Тонкости антикварного бизнеса. Сколько зарабатывает антиквариат? Духи из зеркал. Расходы и доходы

Приобретение антиквариата считается одним из надежных способов вложения денег. Со временем антикварные изделия гарантированно дорожают, а валюта и золото могут резко терять в цене. Поэтому рынок антиквариата всегда остается достаточно активным.

Владеть вещами, которые украшают быт и вместе с тем могут стать источником дохода - большой соблазн и для ценителей старины, и просто для предприимчивых людей. Спрос на антиквариат дает возможность получить выгоду всем участникам такого рынка. Рассмотрим подробнее, как заработать на антиквариате.

Как можно зарабатывать на старинных вещах

Торговля предметами старины – крупный сегмент бизнеса, в котором, как правило, задействовано большое количество людей, выполняющих разные функции:

  • энтузиасты, которые разыскивают и собирают предметы старины;
  • реставраторы;
  • оценщики;
  • торговцы.

Поиск и коллекционирование антиквариата сами по себе не являются видами предпринимательской деятельности. Даже если ценитель старины решил продать предметы из своей коллекции, доход от такой продажи не может считаться выручкой предпринимателя. Это только доход от продажи личного имущества физического лица.

Предпринимательство на базе торговли предметами старины предполагает:

  • документирование прихода товара;
  • составление документов на реализацию;
  • или юр. лица по определенной системе налогообложения.

Совершенно особое место в деле оборота антиквариата занимают оценщики и реставраторы.

Это специалисты высокого класса, которые имеют соответствующее образование, опыт практической работы и высокую степень доверия в кругу как продавцов, так и покупателей антикварных вещей.

Если реставраторами становятся по призванию и при наличии художественного таланта, то оценщиком может стать любой желающий, прошедший курсы подготовки в специализированном образовательном центре.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Что нужно знать торговцу антиквариатом

Как известно, нет таких учебных заведений, в которых готовят специалистов по торговле предметами старины. Человеку, который хочет заработать на антиквариате, приходится иметь дело с очень ценным товаром, следовательно, он должен иметь весьма обширные познания в истории, живописи, скульптуре, иконографии, нумизматике и многом другом.

Даже определение того, является ли тот или иной предмет антиквариатом, требует теоретической подготовки и практической работы с предметами старины.

Как известно, антиквариат - это вещи возрастом более 100 лет, имеющие историческую или культурную ценность.

Если антиквар сам не может определить стоимость предмета старины, он всегда может воспользоваться услугами оценщика. Стоимость таких услуг от 100 до 150 долларов США.

Никаких других специальных знаний антиквару для ведения бизнеса не потребуется.

Как открыть магазин антиквариата

Что нужно, чтобы открыть антикварный магазин? Для этого необходимо подготовить следующую базу:

  • приобрести или арендовать помещение под магазин или салон антиквариата;
  • найти поставщиков антикварных изделий и предметов старины;
  • договориться о сотрудничестве с надежным оценщиком;
  • зарегистрировать в ФНС предприятие розничной торговли (узнайте, ).

Важно! Продажа и вывоз антиквариата за пределы РФ запрещены.

Антикварные магазины редко торгуют специализированным ассортиментом. Лишь в единичных случаях можно встретить салоны, которые торгуют только мебелью, только драгоценностями или только столовыми приборами.

Чаще всего в антикварных салонах представлено большое количество самых разных предметов старины. Такое разнообразие предложения считается оправданным, так как привлекает клиентов с разными интересами.

Нумизматика, как бизнес

В последнее время большой популярностью пользуется сбор старинных монет. Есть коллекционеры, которые хотели бы переориентировать свое увлечение нумизматикой, и заниматься ею как бизнесом.

Однако сложно назвать эту идею прибыльной.

Да, конечно, высока вероятность, что коллекционер сможет найти, перекупить или обменять ценную монету и после продать ее с определенным процентом выручки.

Однако даже в крупных городах нумизматов не так много, чтобы бизнес на монетах приносил своему хозяину стабильный высокий доход.

Считается выгодным открывать магазины по продаже монет в сети. Кроме того что это достаточно бюджетный вариант торговли, к товару имеет доступ практически ничем не ограниченное число потенциальных покупателей.

Если же вы просто владеете каким-то количеством старинных вещей и изредка торгуете ими на так называемых блошиных рынках, то никакой дополнительной организации, кроме уплаты рыночного сбора, для такого вида заработка не требуется.

Несколько советов для тех, кто хочет заработать на антиквариате в следующем видео:

Опишем подробнее как открыть антикварный магазин и составим краткий бизнес-план для начинающих. Подобное направление является достаточно перспективным и интересным, ведь любовь к искусству, старинным предметам и красивым вещам всегда сопровождает человечество.

Если составить базу постоянных клиентов из ценителей прекрасного, знатоков старины и коллекционеров, то можно рассчитывать на стабильно увеличивающийся поток прибыли от бизнеса. Уже через год-другой все инвестиции окупятся и помогут существенно расширить предлагаемый ассортимент уникальных изделий.

Особенности проекта

Перепродажа антиквариата как бизнес относится сразу к нескольким направлениям деятельности – торговле и искусству. При этом отличается от обычной реализации товара отдельными нюансами, о которых расскажем подробнее.

Основное преимущество старинных вещей – их стоимость с каждым годом только растет. Поэтому иногда антиквары идут на хитрости – придерживают отдельные экземпляры до тех времен, когда их цена значительно увеличится, и только тогда продают. Считается, что каждые несколько месяцев следует проводить полную ревизию и переоценку товара в таком магазине. А сам владелец, даже не продавая ничего, становится на 20% богаче каждый год.

Но при покупке старинных и ценных вещей очень важно сотрудничать с работниками органов внутренних дел. Они предоставят перечень краденого антиквариата, который находится в розыске. Это поможет уберечь себя от неприятностей, связанных с законом.

Еще одно отличие антиквариата от обычных товаров широкого потребления состоит в том, что продажи могут совершаться очень редко и неравномерно. И если в каком-то месяце прибыли у владельца нет совсем, то в другом буквально один клиент может покрыть годовые расходы на содержание лавки.

Тем не менее, у подобного бизнеса есть и свои недостатки. Например, владельцем такого магазина не может стать любой предприимчивый человек. Здесь нужны определенные знания, навыки, понимание самой сферы деятельности. Обычно организовать собственный магазин по продаже антиквариата решается профессионал, грамотный оценщик, имеющий опыт в каком-либо направлении.

Также существенным минусом считаются крупные инвестиции. Ведь для начала придется потратиться не только на оформление магазина и регистрацию, но и закупить сам ассортимент товаров. А он редко бывает дешевым. Поэтому начинающим предпринимателям рекомендуют остановиться на старте лишь на какой-то одной разновидности старины – монетах, картинах, статуэтках. И лишь по мере получения прибыли расширяться.

Привлекательность данного направления обусловлена не только ростом спроса на древние предметы искусства, но и некоторыми сенсационными событиями. Все чаще случаются невероятные продажи, когда простую картину или поделку из прошлого владелец приобретает на «блошином рынке» по $3, а продает потом на всемирном аукционе за несколько миллионов. Это заставляет многих предпринимателей задуматься над тем, как заработать на антиквариате.

Какие нужны документы?

Чтобы действовать в рамках закона обязательно придется зарегистрироваться в налоговой службе. Следует встать на учет в качестве юридического лица, например, выбрав форму деятельности ООО (общество с ограниченной ответственностью).

Удобно то, что сегодня отменили специальное лицензирование на продажу антикварных вещей. Она нужна будет лишь в том случае, если в ассортименте есть драгоценные украшения и ювелирные изделия. Тогда дополнительно придется встать на учет в соответствующих органах. При подготовке помещения нужно получить разрешения от СЭС и ГПИ.

Обустраиваем торговый зал

Магазин антикварных вещей лучше всего открывать где-либо на многолюдных улицах. Сам район особого значения не имеет, так как за эксклюзивным изделием коллекционеры готовы отправиться куда угодно. Но иногда есть смысл арендовать помещение поблизости музеев, туристских маршрутов, в исторической части города.

Шумные торговые центры для этого не подходят, так как лишние звуки будут отвлекать посетителей и сбивать с настроя. В такой лавке важно создать атмосферу, которая поможет в спокойном и размеренном режиме выбрать понравившуюся вещь. Даже саму обстановку стараются сделать максимально аутентичной тому времени, из которого представлены товары в магазине.

Для этого и всю торговую мебель подбирают соответственно. Благодаря дизайнерскому подходу создают ощущение прошлого или даже позапрошлого столетия. Если в ассортименте есть антикварные предметы мебели, то их используют в качестве декора.

Оборудование в зале может быть стандартным – стеллажи, полки, витрины. Но по стилю желательно оформить его в старинном образе. Мелкие предметы удобно выставлять в витринах, на полках расставляют статуэтки, вазы и другие небольшие изделия. Стеллажи используют под книги. Иногда самые ценные вещи хранят в сейфе, но это нежелательно, так как посетители не смогут узнать об их наличии и оценить эксклюзивность товара.

Размеры помещения могут быть самыми разными. Иногда достаточно и 20 кв. м., если вы продаете лишь марки, банкноты, монеты, ювелирные украшения. Но, чтобы разместить картины, предметы мебели и другие габаритные вещи придется арендовать более солидное помещение.

Формируем ассортимент

Грамотный подбор изделий для продажи – важная составляющая успеха в данном деле. От этого во многом зависит и привлекательность торговой точки для клиентов, и установленные расценки, и количество продаж. Обратите внимание на следующую статистику:

  1. Предметы живописи и скульптуры составляют почти половину товара в антикварных лавках.
  2. 20% позиций занимают монеты и всевозможные знаки отличия, награды, медали и пр.
  3. Старинная мебель представлена в магазинах данной направленности в объеме 17%, а ювелирные изделия – лишь на 15%.

С чего начать антикварный бизнес? Опытные владельцы лавок рекомендуют остановить свой выбор на 1-2 направлениях. Это может быть какое-то определенное время, эпоха или же отдельные предметы искусства – картины, скульптуры, мебель, книги, иконы и т. д. Считается, что стоимость живописи с каждым годом увеличивается на 30-50%, в то время, как старинные монеты дорожают лишь на 20%. У ювелирных изделий и марок отмечается самый низкий рост цены – 7%.

Чтобы преуспеть в торговле любого направления важным ключом является покупка товара по самой низкой стоимости и перепродажа его дороже. Но не все так просто. Довольно сложно найти действительно ценные старинные вещи, которые продаются за копейки. Для поиска таких «изюминок» приходится тратить очень много времени и хорошо разбираться в предметах искусства самых разных эпох.

Приобретать товар можно несколькими путями:

  • В частном порядке, объезжая деревни, поселки и общаясь со старожилами.
  • У профессиональных скупщиков.
  • На «блошином рынке», где люди продают ненужные вещи из дома, когда наводят порядок.
  • У кладоискателей – сегодня есть группы людей, занимающиеся поиском кладов, раскопками, хотя часто их деятельность не всегда соотносится с законом, поэтому здесь стоит быть достаточно осторожными.
  • В других магазинчиках антикварного направления.

Современная торговля немыслима и без интернета. С его помощью можно как покупать, так и продавать не только предметы широкого потребления, но и антикварные изделия. Просматривайте лоты на аукционах, специализированных сайтах, форумах и т. д. Вполне возможно, что найдется что-либо ценное, в чем нуждаются ваши клиенты.

Поскольку затраты на пополнение ассортимента часто бывают слишком высокими и неподъемными для начинающего предпринимателя, то некоторые владельцы магазинов работают в режиме комиссии или заимствуют деньги на покупку отдельных изделий. Тогда прибыль получается лишь за счет установленной наценки на товар.

Штат сотрудников

Данный бизнес отличается тем, что найти квалифицированный персонал для работы достаточно трудно. Перечислим основные штатные единицы:

  1. Продавец-консультант – должен отличаться широкими специфическими познаниями в области истории, искусства, живописи, нумизматики и пр., в зависимости от представленного ассортимента. При этом нужно уметь проконсультировать покупателя относительно заинтересовавших его предметов, расположить к себе, наладить человеческий контакт. Приветствуется личный хороший вкус и опыт работы в торговле схожей тематики.
  2. Эксперт-оценщик – обязан уметь отличать подлинное изделие искусства от подделки, ведь фальшивые предметы антиквариата наполняют рынок не менее, чем на 50%. При покупке ценных позиций очень важно определить, за что вы платите деньги. Обычно такой специалист разбирается лишь в одном каком-то направлении искусства. Поэтому имеет смысл не нанимать таких консультантов в штат на постоянной основе, а пользоваться услугами нескольких из них по договоренности и необходимости.
  3. Реставратор – помогает восстановить старые, но частично испорченные или поломанные вещи. Это не всегда целесообразно, так как иногда процедура реставрации стоит дороже, чем сам предмет старины. Но иметь такого человека в штате или же приглашать его для выполнения отдельных заказов нужно.
  4. Менеджер по закупкам, который в антикварном бизнесе чаще носит название «скупщик» – совершает поездки по различным селам, деревням, городам и ищет забытые, неоцененные редкостные вещи. Такой человек также должен обладать определенными знаниями и навыками устанавливать ценность разных изделий.
  5. Бухгалтер – можно выполнять данную функцию самостоятельно, поручить ее отдельно нанятому помощнику или же воспользоваться услугами специальных фирм, работающих в режиме аутсорсинг.
  6. Водитель и грузчик – имеет смысл нанимать их только, если вы занимаетесь продажей крупногабаритных предметов меблировки или других тяжелых изделий. Тогда желательно доставлять клиентам их заказ на дом, что обязательно повысит престижность заведения.
  7. Охранник – нужен только лишь тогда, когда в продаже выставлены действительно очень ценные и редкие предметы искусства (например, ювелирные изделия).

Точное число занятых людей в магазине зависит лишь от ваших финансовых возможностей и организационных особенностей. Иногда на старте сам владелец справляется с большей частью обязанностей, что существенно экономит расходы на заработную плату и социальное страхование.

Поскольку в данном деле нет особо высокой конкуренции, а коллекционеры готовы отправиться в специализированную лавку хоть на край города, то особой нужды в рекламе антикварного магазина нет. И все же, чтобы проинформировать население о своей деятельности и открытии желательно воспользоваться хотя бы минимальными средствами:

  • сделать заметную вывеску;
  • разместить объявления в СМИ (газетах, журналах);
  • задействовать интернет – контекстная реклама, сайт, социальные сети, специализированные форумы;
  • можно участвовать в аукционах.

В антикварном деле формируется постоянная база клиентов, которые периодически навещают магазин в поисках новинок. Поэтому здесь очень важна личная работа с каждым покупателем. Так, нелишним будет создать особый клуб, предложить заполнить небольшую анкету, оставить номер телефона или электронной почты. Тогда при поступлении новых позиций вы сможете отправлять сообщения заинтересованным клиентам.

Рентабельность бизнеса

Первоначальные вложения в открытие антикварной лавочки будут сильно колебаться в зависимости от выбранной направленности и ассортимента товара. Но обычно это крупные затраты.

Наценка на большинство изделий устанавливается в пределах 100-300%, что уже само по себе выводит прибыль на высокий уровень. Но если в вашей коллекции появилось что-либо уникальное и эксклюзивное, то стоимость товара можно установить и значительно выше. И как уже отмечалось, не следует ожидать в этом деле стабильных и равномерных доходов. Иногда одна покупка в год становится существенной.

Видео: как это устроено – антикварный магазин.

Сегодня увлечение предметами старины можно cчитать не просто хобби, а одним из способов инвестирования. Заработать можно не только, продавая старые вещи, но и оказывая услуги тем, кто занят на антикварном рынке.

Способ № 1. Купить и продать

Самый очевидный и ожидаемый вариант заработка на антиквариате - купить дешевле и продать дороже. Однако все упирается в вопрос «где и что купить» и «кому и за сколько продать».

Большинство решивших заработать на антиквариате начинают со скупки мелких лотов на известных торговых площадках - avito, молоток, иногда eBay. Это и есть главная ошибка - настоящих антикваров, способных приобрести по-настоящему ценную вещь, там попросту нет. И «гуляют» одни и те же монеты, книги, фарфоровые статуэтки из рук в руки, повышая собственную цену за счет постоянных перекупок.

Что делать? Совет: идите на узкопрофильные форумы. Общайтесь с коллекционерами. Следите за лотами и каталогами известных торговых домов Европы - доступ к ним большей частью бесплатен. Вскоре вы сможете уже навскидку сказать, какие предметы антиквариата продаются массово и быстрее всего. И только после накопления хотя бы минимальных первоначальных знаний, начинайте вкладывать деньги.

Способ № 2. Найти клад

Не настолько нереальный способ, как может показаться на первый взгляд. Да, поиски старинных монет с металлоискателем у нас вне закона, однако под словом «клад» подразумеваются не только предметы коллекционирования нумизматов. Пример: в Тульской области при масштабном ремонте старого здания, принадлежавшего когда-то купцу, рабочие нашли под подоконником, закладку из 32 золотых монет.

Закон, по которому четверть от стоимости найденного клада в нашей стране полагается нашедшему, по-прежнему актуален. Кроме того, есть еще и международное законодательство, по которому все сокровища, поднятые с судов, затонувших в мировом океане, целиком и полностью принадлежат тому, кто сможет до них добраться. Вот и сидят современные кладоискатели в библиотеках, перерывая горы судовых книг, портовых записей и торговых накладных в поисках следов затонувших кораблей. Что мешает присоединиться к одной из таких команд?

Для справки: самая известная компания по поискам затонувших сокровищ - Odyssey Marine Exploration, базируется в городке Тампа, Флорида. Несмотря на американскую регистрацию, состав команды интернациональный, а кроме водолазов, в нее входят и историки, и букинисты, и просто энтузиасты своего дела. В 2007 году кладоискатели подняли со дна Атлантического океана 17 тонн золотых монет, разыскав затонувший корабль «Nuestra Señora de las Mercedes». Это самый ценный и самый крупный из подобных найденных кладов в истории.

Способ № 3. Разобрать чердак и

Старый дом, доставшийся в наследство от бабушки, может таить в себе настоящие сюрпризы. Хлам, годами скапливавшийся на чердаке, вполне может таить массу интересного. Оглядите внимательным взглядом доставшееся вам наследство. Не ленитесь - проверьте все, что может вызвать даже тень интереса, ведь с первого взгляда сказать, представляет ли вещь ценность, не всегда сможет и опытный профессионал.

Способ № 4. Стать экспертом

Антиквариат - это мир больших денег и, к сожалению, большого риска. В первую очередь - риска нарваться на подделку, например, новодел - предмет искусства, созданный в наше время и выдаваемый за старинный. Разобраться, достойна ли вещь называться антиквариатом и является ли она подлинной, поможет эксперт.

Невозможно быть хорошим специалистом в нескольких областях. Эксперт, способный дать заключение по подлинности старинной рукописи, окажется настоящим профаном в исследовании антикварной мебели или хрустальных статуэток. Специализация в антиквариате - понятие крайне узкое, но требующее по-настоящему глубоких знаний. Большинство известных экспертов пришли в антиквариат из науки - истории, археологии, дизайна. Некоторое представление о требуемых знаниях дадут такие вузовские дисциплины как культурология и ВИД - вспомогательные исторические дисциплины. Последний предмет хорош тем, что включает в себя изучения целого ряда предметов, способных помочь в будущей профессии - нумизматику, сфрагистику, геральдику и прочие.

Способ № 5. Стать оценщиком

Распространенное заблуждение - эксперт и оценщик это одно и то же. На самом деле эксперт дает заключение относительно подлинности предмета старины - частичной или полной, раскрывает какие-то особенности, детали подвергаемого экспертизе антикварного изделия.

Знать, что сейчас «в моде», какие предметы продаются быстрее.

Задача оценщика иная: он должен сказать максимально приближенную рыночную стоимость объекта. Для этого специалист должен внимательно отслеживать ситуацию на рынке антиквариата - и мировом, и отечественном, и даже локальном. Знать, что сейчас «в моде», какие предметы продаются быстрее, какие лоты в крупных антикварных домах уходят по максимально высоким ставкам, что стоит выставлять на реализацию немедленно, а что - придержать, так как цена еще поднимется… Область знаний оценщика широка, и главное, что требуется в этой сфере - отличная память.

Да, зачастую эти две специальности - оценщик и эксперт - тесно переплетены. Но оценщик - это финансист в мире антиквариата, а уже потом специалист, дающий заключение о подлинности предмета.

Такой специальности нет в вузах и курсах повышения квалификации. Этой науке обучаются самостоятельно.

Способ № 6. Заняться реставрацией

Реставрировать можно огромное количество вещей, а не только предметы живописи. Воссоздания первоначально вида требуется и мебели, и ювелирным изделиям, и книгам, и предметам интерьера, и рукописям и пергаментам, и гобеленам, тканям и т. д. Реставратор - одна из немногих специальностей в области антиквариата, где без профессионального образования не обойтись. Если вы хотите связать свою жизнь с реставрированием полотен - ваш путь лежит в художественные вузы. Вам по душе работа с драгоценностями? Вам потребуются знания по ювелирному делу, металлообработке, геммологии и ряду смежных дисциплин. И прежде чем вам доверят по-настоящему ценные антикварные вещи, придется доказать мастерство реставрируя огромное количество малозначимых предметов. Здесь имя значит столь же много, как и в экспертизе.

Интерес к антиквариату не ослабевает, и это дает основания считать данный вид бизнеса перспективным. Основная сложность заключается в необходимости весомого стартового капитала, дальнейший план действий понятен: купить стоящую вещь подешевле и продать как можно дороже.

В антикварном деле время от времени происходят события, почти невероятные. В прошлом году на Sotheby"s была продана за $2,2 млн. белая китайская фарфоровая чаша, купленная за $3 на блошином рынке.

Пока на эту вазу не обратили внимание эксперты Sotheby’s, владелец даже не догадывался, какое сокровище находится в его руках (см. « »). А в Лондоне статуэтка, купленная на барахолке за $80, оказалась произведением учителя Леонардо да Винчи. Ее цена на торгах увеличилась до $3 млн.

Подобные сюрпризы происходят нечасто, и становятся сенсациями. Но именно возможность такого везения делает занятия антиквариатом привлекательными в глазах многих начинающих бизнесменов. Между тем антикварный бизнес невозможен без серьезных финансовых вложений и основательных знаний. Истинные антиквары считают свои «Лавки древностей» не бизнесом, а образом жизни.

Продажа антикварных вещей в России в настоящее время очень актуальна. Спросом пользуется мебель, утварь, посуда, монеты, украшения, игрушки и все, что вообще может считаться антиквариатом. Интерес к старым вещам растет с каждым годом.

С точки зрения прибыльности торговля антиквариатом занимает третье место после продажи алмазов и нефтепродуктов, и цены на старинные вещи с каждым годом увеличиваются. Это позволяет надеяться, что бизнес на антиквариате безусловно перспективен.

Сложности при открытии антикварного магазина связаны с большими капитальными вложениями, зато бизнес-план довольно прост. Эксперты считают, что окупаемость антикварных лавок начинается со второго-третьего года работы и формирования достаточной клиентской базы.

Принцип работы антикварного бизнеса прост: купить подешевле, а продать подороже. Но, чтобы купить, необходим начальный капитал, свой или заемный. Это обстоятельство заставляет большинство подобных магазинов работать по комиссии от 20 до 25%.

Также антиквары, как правило, предпочитают товар, купленный на заемные деньги, перепродавать сразу. Приобретения, оплаченные из собственного кармана можно приберечь до лучших времен, когда вещь подорожает. Принято считать, что успешный антиквар каждый год становится богаче на 20%.

Еще одна особенность антикваров – они любят кризисные времена. Спрос на их товары в смутные времена заметно снижается, зато возрастает возможность по бросовой цене приобрести довольно ценные или даже уникальные вещи.

Иерархия в среде антикваров

В антикварном бизнесе существует четкое распределение обязанностей, при котором каждый отвечает за определенную часть работы:

1. Скупщики . Приобретают антикварные вещи у населения. Поле деятельности –блошиные рынки, деревни, личные контакты. Скупив дешево вещи, представляющие интерес, скупщики перепродают их антикварам или частным лицам. Основная задача скупщина – купить вещи как можно дешевле.

2. Оценщик . Оценивают товары с учетом происхождения, истории и цены. Услуги квалифицированного оценщика высоко ценятся. Приблизительно половина антикварных вещей оказываются подделкой и только оценщик, который в состоянии отличить подлинную вещь от фальшивки, всегда востребован.

Оценщики очень дорожат своей репутацией. Истинные профессионалы обычно специализируются в каком-либо одном историческом периоде или занимаются определенной группой вещей. Предварительная оценка может осуществляться по фотографии, а при экспертизе используется лабораторное оборудование и химические реактивы.

3. Антиквар . Антиквары выбирают для специализации одно или несколько направлений: мебель, живопись, оружие, книги, монеты, скульптуры и прочее. Невозможно одинаково хорошо разбираться во всем. У преуспевающих антикваров всегда есть надежные искатели раритетов и оценщики. У торговца антиквариатом может быть своя антикварная лавка или интернет-магазин, суть бизнеса останется неизменной – купить и выгодно продать.

Антикварный бизнес – не «придворный» гастроном. Вход в этот бизнес без знаний антикварного дела лишен смысла. А приобрести необходимые знания можно только на практике, понаблюдав за процессом изнутри.

Лучший вариант – поработать в чьем-то антикварном магазине несколько лет и получить опыт, которого не почерпнешь их книг. Невежды в антикварном бизнесе никогда не приживаются. Истинный профессионализм – единственное качество, которое обязательно оценят собиратели антиквариата.

Где должна располагаться антикварная лавка?

К выбору места для магазина, торгующего антиквариатом, нужно отнестись особенно рассудительно. Правильно выбранное место всегда благотворно влияет на бизнес. Как и в любом торговом бизнесе, лучше выбирать оживленные районы.

Но в случае с антикварным бизнесом больше всего подойдут районы вблизи музеев, в исторической части города, где много туристов, неподалеку от выставочных залов. Именно там бывают ценители прекрасного, которые и станут основными клиентами антикварного магазина.

Бюрократические моменты

Прежде всего, следует зарегистрироваться в налоговых органах как индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью. Первый вариант проще, так как требует меньших усилий при регистрации.

После этого нужно заручиться разрешением санитарно-эпидемиологической службы и пожарной инспекции, если вы собираетесь строить помещение. Если помещение будет арендовано обязанности общения с СЭС и пожарниками возлагаются на арендодателя.

Закупка оборудования и товара

Чтобы антикварный магазин мог полноценно работать, потребуется следующее оборудование:

  • закрытые стеклянные витрины,
  • столы,
  • стеллажи,
  • шкафы,
  • кассовый аппарат.

Вещи должны быть расположены таким образом, чтобы покупатель мог беспрепятственно их рассмотреть. Поэтому помещение не должно быть тесным – не менее 50 кв. м. Витрины лучше использовать для мелких вещей: монет, украшений, купюр. На стеллажах можно удобно располагать сувениры и домашнюю утварь.

Шкафы подходят для хранения дорогих и эксклюзивных вещей. В некоторых антикварных лавках принято часть вещей хранить в сейфах или на складе. Конечно, хозяин магазина вправе решать этот вопрос по собственному усмотрению, но нам кажется, что лучше, когда покупатели могут видеть все товары.

Особенного внимания требует оформление интерьера, который должен создавать соответствующее настроение. Нам кажется, что обстановка не должна быть слишком современной, лучше, наоборот, несколько состарить предметы, чтобы антиквариат выглядел органично.

Важная составляющая успеха – клиентская база, которая позволит обеспечить скупку антиквариата. Желательно приобретать только вещи, пользующиеся надежным спросом. Если вам удастся ввести в свой ассортимент нечто необычное, цена на такой товар может быть несколько завышена. В остальных случаях постарайтесь назначать цены, несколько ниже, чем у конкурентов. Хорошо продается антикварная мебель, монеты и драгоценности, но чтобы их закупить, необходимы достаточные средства.

Подбор персонала

Если магазин небольшой, для его обслуживания достаточно 1-2 человек. Чтобы увеличить прибыль полезно пригласить консультанта, способного квалифицированно описать товары и подсказать, где можно приобрести или продать какой-либо предмет антиквариата. Консультационные услуги должны быть платными.

Все предметы, предназначенные к продаже, должны иметь товарный вид. Если планируется продажа украшений и драгоценных камней, понадобится лицензия и постановка на учет. Продавец должен профессионально разбираться в антиквариате, чтобы не принимать подделок.

Расходы и доходы

Организация антикварного магазина требует значительного первоначального капитала. Но если вы собираетесь открыть небольшую лавку около 10 кв. м, можно уложиться и в несколько десятков тысяч рублей. Обустройство магазина будет связано с совсем другими расходами. Основные расходы будут связаны с:

  • арендой помещения,
  • покупкой оборудования – витрины стоят от 5 000 руб. каждая, шкафы – от 6 000 руб.,
  • проведением коммуникаций и ремонтом;
  • покупкой антиквариата;
  • выплатой заработной платы – от 10 000 руб.

Указать суммы, которые понадобятся для приведения помещения в надлежащее состояние и приобретения вещей, мы затрудняемся. Это зависит от ваших планов и возможностей. При немалых затратах нужно сказать, что рентабельность антикварных магазинов высокая, поскольку со временем подобные товары только дорожают.

Организация антикварного магазина видится как вполне перспективный бизнес, хотя в первый год работы обычно прибыль получить не удается. При достаточном первоначальном капитале и владении профессиональными знаниями торговля обязательно станет прибыльной.

Как научиться разбираться в антиквариате, откуда его привозить и как определить его ценность – своим опытом работы с винтажными предметами и антиквариатом делится дизайнер Мария Черкасова.

Мария Черкасовадизайнер интерьеров

Где покупать винтаж и антиквариат

В нашей семье всегда интересовались антиквариатом. Может быть потому, что в доме было много старых вещей. В детстве меня особенно завораживало, что на столовых хозяйственных ножах стоит клеймо с двуглавым царским орлом – вещи больше ста лет, а ею активно продолжают пользоваться. Предметы, которые покупали еще до революции, переходили из поколения в поколение, и так было во многих семьях. Еще я помню, как мы дома пили чай из сервиза Гарднера. Это один из старейших фарфоровых заводов, он находится в Вербилках.

Сейчас за антиквариатом я езжу в Европу, например, во Францию, где старинные вещи продают на брокантах. Брокант – это особый блошиный рынок, специальные ангары, набитые всевозможными старыми вещами. Как они туда попадают? Франция – довольно благополучная страна, там было относительно мало войн, много регионов хорошо сохранились. К примеру, небольшие шато или поместья остались совсем нетронутыми. И когда некоторые наследники вступают в свои права, они могут из этого места сделать гостиницу, к примеру, а предметы старины распродают на аукционах или вывозят на подобные блошиные рынки.

В городе Байонна во Франции стоит искать мебель 1950-60-х, в Нормандии, например, Руане, существует множество брокантов с серебром, фарфором, старой мебелью. Брюссель – город дорогих галерей с качественным антиквариатом в отличном состоянии. Магазины винтажных вещей и броканты стоит искать на Рю-де-Саблон и примыкающим к ней улицам. В Москве тоже существует качественный галерейный комплекс, где представлено и искусство, и фарфор, ковры и предметы декоративно-прикладного искусства, – «Артефакт» на Пречистенке 30/2.​

​Кто определяет ценность старинных вещей

Ценность таких вещей определяет, в первую очередь, рынок. Как говорится, «это стоит столько, за сколько ты можешь это продать». Ценность может быть художественная, культурная и историческая. Если на этом стуле сидел Наполеон, то это представляет интерес, пусть даже стул и неказистый. Происхождение вещи, ее история, подтверждение владения ее называется «провенанс». Если вещь массового производства, она будет стоить дешевле, если из ограниченной серии или эксклюзивного выпуска, то дороже – прямой зависимостью между возрастом вещи и ее стоимостью нет.​


Антикварный камин – находка заказчика – и бюро. На них – винтажные рамки с блошиного рынка во Франции.

Как научиться разбираться в антиквариате

Нужно знать историю и быть знакомым с экспертами: помочь могут музейные эксперты и сотрудники галерей, например, ТамараВехова из Vehova Gallery знает все о художникахпервой волны эмиграции . Можно и самому изучать рынок, существует множество школ по антиквариату. Наиболее полное представление можно получить на факультете истории МГУ, на кафедре истории искусства. Еще можно пройти курс «Экспертиза антиквариата» в Аукционном доме Гелос или специальный курс для дизайнеров интерьера в школе «Детали». Почерпнуть необходимую информацию можно и в книгах, например: ​«Русский фарфор, частные заводы»​ В.А. Попова, «Стили мебели» ​Д. Кес, «Большая иллюстрированнаяэнциклопедия древностей» – там, в частности много советов какотличить подделку от оригинала.

Глубже всего в вопросе разбираются коллекционеры, а если ты просто любитель, то лучше придерживаться правила современного искусства – покупай то, что нравится.

В чем прелесть винтажа и антиквариата

Как ни странно, некоторые антикварные серебряные ложки и ножи дешевле новых, только что произведенных. В России старинных ценных вещей осталось мало, потому что весь редкий хрусталь побили в революцию, дорогие стулья сожгли в блокаду. Во Франции рынок больше, соответственно цены меньше. Еще один хороший источник – Санкт-Петербург (обратите внимание на блошиный рынок на станции Удельная, галереи «Терцо» на Итальянской улице, на улице Пестеля и на Моховой улице)​, там очень богатый выбор вещей – многое привозят из Швеции.Еще одна причина покупки антиквариата – размер: дамские сумочки были компактнее, а старая мебель меньше и изящнее, чем современная. Ну и конечно, уникальность, обусловленная гораздо меньшими масштабами производства.


Антикварный столик для завтраков, XIX век, главное достоинство – компактный размер.

Как не переборщить с антиквариатом в интерьере

Нужно смотреть на размер пространства: в небольших современных квартирах легко получить квартиру-музей. Чтобы этого не произошло, вкрапление винтажных вещей должно быть максимально деликатным. Сейчас клиенты отдают предпочтение направлению mid-century: дизайнеры часто используют мебель 50-х-60-х годов, перетягивают ее и перекрашивают. Шарм эпох, модерна или ар-деко, практически невозможно воссоздать, и если вам нравится определенный исторический стиль, лучше обратиться к антиквариату.

У некоторых заказчиков до сих пор есть предубеждение насчет старой и чужой вещи – будто у нее «не та энергетика». Но думаю, что если вещь пережила столько войн, революций, в ней, напротив, очень много жизненной силы.

Чем подтверждается подлинность антиквариата

Для картин проводится обязательная экспертиза, а на фарфоре и серебре есть клеймо. Причем эти штампы часто меняются: по ним можно определить происхождение сервиза с точностью до десяти-пятнадцати лет. Чтобы отличить подделку от оригинала, нужна определенная «насмотренность»: нужно сравнивать собственные предметы с научно обработанными музейными собраниями, следить за публикациями по специальности, тщательно изучать, какие технологические процессы, старые техники, рисунки, орнаменты и способы обработки бытовали в разное время. Признаком подделки может быть, например, клеймо, не соответствующее способу украшения и используемому орнаменту. Знать даты наиболее известных мастеров интересующего вида искусства, а также используемый материал и технические возможности того времени необходимо.​