородство советского человека, своя идея: нет на свете силы, способной духовно сломить истинного патриота, заставить его унижаться перед врагом.

Многое преодолел на своем пути Андрей Соколов. Национальная гордость и достоинство русского советского человека, выносливость, душевная человечность, непокоренность и неистребимая вера в жизнь, в свою Родину, в свой народ, – вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова. Автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его основная мысль.

(2 votes, average: 5.00 out of 5)

М. Шолохов.
«Судьба человека»

1 Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?
Композиция – рассказ в рассказе.
Сюжет – рассказ Андрея Соколова о своей судьбе,
исповедь мужественного человека.
2 Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова?
1 –
2 –
3……
Что помогает герою выстоять? Как проявляет себя
герой во всех испытаниях? (Перечислить качества личности,
характера)

3 В каких сценах наиболее полно показано
«русское достоинство и гордость»?
4 Какую роль играет встреча с Ванюшкой
в судьбе Соколова?

Анализ сцены в церкви.
Место эпизода. (главный, один из основных,
второстепенный)
Как проявляют себя люди? (о позиции каждого)
Какая позиция ближе всего Соколову?
Как повёл себя сам герой?
Авторская позиция.
Роль эпизода в рассказе.

В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает
возможные типы человеческого поведения в
бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи
воплощают здесь разные жизненные позиции.
Солдат-христианин предпочитает погибнуть,
нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться
от своих убеждений. Однако при этом он становится
виновником гибели четырёх человек.
Крыжнев пытается купить себе право на жизнь,
заплатив за него чужой жизнью.
Взводный своей участи ожидает безропотно.
Только позиция доктора, «который и в плену, и в
потёмках своё великое дело делал», вызывает у
Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой – позиция
Соколова. Он не приемлет ни покорности, ни
противопоставления своей жизни жизням других.
Поэтому и решается убить Крыжнева, чтобы спасти
взводного.
Нелегко дается Соколову убийство, тем более,
убийство «своего». Но не может он допустить
несправедливости.
Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко
проверяется характер человека.
Жизнь ставит порой перед необходимостью
выбора.
Герой поступает так, как велит ему совесть.

Как выражена в рассказе авторская позиция?
Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего
народа, его бедствия и страдания.
Авторская боль, сочувствие ощущаются в тоне повествования, в
выборе героя – простого человека.
Основной прием построения рассказа – антитеза – тоже служит
выражением авторской позиции:
Мирная жизнь – разрушительная война;
Добро и справедливость – изуверства, жестокость, бесчеловечность;
Преданность – предательство;
Свет – мрак…
Ясно, на какой стороне автор.

Несгибаем солдат, когда держит ответ перед
комендантом Мюллером, приговорившим его к
расстрелу за агитацию в лагере против
каторжного труда. Мюллер предлагает выпить
стакан шнапса за победу немецкого оружия,
одержанную якобы в Сталинграде. Соколов
отказывается. Мюллер предложил другое: «Не
хочешь пить за нашу победу? В таком случае
выпей за свою погибель».

Вся эта сцена не только пример бесстрашия Соколова, но
и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить
советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов
благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр
комендант, пойдёмте, распишите меня».
И то, что он отказывается закусывать и после первого
стакана, и после второго – это деталь, в другом случае не
играющая никакой роли, здесь подчёркивает моральную
стойкость русского человека.
Соколов держится с фашистами так, как положено
советскому гражданину, представителю рабочего класса.
Не случайно многие исследователи проводят
параллель между этим эпизодом и тем событием, в честь
которого так самонадеянно пируют немцы, -
Сталинградской битвой, отмечая, что в обоих случаях
именно русский солдат оказался победителем.

Теперь он нашёл себе радость. Полюбился ему
заброшенный парнишка, «этакий маленький
оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом
пылью, грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки –
как звёздочки ночью после дождя!» - рассказывает
Соколов, и в самом тоне его рассказа мы чувствуем,
как он неравнодушен к человеческой судьбе.
«Закипела тут во мне горючая слеза…» - говорит он.
На душе Соколова стало легче и
светлее. Жизнь обретает
высокий человеческий смысл.
Появились трогательные заботы
о том, чтоб одеть и накормить
мальчика, ждавшего отца:
«Ночью то погладишь его
сонного, то волосёнки на вихрах
понюхаешь, и сердце отходит,
становится легче, а то ведь оно у
меня закаменело от горя…»

Зачем писатель ввёл в произведение образ
рассказчика?
Позволяет дать портретную характеристику
Андрею Соколову: 274 – 275.
И обеспечить эпический объём рассказу.
Рассказчик оказывается посредником между
героем и читателем. Точка зрения Андрея
преломляется в восприятии автора, таким
образом объективность рождается из
совокупности воззрений на
действительность отдельных личностей.
Наконец, автор здесь не противопоставлен
своему герою, он сам оказывается
человеком из народа, недаром Андрей
Соколов принимает его за «своего брата-
шофёра».

Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл,
в каждой из которых идёт речь о каком-то эпизоде его жизни.
Судьба Андрея Соколова мучительна. В рассказе
есть две контрастные картины:
семья провожает его на фронт – жена Ирина, сын, две
дочери.
К концу войны, когда Соколов прибыл на то место в отпуск,
увидел другое: глубокая воронка, налитая ржавой водой, по
пояс бурьян… Прямое попадание немецкой бомбы – и не стало
дома, жены, дочерей. Никакого следа.

Какие грани русского национального характера
воплощает в себе Андрей Соколов?
Простой человек, солдат, отец
выступает как
защитник
жизни, её основ, нравственных законов.
Герой Шолохова защищает смысл и правду самого
человеческого существования.
Андрей Соколов воевал на поле брани, воевал, как мог, и в плену
отстаивал человеческое достоинство, честь своей родины.
Каждый поворот его судьбы одновременно проецируется на историю,
на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которого он
является.

Название рассказа.
«Судьба» имеет значения:
Стечение обстоятельств, не
зависящих от воли человека, ход
жизненных событий
По суеверным представлениям,
«потусторонняя сила,
предопределяющая всё, что
происходит в жизни».

– Какое представление о
судьбе свойственно герою?

Но человек, как бы тяжело ни складывались
обстоятельства, может поступать так, как требует
человеческое достоинство. Человек может
относиться к обстоятельствам активно.
«Надо было сильно спешить»,
«Я должен проскочить, и баста!» 282/4.
«И надо мне не одному бежать»,
«Мне его живого надо было доставить» - о побеге из
плена;
«Захотелось им, проклятым, показать» - о поединке
с Мюллером.

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а
выбрал другие слова «судьба». - Самое прекрасное
в жизни (а она неистребима) – человек, труженик,
народ.
«Человек» тоже может пониматься как
конкретно (Андрей Соколов), так и обобщённо
(человек, который поставлен войной в условия
власти над ним обстоятельств; и только сильный
духом способен противопоставить этим
обстоятельствам свою волю, свои представления о
долге и свободе).
Судьба Андрея Соколова – это судьба всего
русского народа, прошедшего страшную войну,
фашистские лагеря, потерю самых близких людей, -
но не сломавшихся окончательно.

Проанализируйте речь героя. Как
своеобразие речи Андрея Соколова
помогает проникнуть в замысел
произведения?
1 Шолохова упрекали, что речь Андрея Соколова мало напоминает речь
рядового шофёра, хоть и насыщена шофёрскими профессионализмами….
2 С помощью народнопоэтических вкраплений он выступает как бы от
имени всего русского народа. Потому что насыщена просторечиями:
(«да вот сердце у меня раскачалось, поршня
надо менять»
«продрогли как собаки»,
«зуб на зуб не попадает»,
«но и тут получилась у меня полная



осечка»,



«родни – хоть шаром покати»,
«баста»,
«дуй»,

Для Шолохова важно не то, что Соколов шофёр, и
не то, что он воронежец. Важен характер,
порождённый историческими обстоятельствами.
Поэт Шолохов не делает упора на
профессиональное и диалектное в речи своего
героя. Но обойтись без этих словесных красок
писатель также не может, так как он реалист,
ему необходимо создать достоверный образ.
Шолохов создаёт образ живого человека,
перерастающий в символ.