Для общества традиционного типа характерной чертой является. Характерные черты традиционного общества. Характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального типа общества. Основные социальные различия. Признаки, какого типа общества налич

1. Какие черты характерны для традиционного общества?

Для традиционного общества характерны, прежде всего, преобладание аграрного производства. В таком обществе существуют города, но роль их в общей экономике не значительна. Традиционное общество мало подвержено изменениям. И хотя на протяжении веков они видны, за жизнь одного поколения всё в основном остаётся неизменным. К главным чертам традиционного общества относятся:

Преимущественно аграрный характер экономики;

Сословная организация;

Относительная стабильность структуры общества;

Низкая или относительно низкая социальная мобильность.

2. Что такое модернизация? Какие сферы жизни европейского общества она затронула в первую очередь? Почему?

Модернизация – это процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, к капиталистической цивилизации, способной на быстрые перемены и адаптации. В буквальном переводе это слово означает «обновление», данное явление внесло новшества во все сферы человеческой жизни и деятельности. Первичны в этом смысле были перемены в экономике, связанные с ростом торговли и производства, потому что они породили новые потребности в обществе. Однако эти изменения ни к чему не могли привести без поддержки в духовной сфере. Да и сами экономические успехи смогли быть достигнуты только благодаря тому, что некоторые барьеры в мировоззрении людей в Европе уже были сняты предыдущими веками развития.

3. Какие точки зрения на периодизацию истории Нового времени вы знаете?

Согласно мнению сторонников теории «стадий роста» Новое время начинается с появлением индустриального общества, то есть с началом промышленной революции, а завершается с переходом к постиндустриальному. Потому сторонники этой теории (О. Тоффлер, З. Бжезинский) считает, что данный период истории начался в конце XVIII в. и длился до 1970-х годов.

Традиционная марксистская историография связывала наступление Нового времени со временем, когда в обществе достаточно укрепился капитализм, пусть и доиндустриальный. Потому советская историография начинала этот период с Английской буржуазной революцией середины XVII в. При этом конец XVIII в. (Французская буржуазная и промышленная революции) считались рубежом между двумя подпериодами Нового времени.

Согласно цивилизационному подходу (теории К. Ясперса, к примеру) Новое время начинается тогда, когда вместо локальных цивилизаций начинает складываться общемировая. Это происходит, начиная с Великих географических открытий, сделавших все остальные части мира известными Европе и начавшей их связывать.

Современная историография в целом основывается на марксистском делении, однако включает и цивилизационный подход, потому она включает два его подперида, а время с начала Великих географических открытий до Английской революции считает переходным, хотя и относящимся к Новому времени.

4. Какие факторы и события определили кризис традиционного общества в Европе? Охарактеризуйте значение гуситского движения в Чехии.

Кризис средневекового общества в Европе определили:

Эпидемии чумы и связанный с ними духовный кризис;

Связанные с эпидемиями чумы и вызванными ими демографическими изменениями перемены в хозяйственной жизни;

Протореформационное гуситское движение в Чехии.

Гуситское движение сыграло особую роль в кризисе средневекового европейского общества. Новое время наступило с приходом не только Великих географических открытий, но и реформации. Именно конфессиональный дуализм во многом определил облик европейского общества Нового времени. Гуситское движение было предтечей реформации. Оно выдвигало во многом те же идеи, его последователи в XVI в. органично влились в реформационное движение. Главное отличие заключается в локальности гуситов – их идеи не распространились дальше Чехии. По мнению некоторых исследователей, решающую роль сыграл ещё не изобретённый в первой половине XV в. печатный станок: у гуситов не было ещё средства донести свои идеи до общеевропейской аудитории.

5. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

Основные черты:

Интерес к личности человека, его индивидуальности и деятельности, особенно творчеству;

Преклонение перед всеми проявлениями античности (только в Возрождение распространилось собирание любых античных надписей независимо от содержания);

Стремление к подражанию античности, но не слепому копированию, а следованию её духу, как его понимали деятели Возрождения

Внимание к красоте природы и особенно человеческого тела, стремление её воспроизвести.

История стран Азии и Африки в средние века представляет собой неотъемлемою часть всемирно-исторического процесса. Если древняя история охватывает первобытно-общинный и рабовладельческий строй, а новая - эпоху капитализма, то средневековая соответствует в основном времени существования феодализма. Однако существует проблема хронологии восточного средневековья, так как временные рамки весьма условны и до сих пор выбор критериев периодизации вызывает спор в научной среде. По мнению одних феодальные отношения в странах Востока исчерпали себя в течении XVI-XVIII вв., поэтому конечным рубежом их средневековья следует считать Великую Франц. Революцию, конца VIII в. Другие же полагают, что средневековье закончилось с падением Константинополя в 1453 г. Существует так же точка зрения, что Среднев. На Востоке существовало с начала нашей эры и до VII-XIX вв.

Некот. Ученые считают XI в как пик средневековья на Востоке. Уровень цивилизации соотносился с Европой как 1:25. Характерными чертами этого периода являлись

    Более высокая степень урбанизации (в городах Китая 20%, в мусульманских странах – 15-20%, в Европе – 13%)

    Высокая производит. Труда и уровень производства

    Развитие международной торговли, высокие прибыли. Восток торговал торговыми изделиями (ткань, оружие, бумага, фарфор), Европа специализ. на сырье.

    Опережал Восток и по уровню грамотности и образования

    Высокая продолжительность жизни (в Европе – 23-50 лет, на Востоке 50 лет были нормой)

Таким образом, можно сказать, что в средние века Восток продолжал развиваться по спирали. В этот период происходит значительные поступательные движения – движения вперед в производственной и интеллектуальной сфере.

2. Особенности перехода стран Востока от Древности к Средневековью

Историки выделяют следующие этапы в развитии Среднев. на Востоке:

    I- IV вв. – зарождение феодальных отношений

    VII-X вв. – перемещение населения в деревню, упадок городов, становление феодальных отношений.

    XI-XII вв. – домонгольский период, расцвет феодализма, гос. структур и культурный взлет.

    XIII в. – время монгольских завоеваний.

    XIV-XVI вв. – послемонгольский этап, замедленное развитие, консервация деспотизма.

    XVII-XIX вв. – колониальные захваты.

По совокупности качественных параметров переход от древности к средневек.

происходил следующим образом:

Ближний Восток (Египет, Двуречье, Персия) в 4 в д.н.э. начался период с завоеваний Александра Македонского. Происходила романизация и христианизация населения вплоть до арабских завоеваний 7 века.

Индия (весь Индостан, Пакистан, Бангладеш). Пик развития настал только в 15-17 вв.

Китай и Дальний Восток. Еще во втором веке д.н.э. начали зарождаться феодальные отношения. Под влиянием Китая получили толчок к развитию такие страны как Япония, Корея, Вьетнам.

Однако, не смотря на интенсивное развитие стран Востока, существовал фактор торможения. Он выражался в:

Длительном сохранении пережитков первобытного общества – рабовладении (отменено только в 1911 г., в некоторых и того позже – в Эфиопии в 1942 г. а в Саудовской Аравии в 1962 г.)

Устойчивые общинные формы в социальной структуре, сдерживание дифференциации христианства

Преобладание гос. собственности и власти гос. над частной собственностью

Власть феодалов над городом.

Активные миграции населения так же осложняли поступательное развитие восточного общества.

Неоднородность природной среды, региональное различие в культуре, экономике породили огромное многообразие особенностей закономерности развития стран Востока.

3. Основные черты развития традиционного общества.

Чтобы выявить основные черты традиционного общества, следует рассмотреть их в сравнении в техногенным обществом, а так же затронуть только некоторые, наиболее важные аспекты, такие как отношение общества к природе. Систему ценностей, экономику, отношение к человеку

Традиционное общество

Техногенное общество

Отношение к природе

Высокая степень зависимости от природы. Человек встраивается в природу. Возможности географической среды определяют уровень развития государства и общества. Природный max – долины великих рек, Природный min – таежный Урал, пустыни Африки.

Человек порывает с природой и использует ее в своих интересах и превращает в технологическую среду обитания, несущую угрозу жизни человека.

Ценности

Земля оценивается по урожайности.

Женщина – по количеству сыновей.

Человек ценится по образу жизни, умственным способностям, профессионализму.

экономика

Производительная сфера, переработка сельскохозяйственной продукции. Такая экономическая система определяет политический характер власти – деспотизм

Присутствует либерально-рыночная модель экономики, ее основой является частная собственность. Наличие рынка и конкуренции.

Жесткое иерархичн. общество. Человек всегда принадлежит к какому-либо социуму (общине, сословию, цеху, касте), который определяет возможности человека.

Индивид автономен от социума и сам определяет свои возможности.

Групповой человек с роевым сознанием, вышедший из цивилизации «рисового поля».

Человек воспринимается как личность. В процессе своего развития человек отказывается от диктаторства церкви, государства, хозяина, отказывается от дружбы и любви. Человек ассоциируется с чувством одиночества.

Теперь, зная особенности традиционного общества, мы можем объяснить и причины замкнутого развития, и деспотичность власти и многие другие факторы, определяющие развитие целых цивилизаций.

4. Геополитическая ситуация на рубеже Древности и Средневековья

На рубеже древности и средневековья политическим лидером становиться Иран. Они появляются на территории Переднего Востока. Многие историки считают, что они спустились с Кавказа либо из Средней Азии. Они активно начинают ассимилировать с местным населением.

И уже примерно с 7 века начинают складываться 2 новых этноса – на севере – мидяне и на юге – персы. Мидяне развиваются более активно, так как они постоянно были втянуты в войны с Ассирией и Урарту. На юге же процесс шел медленнее, а решающую роль в развитии персов сыграл Кир II, правивший с 558 г. д. н. э – 530 г.д.н.э. (прославился за счет крушения Вавилона, основатель династии Ахеменидов).

Так же одной из важнейших фигур был Дарий I, который заложил основу иранской государственности.

После этого территория Передней Азии на 500 лет оказалась под властью греков (дела рук Александра Македонского).Эстафету захвата перехватил Сасанидский Иран, основу которого заложили Персы. Они были выходцами из тех мест, которые по праву считались ядром державы Парс (Персида) и были наиболее культурным и развитым этносом.

Иначе называемое простым, представляет собой докапиталистическую структуру с аграрным укладом. Оно обладает особым способом культурной и социальной регуляций, сложившихся под влиянием традиций и обычаев. Подобная совокупность людей характеризуется множеством Большинство из них будет рассмотрено в данной статье.

Какие черты традиционного общества являются основополагающими? Достаточно сложный вопрос. Зачастую этот параметр обусловлен формой государственной власти и политическими отношениями. Применительно к данному конкретному типу можно отметить следующее: поведение каждого человека предписывается и контролируется сложившимися (общиной и семьей) и определяется посредством норм поведения, традиций и обычаев. Отвергаются любые попытки преобразований и жестко пресекаются всякие нововведения. В связи с этим характерные черты традиционного общества - замкнутость, малоподвижность структур и слабые темпы развития.

Помимо этого, представленный тип отличается естественным разделением труда по возрастному признаку и специализаций по половому. Ему присуща также своеобразная когда нет статусных и должностных лиц, а есть только более старшие индивиды. Результатом этого является следование нормам неписаных законов нравственности и религии (неформальное регулирование отношений и взаимодействий). Описанные ранее черты традиционного общества можно считать причиной как полного отсутствия правления, так и случаев, когда в одной группе существует несколько различных государств. При этом каждое из них стремится к изоляции и самоуправлению. Патриархальный уклад жизни также можно отнести к характерной особенности. Передача статуса и власти определяется правлением старейшин и Подобный тип руководства считается примитивной системой.

Отличительные черты традиционного общества имеются во всех сферах человеческой жизнедеятельности. К примеру, в отличие от индустриального и человек здесь является абсолютно зависимым от окружающего мира. Влияние сил природы считается достаточно большим, а воздействие человека, в свою очередь, минимальным. Однако взаимосвязь индивида и природы является крепкой и сильной. Таким образом, черты традиционного общества - отсутствие или минимальное наличие промышленного производства, жизнь совокупности людей за счет скотоводства и земледелия, которые являются широко распространенными.

Из вышесказанного можно также сделать следующий вывод: основной целью общества является поддержание численности популяции человеческого вида. В результате незначительного количества промышленности не идет никакой речи о выработке товаров массового потребления. Следовательно, черты традиционного общества - освоение большей территории и распространение населения на ней, а также добыча и сбор природных богатств.

Понятие традиционного общества

В процессе исторического развития примитивное общество преобразуется в традиционное общество. Толчком к его возникновению и развитию послужила аграрная революция и возникшие в связи с ней социальные изменения в обществе.

Определение 1

Традиционное общество можно определить как общество с аграрным укладом, основанное на четком соблюдении традиций. Поведение членов данного общества строго регламентировано обычаями и нормами характерными для данного общества, важнейшими устойчивыми социальными институтами, такими как семья, община.

Особенности традиционного общества

Рассмотрим особенности развития традиционного общества с помощью характеристики его основных параметров. Особенности характера общественного устройства в традиционном обществе обусловлены появлением избыточного и прибавочного продуктов, что в свою очередь обозначает возникновение оснований для образования новой формы социального устройства – государства.

Формы правления в традиционных государствах, в основе своей носят авторитарный характер – это власть одного правителя или узкого круга элиты – диктатура, монархия или олигархия.

В соответствии с формой правления существовал и определенных характер участия членов общества в управлении его делами. Само возникновение института государства и права обусловливает необходимость возникновения политики и развитие политической сферы жизнедеятельности общества. В данный период развития общества наблюдается повышение активности граждан в процессе участия их в политической жизни государства.

Еще одним параметром развития традиционного общества является господствующий характер экономических отношений. В связи с появлением прибавочного продукта неизбежно возникает частная собственность и товарный обмен. Частная собственность оставалась господствующей на протяжении всего периода развития традиционного общества, менялся лишь ее объект в различные периоды его развития – рабы, земля, капитал.

В отличие от примитивного общества в традиционном обществе значительно усложнилась структура занятости его членов. Появляется несколько секторов занятости – земледелие, ремесло, торговля, все профессии связанные с накоплением и передачей информации. Таким образом, можно говорить о возникновении большего разнообразия сфер занятости членов традиционного общества.

Изменился и характер поселений. Возник принципиально новый тип поселений – город, который стал центром проживания для членов общества, занимающихся ремеслом и торговлей. Именно в городах сосредоточена политическая, промышленная и интеллектуальная жизнь традиционного общества.

Ко времени функционирования традиционной эпохи относится формирование нового отношения к образованию, как к особому социальному институту и характеру развития научных знаний. Появление письменности обуславливает возможность формирования научного знания. Именно в момент существования и развития традиционного общества были совершены открытия в различных научных сферах и заложен фундамент во многих отраслях научного знания.

Замечание 1

Очевидным минусом развития научных знаний в данный период развития общества являлось независимое развитие науки и техники от производства. Данный факт и служил причиной достаточно медленного накопления научных знаний и их последующего распространения. Процесс приращения научных знаний имел линейных характер и требовал значительного количества времени для накопления достаточного количества объема знаний. Люди, занимающиеся наукой, чаще всего делали это ради собственного удовольствия, их научные изыскания не подкреплялись потребностями общества.

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.