В чем разница между эскизом и этюдом. Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина. Этюды и эскизы

30 мая в Третьяковской галерее в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» состоится открытие выставки «Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина» . Она позволяет зрителю рассмотреть в исторической перспективе процессы, которые происходили в творчестве различных поколений художников на пути от рождения замысла до его воплощения на полотне. Около 200 эскизов, этюдов и набросков раскрывают особенности работы отдельных мастеров и богатство их индивидуальностей.


Своеобразным эпиграфом выставки является корпус подготовительных рисунков к полотну А.А. Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857, ГТГ). Этапы работы над монументальным живописным произведением демонстрируют размах творческой деятельности художника. Из представленных на выставке произведений первой половины XIX века особое внимание привлекают шедевры композиционного академического рисунка – эскизы к картинам крупнейших мастеров своего времени К.П. Брюллова и Ф.А. Бруни, связанные с созданием знаменитых живописных полотен «Последний день Помпеи» (1830–1833, ГРМ) и «Медный змий» (1841, ГРМ).


Мастера исторических композиций использовали все разнообразие типов подготовительной графики. На выставке представлены образцы беглых набросков (И.Е. Репин. «Иван Грозный», 1882), упрощенных композиционных схем (В.И. Суриков. «Меншиков в Берёзове», 1883), виртуозно исполненных рисунков (В.Д. Поленов. «Христос и грешница», 1888), экспрессивные фантазии (Н.Н. Ге. «Суд синедриона», 1892), листы-вариации известных картин (И.Н. Крамской. «Неутешное горе», 1870 – начало1880-х).


Специальный раздел выставки посвящен знаменитым этюдам, которые стали такой же важной частью истории русского искусства, как и произведения, к которым они были созданы. Это «Голова Христа» Н.Н. Ге для картины «Голгофа» (1893, ГТГ), работы М.А. Врубеля – акварель «Роза» к «Портрету Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок» (1905, ГРМ) и рисунки углем: «Платье» к пастели «После концерта» (1905, ГТГ), «Голова пророка» к композиции «Видение пророка Иезекииля» (1906, ГРМ). «Жемчужиной первой величины» справедливо считают этюд старшей дочери А.Д. Меншикова к картине В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» (1883, ГТГ). Все они отличаются художественным совершенством, мастерством исполнения и, перерастая рамки этюда, превращаются в совершенно самостоятельные произведения.


На рубеже XIX–XX веков переосмыслялась роль этюда и эскиза, размывались границы между ними. Примером соединения специфики этюда и эскиза можно назвать акварель В.А. Серова «Портрет Г.Л. Гиршман» к ее живописному портрету (1907, ГТГ) и карандашный «Автопортрет» М.А. Врубеля, созданный в процессе работы над акварельным «Автопортретом» (1905, ГРМ). Рисунок углем М.А. Врубеля «Раковина» весьма условно может быть назван этюдом к знаменитой «Жемчужине» (1904, ГТГ). Он лишь часть цикла натурных рисунков, итогом которого является эта знаменитая композиция.














Словарь иностранных слов

этюд [фр. etude] -
1) в изобразительном искусстве - подготовительный набросок для будущего произведения или его части, выполняемый с натуры;
2) инструментальная муз. пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя; вообще - муз. пьеса концертно-виртуозного характера;
3) небольшое произведение научного, критического и др. характера, посвященное какому-л. отдельному вопросу;
4) в шахматах и шашках - задание выиграть или сделать ничью при данной позиции с небольшим числом фигур.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

этюд м.
1) Произведение вспомогательного характера - рисунок, картина или скульптура - и обычно небольшого размера, выполненное с натуры.
2) Инструментальная пьеса виртуозного характера, предназначенная для концертного исполнения.
3) Небольшое литературное произведение или научное исследование, посвященное какому-л. частному вопросу.
4) Упражнение, служащее для развития и совершенствования техники какого-л. искусства: актерского, шахматного, музыкального и т.п. (обычно импровизационного характера).

Орфографический словарь

этюд эт`юд, -а

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой


ЭТЮД
, -а, м.
1. Рисунок, картина иди скульптура, выполненные с натуры,обычно часть будущего большого произведения. Э. к картине.
2. Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу.Литературный э.
3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова.
4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). Этюды для начинающих. Решить шахматный а.
5. мн. Рисование, писание красками с натурыдля упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды. О прил. этюдный,-ая, -ое (к 1. 3, 4 и 5 знач.).

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова


ЭТЮД
этюда, м. [фр. йtude от латин. studium - усердие, старание].
1. Произведение (рисунок, скульптура и т. п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, к-рый может служить частью какого-н. композиционного целого. Этюд к картине. Пейзажный этюд. Этюд горельефа. Поехать за город на этюды.
2. Название нек-рых произведений, являющихся результатом какого-н. исследования (книжн.). Философские этюды. Этюды о стиле Гоголя. Критический этюд.
3. Вид упражнения (в музыке, в шахматной или шашечной игре и т. д.). Этюд для флейты. Шахматный, шашечный этюд. (задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур, в отличие от "задачи", к-рой называется задание найти комбинацию, принудительно ведущую к мату черным в определенное число ходов). Решить этюд.
4. Небольшая музыкальная пьеса виртуозного характера (муз.). Этюды Шопена. Фортепианные этюды Скрябина.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Этюд (esercizio, exercice) - музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известная техническая фигура повторяется на разных ступенях гаммы и в разных ладах. Э. придается музыкальное содержание и форма. Пишутся Э. ходообразно или в коленном складе. В эпоху преобладания полифонии писались Э. для развития полифонической техники: инвенции, токкаты. Для фортепиано Э. писали Клементи, Крамер, Мошелес, Калькбреннер. Есть Э. (преимущественно в области фортепианной), в которых, кроме технической цели, преследуются цели художественные. Подобные Э. являются не только в домашнем обиходе, но и на концертной эстраде, как наприм. Э. Шопена, Шумана (симфонические Э.), Тальберга, Мошелеса, Листа и пр. Формы их шире (песнь, рондо, вариация и пр.). Есть еще Э., предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки, напр. Э. cis-moll Шопена, Э. Стефана Геллера. Н. С.

Современный толковый словарь

ЭТЮД (франц. etude, букв. - изучение),..
1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения...
2) Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.)...
3) В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

Cловарь синонимов Н. Абрамова

Картина, изображение, акварель, панно, пастель, пейзаж, полотно, эскиз, этюд , головка; мозаика. Ср. <Изображение и Рисунок>. См. вид, изображение

Основу всякого изображения составляет рисунок, поэтому прежде всего разберемся в его особенностях.

Существует два основных вида изображения в рисунке:

а) линейное , в котором объемная форма предметов - фигуры людей, животных, деревьев и т. д. - строится только линиями; в линиях намечаются общие очертания и строение как всей формы изображаемого предмета в целом, так и его главных частей; этот прием помогает передавать до некоторой степени и в линейном рисунке не только общее строение изображаемого предмета, но и его объемную форму;

б) светотеневое , в котором объемная форма предметов передается не только линейным построением, но и светотенью. Части изображаемых предметов, видимые в натуре наиболее освещенными, оставляются в рисунке незаштрихованными. Менее освещенные передаются полутонами, то есть несколько затененными. Места же, находящиеся в полной тени, покрываются густой штриховкой.

Наиболее полно передающим действительность и сложным видом рисунка является такое изображение, при котором в одном цвете (карандашом, углем, пером и т. д.) выражается не только объемная форма предметов, но и различная светлота их, характер их поверхности, особенности освещения и пространственные соотношения. Такой рисунок называется иногда тоновым.

С этими двумя основными видами рисунка более подробно можно ознакомиться при проработке натюрморта, человеческой фигуры и т. п.

В пределах этих двух способов изображения существует много промежуточных.

Рисунок может иметь самостоятельное значение - представлять собой законченное художественное произведение или быть предварительным наброском для дальнейшей работы в цвете. В последнем случае рисунок имеет подсобное значение.

Этюд

Каждый художник-реалист ежедневно работает с натуры, то есть рисует или пишет людей, пейзажи или группы предметов. Такое изображение с «натуры» называется этюдом. Человек или группа людей, которые изображает художник, называются в таком случае натурой или моделью.

Существует специальная профессия так называемых натурщиков, которые позируют для художников по нескольку часов. Но художник, живо интересующийся окружающей действительностью, не может, разумеется, ограничиться одними натурщиками. Как писатель в свою записную книжку, так художник на полотно или в альбом заносит все, что его взволновало и заинтересовало.

Художнику очень часто нужно собирать в самой жизни материалы для определенной картины. Накопив материалы, художник переходит к созданию картины: он начинает перерабатывать свои этюды, дополнять и усиливать одни черты, опускать другие.

Этюд может иногда рассматриваться и как самостоятельное художественное произведение, к примеру, когда художник напишет непосредственно с натуры с большой силой и выразительностью заинтересовавшее его явление (например, этюды мальчиков великого русского художника Александра Иванова).

Вот почему художник должен бережно относиться к своим зарисовкам, время от времени просматривая их.

Эскиз

Эскиз, то есть предварительный набросок будущей картины (плаката, декоративного панно и т. д.), художник выполняет не с натуры, а на основе имеющихся у него представлений о действительности. Основная задача эскиза - наметить решение сюжетной сцены в картине.

Эскизы могут быть разного рода:

а) первоначальные эскизы, где выражаются первые мысли художника, относящиеся к общему замыслу будущего, произведения;

б) эскизы, в которых художник прорабатывает отдельные части будущей картины, например расположение отдельных фигур и групп и т. п.;

в) наконец, перед тем как приступить к выполнению картины, художник часто делает окончательный вариант эскиза, в котором он производит как бы генеральную репетицию, окончательную проверку будущего решения картины. В таком эскизе уже обобщены все добытые материалы: этюды, зарисовки и предыдущие эскизы.

После такого окончательного варианта эскиза художник принимается за писание картины. Однако, даже приступая к картине, художник продолжает перерабатывать и уточнять все элементы, из которых она складывается.

Каких замечательных результатов достигает художник-реалист, идя таким путем, можно видеть в картинах Федотова «Сватовство майора», Сурикова «Меншиков в Березове» и «Не ждали» Репина.

В живописи изображение натуры цветом называют этюдом. Этюдные акварельные работы бывают разными по характеру, задачам, методике выполнения, средствам выразительности. Овладеть искусством этюда можно только путем постоянного рисования с натуры. В зависимости от длительности выполнения этюды с натуры разделяют на краткосрочные и длительные. К краткосрочным относятся наброски и зарисовки, к длительным – штудии.

Этюд-набросок – это быстро выполненное изображение, в общих чертах характеризующее живописно-пластические качества натуры. Целевое назначение наброска состоит в том, чтобы запечатлеть конкретное, сиюминутное состояние натуры. Лишь в форме быстрого наброска можно запечатлеть неповторимые и быстротечные события. Это могут быть процессы труда, спортивные состязания, постоянно изменяющиеся состояние пейзажа и освещенности, движения людей, животных и т. д.

Этюд-набросок

Чтобы запечатлеть все это, художник располагает иногда считанными минутами или даже секундами, не имея возможности рассмотреть натуру подробно, увидеть все детали. Передать характерность и неповторимость этого мимолетного состояния натуры, «остановить мгновение» – таковы задачи наброска . Его достоинства определяются не какой-то особой проработанностью и законченностью, а прежде всего свежестью, эмоциональностью, остротой восприятия увиденного и выразительной передачей этого.

Недостаток времени и быстротечность события вынуждает художника мгновенно ориентироваться в обстановке и передавать в наброске скупыми живописными средствами общий пластический и цветовой характер натуры. В силу этого в этюдах-набросках возможна обобщенность изображения – многие подробности, детали могут отсутствовать или остаться приблизительными, незаконченными, едва заметными и понятными лишь автору. Однако при всей обобщенности решения этюда надо стремиться к тому, чтобы предметы в изображении не утрачивали своих природных признаков и качеств.

Умение быстро и верно передавать характер, пропорции, цветовую окраску, движение важно и при рисовании животных, птиц, и при изображении пейзажа на рассвете, при закате солнца, наступлении сумерек. Здесь художник вначале должен передать различия по цвету, тону, характеру, пропорциям больших масс неба, земли, воды, предметов, а потом дополнять этюд необходимыми подробностями. Таким образом, перед этюдом-наброском в первую очередь ставится задача передать такие свойства натуры, как пропорции, движение, форму, тонально-цветовое различие предметов, эмоциональное состояние натуры.

Этюд-набросок

В быстром этюде надо стремиться к возможной простоте, лаконичности, выразительности изображения, для чего необходимо из массы впечатлений от натуры выделять только ее самые характерные особенности. Надо избегать ненужных подробностей в деталировке, нанесении штрихов, линий, пятен, мазков, не способствующих усилению выразительности этюда.

Вначале следует рисовать неподвижные предметы и объекты, а затем живую модель. При изображении натуры в спокойном положении одну-две минуты необходимо отводить на изучение и анализ натуры, ее свойств и особенностей. Наметив в наброске общее, можно переходить к разработке характерных деталей. Рисовать акварельные работы с живой натуры следует лишь до тех пор, пока она не изменила своего положения.

Целевое назначение быстрых этюдов определяет и методику их выполнения. Это касается и работы над этюдом, который пишется с натурщика. Дело в том, что в сложной, напряженной позе натурщик может находиться лишь несколько минут. Затем форма может невольно несколько измениться. Поэтому, делая набросок с фигуры человека, надо в первую очередь стараться передать общий цветовой характер натуры, её движение, пропорции, а затем на втором этапе разрабатывать некоторые подробности, не теряя при этом цельности и выразительности наброска.

Этюд-зарисовка

В то же время задача наброска состоит не в том, чтобы уметь быстро и ловко нарисовать, а в изучении и познании различных сторон натуры. Поэтому на первых порах обучения больший объем в работе должны занимать двух- и четырехчасовые зарисовки. Затем, по мере приобретения знаний и опыта, время на выполнение набросков можно постепенно уменьшать.

Этюды-зарисовки выполняются с натуры. Чаще всего в них решаются сугубо специфические задачи: изучается и ведется поиск точного характера формы и предмета или какой-либо его отдельной детали, ее конструктивного и цветового решения.

К такому виду этюдной работы можно отнести кратковременные задания по живописи несложных натюрмортов, головы, фигуры человека и т.д., а также этюды-зарисовки фрагментов натуры, например рук, ног, костюма, к длительному этюду или композиционной работе в целях углубленного изучения наиболее важных живописно-пластических качеств натуры. К этому же типу этюдов относятся зарисовки отдельных растений, фруктов, овощей, цветов, камней, деревьев или их частей (пни, ветки, листья), фрагментов архитектурных строений и их украшений, предметов труда, быта и т. п. Зарисовки выполняются также при разработке композиционных заданий с аналогичной целью, что и при работе художника над картиной.

Этюд-зарисовка

Зарисовки обычно прорабатываются очень тщательно. Художник стремится максимально приблизиться к натуре, как можно точнее передать ее особенности. Такая документальность, протокольность обогащает художника знанием живописно-пластических качеств натуры, ее конструктивного строения, пропорций, цвета. Эти знания натуры особенно необходимы художнику, когда работа ведется по представлению, воображению или над композицией.

Работу над быстрыми этюдами надо обязательно чередовать с выполнением этюдов длительного характера. Специфика природы набросков не позволяет с необходимой полнотой изучать и передавать своеобразие и богатство форм, цвета, света и других особенностей натуры.

С другой стороны, занятие только длительными этюдами притупляет остроту восприятия натуры, живое отношение к ней. Поэтому следует разумно сочетать работу над длительными этюдами с этюдами кратковременного характера – набросками, зарисовками. При одностороннем увлечении каким-либо одним видом учебных заданий вырабатывается штамп, заученность приемов, живописной палитры. Чередование различных видов учебных заданий и методики их выполнения активизирует восприятие натуры, позволяет разнообразнее и глубже изучать ее.