Средние века мир византийской культуры. Культура Византии (10 класс). Мерцающий свет византийских мозаик

Урок МХК в 10 классе

Тема урока: "Мир византийской культуры"

Подготовила: Алтынник Антонина Николаевна,

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.

Цель урока: Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.

Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.

Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

Развивать образное и ассоциативное мышление, активировать познавательную деятельность через компьютерные технологии

Развивать интерес к познанию славянской культуры.

Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.

Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.

Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.

Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация, видео-лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ"

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Ход урока

Организационный момент: Приветствие, проверка готовности к уроку

Актуализация знаний: Выводится на экран лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ" - историка, декана исторического факультета МГУ, доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН (Российская академия естественных наук).

Сообщение темы урока: "Мир византийской культуры"

Какую цель урока вы поставите?

Объяснение нового материала:

В 330г. римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, находящийся на берегу Босфора, и переименовал его в Константинополь – «новый Рим», который стал впоследствии столицей будущего византийского государства.

Необходимость переноса столицы была вызвана, прежде всего, удалённостью прежней столицы Рима от напряжённых восточных и северо-восточных границ империи, организовать оборону из Константинополя можно было гораздо быстрее и эффективнее, чем из Рима. Также среди причин переноса столицы называют религиозные предпочтения Константина: он симпатизировал христианству и не очень любил Рим, где было сильно развито язычество.

Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян)

Но Византии суждено было оставить собственный след в истории культуры

Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом

1 слайд

2 слайд

На протяжении истории Византии константинопольские художники и иконописцы неоднократно возрождали традиции античности. Всякий раз за этим следовал небывалый расцвет искусства, называемый историками очередным ренессансом. Однако в отличие от итальянского Возрождения, основа византийского искусства всегда оставалась средневековой. Одно из направлений в искусстве Византии – архитектура. Византийская архитектура до сих пор поражает человечество.

3 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

4 слайд

Базилика построена при епископе Урсицине (536 г.), освящена епископом Максимианом, поставленным на равеннскую кафедру Юстинианом в 549 г. Фасады базилики декорированы традиционной ломбардской аркатурой - плоскими пилястрами, между которыми помещены двойные плоские арочки. В аркатуру вписаны полукруглые окна. К пятигранной апсиде примыкают снаружи прямоугольные пастофории.

5 слайд

Базилики Равенны - небольшие, всегда трехнефные, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилики короткие, явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают равеннским базиликам очарование легкости и ритмической прозрачности.

6 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Христос олицетворен крестом, возвышающимся на синем, усыпанном звездами небе, апостолы Петр, Иоанн и Иаков - агнцами, предстоящими кресту. По сторонам креста находятся полуфигуры пророков Моисея и Илии в облачных сферах. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

7 слайд

Давид был простым пастухом из Вифлеема. Царь Саул взял его к себе в услужение, т.к. Давид умел хорошо играть на гуслях. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Из филистимского стана выступил могучий боец - Голиаф - огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках - медный щит. Голиаф кричал, чтобы из израильского войска вышел против него боец, и пусть этот поединок решит исход войны. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Лишь один Давид не испугался. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Потом взял его меч и отсек ему голову. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. (Первая книга царств, гл. 17).

8 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости, лучшим из которых является ларец Вероли, хранящийся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. На его крышке и по бокам изображены мифологические сцены, проникнутые духом античности.

9 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости. При украшении этих изделий зачастую использовались античные мотивы.

10 слайд

По преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. На самом деле это капелла св. Лаврентия, покровителя императорской семьи, примыкавшая к церкви Санта-Кроче. Постройка центрического типа. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки из толстого кирпича. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мартирий - греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. В этом характерная особенность ранних купольных построек, где купол никогда не прочитывается снаружи. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, огибающими небольшое центральное пространство. Свод - без оконных проемов, он тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ. Свет из узких окон в стенах - тусклый, мерцающий. Стены - гладкие и светящиеся от блестящей полированной мраморной облицовки и мозаик.

11 слайд

После воссоздания Византийской империи в 1261 г. двор обосновался во Влахернском дворце, т.к. Большой императорский дворец пришел в запустение. Влахернский дворец стоял на самой высокой точке города, у залива Золотой Рог. Для летних императорских трапез в нем соорудили обширное трехэтажное помещение, известное ныне под турецким названием Текфур-серай. Нижний этаж был опоясан аркадой; верхний, где помещался трапезный зал, был открыт всем ветрам. Щеголеватой нарядностью отличался дворцовый фасад, сложенный из чередующихся полос обожженного кирпича и гладко отесанного золотистого камня. Кирпич и камень чередовались в плоских декоративных аркадах, оформляющих верхние этажи: обрамления окон были словно свиты из ярких жгутов - соломенного и красного. Кое-где из кусочков тех же материалов выложены разнообразные узоры, напоминающие то пчелиные соты, то ромбическую решетку, то пеструю ткань

12 слайд

Церковь Панагии Халкеон представляет собой храм на четырех колонках со сложной двухъярусной структурой. Если в ранней византийской архитектуре основное внимание уделялось внутреннему пространству храмов и внешний вид построек был чрезвычайно прост и лишен какого-либо декора, то в XI в. византийские зодчие начали украшать наружные стены храмов. Церковь Панагии Халкеон отличается декоративностью своих фасадов: из стены выступают многоступенчатые плоские лопатки, окна окружают глубокие ниши, под карнизами «щетинятся» уложенные под углом к поверхности кирпичи - поребрик. Нарядна и сама кладка: чередование рядов кирпича и светлого камня выглядит как орнамент, подобный тому, что украшал одеяния василевсов на софийских мозаиках. Позднее из кирпича стали выкладывать настоящий орнамент - круги, кресты, меандры. Особенно полюбили этот прием мастера Греции, бывшей одной из провинций Византии, они вводили в кладку даже глазурованные плитки, блюда и рельефные кресты.

Византийская империя справедливо считается прямой наследницей империи Римской. Просуществовала она более тысячелетия и даже после нападения варваров, которое удалось благополучно отбить, она еще несколько столетий оставалась наиболее сильным христианским государством.

Основные черты Византийской империи

Прежде всего следует сказать, что название “Византия” появилось не сразу – до 15 века это государство называли Восточной Римской империей. Располагалась эта империя на востоке Средиземноморья, а в период своего расцвета имела земли в Европе, Азии и даже Африке.

Благодаря средиземноморскому климату земледелие и скотоводство в стране развивались и процветали. Также на ее территории активно добывались полезные ископаемые, такие как золото, олово, медь, серебро и не только. Но важным была не только ее способность обеспечивать себя всем необходимым, но и то, что империя имела очень выгодное расположение: например, через нее проходил Великий шелковый путь в Китай. Составлял путь благовоний 11 тысяч километров, он проходил через многие важные точки и принес государству немалую часть его богатств.

Византийскую империю и восточнохристианский мир связывал не менее знаменитый путь – “из варяг в греки”, который начинался в Скандинавии и, проходя через Восточную Европу, вел в Византию.

Столицей византийской империи был Константинополь.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Константинополь.

Численность населения государства была очень высокой – таким количеством людей не могла похвастаться ни одна европейская страна. Например, в Средние века в Византии проживало 35 миллионов человек – очень большое по тем временам число. Основная часть населения разговаривала на греческом языке и являлась носителем эллинской культуры, однако в Византии нашлось место и сирийцам, и арабам, и египтянам, и представителям других этносов.

Две традиции в жизни византийцев: античная и христианская

Византия сохраняла античное наследие дольше, чем государства Западной Европы, поскольку оно стало краеугольным камнем ее государственного устройства. Как и у римлян, у византийцев было два любимых развлечения: театральные постановки и конные состязания.

Однако к 8 веку господствующей стала традиция христианская: все жанры искусства прославляли Бога и его подвижников. Так, самым распространенным жанром литературы становятся жития святых, а живописи – иконопись. Выдающиеся деятель этого периода – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Рис. 2. Иоанн Златоуст.

Именно в Византии возник крестово-купольный тип церкви, который впоследствии станет основным архитектурным направление при постройке храмов в Древней Руси. Украшали церкви мозаиками – это еще одна характерная черта византийской церковной традиции.

Рис. 3. Образец византийской мозаики.

Интересно: Образование в Византии было очень развитым и общедоступным – даже бедняк мог пойти в школу и потом претендовать на государственную должность, что было и почетно, и прибыльно.

Что мы узнали?

Сколько веков просуществовала Византийская империя и когда появилось то ее название, которое принято сейчас, какие основные черты она имела, и какой город был ее столицей. Также были рассмотрены особенности ее культуры, в которой смешались античная и христианская традиции. Обращено особое внимание на выгодность ее географического положения: через Византию пролегали путь из варяг в греки и Великий шелковый путь. Еще уделено особое внимание архитектуре и образованию, а также литературе и образу жизни византийцев в целом: перечислены его характерные черты.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 8.

Цель урока:

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.
  2. Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.
  3. Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

  1. Учиться анализировать памятники искусства.
  2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.
  3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.
  4. Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.
  2. Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.
  3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.
  4. Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  • доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • географическая карта.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Жанр: урок–панорама.

Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.

Тема урока, его место в целом программы.

«Мир византийской культуры» - первый урок в разделе «Средние века» за 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.

План урока.

I. Оргмомент.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.

  1. Византийская архитектура.
  2. Искусство мозаики.
  3. Мастерство иконописи.
  4. Музыка Византии.

IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом.

Ход урока

Эпиграф.

В Боровицкая.

Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

Сообщение ученика.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.

(См. образец на доске).

Работа с мультимедиапрезентацией «Средние века. Византийская культура». Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры.

  1. Просмотр фрагмента видеофильма «Храмы мира. Путь горний».
  2. Рассказ об особенностях внешнего архитектурного облика и внутреннем убранстве собора Св.Софии в Константинополе.
  3. Выразительное чтение стихотворения О.Мендельштама «Айа–София».
  • Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
  • Какие характерные архитектурные особенности собора упоминаются в стихотворении?

Беседа по вопросам.

  • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?
  • Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?
  • Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?
  • Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?

Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики. (Просмотр второго блока презентации «Мозаики Византии»).

  1. Что такое византийская мозаика.
  2. Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».
  3. Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».

Вывод. Характерные особенности мозаики:

  • совершенные композиционные приемы;
  • декоративность;
  • колористические эффекты;
  • сопоставление контрастных цветов;
  • регламентация цветовой гаммы;
  • манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
  • композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Вопросы классу.

  • Что такое смальта?
  • Откуда в Византию пришло искусство мозаики?
  • Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?

Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.

  1. Что такое икона.
  2. Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.

Обсуждение вопросов.

  • Какое место занимают иконы в православном мире?
  • Как икона «Владимирская Богоматерь» попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых икон?
  • Каковы характерные особенности икон?

Характерные особенности икон:

  • фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
  • строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
  • высокий лоб – средоточие духовного начала;
  • сияющий нимб вокруг головы;
  • пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
  • статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
  • декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
  • цвет на иконах символичен.

Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.

1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.

2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).

Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

Выводы:

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

  • Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.
  • В центре внимания художника стоит человек.
  • Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

  • Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.
  • Синтез различных видов искусств.
  • Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма /.
  • Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

  • Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.
  • Православная культура развивается по канонам византийского искусства.
  • В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.

Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?

Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.

Мир византийской культуры

Цель: способствовать развитию у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению византийского искусства.

Задачи:

- ознакомить учащихся с характерными особенностями византийской культуры, ее значением в развитии мировой культуры;

Познакомить с шедеврами творчества византийских мастеров на примере собора Святой Софии в Константинополе, искусстве мозаики и иконописи;

Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, интереса к творчеству цивилизаций прошлого.

Оборудование: карта «Византийская империя», репродукции.

Основные понятия: крестово-купольный храм, мозаика, фреска, икона.

План урока:

1. Исторический очерк.

2.Достижения византийской архитектуры. Собор Святой Софии.

3.Искусство мозаики.

4.Иконопись.

Ход урока

1.Учитель объявляет тему урока и составляет беседу с учащимися по вопросам:

- Когда происходит становление Византии? Покажите территорию на карте.

Кто считается основателем Византийской державы?

Назовите столицу Византии.

Как называли этот город славяне?

Как называется этот город сегодня?

На территории какого современного государства он находится?

Почему Константинополь называли «золотым мостом»?

Как долго существовала империя? Какова ее судьба?

Задача для учащихся: в ходе работы на уроке познакомиться с достижениями художественной культуры Византии.

2.Учитель сообщает: наивысшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Сообщение учащегося о Юстиниане (см. Приложение 1).

Учитель сообщает: могущество империи было воплощено в архитектурном шедевре, дошедшем до наших дней.

Сообщение учащегося о храме Св. Софии (см. Приложение 2).

Учитель сообщает: характер средневековой скульптуры определен распространением христианства. Храмы-символы, внешние атрибуты новой религии. Византийские мастера в соборе Св. Софии впервые использовали новые архитектурные детали. Это привело к созданию нового типа храма – крестово-купольного.

Задача для учащихся: в ходе работы со схемами определить характерные черты античной базилики как архитектурного сооружения, сравнить с Софийским собором, найти отличия (схемы в Приложении 3).

Запись в тетради.

Крестово-купольный храм – храм, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Учитель сообщает: роскошь и торжественность архитектуры Византии послужат образцами при возведении каменных соборов в древнем Киеве. Русь воспримет от Византии крестово-купольную систему храмов.

3.Учитель сообщает: интерьер византийских храмов украшен мозаикой. Этот вид изобразительного искусства возник в эпоху античности.

Запись в тетради.

Мозаика- изображения, выполненные из кубиков разноцветного непрозрачного стекла = смальты.

Самостоятельная работа с учебником. Найти в тексте особенности византийских мозаик, выписать их в виде плана. Рассмотреть иллюстрации.

Особенности византийских мозаик:

Использование кубиков различной формы и величины;

Применение золотого фона;

Закрепление кубиков под разным наклоном;

Эффект сияния.

4. Учитель сообщает: в христианских храмах обязательными были не только мозаики, но и иконы. Икона является таинственным символом божества, а не его точным изображением. С помощью линий и красок иконописец не просто изображает того или иного святого или события, а воплощает обращенную к нему молитву. Поэтому иконопись обладает собственным художественным языком (канонами). К иконописным канонам относятся фронтальность изображения, условность одежды, символичность цвета, сияющий нимб вокруг головы, пристальный взор увеличенных глаз. Одно из лучших произведений византийской иконописи – «Владимирская Богоматерь».

Сообщение учащегося об иконе Владимирской Богоматери.

Запись в тетради.

Икона – от греческого «эйкон» - изображение, образ.

Итог урока.

Византия-цивилизация, оставившая человечеству огромное наследие, повлиявшее на культуру многих народов, в том числе на русскую.

Вопрос классу. Что же оставила Византия в наследие человечеству?

Выставление оценок.

Домашнее задание: глава 12, сообщения на темы «Десятинная церковь в Киеве», «Золотые ворота в Киеве», «Строительство Софийского собора».

Приложение 1.

Император Юстиниан.

Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Юстиниан происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.

Император обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он проводил реформы, оживил торговлю. Накопив большие богатства, Юстиниан строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии в Константинополе.

Другим великим делом императора было создание свода римского права. Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живщих в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.

Приложение 2.

Собор Святой Софии.

Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад – Ая София) стала мечетью.

Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали, император Юстиниан I воскликнул: »Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!».