Хлестаковщина в произведении ревизор. Что такое хлестаковщина? по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.). Все течет, все меняется

Тема урока:

Судьба Григория Мелехова по произведению М. Шолохова в романе «Тихий дон».

Показать неизбежность трагической судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Развитие самостоятельности в познавательной деятельности учащихся.

1. Григорий Мелехов в поисках правды.

1) Истоки характера - в истории семьи, в генетических качествах - трудолюбии, гордости, смелости, в стремлении к свободе.

2) Попытка найти смысл в битвах первой мировой войны и разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).

3) Убежденность в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление ее, уход на фронт «добрым казаком».

4) Стремление обрести правду во время социально-классовых битв-исток трагедии Г. Мелехова. «К кому же прислониться? Метания Григория между «красными» и «белыми» - свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать «настоящую «правду».

5) Аксинья и Наталья (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) - отражение его поисков правды, истинного пути.

Учитель:

Повторим, какие основные произведения написал, и перечислим основные регалии.

Сообщение учащегося:

Учитель:

Годы жизни 1905 – 1984. Академик АНСССР (1939г.), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), лауреат Нобелевской премии (1965г.).

1925 год – «Нахаленок»;

1926 год – «Донские рассказы»;

1928 год – «Тихий дон» (1 – 2 книги);

1929 год – «Тихий Дон» (3 книга);

1932 год – «Поднятая целина» (1 книга), Ленинская премия;

1937 – 1940 года «Тихий Дон», Государственная премия;

1959 – 1960 года «Поднятая целина» (2 книга);

1943 – 1944 года «Они сражались за Родину»;

1957 год «Судьба человека»;

Тема урока: Судьба Григория Мелехова.

В центре шолоховского повествования несколько семей, представителей донского казачества. Это не случайно. Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна, и всякая ломка рождает острые, драматические конфликты.

Кто же такие казаки?

Сообщение учащегося:

Казачество определяют как военное сословие в России в 18 веке, начале 20 века. В 14 – 17 веках это были вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие пограничную службу. В 15 – 16 веках возникли самоуправляющие общины вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по ее окраинам – на Днепре, Дону, Урале. Именно казаки являлись главной движущей силой народных восстаний.

Правительство старалось не ссориться с казаками, превратив его в превилигированное сословие, используя для охраны границ, для усмирения бунтов.

В 1916 году казачье население составляло 4 миллионов человек, 63 миллиона десятин. В Первую Мировую воевало 300000 казаков. Казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, определенным консерватизмом и даже реакционностью, дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком.

Учитель:

История не стоит на месте. Постоянно происходят, какие то события, которые влияют на жизнь страны. Происходят перемены в самой общественной жизни. А эти перемены самым прямым образом отражаются на судьбах людей. В обществе обычно выделяются 2 лагеря, оппозиционных друг другу. Кто–то поддерживает одну сторону, кто–то другую. Но есть люди, которые не могут принять ни одну из сторон. Их судьбу трагичны. В основном это люди более глубокие и сложные, честные и совестливые.

Именно судьба такого человека изображена в романе – эпопее «Тихий Дон».

Истоки характера - в истории семьи, в генетических качествах - трудолюбии, гордости, смелости, в стремлении к свободе.

Учитель:

Кто же такой Григорий Мелехов? Расскажите о происхождении этого рода. О том, как он жил в доме отца.

Сообщение учащегося:

Судьба мелеховского рода начинается с острой драматической завязки истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян диковинным поступком. С турецкой войны он привез жену – турчанку. Любил ее, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана…садился рядом с ней, и так по долгу глядели они в степь. Был в тот год неурожай. Посчитали – ее ведьмой и решили убить. Хотя и вышел Прокофий со шпагой и погубил казака, но не сумел защитить. Родила она Пантелея, а сама умерла. Воспитав Пантелея один, женил его на соседке-казачке. Григорий унаследовал от своих предков гордый и независимый характер.

Сообщение учащегося:

Жизнь в доме отца. Григорий был еще не женат. Семья Мелеховых слыла крепкой. Работящей. Мы знакомимся с ними, когда они на покосе, рыбалке. Земля притягивала их. Главные их ценности: доброжелательность, великодушие, и главное, трудолюбие. В казачьей среде человек ценился по отношению к труду. «Он женишок хоть куда - говорит о Григории мать Натальи, и семейство ихнее шибко работящее». «Работящая семья и при достатке, Мелеховы - славные казаки» - вторит ей дед Гришака. Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и к работе.

Сообщение учащегося:

Учитель:

Григорий Мелехов – яркая личность, неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих поступках (особенно сильно это проявляется в его отношении к Аксинье и Наталье). Чем привлек к себе Аксинью (замужнюю женщину) Григорий?

Сообщение учащегося:

Начало любви к Аксинье.

Когда Аксинье было 17 лет, ее изнасиловал 50-ий отец и пригрозился убить, если она проговориться. Она прибежала домой: рассказала брату и матери. Они приехали на пашню и забили его до смерти. Через год посватался Степан, он не мог ей простить, что она не честная и избивал ее так, чтобы синяки не были видны. Сам же начал путаться с гулящими жалмерлами. Первый ребенок у нее умер. Однажды Григорий поил коня и стал поперек дороги, заигрывал с Аксиньей. Она с ужасом увидела, что ее тянет к «черному ласковому парню». Он обхаживал ее упорно. Она видела, что он не боится Степана, нутром гуляла, что он не отступиться от нее.

Сообщение учащегося:

Стычка со Степаном.

Сообщение учащегося:

Сватовство и женитьба на Наталье.

Сообщение учащегося:

Уход с Аксиньей.

Учитель:

Оставаясь всегда честным, нравственно-независимым и прямым по характеру, Григорий проявляет себя как человек, способный на поступок.

Попытка найти смысл в битвах первой мировой войны и разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).

Формирование взглядов Григория начинается с Первой Мировой войны. Григорий призван в армию.

Учитель:

Как ведет себя Григорий на войне? Расскажите эпизод (убийство австрийца).

Сообщение учащегося:

Вдоль решетки сада бежал Австрией. Мелехов догнал его «распаленный безумием, творившимся кругом, занес шашку», опустил ее на висок безоружного солдата. «Удлиненное страхом» его лицо «чугунно чернело», «кожа висела красным лоскутом», кривым ручьем падала кровь. Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели, залитые смертны ужасом, глаза. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал. Страшны подробности этой суеты. Они не отпускают Григория. Он, «сам не зная для чего», подошел к зарубленному им австрийскому солдату. «Тот лежал там же, Григорий глядел ему в лицо. Оно показалось ему маленьким, чуть ли не детским»…

Григорий, спотыкаясь, пошел к коню. Путано – тяжек был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь. Гнусь и недоумение комкали душу. Жуткая картина долго будет стоять перед глазами Григория.

При встрече с братом он признается. «Я, Петро, уморился душой. Я срубил зря человека и хвораю через него, гада душой.

Сообщение учащегося:

Шолохов в романе показывает всю правду о войне. Русские войны трупами повисали на проволочных заграждениях. Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью.

Прошло несколько недель войны. Григорий с интересом наблюдал за изменениями, происходившими с товарищами. Они старели на глазах, зверели, похабничали, сходили с ума. Перемены в самом Григории были разительны, его «гнула война, высасывала с лица румянец, «красила его желчью». И внутри он стал совершенно другим. «Крепко берег Казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил в тыл врага, чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце. Прослыл храбрым и георгиевского креста *.

Сообщение учащегося:

Знакомясь с героями романа, мы заметим у каждого свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» почувствуют все. Глазами казаков мы увидим, «как вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб». Каждый, глядя на неубранные валы пшеницы, вспоминал свои десятины и «черствел сердцем».

Убежденность в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление ее, уход на фронт «добрым казаком».

Сообщение учащегося:

Пока Григорий был в армии, он придерживался мнения большинства своих сослуживцев, что его устраивает настоящий порядок в стране. Он считал, что казакам не нужны никакие опекуны: ни Корнилов, ни Керенский, ни Ленин, что казаки должны жить своей жизнью. Но, получив ранение, он попадает в лечебницу, где встречает пулеметчика Гаранжу. Эта встреча сделала в душе героя переворот, заставив пересмотреть все свои взгляды.

Как повлиял Гаранжа на взгляды Григория?

Стремление обрести правду во время социальных – классовых битв – исток трагедии Григория Мелехова.

Стремление обрести правду во время социально-классовых битв-исток трагедии Г. Мелехова. «К кому же прислониться? Метания Григория между «красными» и «белыми» - свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать «настоящую «правду».

Учитель:

Стремление обрести правду во время социально–классовых битв – исток трагедии Григория Мелехова.

Сообщение учащегося:

Учитель:

Рассказать эпизод расправы над Чернецовым и пленными (том 2, часть5, глава 12).

Сообщение учащегося:

Григорий наблюдал, как Подтелков в запале убил пленного Чернецого и приказал рубить всех пленных офицеров. У Григория эта сцена вызвала отвращение.

Сообщение учащегося:

Раненый он возвращался к себе домой, его обуревали мысли (том 2, часть 5, глава 13). Поручик с красивейшими женскими глазами побежал, ухватясь руками за голову. Высокого есаула рубили двое. Он кричал, как ребенок. По лицу полосовали его шашки. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа: как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «К кому же прислониться?» Но когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, плести из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, - выйдет в степь, пойдет за плугом, теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, Мира и тишины хотелось.

Сообщение учащегося:

Казнь Подтелкова.

Пленных красноармейцев начали избивать. Старики, озверевшие при виде безоружных врагов, гнали на них лошадей, - свешиваясь с седел, били плетями, туляками шашек. Кричали:

Пострелять!

К смертной казни!

Расстрелять, конечно!

А Подтелкова – повесить! Во время казни Подтелкова Григорий столкнулся с Подтелковым. Тот спросил: что же расстреливаешь братов? Обернулся? И нашим, и вашим служишь? Григорий, задыхаясь, спросил: А ты помнишь, как, по-твоему приказу стреляли? Не только тебе чужие шкуры рубить!

Аксинья и Наталья (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) - отражение его поисков правды, истинного пути.

Учитель:

В раскрытии образа Григория, особую роль играет его отношение к женщинам.

Расскажите об отношении Григория к Аксинье и Наталье.

Сообщение учащегося:

Любовь к Аксинье – это любовь – страсть. Их тянуло друг к другу. Аксинья не стыдилась этой любви. Гордо несла она свою «счастливую, но срамную голову». Но и Григория тянет к ней, несмотря на то, что дом, семья, дети, жена имели большое значение в его жизни.

Вызывает глубокое сочувствие – Наталья – жена Григория. Наталья – воплощение дома, семьи. Ее цельность – чистота, преданность описаны Шолоховым любовью. Чувство Натальи переноситься на детей, на родню. Если в начале романа мы видим, как Григорий холоден с ней, то в последующем наоборот. Наталья его поражала какой-то внутренней красотой и чистотой. Он привязывается к ней. И когда Наталья умерла, Григорий очень переживал эту смерть, считая в этом виноватым себя и Аксинью.

Учитель:

Несчастная личная жизнь героев. Григорий остался один. Погибла и Аксинья. «Мертвея от ужаса, понял Григорий, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни – уже случилось.

Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

Творческая заслуга М. Шолохова – изображение поисков правды «простым» человеком, честным, искренним, передача движений души такого человека. Образ Григория как концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выражения тропических поисков правды всего народа.

Цель урока: показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа.

Оборудование: репродукции картин, отображающих Первую мировую и гражданскую войны; DVD-проигрыватель, телевизор, компьютер, проектор, записи звуков природы, эпизоды из к/ф “Тихий Дон”, эпиграф на экране.

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные судьбе народа в годы войны), использование метапредметных связей с историей.

Ход урока

Вступление.

М.А. Шолохов, будучи молодым писателем, в возрасте 22-27 лет пишет роман-эпопею “Тихий Дон”. Во время работы его настольной книгой был роман-эпопея “Война и мир” Л.Толстого.

Действие “Тихого Дона” продолжается около 10-ти лет, с мая 1912 по март 1922 год (они захватывают более 700 персонажей (записать на доске или проецировать даты))

Какие исторические события охвачены Шолоховым в романе?

(Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Её начало показано в 3 ч. I кн., действие которой заканчивается в ноябре 1914 г.

Между I-II кн. – временной перерыв, 4 ч. открывается словами “1916 год. Октябрь”. Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год – до Октябрьской. Но главный герой в этих событиях не участвует. Далее описывается попытка установления Советской власти на Дону.

В III кн. (6 ч.) и IV кн. (7 ч.) Верхнедонское восстание 1919 г.

Война - сначала Первая мировая, потом гражданская – показана Шолоховым как антитеза мирной жизни. “Чудовищная нелепица войны” проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мирной истории.

Тема урока:

“Война и мир в романе М.А.Шолохова “Тихий Дон” (запись в тетрадь)

Наша задача – разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.

Беседа по 3-4 частям первой книги романа.

Прочитайте эпиграф к книге I.

Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.

Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,
Старинные казачьи песни

Какую роль он играет в 3 ч. романа?

(Трагический мотив эпиграфа из старинной казачьей песни перекликается со страницами 3 ч. романа. Впервые появляется дата: “В марте 1914 года...” Этот год отделяет мир от войны. Весть о войне застает казаков за привычной работой – косили жито. На сходе у людей одна тревога – мобилизация, одна мысль – “они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!” Страшное слово война откликается выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: “Милая ты моя... говядинка!” (кн. I., ч. 3, гл. 4))

Как Шолохов изображает события Первой мировой войны? (Чтение эпизодов)

Кн. I, ч. 3, гл. 5 ...В последних числах июня (армейский 12-ый казачий)полк выступил на маневры. По распоряжению штаба дивизии полк походным порядком прошел до города Ровно....”

“...- Стреляют! - почти крикнул Прохор.

Страх налил мутью его телячьи глаза. Григорий поднял голову: перед ним двигалась в такт с конской спиной серая шинель взводного урядника, сбоку млело поле с нескошенными делянами жита, с жаворонком, плясавшим на уровне телеграфного столба....”

“...Сотня подтянулась к деревушке. Во дворах кишат солдаты; в хатах -суетня: хозяева собираются выезжать. Всюду на лицах жителей лежала печать смятения и растерянность. В одном дворе Григорий, проезжая, видел: солдаты развели огонь под крышей сарая, а хозяин - высокий седой белорус, - раздавленный гнетом внезапного несчастья, ходил мимо, не обращая внимания. Григорий видел, как семья его бросала на телегу подушки в красных наволочках, разную рухлядь, а хозяин заботливо нес сломанный обод колеса, никому не нужный, пролежавший на погребице, быть может, десяток лет...”

“...- Пики к бою, шашки вон, в атаку марш-марш! - обрезал есаул команду и выпустил коня.

Глухо охнула земля, распятая под множеством копыт. Григорий едва успел опустить пику (он попал в первый ряд), как конь, захваченный хлынувшим потоком лошадей, рванулся и понес, забирая вовсю. Впереди рябил на сером фоне поля подъесаул Полковников. Неудержно летел навстречу черный клин пахоты. Первая сотня взвыла трясучим колеблющимся криком, крик перенесло к четвертой сотне. Лошади в комок сжимали ноги и пластались, кидая назад

сажени. Сквозь режущий свист в ушах Григорий услышал хлопки далеких еще выстрелов. Первая цвинькнула где-то высоко пуля, тягучий свист ее забороздил стеклянную хмарь неба. Григорий до боли прижимал к боку горячее древко пики, ладонь потела, словно смазанная слизистой жидкостью. Свист перелетавших пуль заставлял его клонить голову к мокрой шее коня, в ноздри ему бил острый запах конского пота. Как сквозь запотевшие стекла бинокля,

видел бурую гряду окопов, серых людей, бежавших к городу. Пулемет без передышки стлал над головами казаков веером разбегающийся визг пуль; они рвали впереди и под ногами лошадей ватные хлопья пыли.

В середине грудной клетки Григория словно одубело то, что до атаки суетливо гоняло кровь, он не чувствовал ничего, кроме звона в ушах и боли в пальцах левой ноги....

Высокий белобровый австриец, с надвинутым на глаза кепи, хмурясь, почти в упор выстрелил в Григория с колена. Огонь свинца опалил щеку. Григорий повел пикой, натягивая изо всей силы поводья... Удар настолько был силен, что пика, пронизав вскочившего на ноги австрийца, до половины древка вошла в него. Григорий не успел, нанеся удар, выдернуть ее и, под тяжестью оседавшего тела, ронял, чувствуя на ней трепет и судороги, видя, как

австриец, весь переломившись назад (виднелся лишь острый небритый клин подбородка), перебирает, царапает скрюченными пальцами древко. Разжав пальцы, Григорий въелся занемевшей рукой в эфес шашки.

Австрийцы бежали в улицы предместья. Над серыми сгустками их мундиров

дыбились казачьи кони....”

Кн. I, ч. 3, гл. XIII ...Григорий дернул поводья, норовя зайти с подручной стороны, чтобы удобней было рубить; офицер, заметив его маневр, выстрелил из-под руки. Он расстрелял в Григория револьверную обойму и выхватил палаш. Три сокрушительных удара он, как видно искусный фехтовальщик, отразил играючи. Григорий, кривя рот, настиг его в четвертый раз, привстал на стременах (лошади их скакали почти рядом, и Григорий видел пепельно-серую, тугую, бритую щеку венгерца и номерную нашивку на воротнике мундира), он обманул бдительность венгерца ложным взмахом и, изменив направление удара, пырнул концом шашки, второй удар нанес в шею, где кончается позвоночный столб. Венгерец, роняя руку с палашом и поводья, выпрямился, выгнул грудь, как от укуса, слег на луку седла. Чувствуя чудовищное облегчение, Григорий рубанул его по голове. Он видел, как шашка по стоки въелась в кость выше уха.

Страшный удар в голову сзади вырвал у Григория сознание. Он ощутил во рту горячий рассол крови и понял, что падает, - откуда-то сбоку, кружась, стремительно неслась на него одетая жнивьем земля.

Жесткий толчок при падении на секунду вернул его к действительности. Он открыл глаза; омывая, их залила кровь. Топот возле уха и тяжкий дух лошади: "хап, хап, хап!" В последний раз открыл Григорий глаза, увидел раздутые розовые ноздри лошади, чей-то пронизавший стремя сапог. "Все", - змейкой скользнула облегчающая мысль. Гул и черная пустота.”

(Шолохов развивает, прежде всего, традиции Л.Н.Толстого: изображает войну правдиво, без прикрас, во всей ее отвратительности и бесчеловечности. Вспомним “Севастопольские рассказы”, “Войну и мир”)

Как влияет война на людей, участвующих в боях?

(Первые впечатления людей, участвующих в боях, - изумление, разочарование, ужас; навсегда врезаются в память нелепые первые смерти. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (Кн. I, ч. 3, гл. V). Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу)

Кн. I, ч. 3, гл. X Григорий Мелехов после боя под городом Лешнювом тяжело переламывал в себе нудную нутряную боль. Он заметно исхудал, сдал в весе, часто в

походах и на отдыхе, во сне и в дреме чудился ему австриец, тот, которого срубил у решетки. Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики: просыпаясь и очнувшись, гнал от себя он, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза.”

Война в изображении Шолохова начисто лишена налета романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Обратимся к гл. 9

Кн. I, ч. 3, гл. IX А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались,

сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные.”

Это назвали подвигом. На самом деле это был “взрыв скотского энтузиазма” (гл. XI – запись убитого казака от 2 сентября)

Как снижается Шолоховым героический пафос?

Кн. I, ч. , гл. IV. Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрымчетыре георгиевских креста и четыре медали выслужил.”

(Шолохов показывает: храбрость человека идет не от лучших качеств – патриотизма, желания защитить жизнь, а от презрения к жизни, безжалостности, навязанных войной.)

Чем отличается подвиг Григория от “подвига” казаков в стычке с немцами?

(Григорий спасает человеческую жизнь)

Кн. I, ч. 3, гл. XX Офицер потерял сознание. Григорий тащил его на себе, падая, поднимаясь и вновь падая. Два раза бросал свою ношу и оба раза возвращался, поднимал и брел, как в сонной яви.

ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА

Как ведет себя в полку Листницкий?

(Он пишет отцу: “Хочется живого дела и... если хотите – подвига... Еду на фронт” (Кн. I, ч. 3, гл. XIV). С полком ходил в контратаку (Кн. I, ч. 3, гл. XV). На Юго-Западном фронте под Листницким убили коня, сам он получил две раны (Кн. I, ч. 3, гл. XXII). Это человек чести, храбрый офицер.)

С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?

(Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест бессмысленности, бесчеловечности войны.)

Какие изобразительные средства использует автор для изображения поведения человека на войне?

(Изобразительные средства разнообразны: он показывает, как казаки списывают “Молитву от оружия”, “Молитву от боя”, “Молитву при набеге”; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта. Лирически окрашены сцены у костра –казаки поют “Поехал казак на чужбину далеку...”)

Как отражается война на жизни мирных жителей?

(Война не щадит и невоенных. Мелеховы получают похоронку на Григория, незаконная семья с Аксиньей рушится, умирает дочь, возвращается Листницкий и остается у Аксиньи)

Кн. I, ч. 3, гл. XVI Поднимаясь, паралично дергая головой, с исступленным недоумением смотрел Пантелей Прокофьевич на ползавшую в корчах Дуняшку.

"Уведомляю Вас, что сын Ваш, казак 12-го Донского казачьего полка, Григорий Пантелеевич Мелехов в ночь на 16 сентября с.г. убит в бою под городом Каменка-Струмилово. Сын Ваш пал смертью храбрых, пусть это послужит Вам утешением в невознаградимой потере. Оставшееся имущество будет передано родному брату его Петру Мелехову. Конь остался при полке.

ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА

За спасение жизни командира 9-го драгунского полка полковника Густава Грозберга казак 12-го Донского казачьего полка Мелехов Григорий производится в приказные и представляется к Георгиевскому кресту 4-й степени.”

(Это письмо получают Мелеховы спустя 12 дней после полученной похоронки)

Кн. I, ч. 3, гл. XXII “ ...Через три недели Евгений Листницкий прислал телеграмму, извещая о том, что получил отпуск и выехал домой...”

“... В первый же день, как только болезнь свалила девочку с ног, Аксинье

вспомнилась горькая Натальина фраза: "Отольются тебе мои слезы..."”

“... - М-а-ма... - шелестели маленькие спекшиеся губы.

Зернышко мое, дочушка! - приглушенно звенела мать. - Цветочек мой, не уходи, Танюшка! Глянь, моя красотушка, открой глазки. Опомнись же! Гулюшка моя черноглазая... За что же, господи?..

Девочка изредка поднимала воспаленные веки, налитые кровью дурной, глазенки устремляли текучий, неуловимый взгляд. Жадно ловила мать этот взгляд. Он уходил, казалось, внутрь себя, тоскующий, примиренный.

Умерла она на руках у матери. В последний раз, всхлипывая, зевнул посиневший ротик, и тельце вытянула судорога; запрокидываясь, катилась с Аксиньиной руки потная головка, прижмуренный, с мертвым зрачком, смотрел удивленно угрюмоватый мелеховский глазок...”

“... Могло же так случиться, что пуля взяла бы правее и продырявила мне голову? Теперь я истлевал бы, моим телом нажирались бы черви... Надо с жадностью жить каждый миг. Мне все можно!" Он (Евгений)на минуту ужаснулся своим мыслям, но воображение вновь вылепило страшную картину атаки и того момента, когда он поднялся с убитого коня и упал, срезанный пулями...”

“...Свои неписаные законы диктует людям жизнь. Через три дня ночью Евгений вновь пришел в половину Аксиньи, и Аксинья его не оттолкнула.”

Какова Шолоховская правда о войне?

(Через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

Гражданская война в изображении Шолохова.

Мировая война для России – первый круг ада. Она пережила еще более неестественное – междоусобицу.

Что же произошло? Почему огромная территория находилась в огне? (Кадры из фильма)

Шолохов – один из первых заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Свои убивали своих, придумывая для этого изощрённые способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие дети.

Анализ эпизодов книги II.

Кн. II, ч. 5, гл. 12 Подтелков и Чернецов. - Как ведет себя Подтелков с казаками?

“Подтелков нахмурился.”

“...Еще до избрания его председателем ревкома он заметно переменился в отношении к Григорию и остальным знакомым казакам, в голосе его уже тянули сквозняком нотки превосходства и некоторого высокомерия. Хмелем била власть в голову простого от природы казака.”

Какие детали с наибольшей наглядностью выражают внутреннее состояние Чернецова?

“Густую толпу взятых в плен офицеров сопровождал, кольцом охвативший их, конвой в тридцать казаков - 44-го полка и одной из сотен 27-го. Впереди всех шел Чернецов. Убегая от преследования, он сбросил полушубок и теперь шел в одной легонькой кожаной куртке. Погон на левом плече его был оборван. На лице возле левого глаза кровянилась свежая ссадина. Он шел быстро, не сбиваясь с ноги. Папаха, надетая набекрень, придавала ему вид беспечный и молодецкий. И тени испуга не было на его розовом лице: он, видимо, не брился несколько дней - русая поросль золотилась на щеках и подбородке. Чернецов сурово и быстро оглядывал подбегавших к нему казаков; горькая, ненавидящая складка тенилась между бровей. Он на ходу зажег спичку, закурил, стиснув папиросу углом розовых твердых губ.”

Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров?

(Автор наделяет их портретами; “поручик с красивейшими женскими глазами”, “высокий, бравый есаул”, “курчавый юнкер”. Шолохов хочет подчеркнуть, что перед нами не безликие, абстрактные “враги” - пред нами люди. В этом тоже продолжение толстовских традиций)

Что переживает Григорий в это трагическое время?

Кн. 2, ч. 5, гл. 13 После того как был ранен в бою под Глубокой, Григорий провалялся в походном лазарете в Миллерове неделю; слегка подлечив ногу, решил поехать домой. Коня привели ему станичные казаки. Ехал Григорий со смешанным чувством недовольства и радости: недовольства - потому, что покидал свою часть в самый разгар борьбы за власть на Дону, а радость испытывал при одной мысли, что увидит домашних, хутор; сам от себя таил желание повидать Аксинью, но были и о ней думки.”

(Всегда, в самые трагические моменты, в минуты разочарования и растерянности, Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду.)

Вывод.

Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию. На одной судьбе показан весь излом общества. Мелехов Григорий – казак, крестьянин, земледелец, кормилец. И ломка этого кормильца и есть вся гражданская война.

Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. То он на стороне большевиков, то испытывает злобу к ним, то погружается в себя, пытаясь найти правду, вот он уже у Буденного, затем в банде Фомина. Везде – обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория: “Моим рукам работать надо, а не воевать”.

Герои Шолохова – это люди.

Какие люди? (простые, незаурядные, совершающие страшные деяния, но в конечном счете они остаются людьми, способными совершить бескорыстные, благородные поступки)

В чем символический смысл последнего эпизода второй книги?

“Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску.

И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом.”

последнем эпизоде Шолохов рисует символические образы: старик, построивший часовню над могилой; самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь. Здесь сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное – трагические реалии, ставшие в “годину смуты и разврата” привычными, обыденными. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.)

Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом?

(“Отцы и дети” Тургенева: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной природы”; они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной...”)

Какие образы-символы вам запомнились?

(Березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий воюющих (звуки, картины природы))

Оценки.

Дом. задание.

  • Мысль семейная в романе (Мелеховы, Коршуновы, Астаховы, Моховы, Листницкие, Кошевые).
  • Женские образы (Наталья, Аксинья, Дуняша, Дарья. Дом, труд, любовь)

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения…
даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей;
и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова
выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя
основные черты мощного народного духа. Григорий - молодой казак,
удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без
слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней
женщине - Аксинье, которую он не в силах побороть.

Григорий Мелехов и Аксинья Астахова.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского
казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова,
начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его
бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической
эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого
Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского
народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,
независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь
бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и
в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях
русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им
шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его
отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное
чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей,
ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое
впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается
уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Григорий Мелехов в атаке в Первую мировую войну.

Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он
начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: "Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался... В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам". Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от "кадетов", но быстро понимает, что никакой "третьей силе" в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так
же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления "временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части".

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №1 УРОК №4 Абрамова

Перескажите с цитированием эпизод «Григорий убивает австрийца»

Какие психологические оттенки можно выделить в описании внешности австрийца? Как Шолохов передаёт состояние Григория? В каких словах выражена авторская оценка происходящего? Что открывает эта сцена в герое романа?

Часть 3 глава 5
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №2 УРОК №4 Большакова

Расскажите о разговоре казаков-второочерёдников, среди которых был и Пётр Мелехов, со стариком хозяином на хуторе Ея. Что поняли казаки об этой войне? Какие советы дал воинам, если хотят остаться живыми, старик хозяин.

Часть 3 глава 6

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №3 УРОК №4 Ефимова

Перескажите с цитированием эпизод, как Иванов столкнулся нос к носу с немцами.

Часть 3 глава 8

________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №4 УРОК №4 Гавриков

Расскажите с цитирование о том, как была первая стычка казаков с «германцами» превращена в «подвиг». Какие чувства испытывали люди во время этой стычки?

Часть 3 глава, 9
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» КАРТОЧКА №5 УРОК №4 Газизова

Расскажите о встрече Григория с братом. В чём Григорий признаётся Петро? Все ли казаки так переживают, как Григорий? Вспомните, как к убийству относится Чубатый. Что он говорит о себе? Зачитайте.

Часть 3 глава 10
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 6 УРОК №4 Дранишникова

Расскажите о стычке Чубатого и Григория. Из-за чего она произошла?

Часть 3 глава 12
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 7 УРОК №4 Зайцева

Как внешне изменился на войне Григорий? Как он изменился внутренне? Зачитайте цитаты.

Часть 3 главы 10, 12, 13
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 8 УРОК №4 Канивец

Зачитайте цитаты из дневника, говорящие о чудовищной нелепице войны.

Часть 3 глава 11
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №9 УРОК №4 Иконникова

Перескажите с цитированием эпизод «Ранение Григория Мелехова»

Часть 3 глава 13

__

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 10 УРОК №4 Нассонов

Почему офицеры считали, что современный бой - жестокий бой?

Часть 3 глава 15

_____________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №11 УРОК №4 Матюшина

Расскажите с цитированием об отношении родных Григория к известию о его смерти и спасении.

Часть 3 глава 16, 17

_______________________________________________________________________________________


ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 12 УРОК №4 Прокопец

Расскажите, за что Григорию Мелехову дали Георгиевский крест?

Часть 3 глава 20

_____________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 13 УРОК №4 Саломатина

Перескажите эпизод разговора Натальи и Аксиньи в Ягодном.

Часть 3 глава 19

______________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 14 УРОК № 4 Рухлов
Перескажите с цитированием эпизод « «Смерть Егорки Жаркова»

Часть 3 глава 21
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 15 УРОК № 4 Ханов

Зачитайте момент, когда полковник Головачёв делал снимки атаки. О чём это говорит?

Часть 3 глава 22

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 16 УРОК № 4 Смирнова
За что благодарил Гаранжу Григорий Мелехов при расставании с ним в госпитале?

Часть 3 глава 23

_______________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 17 УРОК № 4 Терехова
Почему Григорий Мелехов возвратился к Наталье?

Часть 3 глава 24

_______________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №18 УРОК №4 Шатурный

Зачитайте описание поля боя с огромным количеством убитых.

Часть 4 глава 3
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №19 УРОК № 4 Ягфаров

Перескажите с цитированием эпизод «Сумасшествие Лиховидова».

Часть 4 глава 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 20 УРОК № 4 Митина
Перескажите эпизод спасения Григорием Степана Астахова. Как это характеризует героя?

Часть 4 глава 4

/ / / Убийство Чубатым пленного австрийца (анализ эпизода романа Шолохова «Тихий Дон»)

В основе романа М. Шолохова «Тихий Дон» лежит история жизни донского казачества в тяжелый период времени в России. Первая мировая война в самом разгаре, а за ней следом территории России захлестывает гражданская война. И во всех этих событиях принимают участие донские казаки, которые должны боронить землю и гнать в шею всякого врага.

В начале романа главный герой – попадает в самое горячее место, в самый центр урагана. Он видит войну изнутри и постоянно задается вопросом: «Для чего она вообще нужна? В чем ее суть и смысл?».

В лагере казаков Григорий знакомится с разными персонажами, однако, образ Чубатого – Алексея Урюпина вызывает у Мелехова откровенное презрение. А все возникает из-за необычайной жестокости молодого казака, который мог лишить другого человека жизни без всяких зазрений совести.

Чубатый неоднократно говорил, что нет в нем жалости. Григорий, обращаясь к военному товарищу, высказывал мысль о том, что в груди Урюпина волчье сердце, а может, и вовсе ничего нет. Глаза Чубатого вечно светились, только не от добрых мыслей, а от зловещих помыслов.

Особое впечатление на читателя производит эпизод убийства Чубатым пленного австрийца. Молодого офицера захватил в плен отряд казаков, которые патрулировали территории. Попавший пленник был достаточно молодым юнцом, и автор романа неоднократно упоминал об этом. Австриец был напуган. Он пытался задобрить казаков, угощал их табаком и размятым шоколадом. У Григория данный пленник не вызывал никаких эмоций кроме сострадания и сочувствия. Глядя на мирные намерения пленного, казаки не лишают его жизни и решают отвести в свой штаб. Сопровождать австрийца вызвался Чубатый. Григорий словно предчувствуя нехорошее, последний раз окинул взглядом бедного солдата.

Через недолгое время Мелехов узнает, что Алексей убил австрийца. Чубатый нес лживые истории о том, что австриец пытался бежать. Однако ему никто не поверил. Мелехов, в порыве душевного сострадания, даже кинулся на своего товарища со словами: «Убью!». Как выяснилось позже, пленный был зарублен топором со спины, подло и нещадно. Чубатый просто выпустил своего внутреннего зверя наружу и получил удовольствие от убийства.

Данный эпизод показывает, несколько деградирует и умирает человеческая душа во время войны. Те жестокие порывы, которые так долго сдерживались внутри отдельных личностей, выплеснулись наружу. Люди стали страшнее зверей. И это было настоящей трагедией. Такая мысль никак не могла ужиться в голове гуманного и доброго казака – Григория Мелехова.