Музей в Альта: Наскальная живопись

 ВУЗ Реферат на тему: "Наскальные рисунки в Альте" Дисциплина Слушатель: Содержание 1. Введение..............................................................................3 2.Первые находки......................................................................3 3. Культура того времени............................................................5 4. Изображения........................................................................ 6 5. Сцены из повседневной жизни и сцены обрядов............................7 6. Сцены охоты и рыбалки........................................................... 8 7. Геометрические символы..........................................................8 8. Животные.............................................................................9 9. Медведи...............................................................................9 10. наследие Юнеско.................................................................10 11. Заключение........................................................................10 12. Список литературы...............................................................11 Введение Петроглифы (от греч. pétros - камень и glyphé - резьба, вырезывание)- древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях (Большая Советская Энциклопедия). Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в своё время явилось настоящей сенсацией. Тогда в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые ещё могут быть открыты, будут неизбежно гораздо более примитивными. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков - от десяти до тридцати тысяч лет назад - в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий. Оленеводство или загонная охота? Интересно, в подобных петроглифах природные выбоины не являлись ли аналогами ландшафтных провалов, скал, низин, т.е. не были ли такие рисунки картами, планами мест? Первые рисунки были открыты более 120 лет тому назад, но только в начале нашего века они были осмыслены как относящиеся к палеолитической эпохе. Первые находки Север Норвегии. Берег Альта-фьорт. Здесь в 1972 году археологи обнаружили удивительную наскальную галерею. 5000 рисунков на территории в несколько квадратных километров. Самые ранние петроглифы в этом районе датируются около 4200 г. до н. э., а самые поздние - примерно 500 г. до н. э., хотя некоторые исследователи считают, что наскальные рисунки появлялись здесь и до 500 н. э. Первые рисунки были обнаружены в районе Йеммелюфт/Йиебмалуокта (на саамском языке название означает "залив печатей", в 4 километрах от центра города Альта. В этой области наскальные рисунки найдены в семи различных местах, расположенных между 8.5. и 26.5. метрами над уровнем моря. Между фигурами существуют очевидные отличия, как в стиле так и в содержании. Петроглифы явно моложе трещин, почти все они минуют разломы породы. Основная масса петроглифов располагается вокруг местечка Йеммелюфт/Йиебмалуокта (из около 5000 известных рисунков, здесь находятся более 3000). Система деревянных настилов общей протяженностью около 3 километров была построена в Йеммелюфт/Йиебмалуокта во второй половине 1980-х годов, и музей Альта был переведен из центра города в район расположения петроглифов в 1991 году. Несмотря на то, что вокруг Альта существуют другие известные скопления петрографов, Йеммелюфт/Йиебмалуокта остается единственным общедоступным местом. Большинство скал вокруг Альта заросло мхами и лишайниками. После обнаружения первых петрографов, начали бережно удалять эти наросты со скал и камней, чтобы отыскать новые рисунки, скрытые от глаз человека. Когда обнаруживаются новые петроглифы, их фотографируют и заносят в базу данных. Многие наскальные рисунки, расположенные рядом с тропами, покрашены в красно-коричневый цвет, иначе их будет трудно заметить. Данный цвет был выбран, потому что он похож на красный цвет охры, в который окрашены некоторые горные породы Альты и другие места фенноскандии. Возможно, этот цвет изначально использовался в наскальных рисунках. Но что за культура существовала в этих местах в те далекие времена? Ведь о ней ничего не известно. Возможно это предки саамов? Широкое разнообразие изображений говорит о культуре охотников-собирателей, которые умели управлять стадами оленей, строить лодки и заниматься рыболовством, а также практиковали шаманские обряды. Культура того времени Судя по жесту фигуры с дубинкой изображено нечто враждебное:) Возможно этот предмет обшит шкурами? В то время, когда рисунки были созданы, северная часть Норвегии была населена охотниками-собирателями, которые считались потомками культуры Комса: археологической культуры охотников и собирателей эпохи позднего палеолита и раннего мезолита. Они селились вдоль норвежского побережья, занимая территории, которые освобождались отступающими ледниками в конце ледникового периода, примерно 8000 до н. э.. По наскальным рисункам Альты, которые создавались на протяжении почти 5000 лет, можно проследить множество культурных изменений, в том числе изобретение металлических инструментов, а также достижения в таких областях, как судостроительство и усовершенствование методов рыбной ловли. Наскальные рисунки, особенно, самого раннего периода, показывают большое сходство с петрографами из северо-западной части России. Таким образом, можно сделать вывод о возможном контакте между параллельно развивавшимися культурами на обширных пространствах крайнего Севера Европы. Взаимосвязь культуры, создавшей наскальные рисунки Альты, и культурой Комса и Саамов не до конца ясна. Основным промыслом племен являлись тюлени, однако, ни одного изображения тюленя в окрестностях Альты не найдено. Однако, поскольку обе культуры сосуществовали практически в одном и том же географическом районе на протяжении почти двух тысяч лет, в той или иной форме контакты между культурами являются весьма вероятными. Связь с саамской культурой установить легче, поскольку, многие традиционные декоративные элементы на саамских орудиях труда и музыкальных инструментах несут поразительное сходство с некоторыми наскальными рисунками из Альты. Петроглифы в Альте были созданы с использованием зубила из кварцита и молота из более твердых пород. Возможные примеры долота были обнаружены на всей территории вокруг Альты, и выставляются в музее Альты. По видимому, каменное долото использовалось здесь даже после изобретения металлических инструментов. Повышение уровня высоты земли в постгальский период свидетельствуют о том, что они были сделаны рядом с уровнем берега. Во время роста земли мох и растения росли на старых скалах, новые наскальные рисунки делались на пустых поверхностях скал, очищенных морем. Таким образом, более старые наскальные рисунки обычно расположены на большей высоте. Датирование уровня береговой линии показывает, что наскальные рисунки были сделаны приблизительно 6200 - 2500 лет назад. Изображения Горное искусство в Алте было создано охотниками и рыбаками. Изображения показывают часть их верований и ритуалов. Возможно, они также являются частью мифов или историй. На рисунках изображены животные, которые окружали охотников в повседневной жизни: олени, лоси, медведи, волки и т.д. Но также существуют археологические находки, такие как остатки костей от еды, которые показывают, что на рисунках изображены фигуры животных и рыб, которые не так часто встречались охотникам. Например, рыбные кости (треска, сайда, пикша) доминируют среди остатков, но горные фигурки изображают главным образом палтус. В дополнение к животным, на рисунках изображены фигуры людей, лодки, инструменты, различные геометрические фигуры и числа. Также можно найти большие сцены, в которых люди и животные участвуют в различных действиях, таких как охота, лов рыбы, танцы и ритуалы. Многие петроглифы хранят символы и сцены неподдающиеся точной идентификации - символические намеки на повседневность предков саами и некие магические действа? Рисунки могут много рассказать о культурных и национальных феноменах и о доисторическом обществе и его убеждениях. Существует много альтернативных интерпретаций рисунков. Некоторые рисунки могут изображать различных богов и духов, с которыми люди выходили на связь при помощи специальных ритуалов и мифов. Наскальные рисунки могли быть сделаны людьми, которые имели специальный статус, такой как шаманы или глава семейства. Возможно, они делались по особым случаям. Наиболее распространенные типы изображений описаны ниже. Сцены из повседневной жизни и сцены обрядов Особенно трудно судить о смысле наскальных рисунков с изображениями людей; сцены показывающие танцы, приготовление еды или половые взаимоотношения могут также быть изображением соответствующих обрядов. Кроме того, даже если эти рисунки на самом деле изображают эпизоды из повседневной жизни, остается непонятным, почему эти конкретные сцены были высечены в камне. Изображения половой жизни могут быть связаны с обрядом плодородия, сцены, которые показывают приготовления пищи, возможно, были призваны обеспечить изобилие пищи. Некоторые сцены показывают людей с особым социальным статусом, о чём свидетельствует своеобразные головные уборы, а также более заметное расположение носителей этих головных уборов среди своих собратьев. Возможно, это священники, шаманы или правители племени. Если предположение верно, и это действительно правители племени, то эти петроглифы можно трактовать как запись исторических событий связанных с племенем, таких как приход к власти правителя, его свадьба или установка отношений с другими племенами. Сцены охоты и рыбалки Подавляющее большинство сцен, изображающих людей, показывают охотников, преследующих свою добычу. Также существуют сцены, связанные с обрядами подготовки к охоте. Интересный петроглиф с смещенной частью рисунка, судя по картинке это рыбная ловля, часть "лески" немного сместилась вместе с треснувшей породой... Современные исследователи считают, что изображения различных охотничьих и рыболовных сцен представляют символы отдельных племен, а взаимодействие между ними - это существующие или желаемые межплеменные отношения. Изображения копья или лука со стрелами можно обнаружить с самого раннего периода, что свидетельствует о том, что использование таких инструментов известно с ранних времен. Кроме того, рыбаки часто изображаются использующими удочки, что свидетельствует о том, что метод создания рыболовных крючков и использование наживки был известен этим резчикам по камню. Особый интерес представляет рисунки лодок: в то время как небольшие рыбацкие лодки появляются с самых ранних петрографах, позже появляются всё более крупные суда, некоторые из которых перевозят до 30 человек. Они украшены изображениями животных на носовой и кормовой частях, напоминая драккары викингов. Геометрические символы Самые загадочные петроглифы - это набор геометрических символов, которые были найдены среди самых старых наскальных рисунков в этом районе. Некоторые из этих объектов имеют округлую форму и окружены по периметру другими объектами, так же встречаются сложные структуры состоящие из вертикальных и горизонтальных линий. Хотя некоторые из этих объектов могут изображать простейшие орудия труда или схожие объекты (например, скопления вертикальных и горизонтальных линий трактуют как рыболовную сеть), все же большинство из этих символов остаются необъяснимыми. Животные На скальных рисунках можно найти широкий спектр животных. Обычно изображаются олени, зачастую они объединены в большие стада, на которые ведется охота. Изображения оленей за забором, по-видимому, указывают на то, что определенный контроль над этими животными существовал с давних времен. Кроме оленей часто можно найти изображения лосей, различных видов птиц и рыб. Беременные животные часто изображались с плодом видимым внутри своей матери. Контур Кажется странным, что в соответствии с археологическими находками, от 30 до 95 % рациона питания доисторических людей составляли дары моря, однако сцены рыбной ловли встречаются только в 1 % известных петрографов. Возможные объяснения этого факта в том, что рыбный промысел в прибрежных водах являлся гораздо менее сложным и опасным, чем охота на крупных животных. Животные играли большую роль в культах и имели большее религиозное значение, поэтому и изображались намного чаще. Медведи Медведь, по-видимому, играл особую роль в культуре доисторических людей: он занимает важное место на многих наскальных рисунках и часто изображаются не только в качестве животного, на которого ведется охота, но и в качестве символа поклонения (что представляется весьма вероятным, поскольку культ медведя известен во многих древних культурах северо-запада России, а также в саамской культуре). В то время как пути движения остальных животных и людей горизонтальны, только изображения медведей вертикальны, как бы пересекая тропы других животных. Это позволило некоторым исследователям предположить, что медведи, возможно, были в той или иной мере связаны с культом о загробной жизни (или смерти в целом), так как вертикальное направление рисунков медведей, как представляется, указывают на способность этих животных пройти между различными слоями мира. Изображения медведей, исчезают к 1700 до н. э., что, возможно, указывают на изменения в религиозных верованиях того времени. Наследие Юнеско Наскальные рисунки в Альте в декабре 1985 были включены в Мировой Список Наследия Юнеско. Этот список содержит памятники, которым Юнеско присваивает национальное и международное значение. Наскальные рисунки Альты - единственный доисторический памятник из четырех Норвежских, включенный в этот список. Заключение Наскальные изображения сыграли важную роль в истории и культуре древней цивилизации. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, люди углубляли и расширяли представления о действительности, обогащали свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), люди приобрели некоторую власть над временем. Искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Обращение людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Список литературы 1. Большая Советская Энциклопедия 2. Журнал "Север", февраль 1999 3. Скандинавия, Вокруг света, А. Д. Рапопорт, 2006 4. Норвегия. Иллюстрированный путеводитель, АСТ, С. Эвенсбергет,2007 1

Местом, ради которого туристы всего мира стремятся на север Норвегии, является город Альта, что расположен на берегу залива Альта-Фьора в акватории Норвежского моря. Кроме того, что Альту считают городом северного сияния и разнообразных зимних развлечений, город может похвастаться главной своей достопримечательность - музеем археологии под открытым небом.

Народность саами - коренное население этой части страны, предки которых и оставили современникам это историческое свидетельство - наскальные рисунки. Желающих познакомиться с наследием прародителей, ждет увлекательное путешествие в далекие времена и соприкосновение с тайнами доисторических времен. До сих пор между археологами существуют разногласия об истинном возрасте петроглифов, но некоторые исследователи утверждают, что появление самых ранних наскальных рисунков может датироваться до 500 года нашей эры.

Впервые петроглифы удалось обнаружить в семидесятые годы XIX века, что стало главной сенсацией того времени. Галерея петроглифов из пяти тысяч рисунков была обнаружена в четырех километрах от центра города, а затем в течение последующего десятилетия по всей округе Альты открывались все новые и новые галереи. На сегодняшний день в разных местах окрестностей Альты было обнаружено несколько десятков мест с петроглифами.

Музей расположен рядом с самой большой горной грядой севера Европы и доисторическим художникам, как говориться, было, где развернуться. Многое могут рассказать наскальные рисунки. Наши доисторические предки не скупились на выражения своих мыслей в графике. Они оставили нам колоссальное количество информации. Сцены рисунков рассказывают о повседневной жизни людей, об их быте, традициях и культуре.

Поскольку во времена создания наскальных рисунков основным источником пищи были рыба и мясо морских животных, в рисунках они представлены в огромном количестве. Помимо рисунков животных можно рассмотреть сцены с изображениями самих людей. Сцены с людьми представляют охоту, рыбалку, всевозможные ритуалы и танцы. Наряду с какими-либо действиями в рисунках присутствуют предметы быта - лодки, инструменты, разные геометрические фигуры и, что удивительно - числа.

Существует много интерпретаций наскальных рисунков Альты, но их смысл доподлинно не известен. Современным людям остаются только домыслы по поводу изображенных на скалах сцен, но с уверенностью можно сказать, что все рисунки, оставленные нам нашими доисторическими предками, не что иное, как события, происходившие с ними в повседневной жизни и - это сама их жизнь.

Из Петербурга к Нордкапу. Номер четырнадцать. Музей петроглифов в Альте. August 21st, 2015

Наутро выехали из Тромсё по направлению к нашей цели - Нордкапу через Альту.
Что интересного в Альте?
Не только в Норвегии, но и во всем мире небольшой городок Альта известен своими древними, прекрасно сохранившимися петроглифами. Это единственная площадка с петроглифами, открытая для посещения публики.

Дорогу в Альту я показала раньше, она шла через Люгенские Альпы с двумя переправами через фьорды.

Первые петроглифы в Норвегии были обнаружены ботаником Мартином Валем еще в 1798 году в местечке Теннес в Балсфьорде.

Вот это место, обозначено красной капелькой. Вчера мы его проезжали, без остановки.

Едем. Олени выбегают на дорогу...Как коровы в Абхазии)

Наша цель - местечко Йеммелюфт, рядом с Альтой, где были найдены петроглифы в большом количестве. Туда же свезли еще камни с изображениями из других окрестных мест. Для удобства изучения и осмотра. Сегодня наскальные рисунки в Альте стали частью большого археологического музея под открытым небом.

В 1973-1982 годах стараниями сотрудников музея города Тромсё во внутренней части Альта-фьорда было найдено еще около десятка местонахождений петроглифов.
Фигуры, объединенные в сотни композиций.

На этой территории - более, чем 5 000 наскальных рисунков. Район Альты - самая большая в Северной Европе коллекция петроглифов, созданных древними охотниками и рыболовами.

Это огромная площадь-территория с пологими скалами- "бараньими лбами", на которых изображены звери, люди, лодки... и собственно здание музея.

В здании можно увидеть коллекции археологических материалов, связанные с культурой, создавшей петроглифы, экспозиции, посвященные традиционному быту саамов, а также истории региона в годы Второй Мировой войны.
Помимо экспонатов, в музее есть кафе и сувенирные магазины.

Наскальные рисунки поделены на две основные территории: справа и слева от музея.
На осмотр первой территории, длина которой около 1.5 км, требуется в очень среднем 45 минут, на осмотр второй, длиною больше 2 км, - 70 минут. Это если просто пройти по дорожкам.) Я успела посмотреть только одну часть, бОльшую. И то, времени в обрез..
Кто-то промчался, как скорый поезд, по всем дорожкам и еще успел посидеть в кафе.

Вот часть, куда я не попала. Только сфотографировала издалека)

Это меньшая часть. На берегу - сарайчики для хранения рыболовных снастей и ажурная сушилка для рыбы.

В 1980-х годах вокруг древних гравюр была построена специальная система настилов, чтобы рассматривать их можно безо всякого вреда для самих изображений.

Ты чей?)) Музейный?))

Ааа... Поняла). Это смотритель. Следит, чтобы люди ходили только по дорожкам. И сам подает пример)

Как определили ученые, когда первые изображения высекались на скалах, уровень моря был на 8-26 метров выше, чем сегодня, а климат - гораздо мягче. После отступления ледника вся Скандинавия поднималась над уровнем моря. Этот эффект по-прежнему заметен и сегодня: ученые геологи отмечают подъем пород примерно на 1 сантиметр в год.

Считается, что большинство из петроглифов были изначально расположены непосредственно на береговой линии, и постепенно, из-за поднятия уровня суши, переместились на несколько десятков метров от моря.

То есть, самые старые петроглифы теперь находятся дальше от воды, выше, а самые "свежие" - ближе к морю.

Рисунки поделены на четыре временных периода:

6200-5300 лет назад
- 5300-4200 лет назад
- 3200-2600 лет назад
- 2600-2000 лет назад.

Каменная порода в Йеммелюфте - серо-зеленый песчанник. Он очень потный, массивный и твердый, с высоким содержанием кварца. Возраст этой породы - около 1.8 млрд. лет.
Рисунки были высечены с помощью зубила из твердого камня и ударного орудия из камня или рога. Сначала наносились контуры фигур, а потом уже высекались линии и плоскости.

Образцы этих инструментов были обнаружены при археологических раскопках вблизи изображений и выставляются в музее Альты.

Большинство скал вокруг Альты заросло мхами и лишайниками. После обнаружения первых петрографов поверхность скал и камней начали осторожно очищать, чтобы отыскать новые рисунки.

Вот смотрите: вроде бы, просто пейзаж.

Вот так этот "лоб" мог выглядеть несколько тысяч лет назад.

Петроглифы обнаруживаются до сих пор, их фотографируют и заносят в базу данных. В большинстве случаев никаких специальных мер предосторожности для их сохранения не предпринимается. Особый уход за петроглифами не нужен, так как фигуры достаточно глубоко врезаны в поверхность прочного камня.

По технике исполнения петроглифы северной Норвегии можно подразделить минимум на два вида: прошлифованные и выбитые.

Первый технический прием предполагает прошлифовку контура фигуры на ширину 1-2 см путем трения каким-то орудием или предметом. Образованные таким образом линии выглядят как отполированные канавки на фоне неровной поверхности скалы.

Второй прием - выбивание рисунков отбойником по всей площади или контуру изображения.

Ученые установили, что местные изображения, особенно самого раннего периода, показывают большое сходство с петрографами из северо-западной части России. Можно сделать вывод о возможном контакте между параллельно развивавшимися культурами на обширных пространствах крайнего Севера Европы.

Некоторые петроглифы окрашены в красный цвет, чтобы их лучше было видно. Это самые старые, которые сильно стерлись...

На некоторых запечатлены, видимо, сцены охоты, а также шаманские ритуалы.

Видите? На этой картинке двое будто бы дерутся на палках?)
То ли лук, то ли палка... Или это пляски такие?

Это же копья!

Изображения копья или лука со стрелами можно обнаружить на рисунках эпохи мезолита. Значит, использование этих орудий известно в Скандинавии уже в столь отдаленные эпохи.

Очень любопытны и изображения лодок. Каркас их делали из дерева и обтягивали оленьими шкурами. На носу некоторых суденышек можно увидеть некое подобие «головы».

Судя по их реконструкции из музея, они напоминают нечто среднее между каяком и каноэ и идеальны для плавания по рекам и небольшим фьордам.

Небольшие рыбацкие лодки появляются уже на самых ранних петроглифах, позже появляются более крупные суда, некоторые из которых перевозят до 30 человек.

Некоторые ложки напоминают драккары викингов. Подобные изображения больших лодок были обнаружены в прибрежных районах на юге Норвегии. Это указывает на возможность дальних морских путешествий вдоль побережья.

На скальных рисунках можно найти много видов животных. Среди них преобладает изображение оленей, зачастую они объединены в большие стада, на которые ведется охота.

Кроме оленей, можно найти изображения лосей.Так же встречаются фигуры различных видов птиц.

Встречаются изображения рыб и фигуры рыбаков с удочками, что свидетельствует о том, что рыболовные снасти и использование наживки были известны тут с древних времен.

Это, по-видимому, кит. Вон, и фонтанчик на спине)

А это - просто рыбка. Наполовину съеденная?)

Некоторые картины показывают людей с особым социальным статусом, о чём свидетельствует своеобразные головные уборы и более заметное расположение среди своих собратьев. Возможно, шаманы или правители племени.

Не так много известно о народах, которые произвели эти рисунки. Во время создания изображений северная часть Норвегии была населена потомками культуры Комса. Это археологическая культура охотников и собирателей эпохи позднего палеолита и раннего мезолита, племена которых расселились вдоль норвежского побережья, на освобождающихся от ледников территориях примерно 10 000 лет назад.

Возможно, древние петроглифы были частью шаманских обрядов, обозначали границы территорий племен или представляют собой запись важнейших событий в истории племени, или даже были простейшей формой искусства, то есть служили эстетической цели.

Рядом с «картинной галереей» были обнаружены следы поселения примерно 4200-500 годов до н.э. В этом месте было сделано много находок времен каменного века: остатки жилищ, орудия труда.

Колышками белыми показаны границы одной из стоянок людей каменного века.

Эта стоянка находится как раз напротив здания музея.
Недалеко от него я видела, как рыбак высаживался из лодки с уловом и понес рыбу в сарай, оставив свое суденышко для просушки на берегу..

Петроглифы Валь-Камоники

Наскальная живопись в Валь-Камонике -- памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1979 года) в Италии на территории долины Валь-Камоника в южноальпийских регионах провинции Ломбардия между провинициями Брешия и Бергамо.

Здесь находится крупнейшее собрание петроглифов в Европе -- всего около 300 тысяч. Хотя название долины происходит от племени камунов, проживавших здесь незадолго до прихода римлян, с ними связана лишь небольшая часть петроглифов: хронологически они относятся к периоду от верхнего палеолита (6000 г. до н. э.) до XIX века н. э.

Сообщение об обнаружении петроглифов первым опубликовал в конце 1950-х гг. археолог Эммануэль Анати, проводивший раскопки в Валькамонике.

Наскальные рисунки в Альте

Наскальные рисунки в Альте или петроглифы в Альте являются частью археологического музея в городе Альта в фюльке Финнмарк на севере Норвегии. С момента обнаружения первых петрографов, которые были открыты в 1972 году, более чем 5000 наскальных рисунков были найдены на нескольких участках вокруг Альта. В местечке Jiepmaluokta, что в примерно 4-х километрах от Альта, находится около 3000 различных рисунков. Сейчас это место превращено в музей под открытым небом. 3 декабря 1985 года петроглифы в Альте занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный в Норвегии памятник доисторического периода, занесенный в список Всемирного наследия.

В целом в Норвегии известно несколько десятков памятников с петроглифами каменного века, в том числе в Мёллерстуфоссене, Теннесе и ряд других.

Самые ранние петроглифы в районе Альты датируются около 4200 г. до н. э., а самые поздние обычно датируются примерно 500 г. до н. э., хотя некоторые исследователи считают, что наскальные рисунки появлялись здесь вплоть до 500 н. э. Широкое разнообразие изображений говорит о культуре охотников-собирателей, которые умели управлять стадами оленей, строить лодки и заниматься рыболовством, а также практиковали шаманские обряды. Не так много известно о культуре, которая произвела эти рисунки, хотя предполагают, что люди сделавшие эти рисунки были потомками культуры Комса. Некоторые исследователи также убеждены в том, что саамы являются потомками этих древних резчиков по камню.

Открытие и реставрация. Слева здание музея. Петроглифы находятся вдоль тропы от музея к пляжу. Первые рисунки были обнаружены осенью 1972 года в районе Jiepmaluokta (на саамском языке название означает «залив печатей»), около 4 километров от центра города Альта. В течение 1970-х годов многие другие петроглифы были открыты по всей окрестности вокруг Альта. Основная масса петроглифов располагается вокруг Jiepmaluokta (из около 5000 известных рисунков, здесь находятся более 3000). Система деревянных настилов общей протяженностью около 3 километров была построен в Jiepmaluokta во второй половине 1980-х годов, и музей Альта был переведен из центра города в район расположения петроглифов в 1991 году. Несмотря на то, что вокруг Альта существуют другие известные скопления петрографов, Jiepmaluokta остается единственным общедоступным местом.

Большинство скал вокруг Альта заросло мхами и лишайниками. После обнаружения первых петрографов, начали бережно удалять эти наросты со скал и камней, чтобы отыскать новые рисунки, скрытые от глаз человека. Когда обнаруживаются новые петроглифы их фотографируют и заносят в базу данных. В большинстве случаев никаких специальных мер предосторожности, чтобы сохранить наскальные рисунки видимыми, не предпринимается (помимо запрета на проведение строительных работ на территории). Особый уход за петрографами не является необходимым, поскольку они в целом достаточно глубоко врезаются в поверхность. Только в районах, доступных для туристов петроглифы заполнены специальной красной охрой, что делает их более видимыми.

Италии, Болгарии и других местах с теплым климатом - это удивительно, но в то же время понятно — выжить в теплом климате легче. Но когда подобные следы жизнедеятельности человека встречаются на Севере и даже за полярным кругом, невольно удивляешься силе и выносливости древнего человека.

Подобные следы человеческой культуры были найдены в Норвегии примерно в конце 20 века. До этого городок Альта ничем примечательным не выделялся. Тут занимались обработкой сланца, земледелием и рыбалкой, пока сенсационная находка древних петроглифов не изменила городской статус. Он стал важным туристическим, культурным и археологическим центром.

Здесь действует Музей Альты, в который входит три километра открытой территории.

По заповедному парку проложены удобные и безопасные тропы. Со смотровых площадок можно рассмотреть каменные рисунки оленей, лосей, медведей, птиц, рыб, людей и лодок.

Для скандинавских петроглифов характерна именно техника выбивок в камне: работа каменным резцом, молотком и зубилом. Это барельефы и выбивки в виде углублений.

Все они на самом деле бесцветны, небольших размеров – от 20 до 40 см. Красноватой краской изображения выделили музейные работники для большего эффекта.

По наскальным рисункам можно легко читать историю жизни древних саамов. Своеобразная книга в картинках, выбитая на гладких фьордах, рассказывает о верованиях и занятиях древних. Люди танцевали, любили, работали и этим мало чем отличались от современных гомосапиенс. Также у них были сильны верования в бога-медведя и других тотемных . На рисунках это особо выделено.

Музей Альта: фото

Ученые нашли еще 45 мест в окрестностях Альты, где древние люди оставили свои художества, но для посещения они закрыты. Рядом с городом возле поселка Йеммелюфте в частности насчитывается до 3000 изображений. Все петроглифы относятся к каменному и началу железного века. Древние памятники находятся под охраной ЮНЕСКО.

Споры о том, кто первый открыл уникальные выбивки, не утихают до сих пор. По одной из версий это были местные ребятишки, которые играли за городом. По другой – это сделали ученые в 1973 году. Но кто бы это не был – он сделал большое открытие.

Здесь стоит побывать не только из-за рисунков. Альта - город северного сияния.

Музейная экскурсия длится 45 минут. Есть возможность заказать ее заранее на своем языке. На территории музея есть магазинчик и кафе. А в 20 км от Альты находится уникальная ледяная гостиница.

Петроглифы в Альте: фото