Сказки рассказы для детей средней группы. Проект «Наши любимые сказки» в средней группе. Русские народные сказки
Учить детей творчески мыслить, разгадывать загадки, придумывать новое окончание для сказки.
Способствовать развитию умения детей с помощью средств выразительности (интонация, мимика, жесты, характерные движения, поза, походка) передавать не только внешние черты героев, но и их внутренние переживания, различные эмоциональные состояния, чувства, отношения, отношения между персонажами; учить самостоятельно выполнять способы передачи их поведения.
Расширить языковые ресурсы детей, фонематический слух.
Воспитывать самостоятельность мышления ребенка, активность, настойчивость.
Материал: звонок, большая Книга Сказок, настольный театр сказки «Колобок», другие герои сказок, конверт, дидактическая игра «Приведи в порядок события»
Ход занятия в средней группе
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения. Во время стихотворения-приветствия попробуйте догадаться, в которую Страну-Чудес сегодня мы с вами отправимся!
Ну-ка, в круг все становитесь,
Друзьям искренне улыбнитесь!
Вместе за руки возьмитесь
С мыслями все соберитесь.
Сказочка к нам пришла
И загадки принесла.
Воспитатель: Молодцы, правильно догадались. Сегодня мы с вами будем путешествовать в страну Сказок.
Воспитатель: Сказка - это страна грез и фантазий. Только закроешь глаза, и сказка перенесет тебя в свой волшебный мир. Мир добра и зла, любви и ненависти, красоты и уродства... Сказка научит быть сильным, мужественным, находчивым, трудолюбивым и добрым...
Воспитатель: Дети, а любите ли вы сказки? Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: А путешествовать нам по Стране Сказок поможет «Волшебная Книга» (педагог демонстрирует детям «Большую Книгу Сказок»)
Воспитатель: Итак, путешествие начинается... (педагог звонит в колокольчик)
Ну-ка, глазки закрываются...
В Страну Сказок отправляемся.
Книга, книга, поспеши,
Двери в Сказку отвори!
Воспитатель: Вот мы и в Волшебной Стране! Но почему Книга Сказок не открывается! Дети, как вы думаете почему, что могло произойти? (Дети говорят свои версии)
Воспитатель: Я догадалась, видимо, нам надо отгадать загадки, которые приготовила для нас Королева Сказочной-Страны. (Дети разгадывают загадки, а Волшебная-Книга открывается на нужной сказке - ответ)
Загадки о сказках
Убежал от Бабы и от Деда. Зверей разных повстречал. А Лисичка шалуна съела сразу и была такова! («Колобок»)
Расскажу вам, дети, сказку: и о Кошке, о Собачке, и про Деда, и про Бабу, и о Мышке и Внучке. А вы всех их если вспомните, название сказки угадаете. («Репка»)
Сидит девочка в корзине на медвежьей крепкой спине. А почему туда спряталась? Так никому и не призналась! («Маша и медведь»)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки! Интересно, какая же будет следующая страничка?
Воспитатель: Это страница «всезнаек». Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки:
Лиса угощала Журавля... (чем?)
Кто украл Петушка?
Кого привел к Бабе с Дедом соломенный бычок?
Что приговаривал Волк, когда хвостом рыбу в проруби ловил?
Может ли Ежик на самом деле перегнать Зайца? А как в сказке?
Какую песенку пел Колобок Лисе? Что это за сказка?
Воспитатель: Умные вы дети, все сказки знаете! А теперь переворачиваем следующую страничку... Наверное, нас ждет какой-то сюрприз! Посмотрите, какой большой конверт. Что в нем? (Дети рассматривают конверт и иллюстрации к сказке)
Воспитатель: Не понятно, что это за сказка? Дети, попробуйте догадаться!
Упражнение «Приведи в порядок события»
(дети должны в правильном порядке разложить картинки и догадаться, какая это сказка)
Воспитатель: Верно, догадались - это сказка «Колобок». Давайте вспомним героев этой сказки. Кто из героев хороший (злой, хитрый, не уверенный, дерзкий, робкий). Почему вы так думаете?
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а у всех героев сказки было одинаковое настроение? Давайте попробуем его показать (дети передают настроение, эмоции, движения персонажей).
Как была озабочена Бабушка, когда пекла Колобка?
Как обрадовался Колобку Дедушка?
Какое было настроение у Колобка, когда он убегал от Бабы и Деда?
Покажите, как встретились Колобок и Зайчик (Волк, Медведь, Лиса).
Менялось ли настроение у главного героя на протяжении сказки? Как? Почему?
Спойте песенку Колобка весело, грустно, испуганно...
Воспитатель: Дети, вспомните, чем закончилась сказка «Колобок»? Нравится ли вам такой конец? Давайте попробуем его переделать на более хороший и поучительный манер. (Дети высказывают свои версии)
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием. Думаю, Колобок будет только благодарен вам, малыши, его приключения так хорошо закончились!
Воспитатель: Перелистываем еще одну страничку нашей Волшебной Книги... Нас ждет еще один сюрприз (педагог демонстрирует детям персонажей настольного театра «Колобок» и других сказочных героев: поросенок, петушок, котик, коза, собака...)
Воспитатель: Давайте, попробуем придумать новую сказку о «Колобке» и еще и с интересным концом (дети разыгрывают настольный театр новой сказки «Колобок»).
Воспитатель: Молодцы! Какая замечательная сказка у нас получилась. Придумайте для нее еще и новое название («Приключения Колобка», «Путешествие Колобка», «Как Колобок умным стал», «Колобок и Петушок», «Возвращение Колобка» ...)
Воспитатель: Вот перевернута и последняя страничка Волшебной Книги Сказок! Наше путешествие подошло к концу! Воспитатель. К сожалению, но нам пора возвращаться в детский сад (звонит в колокольчик).
Глазки закрываются...
И в детский сад отправляемся...
Вернулись из Сказки мы.
Воспитатель: И снова мы в детском саду. А на память о нашем чудесном путешествии я приготовила вам подарки - картинки любимых сказочных героев. Раскрасьте их и вместе с друзьями придумайте много новых, интересных сказок или историй.
Воспитатель: До свидания, дети. И никогда не забывайте, что сказки - это наши друзья. Они живут в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме и воображении. Выдумывайте, фантазируйте - и сказка никогда вас не покинет; будет всегда рядом, будет радовать и удивлять вас!
Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет
Русский фольклорПесенки, потешки, заклички. «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».
Сказки.
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки.
«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза.
В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни.
Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки.
А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
ФАКТЫ О ЧТЕНИИ
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо все, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Именно чтение выполняет не только ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, но и ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ функцию.
Пояснительная записка
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Задачи работы педагогов:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Нами разработано 32 конспекта комплексных занятий под общим названием «Познавательные сказки», с их помощью мы знакомим детей средней группы с восемью сказками:
- СЕНТЯБРЬ: украинская сказка «Колосок».
- ОКТЯБРЬ: белорусская сказка «ПЫХ»
- НОЯБРЬ: английская сказка «ТРИ ПОРОСЕНКА»
- ДЕКАБРЬ: русская сказка «ЛИСИЧКА – СЕСТРИЧКА и СЕРЫЙ ВОЛК»
- ЯНВАРЬ: русская сказка «ЖИХАРКА»
- ФЕВРАЛЬ: французская сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Ш.Перро
- МАРТ: русская сказка «СНЕГУРОЧКА»
- АПРЕЛЬ: русская сказка «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Работа по каждой сказке ведется в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумана последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.) Каждое занятие проходит в игровой форме с участием сказочного персонажа – домовенка Кузи. Подобран речевой материал: потешки, песенки, физминутки, загадки и сами сказки – в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Составлены мнемотаблицы по сказкам, по темам «Времена года», «Дикие и домашние животные и птицы», «Головные уборы», «Посуда» и т.д.
Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.
Использовать положительную мотивацию: обучение сказочного персонажа Кузи, путешествие на поезде в деревню Сказкино, продолжение сказки дети могут узнать, только после выполнения разнообразных заданий, закодированные мнемотаблицы, сюрпризы, тайны и т.д.
В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.
Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.
После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.
Два раза в год проводить викторины по изученным сказкам.
Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.
ОКТЯБРЬ
Белорусская сказка «ПЫХ»
Жили-были дедушка, бабушка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка желтенькая.
Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят. Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеклой, прошел грядку с морковкой... А вот и репка растет. Только наклонился, чтобы репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него: – Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришел?
Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки..., аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.
– Ну, что, дед, принес репку?
– Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что еле ноги унес!
– Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу...
И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят. Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеклой, мимо грядки с морковкой. Идет бабка, торопится... А вот и репка. Нагнулась бабка. Чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на нее кто-то:
– ПШШ-ППЫ-Ы-хх!
Не ты ли это, бабка? Не за репкой ли пришла? Испугалась бабка да бежать.
Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки. Бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.
– Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!
Поглядела на дедку с бабкой внучка Аленка, пожалела их и говорит: – Я принесу репку.
Пошла Аленка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики пищат. Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла. И только наклонилась она, чтобы репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то: – Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Аленка ли это? Не по репку ли пришла?
Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голоском:
– Так! Это я, Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла. А на грядке кто-то снова как запыхтит: – Пшш-ппы-ы-хх! Засмеялась девочка: – Ах ты, ежик, еж колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ежик вытянул мордочку острую и опять: – Пшш-ппы-ы-хх!
Потянула Аленка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да большую, круглую да желтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Аленка репку, ежика в передничек положила – и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают: – А где же репка?
– А вот вам и репка!
Обрадовались дед с бабкой: – Ну и внучка у нас! Ну и Аленушка! Молодей!
– А как же зверь этот – Пых страшный? Не испугалась ты его? Раскрыла тут Аленка передничек: – А вот вам и Пых! Засмеялись старички: – Ну и молодец, Аленка! Ну и смелая девчонка!
Цели и задачи: продолжать знакомство с характерными особенностями времени года – осени. Обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность. Развивать творческое мышление, умственную активность, память (зрительную, тактильную, слуховую). Познакомить детей с диким животным – ежом.
Дидактические пособия:
- набор коллажей;
- набор мнемодорожек и мнемотаблиц;
- гуашь, пластилин, цветная бумага, белая бумага.
ЗАНЯТИЕ 1
Ход занятия
Раздается стук и появляется Кузя с книжкой.
Воспитатель: Здравствуй, Кузя, почему ты такой грустный?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Кузе и сказку прочитать и задания выполнить. Садитесь в поезд, и отправимся в путешествие в сказочную деревню.
(Дети поют песенку .) А пока мы едем, я начну читать белорусскую сказку, которая называется «Пых».
(Чтение первой части. )
Воспитатель: Интересное начало? А продолжение мы узнаем, когда выполним все задания. Выходите, вот и остановка.
Задание 1. Д/и «Чудесный мешочек».
Дети определяют овощи на ощупь, называют и вытаскивают.
Задание 2. Физминутка «Пузырь».
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой. Да не лопайся. П-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Задание 3. Д/и «Что изменилось?»
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки или на столе овощи и проговаривает:
– Идет дед мимо грядки с капустой,
со свеклой, с морковкой, вот и репка! Дети запоминают порядок, воспитатель меняет местами овощи, дети отгадывают, затем возвращают в первоначальное положение, только потом опять изменяют.
Задание 4. Мнемотаблица «Овощи».
Воспитатель дает образец рассказа по таблице, соотносит рисунок с рассказом.
Дети составляют рассказы по схеме. 2–3 ребенка.
Задание 5. Лепка «Овощи».
Воспитатель предлагает слепить овощи, которые растут на грядке у дедки с бабкой и Аленки. Напоминает приемы лепки: раскатывание, сплющивание, растягивание, прищипывание, приглаживание.
Воспитатель: Вот какой огород получился.
Раз, два, три – снова в группе мы.
ЗАНЯТИЕ 2
Ход занятия
Кузя приносит коллаж и предлагает детям вспомнить, какую сказку они начали читать.
Задание 1: Вспомни сказку по коллажу.
Воспитатель задает наводящие вопросы:
– Кто жил-поживал в сказке?
– Зачем дед пошел в огород?
– Мимо каких грядок шел дед?
– Что спросил Пых?
– Как убегал дедка? (Перечислить в обратном порядке ).
Воспитатель: Вот теперь можно отправляться в путешествие. Занимайте места в поезде и запевайте песенку. (Дети поют песню ). А пока мы едем, я вам прочитаю сказку дальше.
(Чтение второй части ).
Задание 2. Физминутка п/и «Солнышко и дождик».
Задание 3. Отгадай загадку и обведи по контуру.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень, листопад .)
Стоит Антошка на одной ножке,
Его зовут, а он не откликается. (Гриб .)Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
А другая чернеет. (Ягоды .)
Воспитатель: Что лишнее? (Чашка .) Почему? (Ответы детей. )
Воспитатель дает листок с контурами каждому ребенку и фломастеры трех цветов.
Задание 4. Мнемотаблица «Осень».
Воспитатель вместе с детьми составляет рассказ по таблице, затем предлагает составить 2–3 детям.
Задание 5. Аппликация «Листопад».
Дети обрыванием наклеивают разноцветные листочки на лист.
Кузя: Ребята, нам пора возвращаться. Раз, два, три – снова в группе мы.
ЗАНЯТИЕ 3
Ход занятия
Кузя сидит около коллажа и вспоминает сказку, ошибается, путается.
Воспитатель: Здравствуй, Кузя. Давай мы с ребятами тебе поможем?
Кузя: Здравствуйте, ребята. Я вас жду. Помогите мне правильно вспомнить сказку.
Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.
Дети вспоминают сказку, воспитатель помогает наводящими вопросами.
Воспитатель приглашает детей отправиться в деревню Сказкино и узнать, что будет дальше. Дети садятся в поезд, поют песню.
Воспитатель: А пока мы едем, я вам прочитаю сказку. (Чтение третьей части).
Воспитатель: А чтобы узнать, чем сказка закончится, нужно выполнить задания.
Задание 2. Этюды.
– Дед идет за репкой.
– Старый дед убегает от Пыха.
– Как Пых пугает.
– Смелая Аленка.
Задание 3. Мнемотаблица «Дикие животные».
Воспитатель с детьми составляет рассказ о ежике, дает знания о внешнем виде, строении, питании, месте обитания. Рассказ повторяют два ребенка.
Задание 4. Рисование «Еж».
Воспитатель показывает, как можно сухой клеевой кистью нарисовать ежа.
ЗАНЯТИЕ 4
Ход занятия
Кузя загадывает детям загадку:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.
)
Воспитатель: Из какой сказки этот герой? Мы сегодня с вами дочитаем сказку. Садитесь, ребята, на поезд и отправимся в Сказ-кино. (Дети поют песню. )
– А пока мы едем, я дочитаю сказку.
(Чтение четвертой части .)
Воспитатель: Мы приехали, выходите, ребята, будем играть и задания выполнять.
Задание 1. Д/и «Узнай по вкусу».
Дети закрывают глаза.
Воспитатель угощает детей кусочками репки, моркови, свеклы, капусты.
Задание 2. Д/и «Наоборот».
Трусливый – смелый Злой – добрый Сердитый – ласковый Глупый – умный Страшный – красивый Ленивый – трудолюбивый
Задание 3. Мнемотаблица итоговая.
Дети рассказывают сказку по таблице разными способами: каждую клеточку разный ребенок, один начинает – другой заканчивает...
Воспитатель показывает образцы платьев и узоров.
– Раз, два, три – снова в группе мы.
Для чтения детям
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, загадки.
«Наш козел...», «Ножки, ножки, где вы были?..»,
«Дон! Дон! Дон!..», «Барашеньки...»,
«Лиса и козел», обр. О. Капицы;
«Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова;
«Жихарка», обр. И. Карнауховой;
«Чудесные лапоточки», обр.Н. Колпаковой;
Фольклор народов мира
Песенки.
«Мешок», татарск., пер. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина;
«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Чив-чив, воробей!», коми-пермяцк., пер. В. Климова;
«Ласточка», арм., обр. И. Токмаковой;
«Ястреб», груз., пер. B. Берестова;
«Скрюченная песня», «Барабек», англ., обр. К. Чуковского;
«Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака;
«Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина.
Сказки.
«Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова,
«Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка;
«Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л. Кузьмина;
«Три брата», хакасск., пер. В. Гурова;
«Травкин хвостик», эскимосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева;
«Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова;
«Колосок», укр., обр. С. Могилевской;
«Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе;
«Врун», «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Я. Бжехва. «Клей», пер. с польск. Б. Заходера;
Г. Виеру. «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима;
В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус, И. Токмаковой;
Ф. Грубин. «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана;
«Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;
Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;
Ю. Тувим. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера,
«Чудеса», пересказ с польск. В. Приходько,
«Овощи», пер. с польск. С. Михалкова.
Проза.
Л. Берг. «Пит и воробей» (глава из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой;
С. Вангели. «Подснежники» (глава из книги «Ругуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки.
Х.К. Андерсен. «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен;
«Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод;
А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;
Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать», «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;
Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной;
А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера;
Дж. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;