Картины мира в истории культуры. Из чего складывается картина мира? Понятие культурной динамики и типы культурных изменений

Культурная картина мира

Культурная картина мира - это условный термин, объединяющий систему культурных миропредставлений исследуемого общества (2, с.252-253), наиболее общее, целостное понятие о мире и месте человека в нем. Картина мира складывается на уровне отдельного народа, сообщества, культуры. Картина мира формируется, исходя из рациональной, мифологической, политической либо другой системы представлений о мировой целостности.

Картина мира - это логико – словесный конструкт, который выстраивается в процессе осознания человеком, сообществом, народом окружающей действительности. В методологической литературе бытует понятие «физическая картина мира», можно говорить о «математической» или «мифологической», или иных картинах мира.

В структурно - семиотической школе для реконструкции культурной целостности используется прикладное понятиемодель мира (ММ )1. Оба понятия (картина мира, модель мира), условны и относительны как абстрактный исследовательский или познавательный прием.

Так, для архаических и традиционных обществ характерна мифологическая картина мира. Наскальнальная графика палеолитического периода повествует о самой древней картине мира. Она показывает трехмерное членение мира на верхний, средний и нижний (подземный). Верхний мир наполнен знаками птиц и светил; в среднем расположены люди и животные; в нижнем: земноводные и рыбы. Такое разделение мирового пространства показывают нам древнерусские вышивки, изображения трех ярусов мирового пространства, или «дерева мира», на прялках, росписи на дереве, использовавшиеся в российском обиходе вплоть до середины двадцатого века.

Картина мира в средневековье оформляет мировое пространство вокруг Божества, подчиняет его Богу, обосновывает «тварность» и самого мира, и человека. Совершенно по - иному выстраивает картину мира человек Нового времени. Для него светила, земля и человек на ней – это своеобразные механизмы, подчиненные физическим законам, познаваемым и разумным (соответственно, классическая, рациональная, неклассическая, пост - неклассическая картины мира).

В исторических реконструкциях культурных эпох, наряду с понятием картина мира или модель мира , применяются понятия программа жизни , или сценарий жизни . Программа и сценарий жизни, как правило, вписаны в соответствующую картину мира или модель мира.

Программа жизни, соответствующая мифологической картине мира средневековой Руси – это традиционные действия, соответствующие рождению – отрочеству – зрелости – старости. Каждому этапу этого биологического в своей основе ряда соответствует свой сценарий, нарушать который нельзя. Последовательность программы жизни на основе соответствующей традиции, вписана в мировую целостность (картину илимодель мира ).

Современные общества европейского типа предполагают определенную самостоятельность в формировании программы жизни, её сценариев, вписывании их в соответствующую картину мира. Так, европейская культура предполагает длительной период социализации (отрочества), возможно отсутствие старости (затянутая зрелость, юность, детство). Общества классического модерна допускают оформление собственной картины мира, внутри которой пребывает субъект культуры (индивид или группа). Современный европейский город предполагает наличие множества культурных сообществ, каждое из которых оформляет свои программы и сценарии, взаимодействующие внутри городского пространства в процессе межкультурной коммуникации.

Картина мира сословий, групп, сообществ прошедших эпох, не оставивших пространственных культурных текстов, может быть реконструирована с большой долей условности на основании археологических данных (картина мира кочевых народов).

Литература:

1. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Петрухинцев. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст]: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 492 с.

8.4 Менталитет культуры

В культурологической литературе теперь часто используется понятие «менталитет» («ментальность»). Говорят о ментальности разных эпох, разных народов, разных культур. Что же означает это понятие? Менталитет (от латинского mentalis – умственный, духовный, психический) – это духовный облик, способ мышления, совокупность психологических и поведенческих установок, определяющих своеобразие и самобытность мировосприятия, образа жизни людей данной культуры. По определению П.С. Гуревича, «ментальность (или менталитет) – это относительная целостность мыслей, верований, навыков духа, которая создаёт картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого нибудь сообщества» .

Менталитет формируется на психическом уровне в глубинах подсознания под воздействием природной среды обитания, традиций, социального опыта и соединяет развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Он отражает «глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира, ценности и установки. определяющие действия, мысли и чувства людей» . Словом, фиксирует не только осознаваемые людьми типы собственного мышления и чувствования, но и процессы, протекающие бессознательно, существующие на уровне социальной психологии.

Таким образом, ментальность – это то общее целостное мироощущение, которое рождается из единства природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, общественного и индивидуального и раскрывает представление о жизненном мире людей данной культуры, присущий им способ восприятия действительности. А.Я. Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов» .

Ментальности обнаруживаются в вырабатываемых веками эмоциональных психических реакциях, доведенных до автоматизма, т.е. исполняются людьми почти механически. Не случайно, что первыми исследователями природы ментальностей были специалисты по исторической психологии (корифеи известной французской школы «Анналов» и их последователи). Ими же и было введено в обществознание понятие «менталитет».

Как самостоятельный феномен ментальность следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентаций, идеологии. Общественные настроения переменчивы, зыбки. Ментальность выражает нечто более устойчивое, привычки, пристрастия, коллективные эмоциональные шаблоны. Черты, характеризующие ментальность, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями, что позволяет определять этническое или национальное своеобразие культуры. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.



Ментальность включает в себя ценностные ориентации, но не исчерпывается ими. Ценности осознаваемы, они выражают жизненные установки, самостоятельный выбор святынь. Ментальность же характеризует собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, восходит к бессознательному. Носители ментальности далеко не всегда могут выразить её словесно, наглядно, поэтому она чаще всего обнаруживается исследовательским путем сопоставления с другой ментальностью.

Также различаются между собой ментальность и идеология. Идеология более аналитична, она формируется сознанием. Ментальность, как и идеология, мотивирует образ действий, но далеко не всегда предлагает отчетливые схемы поведения, опираясь в большей степени не на сознание, а на стихийные, полуосознанные схемы поведения.

Феномен ментальности специфичен также тем, что в отличие от других поведенческо-эмоциональных стереотипов культуры характеризуется отсутствием сословной дифференциации, т.е. это одна из немногих черт, объединяющая дворянина и крестьянина в качестве представителей одного этноса.

Исследователи по различным критериям выделяют различные типы ментальностей. В зависимости от исторической эпохи, в которой живет и действует человек, различают такие формы исторического менталитета, как первобытную ментальность (это понятие особенно активно использовалось при анализе архаических структур, мифологического сознания первобытности, а потом приобрело расширительный смысл при рассмотрении различных типов общностей), античную ментальность, средневековую ментальность, ментальность Нового и Новейшего времени.

Выделяют также этнонациональную ментальность – глубинные структуры, определяющие этническое или национальное своеобразие народа и являющиеся очень устойчивым и стабильным образованием.

На формирование этнонационального менталитета значительное влияние оказывают природные (ландшафт, климат) факторы, тип хозяйственной жизни, тип государственности, взаимоотношения с другими народами, а также архетипы (глубинные, устойчивые и неосознанные культурные установки «коллективного бессознательного»), выражающие основополагающие свойства этноса и в значительной степени определяющие особенности мировоззрения, характера, обычаев, традиций. Этот тип ментальности помогает проводить различие между европейской и американской, западной и африканскими культурами.

Кроме вышеназванных, ученые выделяют и другие типы ментальностей, характерных для различных эпох и народов. Понятие менталитета разрабатывается в настоящее время французской гуманитаристикой, активно используется в психоанализе, социологии.

Эволюция целостного восприятия мира, его распад на объективные и субъективные составляющие нашёл свое представление в картине мира. Видимый и ощущаемый мир един, но воспринимается он этносами по-разному. Это разнообразие взглядов обусловлено спецификой менталитета того или иного народа. Если менталитет представляет собой способ восприятия и видения окружающей человека действительности, то картина мира есть результат этого восприятия.

Культурная картина мира существенно отличается от научной, философской и религиозной картин мира.

Под научной картиной мира понимается некая идеальная модель действительности, созданная на основе научных идей и принципов. Научная картина мира (КМ) даёт систему наиболее общих представлений о мире, фундаментальных понятий и принципов науки и выступает как источник возможных интерпретаций новых предметов науки и как исследовательская программа. Например, возникшая в XVII веке механистическая картина мира породила новое мировоззрение. Действие законов природы уподоблялось движению машины, состоящей из отдельных простых элементов, которые можно изучать, прогнозировать, направлять. Наука, особенно в "лице" механики и математики, рассматривалась как орудие познания механического устройства мира и становилась главной идейной опорой утвердившегося в этот период рационализма.

Философская картина мира, как и научная модель мира, основывается на научных знаниях и на ценностном отношении к миру. Следовательно, философская картина мира –

это синтез научных и ценностных представлений о мире и человеке.

Религиозная картина мира – есть модель действительности, выраженная в безграничной вере в силу некого Абсолюта – в Бога, в Будду, превращенного в объект религиозных эмоций и преклонения.

Художественная картина мира во многом сходна с культурной картиной мира, а на начальном этапе человеческой истории они даже тождественны. Художественная картина мира в качестве систематизирующего факта имеет духовность "как конкретно-историческую воплощенную субъективность".

Культурная модель мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культурыи культур других народов.


Это общее обозначение всех систем миропредставлений, свойственных исследуемому социуму, включающее совокупность как рациональных знаний, религиозных верований, ценностных установок, нравов, обычаев и т.п. Система ценностных отношений и ориентаций социальной общности (понимание ею добра, зла, счастья, отношений к смерти, любви, бессмертию), представление её о пространстве и времени и т.д. являются содержательной основой культурной картины мира и придают ей те черты самобытности и уникальности, которые позволяют отличать одну культуру от другой.

В различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира или картину мира. Таким образом, культурология использует культурные модели мира в качестве классификационного основания.

Доклассический тип культуры характеризует способ существования общества, его традиционность, "незападный" способ организации жизни. Поэтому его главные черты – охранительные: сберечь традицию, подчинить ей инновации. Этому типу культуры присущи высокие моральные качества, духовность, религиозность, высшие фор

мы коллективности. Данная картина мира присуща русской культуре, сформированной в идеалах православия и соборности.

Классический тип культуры описывает появление "демиургических" устремлений человека, ориентируется на инновации, а не на традиции; для этого типа культуры характерен "западный" тип организации жизни.

Постклассический тип культуры представляет собой синтез доклассического и классического. Эта картина мира стала основой нового мышления конца XX века, новой социальной практики. Здесь появляются глобальные проблемы, связанные с выживанием человечества. Развитие человечества предстает более противоречивым и более многомерным. Господствующим являются приоритеты западной культуры и образа жизни. Но существует практика бездуховности, отчуждения, экономической гонки и пр. Однако возникает внутри этого типа культуры стремление к заимствованию достоинств, которых нет у Запада, из традиционных, доклассических культур.

Понятие культурной картины мира

В ходе своего развития человечество породило множество различных национальных культур. В каждой отразилось своеобразное мировидение. Определенная нация или этническая группа по-своему видит человека и его место в мире.

Таким образом,

Культурная картина мира — понятие

культурной картиной мира называется совокупность специфических взглядов, понятий, воззрений, знаний о мироустройстве, ментальности народа, его отношения к явлениям реальности.

Из чего складывается картина мира?

Фундамент каждой культуры составляют пласты, которые связаны, прежде всего, с первоначальными ощущениями нации – архетипами, мифологией, образной системой, способом восприятия хронотопа и т.д.

  • При узком понимании в культурную картину мира входят эти самые «ненаучные» знания, которые нельзя полноценно рассмотреть с точки зрения рациональности.
  • При широком понимании в культурную картину мира включаются также и научные знания.

Где и как формируется культурная картина мира?

Культурная картина мира формируется в двух слоях жизнедеятельности:

  • практический (трудовой и т.д.) — слой, на котором непосредственно осуществляется жизненный процесс
  • рефлектирующий (интеллектуальный, эмоциональный и т.д.) — слой, на котором человек проводит самоанализ, утверждаясь в мире.

При этом в состав культурной картины мира входят те жизненные смыслы (моральные понятия, ценности, символы и т.д.), которые являются фундаментом культуры человека.

Строение культурной картины мира

Человек всегда строит картину мира исходя из того, что для него значит мир. При этом значения не всегда осознаются и поддаются волевому изменению. Культура – это не только трудовые отношения между людьми, это нечто иное, стоящее как бы «над миром» и объединяющее людей именно по этому «надмирному» признаку.

Создавая предмет, человек непроизвольно закладывает в него не только «пользу», но и свой опыт, способности, особенности бытия.

Кроме того, он придает объектам предметного мира конкретное место в мироустройстве. Именно таким образом все предметы и обретают значение. Они имеют ценность (значит, и место в культурной картине мира) не просто как абстрактные объекты, но как объекты, выполняющие определенную функцию в миропорядке, способствующие структуризации мира и целостности практики.

Все, что делают люди на протяжении своей жизни, постепенно приобретает для них символическое значение. Обычные, часто повторяющиеся действия – трапеза, обмен приветствиями, инициация, заключение брака, смерть – приобретают форму ритуалов, обрядов, обрастают сотнями норм и предписаний, регламентирующих порядок всех темпоральных и пространственных сторон человеческой деятельности. Все это ложится впоследствии в основу культурной картины мира, закрепляясь

А язык, как известно, прямым образом воздействует на психику, формируя мировосприятие и подкрепляя картину мира образной системой, усложняя и развивая ее.

Культурная картина мира наследуется каждым поколением, служа одновременно и основой для человеческого поведения, и хранителем ментальности народа. Вместе с ее развитием, включающим в себя со временем большее количество культурных слоев, понятий, образов, ценностей, символов и т.д., развиваются и представления о ней.

Античная картина мира

Она представляла собой универсальную смысловую систему мироустройства, в которой ведущую роль выполняли многочисленные боги и герои.

Картина мира в средние века

Она включила в себя парадигму христианского мировоззрения: мир создан Богом, Земля — центр мира, ангелы и черти, Рай и Ад реальны и пр.

Новое время

В картину мира этого исторического отрезка включились научные представления, что связано с усилием позиций естественных наук и т.д.

Темпоральная (временная) и пространственная культурная картина мира

«Узловыми» представлениями в культурной картине мира вполне резонно считать «время» и «пространство», ведь именно они являются первыми абстрактно осознаваемыми категориями.

Для немца пространство связано с понятием «пусто», а для француза пространство — растягивание. Декарт, вслед за Платоном считал пространство заполненным полностью – это идеальная культурная картина мира. Для Ньютоновской физики пространство – «полое», абсолютное, геометризированное. Это отвечает культурной картине мира Нового времени как «бездушной», механической.

Восприятие времени также наложило свой отпечаток на языки мира.

Термин tempus («время») произошел от латинского tendo – «натягивать».

Т.е. в латинском языке время тянется, оно вечно. Для немцев же время – определенный отрезок, а вечность – это то, что тянется, то, что бесконечно.

Все эти ощущения хронотопа в различных языковых культурах, развиваясь в языке, наложили свой отпечаток и на научную картину мира.

Различные подходы к пониманию и виды картины мира

Человек воспринимает окружающий мир с точки зрения структурированности, т.е. соотносит предметы и их функции со своим жизненным опытом и находит им место в определенной системе взаимоотношений предметов. Таким образом он формирует предметный мир, который впоследствии, складываясь с предметным миром других людей, расширяется и включает в свою сферу незнакомые ранее предметы и понятия и трансформируется в особую культурную картину мира, которую Э. Гуссерль именовал «жизненным миром». Предметы в него включаются не сами по себе, а в единстве с их значением, поэтому в рамках жизненного мира они разумны и логичны.

Инструменталистский подход к понятию культурной картины мира подразумевает включение в жизненный мир сугубо рационализированных очевидностей, то есть того, существование чего не подвергается сомнению по причине возможности непосредственно это ощутить (потрогать, понюхать и т.д.). Но такой подход, во-первых, очень узок, во-вторых, лишает предметы и их значение индивидуальности, стирая различия между картинами мира отдельных людей.

Французский философ П. Рикёр считал, что человеческое бытие – полифонично. Человек стремится не только познавать предметный мир, но и «понимать совокупность, устремляться» к пониманию всего мироустройства. В мир рационализированных очевидностей Рикёр включает также способы познания бытия: уровни прогресса, многосмысленности, надежды.

В ХХ веке появились более фундаментальные исследования в области культурологии, которые и определили современное понимание культурной картины мира с содержательно-тематической точки зрения как единства очевидных тематических (артефактов) и нетематических содержаний и личностного восприятия мира (личного опыта, оценок, переживаний и т.д.).

В связи с этим можно выделить картины мира, которые сводятся к единообразной матрице:

  • эстетическую,
  • научную,
  • религиозную,
  • этическую,
  • правовую
  • философскую и множество других.

Однако перед построением этих картин человеку необходимо сформировать другую картину, наполненную интуитивными смыслами и значениями, которые различными способами передают универсальность мира.

Глобализация и индивидуальность как противоположности в картине мира

Каждая культура – индивидуальна. Она формировалась в определенных условиях – климатических, этнических, языковых, исторических. Некоторые культуры развивались обособлено, но большинство вступали в контакт между собой.

В ХХ веке под влиянием тенденций, единых для всего человечества, с развитием современных средств связи и возможностью оперативного обмена информацией процесс сближения культур достиг своего пика. В культурологии он получил название .

Развитие межкультурных связей приводит не только к взаимопроникновению и взаимообогащению культур, но и к их некоторой унификации. Это отражается и в быту, и в когнитивной сфере. Яркий тому пример – компьютеризация, приводящая к тому, что люди, работающие с компьютером, обретают схожую логику мышления и единые поведенческие нормы, хотя и принадлежат к разным культурам.

Предлагаем презентацию темы:

Культурная картина мира как инструмент описания и понимания истории

Российский академик, член РАН России, призывал относиться к понятию «культурной картины мира» как очень условному термину, почти как к метафоре. Поскольку данное понятие претендует на целостную объединенную характеристику всей системы и миропредставлений, и религиозных верований, и рациональных и мифологических взглядов и т.д., постольку ее научно доказуемая репрезентативность становится «сомнительной» Мы не можем реконструировать прошлое нашей и чужих культур полностью, мы делаем это на основании данных археологии, фольклора и т.д.

Важно помнить, что в большинстве случаев под культурной картиной мира понимают описание элитарной субкультуры того или иного общества

Однако мы можем аналитически моделировать историю культуры , в частности в ее структурно-смысловой и образной конфигурации. Это является задачей исторической культурологии, а картина мира здесь здесь как раз и является «инструментальной моделью».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

менталитет культурный конфликтный архетип

Культура - это продукт совместной жизнедеятельности людей, это система согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм, правил. Данная система формируется в результате совместного длительного проживания людей на определенной территории, их хозяйственной деятельности, обороны от внешних врагов. Все это формирует у людей общее миропонимание, единый образ жизни, манеру общения, специфику одежды, особенности кулинарии и т.д.

Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет «набор правил», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле.

Уже древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, замечали, что каждая культура имеет специфические черты, отличающие ее от культур других народов. Вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), культура разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Все богатство бытия культуры, вся целостность существования народа определяет способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира.

Культурная картина мира - совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов, система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры, включает в себя представления о личности, о ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Культурная картина мира передается из поколения в поколение, трансформируется в ходе развития общества, она неисчерпаема по содержанию и служит основанием человеческого поведения.

Особенности культуры того или иного народа могут проявляться в различных аспектах человеческой жизни: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.

Культурная картина формируется в зависимости от значения мира для человека, живущего в нем. И даже самые примитивные жизненные потребности и побуждения человек удовлетворяет строго определенным образом.

Серьезные культурные отличия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, форм проявления внимания к гостю и т.д. Утоляя голод или жажду, человек следует устоявшимся традициям, характерным для его культуры: он использует определенную утварь, определенные процедуры приготовления и ритуалы приема пищи. Трапеза, таким образом, обретает для человека особое обрядовое и символическое значение.

Так, русские, по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу, что удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято.

Все жизненные проявления человека как субъекта определенной культуры фиксируются теми или иными обрядами, ритуалами, нормами, правилами, являющимися значимыми компонентами культуры, регулирующими временные и пространственные процессы человеческой жизнедеятельности.

Часто народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые двухэтажные, а третьи - деревянные дома.

Человеческая жизнь неисчерпаемо богата, разнопланова и многослойна. Некоторые из ее моментов, особенно те, что связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества реализоваться в этом мире, не подлежат рациональному контролю и возникают неосознанно. Поэтому и понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова.

В узком смысле в культурную картину мира обычно включают первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания.

Культурная картина мира специфична и отличается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п. Кроме того, каждая историческая эпоха имеет свою картину мира, причем все они не похожи одна на другую.

В то же время можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу - жизни, а черное - отрицательному началу - смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными.

Картина мира у каждой личности тоже будет своя, и зависеть она будет прежде всего от характера: у сангвиника она одна, у флегматика - совершенно другая.

Следует также иметь в виду, что картина мира зависит от языка, на котором говорят его носители, и, наоборот, основные моменты картины мира всегда закрепляются в языке. Конечно, культурная картина мира полнее, глубже и богаче языковой картины мира. К тому же, культурная картина мира первична по отношению к языковой, но, именно в языке вербализуется, реализуется культурная картина мира, хранится и передается из поколения в поколение. Язык способен описать все, что есть в культурной картине мира: особенности географии, климата, истории, условий жизни и т.д.

Вот типичный пример из области взаимодействия языков. Как в разных языках обозначаются цвета? Известно, что сетчатка человеческого глаза, за исключением индивидуальных патологических отклонений, фиксирует цвет совершено одинаково, независимо от того, чей глаз воспринимает цвет - араба, еврея, чукчи, русского, китайца или немца. Но каждый язык установил свою цветовую систему, и эти системы нередко разнятся между собой. Так, например, в языке эскимосов для обозначения разных оттенков и видов снега существует 14-20 (по разным данным) синонимов слова белый. Говорящий по-английски человек не различает цветов голубой и синий, в отличие от говорящего по-русски, и видит только blue.

Но такие различия касаются, естественно, не только цветовой гаммы, но и других предметов и явлений окружающей действительности. В арабском языке существует несколько обозначений для слова верблюд: есть отдельные наименования для уставшего верблюда, беременной верблюдицы и т.п.

Язык навязывает человеку определенное видение мира. Усваивая родной язык, англоязычный ребенок видит два предмета: foot и leg там, где русскоязычный видит только один - ногу.

В русском языке, по вполне очевидным причинам, есть и пурга, и метель, и буран, и снежная буря, и вьюга, и поземка, и все это связано со снегом и зимой, а в английском это разнообразие выражается словом snowstorm, которого вполне достаточно для описания всех снежных проявлений в англоязычном мире.

Практически в каждой культуре есть подобные примеры. Так, в языке хинди существуют многочисленные наименования определенного вида орехов. Объясняется это той ролью, которую в общей культуре и субкультурах Индостанского полуострова играют плоды арековой пальмы (areca catechu), твердые орешки «супари».

Индия ежегодно потребляет более 200 тысяч тонн таких орешков: арековые пальмы произрастают в жарком влажном климате, прежде всего вдоль Аравийского моря, в Конкане. Плоды собирают недозрелыми, зрелыми и перезревшими; их высушивают на солнце, в тени или на ветру; отваривают в молоке, воде или поджаривают на масле, выжатом из других орехов, - изменение технологии влечет немедленное изменение вкусовых качеств, а каждый новый вариант обладает своим названием и имеет свое предназначение. Среди индусских ритуалов - регулярных, календарных и экстраординарных - не существует такого, где можно было бы обойтись без плодов арековой пальмы».

Наличие теснейшей связи и взаимозависимости между языком и его носителями не вызывает сомнений. Язык неразрывно связан с жизнью и развитием того речевого коллектива, который им пользуется как средством общения.

Общественная природа языка проявляется как во внешних условиях его функционирования в данном обществе, так и в самой структуре языка, в его синтаксисе, грамматике. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно человек воспринимает и постигает мир с помощью органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка.

Язык как способ выразить мысль и передать ее от человека к человеку теснейшим образом связан с мышлением. Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению неодинаков у разных народов, что обусловлено отличиями истории, географии, особенностями жизни этих народов и, соответственно, различиями развития их общественного сознания. Поскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни, обычаями, традициями и т.п.), так и индивидуально (специфическим восприятием мира, свойственным данному конкретному индивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее, просто к реальному миру, окружающему человека.

Но язык - это не единственная составляющая культурной картины мира, она формируется также из тематически понятных, осознанных и несомненных содержаний артефактов и бессознательных смыслов и личностных значений, а также опытов, переживаний, оценок. Вследствие этого с содержательно-тематической точки зрения обычно выделяются научная, эстетическая, религиозная, этическая, правовая и другие аналогичные картины мира, с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Появлению этих картин предшествует появление другой картины мира - картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.

Развитие связей между культурами приводит к исчезновению уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.

Человечество имеет единые корни. Но в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, вырастая в специфических условиях (географических, исторических, технологических, бытовых и т. д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение.

Все богатство бытия данной культуры, целостность бытия данного народа формирует определенный способ осознания мира и существования в нем. Результатом этого специфического видения окружающего и есть культурная картина мира - система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Человеческое бытие разнопланово и многослойно. Некоторые из этих пластов (а именно те, которые связаны с первичными ощущениями, начальными попытками рождающегося человечества утвердиться в этом мире) не подлежат рациональному контролю, являются неосознанными. Поэтому и понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и в узком смысле слова.

В строгом, узком смысле в нее входят первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, она включает и научные знания.

Узловые моменты картины мира закрепляются в языке. Так, если для германца пространство мыслится как «от-странство», «устранение» (нем. термин для пространства - «Кант» - связан со значением «пусто»), то для француза «пространство» связывается

с протяжением, растягиванием, идущим изнутри. У Р. Декарта пространство есть «растягивание», «распространение». Пространство оказывается заполненным без остатка. И. Ньютон вновь расчищает его, создавая модель абсолютного пространства, которое является «полым». Оно легко подвергалось геометризации. Пространство для И. Ньютона - это бесконечное вместилище тел: оно может быть заполнено материей, или быть совершенно свободным от нее. И в том, и в другом случае свойства пространства всюду одинаковы. Пустота неизменна, она везде пустая. «Пустота» есть отсутствие всякой формы, но относительно нее всякая форма становится явной. Таким образом, пустота не есть что-то бессодержательное и бессмысленное, она - возможность всех и всяческих форм. И как возможность она реальна. Особое восприятие времени в разных культурах тоже отразилось в языке. Так, этимология понятия «время» - tempus - восходит к лат. tendo - натягивать, распростирать. Отсюда и термины Декарта: extention - протяжение, entendement - понимание. В немецком же сознании время мыслится как рубленый отрезок, а то, что тянется, длится - это вечность. Эти первичные ощущения времени и пространства, закрепляясь в языке, выливаются затем в гипотезы, а позже - в строго научные теории устройства Вселенной. Такие связи можно проследить между пониманием числа и типом математики, между первичными ощущениями мира, закрепленными в прасим- волах, и образным строем всей культуры (как это сделал, например, О. Шпенглер).

Культурная картина мира строится с точки зрения того, что он (мир) значит для живущего в нем человека. Но эти значения не всегда могут становиться достоянием сознания и воли. Культура - это формирование определенной осмысленной общности между людьми, связывающей и объединяющей их и открытой иному бытию и опыту, в свете которых вещи функционируют как элементы человеческой рациональности, поскольку несут в себе отпечаток человеческого отношения к ним. В процессе воплощения в предмете замыслов индивида происходит непроизвольная реализация самого субъекта, его способностей, опыта и т. д. В ходе многообразных испытаний предметного мира та или иная вещь, явление обретают свое место в миропорядке общественной жизни.

При инструментальном подходе понятие «культурная картина мира» сводится лишь к рациональным очевидностям, к описанию выраженных в языке знаний (в том числе и научных) о мире и его различных пластах. При таком подходе происходит пренебрежение неповторимостью и уникальностью человека, его бытие теряет личностный характер.

Однако его бытие нельзя сводить лишь к способности рационально стремиться к тем или иным целям, поскольку бытийный пласт человеческой деятельности заключается не только в нацеленности производить конечное, но и понимать совокупность, устремляться к горизонту всеобщности человеческого существования.

Культурная картина мира строится как то, что Э. Гуссерль назвал «жизненным миром», который является конкретно-исторической основой взаимосогласованного опыта. То объективное содержание мира, которое приоткрывается человеку в процессе его предметно-практической деятельности, дается ему в единстве со смыслом, значением. Значения выступают ориентирами и средствами человеческих действий; они составляют целесообразную структуру мира.

Первоначально культурная картина мира складывается в контексте тех форм жизни, которые не осознаются как рациональные условия действий человека в мире. Элементами этой картины мира являются те интуитивные представления о реальности и те значения, которые дают ориентиры человеческому сознанию, воле, мышлению. В культурной картине мира представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой.

Таким образом, культурная картина мира складывается из тематически ясных, осмысленных и очевидных содержаний артефактов и из нетематических значений и личностных смыслов, опытов, переживаний, мотивов, оценок. Поэтому с содержательно-тематической точки зрения можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подобные картины мира. С этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Но построению этих картин предшествует построение картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.

Развитие связей между культурами приводит к «смазыванию» уникальных особенностей каждой из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее, в ядре каждой культуры сохраняется то, что «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.