Кондратьев сашка проблематика. Проблема "страшной войны" и "сохраненной человечности" в повести "Сашка" В. Кондратьева. Какие черты Сашкиного характера проявляются в этом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Филологический факультет

Курсовая работа

Проблема «страшной войны» и «сохраненной человечности» в повести «Сашка» В. Кондратьева

студентки 3 курса

специальности «Русский язык и литература»

Атаниязовой Интизар

Научный руководитель

преподаватель Лагуновский А.М.

Введение

1. Изображение жизни на войне в повести В. Кондратьева «Сашка»

2. Образ рядового бойца в произведении «Сашка», военные испытания главного героя

3. Проблема нравственного выбора в рассказе «Сашка» В. Кондратьева

Заключение

Список использованной литературы

кондратьев сашка нравственный война

Введение

Тема Великой Отечественной войны занимает в российской многонациональной литературе особое место. В 1940-1950-е годы в ней сложилась традиция изображения войны как героического периода в жизни страны. При таком ракурсе не оставалось места для показа ее трагических аспектов. Перелом произошел лишь с началом «оттепели», когда увидели свет повести писателей-фронтовиков «Батальоны просят огня» (1957) Ю. Бондарева, «Южнее главного удара» (1957) Г. Бакланова, «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962) В. Быкова, «Звездопад» (1961) В. Астафьева, «Один из нас» (1962) В. Рослякова, «Крик» (1962), «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьева и другие. Такой всплеск интереса к военной теме предопределил появление целого течения, названного «лейтенантской прозой».

Эстетические принципы «лейтенантской прозы», формируясь в пылу неугасающих споров, оказали заметное влияние на весь литературный процесс второй половины XX века. Тем не менее, на сегодняшний день общепринятого определения этого литературного течения нет, и оно интерпретируется по-разному: как проза, созданная фронтовиками, прошедшими войну в звании лейтенантов, или как проза, главными героями которой являются юные лейтенанты. Аналогичным образом характеризуется и «солдатская проза», под которой подразумеваются произведения, либо созданные бывшими солдатами, либо повествующие о рядовом, взрослеющем на фронте. Зачастую по отношению к произведениям одного и того же автора некорректно применяются оба термина. Так, повесть В. Кондратьева «Сашка» по образу главного героя относится к «солдатской прозе», а по воинскому званию автора - к «лейтенантской».

Вячеслав Леонидович Кондратьев вошел в современную литературу со своей главной темой - человек на войне. Верный собственному представлению о событиях 1941 - 1945 годов, писатель решает эту задачу не с эпической обстоятельностью, не через общий ход войны, а посредством обращения к теме «пяди земли», «малой» войны, «боев местного значения».

Локальный и разнородный в то же время материал потребовал от автора углубленной психологической разработки характеров. Даже в самых трудных и безвыходных обстоятельствах, которые со всей глубиной личной боли познал и воспроизвел в своих книгах В. Кондратьев, эти герои вновь и вновь находят силы к действию, к борьбе, к жизни. Перед нами одновременно предстает анализ разных, но одинаково важных для писателя вопросов: путь духовного становления человека, нравственная суть его поведения на войне, понятие о долге перед Родиной и близкими, ответственность за сделанный выбор и за жизнь. Авторская позиция, интонация, нравственно-психологические выводы выдержаны в духе традиций русской классической литературы.

Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову в стоивших нашей стране больших жертв боях под Ржевом. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Повесть В. Кондратьева «Сашка» была сразу же замечена и литературной критикой, и читателями. Она заняла достойное место в ряду лучших литературных произведений о военном времени.

Цель данной курсовой работы - показать проблему войны и раскрыть проблему «человечности» на войне.

Предметом работы является жизнь В. Кондратьева, его биография, а объектом - повесть «Сашка», опубликованная в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов».

Исходя из этого, ставим следующие задачи: проанализировать, каким предстает перед нами главный герой повести, Сашка, и ответить на вопрос, как ему удается сохранить человечность в сложных военных условиях.

1 . Изображение жизни на войне в повести В. Кондрать ева « Сашка »

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-1945 годах ее создавали писатели, отправившееся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945-1950 годы. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях - излишне ликующие и триумфальные.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е годы, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену.

Литературу этого периода, как мы уже отмечали во введении, называли «лейтенантской прозой». Произведения писателей-фронтовиков вызвали в обществе широкий отклик. Ими зачитывались, о них спорили: одни восторженно одобряли, другие считали, что так о войне писать нельзя. Время показало, что произведения «лейтенантской» прозы востребованы, именно потому, что они правдивы, потому что в них отражены общечеловеческие проблемы, волнующие людей всегда.

Невозможно говорить об изображении войны В. Кондратьевым в произведении «Сашка» не затронув биографии и судьбы автора.

Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. В 1939 году с первого курса института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года по собственной просьбе был отправлен в действующую армию, на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награжден медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом. Закончив в 1958 году Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем.

В одном из писем к своим читателям Кондратьев объяснял: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла».

Исходя из этого, мы можем заключить, что все его произведения в той или иной степени автобиографичные.

Во второй половине 70-х годов произведения о войне главным образом повествовали о жизни рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны.

Исключением не стала и повесть «Сашка» В. Кондратьева.

К. Симонов в предисловии к этому произведению писал: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской».

Как мы уже заметили, отталкиваясь от биографии, В. Кондратьев - бывший фронтовик. В своем произведении он открывает нам правду о войне, пропахшей потом и кровью. Война в повести предстает не чередой боев, побед, поражений, а военным бытом с его повседневными заботами.

Поэтому тяжесть войны в данном произведении В. Кондратьева заключалась не только в постоянной смертельной опасности, но и в нехватке продовольствия, боеприпасов, в отсутствии должного порядка. Вот от этого у героя повести на душе камень, а чтобы давил меньше, он старался убедить себя в том, что «по-другому, видно, нельзя было дело повернуть, какую-то важную задачу они выполняли и, возможно, выполнили».

Действие повести «Сашка» происходит ранней весной 1942 года под Ржевом, где идут непрекращающиеся ожесточенные бои: «Всем воевавшим под Ржевом - живым и мертвым - посвящена эта повесть».

Вячеслав Кондратьев прошел вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал под Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

Осенью 1941 г., на Ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. На всех своих молодых героев Вячеслав Кондратьев смотрит как бы из 1942 года, сквозь призму стона, боли, крика души глазами того юного поэта, каким был он сам на Ржевском пятачке: и умирает на поле не воин, Не страшный для врага солдат, а мальчик маленький, который, Корчась в боли, В последнем стоне кличет мать.

«Покушение», «Селижаровский тракт», «Встречи на сретенке», «Красные ворота», «Привет с фронта», «Искупить кровью», «Бои местного значения»…вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.

Повесть «Сашка» публикуется в 1979г. Время повести - страшный 1942 год, изнурительные бои под Ржевом.

Известно, что героем повести «Сашка» является простой советский солдат, образ которого воплотил лучшие человеческие качества. Вместе с тем он лишен характерного для военной прозы патетического надрыва.

Ум, смекалка, нравственная определенность проявляются в нем так непосредственно и открыто, что сразу вызывают доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Он постоянно в действии, в движении, многое видит вокруг себя, думает и понимает, что «не научились еще воевать, как следует что командиры, что рядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал иногда, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств, вроде бы не совершал».

А ночь плыла над передовой, как обычно. Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле. Порой небо прорезывалось, трассирующими, порой тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада. Как обычно. Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что не похожа война, на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России. В. Кондратьев во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником военных событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная деталь навсегда врежется в память: «…бросили их в атаку на Овсянниково, да не раз и не два… Потом каждый день ожидали - сегодня опять идти в наступление. Чего же перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать? Земля как камень. Малой сапёрной лопатой разве одолеешь? Потом, в апреле, водой всю рощу залили, каждая махонькая воронка ею наполнилась. Ну, а сейчас, когда пообсохло малость, силёнок уже нет, выдохлись начисто, да и смену со дня на день дожидаем. Чего тут рыть? Придут свеженькие, пусть себе роют…»

Для бойцов овсянниковского поля содержанием жизни стали и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. С одной стороны, оно ничем не примечательно. Поле как поле. Но для героев Кондратьева все главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях - каждая ложбинка, каждый пригорок, каждая тропка: Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая рота в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик, на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена».

Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. Все это составляло жизнь солдата на переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной, хотя и не угасала надежда выбраться отсюда живым.

Таким образом, мы заметили, что с помощью художественных деталей, эпизодов, фактов автор рисует правдивую, достоверную картину боёв под Ржевом: войска несли большие потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения.

Итак, мы видим, что картина военного быта дополняется постоянным обращением В. Кондратьева к тылу. Война в тылу легла на плечи людей непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток. В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны.

2. Образ рядового бойца в произведении « Сашка » , военные испытания главного героя

В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».

Так и вышло: самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники - солдаты и офицеры переднего края, «окопники». Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях под Ржевом, руководила Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.

Литературный дебют Кондратьева был явлением неожиданным. Он опубликовал «Сашку» в солидном возрасте, через год ему исполнилось 60 лет. Известно, что Кондратьева спрашивали, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни», - признаётся писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Повесть «Сашка» посвящена одной из важнейших проблем военной литературы - человек на войне.

Поэт Семен Гудзенко в своем стихотворении «Мое поколение» обращается к читателям от имени фронтовиков-окопников - вчерашних школьников, недоучившихся студентов. В нем есть такие строки:

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду - она к нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты…

Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили головы в стоивших нам больших жертв боях под Ржевом, руководила и Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым. Следует заметить, что люди, которых показывает автор в повести, - самые обыкновенные. Но, в тоже время, в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейшей войны. Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека.

Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека.

Вот, например, рассмотрим эпизод с раненым, когда Сашка сдерживает слово и приводит к нему санитаров: «Раненый - большой и грузный, из «отцов» с седой щетиной на квадратном подбородке - жадно хватал ртом воздух. На груди растекалось рыжее пятно…Понимал Сашка что, пока дойдёт он до санвзвода, пока придет оттуда помощь, будет уже поздно и единственное, что он может сделать для этого человека, - остаться с ним, пока не умрёт тот. Но такое бездействие не по Сашке, да ему и самому в тыл нужно…Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут - не нашли, дескать, или что помер уже раненый…А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо».

Характер Сашки - открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства - всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени.

Как пример рассмотрим эпизод с гибелью Жоры: «Ни одна смерть на передке не ошеломляла так, как эта…Стояли они будто оглушённые, и ни одного слова не выдавливалось. А у Сашки рука сама потянулась к ушанке, стянул он её перед покойником, чего никогда не делали они там, пальцы невольно сложились щепотью и пошли ко лбу, хотя не был Сашка, конечно, верующим… В госпиталь дойдём, напишем родным…Только правды не надо… Конечно… Погиб смертью храбрых в боях за Родину».

Рассматривая такие моменты из рассказа, как гибель Жоры, поиск санитаров для раненого, или как Сашка добывал валенки для ротного, взаимоотношения с Зиной, не можем не согласится со словами К. Симонова, что история Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской.

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

Проявляя отчаянную храбрость, он берет в плен немца. Берет практически голыми руками, патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но «язык» молчит, и ротный приказывает вести пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают. Но комбат, не добившись от «языка» никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Он понял, что неограниченная власть над жизнью и смертью другого человека страшна.

Сашка наделен обостренным чувством ответственности за все, происходящее вокруг; ему стыдно перед немцем за никудышную оборону, за незахороненных солдат. Он свято верит в правдивость нашей листовки, обещающей военнопленному хорошую жизнь. И не может Сашка принять позицию связного комбата Толика, что, дескать, «наше дело телячье».

Решение Сашки, его сомнения повлияли на комбата: он отменил приказ о расстреле пленного. Правда, известно, что в случае из жизни, положенном в основу данного эпизода, все завершилось куда трагичнее: командир приказа не отменил, военнопленный, поверивший листовке, был расстрелян, а солдат, выполнивший приказ и позднее поведавший эту историю писателю, всю жизнь терзался: правильно ли он поступил? Мог ли поступить иначе, не нарушив воинского долга?

Читая данный эпизод, мы видим, что впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и ненужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. У Сашки очень сильны нравственные принципы: если дал слово, то должен его сдержать.

Автор показывает этим самым в повести проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности жизни, ведь именно здесь у Сашки проявляются самые лучшие человеческие качества: деятельная доброта, действенный гуманизм, твёрдость нравственных принципов, отношение к жизни как высшей ценности, огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать. Автор отмечает, что есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не может.

Испытание любовью не менее важно для понимания сути характера Сашки. Он спас Зине жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость свидания омрачена думами о родной роте: «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Он не может понять, как можно веселиться, «когда все поля в наших». А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки приходит к выводу, что «неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на нее!»

Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь, и он уходит, не причиняя девушке боли лишними разговорами.

Краткая фронтовая дружба связывает Сашку с лейтенантом Володей, встречаются они по дороге в госпиталь, и когда отъевшийся майор приходит успокоить недовольных раненых, которым дают на ужин по две ложки пшенки, летит в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка всю вину берет на себя. Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал в военное время суров, а его, рядового, «дальше передка не пошлют», а там ему не привыкать.

Кондратьев стремится рассказать о поступках Сашки и его однополчан языком, лишенным патетики, прозаично, сдержанно.

Два наиболее ярких образа в произведении - Зина, возлюбленная Сашки, и Паша, хозяйка избы, в которой заночевал главный герой. На фронте мужчины спасались от пуль и вражеских мин, а в тылу и в больницах девушки и женщины буквально на руках вынашивали раненных, лечили, перевязывали и отмывали солдат от трехмесячной грязи и вшей. Матери и хозяйки в опустошенных деревнях боролись с голодом, пытались накормить детей, делили дом, стол и супружескую кровать с проходящими мимо военными. Женщины видели войну изнутри, с тыльной стороны и их участь справедливо можно сравнить с «мужской» войной на фронте, их вклад в победу неоценим.

Таким образом, в повести мы видим, что жизнь продолжалась и во время войны, несмотря на жестокие условия. Люди находили время для любви, радости. В эти годы многие нашли верных друзей или свою вторую половину. Было место в военное время и для дружбы, и для простого человеческого общения. Особенно ярко это передано в заключительной главе, в которой Сашка приезжает в Москву, видит людей, не вовлеченных в войну непосредственно, видит девушек, добровольно отправляющихся на фронт. И он понимает, что жизнь продолжается, несмотря ни на что, и все идет своим чередом. Но Великая Отечественная оставила глубокую, неизлечимую рану в его сердце, а также в сердцах миллионов таких же, как он, и разделила жизнь военного поколения на две половины: до войны и после нее.

В рассказах военных и послевоенных лет мы видим судьбы, такие разные и такие одинаковые в своем горе, своей боли. Всех объединила война, тяжелое и страшное испытание для человека, из которого советские люди вышли с достоинством.

В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обострённым нравственным чувством, но и с твёрдыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем. У него огромное чувство ответственности, пытливый ум и критический взгляд. Он понимает нужность того, что он делает. Несмотря на тяжёлое время, на военные обстоятельства, Сашка сумел сохранить в себе все человеческие качества.

3. Проблема нравственного выбора в рассказе « Сашка » Кондратьева

Война была крайним испытанием духовной прочности советского человека и всего народа: «Она поставила человека на край бездны, как будто проверяла, на что он способен, чем он жив, где берет силы»

Особенностью литературного процесса того времени заключалось в том, что советские писатели всматривались прежде всего в духовные, нравственные истоки Победы, показывали, с какой явственностью и неопровержимостью выявила трагедия войны духовные и нравственные ценности, силу духа советского человека.

Писатели этого времени, изображали войну, где сотни, тысячи, миллионы людей действуют по приказу и выполняют распоряжения своих командиров, часто в центре повествования ставили ситуацию личного нравственного выбора, самостоятельного решения. В таких решениях, принимаемых в критические моменты, абсолютно один на один только с самим собой, человек раскрывается по-настоящему. Ведь именно в ситуации личного нравственного выбора проявляется суть человека, его совестливая первооснова. И вместе с тем становится особо очевидной роль отдельного человека и значение его поступка, поведения.

В произведениях писателей военного времени мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Они все свое внимание уделяют внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и художественно верно показать величие духа людей, истоки их беспримерного героизма.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для творчества таких писателей, как Кондратьев, Распутин, Быков и др.

И, несомненно, Кондратьев в своем произведении. Об этом и пишет повесть: о страшной войне и сохраненной на ней человечности.

Исходя из первой главы нашей курсовой работы, можем заключить, что один из главных эпизодов повести «Сашка» В. Кондратьева - это отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты…» В этом он непоколебим. Простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности.

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончиться?

Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание.

Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит, будто впервые и «церковь разрушенную», и «синеющий бор за полем, и не шибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабавным…»

Писатель показывает, что душа мирного человека, став душой солдата, не потеряла ничего от коренных устоев человеческой нравственности.

Тонкий и проникновенный психологический анализ, свойственный Кондратьеву, вскрывает, что и первое движение души у героя, и привычные мысли, и обдуманные поступки всегда направлены в одну сторону: сначала о других, потом о себе.

Стоит также отметить, что художественное исследование нравственных ценностей, предпринятое Кондратьевым, убедительно благодаря точным деталям. Когда смертельный конфликт благополучно разрешился, Сашка заметил разрушенную церковь. Церковь упомянута потому, что Сашка исполняет библейскую заповедь, не убий. В 70-е гг. советская цензура не позволяла прямо писать о Боге, о вере, о церкви, но литература по возможности приближалась к этим темам, говорила обиняками о религиозном чувстве, о христианской доброте, о христианской любви, о бескорыстии. Замечательный пример этого мы видим в повести Кондратьева.

Заключение

Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.

Писатели-фронтовики - это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов.

Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя.

В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт.

Стоит отметить, что тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается всей нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.

Таким образом, изучив данное произведение, можем сделать вывод, что повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации.

Произведения Кондратьева - это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после.

Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза - свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения.

И, следовательно, повесть «Сашка» посвящена обычному человеку, ничем не выделявшемуся среди других, бою местного значения и отрезку времени жизни других таких же солдат - его товарищей, которые и помыслить не могли тогда, что эти четыре года войны, представятся им бесконечной вечностью.

Список использованной литературы

1. Кондратьев, В.Л. Привет с фронта: повести и рассказы - М.: Художественная литература, 1995. - 256 с.

2. Кондратьев В.Л. Сашка: Повесть. - М.: Современник, 1986. - 140 с. 3. Морозов Э.Ф., Попов В.П. Духовный мир Вячеслава Кондратьева // Вопросы русской литературы: Сб. Вып. 1. - Львов: Вища школа, 1986. - 65с.

4. Нольман М. Душа солдата // В мире книг. 1982. - № 8. - 78с.

5. Симонов К. Доброго пути, Сашка! // Дружба народов. - 1979. - № 2. - 56с.

6. Смелков Ю. На самой трудной должности. // Знамя. - 1979. - № 6. - 252с.

7. Павловский А. Памятный след // Нева. 1985. - № 5. - 165c.

9. Панферов С. Из «ржевских тетрадей» писателя воина // Библиотекарь. - 1981. - № 5. - 65с.

12. Ялышко В.Г. Военные повести В. Некрасова и В. Кондратьева (опыт сопоставительного анализа) // Вестник МГУ: Серия 9. Филология. 1993. -№ 1. - 27с.

13. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. 2-е изд., доп. - Л.: Художественная литература, 1978. - 223 с.

14. Огнев А.В. Традиции, война и судьба России. Тверь: Золотая буква, 2004. - 433 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Творчество писателя фронтовика Вячеслава Кондратьева, особенности изображения им войны. Этапы жизни В. Кондратьева, его годы на войне и путь к писательству. Анализ повести "Привет с фронта". Идейно-нравственные связи в произведениях Кондратьева.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Произведения о войне как трагедии народа в литературе ХХ века. Краткая биографическая справка из жизни В. Быкова. Сюжет повести "Сотников". Основная цель партизанской войны. Нравственная сила Сотникова. Роль и место повести в творчестве писателя.

    реферат , добавлен 09.12.2012

    Великая Отечественная война - бессмертный подвиг советского народа. Отражение правды войны в литературе. Героическая борьба женщин с немецкими захватчиками в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…". Трагедия военного времени в романах К. Симонова.

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Жизнь и творчество Константина Воробьева. Основные сюжеты повести "Убиты под Москвой". Особенности описания войны в повести К. Воробьева "Убиты под Москвой". Многоликость смерти на войне в повести. Столкновение трех правд в повести К. Воробьева.

    реферат , добавлен 11.05.2010

    Место темы детства в классической и современной русской литературе, ее роль в творчестве Аксакова, Толстого и Бунина. Автобиографическая основа повести Санаева "Похороните меня за плинтусом". Образ главного героя. Мир ребенка и взрослых в повести автора.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2010

    Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Книги, вошедшие в сокровищницу русской литературы. Произведения о войне описательные, ликующие, триумфальные, утаивающие жуткую правду и дающие безжалостный, трезвый анализ военного времени.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Сущность понятия литературной сказки и ее признаки. Типы сказок и подходы к их классификации. Обзор советской детской литературы, периодизации литературных сказок, их история, жанры, специфика. Образ главного героя в повести Л. Лагина "Старик Хоттабыч".

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Княгиня Ольга из "Повести временных лет" и образ Ярославны из "Повести о полку Игореве". Образованные женщины Древней Руси. Благоверная княгиня Евпраксия и изображение верных жен в "Задонщине". Образ княгини Евдокия из "Сказания о Мамаевом побоище".

    контрольная работа , добавлен 30.03.2013

    Ознакомление с детскими и юношескими годами жизни писателя - Михаила Юрьевича Лермонтова. Отражение личностных переживаний автора в литературных произведениях "Монолог" и "Ужасная судьба отца и сына", повести "Сашка", драмах "Два брата" и "Маскарад".

    реферат , добавлен 14.02.2012

    В центре повести Юрия Трифонова "Обмен" - попытки главного героя, обыкновенного московского интеллигента, произвести обмен квартиры, улучшить свои жилищные условия. Анализ авторской позиции писателя как "обмен" главного героя порядочности на подлость.

Небольшая по объему повесть Кондратьева «Сашка» (краткое содержание ее приводится ниже) повествует о страшных буднях военного времени. Ее герои - обычные люди, которым приходилось ежедневно сталкиваться со смертью. Поражает то, как в подобных условиях они могли сохранять в себе лучшие человеческие качества и оставаться гуманными даже по отношению к врагу. Именно таким изображает главного героя произведения Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание 1 главы. В ночном карауле

Сашкина рота расположилась у рощи. Под елью соорудили шалашик, в котором по очереди спали караульные. На посту разрешалось сидеть, но наблюдать за происходящим нужно было постоянно. Так начинает свою повесть Кондратьев.

Сашка (краткое содержание его размышлений дается дальше) заступил на пост. Он украдкой закурил и стал обдумывать, как добыть валенки для ротного. Свои сапоги он испортил во время переправы через Волгу. Сашка помнил место, где лежал убитый фриц в новых валенках. Он уже собрался за добычей, но что-то его остановило. Парень знал: внутреннее чутье редко обманывает.

Вот уже два месяца был на фронте, как отмечает Кондратьев, Сашка. Краткое содержание его мыслей дает понять, что живого фрица вблизи он так и не видел. Сколько еще протянется это ожидание? Немцы постреливали, но не наступали, а их рота находилась в укрытии и ожидала смены.

Сержант, проверявший посты, угостил табаком. Они поговорили, и Сашка вновь остался один. Наконец разбудил напарника и отправился в шалаш. Почему-то не спалось. И он решился.

За валенками

Немцы перестали стрелять, и Сашка отправился в путь. Добираться предстояло по открытому полю. Для себя он не полез бы. Но ротного ему было жалко, отмечает Кондратьев. Сашка (краткое содержание позволяет передать только важные моменты повести) с трудом стащил валенки с трупа и пополз назад. В этот момент начался обстрел, какого еще не было. Герой испытал неловкость от того, что оказался в безопасности. Ведь центром взрывов стало место расположения роты. Вдруг из-за взгорка появились немцы. Надо предупредить! И Сашка, определив себе путь и сорвавшись с места, помчался к своим.

«Язык»

Ротный приказал отойти за овраг. Неожиданно наступила тишина, которую нарушил зов о помощи. Потом враг стал убеждать сложить оружие. Ротный разгадал провокацию, и бойцы бросились вперед. Как отмечает Кондратьев, Сашка (краткое содержание мыслей, охвативших его в этот момент, автор приводит в повести) совсем не боялся. Он чувствовал лишь злобу и азарт. Немцы исчезли в одночасье. Парень разочаровался: такой случай поквитаться - и неудача.

Вдруг Сашка заметил метнувшуюся в сторону серую фигуру. Он бросил лимонку и, подбежав, навалился на фрица. Тот оказался молодым и курносым. Подоспел ротный, и они обезоружили врага. Так впервые (здесь описывается не вся сцена, а только ее краткое содержание) Сашка Кондратьева оказался нос к носу с немцем.

После допроса парень повел пленного в штаб. Тот совсем не походил на фашиста, и парню хотелось поговорить, но языка герой не знал. По пути присели закурить. Фриц увидел незахороненных русских солдат. От этого, как пишет Кондратьев, Сашка - краткое содержание по главам не раз подчеркнет это качество героя - почувствовал себя неловко. А еще бойца смущала его неограниченная власть над идущим рядом человеком.

В штабе батальона

Начальника не было, и Сашку отправили к комбату. Тот переживал смерть подруги, потому отдал приказ: «В расход». А его ординарец уже присматривался к часам немца. Герой не мог нарушить обещание, данное по пути пленному: ему сохранят жизнь. Он тянул время и, когда надежды на отмену приказа не оставалось, заметил идущего к ним комбата. Сашка уже ничего не боялся и твердо смотрел в глаза старшему. Тот все же велел вести пленного дальше. Это была моральная победа героя, сумевшего сохранить в себе человечность. Не случайно по ходу действия герой не раз подчеркивал: мы не такие, как они (фашисты).

Это сюжет первой части повести и ее краткое содержание.

«Сашка» Кондратьева: 2 глава. Ранение

Шел бой. Героя вдруг что-то толкнуло, и перед глазами возникло небо. Сашку ранило в левую руку. Сначала он испугался, что умрет от потери крови. Потом сам перевязал рану. Перед уходом в тыл оставил автомат и попрощался с товарищами. И опять ему стало совестно, что бросает роту в этой мокряди. Да и неизвестно, останется ли кто в живых - так продолжает повесть «Сашка» Кондратьев.

Краткое содержание дум героя по пути в госпиталь (а это два километра под обстрелом) можно обозначить так. Нашим приходится учиться воевать здесь же, на передовой. И потому ошибки совершают все: и солдаты, и командиры. Но немцу русских не победить - в этом герой был твердо уверен. И то, что делали воины каждый день, Сашка не считал подвигом. По его мнению, они просто каждый день выполняли свое дело.

По дороге встретил солдата, раненного в грудь. Понимал, что не доживет он, пока придут санитары. Но все же сам показал дорогу к бойцу, и только потом пошел дальше.

В госпитале

Путь был трудным, но грела мысль о скорой встрече с Зиной. О том, какой она получилась, расскажет краткое содержание.

Сашка Кондратьева - по главам можно восстановить его двухмесячное пребывание на фронте - познакомился с сестричкой еще по пути на передовую. Он спас ей жизнь. Были тогда и первые поцелуи, и обещания ждать. Зину Сашка увидел сразу же. Она как будто обрадовалась встрече. Но что-то в ее поведении смущало героя. И не зря. Девушка, которую парень считал самым близким человеком, была влюблена в лейтенанта. И хотя Сашке стало невыносимо больно, он решил не мешать счастью Зины.

Больше возмутила его вечеринка с танцами на майских праздниках, устроенная офицерским составом. Он не понимал, как можно веселиться, когда там все поля «в наших». Уже следующим утром герой покинул санчасть, направившись в госпиталь. Он решил до возвращения на передовую навестить мать. Судьба пехоты в войну известна и, может, это последний шанс свидеться.

3 глава. В тылу. Новые знакомые

Раненых по ржевским дорогам шло много, пишет Кондратьев. «Сашка» (краткое содержание по главам вы читаете) показывает неоднозначное отношение жителей оккупированных деревень к солдатам, отступавшим в первые месяцы войны. Многие неохотно принимали их на ночлег - самим есть нечего было. Видя это, герой всякий раз испытывал неловкость. И только в одном селе, избежавшем оккупации, глава установил очередь, кому принимать на ночлег раненых. Здесь удалось не только выспаться, но и хорошо поесть. А так приходилось печь лепешки из гнилой картошки, оставшейся с осени в поле. Или перебиваться табаком.

Спутниками Сашки стали рядовой Жора и лейтенант Володя. Вместе они прошли немало. Первый подорвался на мине, когда решил сорвать цветок. И эта нелепая смерть показалась герою более страшной, чем гибель там, на передовой.

С лейтенантом, как покажет дальше краткое содержание, Сашка Кондратьева очень сдружился. Вместе они оказались в эвакогоспитале, где произошел неприятный инцидент. Раненые стали жаловаться начальнику на плохую кормежку. Во время разговора лейтенант не сдержался и швырнул тарелку, которая едва не задела майора. Сашка взял вину на себя, рассудив, что его дальше передовой не пошлют, а Володю могут отдать под трибунал. Особист, расследовавший дело, догадался, кто был инициатором истории. Но дело раздувать не стал и велел Сашке покинуть госпиталь. Лейтенанта врачи не отпустили, и Сашке пришлось самому добираться до Москвы.

Столица

Чем дальше оставался фронт, тем больше менялось отношение жителей к раненым. Здесь на Сашку смотрели, как на героя. Да и сама обстановка в Москве была иной - мирной и спокойной. От этого к герою вдруг пришло настоящее понимание того, что они делают там. И он уже не стеснялся ни прожженных ватных штанов и телогрейки, ни простреленной шапки, ни небритого лица - завершает повесть автор.

Так развивается действие в повести (здесь дано лишь краткое содержание) «Сашка» Кондратьева по главам.

В отечественной литературе немало достойных произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К ним относится и повесть Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Сашка». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1979 год.

История создания – Повесть «Сашка» во многом автобиографична, поскольку автор сам принимал участие в тяжелых боях под Ржевом. Эти воспоминания долгие годы не давали ему покоя, и в зрелом возрасте вылились в повесть, в которой раскрывалась проблематика войны.

Тема – Центральная тема произведения - проблема нравственного выбора в условиях войны.

Композиция – Композиция повести имеет мозаичную структуру и состоит из микросюжетов, с помощью которых в полной мере раскрывается сущность главного героя. Для произведения характерен неспешный темп повествования, что позволяет лучше понять внутренний мир Сашки, мотивы его поступков.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Вячеслав Леонидович отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу».

Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.

Повесть Вячеслава Леонидовича «Сашка» была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».

Тема

В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения - проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого, и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных.

Достойно проходит Сашка и испытание фронтовой любовью. Узнав, что избранница Зина разлюбила его, герой с достоинством принимает ее измену. Несмотря на глубокое разочарование, он находит в себе силы, чтобы понять ее и отпустить без слов упрека.

По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею - нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Композиция

Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.

Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Жанр

Произведение написано в жанре повести. В произведении детально воспроизводится быт военных лет, события того времени, основные сражения, поэтому его относят к литературному направлению реализм.

Тема: «Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне» (по повести В. Кондратьева «Сашка»).

Цели: вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; рассмотреть проблему нравственного выбора на войне; показ писателем характера русского солдата; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: семейные реликвии времён Великой Отечественной войны, фотографии, воспоминания писателей и поэтов – фронтовиков; диск с записями песен о войне, видеофильм «Сашка».

Методические приёмы: анализ текста, беседа, проблемные вопросы.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана».
Вячеслав Кондратьев прошёл вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

В центре урока сегодня – характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне.
Я надеюсь, что мы придём к тому вечному, что несла русская классическая литература. Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

II. Биография писателя (сообщение ученика)

В.Л.Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. Прозаик. Один из писателей фронтового поколения. С первого курса института в 1939 году был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года ушёл на фронт. В 1942 году воевал подо Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награждён медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом.
В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Много лет работал художником-оформителем. Первую повесть – «Сашка» – опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». В 1980 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению».
Все произведения В.Кондратьева автобиографичны. Его повести «Отпуск по ранению», «Встречи на Стретенке» и роман «Красные ворота» объединены общим героем – лейтенантом Володькой. В первой из них он после короткой передышки в Москве возвращается воевать подо Ржев. Вторая повесть и роман – книги о возвращении героя с войны, о трудностях вхождения в будничную мирную жизнь.
Свои повести и рассказы В.Кондратьев писал о главном в жизни своего поколения, о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом, пусть и не получившим официального статуса города-героя, но оставшимся в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Его проза, его «Ржевский роман», по определению В.Астафьева, стала погружением в прошлое, переживанием заново «своей войны».
К.Симонов так сказал о военной судьбе писателя-фронтовика В.Кондратьева: «До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал».
Писатель покончил жизнь самоубийством во время тяжёлой болезни 21 сентября 1993 года. В.Кондратьев завещал развеять его прах на Овсянниковом поле. Это там, на рубеже перед деревнями Наново, Овсянниково, Усово, где всю весну сорок второго войска 30-й армии с переменным успехом атаковали немецкую оборону. Деревни переходили из рук в руки, а на полях, почти на каждом шагу, лежали мёртвые. Это там, где погибала рота, в которой служил писатель.
Завещание В.Кондратьева осталось невыполненным. Зато поисковики отвезли на могилу писателя землю из той самой рощи, где был рубеж для атак на Панове и Овсянниково, каску да сапёрную лопатку одного из его погибших товарищей. А на краю рощи поисковики поставили крест в память о Вячеславе Леонидовиче Кондратьеве. Эта роща по картам военного времени называлась «Курица», теперь – это заповедная роща, носящая имя писателя.
А сколько пока ещё безымянных рощ и полей на всём огромном пространстве, которое именовалось по картам военного времени «Ржевским выступом»?!

III. История создания повести «Сашка»

В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».
Так и вышло: самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники – солдаты и офицеры переднего края, «окопники».
Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях подо Ржевом, руководила Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.
Литературный дебют Кондратьева был явлением неожиданным. Он опубликовал «Сашку» в солидном возрасте, через год ему исполнилось 60 лет.
Непростой, извилистый путь писателя к «Сашке». Кондратьева спрашивали, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», – признаётся писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

IV. Чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Судя по всему, бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями.

V. Экскурс в историю города Ржева

Вот как пишет об этом Е.Ржевская: «Оказывается, старинный герб Ржева – лев на красном поле. Мудрость? Мощь? Военная доблесть? Ржев был перевалочным пунктом и к Днепру, и к озеру Ильмень. Здесь скрещивались интересы крупных политических сил Москвы, Твери, Литвы. И с первой, отмеченной летописью осады Ржев ещё четыре века треплют войны: он объект раздора князей, то добыча Литвы, то отбит вновь для Руси русских земель, а с ослаблением её достаётся Москве. Он стоял на западной окраине русских земель, и не раз на него обрушивался удар врагов, рвущихся в глубь России».
Внимание истории не обходило город, но в годы Великой Отечественной войны он заплатил за это внимание непомерно страшную цену. Ржевский выступ немцы называли «неприступной линией фюрера». Подо Ржевом погибло столько немцев, сколько, например, жителей в Котбусе или Ингольштадте, что германское командование принуждало солдат к стойкости, Гитлер объявил: «Сдать Ржев – это открыть русским дорогу в Берлин».

VI. Воспоминания маршалов Жукова и Рокоссовского (индивидуальные задания).

В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них горькая правда, предрешённая гибель людей. Представьте только: в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными». И добавляет: только после этого Ставка вынуждена принять была предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы…Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

VII. Анализ повести “Сашка»

– Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».
Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?

– Зачитайте те существенные детали, с вашей точки зрения, которые помогли писателю воссоздать это время.

– Несколько дней фронтовой жизни.

1. Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками.

– Как показан военный быт в повести?
– Так зачем же Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

– Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне.

  1. Сашка добывает валенки для ротного.
  2. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.
  3. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.
  4. Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.
  5. Встреча с Зиной.
  6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

2. Эпизод пленения немца. Испытание властью

Пересказ эпизода с привлечением текста

– Каким мы видим Сашку в этом эпизоде?

Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.

В воспоминаниях В.Кондратьева есть такие строки:

Их закопать мы даже не пытались,
Себе – живым – окопы рыть не в силах…
Не узнаю… Но здесь мы были,
Ещё полна земля следов
Той страшной и далёкой были,
Они глядят глазницами пустыми
Белеющих в овраге черепов.

– Почему же Сашка всё-таки не выполнил приказ?Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании».
И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…».

– Почему?

Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.
Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

Просмотр этого эпизода в фильме

– Удалось ли режиссёру фильма передать душевное состояние Сашки и немца в этом эпизоде, о котором пишет Кондратьев в книге?

3. Роль эпизодического героя, связного комбата Толика

Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

4. Встреча с Зиной. Испытание любовью

Обсуждение: Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?
Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»
Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог.

5. Короткая фронтовая дружба с Володей. Испытание дружбой

Пересказ эпизода с привлечением текста.

Обсуждение: Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».

VIII. Решение нравственной проблемы

– Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?
С точки зрения Сашки, это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов.

– Что дало вам знакомство с Сашкой?
– Как вы думаете, легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

IX. Выводы

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К.Симонов.

На фоне последних кадров фильма звучит песня «Белорусский вокзал» в исполнении ученика под гитару.

X. Слово учителя. Время сегодня трудное, непредсказуемое и подчас пугающее. Никогда не знаешь, откуда ветер подует и каким он будет – шальным, сметающим всё на пути, или ласкающим душу. Большинство из нас как на весенней льдине: встанешь на один край – другой грозит перевернуться… . А старики, они как дети, отрешённо на всё это смотрят, ближе к середине жмутся. Им бывает стыдно за молодых. Они, оборванные эпохой, стараются сберечь для нас заповедное место, которое ещё не затоптано, – достоинство. Они, пережившие великие войны, великий голод, великие стройки, не считают это позорным пятном своим биографии и не сетуют ни на что, принимая жизнь такой, какая она есть. К чему я про это? Да к тому, что наши старики заслужили доброе слово. Не скупитесь на него. Пусть всегда цветут живые цветы на могилах героев. Это нужно живущим, чтобы не зачерствели сердца, чтобы всегда трепетал в них незримый тёплый огонь благодарности предкам за добро, содеянное ими. А гуманный принцип «Никто не забыт, ничто не забыто» утвердился в нашей жизни.
Вот тогда в ваших сердцах всегда будет цвести черёмуха.

XI. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?»

1. «Окопная правда» В. Кондратьева.
2. Пленный немец и Сашка.
3. Настоящий подвиг человеколюбия.

Приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части...
В. Л. Кондратьев «Сашка»

Война! Что она сделала с людьми? Она разрушила семьи, оставила женщин скорбными вдовами, а детей сиротами, в чьих по-взрослому серьезных глазах отражаются блики автоматных очередей, от которых погибли их отцы... Вот одна из трагедий войны: человек убивал человека, и не важно, какова его национальность. Захватчик и защитник, победитель и побежденный — все они люди. Странно, наверное, зная о том, что творили фашисты на нашей земле, говорить о равенстве советских солдат и немецких. Первые шли на смерть за Родину, а вторые оказались в России по разным причинам, но большинство из-за того, что принимали присягу или «были одурачены и обмануты».

Раньше печатались только такие произведения, где агрессоры-немцы были все на одно лицо. Но появлялись такие писатели, как Вячеслав Кондратьев со своей «окопной правдой». Они сами прошли войну, и именно эти бывшие солдаты понимают, что нельзя рисовать людей только черной краской. И немцы-захватчики не одинаковы: одни — фашисты, нацисты, звери, для которых не существуют простые человеческие чувства, такие как жалость, сочувствие, а другие — такие же, как наши солдаты, тоскующие по родине, семье, любимой девушке. Им эта война была не нужна. Кондратьев развил эту мысль в своей повести «Сашка», она была напечатана лишь в 1979 году.

В повести рассказывается о том, как в одном из боев русский солдат Сашка взял в плен молодого немца: «Был он вроде бы Сашкин одногодок, дет двадцати, курносый, веснушчатый, на вид прямо русский». Этот немец даже напомнил Сашке его деревенского друга Димку. Когда русский солдат брал «этого фрица» в плен, «показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым». Кондратьев здесь одним из первых показывает, что и немец и русский не испытывают ненависти друг к другу. Сам «фриц» (его имя в повести не упоминается) протягивает пленившему его русскому солдату зажигалку, и Сашка принимает ее. Есть в произведении интересный эпизод. По пути в штаб Сашка, рассердившись на фрица, называет его фашистом, на что немец неожиданно для героя отвечает: «Их бин нихт фашист, их бин дейче зольдат...». Не фашист? Это странно для Сашки: немец — значит, фашист. По дороге русский солдат узнает, что «его немец» на гражданке был «штудент». «Выходит, грамотный немец, а в Гитлере не разобрался. Эх ты... штудент, а пошел с фашистами», — без злобы подумал Сашка. Приведя немца в штаб к капитану, Сашка получает прямой приказ: «Немца — в расход!» А накануне солдат показал немцу листовку, где говорится, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на родину. Кондратьев мастерски показывает психологическое состояние героев. Капитан отдал приказ о расстреле, потому что вчера убило его любимую девушку, и, поддаваясь горю, он винит во всем случайно попавшего к нему немца только из-за его национальности. А Сашка, вместо того чтобы подчиниться, начинает еле слышно оспаривать решение своего командира: «Товарищ капитан... Я ж обещался ему... Я листовку нашу ему показывал, где все сказано...». Вот это настоящий подвиг совести. Но приказ выполнять все-таки пришлось. Дорога к старому сараю, где решили расстрелять немца, — самая тяжелая долгая в жизни как Сашки, так и приговоренного немца. Рука не поднимается у героя на безоружного, так похожего на него самого солдата, пусть говорящего на другом языке, курящего иной табак, ведь «обещал он жизнь немцу». «Обещал. Сроду никого не обманывал, а тут обманул», — мучается Сашка. Поднял немец взгляд — «померкшие глаза и мука в них: чего тянешь, чего выматываешь?...» Вот стоят друг против друга два солдата, воевавшие по разные стороны баррикад, два человека... Один из них ждет смерти, «беспрерывно сглатывая слюну», а другой не решается нажать на курок...

Неожиданно и Сашку и немца спасает сам комбат. Подойдя к Сашке, он сказал, отводя глаза: «Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свое приказание». Капитан все-таки одолел свой гнев, горе, отказался от несправедливого приказа. Кондратьев умеет без пафоса, пространных рассуждений показать настоящий человеческий подвиг милосердия и справедливости. И Сашка, и комбат даже не гордятся собой, а воспринимают сделанное как должное, самое обычное дело. Сашка всего лишь подумал: «...коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него этот случай самым памятным, самым незабывным...».