Произведения томаса манна. Томас манн биография кратко. Общественное признание: Нобелевская премия

Немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Детство Манна прошло в Любеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в 1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера. После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн в середине 1890-х годов отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом «Будденброки» (1901), ставшим бестселлером. По возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914 вел жизнь, обычную для благополучных «аполитичных» интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и ее последующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальной и международной политике. Его Размышления аполитичного (Betrachtungen eines Unpolitischen, 1918), равно как и небольшие эссе времен войны, представляют собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада. К концу войны Манн приблизился к позициям демократов. После получения Нобелевской премии по литературе (1929) он снискал признание во всей Европе и за ее пределами. В 1920-е – начале 1930-х годов писатель неоднократно предостерегал соотечественников от угрозы гитлеризма; в 1933 началась его добровольная эмиграция. Став в 1944 гражданином США, Манн решил не возвращаться в Германию после войны, и спустя несколько лет покинул США и поселился в Швейцарии, в Кильхберге близ Цюриха. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературными свершениями. За несколько дней до смерти, которая последовала 12 августа 1955, он был награжден высшим орденом Германии «За заслуги». В основе Будденброков лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Книга «Королевское высочество» (1909), как и все произведения Манна, в известном смысле автобиографична. Среди ранних новелл особенно примечательны «Тонио Крёгер»(1903) и «Смерть в Венеции» (1912); среди поздних новелл выдающееся место занимает «Марио и волшебник» (1931), где речь идет о свободе. Пожалуй, наиболее важная книга Манна – роман идей «Волшебная гора» (1924). Монументальная тетралогия «Иосиф и его братья» (1934–1944) еще более четко, чем Волшебная гора, ориентирована на «дружелюбие к жизни». Роман «Лотта в Веймаре» (1940) отразил растущий интерес Манна к Гёте. Это рассказ о второй встрече стареющего Гёте с Шарлоттой Буфф, которая в юности вдохновила его на книгу, принесшую ему европейскую славу, – Страдания юного Вертера. На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.

МАНН, ТОМАС (Mann, Thomas) (1875–1955), немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Старший его брат, Генрих (1871–1950), был широко известным романистом, эссеистом и драматургом, трое детей – Клаус, Эрика и Голо – сами стали известными литераторами.

Детство Манна прошло в Любеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в 1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера.

После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн вместе с братом Генрихом в середине 1890-х годов отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом Будденброки (Buddenbrooks , 1901), ставшим бестселлером.

По возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914 вел жизнь, обычную для благополучных «аполитичных» интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и ее последующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальной и международной политике. Его Размышления аполитичного (Betrachtungen eines Unpolitischen , 1918), равно как и небольшие эссе времен войны, представляют собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада.

К концу войны Манн приблизился к позициям демократов. После получения Нобелевской премии по литературе (1929) он снискал признание во всей Европе и за ее пределами. В 1920-е – начале 1930-х годов писатель неоднократно предостерегал соотечественников от угрозы гитлеризма; в 1933 началась его добровольная эмиграция. Став в 1944 гражданином США, Манн решил не возвращаться в Германию после войны, и спустя несколько лет покинул США и поселился в Швейцарии, в Кильхберге близ Цюриха. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературными свершениями. За несколько дней до смерти, которая последовала 12 августа 1955, он был награжден высшим орденом Германии «За заслуги».

В основе Будденброков лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Реалистический по методу и деталям, роман, по сути, символически изображает взаимоотношения мира бюргерского и мира духовного. Тем не менее книга легко читается; она рассказывает историю, и не одну, с множеством ярких характеров и юмористических и трогательных эпизодов. Книга Королевское высочество (Königliche Hoheit , 1909), как и все произведения Манна, в известном смысле автобиографична. Это «роман воспитания»: любовь ведет юного принца к зрелости и «суровому счастью», которое приходит с осознанием ответственности. Множество подлинных жемчужин обнаруживается в новеллистике писателя. Среди ранних новелл особенно примечательны Тонио Крёгер (Tonio Kröger , 1903) и Смерть в Венеции (Der Tod in Venedig , 1912); среди поздних новелл выдающееся место занимает Марио и волшебник (Mario und der Zauberer , 1931), где речь идет о свободе.

Пожалуй, наиболее важная книга Манна – роман идей Волшебная гора (Der Zauberberg , 1924). Ганс Касторп, молодой герой романа, много более жизнеспособен, чем прежние манновские утонченные художники, захандрившие деловые люди и хромые принцы. Но у «трудного дитяти жизни» Касторпа своя беда: из-за открывшегося туберкулеза он проводит семь лет в горном санатории в Швейцарии. Читатель постепенно уясняет, что санаторий и его пациенты суть грандиозный символ предвоенной Европы, а Касторп воплощает собой типичного бюргера-немца, в определенном смысле и самого Томаса Манна.

Монументальная тетралогия Иосиф и его братья (Joseph und seine Brüder , 1934–1944) еще более четко, чем Волшебная гора , ориентирована на «дружелюбие к жизни». Короткий библейский рассказ Манн развил в огромное повествование, описывающее беды и удачи героя. Иосиф тоже «роман воспитания», но здесь возрастает не только одаренная личность, но и еврейский народ, а в известном смысле и сам Бог. Тенденции, наметившиеся еще в раннем творчестве, выходят теперь на первый план: интерес к политике, интерес к мифу и увлечение фрейдовским психоанализом.

Роман Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar , 1940) отразил растущий интерес Манна к Гёте. Это рассказ о второй встрече стареющего Гёте с Шарлоттой Буфф, которая в юности вдохновила его на книгу, принесшую ему европейскую славу, – Страдания юного Вертера . Роман далек от обычных исторических или сентиментальных сочинений: Лотта в Веймаре , как и Иосиф , прежде всего исследование психологии и мифа. Воздействие гения на жизнь обыкновенных, «нормальных» современников показано с едва ли не пугающей осязательностью.

Доктор Фаустус (Doktor Faustus , 1947), вероятно, наиболее сложный роман Манна, посвящен главным образом теме проклятия, «продажи души». Талантливый музыкант Адриан Леверкюн вступает в сделку с дьяволом, дабы преодолеть творческое бесплодие двадцатого столетия и совершить прорыв к оригинальности. Так и немецкая нация, поздно вошедшая в мировую политику, продала свою душу, чтобы получить власть и силу. Эти две главные темы романа переплетаются друг с другом; особенно потрясает финал, когда рассказ о крахе Леверкюна смыкается с хроникой последних дней гитлеровского рейха.

Следующий роман Манна, Избранник (Der Erwählte , 1951), – образцовая беллетристика. Основан он во многом на Грегориусе средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Речь идет о грехе, искуплении и Божьем прощении. Манн затрагивает здесь тему инцеста и Божьей милости. Изобилие словесной игры и других стилистических средств подскажет внимательному читателю, что роман этот от начала до конца – пародия.

Признания авантюриста Феликса Круля (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull , 1954) – самый известный из поздних романов Манна. Задуманный еще до Первой мировой войны, этот «плутовской» роман отражает неизменную уверенность автора в том, что всякий артист, художник – тип сомнительный, сродни преступнику. Милый мошенник Феликс Круль в жизни действительно артист, одаренный богатым воображением, обаянием и по-своему творческая личность. Круль имел поистине широчайший успех.

На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.

(1875-1955) немецкий писатель

Томас Манн родился в старинном немецком городе Любеке, где его семья занимала весьма видное положение. Отец был владельцем крупной хлеботорговой фирмы и потомственным членом городского совета. Мать Томаса, Юлия да Сильва Брунс, была родом из Бразилии. Она родилась от брака немца-плантатора и креолки с португальскими корнями.

Спустя много лет Манн писал, что от отца он унаследовал педантичность и суровость, а от матери - веселый нрав и неутолимый интерес ко всему прекрасному.

В семье было пятеро детей - три сына и две дочери. Зимой семья жила в родовой усадьбе в городе, а на летние месяцы переезжала в небольшой городок Травемюнде, находившийся на берегу Балтийского моря. Позже Томас Манн опишет первые годы своей жизни на страницах романа «Будденброки».

В семилетнем возрасте Томаса Манна отдали в известную в городе прогимназию доктора Гусениуса, а затем в одну из лучших в Германии гимназию «Катариниум». Мальчик учился хорошо, но учеба его практически не интересовала. Уже в четвертом классе гимназии Томас начал писать стихи, а чуть позже вместе с братом Генрихом стал выпускать рукописный журнал.

Вскоре обстоятельства сложились так, что положение семьи внезапно пошатнулось и со многими планами пришлось расстаться.

Отец рассчитывал, что после окончания гимназии сыновья продолжат его торговое дело. Однако в 1891 году он внезапно умер, и, воспользовавшись этим, конкуренты за несколько месяцев довели его фирму до банкротства. Чтобы дети смогли получить образование, мать продала дом в Любеке и переехала к своим родителям в Мюнхен. Правда, Томасу Манну пришлось на несколько месяцев задержаться в городе, чтобы закончить гимназию.

Получив аттестат, он приезжает к матери в Мюнхен и по протекции своего дяди начинает работать сотрудником в страховом обществе. Одновременно Томас Манн поступает в Мюнхенский политехнический институт, а через некоторое время становится и студентом университета. Но технические науки его вовсе не привлекают, все интересы Манна сосредоточены на литературе и искусстве.

ТомасМанн слушает лекции по древней немецкой литературе, много читает, пытается сочинять. Спустя некоторое время он начинает сотрудничать в журнале «Симплициссимус». Так Манн впервые попадает в литературную среду, знакомится сведущими немецкими писателями Ш. Ведекиндом и Г. Май-ринком.

Время от времени в журнале появляются новеллы Манна, в 1898 году он выпускает свой первый сборник - «Маленький господин Шридеман», который получает благожелательные отзывы в критике. Тогда же Томас Манн впервые задумывается о профессиональной карьере литератора.

В своих новеллах молодой литератор пытается разобраться в тех вопросах, которые его волнуют, и понять, что волнует его современников. Уже в первой новелле «Тонио Крегер» Томас Манн показывает героя, похожего на шекспировского Гамлета. Тонио приходит к выводу, что из-за своей утонченности он не способен к действию, только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного сверхактивной умственной работой.

Окончательный выбор своего жизненного пути Томас Манн делает во время путешествия с братом по Италии. Тогда он начинает работу над романом о семействе Будденброков. Первоначально Томас собирался писать очередную новеллу об истории Ганно Будденброка. Но постепенно замысел расширялся, и вскоре писатель понял, что должен писать большой роман.

Манн поверил в свои силы после того, как прочитал несколько глав романа родным и знакомым. Увидев, что их заинтересовало содержание произведения, он продолжает с энтузиазмом работать над рукописью. В 1901 году Томас Манн выпускает свой первый роман. После публикации его имя становится известным не только в Германии, но и за ее пределами.

Он настолько живо описал быт и нравы добропорядочной немецкой семьи, что критики поставили начинающего писателя в один ряд с классиками немецкой литературы.

Известность помогла ему наладить и свою личную жизнь. Уже многие годы он был страстно влюблен в дочь своих мюнхенских знакомых Катю Принсхейм. Однако ее отец, известный немецкий математик, и слышать не хотел об их союзе. Ведь у Томаса Манна тогда не было ни имени, ни состояния, да вдобавок по городу ходили слухи о его гомосексуальных увлечениях. Только после выхода «Будденброков» Принсхейм дал свое согласие на брак.

Манн прожил со своей женой более пятидесяти лет. В этом браке родилось шестеро детей - три сына и три дочери. Старший сын Клаус унаследовал профессию отца и стал писателем. Наиболее известное из его произведений - роман «Мефистофель».

Со временем Томас Манн вместе с семьей перебирается в пригородный поселок Бад-Тельц, где мог спокойно работать. Там, в сельском уединении, он прожил около десяти лет и вернулся в Мюнхен только с началом Первой мировой войны. Однако при первой же возможности писатель снова покинул город и перебрался в купленный им дом в местечке Богенгаузен на берегу горного озера Изар. Именно там были написаны основные произведения Томаса Манна - роман «Волшебная гора» (1924), несколько десятков новелл, первая часть тетралогии «Иосиф и его братья».

В романе «Волшебная гора» писатель рассказал о юноше Гансе Касторпе. Он страдал тяжелой болезнью легких и поехал на лечение в высокогорный санаторий, затерявшийся в горах Швейцарии. Там Касторп оказался в среде интеллектуалов, писателей, художников и банкиров, волею обстоятельств оторванных от активной жизни. Юноша с трудом осознавал, что интенсивная внутренняя жизнь может быть не менее интересной, чем та, которая кипит за пределами санатория.

В этом произведении Манн попытался показать, что даже во время тяжелых испытаний должно существовать место для интеллектуального труда. Нельзя насильственно вторгаться в культуру, иначе нарушается ход развития естественной мысли человечества.

Успех романа был поистине колоссальным. В течение четырех лет после первой публикации только в Германии вышло сто изданий. Кроме того, он был переведен практически на все европейские языки. Волновавшие Томаса Манна проблемы оказались близки художникам разных стран. В частности, под явным влиянием немецкого мастера написал свой роман «Санаторий «Арктур»» Константин Федин.

Особенно памятным в жизни Томаса Манна был 1929 год, когда решением Нобелевского комитета писатель получил премию по литературе. Формально она была присуждена ему за роман «Будденброки», но Манн считал, что этой наградой отмечено все, что он написал к тому времени.

После этого писатель с головой погрузился в работу над тетралогией «Иосиф и его братья». Его замысел Манну подсказал брат во время их путешествия по Италии. Наткнувшись в одной из гостиниц на Библию, Генрих Манн предложил младшему брату написать роман на библейский сюжет. Но Томас осуществил этот замысел лишь много лет спустя, когда уже был сложившимся писателем со своим творческим почерком. Работа над романом потребовала от него огромной подготовки. Писателю пришлось собрать обширную библиотеку по мифологии, библеистике, еврейской литературе.

Когда шла работа над первой книгой романа об Иосифе, над Германией сгустились сумерки фашизма. Томас Манн одним из первых понял его опасность и написал об этом в повести «Марио и Волшебник». В августе 1929 года писатель вместе с семьей отдыхал в литовском местечке Нида. Там он приобрел участок земли и построил небольшой дом. В этом доме и была написана повесть, в которой Манн во многом предвосхитил грядущую трагедию. Сейчас в доме находится музей писателя.

После выхода первого романа «Иосиф и его братья» Манн понял, что должен продолжить работу. В 1930 году он совершил путешествие по странам Ближнего Востока, проникаясь духом и атмосферой библейских времен.

С 1933 года Томас Манн напряженно работает над тетралогией, за десять лет он выпускает четыре романа: «Былое Иакова» (1933), «Юный Иосиф» (1934), «Иосиф в Египте» (1936), «Иосиф-кормилец» (1943).

Однако библейские материалы являются лишь фоном романа, да и миф об Иосифе стал для автора только поводом для того, чтобы рассказать о волновавших его проблемах современности.

Томас Манн поставил своей целью показать, что гуманистические ценности должны стоять выше любых общественных взаимоотношений. Поставленная им проблема была особенно актуальна в то время, потому что фашизм в Германии усиливался.

Манн решительно выступал против фашистской идеологии, и как только нацисты пришли к власти, писатель вместе с семьей покинул родину и переселился в Швейцарию. Там он выпускает роман «Лотта в Веймаре» (1939), в котором устами своего героя заявляет о том, что не желает иметь ничего общего с «немецкими чертями» и насаждаемой ими «духовной сивухой».

Когда же немецкая печать стала публиковать тетралогию Манна об Иосифе, писателя лишили немецкого гражданства, а также всех научных степеней, присужденных немецкими университетами. В ответ Томас Манн опубликовал статью «Переписка с Бонном». Он заявил, что фашизм является разрушителем культуры, и призвал всех немецких писателей выступить против «грязной фальсификации немецкого духа, которой занимается господин Гитлер».

В поисках убежища для спокойной работы Манн принимает предложение Принстонского университета и в 1938 году переезжает с семьей в США. Он поселяется в Калифорнии и делит свое время между литературной работой и чтением лекций в американских университетах.

Знаменитый немецкий писатель напряженно размышляет о причинах трагедии, которая постигла Германию. Томас Манн пишет несколько статей, в которых старается показать, что истинные ценности немецкой культуры не имеют ничего общего с фашизмом.

В 1943 году Томас Манн завершает последний роман тетралогии и начинает работу над новой книгой - романом «Доктор Фаустус». Собирая материал для книги, он много работает в библиотеках и сетует на то, что лишен возможности использовать немецкие архивы.

Сюжет о докторе Фаустусе заинтересовал Манна потому, что позволял рассказать о неизбежном разрушении творческой личности, слепо подчиняющейся чужим прихотям. Чтобы более четко высказать свою позицию, Манн вводит в роман авторского персонажа, профессора Цейтблома, который комментирует все происходящее с точки зрения человека XX века. Работа над романом продолжалась три года и восемь месяцев. Только в начале 1947 года роман вышел из печати.

Хотя война давно закончилась, Манн не торопился возвращаться на родину. Он тяжело переживал раздел немецкого государства, справедливо считая, что коммунистический режим принесет Германии почти столько же вреда, сколько и фашистский.

На родину писатель приезжает только в 1949 году, после образования ФРГ. Он выступает на юбилее И. В. Гете, но еще не решается перебраться сюда на постоянное жительство. Лишь через год, когда в жизни Томас Манна происходят тяжелые утраты: кончает жизнь самоубийством его сын Клаус, через несколько месяцев умирает младший брат Виктор, жизнь в Америке начинает тяготить Манна. Он возвращается в Европу, но уже в Швейцарии его настигает новое страшное известие о смерти старшего брата Генриха.

Вместе с женой Манн поселяется в Цюрихе. Теперь он начинает подводить итоги своих земных дел. В романе «Избранник» (1951), написанном на сюжет средневековой легенды «о добром грешнике», писатель как бы произносит своеобразную эпитафию по своему безвременно ушедшему из жизни сыну.

В это же время Томас Манн дописывает начатый еще в 1910 году роман «Признания авантюриста Феликса Круля», в котором вновь возвращается ко времени зарождения фашизма.

Он пишет воспоминания, много занимается общественной деятельностью: читает лекции, участвует в юбилее Ф. Шиллера. Но силы Томаса Манна постепенно тают, и в августе 1955 года он умирает во сне.

Томас Манн является самым знаменитым представителем писательского рода Маннов. Выдающийся немецкий прозаик, автор «Будденброков», «Смерти в Венеции», «Марио и волшебника», нобелевский лауреат 1929 года прожил восемь десятков лет, сменил несколько идеологий, вырастил троих талантливых литераторов и навечно вписал свое имя на скрижалях истории мировой культуры.

Немецкий род Маннов всегда был на слуху. В XIX веке они славились как успешные купцы, сенаторы, настоящие короли родного города. В ХХ веке о Маннах заговорили как о выдающихся литераторах. Активно печатался старший Генрих (автор романов «В одной семье», «Империя», «Молодые годы короля Генриха IV»), купался в лаврах всемирной славы Томас Манн, успешно публиковались его дети Клаус, Голо и Эрика. Чем бы не занимались эти люди, они всегда добивались успеха. Так что прозаика Томаса Манна можно по праву называть лучшим из лучших.

Его отец Томас Йоханн Генрих Манн был очень богатым предпринимателем, владельцем нескольких производств, активным общественно-политическим деятелем, занимающим высокую должность в сенате. Как пишет биограф и переводчик прозаика Соломон Апт, Йохан был «не просто известным коммерсантом и уважаемым отцом семейства, а одним из самых известных и уважаемых горожан, тем, кого называют отцами города».

Это был сухой практичный человек. Он видел своих сыновей Генриха, Томаса и Виктора достойными продолжателями дела вековой фирмы, которая была создана еще его отцом. Однако дети не выказывали стремления к предпринимательству. Старший Генрих увлекался литературой, что провоцировало постоянные ссоры с отцом. О волнениях главы семейства в отношении наследника свидетельствует строчка в завещании: «Я прошу моего брата оказывать влияние на моего старшего сына, чтобы он не вступил на неверный путь, который приведет его к несчастью». Здесь Йоханн подразумевает литературный путь. Поскольку старший сын уже тогда внушал беспокойства, особые надежды возлагались на среднего Томаса.

Вскоре после написания завещания сенатор Манн скончался от рака. Фирма была продана и многочисленное семейство вполне успешно зажило на солидные проценты от предприятия. Действительность предвосхитила опасения умирающего отца. Генрих в самом деле сделался писателем, но еще больших успехов на этом поприще добился любимый Томас. И даже дочери Юлия и Карла оказались далеки от отцовской практичности. Младшая Карла пошла в актрисы. Из-за неудач на сцене и в личной жизни она покончила с собой в 29 лет. Неуравновешенная, переживательная Юлия также самостоятельно свела счеты с жизнью двумя десятилетиями позже.

О вырождении буржуазного общества на примере упадка собственной патриархальной семьи Томас Манн напишет в романе «Будденброки». Опубликованное на заре его творческой карьеры, это произведение принесло Манну всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе.

Холеное детство и беззаботная юность

История Пауля Томаса Манна начинается в Любеке (Германия) в 1875 году. «Детство у меня было счастливое, холеное», – вспомнит впоследствии писатель. Оно началось в старинном доме его бабушки на узкой булыжной улице и продолжилось в элегантном особняке, который Йоханн выстроил для своего растущего семейства.

У Томаса были все игрушки, о которых только мог мечтать его маленький современник. О некоторых из них (кукольном театре, лошадке-качалке Ахилле) писатель вспомнит в своих произведениях. Но зачастую юному Манну игрушки были абсолютно не нужны, ведь больше всего на свете он любил выдумывать. Например, однажды утром он просыпался и представлял себя наследным принцем далекой державы. Целый день мальчик вел себя надменно и сдержанно, как подобает августейшей особе, радуясь в душе, что никто из окружающих не догадывается о его секрете.

Школу с ее учителями-диктаторами, шумными одноклассниками, бездумной зубрежкой Томас невзлюбил. Тем более что она отвлекала его от горячо любимого дома. Такая же участь постигла гимназию – Манн несколько раз оставался на второй год, так и не получив аттестата об окончании учебного заведения. Принципиально важно понимать, что его тяготила не учеба, а затхлый дух казенщины и муштры, что царил в гимназии «Катаринеум», однобокий процесс обучения, тупость и обывательская ограниченность многих преподавателей, не исключая директора учебного заведения.

Будущее гимназисту Манну рисовалось весьма туманно. Он собирался покинуть Любек, отправиться путешествовать, поразмышлять, отправиться на свойственные для «золотой молодежи» поиски себя. Но все изменилось, когда в его жизнь ворвалась музыка Вагнера.

В 1882 году Томас Манн попадает на концерт, где играют музыку Рихарда Вагнера. Именно она стала той движущей силой, которая разбудила литературный талант будущего прозаика. Теперь юный Томас знает – он будет писать!

Манн не томится в ожидании музы, а начинает действовать. Уже на пятом курсе гимназии вместе с товарищами Манн издает литературный журнал «Весенняя гроза», где молодые редакторы публиковали собственные прозаические, поэтические и критические творения. Когда «Гроза» прекратила свое непродолжительное существование, Манн начинает печататься на страницах периодического издания «Двадцатый век», которым руководил его брат Генрих.

Несколько проб пера, подписанных псевдонимом Пауль Томас, небольшой сборник рассказов – и Манн издает монументальный труд – роман «Будденброки». Произведение было начато в 1896 году. На его создание ушло 5 лет. В 1901 году, когда «Будденброки» с подзаголовком «История гибели одного семейства» стали доступны широкой публике, о Томасе Манне заговорили как о выдающемся писателе современности.

Практически через 30 лет, в 1929 году, «Будденброки» стали главным основанием для присуждения писателю Нобелевской премии по литературе. В формулировке нобелевского комитета говорилось: «Прежде всего за великий роман «Будденброки», что стал классикой современной литературы, популярность которого неизменно растет».

В начале Первой мировой войны семейство Маннов (в 1905-м Томас женился на профессорской дочке Кате Прингсгейм) входило в высшие круги немецкой буржуазии. Это обусловило тот факт, что на первых порах писатель придерживался консервативных взглядов и не разделял пацифизма многих деятелей культуры, о чем публично заявил в сборнике философско-публицистических статей «Размышления аполитичного».

Принципиально важно понимать, что Манн поддерживал Германию, а не нацизм. Писатель ратовал за сохранение национальной самобытности европейских культур, в первую очередь немецкой – горячо любимой его сердцу с раннего детства. Ему был крайне неприятен повсеместно навязываемый повсеместно «американский образ жизни». Антанта, таким образом, становится для писателя своеобразным синонимом литературы, культуры, цивилизации.

Со временем, когда нацизм показал свое черное лицо, а любимая страна по локоть опустила руки в кровь невинных жертв, Томас Манн больше не мог ни под каким предлогом оправдывать действия Германии. В 1930 году он произносит публичную антифашистскую речь «Призыв к разуму», в которой резко критикует нацизм и поощряет сопротивление рабочий класс и либералов. Речь не могла пройти не замеченной. Оставаться в Германии больше не представлялось возможным. К счастью, семейству Маннов позволили эмигрировать. В 1933 году Манн с женой и детьми переселяется в Цюрих.

В эмиграции: Швейцария, США, Швейцария

Эмиграция не сломила духа Томаса Манна, ведь у него оставалась огромная привилегия – он продолжает писать и публиковаться на родном языке. Так, в Цюрихе Манн дорабатывает и публикует мифологическую тетралогию «Иосиф и его братья». В 1939-м выходит роман «Лота в Веймаре» – художественная стилизация фрагмента биографии Иоганна Вольфганга Гете, а именно его романтической привязанности к Лотте (Шарлотте Буфф), ставшей прототипом женского образа «Страданий юного Вертера».

В 1947 году был опубликован «Доктор Фаустус», рассказывающий о композиторе Адриане Леверкюне, который создал из своей жизни стилизацию под средневековую историю о докторе Фаусте, что продал душу Мефистофелю. Вымышленный мир Леверкюна переплетается с реалиями современной действительности – фашистской Германией, которую отравляют идеи нацизма.

Расплата за инакомыслие

Манну так и не удалось вернуться на родину. Нацисты лишили все его семейство немецкого гражданства. С тех пор писатель бывает в Германии наездами в качестве лектора, журналиста, литконсультанта. С 1938 года по приглашению руководства Принстонского университета Манн переезжает в США, где занимается преподавательской и писательской деятельностью.

В 50-е годы прозаик возвращается в Швейцарию. Манн пишет до самой смерти. Его закатными произведениями стали новелла «Черный лебедь» и роман «Признания авантюриста Феликса Круля».

Гомоэротизм как репрезентация однополой любви был характерен для ряда произведений Томаса Манна. Самым ярким примером является новелла «Смерть в Венеции», написанная в 1912 году. В новелле препарируется внезапно вспыхнувшее чувство писателя Густава фон Ашенбаха к четырнадцатилетнему мальчику Тадзио.

Скандальная слава «Смерти в Венеции» обусловила повышенное внимание к частной жизни Томаса Манна. Примерный семьянин, отец шестерых детей, никак не компрометировал себя на публике. Путь к душевным тайнам Манна лежал через его дневники, которые писатель исправно вел на протяжении всей жизни. Записи несколько раз подвергались уничтожению, а затем немедленно восстанавливались, были утеряны во время неожиданной эмиграции, но через судебный процесс возвращены законному владельцу.

После смерти писателя его душевные треволнения были неоднократно проанализированы. Стало известно о его первых невинных страстях, интимной привязанности к школьному приятелю Вилльри Тимпе (его подарок – простой деревянный карандаш – Манн хранил всю жизнь), юношеском романе с художником Паулем Эренбергом. По словам Гомо Манна (сына писателя), гомосексуализм отца никогда не опускался ниже пояса. Зато богатые душевные переживания порождали образы его новелл и романов.

Еще одним значимым трудом Томаса Манна является роман “Смерть в Венеции” , дискуссии и споры о котором все еще не умолкают в среде критиков и простых читателей.

Несомненно, еще одной уникальной книгой есть роман Манна “Волшебная гора” , в котором автор изобразил жизнь людей, проходящих лечение в горном санатории, и не желающих вникать в события, происходящие за стенами больницы.

Манн, в самом деле, умел чувствовать больше и тоньше. Без этого умения не было бы поэтичных мужских образов Ганса Касторпа из «Волшебной горы», Руди Швердтфергера из «Доктора Фаустуса», Густава Ашенбаха из «Смерти в Венеции» и многих других. Копание в источниках вдохновения – бесславный удел современников, воспевание его плодов – достойная привилегия потомков.

Биография немецкого прозаика Томаса Манна


Пауль Томас Манн (1875-1955) - немецкий писатель и эссеист, признанный мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Он родился шестого июня 1875 года в Любеке, старинном городе на севере Германии. В семье Маннов были и другие известные личности - брат прозаика Генрих, его дети Клаус и Эрика. Однако именно Пауль стал наиболее выдающимся представителем этой фамилии.

Юные годы

Будущий мастер эпических полотен появился на свет в семье богатого купца и городского сенатора Томаса Йоханна Генриха Манна. Мать Пауля, Юлия да Сильва-Брунс, имела бразильское происхождение, она была талантливой певицей, увлекалась музыкой.

В семье росло также двое сыновей и две дочери. С деньгами у них никогда не было проблем, дети воспитывались в комфортной и безбедной атмосфере. Но эта идиллия длилась недолго.

С раннего возраста Манн проявлял себя в качестве литератора. Он помогал в создании литературно-философского журнала «Весенняя гроза», а позднее отправлял свои статьи в издание «XX век», основанное его братом Генрихом. После окончания школы писатель устраивается в страховую компанию, но не забывает об увлечении журналистикой.

В 1891 г. отец Томаса умирает от рака. В завещании он потребовал продать ферму и дом Маннов в Любеке. Его детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы. После продажи фермы семья переезжает в Мюнхен, там Пауль жил до 1933 года. Был только один раз, когда они с братом на время выехали в Италию в середине 90-х годов.

После возвращения из Италии Томас работает в редакции сатирического журнала «Симплициссимус». В это же время он публикует свой первый сборник рассказов под названием «Маленький господин Фридеман».

Но настоящую известность прозаику приносит его первый роман, названный «Будденброки». Он имел автобиографический характер, в произведении рассказывалось о судьбе купеческой семьи. Книга была выпущена в 1901 году. Незадолго после этого вышел сборник новелл, лучшей из них является «Тонио Крегер».

В 1911 г. читатели с восторгом восприняли новеллу «Смерть в Венеции» с драматичным финалом. В 1924 г. был выпущен роман «Волшебная гора», окончательно закрепивший позицию автора в мире литературы. В 1929 г. прозаик получает Нобелевскую премию за роман про Будденброков.

Женитьба и переезд

В 1905 г. Томас женится на дочери профессора, еврейке Кате Прингсхайм. В браке у них родилось шестеро детей. Трое из них впоследствии стали писателями. Именно благодаря женитьбе Манн смог войти в круги буржуазии. Вследствие этого его консервативные взгляды стали известны широкой публике.

Прозаик поддерживал Первую мировую войну, выступал с резкой критикой пафицизма и общественных реформ. Он переживал серьёзный душевный кризис и даже посвятил несколько произведений этой теме. В 1918 году выходит роман «Раздумья аполитического», посвященный размышлениям о войне.

Из-за своих ультраконсервативных взглядов Манн поругался со своим братом Генрихом. Только после того, как Томас осознал свою неправоту и перешёл на сторону демократии, им удалось помириться. Причиной таких кардинальных изменений во взглядах стало убийство националистами министра Веймарской республика Вальтера Ратенау. Это очень повлияло на писателя.

В 1933 г. вместе с семьёй Манн эмигрирует из нацистской Германии. Они поселяются в Цюрихе. В это же время увидел свет первый том его романа «Иосиф и его братья». В нём Пауль интерпретирует историю известного библейского персонажа по-своему. Позднее вышло ещё три тома этого произведения.

Связь с политикой

Правители Германии пытались вернуть талантливого литератора в страну, но он наотрез отказывался. В то время они с женой много путешествовали и не собирались возвращаться в родной город. После нескольких неудачных попыток власти отняли у Манна немецкое гражданство и докторскую степень Боннского университета. В 1949 г. ему вернули регалии.

На фоне всех этих событий Томас всё больше внимания в своих сочинениях уделяет политике. В это время выходит речь «К уму наций», поэтическая аллегория «Марио и волшебник» и другие произведения. После отказа от гражданства Германии прозаик становится подданным Чехословакии.

В 1938 г. он перебирается в Америку, зарабатывая на жизнь благодаря преподаванию в университете Принстон. С 1941 по 1952 г. Томас не только учит студентов гуманитарным дисциплинам, но и консультирует библиотеку Конгресса насчёт немецкой литературы. Год спустя на книжных полках появляется его роман «Лотта в Веймаре». В 1942 г. семья Маннов переезжает в Калифорнию. Там писатель ведёт антифашистские передачи для немецких слушателей радио. В 1947 году он издаёт собственную интерпретацию романа о докторе Фаусте, называя его Фаустусом.

После Второй мировой войны представители власти США обвиняют Томаса в пособничестве СССР из-за его социалистических взглядов. Из-за этого в июне 1952 г. семья возвращается в Швейцарию. Там они живут вплоть до смерти Манна, которая произошла 12 августа 1955 года. Причиной его гибели стал атеросклероз.