Современные исследования в социологии кино. Влияние телевидения на молодежь. Кино формирует общественное мнение. Через него формируется идеология. Используют методы подсознательного воздействия. Отношение общества формируется с помощью стереотипов, которы

ВРАГ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ –
СОВРЕМЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Само по себе телевидение, как и компьютеры конечно же величайшее достижение цивилизации, которое руках людей ответственных, думающих о народе русском, о добре и созидании, могло бы принести великие блага. Но, подчиняясь антихристу, оно служит орудием разрушения, сеет дезинформацию, использует звуковые и видео средства, разрушающие нормальное восприятие, пагубно влияет на состояние сознания и здоровья человека. Телевизор стал хозяином, деспотом во многих семьях. Оказываясь центром вокруг, которого собираются все близкие, он не объединяет членов семьи, а наоборот, нарушает их естественное общение. Они отдаляются друг от друга, почти не говорят между собой, не обсуждают что-либо для них важное и сокровенное. Прикованные к "голубому экрану" люди не живут вне его, подчиняются его магическому влиянию. Телевизор не дает возможности уединиться, задуматься, сосредоточиться на чем-либо важном; он словно разрушает стены дома, впуская в наше жилище самых разных людей (колдунов, чародеев и т. д.) которых мы не знаем, и которых никто не звал. Наше сознание и сознание наших детей становится проходным двором, вавилонским столпотворением, толкучкой лиц и образов, событий и сюжетов.
Телевидение стало источником зрительного "запоя". Подросток, "подключенный" к телевизору, часто не может от него оторваться, как пьяница от недопитой бутылки. Ребенок не в силах выбирать и контролировать, у него возникает лихорадочная потребность видеть всё новые и новые кадры. Видеозапой – это одна из самых страшных болезней современности, последствиями которой становится нервное истощение, "засорение" ума, сердца, души, притупление смысловой памяти и ослабление творческих сил. Одновременно появляется рассеянность, неуравновешенность, истеричность, ибо неестественная концентрация страстей и чувственных впечатлений вызывают эмоциональную перегрузку и стрессы, вслед за которыми следует опустошенность души. Сознание "теленаркомана" изнашивается, естественные чувства притупляются или искажаются. Сгущённость сцен жестокости, преступлений, безнравственных и пошлых картин разрушает иерархию культурных ценностей, угашает культуру восприятия окружающего мира, делает дурное и даже преступное обыденным и "привычным".
За непрерывной сменой впечатлений неизбежно следует притупление внимания, теряется способность контролировать сенсорные действия, гаснут творческие силы. Телевизор "расчеловечивает" общество, ибо отчуждает рядом живущих людей, "перевертывает" искусственный и натуральный мир. Зачастую воспринимаемое на экране кажется более близким и реальным, чем действительные люди и события.
Обилие внедуховных материалов, "соблазнительных" и аномальных, катастрофически снижает духовный потенциал личности зрителя, уводит его от собственного человеческого восприятия и переживания.
Телевизор – враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают "виртуальную реальность"… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством "расчеловечивания человека". Защита от телевоздействия и способы педагогического противостояния ему – одна из важнейших насущных задач русской школы. Честные педагоги по разному пытаются решить эту задачу. И важнейшим из путей к её решению была и, остается кропотливая просветительская работа, как среди родителей, так и среди учащихся. И тем и другим необходимо постоянно объяснять, почему и насколько вреден невинный "ящик", ставший воистину ящиком Пандоры.
Духовному закабалению и деградации личности способствуют два фактора. Первый фактор. У людей, сидящих перед телевизором, и, естественно, подвергающихся гипнотическому воздействию, появляется состояние гипнонаркомании, т.е. болезненной повышенной внушаемости. Это приводит, – по словам заслуженного артиста и гипнотизера Ю. Горного, – к "разрушению структуры личности, понижает ее способность к ситуационному анализу, стимулирует спонтанное немотивированное поведение". Второй фактор. Как пишет психолог А. Мори, "продолжительное внимание, которое должен сохранять телезритель, смотря на экран, утомляющий зрение, производит род столбняка (шперрунг), что сопровождается большим ослаблением воли и внимания. Этим способом человек доходит до того, что вызывает в себе расстройство, почти сходное с тем, какое производится употреблением анестетических средств эфира, опия, гашиша".
Естественно вытекающий отсюда ВЫВОД: телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и "пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна". Зная способы и возможности управления массой, можно естественно предположить, с какой силой и воодушевлением беспорядочная и подавленная толпа встретит сатанинского посланника - антихриста. Сатана, противник Бога, желает владеть миром, человечеством. Это достижение планируется через воцарение над миром антихриста, который будет "человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее 2:3-4). Мировые организации и их ставленники, страстно мечтая владеть миром, готовят приход и воцарение своего лжемессии - антихриста посредством объединения средств массовой информации, структур манипулирования общественным сознанием, структур управления различными общественными группами, партиями и государствами. Шаги, предпринятые ими в этом направлении, уже известны.
Средства массовой информации (и почти вся печать) уже находятся в их ведении и контроле, поэтому-то самое малейшее наше общение с телевизором влечет за собой постепенную полную управляемость сознанием и жизнью человека. Особую тревогу вызывает состояние и обстоятельства, в которых оказался наш православный народ. Православная Русь – вот единственное в мире, что реально препятствует сегодня прийти в мир антихристу, слуги которого всеми средствами стараются прооперировать сознание нашего народа, сердце которого - Православная вера. Большинство людей, которых принято называть "новыми русскими", т.е. не имеющие православного мировоззрения и подлинной христианской веры, уже подготовлены к его принятию благодаря воздействию телевидения и других средств массовой информации.
Из всего изложенного о телевидении духовно зрячим людям очевидно действие духов злобы. Единственной силой, способной оградить и спасти от воздействия демонического мира, является благодать Божия. Все средства к ограждению от воздействия демонического мира хранятся в Православной Церкви. Где молитва, призывание Имени Божия, там демон бессилен. Где исповедание истинной веры – Православия, там диавол не имеет своей власти.
Современный человек не допускает даже мысли, чтобы вообще не смотреть телевизор. Он боится "отстать от жизни", не быть "в курсе" всех событий, уменьшить свой "кругозор"... Однако, несмотря на то, что атеист или человек нецерковный (невоцерковлённый) смотрит телевизор каждый день, он, вроде бы, "в курсе", у него, как принято считать, "широкий кругозор", но он не знает истинных причин происходящих событий, сути происходящего и каков будет результат происходящего. И, как это ни парадоксально, христианин, который живет православной церковной жизнью, не смотрит телевизор, однако же, хорошо знает Священное Писание и святоотеческое его изъяснение, знает пророчества о последних временах мира из Священного Писания, из трудов святых отцов Церкви, из изречений подвижников благочестия, зная о "тайне беззакония" (2 Фес 2, 7), которая уже в действии, понимает истинные причины происходящих событий, суть происходящего и знает последствия. В страшные времена довелось жить нам. Не будем же, братья и сестры, драгоценное время, данное нам для покаяния и спасения, для подготовки к вечности, для приобретения познания об Истине разменивать на ничтожные и кратковременные удовольствия и развлечения, предлагаемые князем мира сего! Они не приносят никакой настоящей, существенной пользы для души, для ее духовного совершенствования и изменения к лучшему. Сегодня, как никогда, надлежит нам всеми силами хранить Православие и себя в Православии, жить внимательной духовной жизнью, навыкнуть и пребывать в непрестанной молитве, в терпении спасать душу свою, посильно нести спасающее и исцеляющее слово ближним, еще способным услышать это слово.

Современное российское ТВ в сравнении с телевидением СССР: кто и о чём нам вещает?

Образ какой России нам пытаются навязать за бюджетные деньги?

Всемирный день телевидения отмечают 21 ноября по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году. Выбранная дата ознаменовала день проведения первого Всемирного телевизионного форума, проходившего в 1996 году. Целью праздника является обмен программами о мире и безопасности между странами, расширение культурного обмена.

Сегодня в мире действуют несколько крупнейших телекомпаний, таких как NBC , BBC , ABC , РАИ и др. Первый телецентр в России появился в 1937 году на Шаболовке. Уже в 1939 году он осуществлял регулярное вещание. Отечественная Война хотя и притормозила телевещание в СССР, однако не помешала его дальнейшему развитию. В результате, 15 декабря 1945 года телецентр первым в Европе начал осуществлять телевещание регулярно два раза в неделю.

Событие пока не закреплено на официальном уровне в перечне памятных дат РФ. Оно не является общегосударственным выходным. При этом, в первое воскресенье марта справляют Международный день детского телевидения и радиовещания, а профессиональный праздник День телевидения в России (День радио) отмечается 7 мая.

Прежде всего, World Television Day призван донести до мировой общественности смысл глубокой философии и важности ТВ в человеческой жизни, в развитии общества в целом. А так ли это, рассмотрим в данной статье.

Сегодня роль телевидения в нашей жизни не так велика, как скажем в советское время, и всё благодаря бурному развитию Интернета и охвата его паутиной всех сфер нашей жизнедеятельности. Но сбрасывать со счетов изобретение 20-го века – телевидение – не стоит.

Если такие средства массовой информации как печатное слово или радио отходят на второй план, то телевидение продолжает плотно занимать ведущие позиции, как основной источник массовой информации. Действительно, трудно себе представить человека или семью, обходящихся без голубого экрана.

Но современное телевидение трансформируется, развиваясь в информационно-развлекательном направлении. И если на заре своего зарождения телевизионные передачи несли в основном культурную и познавательную нагрузку, то в наше время телевидение всё больше разрушает морально-психологические устои, рушит идеалы и несёт килотонны цинизма и грязи.

И хотя многие скажут, что это и есть реалии нашей жизни, и телевизор – всего лишь зеркало, в котором видны наши отражения. Нельзя не согласиться. В этом есть доля истины, но верно и другое – телевидение увеличивает цинизм и грязь, транслируя их в жизнь.

При помощи этого средства коммуникации активно осуществляется процесс влияния на формирование общественного мнения и, что не менее важно, на воспитание детей и подростков. Значит, передачи, как и сами ведущие, должны быть профессиональны, но в последнее время, в отличие от советского периода, на ТВ допускаются определённого рода «ляпы», что негативно отражается на имидже современного ТВ.

Поэтому одной из целей создания праздника была необходимость напомнить работникам ведущих телекомпаний о том, что они несут ответственность за ту информацию, что транслируется с экранов. А также призыв уделять больше внимания пропаганде общечеловеческих ценностей, расширению культурного обмена, воспитанию терпимости к различным точкам зрения.

Так об этом в интервью ИТАР-ТАСС высказался Владимир Владимирович Путин.

Корреспондент: Но, знаете, так получается, и я с этого разговор начал, что многое в моральном климате зависит именно от Вас.

Путин: «Это не так».

Корреспондент: Это так, Владимир Владимирович.

Путин: Нет, это так кажется. Вам и вашим коллегам легче на кого-то всё свалить. На себя посмотрите! Как в средствах массовой информации подаётся информация, как вы влияете на умы миллионов людей, какие программы у нас идут по центральному телевидению?

Мы что, страна, где федеральные каналы должны исключительно зарабатывать деньги и думать о стоимости минуты рекламного времени, поэтому с утра до вечера нужно крутить так называемые дефективы?

А всё позитивное, воспитывающее, дающее стандарты восприятия мира фундаментально-философского, эстетического характера показывать лишь на канале «Культура »? Наверное, ведь нет. Кстати, обращаю ваше внимание, госорганы смотрят на это со стороны.

Мы не вмешиваемся в редакционную политику даже государственных каналов. С точки зрения либеральных ценностей, наверное, это очень хорошо. А в результате, к сожалению, видим на экране то, что видим…»

Следует использовать в связи с этим опыт прошлого. Какие передачи показывали в СССР и какие сейчас, напомним нашим читателям.

ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ В СССР

Советский Союз остаётся в сердцах миллионов российских граждан приятным и немного грустным воспоминанием о стабильной жизни и уверенности в завтрашнем дне. Во многом этому способствовали замечательные передачи телевидения 1970-80 годов. Как пел в своё время известный бард, телевизор был для советских граждан своеобразным ярким окном в мир, необходимой культурной составляющей всего образа жизни.

ТВ-программа скрупулёзно изучалась всеми членами семьи, и кто-то один обычно обводил время показа любимой телепередачи. Иногда на газетной странице красовались несколько разноцветных кружочков.

Развлекательные телепрограммы Советского Союза отличались высоким уровнем качества юмора и сатиры, никогда не позволяли пошлостей и служили источниками долгих разговоров на рабочих местах и в курилках предприятий.

Среди них вспоминаются, конечно, знаменитые и цитируемые до сих пор «Вокруг смеха» – передача, давшая путёвку в жизнь многим писателя и актёрам, «Кабачок 13 стульев» и сменявшие друг друга в эфире – КВН , «А ну-ка, девушки!» и ряд других.

С особым трепетным вниманием в 70-80 годы смотрели в СССР научно-популярные программы, ведь наука была в почёте, и страна по праву считалась самой читающей страной в мире. Сейчас даже трудно представить, что передачи «Клуб путешественников», «В мире животных» и «Очевидное-невероятное» собирали у экранов телевизоров всю семью, внимавшую всему, что говорят харизматичные любимые ведущие.

Музыкальные передачи были излюбленными пунктами в линейке телевизионной программы. Каждое воскресенье все ждали «Утреннюю почту», чтобы прикоснуться к миру иностранной и отечественной популярной музыки. Нельзя не отметить и конкурсы «Песня года», менее грандиозные аналоги которых заполняют современный телеэфир с гораздо меньшим эффектом, и знаменитый символ каждого Нового Года – «Голубой огонёк».

Но самыми любимыми, по-настоящему проникновенными и добрыми передачами были детские программы: «Будильник», «В гостях у сказки», «АБВГДейка», а также не потерявшая актуальность до сих пор, не стареющая «Спокойной ночи, малыши», а также показ мультфильмов.

Да, многие из нас помнят о том, каким было советское телевидение: у экранов в определённые часы собиралась практически вся страна, ведь там всегда было на что посмотреть. Качественные передачи, грамотные ведущие и интересные фильмы.

Вспомните о тех добрых и искренних советских мультиках, которые дети искренне обожали, и готовы были пересматривать бесконечное число раз. Настоящие интеллектуальные шоу (тогда слово шоу не то, что не носило такой негативной окраски, а некоторым из нас даже не было известно), как «Что? Где? Когда?». Искромётные советские комедии, как «Бриллиантовая рука» и настоящие военные драмы, как многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны».

В популярной культуре и массмедиа того времени демонстрировались пусть не шедевры, но крепкие произведения с проникновенным, созидательным содержанием, с близкими людям героями, стремящимися сделать мир чуточку лучше.

В советском искусстве эта задача во многом успешно решалась. По крайней мере, тогда массового зрителя пытались возвысить, ставя перед ним вроде бы недостижимые идеалы, разбудить в нём высокие помыслы и зародить искру, а сейчас его подталкивают вниз, потворствуя в нём низменному, гася идеалистические порывы пошлостью и вызывая равнодушие цинизмом.

КАКУЮ КУЛЬТУРУ НЕСЁТ В МАССЫ СОВРЕМЕННОЕ ТВ

Пока реальная Россия борется с международным терроризмом в Сирии и на Кавказе, возрождает армию, восстанавливает промышленность и сельское хозяйство, бросает вызов западному проекту глобализации, запуская тектонические сдвиги в международной политике, российское федеральное телевидение застряло в 90-х, продолжая жить в уродливой параллельной вселенной.

Если информационные передачи удалось привести в соответствие народным интересам, то остальной телевизионный эфир, за исключением нескольких проектов, напоминает нечто среднее между кунсткамерой, публичным домом и балаганом.

Обладая огромными ресурсами и оставаясь самым мощным медиа , оно тянет за собой население страны в помойку, где обитают сплошные воры, маньяки, бездарные шуты и моральные уроды. И разрушает массовое сознание россиян не менее сильно, чем антироссийская пропаганда Запада.

Вопрос масштабного преобразования российского телеэфира , его оздоровления, является одним из важнейших для национальной безопасности и давно перезрел.

Благодаря Интернету, можно узнать, что думают жители нашей страны о некоторых передачах на ТВ. Представим своего рода комплексное мнение телезрителей страны, сделав обзор ряда каналов и передач.

Когда случайно попадаешь на первый канал ТВ , на передачу «Давай поженимся» , то многие начинают судорожно переключать каналы: словесные творения Гузеевой и Сябитовой переходят зачастую всякие рамки приличия, так как в редкой передаче эти две выдающихся деятельницы культуры не изрыгают на многомиллионную аудиторию потоки грязи и хамства, достойные самого затрапезного базара .

Не отстаёт от старших коллег и Андрей Малахов на том же ПЕРВОМ канале . Уж так старательно подбирает он героев своих передач, что становится ясно – драка здесь неизбежна. Ну, а если сами участники окажутся до предела сдержанными, Андрюша сумеет разжечь их и спровоцировать-таки сначала крутую перепалку, а там и драку.

Не оригинальны ведущие разных «круглых столов» и клубов типа В. Соловьёва или Р. Бабаяна . Свары, с удивительной регулярностью устраиваемые ими путём сведения у барьера непримиримых противников и получившие в народе название «Спокойной ночи, мальчиши», вызывают дикие мысли.

Не отстают от первого и другие каналы. Например, на РЕН-ТВ многие пытаются понять, сколько часов эфирного времени в сутки способен заполнить Прокопенко . Только субботним днём непрерывно вещает 6 часов, не отдыхает бедный и в будние дни. Трудолюбие – вещь хорошая. Первые передачи бывали и довольно интересными, но чудес в тележурналистике не бывает: с какого-то времени на зрителя хлынули потоки профанации .

Скажем, в «Военной тайне», видно, что глаз грамотного консультанта их и не касался, а комментарии дают одни и те же «специалисты во всём», а значит, ни в чём – и в области научно-технической, и в оперативно-тактической, и в фундаментальных науках . Уж больно много в них фактических и технических ошибок.

Можно ещё много говорить о похабщине разных «Камеди-клаб», «Домов» под разными номерами и т.п. Но все они похожи одни на другие. Если говорить о других нескольких десятках каналов, то их сериалы схожи, как две капли воды. Включаешь и можешь безошибочно предсказывать: сейчас будет стрелять, сейчас воткнёт нож, а сейчас будет насиловать. Но, по крайней мере, по физиономии даст точно. Будет много крови томатного сока на ТВ пока хватает.

Но и на таком фоне передача Гузеевой от 8 июня превзошла все этические нормы, утвердившиеся на постсоветском телевидении. В одном диалоге она умудрилась бесстыдно сталкивать лбами дочь и мать, унизить «женихов», изничтожать пожилую женщину, называя её глупой, никому не нужной, несостоявшейся и прочими ругательствами, достойными пьяной торговки семечками на базаре и никак не народной артистки, призванной нести культуру в массы по определению.

Причём сдерживаться она уже давно разучилась, не считает это нужным для жены ресторатора. Пусть и оскорблённые ей участники передачи не лишены недостатков, но кто их отбирал для передачи? И в конце концов – они «люди с улицы», а распущенная Гузеева пытается представлять собой профессионала, образец соблюдения этики!

И ещё больше удивляют жертвы хамского террора Гузеевой и ей подобных. Зачем они идут на такие передачи, открывают перед всей страной своё постельное бельё и унижаются перед телехамами? Где их достоинство и честь? Или «пипл всё схавает»?

А может быть, дело в самой передаче, которая и задумана таким образом, чтобы привлечь массы к телевизорам, не заботясь никоим образом о культуре слова и поведения? Почему так происходит?

И вот совершенно недавний пример публичной вседозволенности. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский 27 ноября 2016 года в ходе телепередачи «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» рассказал анекдот о президенте США Бараке Обаме и канцлере Германии Ангеле Меркель. В конце Жириновский громко и истерично рассмеялся. В Сети некоторые назвали хохот диким и дьявольским. Многие, конечно, возмутились таким поведением, так как это – ведущие политики, которые должны «сеять разумное, доброе, вечное», а вместо этого – в эфире похабный анекдот.

Нет, справедливости ради и с удовлетворением следует признать, что на отечественном телевидении существуют островки здравомыслия и даже художественного вкуса – образовательные и просветительные проекты на канале «Культура» , некоторые передачи «Пятого канала» и «ТВЦ» , советские фильмы на канале «Звезда» и практически весь телеэфир канала «ОТР» .

Общественное телевидение и вовсе приятно удивляет тем, что качественно отличается от большей части российского телевидения , и доказывает, что страна и телевизор могут жить одной жизнью, а телеэфир способен не только развлекать, но быть содержательным и представлять реальные интересы народа. Однако эти примеры не меняют тотального безумия , царящего в российском телеэфире и усиливающегося с каждым годом.

Между тем, в Интернете творится то же самое, а иллюзия богатого выбора контента на практике сводится к 4-5 сайтам , которые обычно посещает пользователь, и которые забиты одним и тем же мусором. Нередко, отказавшиеся от «зомбоящика», смотрят сериалы и телепрограммы на интернет-ресурсах.

Таким образом, телевидение продолжает диктовать моду миллионам людей и формировать общественное мнение . Устранение государства от его регулирования или, по крайней мере, участия в формировании содержания телеэфира приводит к вседозволенности телепродюсеров, ориентирующихся на самое низменное в человеке, и в конечном счёте, к тотальной нравственной деградации народа .

Куда подевался профессионализм и ответственность, с которыми ранее, тем более на государственных каналах, готовили эфир? Сейчас не то что не встретить их, даже не дождаться элементарных норм морали. Чем же ныне является современное телевидение? И почему телевидение является инструментом управления массами?

ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ МАССАМИ

В данный момент в каждой из стран постсоветского пространства существуют десятки телекомпаний. Некоторые из них носят региональный характер, некоторые вещают в пределах всей страны. Общее число каналов в телевизорах обывателей с лёгкостью может достигать сотни.

Казалось бы, что в сложившихся условиях телевидение должно удовлетворять любые изыски своих зрителей, отвечать любым интересам и быть готовым рассказать нам абсолютно обо всём, но нет. На большинстве каналов вы, как правило, увидите один и тот же мусор, бесконечно транслируемый чуть ли не в течение двадцати четырёх часов.

Чем же тогда заполняют эфир эти многочисленные телекомпании?

Реалии современного телевидения – это искажённое и утрированное во много раз отражение американской модели ТВ, с его отвратительным содержанием. Что вы видите, включив экраны своих телевизоров? Реалити-шоу, которые подробно описывают грязные подробности из жизни своих участников, ток-шоу, которые затем постфактум пытаются ещё раз переживать эти грязные подробности, глупые сериалы, которые обычно полны насилием, убийствами, грабежами и другими мало привлекательными вещами. Именно это они предлагают своим телезрителям – сплошную грязь и аморальность .

И, что удивительно, люди продолжают с удовольствием смотреть на это. Многие готовы проводить перед голубыми экранами большую часть дня, вкушая и смакуя всё это. Но таких людей, как бы ни казалось, не так уж много. Для остальных телевидение – это лишь способ отвлечься от тягостных трудовых будней, и они просто вынуждены это смотреть, ведь альтернативы не существует.

Попробуйте назвать хотя бы один телеканал, в трансляции которого вы не видите ничего из вышеперечисленного. Сомневаемся, что у вас это получится, ведь именно такой контент считается самым «интересным», а значит прибыльным . Чем больше обнажённых девиц, крови и ругательств, тем больше зрительская аудитория.

Сложно разобраться в этом процессе, в его причинах. То ли современные люди настолько испорчены и избалованы, что впечатлить их может лишь такое содержание, то ли они в своё время недополучили этого на советском телевидении и теперь пытаются утолить эту непонятную жажду.

В любом случае, ничего хорошего на экране телевизора в последнее время видеть не приходится. Перед нами, в таком случае, сразу же возникает вопрос: а стоит ли вообще его смотреть , поскольку он является инструментом управления массами? Приведём некоторые методы управления на ТВ.

С помощью телевидения управлять человеком стало легко

– Телевидение управляет тем, куда человек смотрит: он смотрит туда, куда направлена телекамера.

– Оно управляет и тем, что человек видит. Он видит на экране только то, что хочет показать режиссёр или ведущий. С помощью монтажа и компьютерных эффектов картинка может быть изменена так, как это нужно хозяевам канала. Вырывая, например, из массы демонстрантов очень старого человека или неудачный лозунг, да ещё и редактируя картинку компьютерными методами, окарикатуривают выступления оппозиции. Выбирая «подходящий момент» разгона молодёжи, протестующей против политики «золотого миллиарда», выступления антиглобалистов представляют как бесчинства хулиганов. Таких приёмов разработано очень много.

– Оно приучает мозг к потреблению готовых образов и отучает от умственного труда: Телевидение создаёт готовые образы, которые загружаются прямо в сознание без всякого обдумывания. Люди получают информацию, которая часто является дезинформацией , средством манипуляции, насилием над сознанием. Избыток информации снижает эмоциональный фон жизни. Люди не радуются и не веселятся, не поют и не общаются. Они только смотрят и слушают, как это делают другие. Реакция на движущиеся картинки на экране, например, футбол, чисто рефлекторная, как у кошки на небольшой движущийся объект.

Поэтому есть острая необходимость изменения политики государства в культуре и искусстве. Однако в немалой степени депривация (в психологии – внутренний вакуум , прежде всего эмоциональный, когда человек хочет, но хронически не может удовлетворить свои самые насущные потребности – в любви, заботе, человеческой поддержке, в ощущении себя частью единого целого) российского общества поддерживается и углубляется усилиями «великолепной» продукции телевидения.

Аудитория театров и филармонии, даже кинотеатров не сравнима с телевизионной, и соответственно, те не могут противостоять потоку чернухи и развлекухи из «ящика», даже если в фильмах и на подмостках начнут появляться шедевры с утверждением высоких идеалов добра и созидания.

Можно создавать самые правильные государственные программы в культуре и образовании, организовывать годы литературы, истории, кино, культуры, восстанавливать музеи и памятники, делать более содержательной школьную программу, возвращать патриотическое воспитание и работу с молодёжью (всё это важно и необходимо), но продолжающаяся вакханалия на телевидении, вкупе с вседозволенностью в Интернете, в значительной степени перечёркивают эти усилия .

Как можно объяснить школьнику что-то о высокой любви и долге перед близкими и любимыми, когда он каждый день видит в эфире примеры лихорадочного поиска выгодного партнёра и замены его новым, если у него только больше кошелёк или трицепс?

Наверное, талантливый учитель или родители при доверительных отношениях способны противостоять моде на разврат, навязываемой через телевизионную продукцию, но далеко не всегда. Сколько угодно можно показывать лучшие образцы искусства в музеях, но если с телевизора идёт поток бездарных песенок и подделок, то в сознании человека с наибольшей вероятностью победит последнее.

В сочетании с ростом патриотических настроений и растущим осознанием исторического значения Русского мира , гордости за деятельность России на международной арене есть запрос к изменению культурно-информационной политики государства, прежде всего, на телевидении, и выглядит как вызов для государственной власти.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ – ПУТЬ ДЕГРАДАЦИИ?

Стоит ли, в таком случае, расходовать своё личное время на то, чтобы созерцать всё это безобразие? Многие думают, что нет. И вам, читатели, рекомендуем отказаться от этого. Какие положительные эмоции вы способны получить, наблюдая, как кого-то расчленяют на экране ТВ, как кого-то избивают, а кого-то грабят, как какие-то недоумки выясняют свои отношения перед всей страной?

Ровным счётом никаких, так зачем же тогда отводить этому хоть сколько-нибудь времени? Вы не научитесь ничему , и не сможете ничему научить своих детей, если будете каждый день по несколько часов подряд проводить в кресле, уставившись в голубой экран. Пользы от всего этого никакой, и отдохнуть вы также не сможете. Это тотальное навязывание «интересных» передач необходимо вычеркнуть из вашей жизни.

Есть гораздо более увлекательные вещи , которыми вы можете заняться в после рабочие часы. Альтернативами современному телевидению постсоветского пространства должны стать книги, ваши увлечения и старые советские, уже проверенные временем, фильмы. В любом случае, нехватку кинематографа вы всегда можете восполнить в Интернете, выбрав именно то, что вы хотите видеть, а не то, что вам навязывает программа телепередач.

Стоит ли отказаться от телевидения?

Совсем, наверно, не стоит. Но регулярно проводя время перед голубым экраном, вы становитесь похожим на овцу их стада, которую ведут куда хотят. Человеческий мозг, если не получает регулярно новой информации , начинает глупеть, ведь стоять на одном месте в эволюции невозможно – вы всегда либо движетесь вперёд , либо назад .

Телевидение же активно помогает нам всем в последнем, это словно деградационный трамплин , на который мы все активно стремимся. Не будьте обывателем, откажитесь от такого разъедающего ваше сознание времяпрепровождения. Существует множество альтернатив, так воспользуйтесь же любой, ведь что угодно будет лучше, чем современное телевидение на постсоветском пространстве.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Современное телевидение принято ругать за пошлость и негатив, который из него льётся. Однако есть такое мнение: спрос рождает предложение, и телевидение отражает настроение людей. Нам показывают то, на что мы «клюём», что хотим смотреть…

Но это не совсем так . На факультете психологии МГУ совместно с факультетом журналистики было проведено масштабное исследование, в ходе которого выяснили, что дело обстоит с точностью до наоборот .

Учёные сравнили образ автора у зрителя и образ зрителя у автора и их информационные предпочтения. То есть0 какие передачи хочет смотреть молодёжь, по мнению автора, и какие – на самом деле. И с другой стороны, что, по мнению молодёжи, автор думает о том, что сама молодёжь хочет смотреть.

И обнаружили любопытнейший факт. Оказалось, что автор и зрители рассуждают друг о друге в совершенно разных категориях. Зрители воспринимают автора, прежде всего, как человека уважаемого и компетентного, которому можно доверять, на которого можно равняться.

У телевизионных работников образ зрителя начинается с категории социальной дистанции «свой-чужой». То есть первым делом журналисты от зрителя отмежёвываются: коллеги по работе и те, кто по ту сторону экрана – свои, а зрители – чужие. Они другие, они люди иной касты, они ниже нас, они безнравственные и ничем не интересуются. Им нужна эмоциональная жвачка.

Народу нужны примитивные развлечения, сентиментальные сериалы, а людям с сильной нервной системой – грубые страсти и жёсткий юмор «ниже пояса». Это психология феодального крепостничества. И такая установка владельцев СМИ – «зрителям не нужно ничего, что побуждает их к новым мыслям и идеям» – рождает концепцию СМИ «сон разума» . А реальные вкусы и запросы аудитории не учитываются.

Почему так произошло?

С начала восьмидесятых годов в рекламе стали использовать эротические символы для продажи всего и вся – и это стало смысловым сдвигом : нарушилась граница публичного и интимного. Телевидение перестало черпать смыслы из окружающего мира и начало «вскрывать» частное пространство человека: разговоры в спальне, общение на сленге, то есть то, что в обычной жизни существует между людьми на личном уровне общения в закрытом помещении.

Интимная сторона человеческой души становится открытой всем. И однажды запущенная, эта тенденция не может не набирать обороты. Она, к сожалению, развивается и расширяется. Но ведь граница публичного и интимного пространства является границей целостности личности. Когда старые символы и стимулы уже отработаны, идёт поиск новых. А где искать то, чего ещё не было? Только всё больше углубляться в интимные сферы человеческого бытия. Что мы и видим.

Средства массовой коммуникации занимают по отношению к человеку позицию отца. Это мощный социальный инструмент адаптации людей к изменяющемуся миру. Подразумевается, что его делают профессиональные люди. Он показывает модели, как жить в сложных условиях. И исследования психологов подтверждают, что люди и вправду усваивают тот стиль жизни, стиль мышления, стиль волеизъявления, переживания и чувств, которые предлагает СМИ.

Потому, кто мы для ТВ – родные или чужие? Вот в чём вопрос…

И в заключение несколько простых советов телезрителю:

1. Никогда не смотрите телепередачи беспорядочно, выбирайте заранее программу, которую хотите посмотреть.

2. Регулярно отводите взгляд от экрана, чтобы он не завладевал вашим зрением полностью.

3. Не делайте звук громче, чем необходимо, чтобы телевизор не оглушал вас ещё и на уровне слуха.

5. Если вы привыкли смотреть новостные телепрограммы или читать о новостях в какой-то газете, старайтесь рассматривать предлагаемую вам информацию с разных сторон.

К нашему общему горю, телевизионный яд привлекателен.

Телевидение – это тот Троянский конь , которого мы сами втаскиваем в своё жилище и позволяем нашим врагам, поработителям незаметно проникнуть в наше сознание и подавить его сопротивление. Против информационного оружия армия бессильна. Пятая колонна действует в каждом сознании. Тут ни танками, ни самолётами ничего не сделаешь. Оружие прошлой войны уже не годится в войне информационной.

Смотреть и слушать, в конце концов, надоедает, становится скучно. Человек начинает переключать каналы, искать чего-то нового, сам не зная, чего. Жить чужой жизнью в примитивных сериалах тягостно. Но когда своя жизнь уныло однообразна или полна страданий, яркие картинки притягивают как наркотик . Но, как и всякий наркотик, он требуется во всё больших и больших количествах. Так бессмысленно уходят дни и годы .

Нормальному же человеку нужно действие , творческая работа, труд. А телевидение переносит человека в вымышленный иллюзорный мир, мешает его полнокровной жизни в реальном мире, останавливает его развитие. Реальность заменяется иллюзией, продуктом чужого, часто весьма бедного воображения.

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ КИНО

Титова Александра Александровна

студент 4 курса, кафедра организации перевозок и безопасности дорожного движения ФГБОУ ВПО «ТГТУ», г. Тамбов

E - mail : alexsa _555@ mail . ru

Дробжев Александр Михайлович

научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры «Связи с общественностью» юридического факультета ТГТУ г. Тамбов

1. РОЛЬ КИНО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Кино - это искусство. Сущность искусства заключается в том, что творец познает, а потом передает зрителю частицу реальности.

Искусство запечатлевает общий характер культуры. По кинематографу можно рассмотреть историю целых поколений, десятилетий. Через кино можно увидеть, как жили наши бабушки и дедушки, мамы и папы, да и мы сами. Кино показывает как реальную жизнь, так и вымысел.

Кино (от греч. kineo - двигаю, двигаюсь) - часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией; например, киноискусство, кинотеатр и др. .

Социология кино - отрасль социологического знания. В узком смысле - сфера исследований, целью которой является изучение социально-демографической структуры кинопублики (пол, возраст, образование, социальное положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным фильмам, жанрам, темам и т. д. В широком смысле - исследование социальных факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие.

Многие люди отождествляют себя с героями фильмов. Кино помогает коротать время, развлекаться, а иногда и думать. Существуют различные жанры: комедия, боевик, триллер, ужастик и др. Каждый человек может выбрать фильм для себя. Кино формирует мировоззрение, взгляды на жизнь. Влияние кино очень огромно. Но самое страшное, что это влияние незаметно. Через фильмы можно учить людей, как хорошим вещам, так и плохим.

С помощью телевидения мы можем узнать последние новости, события, которые произошли очень далеко от нас. С помощью фильмов мы можем изучить культуру других стран, их обычаи, привычки.


Просмотр любого фильма каждый раз чуть-чуть меняет мировоззрение. Поэтому каждый человек вправе выбирать те фильмы, которые ему нравятся, которые ему близки.


Отношение людей к кино различно. Для некоторых это хорошее времяпровождение, для других - способ развития, для третьих - бизнес. Кино может духовно развивать как отдельного человека, так и все общество. Кино может быть нравственное, эстетическое, интеллектуальное, религиозное.

«Современная теле и киноиндустрия - это конечный продукт интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: сценаристов, кинорежиссёров, писателей, художников, рекламных агентов, дизайнеров, журналистов, психологов, продюсеров. Все они создают в массовом сознании ощущение недостаточности и нехватки различных материальных и нематериальных объектов. Состояние «неудовлетворённости» в массовом сознании необходимо для поддержания массового потребления и развития экономики. Часто зритель просто не может рационально мыслить и критически воспринимать эту информацию. Наш мозг со всех сторон атакуют скрытыми формами воздействия на массовое сознание: рекламой, телевизионными передачами, кино и т. п.» .


Люди, приходя в кинотеатры, или при просмотре фильма дома отдыхают, получают заряд положительных эмоций.


Кино в наше время стало доступной сферой развлечения, даже привычной. Каждый человек может включить телевизор и смотреть понравившийся ему фильм. Можно смотреть фильмы ужасов, можно мелодрамы, а можно просто программу новостей. Сейчас люди даже не задумываются над тем, что кино это искусство.


Кино формирует общественное мнение. Через него формируется идеология. Используют методы подсознательного воздействия. Отношение общества формируется с помощью стереотипов, которые внедряют в кино. Это вызывает либо положительную, либо отрицательную реакцию на конкретное событие.

Могут даже применять запрещенные законом приемы, как например, 25 кадр. Человеческий глаз может воспринимать 24 кадра в секунду. 25 кадр мы не видим, но наше подсознание его воспринимает. Таким образом, в любое кино, рекламу, новости можно вставить 25 кадр с любой информацией и влиять на настроение в обществе, на мнение людей и т. д., вплоть до программирования людей на самоубийства, на беспорядки.

Когда хотят утаить какую-то информацию, переключают человека на что-то другое. Это еще один метод воздействия на общество через СМИ. Сейчас, например, по всем каналам показывают программы про магию, про колдунов, про домовых и т. д., или такие программы, как «Пусть говорят», «Между нами девочками», «Дом-2». Люди смотрят эти программы часами, сочувствуют главным героям или боятся нашествия инопланетян и забывают о безработице в нашей стране, о высоких ценах, о плохих дорогах и других проблемах. Люди старшего поколения смотрят сериалы: «Кармелита», «Ефросинья», забывая про свои маленькие пенсии. Цель таких фильмов и программ отвлечь людей.


Еще один способ внушения - быстро чередовать информацию, например, поездки лидеров страны, катастрофы, военные действия. Это не дает человеку правильно оценить информацию.


Реклама пропагандирует определенные товары. И этим формирует потребности, образ жизни, моду.


Таким образом, средства массовой информации, в частности кино, оказывает огромное влияние на людей и на общество.

2. ВЛИЯНИЕ КИНО НА РАЗЛИЧНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ

Из всех видов искусства кино занимает уникальное место. Кино передает наши чувства, привычки, обычаи, погружает человека в мир его иллюзий.

Кино объединяет людей. Кино способно охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино заставляет человека осмысливать жизнь как нечто большее, чем то, как он воспринимал ее до этого. Оно не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее в красивую сказку.

Кино освобождает зрителя от напряжений прошедшего дня, от чувства тоски, вины, страха. Кино помогает понять себя. Например, фильм ужасов помогает преодолеть страх, комедия помогает разрешить конфликт между человеком и обществом.

По развитию кино в стране можно определить состояние общества.

Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино.

Пропаганда в кино существует во всех странах, во всех обществах. Это и борьба с нацизмом, и пропаганда любви к родине, и насилие, и т. д. Например, в советских фильмах милиционеры представлялись как честные, умные, достойные люди. Эта профессия звучала гордо. А теперь во всех современных российских фильмах милиционеры и полицейские изображаются как подлые люди, они никого не уважают, не подчиняются никаким законам. И обычное население думает, что в полиции правда работают нехорошие люди. Вот так кино влияет на общественное мнение. Интересно, но в Америке полицейские в кино представляются уважаемыми людьми, к ним всегда идут за помощью, у них спрашивают совета.

Через кино государство манипулирует населением. Нам переписывают историю. Из кинохроники вырезают не нужные власти места. Показывают только то, что выгодно в данный момент. Не так давно на Украине в новостях была показана картинка с изображением голодного ребенка, которая была в свое время напечатана в советских учебниках по истории. Фотография была сделана в Поволжье после гражданской войны, когда там был сильнейший голод. Теперь же эту картинку выдают за свидетельство голодомора на Украине.

Кино - это социальный институт. Оно влияет на общество, формирует зрителя. Однако общество требует от кинематографии новых достижений, технических и творческих, т. е. между обществом и кино существует постоянная связь.

Основными группами кинозрителей являются дети, подростки, люди среднего возраста и пожилого возраста. И каждая группа предпочитает определенные фильмы. Это видно из опроса (рисунок 1, рисунок 2).

Какой из телеканалов Вам нравится больше всего?

Рисунок 1. Социологический опрос (любимый телеканал).

ВЫ СМОТРИТЕ ИЛИ НЕ СМОТРИТЕ СЕГОДНЯШНИЕ РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ?


Рисунок 2. Социологический опрос (современные фильмы).

Теперь рассмотрим, как кино влияет на детей, молодежь и взрослых.

Ребенок более восприимчив к различным влияниям, им легче управлять. Через мультфильмы можно заложить в мозг ребенка различные моральные ценности. Можно показывать детям хорошие, добрые мультики, как например, «Про кота Леопольда», «Аленький цветочек», «Король лев» и др. Они научат ребенка быть добрым, честным, ответственным. А можно показывать такие мультфильмы, как «Гриффины», «Спанч Боб», «Симпсоны». Они травмируют детскую психику. После этих мультфильмов детям снятся кошмары. Очень важно как нарисован мультик. Советские мультфильмы были красочными, герои были красивыми. А во многих современных мультиках главные герои страшные монстры. Очень важна скорость смены сцен в мультфильме. Раньше сказки были неторопливые, спокойные, как будто это рассказывает бабушка внуку перед сном. Ребенок успокаивался, он слушал сказку. А теперь события очень быстро сменяют друг друга, ребенок не успевает следить за сюжетом, возбуждается, нервничает. Это отрицательно влияет на психику ребенка.

По телевидению в настоящее время не показывают добрых мультфильмов, очень мало поучительных, развивающих программ. Все это говорит о том, что государству нет дела до образования собственных детей.

Хотя статья 17 Конвенции о правах ребенка говорит: «государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают что бы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким видам информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и материальному благополучию, а так же здоровому физическому и психическому развитию ребенка.»

За годы, прошедшие с момента принятия Конвенции о правах ребенка, в России увидели свет более сотни нормативных актов, направленных на реализацию ее принципов. Однако их действительное практическое воплощение в жизнь остается пока еще не решенной социальной задачей. Практическая социальная политика государства по-прежнему слабо ориентирована на соблюдение интересов детей .

«В условиях отсутствия зрелого и влиятельного гражданского общества остаточные формы детского ТВ погрузились в стихию анемии и достаточно быстро трансформировались в орудие интервенции безнравственности в жизненный мир детства» ― пишет в своей статье В.А. Бачинин .

На телевидении появился разврат, вседозволенность, сексуальные сцены, насилие, агрессия. Сократился объем детского телевещания. Очень мало стало познавательных передач. Вместо этого нам показывают передачи, которые пронизаны мотивами философии потребительства и нравственного бесчувствия.

Современное ТВ представляет собой нечто вроде зеркала. Телешоу, такие как «Говорим и показываем», «Дом-2», «Камеди Клаб» развращают молодежь. Людей с самого детства учат не задумываться о своей семье, близких людях, о морали.

СМИ исследуются многими учеными, тем не менее, методика систематического наблюдения за самим процессом воздействия СМИ на аудиторию, оценки состояния, осуществления контроля за характером реакции этой аудитории пока еще не разработана.

Приходится еще и еще раз убеждаться в том, что исступленное рекламирование СМИ сцен насилия, культа наживы, убийств и т. д. ведет к тотальному разрушению личности .

Молодежь не знает своей истории. Мы смотрим такие фильмы, как «Жила была одна баба» и верим, что так происходило на самом деле, верим, что женщина на Руси была самым бесправным существом. Нам специально показывают фильмы, в которых мало правды. Ведь «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего» ― сэр У.С. Черчилль.

Люди старшего возраста любят смотреть сериалы и программы такие, как «Час суда». Сериалы помогают отключиться от домашних дел, от проблем на работе, в семье.

Рассмотрим еще статистику фильмов за неделю по следующим каналам: Первый, Россия, НТВ, Культура, СТС и ТНТ (с 26 ноября по 2 декабря 2012 г.).

Таблица 1.

Статистика фильмов и программ по телевидению



Новости


ШОУ


Фильмы


Сериалы


Мультфильмы


Другие программы


Первый








Россия















Культура






















Всего







Из этой таблицы можно сделать вывод, что по телевидению показывают чаще всего программы новостей и сериалы.

Некоторые люди ждут от телевидения личностного развития, переключения внимания. Они хотят расширить свой кругозор, развивать ум, желание не отстать от темпа жизни и одновременно отдохнуть.

Другие думают, что телевидение поможет понять им законы страны, как их применять, ориентироваться в текущих событиях, понимать действия политиков . Это программы «Человек и закон», «Эхо Москвы», «Суд идет».

Из всего вышесказанного видно, что кино, телевидение влияет на общественное мнение, на настроение в обществе, на каждого человека, а в особенности на детей.

3. ФУНКЦИИ КИНО

Современную культуру нельзя представить без кино. Оно является более эффективным средством распространения информации по сравнению с радио. Кино может не только передавать сообщения, которые люди воспринимают на слух, но и показывать изображения.

Существуют самые разнообразные функции кино: познавательная, идеологическая, развлекательная, духовная, религиозная, экономическая, нормативная и т. д.

Рассмотрим эти функции более подробно.

Познавательная функция кино заключается в распространении информации, передаче знаний людям. В советском кинематографе было очень много образовательных фильмов и программ. Обучали английскому языку, испанскому, немецкому. Была программа «Очевидное ― невероятное», где в доступной форме рассказывалось о последних достижениях науки и техники. Сейчас к таким программам можно отнести «Галилео», «Хочу знать» и др. Воспитательная ― формирование общественного мнения. Воспитательная функция является продолжением познавательной.

Пропаганда прекрасного ― эстетическая функция. Такие программы и фильмы показывают по каналу «Культура». Например, «Мировые сокровища культуры». На этом канале часто показывают спектакли, балет, концерты классической музыки, выставки картин.

Эстетическая функция также способствует формированию вкусов и моды.

Кино может воздействовать даже на моду на женское тело. В 50-е годы прошлого века звездой кино была Мэрилин Монро. Она была среднего роста, нормальной комплекции (по нашим современным параметрам даже полной), блондинкой. Все старались походить на нее, хотели иметь такую же фигуру. Затем была Одри Хепберн, Мадонна, Кейт Мосс. В 2000 годах на экранах появилась Анджелина Джоли. Она высокая, худая. Теперь многие девушки худеют, калечат себе жизнь, только потому, что на экране появилась мода на «худышек» (рисунок 3).


Рисунок 3. Стандарты женской красоты за последние 60 лет .

Так же кино помогает общению людей ― это коммуникативная функция. Она дает возможность людям встречаться в студии и обсуждать различные темы: музыку, фильмы, коммунальные проблемы и т. д.

Идеологическая функция очень четко просматривалась в советских фильмах. Велась пропаганда любви к Родине, к своей стране. Во всех фильмах присутствовала мораль, что хорошо, что плохо. Во всех американских фильмах звучат такие фразы: «Я американец», «Это моя страна», «Я горжусь своей страной», «Я горжусь тем, что я американец».

Каждая функция кино очень важна. Нельзя отделять их друг от друга, сами по себе они теряют смысл. Но в первую очередь идет познавательная функция, а затем уже все остальные.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИНО И ЗРИТЕЛЯ

Еще не так давно в России в кино ходили все, и школьники, и взрослые, и даже целые семьи. Снижение посещаемости кино стало наблюдаться в конце 80-годов прошлого века. А теперь кинозалы стали практически пустыми. Редко когда набирается больше 15 зрителей. Происходит это из-за однообразного репертуара, большой стоимости билетов. К тому же сейчас можно смотреть фильмы по интернету бесплатно и такие, которые нравятся.

Изменилась форма проката кинокартины. Теперь люди предпочитают телевидение, видео, а в кинотеатры почти никто не ходит.

Понизился культурный статус кино. Просмотр кино стал обыденным времяпровождением. Что же касается более взыска­тельной публики, то, как горестно заметил в одном из интервью ки­норежиссер А. Герман, «кино оказалось вычеркнутым из культурного списка интеллигенции».

Самой восприимчивой аудиторией является молодежь и подростки. Сейчас люди не смотрят программу, они включают телевизор, переключают каналы и выбирают, кому что нравится до ближайшей рекламы, потом начинают переключать дальше, забывая, что смотрели перед этим. Телевидение очень сильно влияет на детей. Но родители вечно заняты, а в школе не хотят уделять этому должного внимания, считая, что за этим должны следить дома.

Сейчас, конечно, принят закон о возрастном цензе, на всех каналах отмечается возраст, с какого можно смотреть данную передачу. Но кто же будет контролировать детей и подростков, когда родители на работе? Следует признать, что в подавляющем большинстве юные зрители у телеэкрана предоставлены сами себе.

На телевидении пропадают фильмы с глубоким содержанием, образовательные программы. Хорошее советское кино показывают ночью, мультфильмы для детей рано утром. У нас остался только один канал, где показывают передачи про живопись, театр, и т. д. ― «Культура».

Очень часто телевизор смотрят, занимаясь другими делами, например, готовя обед. Иногда просто включают для фона, что бы не было скучно или одиноко. То есть восприятие фильма становится поверхностным. Переключая телевизор с канала на канал, вырабатывается привычка ни на чем не сосредотачиваться. Это видно из таблицы 2.

А как Вы чаще всего определяете, какую передачу посмотреть, ― из телепрограммы или просто переключаете каналы и выбираете заинтересовавшую Вас передачу? (Ответы всех респондентов, смотрящих телевизор, кроме заявивших, что они включают телевизор, чтобы посмотреть конкретную передачу, ― 58 % от всех опрошенных) .

Таблица 2.

Социологический опрос


Сейчас в нашей стране в основном показывают голливудские фильмы. Объясняется все очень просто. Кто платит деньги, тот и «заказывает музыку». Все компании по кинопрокату американские. 80 % кинорынка в России ― Голливуд, только около 5 % ― русское кино, все остальное ― европейское. Большинство сценариев, по которым снимается российское кино ― из Голливуда. Голливуд ввозит в нашу страну свои фильмы по очень маленькой цене. За счет большого количества показов они зарабатывают деньги, которые покрывают с большим превышением все их расходы. А билеты на наши фильмы, которые имеют хорошее качество, стоят намного дороже. Интересы населения здесь играют очень маленькую роль. Простых людей никто не спрашивает, что нам показывают ― то мы и смотрим.

Государство не ведет никакой политики в области кино. Хотя оно должно поддерживать киноискусство, что бы снималось больше патриотических, добрых, детских фильмов, что бы на рынок поступало больше качественной, а не низкопробной продукции. Необходимо лучше обучать режиссеров, поддерживать талантливых актеров, продюсеров.

Очень большое количество фильмов снимается для зрителей, которые не ходят в кинотеатры, а сидят дома. Они ― главный источник денег для телекомпаний.

Телевидение и кино, в частности, ориентировано на массовый вкус. А люди, которые действительно хотят посмотреть хороший фильм, должны довольствоваться тем, что показывают по телевизору. Они, конечно, могут купить кассету или диск с фильмом, могут скачать видеозапись из интернета. Но подавляющее большинство смотрит те фильмы и передачи, которые нам показывают.

Список литературы:

1.База данных ФОМ. Массовый опрос населения. Фильмы и телесериалы [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: URL: http://bd.fom.ru/report/map/tv/520_15868/tv020112

2.База данных ФОМ. Телевизор в нашей жизни [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: URL: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_tv/d083623 (дата обращения: 29 ноября 2012).

3.Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте// Социологические исследования. ― 2009. ― № 10, с. 119―125.

4.Большая советская энциклопедия (В 30 томах), Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд.3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1973, Т. 12, с. 624.

5.Климов И.А. Телевидение: модальности существования// Социологические исследования. ― 2005. ― № 10, с. 93―100.

6. Тим Райт, ТВ и кино в жизни человека [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: URL: http://wakemen.ru/?p=204 (дата обращения: 29 ноября 2012).

7.Толмачев А.C. Тамбовский меридиан// Издательский дом «Провинция». ― 2012. ― № 40, с. 28.

8.Шарков Ф.И., Баранов В.И. Аудитория и мониторинг СМИ// Социс. ― 2005. ― № 10, с. 106―111.

Прежде всего, следует отметить, что телевидение – это всего лишь инструмент, который сам по себе не плох и не хорош. Однако, как и всякий инструмент, его можно использовать для достижения различных целей.

Учитывая, что именно телевидение на сегодняшний день остаётся самым популярным и доступным средством массовой информации, его следует рассматривать как инструмент, с помощью которого можно наиболее эффективно управлять массами, то есть реализовывать конкретные цели в отношении больших групп людей (речь идёт о бесструктурном способе управления).

Проведённый проектом «Научи хорошему» идущих по различным каналам российского телевидения, свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев основной акцент сделан на:

  • пропаганде алкоголя и табака;
  • пропаганде секса и пошлости;
  • пропаганде глупости;
  • пропаганде потребительского отношения к жизни;
  • пропаганде свободных отношений.

Это не значит, что все актёры, журналисты и ведущие на ТВ сознательно помогают реализовывать эти цели. Скорее, даже наоборот желательно, чтобы большинство из них ничего не понимало. Эту мысль лучше объяснить на конкретных примерах.

Исходя из этого, необходимо использовать все законные возможности, чтобы пытаться повлиять на содержание вещания современного ТВ: выступать на передачах, продвигая традиционные семейные ценности; снимать свои фильмы; пробовать создавать свои телевизионные каналы; писать жалобы в соответствующие инстанции; поддерживать хорошие законы; бороться за возрождение нравственности на телевидении и т.д. То есть необходимо пытаться менять озвученные ранее цели современного ТВ на более нравственные и порядочные.

Но надо ли смотреть телевизор? По нашей оценке Если вам доступны другие источники информации, то полный отказ от просмотра ТВ – единственное правильное решение в современных условиях.

Главная альтернатива современному телевидению – это Интернет. В отличие от телевизора, в интернете можно найти множество проектов, которые действительно работают на благо большинства, а не создают иллюзию заботы о большинстве.

И причина этого в следующем: чтобы создать свой телевизионный канал и пробиться на ТВ, нужно очень много денег, которых у простых людей нет, а именно простые люди больше всего выступают за традиционные семейные ценности. А вот чтобы создать сайт в интернете и начать распространять информацию, много денег не надо, а значит, этот механизм доступен обычным людям, и по этой причине он работает на них в гораздо большей степени, чем телевидение, которое всегда находится в руках элиты.

При этом отказ от телевизора не подразумевает отказа от просмотра того, что вам нравится и того, что вы считаете правильным. Всё это сегодня доступно в интернете. Ведь существует много , и их необходимо не только смотреть самим, но и с воспитательной точки зрения показывать своим детям. Вопрос в том, чтобы осознанно выбирать ту информацию, которая сделает вашу жизнь лучше, чище, добрее и не подпускать к себе и своим близким информацию, нацеленную на оболванивание и деградацию.

В телевизоре у вас есть иллюзия выбора, а в Интернете у вас есть настоящий выбор. Но чтобы сделать правильный выбор, вам в любом случае придётся искать, анализировать, проявлять силу воли и думать своей головой. Но ведь в этом и есть наша жизнь.

Прикладываем видеоролик “Здравствуй, капитализм!” видеоблоггера Женька и Конь , который очень точно отражает, на какие цели работает современное телевидение: