Народы моря. Племена Северо-Восточной Европы

Самой интересной версией происхождения народов этрусков и умбров, а также их языка и письменности, является их происхождение от «народов моря» – пеласгов, лелегов, дарданов, троянцев и данайцев.

«Виновниками вселенского переполоха XII столетия (до н.э. –авт.) египтяне назвали народами моря. Впрочем по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племён можно вычленить собственно пеласгов. В одних памятниках они прямо называются пеласгами (пуласати) , в других, фигурируют под именами троянских пеласгов-дарданцев (дардна), пеласгов-тевкров (таккара) или аргосских пеласгов – данайцев (дайниуна) .

Упоминание дайниуна в египетских надписях породило целую литературу, в основном сосредоточенную на вопросе: а не были ли дайниуна знаменитыми гомеровскими греками-данайцами? Впрочем, представляется сомнительной правомочность самой постановки подобного рода вопросов, потому, что данайцами, скорее, были не греки, а те же пеласги» .

Чрезвычайно важное и полновесное исследование по пеласгам и другим народам Средиземноморья догреческой эпохи было сделано исследователем Сергеем Дардой в книге «Пояс мира». Им отмечены следующие варианты трактования имени «пеласг»:

«ПЕЛАСГА (PELASGA) или ПЕЛАСГИСА (PELASGUS — Πελασγις).

Употребляется, как второе имя Фессалийской Геры и Деметры. Деметра под этим именем имела храм в Аргосе и, согласно существующему поверью, получила это имя от Пеласга, сына Триопа, который основал святилище, посвященное ей» .

«ПЕЛАСГИ (PELASGI — Πελασγoι) — д ревний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря . Их следы также находятся в Малой Азии (Турция) и Италия. A Dictionary of Greek and Roman Geography» .

Совершенно гениальное, на мой взгляд, предположение относительно происхождения имени пеласгов и лелегов выдвинул Сергей Дарда: «Согласно древним легендам, пеласгов называли пеласгами потому, что это был кочевой народ, который подобно аистам перелетал с места на место.» На греческом языке аист — πελαργoς, пеларгос — pelargós, и, как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Название второго по частоте упоминаний до-греческого народа, лелегов, очень сходно с украинским словом «лелека» — аист, турецким — leylek , албанским — lejlek .

«Аттический историк рассказывает про их жизнь там, и говорит, что из-за их склонности к миграциям, жители Аттики называли их Πελαργoι (аисты), (Страбон, 5.Р.221)» .

«Далее, Антиклид рассказывает, что пеласги первыми заселили области около Лемноса и Имброса , и, действительно, часть их во главе с Тирреном , сыном Атиса, переправилась в Италию. И сопоставители «Истории Атфиды» сообщают также о пребывании пеласгов в Афинах , но так как это было кочевое племя, которое подобно птицам перелетало куда попало, то жители Аттики назвали их «пеларгами» (буквально «аистами» )» .

Ещё одна трактовка имени связана со словом Πελαγoς – море (греч.). Пеласги известны в истории, как народ, населявший Палестину под именем филистимлян :

«Термин филистимляне – типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим. В свою очередь, библейское пелиштим – переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы » .

На основании исторических данных о пеласгах Сергей Дарда делает следующий вывод: «Учитывая, что Малая Азия была в те времена заселена в основном пеласгийскими народами, то можно предположить, что малоазийские авторы имели прямой доступ к информации о пеласгах , что повышает степень достоверности данных о пеласгах. Исходя из информации, предоставленной нам авторами античности, можно сделать следующие выводы относительно пеласгов.

1. Согласно преданиям, пеласги были самым древним летописным народом, который обитал на территории современной Греции, на восточном побережье Анатолии (греч. ἀνατολή) (современная Турции) и на территории Италии.

2. Местности, на которых пеласги обитали наверняка — это Аркадия, Арголида, Аттика, Беотия, Фессалия, Эпир, Иония, острова Самофракия, Лемнос, Имброс, Лесбос , который согласно преданиям раньше назывался Пеласгией, и Крит, а также части Италии.

3. В результате прихода древнегреческих племён, пеласги были вытеснены из Греции на восток, в Малую Азию и прилегающие к ним острова. Оставшиеся пеласги были ассимилированы греческими колонистами. Несмотря на различия между греками и пеласгами, и те и другие принадлежали к индоевропейской группе народов» .

Другим догреческим народом Средиземноморья , который часто встречающееся в исторических источниках являются ЛЕЛЕГИ. О лелегах Сергей Дарда сообщает следующее: «В общих чертах можно сделать следующие выводы на основании информации о лелегах:

1. Историки античности считали лелегов, как и пеласгов, древнейшим народом населявшим Грецию.

2. Согласно данным историков античности, лелеги жили на значительной территории Греции , а именно: на Левкаде, в Акарнании, Локриде, Беотии, Мессении, Лаконии, Арголиде, в Ионии на побережье Малой Азии, возле Трои, в Карии, Галикарнассе, Писидии, на Хиосе и Самосе.

3. Лелеги считались народом родственным карийцам, лидийцам и мисийцам.

4. Если лидийцы были народом, родственным лелегам , а, таким образом, возможно и пеласгам , то легенда пересказанная Геродотом о предках этрусков, колонистах из Лидии в Италию, косвенно подтверждает принадлежность этрусков к пеласгическим народам , населявшим Средиземноморье до прихода греков.

5. Гомер причисляет Лелегов к народам, союзным троянцам.

6. Существовало предание, согласно которому Лелег, предок лелегов, прибыл из Египта.

7. Лелеги (греч. λελεκι — лелеки) были вытеснены из Греции, а затем и из Малой Азии греческими племенами » .

У славянских народов аист (греч. λελεκι — лелеки) это священное животное , о котором сложено множество легенд, поверий и историй, убить аиста — смертный грех, считается, что аисты были когда-то тотемным животным древних славян. В одной из славянских легенд рассказывается, что аист осенью улетает в загадочный далекий край Вырий или в Ирей («в Арийскую страну» ), в Рай , где обитают души умерших предков. Согласно одной из легенд об аистах, аист осенью улетает на край света, где он окунается в озеро и превращается в человека ; весной он окунается в другое озеро, снова превращается в аиста, и возвращается домой. Этимология слова Ирей связана с далеким морем: «Согласно этой версии, з.-рус. вырей, укр. вирій, вирей , бел. вырай , пол. диал. Wyraj «мифологический край, где зимуют перелетные птицы» (праслав. форма *irijь или vyrijь ) восходит к и.-е. *iur «водоём, море», лит. Jura «море». (Ф. Безлай, Славянские Древности , Т2, стр. 423). Подтверждением этому служат многочисленные русские гидронимы: Вырий, Вырья, Выра , топонимы Вырья, Вырец и древнерусские лексемы вырь, вир «водоворот», укр. Вирей, вирій, «круговорот, водоворот, омут», словен. virij «болото», ir «глубина, глубь», а также название словенского села Verjana , стоящего на слиянии двух рек, реконструируемое как *vyr(ьj)ane — «живущие у вырия» .

Большая часть аистов из славянских земель улетает на зиму в Африку. Среди древнеегипетских артефактов 3-2 тысячелетия до нашей эры, находят изображения аистов, загробный мир или рай у древних египтян назывался Иару.

Можно предположить, что пеласги и лелеги родственные народы, имевшие один тотем — аиста.

С состав до-греческих народов Средиземноморья входили и ДАРДАНЫ (DARDANUS, греч. Δαρδανος). Относительно дардан Сергей Дарда пишет: «На данный момент можно сделать следующие выводы:

1. Период жизни Библийного Дарды и Дардана Средиземноморья приблизительно совпадают на временной шкале.

2. Время жизни Дардана Средиземноморья приходится приблизительно на период близкий к потопу Девкалиона. В этой связи интересно вспомнить, что согласно преданиям Дардан покинул Аркадию в результате потопа и беспорядков, последовавших за этим.

3. Поскольку, согласно легендам, исконными жителями Аркадии являлись пеласги , то Дардана, иммигрировавшего в Малую Азию, можно считать с большой степенью вероятности пеласгом.

4. Битва при Кадеш, в которой упоминаются дарданы, как союзники хеттов, произошла приблизительно через сто лет после основания Дардании в Малой Азии; таким образом эти два факта (битва при Кадеш и основание Дардании) в хронологическом смысле увязываются друг с другом.

5. Троянская война (1240-1230 гг. до н. э.) по времени приблизительно совпадает с битвой Рамсеса третьего с филистимлянами (пеласгами) . Учитывая, что Малая Азия проиграла Троянскую войну, а филистимляне, согласно преданиям нахлынули из Малой Азии и прилегающих островов, то вполне вероятно, что филистимляне совершали вынужденную миграцию из Малой Азии, если, конечно, мы можем их идентифицировать с троянцами и их союзниками.

6. Пелег Библии и Пеласг Средиземноморья, если имеющаяся у нас датировка верна, жили в разные эпохи.

7. Дардания Малой Азии и страна Дарада на севере Индии, вероятно, существовали параллельно во времени, однако индийская Дарада, скорее всего, возникла раньше Дардании Малой Азии».

Сергей Дарда не упомянул ДАНАЙЦЕВ (дайниуна – егип.) — народ Средиземноморья известный по многим историческим легендам, в том числе, по древнегреческому мифу о царе Данае и его дочерях данаидах. Правда, по рассказу Еврипида данайцы вынудили пеласгов принять на себя имя данайцев:

«Отец пятидесяти дочерей Данай,
Прибывши в Аргос, основал Инаха град
И всем, пеласгов имя кто носил,
Данаев прозвище велел в Элладе взять ».

Тем не менее, данайцы имеют право быть упомянутыми в истории под собственным именем в числе «народов моря», также как и пеласги.

Ещё один народ, упомянутый в египетских летописях в составе «народов моря» — ТЕВКРЫ (таккара –егип.) или ТРОЯНЦЫ. Троянцы, также как и данайцы не могут претендовать на самостоятельность, поскольку являются объединением племён дарданцев и малоазийских народов.

Все выше перечисленные «народы моря», которые являлись родителями известных древних цивилизаций, обладают в историческом аспекте загадочным статусом мифических или исчезнувших народов, хотя нам известно по законам физики, что ничего не исчезает бесследно и также не возникает из ничего . И фраза летописца Нестора: «Исчез аки обры» в данном случае несправедлива.

«В других частях Италии мы постоянно натыкаемся» , — недоумевает Швеглер, — «на те же самые широко распространенные имена. Так, говорят, что в Герничах проживали когда-то пеласги. Пиченум так же был ими населён когда-то. Существует свидетельство, что Ночерия, Геркуланум и Помпеи были основаны ими, или же, что они там проживали какое-то время. Уже были приведены примеры других городов, которые история ассоциирует с именем пеласгов ».

Основываясь на этом и на такого рода легендах, по сообщению Сергея Дарды, Бартольд-Георг Нибур, выдвинул гипотезу, которая в настоящее время является общепризнанной, и против которой возражения могут быть выражены только с точки зрения сравнительной филологии. Согласно Нибур у, пеласги были самым первым народом, который населял не только Грецию, но также и Италию. Когда-то очень давно в прошлом, говорит он, пеласги — самый многочисленный народ, населяли все страны, начиная с Арнуса и Падуса и заканчивая Босфором ; и они были не кочевниками , как это представляют многие историки, а как оседлый, могущественный и уважаемый коренной народ. Это было в далекие времена, — задолго до начала греческой истории в её классическом понимании. Однако позже, во времена наших историков, от них остались только изолированные, разбросанные части этой необъятной нации, — так же это случилось с кельтами в Испании – которые подобно верхушкам гор, возвышаются островами, после того, как сушь превращена потопом в озеро. «Древность можно сравнить с огромным городом развалин, при котором нет даже плана, в котором каждый должен сам разобраться и понять целое из частей, а части из тщательного сравнения и изучения отношения последних к первому» — писал Бартольд-Георг Нибур .

Сергей Дарда констатирует: «То, что название «пеласги» когда-то означало существующий народ, мы можем вполне поверить; но мы не можем сформировать какую бы-то ни было историческую концепцию народа, который Геродот называет оседлыми, другие же — кочевым, и чье древнейшее место проживания было где-то между горою Осса и горой Олимп, а также в Аркадии и Арголиде «

И если мы уделяем пеласгам сегодня больше внимания, чем другим реально существующим расам , то не потому, что они оставили много правдивых доказательств их существования, но потому, что они занимали такое действительно важное место в мифах Греции и Италии» .

Первое, что хочется сказать, концепция, собственно говоря, уже была представлена в работе автора «Бойтесь данайцев, дары приносящих». И второе, определенно, предложенная концепция требует доработки. Прежде, чем излагать концепцию развития индоевропейского этноса проведем обобщение выводов различных исследователей по поводу происхождения «народов моря» , их местоположения, общности имен, обычаев, культуры, экономических отношений.

-nos \ — na

Общие выводы о «народах моря» напрашиваются следующие:

1. «Народы моря» территориально локализуются в одном регионе Средиземноморья (см. карту проживания пеласгов и лелегов в Средиземноморье С. Дарды).

2. Дарданы, согласно источникам, происходят с острова Самофракия и в дальнейшем мигрировали в Малую Азию, основав Троаду.

3. Лелеги согласно источникам переселились из Египта в Малую Азию по соседству с карийцами и лидийцами.

4. Происхождение пеласгов неизвестно.

5. Данайцы присвоили арголидским пеласгам своё имя. Из исторических источников известно, что пеласги мигрировали из Египта в Арголиду и приняли имя данайцев по принуждению царя Даная, как сообщает Еврипид, однако в древнегреческом мифе о данаидах говорится, что царь Аргоса Пеласг приютил, бежавших от преследования египтян данаид во главе с царем Данаем. В египетских летописях упоминается о нашествии «народов моря» пеласгов и данайцев. По-видимому, мифическое бегство данайцев из Египта является интерпретацией исторических данных о нашествие на Египет «народов моря».

: -ssos \ — ssa; -sos\ -sa.

6. Пеласги и лелеги проживали на Крите и островах Эгейского моря.

7. Пеласги, лелеги согласно источникам именуются кочующими народами (аистами).

8. Этноним лелег в восточных славянских языках означает «аист».

9. Одним из символов позднейшей форме критского письма (XV-XII веков до н. э.), так называемого «линейного письма В» является символ очень похожий на аиста — ai.

10. Пеласги и лелеги частично переселились на Апеннинский полуостров после природного катаклизма или по другим причинам.

11. Народы моря были воинственны (нападение на Египет), создали высокую культуру земледелия, ремесел, градостроительства, которую заимствовали автохтонные племена ойкумены Средиземноморья и греки.

12. Пеласги и лелеги говорили на варварском, неизвестном для греков языке.

13. Пеласги завезли письменность в Италию.

На —nthos / -ntha; -ndos / -nda; -nza / -nzos в Восточной Анатолии

14. Пеласги и лелеги не имели топографических и топонимических названий от собственного имени , хотя строили и проживали во множестве городов и на разных территориях.

15. Дарданы и данайцы (от корня слова дан — река, поток ) имели топографические и топонимические названия (Дардан, Дарданеллы, Данай, Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Донец и т.д .).

16. Этнонимы дарданы и данайцы имеют один корень «-дан-«.

17. Пеласги под именем филистимлян проживали в Палестине , воевали и соседствовали с иудеями на правах господствующего этноса.

18. Пеласги делали человеческие жертвоприношения (младенцев первенцев) своим богам. В Загребской мумии на этрусском языке описан обычай человеческих жертвоприношений (Дюжина – запелёнутый ребенок), что, кстати, характерно было и для иудеев (эпизод из Библии избиения младенцев).

19. Согласно источникам, пеласги были отличными мореходами.

20. «Народы моря» неожиданно появляются в поле зрения летописцев и историков, также как неожиданно исчезают.

21. Этрусские тексты, Загребская мумия, Игувинские таблицы переводятся только с помощью славянских языков.

Совпадение многих характеристик «народов моря», таких как миграция, появление, исчезновение, варварский, непонятный грекам язык, наряду с высоки уровнем цивилизации, наводит на мысль, что пеласги, лелеги, данайцы, дарданы один суть народ, существовавший до греков под разными именами.

Имя этому народу – ДАНАЙЦЫ. Только, этот многочисленный народ не «народ моря», а «народ рек» по корню «дан, d-n», на санскрите: (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, река Дон называлась «Тихий Дон», т. е. «река Тихая».). Данайцы пришли с севера Европы на Балканский полуостров где-то в 4 тыс. до н.э, и в дальнейшем, расселившийся в Средиземноморье.

Египтянам, в сущности, было всё равно, откуда родом этот народ, главное, что он пришёл с моря на кораблях , поэтому и назвали его, как один «народ моря»- данайцы, стали собирательным образом «народов моря». Данайцев наделяли всеми эпитетами, какие имели поселенцы Средиземноморья: пеласги – «кочующие», лелеги – «аисты», дарданы – «хранящие поток» , то есть Геллиспонт.

Откуда же пришли данайцы в Средиземноморский бассейн?

Распад языковой индоевропейской общности датируется IV тысячелетием до н.э. Индоевропейские племена , проживающие в северном Причерноморье, расселились по главным рекам Восточной Европы Дунаю, Днепру, Днестру, Дону и двинулись в Западную Европу и на Скандинавский полуостров. Это был объединенный индоевропейский этнос, ещё не разделенный на кельтов, германцев, славян . В дальнейшем, в течении 2-х тысячелетий в Восточной Европе по рекам сформировался этнос данайцев (народов рек), в Западной Европе оформились кельтские племена . В Скандинавии народился новый этнос, который вернулся на берега старой Европы под именем германцев.

Многочисленные племена данайцев освоили не только Дунай, но и Адриатическое побережье и Балканский полуостров, а затем и бассейн Средиземноморья. На острове Крит данайцам и была создана древняя развитая цивилизация, появилось линейное письмо А.

Нашествие греческих племён во II тыс. до н.э. из Малой Азии остановило экспансию данайцев в Средиземноморье. На материковой Греции греки постепенно вытеснили данайцев и создали свою Микенскую цивилизацию . На острове Крит была создана первая письменная Минойска цивилизация — линейное письмо В. В середине 2-го тыс. до н.э. произошла природная катастрофа на острове Фера, которая практически уничтожила Минойскую и Микенскую цивилизации. Выжившие данайцы с Крита мигрировали на Аппенинский полуостров, где слились с автохтонным населением и в дальнейшем стали называться этрусками и умбрами (лат. Umbri) - древний италийский народ, сформировавшийся в Северной Италии в конце бронзового века. После событий Троянской войны и последующей природной катастрофы в конце 2-го тыс. до. н. э. Данайцы практически вернулись в прежние районы обитания, то есть в Восточную Европу. Маршруты следования:

  • — Балканкий полуостров, где стали известны под именем венетов и дарданцев ;
  • Паннония – известны под именем скловен;
  • Центральная Европазападные славяне (чехи, словаки, поляки);
  • — Восточная Европа – восточные славяне (украинцы, белорусы, русские.).

Древние народы Крыма

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия - Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.1 Согласно рассказу «отца истории», киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы - родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.2 Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров. Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер - Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, в то же время - с начала I тыс. до н. э. по III-II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия - так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд - первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые - в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.3

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А.А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III - первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III - начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.4

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений - каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры - подлинные наследники мегалитической традиции - воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.5

Примечания

1. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972. - Кн. IV, 12.

2. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. - М… 1981. - с. 105.

3. Щецинский А.А. Красные пещеры. - Симферополь, 1983. - с. 50.

4. Лесков А.М. Указ. соч. - с. 25.

5. Щепинский А.А. Указ. соч. - с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура - киммерийцы - кизилкобинцы» и «кемиобинцы - тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Т.М. Фадеева

Фото красивых мест Крыма

Древние народы на территории России начали расселение и обживание земель задолго до возникновения государственности. Именно поэтому первый и самый великий князь Руси - Рюрик - приложил огромное количество усилий для создания единого государства, родного для многих народов.

Первые попытки изучения древнерусского народа

Главная особенность изучения славянского населения заключается в том, что происходит непрерывная динамика движения межэтнических связей. Что это значит? Изучая основные народы России, важно комплексно исследовать данный вопрос. Например, сосредоточиваясь на жителях Центрального региона, необходимо обратить внимание на национальности Восточной Европы и Сибири.

Все исследования дореволюционного строя были направлены на изучение единого русского народа. При этом влияние других национальностей если не исключалось из науки, то косвенно упоминалась, однако не в качестве ведущего вопроса, а лишь в роли формальности. Единственным официально признанным фактом является то, что в коренные народы России постепенно вливались финно-угорские племена.

Лишь в начале двадцатого века Россию начали рассматривать в качестве исторически многонационального государства. Невозможно скрыть то, что подобные выводы были сделаны под влиянием европейских учёных. Со временем стали публиковаться труды православных авторов, рассказывающих о том, что коренные народы России развиваются под влиянием древнейших библейских истоков. «Русское население - это люди с божественным признанием древнейшего киевского происхождения» - так толковал историю один из церковных деятелей - А. Нечволодов. К формированию он причислял скифов, гуннов и другие, отдельно существовавшие, народы.

Именно в двадцатом веке появилось такое направление исторической мысли, как евразийская теория.

Народные истоки: как всё было?

За несколько веков до начала нашей эры произошло великое историческое событие: вместо бронзы начинает активно использоваться железо. Широкое распространение железной руды подарило не только повсеместность используемого сырья, но и прочность изготавливаемых орудий.

В этот период происходит постепенное похолодание климата, сопровождающееся повышением количества плодородных земель, благоприятных для животноводства территорий, изменяется жизнедеятельность микроорганизмов, развивающихся в условиях водного пространства, что положительным образом воздействует на состав рек, озёр, ручьёв и так далее.

С появлением железной руды древние народы на территории России начали своё активное развитие. Увеличилось количество племён, использующих железо в качестве основного материала. В этот период древняя Россия характеризуется расселением народа, латышей, эстонцев, литовцев, северо-восточных финно-угорских племён, а также других небольших общин, населявших пространство Центральной России и Восточной Европы.

«Железный переворот» повысил уровень земледелия, ускорил расчистку лесов для посадок, облегчил тяжёлый полевой труд пахарей. Древние народы России, названия которых неизвестны истории, постепенно начали проявлять отличительные от общей массы населения черты. Формирование каждой нации происходит под влиянием осёдлости, развития скотоводства и земледелия. Более того, расселяясь по разным сторонам света, славянские народы передавали бытовые навыки иноязычным соседям - мерям, чуди, карелам и так далее. Данный факт объясняет большое количество слов в эстонском языке славянского происхождения, связанных с тематикой земледелия.

Первые городища

Первые прототипы городов, где проживали и формировались народы и древнейшие государства России, существовали в первом тысячелетии до нашей эры. Подобная тенденция прослеживается как в Северной Европе, так и в Приуралье - визуальной границе расселения славянских народов.

Изоляция лесными просторами способствовала разрушению родового общинного уклада жизни. Теперь древние народы на территории России проживали в градах или твердях, что значительно ослабляло кровнородственные связи некогда большой и могучей общины. Постепенно расселение заставляло народы покидать место своего обитания и медленно передвигаться в юго-восточном направлении. Покинутые грады назывались городищами. Благодаря подобным поселениям и постройкам, история России с древнейших времён обладает многими фактами и научными знаниями. Сейчас учёные могут судить о бытовой жизни людей, об их воспитании, образовании и трудовой деятельности. Во времена строения городов появляются первые признаки расслоения общества.

Зарождение славян как отдельной этнической группы

Многие учёные придерживаются того мнения, что славяне в большинстве своём имеют индоевропейское происхождение. Таким образом, в России изначально населял не только территорию современного государства, но и большую часть Восточной Европы и южных стран вплоть до современной Индии.

Общее происхождение нескольких народов дарит общность современных языков. Несмотря на различное начало развития, в языках соседних иностранных государств можно встретить огромное количество схожих по смыслу и произношению слов. На сегодняшний день родственными считаются кельтская, германская, славянская, романская, индийская, иранская и другие языковые семьи.

Ассимиляция славян

В качестве первозданной не сохранился ни один народ. В период активного происходила ассимиляция с соседними племенами и общинами.

О дальнейших фактах развития национальности история государства и народов России умалчивает. В связи с этим на протяжении веков учёные-деятели выдвигали разнообразные гипотезы. Например, первый летописец Нестор считал, что славянский народ изначально обитал на границе Центральной и Восточной Европы, и в дальнейшим данный этнос занял бассейн реки Дунай вместе с Балканским полуостровом.

Учёные - представители буржуазии выдвигали ошибочную теорию о том, что прародиной славян является незначительная часть территории Карпат.

Народы России: кратко о славянах второго тысячелетия до нашей эры

Мудрецы античности считали славян величайшим народом истории прошлого, настоящего и будущего. До наших времён дошли факты о том, что народ славянского происхождения был сформирован под влиянием антов, венетов, венедов и так далее.

Греки определили территорию славян следующим образом: на западе - до Эльбы; на севере - до Балтийского моря; на юге - до реки Дунай; на востоке - до Сейма и Оки. Более того, древнегреческие путешественники, мыслители и учёные не ограничивались этими данными. По их мнению, славянские народы, проживающие в России, могли расселяться далеко на юго-восток, благодаря необъятной и плодородной лесостепной зоне. Именно в богатых лесах страны, активная охота и рыболовство, собирательство трав и ягод послужили причиной для смешения славян с сарматами.

По мнению Геродота, на территории Восточной Европы проживал народ, известный как скифы. Стоит отметить, что под данным определением понимались не только но и множество других этносов.

Чем богата северо-восточная Европа?

Древние народы на территории России не ограничиваются упоминанием людей славянского происхождения. Второе место по количеству племён и расселению в пределах границ государства занимают литовско-латышские группы.

Данный народ относился к племенам финно-угорской языковой семьи: финны, эстонцы, марийцы, мордовцы и так далее. Косвенные национальные народы России вели схожий со славянскими племенами образ жизни. Более того, родственные языки способствовали активному укреплению вышеназванных этнических общностей.

Отличительная особенность латышей и литовцев заключалась в том, что большую часть времени и внимания они отдавали коневодству, нежели земледелию. При этом велось строительство надёжных посёлков-городищ. Судя по рассказам путешественников, Геродот назвал литовско-латышские группы тиссагетами.

Древняя Русь: скифы и сарматы

Одними из немногих представителей иранской языковой семьи, оставивших лишь след в истории, являются скифы и сарматы. Предположительно эти народы занимали территорию южной России вплоть до Алтая.

Общины скифов и сарматов обладали многими схожими с другими племенами чертами, однако никогда не представляли собой единого политического начала. Ещё в пятом веке до нашей эры на территории заселения племён происходило социальное расслоение, а также велись захватнические войны. Постепенно скифы завоёвывали причерноморские племена, совершали много походов на Азию, Закавказье.

Удивительные легенды ходят о богатстве скифов. В царских могилах закладывалось неимоверное количество золота. В связи с этим мы можем проследить достаточно сильное расслоение общества, а также власть элитного класса.

Интересный факт заключается в том, что скифы подразделялись на несколько групп-племён. Например, в долине восточного Днепра проживали кочевые вариации национальности, в свою очередь, западную сторону реки населяли скифы-земледельцы. В качестве отдельной группы выделялись царские скифы, путешествовавшие между Днепром и нижним Доном. Только здесь можно встретить самые богатые курганы и мощно укреплённые городища.

История России с древнейших времён также предусматривает удивительно динамичные союзы скифо-сарматских племён. Постепенно подобные слияния давали начало государственности рабовладельческого строя. Первое государство этой национальности было образовано синдскими племенами, другое - в результате фракийских войн.

Наиболее прочное скифское государство сформировалось в третьем веке до нашей эры, центром его являлся Крым. На месте современного Симферополя располагался главный герой всех легенд - город с красивым названием Неаполь - столица Скифского царства. Это был мощный центр, укреплённый каменными стенами и снабжённый огромными хранилищами зерна.

Скифы как занимались земледелием, так и уделяли особую долю внимания скотоводству. В первые века до нашей эры среди племён активно развивалась Яркая и неординарная культура скифов до сих пор изучается учёными-историками. Этот народ подарил необъятное количество идей для живописи, скульптур и других художественных творений. На сегодняшний день в музеях хранятся отголоски древней жизни.

Бытует мнение о том, что племена скифов не были полностью уничтожены с лица земли. Присутствие кризиса очевидно, однако вероятность ассимиляции со славянскими племенами очень велика. Об этом факте говорит происхождение многих слов современного русского языка. Если славяне употребляли «пёс», наряду с данным выражением используется скифо-иранская «собака»; общеславянское «хорошо» приравнивается к скифо-сарматскому «добро» и так далее.

Черноморское побережье: греческие корни

Народы, которые существовали на территории черноморского побережья, за несколько веков до нашей эры были захвачены греческими разбойными дружинами. На протяжении десятилетий здесь развивались города-полисы с древнегреческой культурой. Складывались рабовладельческие отношения.

Древняя Русь извлекла огромное количество бесценного опыта из греческого быта. Особо развитыми в этой части государства были земледелие, отлов и засол рыбы, виноделие, обработка пшеницы, привозимой из скифских земель. Распространение и популярность получило керамическое ремесло. Кроме того, был перенят опыт торговли с заморскими государствами. Ценные греческие украшения попадали в использование к скифским царям и признавались наряду с местными богатствами.

Города, образовавшиеся на территории бывших греческих полисов, переняли высокий уровень культуры этого народа. Бесчисленное множество храмов, театров, скульптур и росписей украшали повседневную жизнь греков. Постепенно города наполнялись варварскими племенами, которые, как ни странно, почитали древнегреческую культуру, сохраняя памятники искусства, а также изучая писания философов.

Древнее население России: народы Боспорского царства

Северное Причерноморье начало развитие в пятом веке до нашей эры. Здесь образовалось единственное крупное рабовладельческое государство под названием Боспор - современная Керчь. Крупное политическое образование просуществовало всего 9 веков, после чего в четвертом веке до нашей эры было уничтожено гуннами.

Ассимилированные с греками народы Северного Причерноморья постепенно расселились по территории Керченского полуострова, низовьям Дона. Заняли они и Таманский полуостров. Активное развитие народов отмечалось в восточной части государства, из союза племён постепенно выделялись знать и аристократия, которые взаимодействовали с богатыми представителями греческого населения.

Первым толчком к разрушению государственности послужило восстание рабов под предводительством Савмака. В этот период Древняя Русь был наполнена разрозненностью и восстаниями. Постепенно Причерноморье было полностью захвачено гетами и сарматами, а впоследствии практически полностью уничтожено.

Формирование богатой русской истории современной России происходило не только под влиянием народов, проживающих на территории Центрального региона. Также существенное воздействие оказали представители других национальностей. На сегодняшний день невозможно совершенно точно определить, являлись ли славяне самостоятельно развивавшимся народом или же на их становление повлиял кто-либо извне. Именно этот вопрос призвана разрешить современная историческая наука.

Айны - древнейшее население Японских островов. Некогда этот народ жил и на территории России. В настоящее время численность айнов в Японии составляет 25000 человек. После колонизации японцами айны долгое время не принимали чуждую культуру, требуя независимости. Длительная дискриминация привела к тому, что народ практически полностью ассимилировался с японцами и стал забывать свои истоки. Эти фотографии 1908 года знакомят нас с древним народом и его бытом.

Вконтакте

Однокласники


Шесть айнов в традиционных нарядах сидят у чаши


Эти редкие снимки дают представление о традициях малоизвестного коренного народа Японии, чей образ жизни теперь утрачен.

Три старейшины народа айнов


Численность оставшихся айнов Японии составляет 25000, по неофициальной статистике, она может 200000 человек, но все они ассимилировали с японцами и уже не помнят своих предков.

Пожилая семейная пара у хижины


Некогда этот народ жил и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах.

Представительницы народа в одной из деревень


В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.

Девочки у ограды


Во время колонизации айны автоматически получили японское гражданство, что фактически лишило их независимости.

Смех и улыбки


Эти снимки сделал немецкий фотограф Арнольд Генте во время экспедиции на остров Хоккайдо в 1908 году.

Старейшины в селе Пиратори


Айны лишились независимости в 19 веке во время японской колонизации.

Мать и дитя


Лишь в 2008 году японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством.

Пожилой айн с палкой у хижины


Дети айнов


Женщина в халате и бусах


Дети у изгороди


Айн изготавливает рыболовную сеть


На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до н. э. и создали неолитическую культуру Дземон. Они населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки.

Женщина у хижины


Пожилая пара на поле


Айны не занимались земледелием, основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота.

Женщина с ребенком на руках

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.