В каком городе родился шуман. Роберт шуман - биография, фото, личная жизнь композитора. Проблемы со здоровьем и смерть

Руская народная сказка «Лиса и Заяц » в пересказе Владимира Даля.

Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка.
Вот как пошли заморозки, стал Зайка линять, а как пришла зима студёная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить: натаскал лубочков и давай городить хижину. Увидала эта Лиска и говорит:
- Ты, косенький, что это делаешь?
- Видишь, от холода избу строю.
«Bишь, какой догадливый, - подумала Лиса, - давай-ка и я построю избу - только уж не лубочный домик, а палаты, хрустальный дворец!». Вот и принялась она лёд таскать да избу класть. Обе избы поспели разом, и зажили наши звери своими домами.

Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайчиком посмеивается: «Вишь, чернолапотник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста, и светла - ни дать ни взять хрустальный дворец!»

Лисе зимою всё было хорошо, а как пришла весна по зиму да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал. Как Лиске без дому быть? Вот подкараулила она, когда Зайка вышел из своей избы погулять, подснежной травки, заячьей капустки пощипать, прокралась в Зайкину избу и влезла на полати.

Пришёл Зайчик, торкнулся в дверь - заперта. Подождал маленько и стал опять стучаться.
- Кто там? - закричала Лиса толстым голосом.
- Это я, хозяин, серый Зайчик, пусти меня, Лисонька.
- Убирайся, не пущу, - отвечала Лиса.
Пообождал Зайка да и говорит:
- Полно, Лисонька, шутить, пусти, мне уж спать хочется.
А Лиса в ответ:
- Постой, косой, вот как я выскочу, да выпрыгну, пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!

Заплакал Зайчик и пошёл куда глаза глядят. Повстречался ему серый Волк.
- Здорово, Зайка, о чём ты плачешь, о чём горюешь?
- А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, водой ушла, она мою захватила, да и не пускает меня, хозяина!
- А вот постой, - сказал Волк, - мы её выгоним!
- Навряд ли, Волченька, выгоним, она крепко засела!
- Я не я, коли не выгоню Лису! - зарычал Волк.
Вот Зайчик обрадовался и пошёл с Волком гнать Лису. Пришли.
- Эй, Лиса Патрикеевна, выбирайся из чужой избы! - закричал Волк.
А лиса ему из избы в ответ:
- Постой, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трепать, так только клочья по ветру полетят!
- Ой-ой, какая сердитая! - заворчал Волк, поджал хвост и убежал в лес, а Зайка остался плакать в поле.

Идёт Бык.
- Здорово, Зайка, о чём тужишь, о чём плачешь?
- А как же мне не тужить, как не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила, да вот и не пускает меня, хозяина, домой!
- А вот постой, - сказал Бык, - мы её выгоним.
- Нет, Быченька, навряд выгнать её, крепко засела, уже её Волк гнал - не выгнал, и тебе, Быку, не выгнать!
- Я не я, коли не выгоню, - замычал Бык.
Зайчик обрадовался и пошёл с Быком выживать Лису. Пришли.
- Эй, Лиса Патрикеевна, ступай вон из чужой избы! - промычал Бык.
А Лиса ему в ответ:
- Постой, вот как слезу я с печи, да пойду тебя, Быка, трепать, так только клочья по ветру полетят!
- Ой-ой, какая сердитая! - замычал Бык, закинул голову и давай улепётывать.

Зайчик сел подле кочки и заплакал.
Вот идёт Мишка-Медведь и говорит:
- Здорово, косой, о чём тужишь, о чём плачешь?
- А как же мне не тужить, как не горевать: была у меня изба лубяная, а у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила, да и не пускает меня, хозяина, домой!
- А вот постой, - сказал Медведь, - мы её выгоним!
- Нет, Михайло Потапыч, навряд выгнать её, крепко засела. Волк гнал - не выгнал. Бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!
- Я не я, - заревел Медведь, - коли не выживу Лису!
Вот Зайчик обрадовался и пошёл, подпрыгивая, с Медведем домой гнать Лису. Пришли.
- Эй, Лиса Патрикеевна, - заревел Медведь, - убирайся вон из чужой избы!
А Лиса ему в ответ:
- Постой, Михайло Потапыч, вот как слезу с печи, да выскочу, да прыгну, да пойду тебя, косолапого, трепать, так только клочья по ветру полетят!
- У-у-у, какая лютая! - заревел Медведь, да и пустился впритруску бежать.

Как быть Зайцу? Стал он Лису упрашивать, а Лиса и ухом не ведёт. Вот заплакал Зайчик и пошёл куда глаза глядят и повстречал кочета, красного Петуха, с саблей на плече.
- Здорово, Зайка, каково поживаешь, о чём тужишь, о чём плачешь?
- А как же мне не тужить, как не горевать, коли с родного пепелища сгоняют? Была у меня избенка лубяная, а у Лисицы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою заняла, да и не пускает меня, хозяина домой!
- А вот постой, - сказал Петух, - мы её выгоним!
- Вряд ли, Петенька, тебе выгнать, она больно крепко засела! Её Волк гнал - не выгнал, её Бык гнал - не выгнал, Медведь гнал - не выгнал, где уж тебе совладать!
- Попытаемся, - сказал Петушок и пошёл с Зайцем выгонять лису. Как пришли они к избушке. Петух запел:

Идёт кочет на пятах,
Несёт саблю на плечах,
Хочет Лиску зарубить,
Себе шапку сшить, -
Выходи, Лиса, пожалей себя!

Как заслышала Лиса Петухову угрозу, испугалась, да и говорит:
- Подожди, Петушок, золотой гребешок, шёлковая бородка!
А Петух кричит:
- Кукареку, всю изрублю!
Вот Лиса просит тоненьким, масленым голоском:
- Петенька, Петушок, пожалей старые косточки, дай мне шубенку накинуть!
А Петух, стоя у дверей, знай себе кричит:

Идёт кочет на пятах,
Несёт саблю на плечах,
Хочет Лиску зарубить,
Себе шапку сшить, -
Выходи, Лиса, пожалей себя!

Нечего делать, некуда деваться Лисе: приотворила дверь, да и выскочила. А Петух поселился с Зайчиком в его избушке, и стали они жить, да быть, да добро копить.

Лиса и заяц - это русская народная сказка. Это сказка о злой и хитрой лесе. А также о том, что самым смелым может быть даже самый маленький в лесу Петушок, а трусом собака, бык и даже медведь. Т. е. смелость не зависит от роста и сила, а зависит от упорства и терпения.

Младшие школьника могут сами прочесть эту сказку, а дошколятам прочитают и проанализируют её воспитатели или родители.

Лиса и заяц

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, у зайца — из мягкой липовой коры — лубяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. Вот лиса и попросилась к нему переночевать, да его из избушки и выгнала.

Идёт по дороге зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Не плачь, зайчик! Я тебе помогу.

Пошли они к избушке. Собака залаяла:

— Гав, гав, гав! Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи говорит:

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт по дороге, плачет. Ему навстречу медведь:

— О чём, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Не плачь, я тебе помогу.

— Нет, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избушке. Медведь как закричит:

— Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи отвечает:

— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!

Медведь испугался и убежал.

Идёт опять зайчик. Ему навстречу бык:

— Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Пойдём, я тебе помогу.

— Нет, бык, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и медведь не выгнал, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избушке. Бык как заревел:

— Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи отвечает:

— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!

Бык испугался и убежал.

Идёт опять зайчик по дороге, плачет ещё сильнее. А ему навстречу петух с косой:

— Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Пойдём, я тебе помогу.

— Нет, петух, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и медведь не выгнал, и бык не выгнал, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Подошли они к избушке. Петух тут затопал, крыльями забил:

Уходи из дома, лиса!

Лиса услышала, испугалась и говорит:

— Обуваюсь...

Петух опять затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.

Уходи из дома, лиса!

Лиса опять говорит:

— Одеваюсь...

Петух в третий раз затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.

Уходи из дома, лиса!

Тут лиса выбежала из избушки и прочь убежала. Стали петух с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.

По праву называются величайшими композиторами 19 века. Но чаще слышится фраза шумановский период, такое название дается эпохе романтизма в мире музыки.

Детство и юность

Немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Саксонии (Германия) у любящей пары Фридриха Августа и Иоганны Кристианы. Из-за любви к Иоганне, родители которой противились браку с Фридрихом по причине бедности, отец будущего музыканта за год работы помощником в книжной лавке заработал на свадьбу с девушкой и на открытие собственного дела.

Роберт Шуман вырос в семье, где было пятеро детей. Мальчик рос озорным и веселым, похожим на мать, и сильно отличался от отца, замкнутого и молчаливого человека.

Роберт Шуман начал учебу в школе в шесть лет, отличался лидерскими качествами и творческими способностями. Через год родители заметили музыкальный талант ребенка и отдали учиться игре на фортепиано. Вскоре у него проявилась способность сочинять оркестровую музыку.


Молодой человек долго не мог определиться с выбором будущей профессии – заняться музыкой или податься в литературу, как хотел и настаивал отец. Но концерт пианиста и дирижера Мошелеса, на котором Роберт Шуман побывал, не оставил шансов литературе. У матери композитора были планы сделать из сына юриста, но в 1830 году все-таки получил благословение родителей посвятить жизнь музыке.

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.


Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них - тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.


Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.

Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.


Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.


При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Личная жизнь

С будущей женой Кларой Жозефиной Вик композитор познакомился в юном возрасте в доме учителя по фортепиано – девушка оказалась дочерью Фридриха Вика. В 1840 году состоялось бракосочетание молодых. Этот год считается самым плодотворным для музыканта – написано 140 песен, а также год примечателен присвоением ученой степени доктора философии Лейпцигского университета.


Клара славилась знаменитой пианисткой, разъезжала по концертам, в которых муж сопровождал любимую. У пары родилось 8 детей, первые годы совместной жизни были похожи на сказку о любви со счастливым продолжением. Спустя 4 года у Роберта Шумана начинают проявляться острые приступы нервного расстройства. Критики предполагают, что причина этого - жена композитора.

До свадьбы музыкант боролся за право стать мужем знаменитой пианистки, в большей степени с отцом девушки, который категорически не одобрял намерения Шумана. Вопреки препятствиям, созданным будущим тестем (дело дошло до судебных разбирательств), Роберт Шуман женился по любви.


После бракосочетания пришлось бороться с популярностью и признанием жены. И хотя Роберт Шуман был признанным и знаменитым композитором, ощущение того, что музыкант прячется в тени славы Клары, не покидало. В результате душевных переживаний Роберт Шуман делает перерыв длиной в два года в творчестве.

История любви о романтических отношениях творческой пары Клары и Роберта Шуманов воплощена в фильме «Песнь любви», увидевшем свет в Америке в 1947 году.

Смерть

В 1853 году знаменитые композитор и пианистка отправляются путешествовать по Голландии, где пару принимали с почестями, но через некоторое время симптомы болезни резко обострились. Композитор предпринял попытку самоубийства, спрыгнув в реку Рейн, но музыканта спасли.


После этого случая был помещен в психиатрическую клинику возле Бонна, встречи с женой разрешались редко. 29 июля 1856 года в 46 лет великий композитор скончался. По результатам вскрытия причина болезни и смерти в раннем возрасте – переполненные кровью сосуды и повреждения в мозге.

Произведения

  • 1831 – «Бабочки»
  • 1834 – «Карнавал»
  • 1837 – «Фантастические отрывки»
  • 1838 – «Детские сцены»
  • 1840 – «Любовь поэта»
  • 1848 – «Альбом для юношества»

«Разум ошибается, чувство никогда» – эти слова Шумана могли бы стать девизом всех художников-романтиков, свято веривших в то, что самое драгоценное в человеке – это его способность чувствовать красоту природы и искусства и сочувствовать другим людям.

Творчество Шумана привлекает нас, прежде всего, богатством и глубиной чувств. А его острый, проницательный, блестящий разум никогда не был холодным разумом, он всегда был освещен и согрет чувством и вдохновением.
Богатая одаренность Шумана не сразу проявилась в музыке. В семье преобладали литературные интересы. Отец Шумана был просвещенным книгоиздателем и иногда сам выступал как автор статей. А Роберт в юные годы серьезно занимался языкознанием, литературой, писал пьесы, которые ставились в домашнем кружке любителей. Занимался он и музыкой, играл на фортепиано, импровизировал. Друзей восхищало его умение нарисовать музыкой портрет кого-либо из знакомых так, что можно было легко узнать его манеры, жесты, весь облик и характер.

Клара Вик

По желанию родных Роберт поступил в университет (Лейпцигский, а потом Гейдельбургский). Занятия на юридическом факультете он был намерен совмещать с музыкой. Но с течением времени Шуман понял, что он не юрист, а музыкант, и стал настойчиво добиваться согласия матери (отец к тому времени умер) на то, чтобы целиком посвятить себя музыке.
Согласие, в конце концов, было дано. Большую роль сыграло ручательство видного педагога Фридриха Вика, который заверил мать Шумана, что из ее сына при условии серьезных занятий получится выдающийся пианист. Авторитет Вика был не пререкаем, ведь его дочь и ученица Клара, тогда еще девочка, уже была концертирующей пианисткой.
Роберт снова перебрался из Гейдельберга в Лейпциг и превратился в старательного и покорного ученика. Считая, что ему надо скорее наверстать упущенное время, он занимался без устали, а для того чтобы добиться свободы движения пальцев, изобрел механическое приспособление. Это изобретение сыграло роковую роль в его жизни – оно привело к неизлечимому заболеванию правой руки.

Роковой удар судьбы

Это был ужасный удар. Ведь Шуман с величайшим трудом добился разрешения родных бросить почти законченное образование и посвятить себя целиком музыке, а в итоге он мог только кое-как непослушными пальцами что-то наигрывать «для себя»… Было от чего прийти в отчаяние. Но без музыки он уже не мог существовать. Еще до катастрофы с рукой он начал брать уроки теории и серьезно заниматься композицией. Теперь эта вторая линия стала первой. Но не единственной. Шуман стал выступать как музыкальный критик, и его статьи – меткие, острые, проникающие в самую суть музыкального произведения и особенности музыкального исполнения – сразу привлекли к себе внимание.


Шуман-критик

Известность Шумана-критика предшествовала известности Шумана-композитора.

Шуману было всего двадцать пять лет, когда он отважился на то, чтобы организовать собственный музыкальный журнал. Он стал издателем, редактором и основным автором статей, появлявшихся от имени членов «Давидова братства» – «Давидсбунда».

Давид, легендарный библейский царь-псалмопевец, боролся с враждебным народом – филистимлянами и побеждал их. Слово «филистимлянин» созвучно немецкому «филистер» – мещанин, обыватель, ретроград. Целью членов «братства Давида» – давидсбюндлеров была борьба с обывательскими вкусами в искусстве, с цепляньем за старое, отжившее или, наоборот, с погоней за новейшей, но пустой модой.

Того братства, от имени которого выступал шумановский «Новый музыкальный журнал», в действительности не существовало, это была литературная мистификация. Был небольшой кружок единомышленников, но Шуман считал членами братства всех передовых музыкантов, в частности Берлиоза и , чей творческий дебют он приветствовал восторженной статьей. Сам Шуман подписывался двумя псевдонимами, в которых были воплощены разные стороны его противоречивой натуры и разные грани романтизма. Образ Флорестана – романтика-бунтаря и Эвсебия – романтика-мечтателя мы находим не только в литературных статьях Шумана, но и в его музыкальных произведениях.

Шуман-композитор

А музыки писал он в эти годы много. Одна за другой создавались тетради его фортепианных пьес под непривычным для того времени названиями: «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Крейслериана», «Детские сцены» и др. Сами названия говорят о том, что в этих пьесах отразились разнообразные жизненные и художественные впечатления Шумана. «В «Крейслериане», например, созданный писателем-романтиком Э. Т. А. Гофманом образ музыканта Крейслера, своим поведением и даже самим существованием бросавшего вызов окружавшей его мещанской среде. «Детские сцены» – мимолетные зарисовки жизни детей: игры, сказки, детские фантазии, то страшные («Пуганье»), то светлые («Грезы»).

Все это относится к области программной музыки. Названия пьес должны дать толчок воображению слушателя, направить его внимание в определенную сторону. Большинство пьес – миниатюры, в лаконичной форме воплощающие какой-то один образ, одно впечатление. Но Шуман часто объединяет их в циклы. Самое известное среди таких сочинений – «Карнавал» – состоит из ряда небольших пьес. Здесь и вальсы, и лирические сцены встреч на балу, и портреты реальных и вымышленных персонажей. Среди них наряду с традиционными карнавальными масками Пьеро, Арлекина, Коломбины мы встречаем Шопена и , встретим, наконец и самого Шумана в двух лицах – Флорестана и Эвсебия, и юную Кьярину – Клару Вик.

Любовь Роберта и Клары

Роберт и Клара

Братская нежность к этой талантливой девочке, дочери учителя Шумана, со временем перешла в глубокое сердечное чувство. Молодые люди поняли, что созданы друг для друга: у них были одинаковые жизненные цели, одинаковые художественные вкусы. Но это убеждение не разделялось Фридрихом Виком, который считал, что муж Клары должен прежде всего обеспечить ее материально, а этого от неудавшегося пианиста, каким был в глазах Вика Шуман, нечего ждать. Боялся он и того, что замужество помешает концертным триумфам Клары.

«Борьба за Клару» продолжалась целых пять лет, и лишь в 1840 году, выиграв судебный процесс, молодые люди получили официально разрешение на брак. Роберт и Клара Шуман

Этот год биографы Шумана называют годом песен. Шуман создал тогда несколько песенных циклов: «Любовь поэта» (на стихи Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» – цикл, написанный в качестве свадебного подарка Кларе. Идеалом композитора было полное слияние музыки и слова, и он действительно достиг этого.

Так начались счастливые годы жизни Шумана. Горизонты творчества расширились. Если раньше его внимание было почти целиком сосредоточено на фортепианной музыке, то теперь вслед за годом песен наступает пора симфонической музыки, музыки для камерных ансамблей, создается оратория «Рай и Пери». Шуман начинает и педагогическую деятельность в только что открывшейся Лейпцигской консерватории, сопровождает Клару в ее концертных поездках, благодаря которым его сочинения завоевывают все более широкую известность. В 1944 году Роберт и Клара проводят несколько месяцев в России, где их встретило теплое, дружеское внимание музыкантов и любителей музыки.

Последний удар судьбы


Вместе навсегда

Но счастливые годы омрачились незаметно подкрадывавшейся болезнью Шумана, поначалу казавшейся простым переутомлением. Дело, однако, оказалось серьезнее. Это было психическое заболевание, иногда отступавшее – и тогда композитор возвращался к творческому труду и талант его оставался таким же ярким и оригинальным, иногда обострявшееся – и тогда он уже не мог ни работать, ни общаться с людьми. Болезнь постепенно подтачивала его организм, и последние два года жизни он провел в больнице.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шумана Роберта Александра

ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-56), немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый музыкальный журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды», 2-я редакция 1852). Опера «Геновева» (1848), оратория «Рай и Пери» (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849).

ШУМАН (Schumann) Роберт (полное имя Роберт Александер) (8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856, Эндених, предместье Бонна), немецкий композитор.

Победила любовь к музыке
Родился в семье книготорговца и издателя. Рано обнаружил способности пианиста и композитора, а также литературный дар (до зрелого возраста сохранил юношеское пристрастие к творчеству немецкого писателя-романтика Жана Поля, в чьем творчестве лирика причудливо переплетается с гротеском и иронией). В 1828 отправился в Лейпциг изучать право, однако значительную часть своего времени посвящал литературным занятиям и музицированию; брал уроки фортепиано у видного педагога Фридриха Вика (1785-1873), написал несколько фортепианных пьес и песен. Из Лейпцига Шуман переехал в Гейдельберг, где также вместо юриспруденции занимался главным образом музыкой. Вскоре он сумел убедить свою семью в том, что карьера пианиста больше соответствует его наклонностям, и в 1830 вернулся в Лейпциг, где поселился в доме Вика. Вскоре он повредил руку (возможно, из-за использования самодельного механизма для тренировки пальцев) и вынужденно отказался от намерения стать концертирующим пианистом. Тем не менее он продолжал сочинять музыку для фортепиано; в 1830 появился его опус 1 - «Вариации на имя ABEGG» (в теме этих вариаций зашифрована фамилия тогдашней подруги композитора).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Давидово братство
В 1834 Шуман основал в Лейпциге периодическое издание Neue Zeitschrift fur Musik («Новый музыкальный журнал») и до 1844 оставался его главным редактором и выступал в нем в качестве автора. Проявил себя как блестящий, проницательный музыкальный критик, приверженец передовых тенденций в искусстве, первооткрыватель молодых талантов. Свои статьи Шуман нередко подписывал псевдонимами Эвзебий и Флорестан, первый из которых олицетворял лирически-созерцательную, второй - импульсивную, пылкую сторону его личности. Эти герои, наряду с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Н. Паганини и будущей женой Шумана пианисткой Кларой Вик вошли в состав придуманного Шуманом фантастического «Давидова братства» (Davidsbund), противостоящего филистерским взглядам на искусство. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах молодой Шуман избрал форму фортепианного цикла, состоящего из разнообразных по настроению и фактуре характерных пьес. В течение 1830-х годов появились циклы «Бабочки», «Карнавал» (в нем фигурируют музыкальные «портреты» членов Давидова братства - давидсбюндлеров), «Танцы давидсбюндлеров», «Детские сцены», «Крейслериана» (по мотивам прозы Э. Т. А. Гофмана), «Венский карнавал», сборник миниатюр «Фантастические пьесы». «Флорестановское» и «эвзебиевское» начала прихотливо сочетаются и в многочастных непрограммных произведениях этого же периода - трех сонатах (третья из них включает обаятельные «Вариации на тему Клары Вик»), масштабной трехчастной Фантазии, «Симфонических этюдах» (в форме вариаций на тему Ф. Вика), «Юмореске».

Любовь
Сердечные дела всегда играли важную роль в жизни Шумана, влияя на его творчество. В середине 1830-х годов начался роман Шумана с Кларой, дочерью Вика, который всячески стремился воспрепятствовать их браку. Противодействие Вика было преодолено только решением суда, в 1840 признавшего за Кларой право на замужество без отцовского согласия. Период борьбы за Клару и вынужденной разлуки с ней был отмечен в жизни композитора глубокими депрессиями. Бракосочетание Шумана и Клары состоялось в сентябре 1840. Биографы композитора часто именуют этот год «годом песен». В едином творческом порыве Шуман создал свыше 100 песен для голоса с фортепиано, в том числе вокальные циклы «Любовь и жизнь женщины» (на слова А. Шамиссо, в 8 частях) и «Любовь поэта» (на слова Г. Гейне, в 16 частях). Песни, составляющие каждый из циклов, складываются в целостный сюжет с трагическим концом; оба цикла завершаются большими фортепианными «эпилогами», ностальгически воссоздающими безмятежную атмосферу начальной песни (в «Любви и жизни женщины») или одной из центральных частей (в «Любви поэта»). Изобилующий деталями, насыщенный подтекстами фортепианный аккомпанемент - отличительная черта большинства лучших вокальных миниатюр Шумана, в том числе из сборника «Мирты» (26 песен на слова разных поэтов) и тетрадей на слова Гейне (соч. 24) и Й. фон Эйхендорфа (соч. 39).

Зрелый Шуман
В 1841 Шуман писал преимущественно оркестровую музыку. Из-под его пера вышли, в частности, 1-я симфония, первая редакция 4-й симфонии и предназначенная для Клары поэтичная Фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии ставшая первой частью Фортепианного концерта ля минор (закончен в 1845). В 1842, пока Клара находилась в длительной концертной поездке, Шуман, который не любил бывать в тени собственной жены и поэтому предпочитал оставаться дома, написал несколько крупных камерно-инструментальных опусов, в том числе популярный Квинтет для фортепиано и струнных. К этому времени стиль Шумана, в значительной степени утратив прежнюю импульсивность и непосредственность, стал более уравновешенным, на смену характерной для произведений 1830-х годов многослойной, богато декорированной («арабесочной») фактуре пришли более экономные и традиционные формы изложения. Следующий, 1843 год был отмечен созданием большой симфонической кантаты (по существу, светской оратории) «Рай и Пери» (по поэме Т. Мура) и началом работы над музыкой для солистов, хора и оркестра к отдельным сценам «Фауста И. В. Гете; первой была написана музыка к заключительной сцене трагедии - одно из самых величественных и гармоничных творений композитора.

Трудные годы
Тогда же Шуман занял должность профессора только что открывшейся Лейпцигской консерватории, во главе которой стоял его друг Ф. Мендельсон. Очень скоро обнаружилось, что Шуман совершенно неспособен к преподаванию; его попытки заняться дирижированием также привели к весьма скромным результатам. В 1844 Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где его продолжали преследовать депрессии, серьезно затруднявшие его деятельность. Лишь в 1847-48 композитор пережил относительный творческий подъем, сочинив несколько камерных опусов, ряд песен и хоров и оперу «Геновева» (ее премьера в Лейпциге прошла без особого успеха). В 1848 Шуман основал и возглавил дрезденское Общество хорового пения, силами которого в 1849 были впервые исполнены отрывки из его музыки к «Фаусту».
В 1850 Шуман занял пост городского музикдиректора в Дюссельдорфе. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о чем выразительно свидетельствуют обаятельные Концерт для виолончели с оркестром и 3-я симфония, так называемая «Рейнская» (одна из ее частей навеяна впечатлениями от знаменитого Кельнского собора). Однако возможности Шумана-дирижера оказались слишком ограниченными для работы в качестве музыкального руководителя целого большого города; в 1852-53 его физическое и душевное состояние ухудшилось, и он осознал, что больше не сможет выполнять свои обязанности. Последние крупные опусы Шумана (Фантазия для скрипки с оркестром, 3-я соната для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром) свидетельствуют об упадке его вдохновения. В 1854 у Шумана начались галлюцинации, и 27 февраля он совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу, где умер два года спустя. Судя по всему, душевная болезнь Шумана явилась результатом сифилиса, которым он заразился в юности. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой И. Брамс.
У Клары и Роберта Шуман родилось восемь детей. Клара пережила своего мужа на 40 лет. До 1854 она сочиняла музыку; ее лучшие произведения (Фортепианное трио, некоторые песни) характеризуются незаурядной фантазией и мастерством. Современники ценили Шуман-пианистку не только за блестящее владение новейшим репертуаром (Шопен, Шуман, Брамс), но и за высокую культуру интерпретации и певучий тон. До конца жизни она поддерживала близкие отношения с Брамсом.