Как заработать на антиквариате и винтажных вещах. Реальный опыт предприимчивой женщины из Ярославля. Где должна располагаться антикварная лавка? Как сделать из склада мастерскую

В нашем современном мире существует множество самых разнообразных источников заработка. Некоторые из них довольно банальные, некоторые – необычные. Очень часто именно не самые распространенные способы заработка являются весьма эффективными, так как конкуренция не настолько велика. Заработок на предметах антиквариата скорее можно отнести к не самым распространенным методам.

Антиквариат представляет собой не что иное, как археологические ценности, старинную посуду, оружие, мебель, марки, монеты, значки и многие другие редкие предметы старины.К антиквариату чаще всего относят вещи, которым уже минимум 50 лет . Если вам интересны такие вещи, вы в них неплохо разбираетесь, то на этом можно попробовать заработать.

Стоимость старинных вещей в основном точно определяется во время аукциона. Однако прежде чем выставлять вещь, нужно примерно уже знать, насколько она будет оценена.

  • Возможность инвестирования. Одним из критериев высокой цены на антиквариат служит тот факт, будет ли возможно инвестировать в него. Как правило, настоящее искусство всегда остается в цене, потому что уже многие века человечество ценит и любит его, не жалея денег на пополнение коллекций.
  • Редкость. Редкость является очень важным фактором формирования стоимости старинной вещи. Уникальные вещи всегда ценятся гораздо больше тех, которые встречаются во многих экземплярах.
  • Качество и сохранность. Так как антиквариат представляет собой старинные вещи, то чем качественней они, и чем лучше они сохранились, тем дороже они будут стоить.
  • Оценки критиков и специалистов. Чем выше будет оценка критиков, тем больше работа будет представлять интерес для массового покупателя, который самостоятельно не в состоянии точно оценить ее.

Как и где оценить антиквариат

Давайте представим, что у вас в наличии есть старинная вещь, но сами вы не знаете, сколько она может стоить . В таком случае у вас есть два варианта:

  • Самостоятельно определить цену путем изучения материалов в газетах, досках объявлений, телевизоре, интернете. Здесь многое зависит от того, насколько редка ваша вещь. Если она уникальна или же очень редка, то информацию о ее стоимости самому найти будет очень сложно.
  • Обратиться к специалисту . Там вам назовут стоимость вашей вещи, однако даже если цена высока, не стоит сразу же спешить продавать ее, лучше обратиться еще в несколько других магазинов для составления более полной картины.

Где и как продать антиквариат

Существует определенное количество мест, где можно купить и продать антиквариат: ломбард, рынок, антикварный магазин, интернет сайты, форумы. Однако не все так просто, потому что в ломбарде старинные вещи не особо в цене, работнику ломбарда подавай больше золота или серебра с высокими пробами.

В антикварной лавке выставленная вами вещь, скорее всего не будет продана в ближайшие дни, а согласно практике антикварщиков, уже через пару недель вещь уценивают. Если она и вовсе не будет продана, то вам еще придется заплатить за ее хранение, а полностью сохраненными старинные вещи в лавке оказываются не всегда.

В салоне же, скорее всего, и вовсе не захотят брать вашу вещь, разве что она будет действительно ценна.

Для обладателей старинных монет, в интернете появился наш удобный , скупке и продаже по конкурентной стоимости антиквариата.

Подводя итог, можно сказать, что продавая антиквариат, можно заработать неплохие деньги . К тому же, нужно помнить, что зарабатывая себе репутацию, в дальнейшем будет уже проще, потому что ваше имя будет само работать на вас. В самом начале пути не стоит расстраиваться, и уж тем более бросать его, если доходы не будут столь высоки, как вы мечтали.

Видео о том, как заработать на антиквариате

Предлагаем вам посмотреть передачу, где темой обсуждения стала «Как заработать на антиквариате и старине»

Хороший заработок не придет сразу, нужно сначала поработать в этой сфере несколько лет, узнать ее, получить необходимый опыт. Однако со временем можно зарабатывать на антиквариате хорошие суммы денег , особенно тогда, когда вы сможете самостоятельно его оценивать и назначать свою стоимость.

Однажды, волею судеб, познакомился я с неким Сережей. Времени свободного было много и делать было особенно нечего, вот мы и беседовали. А почему не поговорить с интересным человеком. А Сережа действительно был интересный человек. Он, что называется, был антикваром в третьем поколении. Но не тот антиквар, который собирает разные там вещички и прячет все это по сундукам и темным комнатам, а антиквар с деньгами. Точнее антиквар, который делал деньги на антиквариате.

Еще его дед в далекие времена менял разные там безделушки на картошку и хлеб и неплохо на этом заработал, потом, когда народ начал эти безделушки покупать уже за деньги. А особенно, тот народ, который собирался уезжать и ему эти безделушки очень даже были нужны. Продолжил дело его отец. Он был большим любителем русских старинных икон, а потому он их активно продавал всем желающим заезжим иностранцам. И продавал хорошо, так что пришлось ему даже немножко побывать в далеких местах. Но тоже не без дела, так как после этих мест, рванул он еще дальше. Сам же Сережа, если верить его словам, в пятнадцать лет сколотил на торговле антикварными монетами неплохое состояние и когда рухнул СССР купил себе «Жигуленок» и катал девчонок по поселку, что они аж пищали от восторга. Хотя за правдивость последних слов я не ручаюсь, ибо мало ли что народ рассказывает о своей молодости.

Он действительно был специалист, асс с точки зрения разных там антикварных штучек. Ибо сам много знал и мог рассказывать понятно и умно.

Вот представьте, случилось так, что получили Вы по наследству от Вашего очень далекого родственника альбом с марками и не простыми марками, а такими старыми, что нельзя и сказать как это они могли вообще сохраниться с тех времен. Но рассмотрев эти марки и вспомнив добрым словом своего родственника, Вы не поленились и через Интернет, через знающих людей узнали, что оказывается, одна из этих марок, которая пылилась в этом альбоме стоит целое состояние. Ибо есть такая себе типа биржа или аукцион где очень богатые люди за сумасшедшие деньги продают и покупают эти небольшие кусочки бумажек. Ясное дело, что эти аукционы и биржи обитают на Западе. Если мне не изменяет память, то Сережа говорил, что выгоднее всего продать марки можно в Швейцарии. И вот когда Вы уже готовы получить за этот кусочек бумажки сотню-другую хрустящих зеленных долларов Вам, как обухом по голове: «Конечно, Ваша марка стоит дорого и в каталоге их биржи об этом записано черным по белому, что такие марки только так и стоят. Но они люди солидные и поэтому хотят быть уверенными, что все это законно. Поэтому они очень рекомендуют Вам рассказать им о том, как эта марка попала к Вашему родственнику и обо всех предыдущих владельцах марки». Они в целом, правы и их можно понять. Это когда марка пылилась в альбоме Вашего родственника всем было все равно где эту марку взял Ваш родственник, но если Вы эту марку продаете в таком солидном заведении и за большие деньги то тут могут произойти самые невероятные события. И, как результат, могут вдруг, как из под земли, появиться четвероюродные племянники, которые точно видели эту марку у их дяди как раз перед тем, как к нему приходили с обыском из ЧК. А дальше сами знаете, суды, иски, адвокаты. А оно им нужно, этим любителям маленьких кусочков бумажки за большие деньги? Нет, тут уж лучше не купить, чем купить, а потом иметь проблемы.

Головоломка, однако. Но Сережа объяснил, что любая головоломка имеет решение. Ибо головоломки на то и существуют, чтобы их решать. Как рассказывал Сережа в каждом сегменте антикварного бизнеса есть свои ведущие игроки. Они курируют эту биржу-аукцион, они же и дают самые умные и правильные экспертные оценки тем или иным шедеврам марочного искусства. А самое главное, если они выставляют на продажу марку, то им не очень нужно рассказывать, где они ее взяли. Зачем уважаемых людей такими расспросами тревожить. Вот к этим людям и можете Вы обратиться со своей маркой. А они могут ее по достоинству оценить и купить у Вас за самую справедливую цену. Какую? Сережа, рассказал, что математика тут простая. Если марка стоит сто тысяч то Вам за нее дадут десять, ну если очень им понравитесь, - двенадцать тысяч. «Ни фиг…» - это уже я Сереже сказал. На что он мне спокойно объяснил: главная ценность марки, как и любой другой антикварной вещи, не ее художественная или другая ценность, а кто ее продает. Почему они гуру антикварного мира, не потому, что такие уже ценители искусства, а потому, что они в отличие от основной массы любителей могут продавать эти марки, картины, статуэтки за очень-очень большие деньги. А так как покупают они их за очень-очень маленькие деньги, поэтому они часто очень любят выступать разного рода меценатами и «друзьями детей». Неужели Вы, правда, думали, что можно сколотить состояние на антиквариате, ища на помойках и чердаках старые безделушки и хлам? Это все для рассказов и интервью, главные деньги тут и рядом.

Это когда Вы приходите к ним и хотите купить что-либо то тут Вам и кофе и девочки и лимузин. Вы всегда желанный гость. А сколько интересного Вам расскажут о шедевре, который Вы хотите купить. А как высоко ценится этот шедевр. А как дорого он будет стоить через несколько лет. Это все для Вас и только для Вас. Но как только Вы придете к ним из желания продать им их же шедевр то сразу окажется, что сейчас это уже в не моде и спрос упал, и цены только снижаются, и это конечно шедевр, но таких шедевров сейчас продают очень и очень много, и вообще, он уже пылью припал и цвета как-то уже выгорели. Так что продать Вы можете, но только за полцены покупки.

Если верить Сереже, ценность любой антикварной вещи мало зависит от ее художественной ценности. Очень часто вещь вызывает отвращение и ее тяжело назвать шедевром искусства, но если об этой вещи говорят в нужных кругах, обсуждают разного рода мифические или реальные события, произошедшие с собственниками этой вещички, а самое главное, если автор этой вещи уже умер то она стоит денег. Почему так плохо продают картины живых художников, а потому, что он может еще написать новые и новые картины. А вот если художника уже давно нет и от его работ остались считанные картины, вот это уже интересно. Тут уже можно рассчитывать на успех. Чем меньше аналогичных вещичек, тем дороже ее можно продать. Срабатывает эффект уникальности. Для покупателя очень важно, чтобы его эго было польщено, что он обладает уникальной вещью, которая в единственном экземпляре и не имеет значения, что эта уникальная вещь выглядит допотопно и примитивно, главное в мире нет другой такой вещи.

Теперь немного становиться понятно, почему отдельные наши коллекционеры антиквариата, вложив не один миллион долларов в разного рода шедевры мирового искусства, потом не знают, куда эти шедевры девать. Благо офисы у этих людей большие, поэтому развешивают они свои шедевры по своим офисами и рассказывают, всем желающим, что эта картина, которая вообще-то и не совсем картина, а просто репродукция с известной картины будет стоить миллионы и миллиарды нужно только подождать. Ну что же, подождем. Авось будет.

Рассказал Сережа и кое-что интересное для желающих заработать на антиквариате.

Если Вы знаете, что в дальнем углу огорода Вашего деда зарыт клад то не надейтесь, что его можно найти простым миноискателем. В земле так много металла чаще всего железного мусора, что простой миноискатель будет Вам пищать ежеминутно, а Вы будете постоянно выкапывать старые чугунные горшки. Поиск разных кладов в земле - удел спецов, которые обладают достаточно дорогой аппаратурой, которую можно настроить даже на нужный состав сплава монеты или изделия. Хотя тут есть своя проблема. Искать разные там монеты и ювелирные изделия хорошо на старых кладбищах или курганах, а это дело запрещенное, поэтому и существуют «черные археологи», которые не брезгуют ничем.

Если Вы не специалист то покупая очень старинную и редкую монету, которая стоит целое состояние будьте готовы расстроиться, когда узнаете, что она «новодел». Это целый бизнес делать старинные монеты. Причем делают их качественно, поэтому на «зуб или на щуп» проверить невозможно. Поэтому умный народ покупает и продает только «своим». Потому и цены на монеты очень сильно разнятся «на базаре» и «в квартире».

Был момент, можно было заработать, что называется «на ровном месте» и при этом «чтя кодекс». Когда рухнул СССР очень много осталось картин социалистического реализма. Причем картин качественных и сделанных добротно, типа «Праздник урожая» или «Ленин на утреннике». И вот эти картины на вполне законных основаниях можно было купить за бутылку дешевого коньяка у бывшего председателя колхоза или секретаря парткома. Мало того, даже получить справку в Минкультуры, что это никакой художественной ценности не имеет и ее можно без проблем вывезти за границу. Нашлись умные люди, начали они эти картины скупать, и все туда, за границу. А там эти вещи в диковинку, а самое главное, все понимают, что уже больше их никто новых рисовать не будет. Как говориться, социальный заказ ушел. Поэтому цены на этот социалистический реализм начали расти, как на дрожжах. Некоторые активные антиквары не одни миллион долларов себе заработали на «Доярках на утренней зорьке» или «Шахтеры рапортуют партии». Хотя уже мода прошла. Как в свое время прошла мода на русские иконы.

В отличие от других стран, у нас «блошиных рынков» не так много, да и продают там всякую ерунду. Поэтому, такие антиквары, как Сережа больше ищут вещички, путешествуя по нашим городам и селам. Благо народ у нас разговорчивый и если правильно разговорить нужную бабушку или дедушку, можно узнать многое. А дальше главное, увидев ценную вещь, начинай рассматривать и торговаться за совсем ненужную безделицу. Психолог этот Сережа, нечего сказать. Как он рассказывал, был у него случай, когда пришел он в гости к одной старушке, а у нее в серванте стоит фарфоровый сервиз, пылью припадает, но он быстро клеймо приметил и чуть не обалдел. У него был немец, который эти сервизы скупал за сумасшедшие деньги. И, тут Сережа начинает усердно с бабушкой торговаться за сервант, который вообще никакой ценности не представляет, хотя и старый. Уже вещи начали с серванта доставать и поверять на прочность полки и дверки. Короче, не сошлись в цене. Дорого. А вот этот фаянсовый сервизик, который и даром никому не нужен, он купил за честную сотку зелени. И только потому, что ему было обидно, что так много на него времени потратили, и чтобы, как говорится, не с пустыми руками возвращаться. За сколько он продал этот сервиз немцу Сережа не сказал, но вернулся он тогда с Германии на б/у Мерседесе. Бизнес есть бизнес.

И как говорится, на посошок. Рассказал, Сережа, как лет десять назад продал он одному владельцу небольшой сети магазинов очень ценную китайскую вазу. Действительно ценную и действительно редкую. Продал, я понял, за несколько тысяч зеленых. И теперь этот бизнесмен раз в квартал его беспокоит звонком с постоянным вопросом: «Не пора ли вазу продавать?». На что Сережа ему отвечает меланхолическим голосом: «Рано. Пусть еще постоит. Ценность вазы растет по мере ее старения». Ну что же, лет через сто, может действительно будет «пора».

Доходность инвестиций в антиквариат может достигать 15–30% годовых в зависимости от категории предмета. РБК узнал у участников антикварного рынка, какие из старинных предметов искусства и обихода приносят больше всего денег

Тим Яржомбек для РБК

Инвестирование в предметы искусства и антиквариат становится все более востребованной финансовой стратегией среди состоятельных инвесторов, говорится в исследовании Deloitte Luxembourg & ArtTactic Art & Finance за 2016 год. Не менее 73% специалистов по управлению благосостоянием со всего мира, опрошенных экспертами Deloitte, отметили, что в прошлом году большинство их богатых клиентов захотели добавить либо добавили подобные активы в свои портфели. Для сравнения — в 2014 году доля таких респондентов составляла лишь 58%. Возросший интерес к произведениям искусства и антиквариату авторы исследования связывают в первую очередь со стремлением состоятельных клиентов диверсифицировать свои вложения и сберечь их от инфляции на фоне нестабильности финансовых рынков.

Активность инвестирования в искусство и антиквариат обычно возрастает во время ухудшения экономической ситуации, подтверждает главный редактор специализированного портала Artinvest Владимир Богданов. Так, в 2008 году, когда разгорелся мировой финансовый кризис, общий оборот легальных сделок на российском рынке антиквариата вырос до $500-700 млн, а после ослабления национальной валюты в 2014 году превысил уже $2 млрд, рассказывает эксперт. Таким образом, антиквариат, как и искусство в целом, может выступать классическим защитным активом для сбережений крупных инвесторов. Однако и в спокойные времена, когда рынки растут, доходность вложений в антикварные предметы может достигать 15-30% годовых в зависимости от категории товара. Этот показатель сопоставим с доходностью крупнейших фондовых индексов либо даже превышает их. Например, индикатор S&P500 вырос в 2016 году на 17,4%, а индекс ММВБ — на 24,2%. РБК разобрался, какие предметы антиквариата являются наиболее доходными, где найти грамотного арт-консультанта и как начать инвестировать на этом рынке.

Согласно федеральному закону «О культурном наследии народов РФ» антиквариатом является все, что имеет культурную, историческую, научную и художественную ценность и создано более 50 лет назад. Список предметов, которые подпадают под это определение, бесконечен: он включает в себя как художественные произведения всех форм и техник, так и предметы обихода, ювелирные изделия и ценные бумаги. Антиквариатом могут считаться денежные знаки, монеты, векселя и облигации, медали, посуда, часы, мебель и многое другое. Впрочем, рынок добавляет свои критерии для определения ценности объекта, в частности уникальность, время создания, провенанс (историю владения) и еще с десяток факторов, перечисляет гендиректор компании TAtchers’ Art Management Анна Швец.


Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

«К сожалению, на русское искусство и антиквариат в целом очень тяжело найти провенанс. На это повлияли две мировые войны и тяжелое время 1920-1930-х годов, когда предметы искусства перемещались без всяких записей», — сетует член правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД) Григорий Бальцер. В 2014 году Государственный институт искусствознания по заказу МКААД провел опрос российских инвесторов в антиквариат и коллекционеров, который показал, что участники антикварного рынка считают главным препятствием для его развития именно недоверие к оценке ценности предмета, рассказал эксперт.

Эту оценку можно провести самостоятельно либо заказать ее у профессиональных оценщиков, объясняет директор департамента по работе с VIP-клиентами ВТБ24 Павел Кудрявцев. В случае с антикварными вещами массового спроса, к которым относятся значки, награды, марки и монеты, оценить предметы можно по специальным каталогам продаж, которые выставляют аукционные дома. Однако погрешность такой оценки может достигать 30%, предупреждает банкир. Дело в том, что в ходе самих аукционов к изначальной стоимости лота всегда начисляется наценка — это обусловлено спецификой и эмоциональным накалом подобных торгов, говорит Владимир Богданов. Кроме того, аукционные дома берут комиссию с каждой сделки, которая может составлять 15-30% от стоимости реализованного лота.

Если же инвестор приобретает антиквариат не на аукционе, а у частного коллекционера, он рискует переплатить еще больше. Это обусловлено тем, что изначальная стоимость лота, как на торгах в аукционном доме, в данном случае остается неизвестной. В связи с этим Павел Кудрявцев предупреждает, что без обращения к профильным экспертам, способным грамотно провести оценку, инвестору вряд ли удастся заключить выгодную сделку. Это же рекомендация справедлива для тех, кто сам планирует продать предмет, который, предположительно, имеет антикварную ценность.


Фото: Александр Демьянчук / Reuters

Наибольшую опасность для инвестора в антиквариат представляет обилие фальшивок на антикварном рынке, считает руководитель дирекции частного банковского обслуживания, старший вице-президент банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер. Чтобы избежать подделок, инвестору придется загодя проверять на подлинность интересующие его объекты. «Необходимо получение экспертного заключения специалистов, консультантов по проверке подлинности работы и имеющихся сертификатов, а также оценка инвестиционной привлекательности», — перечисляет банкир.

По словам Павла Кудрявцева, на российском рынке чаще всего подделывают картины, редкие монеты и ордена. Причем далеко не все арт-консультанты могут дать стопроцентную гарантию их подлинности даже после экспертизы, что нередко приводит к судебным разбирательствам. Чтобы минимизировать ущерб, основатель аукционного дома «ЗнакЪ» Илья Горянов советует обращаться только к тем специалистам, которые получили лицензию от Министерства культуры РФ на проведение экспертизы объектов культурного наследия. Перечень этих экспертов можно посмотреть на сайте самого Минкульта . Также эксперты рынка рекомендуют обращаться к оценщикам из списка Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, доступного на сайте организации.

Сколько можно заработать

Несмотря на все риски, связанные с инвестициями в антиквариат, участников этого рынка привлекает высокая доходность, которая в отдельных случаях может достигать 30% годовых. Она поддерживается стабильно высоким спросом при довольно низком предложении. «Старые мастера уже ничего не напишут, что делает их работы более привлекательными с инвестиционной точки зрения», — объясняет Анна Швец. Инвестиции в антиквариат по определению являются долгосрочными: с годами стоимость этих активов только увеличивается. По наблюдениям Владимира Богданова, время хранения предметов старины в портфеле инвестора в среднем составляет три-пять лет. Илья Горянов, впрочем, считает, что лучше выставлять лот на продажу не раньше чем через десять лет после покупки. «Монеты, ордена, фарфоровые изделия за год вырастают в цене на 15-30%. Картины известных художников могут за то же время подорожать в два или три раза. Книги и мебель не так быстро дорожают, но спрос на них стабилен», — рассказывает Павел Кудрявцев. Доходность раритетных художественных и исторических фотографий в среднем составляет 10% в год, добавляет Анна Швец. А вот раритетное оружие, по данным исследовательской компании Art Market Research, ежегодно дорожает на 10-25%

Самый большой потенциал роста цены у тех предметов антиквариата, которые еще не стали массовым явлением на этом рынке. Пример тому — старинные бумажные деньги , которые стабильно показывают доходность 30% годовых, говорит Илья Горянов. А вот картины, монеты и награды постепенно перестают быть привлекательными для инвесторов, за исключением тех, которые существуют в строго ограниченном количестве, отмечает эксперт.​


Фото: Наталья Михайлова / ТАСС

Как стать инвестором

Собеседники РБК сходятся во мнении, что, несмотря на широкий диапазон цен на антиквариат (он нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей), наиболее прибыльные инвестиции в эти активы требуют крупных вложений от коллекционера. Это делает покупку старинных предметов искусства и быта прерогативой состоятельных клиентов. Согласно исследованию Государственного института искусствознания, игроков антикварного рынка, готовых делать крупные вложения (свыше 1 млн руб.), совсем немного — около 4,3% от общего количества. При этом 14% инвесторов готовы потратить на антиквариат от 100 тыс. до 1 млн руб., 30,9% — от 10 тыс. до 100 тыс. руб., а 18,7% — до 10 тыс. руб. «По-настоящему крупных игроков среди россиян не наблюдается. Из списка топ-200 мировых коллекционеров только трое — россияне. При этом серьезные коллекционеры отправляются за крупной добычей в Лондон или Нью-Йорк», — объясняет Анна Швец.

Элитарность инвестиций в антиквариат подтверждает и тот факт, что услуги арт-банкинга (банковская услуга по сопровождению инвестиционных сделок на арт-рынке) предлагают только в подразделениях банков для состоятельных клиентов. Из топ-15 участников рынка private banking в России, по версии Frank Research Group, о наличии такой услуги РБК сообщили в Сбербанке, ВТБ24, ЮниКредит Банке, «Уралсибе», Альфа-банке, Газпромбанке и банке «Санкт-Петербург». Сервис арт-банкинга включает в себя оценку и экспертизу, помощь в составлении коллекции, заключении сделки, в том числе на международном уровне, а также участие в аукционах, транспортировку, страхование и хранение антиквариата в охраняемых депозитариях с необходимыми температурными условиями.

Основным преимуществом арт-банкинга является то, что он упрощает коллекционеру процесс организации сделки, отмечает Владимир Богданов. При самостоятельной покупке антиквариата инвестору придется заниматься оформлением документов самому, что потребует изучения деталей соответствующего законодательства. «Надо будет, например, учитывать, что российские законы запрещают вывоз из страны различных предметов искусства и обихода возрастом от ста лет и старше», — объясняет Богданов. Илья Горянов напоминает, что законодательство также запрещает продажу орденов и наград, относящихся к советскому периоду после 1917 года, равно как и продажу раритетного огнестрельного оружия, если оно все еще в рабочем состоянии.

Опрошенные РБК специалисты также отмечают, что, как и в случае с инвестициями на фондовых биржах, инвестору в антиквариат придется все время держать руку на пульсе рынка, отслеживая изменение конъюнктуры на нем. Тенденции и возможности арт-рынка можно отслеживать по поведению нью-йоркского «семейства» индексов Mei-Moses All Art index, а для понимания, в какие конкретно активы нужно инвестировать, необходимо изучать каталоги и следить за ходом торгов на аукционах. Первые шаги помогут сделать специализированные курсы — например, серия из 20 лекций в Институте арт-бизнеса и антиквариата. Более глубокое погружение в рынок предполагает обучение уже в течение года, причем занятия проходят в этом же институте вечером либо дистанционно. Ознакомиться с календарем предстоящих торгов и аукционов в России можно, например, на профильных сайтах Artinvetment.ru и аукционного дома «Гелос». Среди зарубежных аукционов самыми крупными считаются Sotheby"s, Christie"s и MacDougall"s — их сайты также обязательны для постоянного мониторинга, сходятся во мнении эксперты.

Опишем подробнее как открыть антикварный магазин и составим краткий бизнес-план для начинающих. Подобное направление является достаточно перспективным и интересным, ведь любовь к искусству, старинным предметам и красивым вещам всегда сопровождает человечество.

Если составить базу постоянных клиентов из ценителей прекрасного, знатоков старины и коллекционеров, то можно рассчитывать на стабильно увеличивающийся поток прибыли от бизнеса. Уже через год-другой все инвестиции окупятся и помогут существенно расширить предлагаемый ассортимент уникальных изделий.

Особенности проекта

Перепродажа антиквариата как бизнес относится сразу к нескольким направлениям деятельности – торговле и искусству. При этом отличается от обычной реализации товара отдельными нюансами, о которых расскажем подробнее.

Основное преимущество старинных вещей – их стоимость с каждым годом только растет. Поэтому иногда антиквары идут на хитрости – придерживают отдельные экземпляры до тех времен, когда их цена значительно увеличится, и только тогда продают. Считается, что каждые несколько месяцев следует проводить полную ревизию и переоценку товара в таком магазине. А сам владелец, даже не продавая ничего, становится на 20% богаче каждый год.

Но при покупке старинных и ценных вещей очень важно сотрудничать с работниками органов внутренних дел. Они предоставят перечень краденого антиквариата, который находится в розыске. Это поможет уберечь себя от неприятностей, связанных с законом.

Еще одно отличие антиквариата от обычных товаров широкого потребления состоит в том, что продажи могут совершаться очень редко и неравномерно. И если в каком-то месяце прибыли у владельца нет совсем, то в другом буквально один клиент может покрыть годовые расходы на содержание лавки.

Тем не менее, у подобного бизнеса есть и свои недостатки. Например, владельцем такого магазина не может стать любой предприимчивый человек. Здесь нужны определенные знания, навыки, понимание самой сферы деятельности. Обычно организовать собственный магазин по продаже антиквариата решается профессионал, грамотный оценщик, имеющий опыт в каком-либо направлении.

Также существенным минусом считаются крупные инвестиции. Ведь для начала придется потратиться не только на оформление магазина и регистрацию, но и закупить сам ассортимент товаров. А он редко бывает дешевым. Поэтому начинающим предпринимателям рекомендуют остановиться на старте лишь на какой-то одной разновидности старины – монетах, картинах, статуэтках. И лишь по мере получения прибыли расширяться.

Привлекательность данного направления обусловлена не только ростом спроса на древние предметы искусства, но и некоторыми сенсационными событиями. Все чаще случаются невероятные продажи, когда простую картину или поделку из прошлого владелец приобретает на «блошином рынке» по $3, а продает потом на всемирном аукционе за несколько миллионов. Это заставляет многих предпринимателей задуматься над тем, как заработать на антиквариате.

Какие нужны документы?

Чтобы действовать в рамках закона обязательно придется зарегистрироваться в налоговой службе. Следует встать на учет в качестве юридического лица, например, выбрав форму деятельности ООО (общество с ограниченной ответственностью).

Удобно то, что сегодня отменили специальное лицензирование на продажу антикварных вещей. Она нужна будет лишь в том случае, если в ассортименте есть драгоценные украшения и ювелирные изделия. Тогда дополнительно придется встать на учет в соответствующих органах. При подготовке помещения нужно получить разрешения от СЭС и ГПИ.

Обустраиваем торговый зал

Магазин антикварных вещей лучше всего открывать где-либо на многолюдных улицах. Сам район особого значения не имеет, так как за эксклюзивным изделием коллекционеры готовы отправиться куда угодно. Но иногда есть смысл арендовать помещение поблизости музеев, туристских маршрутов, в исторической части города.

Шумные торговые центры для этого не подходят, так как лишние звуки будут отвлекать посетителей и сбивать с настроя. В такой лавке важно создать атмосферу, которая поможет в спокойном и размеренном режиме выбрать понравившуюся вещь. Даже саму обстановку стараются сделать максимально аутентичной тому времени, из которого представлены товары в магазине.

Для этого и всю торговую мебель подбирают соответственно. Благодаря дизайнерскому подходу создают ощущение прошлого или даже позапрошлого столетия. Если в ассортименте есть антикварные предметы мебели, то их используют в качестве декора.

Оборудование в зале может быть стандартным – стеллажи, полки, витрины. Но по стилю желательно оформить его в старинном образе. Мелкие предметы удобно выставлять в витринах, на полках расставляют статуэтки, вазы и другие небольшие изделия. Стеллажи используют под книги. Иногда самые ценные вещи хранят в сейфе, но это нежелательно, так как посетители не смогут узнать об их наличии и оценить эксклюзивность товара.

Размеры помещения могут быть самыми разными. Иногда достаточно и 20 кв. м., если вы продаете лишь марки, банкноты, монеты, ювелирные украшения. Но, чтобы разместить картины, предметы мебели и другие габаритные вещи придется арендовать более солидное помещение.

Формируем ассортимент

Грамотный подбор изделий для продажи – важная составляющая успеха в данном деле. От этого во многом зависит и привлекательность торговой точки для клиентов, и установленные расценки, и количество продаж. Обратите внимание на следующую статистику:

  1. Предметы живописи и скульптуры составляют почти половину товара в антикварных лавках.
  2. 20% позиций занимают монеты и всевозможные знаки отличия, награды, медали и пр.
  3. Старинная мебель представлена в магазинах данной направленности в объеме 17%, а ювелирные изделия – лишь на 15%.

С чего начать антикварный бизнес? Опытные владельцы лавок рекомендуют остановить свой выбор на 1-2 направлениях. Это может быть какое-то определенное время, эпоха или же отдельные предметы искусства – картины, скульптуры, мебель, книги, иконы и т. д. Считается, что стоимость живописи с каждым годом увеличивается на 30-50%, в то время, как старинные монеты дорожают лишь на 20%. У ювелирных изделий и марок отмечается самый низкий рост цены – 7%.

Чтобы преуспеть в торговле любого направления важным ключом является покупка товара по самой низкой стоимости и перепродажа его дороже. Но не все так просто. Довольно сложно найти действительно ценные старинные вещи, которые продаются за копейки. Для поиска таких «изюминок» приходится тратить очень много времени и хорошо разбираться в предметах искусства самых разных эпох.

Приобретать товар можно несколькими путями:

  • В частном порядке, объезжая деревни, поселки и общаясь со старожилами.
  • У профессиональных скупщиков.
  • На «блошином рынке», где люди продают ненужные вещи из дома, когда наводят порядок.
  • У кладоискателей – сегодня есть группы людей, занимающиеся поиском кладов, раскопками, хотя часто их деятельность не всегда соотносится с законом, поэтому здесь стоит быть достаточно осторожными.
  • В других магазинчиках антикварного направления.

Современная торговля немыслима и без интернета. С его помощью можно как покупать, так и продавать не только предметы широкого потребления, но и антикварные изделия. Просматривайте лоты на аукционах, специализированных сайтах, форумах и т. д. Вполне возможно, что найдется что-либо ценное, в чем нуждаются ваши клиенты.

Поскольку затраты на пополнение ассортимента часто бывают слишком высокими и неподъемными для начинающего предпринимателя, то некоторые владельцы магазинов работают в режиме комиссии или заимствуют деньги на покупку отдельных изделий. Тогда прибыль получается лишь за счет установленной наценки на товар.

Штат сотрудников

Данный бизнес отличается тем, что найти квалифицированный персонал для работы достаточно трудно. Перечислим основные штатные единицы:

  1. Продавец-консультант – должен отличаться широкими специфическими познаниями в области истории, искусства, живописи, нумизматики и пр., в зависимости от представленного ассортимента. При этом нужно уметь проконсультировать покупателя относительно заинтересовавших его предметов, расположить к себе, наладить человеческий контакт. Приветствуется личный хороший вкус и опыт работы в торговле схожей тематики.
  2. Эксперт-оценщик – обязан уметь отличать подлинное изделие искусства от подделки, ведь фальшивые предметы антиквариата наполняют рынок не менее, чем на 50%. При покупке ценных позиций очень важно определить, за что вы платите деньги. Обычно такой специалист разбирается лишь в одном каком-то направлении искусства. Поэтому имеет смысл не нанимать таких консультантов в штат на постоянной основе, а пользоваться услугами нескольких из них по договоренности и необходимости.
  3. Реставратор – помогает восстановить старые, но частично испорченные или поломанные вещи. Это не всегда целесообразно, так как иногда процедура реставрации стоит дороже, чем сам предмет старины. Но иметь такого человека в штате или же приглашать его для выполнения отдельных заказов нужно.
  4. Менеджер по закупкам, который в антикварном бизнесе чаще носит название «скупщик» – совершает поездки по различным селам, деревням, городам и ищет забытые, неоцененные редкостные вещи. Такой человек также должен обладать определенными знаниями и навыками устанавливать ценность разных изделий.
  5. Бухгалтер – можно выполнять данную функцию самостоятельно, поручить ее отдельно нанятому помощнику или же воспользоваться услугами специальных фирм, работающих в режиме аутсорсинг.
  6. Водитель и грузчик – имеет смысл нанимать их только, если вы занимаетесь продажей крупногабаритных предметов меблировки или других тяжелых изделий. Тогда желательно доставлять клиентам их заказ на дом, что обязательно повысит престижность заведения.
  7. Охранник – нужен только лишь тогда, когда в продаже выставлены действительно очень ценные и редкие предметы искусства (например, ювелирные изделия).

Точное число занятых людей в магазине зависит лишь от ваших финансовых возможностей и организационных особенностей. Иногда на старте сам владелец справляется с большей частью обязанностей, что существенно экономит расходы на заработную плату и социальное страхование.

Поскольку в данном деле нет особо высокой конкуренции, а коллекционеры готовы отправиться в специализированную лавку хоть на край города, то особой нужды в рекламе антикварного магазина нет. И все же, чтобы проинформировать население о своей деятельности и открытии желательно воспользоваться хотя бы минимальными средствами:

  • сделать заметную вывеску;
  • разместить объявления в СМИ (газетах, журналах);
  • задействовать интернет – контекстная реклама, сайт, социальные сети, специализированные форумы;
  • можно участвовать в аукционах.

В антикварном деле формируется постоянная база клиентов, которые периодически навещают магазин в поисках новинок. Поэтому здесь очень важна личная работа с каждым покупателем. Так, нелишним будет создать особый клуб, предложить заполнить небольшую анкету, оставить номер телефона или электронной почты. Тогда при поступлении новых позиций вы сможете отправлять сообщения заинтересованным клиентам.

Рентабельность бизнеса

Первоначальные вложения в открытие антикварной лавочки будут сильно колебаться в зависимости от выбранной направленности и ассортимента товара. Но обычно это крупные затраты.

Наценка на большинство изделий устанавливается в пределах 100-300%, что уже само по себе выводит прибыль на высокий уровень. Но если в вашей коллекции появилось что-либо уникальное и эксклюзивное, то стоимость товара можно установить и значительно выше. И как уже отмечалось, не следует ожидать в этом деле стабильных и равномерных доходов. Иногда одна покупка в год становится существенной.

Видео: как это устроено – антикварный магазин.