Символы в архитектуре зданий. Архитектурный знак. Символика и особенности готической скульптуры и архитектуры

Одним из крупнейших направлений в искусстве на рубеже 19 и 20 века, зародившееся во Франции и в дальнейшем получившее широкое распространение во всем мире, является символизм (в переводе с греческого symbolon - символ, знак). Данное направление появилось во Франции в 70-е-80-е годы XIX века и достигло наивысшего пика развития на своей Родине, а также на территории Бельгии, России, Германии, Норвегии и Америки в конце XIX начале ХХ века. Символизм стал одним из самых распространенных и плодотворных направлений в искусстве того времени, его элементы замечаются практически на всем протяжении развития человеческой цивилизации (средневековая живопись и готические фрески пропитаны духом христианской символики, много элементов символизма улавливаются в картинах художников, писавших в эпоху романтизма).

Символизм, возникший на рубеже веков, выступал как новое направление в искусстве в противопоставлении к реализму и импрессионизму, он показывал свой протест и негативное отношение против развития буржуазных моралей и ценностей, выражал тоску и желание обрести духовную свободу, тонко чувствовал грядущие перемены и предсказывал неминуемые грядущие социальные и исторические потрясения как для каждого отдельного человека, так и для всего общества в целом.

Впервые термин «символизм» был использован в статье французского поэта Жана Мореаса под названием «Le Symbolisme», опубликованной в газете «Фигаро» в 1886 году. В данном манифесте провозглашались основные принципы нового направления, и утверждалось главенство символа как основного способа выражения тонкого душевного состояния поэта либо художника. Последователи символизма искали смысл земного существования в своих эмоциях, мечтах, в глубинах своего сознания и фантастических виденьях, там, где реалисты пытались изобразить окружающий их мир без прикрас, символисты, разочарованные пугающей их реальностью, окутывали все покровом тайны и мистицизма, использовали образы и символы.

Символизм в живописи

(Густав Климт "Поцелуй" )

В первую очередь данное направление получило широкое распространение в литературе, философии и театральном искусстве, а уже потом в изобразительном искусстве и музыке. Своей главной целью символисты считали выражение абсолютных истин и отображение реальной жизни посредством использования метафорических образов и аллегорий, имеющих символическое значение. Основными характерными чертами данного стиля можно назвать: новаторские стремления к экспериментам, мистицизм, таинственность, недосказанность и завуалированность.

(Одилон Редон "Будда в молодости" )

Художники-символисты конца XIX начала ХХ века, вдохновленные поэзией и литературой эпохи романтизма, различными легендами, сказаниями, мифологией и библейскими историями, создавали свои полотна, наполненные персонажами и предметами, имеющими глубокий мифический, мистический и эзотерический смысл. Наиболее популярными тематиками для художников данного направления были религия и оккультизм, передача различных чувств и эмоций, любовь, смерть, болезни и различные человеческие пороки. Картины символистов в первую очередь характеризуются глубоким философским смыслом и стремятся передать не реальный образ, а показать чувства и эмоции, переживания и настроения автора. Картины данного стиля становятся узнаваемыми и отличаются особой уникальностью не благодаря использованию каких-то особенных форм и цветов, а благодаря их содержанию, глубокому смыслу в них заключенному.

(Ян Матейко "Станчик" )

На лицах героев, изображенных на полотнах символистов, практически никогда не встречаются положительные эмоции, что обусловлено требованиями данного учения, донести до людей мысль о несовершенстве окружающего их мира. Задний фон полотен обычно размыт и изображен в спокойной однотипной цветовой гамме, изображение на первом плане - весьма обобщенное и простое, заметны четки контуры самых мельчайших элементов. Сюжетная линия картин полна загадочности и мистицизма, каждая деталь имеет свое определенное символическое значение, которое требует вдумчивого размышления и изучения. Такое полотно посылает мысли созерцающего её человека в далекое путешествие по глубинам его разума, требует наличия определенного кругозора и доверия к собственным чувствам и эмоциям.

Выдающиеся художники-символисты

(Гюстав Моро "Фаэтон" )

Французские последователи символизма в изобразительном искусстве отличаются тягой к декадентству и синтетизму, представлявшему смешение и объединение символизма и клуазонизма(разноцветные фигуры и плоскости, очерченные широким контуром). Яркими представителями данного направления считаются художники Гюстав Моро (Саломея, танцующая перед Иродом», «Эдип и Сфинкс», «Юноша и смерть», «Осень»), Поль Гоген («Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом»), Одилон Редон (серия литографий «В мире мечты», «Апокалипсис св. Иоанна», «Эдгару По», «Ночь», «Циклоп»), Эмиль Бернар («Улица Роз в Порт-Авене», «Испанский уличный музыкант и его семья»), Пюви де Шаванн («Сон», «Смерть св. Себастьяна», «Святая Камилла», «Размышление», «Джульетта»).

(Эдвард Мунк "Меланхолия" )

Одним из ярчайших представителей норвежского символизма в изобразительном искусстве считается художник и график Эдвард Мунк, его картины, отображающие его непростую судьбу, пропитаны мотивами страха, одиночества и смерти, его знаменитые картины «Крик», «Расставание», «Меланхолия».

(Ксавье Меллери "Часы. (Вечность и смерть)" )

Выдающиеся художники символисты Бельгии - Ксавье Меллери («Часы, или Вечность и Смерть», «Танец», «Бессмертие»), Джеймс Энсор («Христос, идущий по морю», «Скелеты и Пьеро», «Интрига», «Ужасные музыканты» «Смерть, избивающая человеческое стадо»), Жан Дельвиль - («Богочеловек», «Любовь душ»), в Англии - так называемое братство «прерафаэлитов» Уильям Хант («Светоч мира», «Тень смерти», «Нахождение Спасителя во храме»), Данте Россетти («Благовещение», «Лукреция Борджиа», «Прозерпина»), Джон Милле («Офелия», «Кимона и Ифигения»).

(Михаил Врубель "Демон сидящий" )

В России это Михаил Врубель («Демон сидящий», «Жемчужина»), Михаил Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Пустынник»), Святослав Рерих («Иаков и ангел», «Распятое человечество», «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг»), Николай Гущин, Константин Сомов («Дама у пруда», «Людмила в саду у Черномора», «Дама в голубом», «Синяя птица»), Виктор Борисов-Мусатов («Автопортрет с сестрой», «Дафнис и Хлоя», «Водоем», «Гобелен», «Призрак»).

Символизм в архитектуре

(Символический смысл можно увидеть и в основе Исаакиевского собора )

В основе любого архитектурного сооружения лежит его символический смысл, который в него вложили его создатели. Пропорции очень многих зданий и сооружений (греческие и римские храмы, готические соборы, вавилонские зиккураты, египетские пирамиды) определяют символические значения их форм. Эти религиозные сооружения выступали в качестве земных проекций моделей космического пространства: огромное воздушное пространство, покоящееся на колоннах или пилонах, связывающее поверхность земли и «первичные воды». Основными символами в архитектуре выступают круг, символизирующий бесконечность, небо, движение или вознесение, солнце, (огромные барабаны куполов имеют в разрезе форму круга в Большом соборе Святого Мартина в Кельне, Исаакиевском соборе в Петербурге), треугольник - символ земли и её взаимодействия с небом, квадрат символизирует принцип статичности и завершенности.

Также особенным символическим значением обладают изображенные на фасадах зданий различные животные и птицы (львы, быки, единороги, двуглавые орлы). Это явление носит название зооморфизма: изображение священных животных как земного воплощения божественных существ, каждое животное имеет свой мифологический смысл и символическое значение.

С символикой богослужебного чина непосредственно связана символика храмовой архитектуры, которая формировалась одновременно со сложением чина Литургии в Византии в период VI — IX вв. Тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создававший архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашалось словом и священнодействиями богослужения. Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православной Церкви Русь в IX веке восприняла от Византии и символическое толкование храма.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Так, солнце и камень являются образами Христа, а золото — образом истины и т.д. Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом, архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Если первообраз — Царство Небесное — это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди еще при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их словам не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.

В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного «Святого Иерусалима» передан в следующих определениях:

«...он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21.12-13);

«...город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16);

«...стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18);

«...престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3).

В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом:

квадратная форма плана и кубическая форма объема;
трехмастные членения с каждой стороны;
центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине;
драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме

Храм есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и соответственно он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых.

Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехмастная структура храма; неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.

Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности композиции, цельности формы, ясности композиции, тектоничности сооружения, узнаваемости формы.

Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви — Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.

В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

В средней части храма стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма — начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба «неба небесе», где пребывает один только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле.

Алтарь в храме означает духовную, божественную сторону во вселенной, а средняя его часть — чувственный мир, причем обе входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок вселенной.

Различные зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов. Так, верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей, в том числе достигших еще на земле состояния святости, то есть обожения, к которому иные только стремятся.

Древнерусский храм завершается главой «луковичной» формы. Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.

Иногда храм строится в виде Креста в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получают спасение благодаря Его искупительной крестной жертве. Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца — символ вечности. Продолговатая форма храма в виде корабля означает, что Церковь подобно кораблю спасает нас в житейском море.

По образной мысли протоиерея Дмитрия (Смирнова) храм — это корабль, где люди должны крепко держаться за его мачту во время бури и сильной качки. На корабле это самое безопасное место, где меньше всего качает. Не держась за мачту и находясь у борта, легко вылететь за борт и утонуть. Мачта — это стержень корабля, также как наша вера и наша Церковь — это стержень нашей жизни и за них мы должны крепко держаться, чтобы не погибнуть среди бурных волн житейского моря с его подводными камнями соблазнов. Храм это корабль, а мачта в центре корабля — вертикаль, идущая от амвона к куполу и Кресту над храмом. Эта вертикаль соединяет небесную область бытия Духа Святого с Евхаристией, совершающейся на амвоне. Поддерживающие купол «паруса» храма с изображенными на них евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, — это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.

Следует отметить, что святоотеческие символические толкования были связаны с богослужением и относились в основном к внутренним формам храма. Наружные формы храма получили толкования лишь в XIX веке, как, например, символика количества глав: 1 глава — Христос; 5 глав — Христос и четыре Евангелиста и т.д.

Архитектурная композиция и соответственно архитектурная выразительность православного храма основаны на отражении в образе храма его символической сущности, основанной на православной догматике.

архитектура

, или зодчество - здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественную организованную среду жизнедеятельности человека. Как часть материальных средств существования людей и как часть средств производства (промышленная архитектура), она принадлежит к сфере материальной культуры, но как важный вид пластических искусств - к сфере духовной художественной культуры. Эстетически формируя жизненную среду общества, архитектура выражает специфическими художественными формами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. В архитектуре взаимосвязаны функционально-технические и духовно-эстетические начала: она базируется на триединстве пользы, прочности и красоты. В этом качестве она служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества. Недаром архитектуру называют «матерью всех искусств». В силу своей открытости массам, а также стабильности и прочности своих творений архитектура более других искусств способна передать социально организующий аспект современного ей идеала, дух упорядоченности и разумной закономерности. Архитектура основана на символическом понимании пространства, ввиду чего обращается к символическому смыслу здания, устанавливая соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек прошлого определялись символическим значением форм. Например, в древних греческих и римских храмах в целях подчеркивания идеи духовного восхождения устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями. Наиболее последовательно идея постепенного восхождения выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий, соответственностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Несомненно, что в основе сложной геометрической символики храма лежит принцип дерева или горы, в котором присутствует космическая и технологическая символика. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилонах, колоннах), связывают землю с «первичными водами». При этом все круглые формы выражают идею неба, квадрат олицетворяет землю, а треугольник символизирует взаимодействие между небом и землей. Храм - это модель организованного космоса, проявление одного во множественности, поэтому в нем широко используется символика чисел: 7 в пирамидах, 3 в христианских храмах, а 8, являющееся связующим звеном между 4 (квадратом) и 2 (кругом), - в башнях. В основе храма также лежит символика мандалы - квадратуры круга - квадрат и круг , связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма. На развитие древнерусской архитектуры оказало влияние византийское искусство, самобытно интерпретированное древнерусскими архитекторами. В XII–XIII вв. сложились местные школы архитектуры в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах. С XIV в. ведущее место заняла московская школа, и постепенно сформировался единый стиль древнерусской архитектуры, которую отличали ясное выявление конструкции зданий, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Широкое распространение получили крестово-купольные храмы, а в XVI в. появился своеобразный тип шатровых храмов-башен. При этом архитектурные элементы храма имеют собственное символическое толкование. Например, три двери храма олицетворяют веру, надежду и милосердие. Церковные стены ограждают спасенное от греха человечество, контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу, крыша символизирует милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, а шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1997; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984. Архитектура – явление сложное. Она возникла и существует вследствие общественной потребности в ней. Постройки служат для практического использования и в то же время они являются (или должны являться) произведениями искусства. Поэтому одни склонны придавать большое значение практической стороне архитектуры, другие ее специфике, как особого вида искусства. Русский деревянный дом с древних времен представлял собой целый мир, и все его элементы составляли общую систему, отражающую представления о мироздании. Важной частью этой системы были деревянные резные украшения, которые укреплялись на фронтонах, пилястрах, наличниках, и которые являлись закодированной в устойчивых художественных образах и символах родовой коллективной памятью народа. Томичи украшали свое жилище с момента основания города, при этом сословие и состоятельность не имели большого значения. Безусловно, купеческие особняки и доходные дома были краше, но и бедные дома встречали приветливым узором наличников, причудливо вырезанными деталями крылечек, устремленными в небо коньками. Термин «декор» в архитектуре тесно связан с термином «орнамент», который состоит из сочетания полезного и красивого. В его основе лежит функциональность, а красота приходит вслед за ней. Орнамент не существует в виде самостоятельного произведения искусства, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, он представляет собой достаточно сложную художественную структуру. Являясь древнейшим видом изобразительной деятельности человека, он нес в себе символический и магический смысл, знаковость. Ранние декоративно-орнаментальные элементы могли являться только отвлеченными знаками, выражая чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Приступая к основной части сообщения, необходимо сказать следующее - это первая попытка систематизировать знаковую символику томского архитектурного декора, хранящегося в Музее деревянного зодчества или встречающегося в узорах деревянных домов на улицах города. При этом использованы литературные источники / Трудно дать точную дату возникновения того или иного знака. Орнамент мог возникнуть в верхнепалеолитическую эпоху. (15-10 тыс. лет до н.э.) В те далекие времена был он исключительно геометрическим, состоящим из строгих базовых форм, круга, креста и квадрата. Это универсальные формы. Изначально знаки выполняли лишь вспомогательные функции и наносились на невидимые части - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и т.д. Постепенно знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться как художественная составляющая. В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определенный смысл. Рассмотрим первую группу знаков, которые часто употреблялись в деревянном зодчестве в качестве элементов декора. Символ «круг» - воплощение представлений о важнейших основополагающих качествах: абсолютное равенство, единообразие, бесконечность, вечность, круговорот. Круг ассоциировался с понятием небесного совершенства- Бог, Небо, Космос, Солнце. «Понятие «святости» и вместе с тем «чистоты», «белизны»пишет в частности В.И. Равдоникас,- в первобытном сознании увязывается с «небом» и его воплощениями в солнце, «луне».

p. 2

Отсюда изобразительная символика святости, божественности - круг, образ неба или солнца. Символ «круг»- солярный знак, древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации являлся одним из почитаемых и любимых. Так обозначался солнечный диск в Египте, Малой Азии, Месопотамии, языческой культуре Древней Руси. Знак «половинный диск» символизирует светило на восходе или на закате. В количестве лучей также заложена символика - числа 5 или 3, которыми отмечаются границы участков неба, третья часть неба - та условная область пространства, где солнце находится в полдень. Наиболее широко эти знаки встречаются в архитектуре Томска в Х1Х – начала ХХ вв. Архитекторы модерна также активно использовали этот знак. Символ «квадрат» - в отличие от круга связывается с идеей земного начала как места обитания человека. Своеобразная система координат, где выделены стороны света. Четырехугольник с крестом еще более усиливает это значение, образуя центр, ось координат. Небо-круг выступает как Бог-творец, тогда как земля-квадрат - творимое, производное, созданное при посредничестве креста. Символ «крест»- древнейший сакральный знак, происходящий от схематического изображения птицы, подчеркивающий идею центра, точка пересечения верханиза, правого-левого. Знак, упорядочивающий пространство, вертикальный стержень креста в первобытном сознании отождествлялся с Осью мира, Мировым Древом, соединяющим небо и землю. Его называют «знаком знаков» С доисторических времен служит религиозным, охранительным символом практически в каждой культуре мира. Скандинавы изображали молот Тора - бога грозы и войны - в виде Т-образного креста, он символизировал грозу, молнию и дождь. Крест был также атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. В христианском искусстве знак утвердился в качестве почитаемой эмблемы лишь в конце VI века. Он стал неотъемлемой часть церковной обрядности, а также одним их главных символов в искусстве, архитектуре. Существует довольно значительное количество разновидностей крестов, мы рассмотрим некоторые из них, чаще всего встречающиеся в нашей практике. Греческий равноконечный крест - самой простой формы, использовался в самых различных значениях как символ бога солнца, бога дождя, так и элементов из которых создан мир- воздух, земля, огонь и вода.

p. 3

Косой крест – очень распространенный мотив. Он встречается в разные эпохи от палеолита до Х1Х века. Напоминает первую букву написания имени Христа В зависимости от цвета имеет различное значение Синий или белый цвета – знак святого апостола Андрея. Часто употребляется в архитектурном декоре как декоративный элемент, а также как солярный знак, обозначающий Божественный огонь, сжигающий все плохое. Спираль - относится к числу древнейших знаков, имеющих громадное значение для орнамента всеобъемлющая формула, из нее древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий. Спираль воплощала основные закономерности природы, их взаимосвязь, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. Развитие всего в мире совершается по принципу спирали. Каждый виток - конец одного цикла и начало другого. Волюта – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко. Волюта восходит своими корнями к образу Мирового Древа. В архитектуре это прослеживается в капители, где волюта является важнейшим конструктивно-художественным элементом. Мотив волюты в капители мы встречаем уже в Египте и Греции. «Охранители» Древа, ибо в Месопотамии в виде волютообразных завитков изображали и рога небесных козлов или быков. Свастика (Несущая добро) - один из самых ранних символов, встречается у всех народов. Солярный символ, счастливый знак, плодородие, благополучие, щедрость, движение и сила солнца. В христианском изображении это не просто символ стихии, но того, кто распоряжается стихиями- вечного ветра, Святого Духа. Свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, который изображался многими народами мира на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов Символ встречается с VIII тыс. лет до н. э.,

p. 4

предположительно из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите. У свастики, как символа, много значений, у древних народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия, и способна символизировать философские категории. Первые сведения о свастике как о христианском символе и варианте креста обнаружены в трудах ученого-иезуита аббата Ь.Мартиньи в 1865г. Символ «ромб» - считается, что знак в виде ромба в народной и древней орнаментике происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли. В скифо -сарматии он же обозначал Солнце, Мировое Древо. В различные исторические эпохи ромб символизировал Великую богиню, родительницу всего сущего. В позднейшие времена ромб стал символом плодородия. В христианской иконографии ромб сочетался с изображением Богоматери, кроме того, ромбы с крестами или растительными розетками, полусферы и равноконечные кресты – это символические знаки изображения Серафимов, Херувимов, Ангелов, Апостолов. В архитектурном декоре Томска ромб встречается в оформлении наличников, как один из орнаментальных мотивов. Символ «треугольник»- служил одним из символов Земли. В христианстве треугольник служил символом божества «всевидящее око», в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он связан с символикой солнечного культа. Треугольник в разных его модификациях обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в Х1Х-ХХвв. Заканчивая краткий обзор геометрических символов, необходимо сказать, что в христианской изобразительной системе они соответствуют отвлеченным, точнее Божественным понятиям: квадрат-твердость веры, круг-символ вечности или в ином значении - изображение Небесных сил. Они же составляют особую группу знаков - так называемые силовые Солярные «солнцеярые», знаки, их насчитывается около 144 видов. На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора, созданные древними цивилизациями, сохранялись и повторялись. Отметим также наличие в томском деревянном декоре и других орнаментальных мотивов. Один из них- это картуш.

p. 5

Картуш (cartoccio сверток, кулечек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка»], на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши возникли в период Возрождения на рубеже XV-XVI веков. В эпоху барокко и рококо картуши приобретают более сложные, часто асимметричные формы, на первый план выходят декоративные свойства элемента, который зачастую не несет никакого внутреннего изображения. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма. Распространившиеся в XVI-XVIII ст. картуши украшают парадные входы во дворцы. Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Меандр - идея вечного движения, бесконечного повторения, пришел к нам из Древней Греции. На смену древнему геометрическому орнаменту приходит так называемый плетеный орнамент. Мотив плетенки возник от вдавливания веревки в сырую глину, позднее в плетенку стали вплетать головы, хвосты, лапы животных, особенно это характерно для Скандинавских народов. Там же появляется мотив драконообразного животного. Дракон олицетворял молнию, считался покровителем жилья и огня. Змея - символ вечно восстанавливающегося мирового порядка. Появление растительного орнамента связано с искусством Древнего Египта Цветок лотоса - атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья.

p. 6

Дерево жизни (др.-рус. райское древо) - мифологический образ во многих культурах. В книжности и фольклоре это мотив, отражающий представления о библейском древе жизни посреди рая. Концепция Древа Жизни использовалась в религии, философии и мифологии. Обозначает взаимосвязь всей жизни на нашей планете и служит метафорой для общего происхождения в эволюционном смысле. Термин древо жизни может также быть использован в качестве синонима священного древа. Древо знания, связывающее небеса и подземный мир, а также древо жизни, связывающее все формы жизни, оба являются формами мирового или космического древа. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, божественное дерево, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост самого человека». Розетка (ромашка, маргаритка) пришла к нам из Древней Месопотамии. Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии – «все возвращается на круги своя». Фигура розетки оказалась наиболее устойчивой, и в декоративной народной резьбе по дереву является одним из основных элементов узора. По своему начертанию она близка к цветку. В розетке как бы воплотилась идея о связи животворящих солнечных лучей и обильного произрастания цветов и трав на земле. Интересно, что в Литве некоторые цветы (например, маргаритки и розы) считались цветами солнца. Круг с вращающимся расчленением (так называемое «сегнерово колесо») является графическим изображением вращающегося колеса-солнца Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка и символизирует она мужество. «Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона, а одним из славных подвигов Гильгамеша (героя месопотамского эпоса) была победа над чудовищем Хубабу- повелителем кедров». Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия). Акант, пальметты, кимы (набегающие волны из стилизованных листьев).

p. 7

Трилистник или крин - символизирует чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы. В различные времена в орнаментику добавлялись все новые и новые символы. В любой сакральной традиции числа играют важную роль. Число три считается самым магическим и священным во многих культурах. Символ трех перекрещивающихся листов был найден 5000 лет назад в культуре индейцев, его значение стало известным с VIII века. В кельтской культуре тройка символизировала полноту, завершенность, совершенство - прошлое, настоящее, будущее; небо, земля, подземный (потусторонний) мир. Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять - знак высшего достоинства. Концепция троицы, тройственных божеств также универсальна и встречается практически во всех индо-европейских религиозных и мифологических системах. В христианском символизме Трилистник представляет собой Святую Троицу: отца, сына и святого духа. Круг посередине означает вечность, в то время как перекрещивающиеся линии символизируют неразделимость. Таким образом, Трилистник указывает на то, что Святое Семейство состоит из трех элементов: власти, чести и славы и они неразделимы в одном Боге. Языческая религия утверждает, что этот символ представляет жизнь, смерть и возвращение к жизни, как бесконечный цикл, так же как и три силы природы: земля, воздух и вода. Три круга символизируют женский элемент и элемент плодородия. Примеров обращения и активного использования томскими мастерами орнаментальных мотивов стиля барокко можно привести достаточно. Динамика сложных объемных форм, беспокойный ритм кривых линий, которые создают сложные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов почти полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты Узоры часто имеют С и S-образную форму. Как и геометрические фигуры использовались томскими мастерами сюжеты, традиционные для древнеславянской мифологии. Сирин - птица-дева, чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску, является лишь счастливым людям. Элемент, часто встречающийся в орнаментике европейской части России, в Томске существует едва ли не единственном экземпляре по адресу ул. Крылова,4.

p. 8

Звериный орнамент в эпоху средневековья был основой для создания композиций рельефов и был неиссякаемым источником для народного искусства. Звериная символика характеризует свойства нематериального мира, изображение коня свидетельствует о движении к Высшему Идеалу, Конь у славян символизировал бога солнца - Хорса и был его эмблемой. Олицетворение бога Солнца в виде коня повлекло изображение коня в резном убранстве крестьянских изб в качестве древнего охраняющего образа, привлекающего добро на хозяина дома. Конские головы- «коньки» украшали верх кровель Часто на резных наличниках и подзорах- конь с развевающейся гривой, похожей на лучи Солнца. Изображение рыбы - древний символ Спасителя, Изображение птиц - символ праведных душ. Водоплавающие птицы олицетворяли водную стихию. Русский язык сохранил нам тот смысл, который вкладывали наши предки, создавая свое жилище - улица -у лица, дверь-доверие, наличник- на лице. Фронтон в древней Руси назывался «чело», следовательно - края крыши, образующие треугольную форму с фасада- причелины. Смысл окна изначально отождествлялся с оком. Чистота ока в православном учении имеет большое значение, ибо глазами человек воспринимает свет Божий. В православной архитектуре окно-это вход Нетварного Света, поэтому все оформление, которое прилагается к оконному проему, несет охранную функцию. Дом для православного человека испокон веков считался малой церковью, и жизнь вся была связана с богослужением, церковным и домашним. Общий духовный настрой был молитвенным - прославляющим Бога. И мастер, изображая в резьбе птиц, цветы,

p. 9

геометрический орнамент помнил о Создателе всего живого и прекрасного, перенося свой духовный настрой в рисунок. Художественный язык деревянной резьбы развивался самобытно и самостоятельно, достаточно независимо от смены стилей появляющихся в художественных центрах. Он существовал параллельно с классицизмом, модерном и другими «большими» стилями, непринужденно и чутко откликаясь на изменение форм городского декора. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна, что дает возможность видеть стойкость культурных традиций в применении древних символов, элементов, украшавших жилища наших предков. Сегодняшний день, с его типизированным, штампованным строительством жилых домов уносит нас все дальше и дальше от рукотворной культуры русских мастеров, обрекая ее на забвение. Архитектура теряет не только гармонию и красоту, рвется тонкая связующая нить поколений. Уходят мировоззренческие знания, остается жилплощадь. Елена Ивановна Рерих прозорливо писала одному из своих адресатов «Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии». В следующих заметках мы расскажем о декоре томских домов и тех символах, которые можно увидеть, если внимательно присмотреться к орнаменту. Список использованных источников. 1.Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Изд.Академии архитектуры,1950 2. Багдасаров Р. Мистика огненного креста.М.:Вече,2005. 3. Буткевич Л.М. История орнамента.М.:Владос,2008. 4. Мартиньи М. Словарь христианских древностей.1865 5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987 6. Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР,2003. Т.5. С,344 Боровинских Н.П. Уткина Е.Л.

Архитектура основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор. Он также соотносится с вертикальным принципом дерева, горы. В нем присутствует космическая и теологическая символика. Храм является символом духовных устремлений и достижений. Так, идея постепенного восхождения наиболее последовательно выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как единого целого. Так, архитектура является элементом духовного космоса. В основе храма лежит также символика мандалы – квадратура круга, квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.

Пирамида Снофру, Медум, Египет
27 век до н.э.


Ворота богини Иштар, Ирак
7-6 век до н.э.

Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат – это земля, треугольник – символизирует взаимодействие между землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками. Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси. Это – модель организованного космоса, проявление Одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 1 – в пирамидах, число 3 – в христианских храмах, число 8 – в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя – квадратом и двумя – кругом.

Известны также храмы-пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети – вовнутрь: в сердце горы, человека, вещей. Идея мировой оси сменяется идеей «мирового яйца».

Иудейский храм является прообразом скинии – святилища, Святого Святых, свидетельства, данного Моисею Богом: «И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли. Длиною десять локтей (сделай) брус, и полтора локтя каждому брусу ширина. У каждого бруса по два шипa (на концах), один против другого.» (Исх. 26, 15-17). Для полуденной и для северной сторон скинии предписывается сделать по двадцать брусьев для каждой; для западной и восточной сторон – по восемь брусьев. Такие же нумерологически значимые указания даются относительно устройства подножий, шипов и шестов, делаемых также из дерева ситтим. И все это обложено золотом – металлом божественной славы. «Всё (сделайте), как я показываю тебе и образец скинии и образец всех сосудов» (Исх. 34,8).

Скиния понимается, прежде всего, как дом, как храм Господень. И воплощает в себе нравственные максимы: пребывать в жилище Господа могут только те, «кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла» (Пс. 15,1-2). В нем должны быть две завесы, или два покрова – внешний и внутренний. Скиния стоит во дворе прямоугольном в плане, протяженность его западной и восточной стен равна пятидесяти локтям, а протяженность северной и южной стен – ста локтям. Длина западной и восточной стен святилища равна десяти локтям, южной и северной стен -тридцати локтям. Ковчег Завета содержится в Святая Святых, за второй завесой. Храм Соломона называется в 3-ей Книге Царств «домом имени Господа»(5,3). Его длина – шестьдесят локтей, ширина – двадцать и высота – тридцать локтей. Притвор перед храмом – «в двадцать локтей длины, соответственно ширине храма и в десять локтей ширины пред храмом. И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира (Святая Святых); и сделал боковые комнаты кругом. Нижний ярус пристройки шириною в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка ее прикасалась к стенам храма» (3 Цар. 2-6).

Храм Соломона строился из обтесанных камней без употребления железных инструментов. Стены и потолок храма обложены кедровыми, а пол – кипарисовыми досками. Святая Святых устроена в задней стороне храма «в двадцати локтях от края» и обложены стены и потолок кедровыми досками. Давир «длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей (3 Цар, 6,20). Сорока локтей был храм (3 Цар. 6,17) и был обложен чистым золотом внутри. Основное значение храма – это Божественное присутствие в нем: «И было слово Господа к Соломону и сказано ему: вот ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим, и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то я исполню на тебе слово Мое» (3 Цар. 6,11-12). Храм – архетипический архитектурный символ.


Собор святой Софии, Новгород, Россия
1045-1052 годы


Пизанский собор и башня, Италия
1153 год – 14 век

Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания. Готическая архитектура имеет в своей основе треугольник – символ Троицы. Пламенеющая готическая арка задает тему огня и развивает апокалиптическую тему. Пилоны, боковые колоны, дверные косяки – стражи входа. Портики повторяют алтарь - программную тему храма. Крытые колоннады олицетворяют годовой цикл. Северо-восточная часть колоннады – это октябрь-декабрь, северо-западная: январь-март, юго-западная: апрель-июнь, юго-восточная: июль-сентябрь. Четыре времени года и четыре периода человеческой жизни служат Аналогией четырех фаз ритуального спасения (исцеления): 1. Опасность, смерть, страдание; 2. Очистительный огонь; 3. Исцеление; 4. Выздоровление. В сдвоенных фронтальных башнях готических соборов – символы Близнецов, Януса и цифры 2, а также две вершины холма Марса.

Купола в буддизме, исламе и христианских храмах означают купол неба – на них изображаются звезды, ангелы. Купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство, или тору Юпитера. Рай находится над платформой, а ад под ней. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов – это четыре райские реки. Дверь изображает барьер, через который могут пройти только посвященные. Является также переходом на другой уровень существования. Три двери христианского храма олицетворяют веру, надежду, милосердие. Окно в храме – это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Центральная розетка – это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля. Церковные стены ограждают спасенное человечество. Контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу. Крыша – милосердие, колонны – догматы веры, своды – пути спасения, шпиль – Божий перст, указующий конечную цель человечества.

Ислам, интегрируя религию во все сферы жизни, создал цельное мировоззрение, которое выражается в его архитектуре. Священная архитектура ислама – кристаллизация исламской духовности. В мусульманской мечети отсутствует идея прометеевского порыва. Она согласовывается с природными ритмами. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий элементов, соотнесенностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эманирующим свет и влияние на все сферы активности человека. Пространство всего города считается очищенным присутствием Божественного Слова, которое периодически заполняет город в призывах к молитве. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.
Гробницы в храме как ворота в другой мир. Они содержат все необходимое для репрезентации доброго имени человека в двух мирах, характеризуют его заслуги и добродетели. Замок – место физического и духовного убежища.