На берегу какой реки прошло детство куприна. Тест по биографии. Обучение и начало творческого пути

Творчество С.А. Есенина наполнено философскими проблемами. В 1924 .г. в его стихах неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел? Эти вопросы, так и остающиеся без ответа, отражают смятение его и потерянность, мысли о близком конце. Таким тяжелым душевным состоянием были оплачены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу».

Это произведение было написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. Это подведение итогов буйной и неспокойной жизни, это размышление о преходящем характере нашего бытия: «Мы теперь уходим понемногу // В ту страну, где тишь и благодать».

Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там - это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близкого конца. Но о смерти говорится завуалировано: «Может быть, и скоро мне в дорогу // Бренные пожитки собирать». Эпитет «бренные» придает строфе почти трагическое звучание, однако разговорное слово «пожитки» одновременно наполняет её легкой иронией. Мысль высказана с утвердительной интонацией. Нет сомнений в том, что все произойдет именно так.

Однако вторая строфа совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге. Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе: «Милые березовые чащи! // Ты, земля! И вы, равнин пески!». Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты. Но люди умирают…

«Сонм уходящих»- как горестно, тоскливо звучит это сочетание! Впечатление усиливается и от принадлежности этого выражения к высокому стилю.

Три следующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени. Это создает ощущение безысходности, безвозвратности, однако суффикс «-л-» наполняет строки напевностью и плавностью. Этой же цели служит пятистопный хорей с пиррихиями в каждой строке.

Откровенное признание в излишней любви к земному, к тому, «что душу облекает в плоть», то есть к разгульной жизни, сменяется восторженным взглядом на картины природы. Вот где можно найти умиротворение, вот чем можно успокоить израненное сердце! Как молитва звучит пожелание: «Мир осинам». Перефразическое олицетворение «загляделись в розовую водь» - красивейший образ, окрашенный в один из излюбленных есенинских тонов, принадлежащих к русской традиции иконописи.

Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь лирического героя: «Много дум я в тишине продумал // Много песен про себя сложил». В этих строках – прямое указание на автобиографический характер есенинского творчества, поэтому оправдана анафора «много», ведь его лирика многогранна.

На этом противоречивом пути, на этой «земле угрюмой» были моменты, окрашенные в мажорные тона. Чувство полного, высшего удовлетворения не чужды герою, поэтому вновь анафорически звучат строки:

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве.

Радоваться каждому дню, каждой минуте – в этом, наверное, и заключается высшее счастье. Особое звучание приобретают строки:

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Множество есенинских стихотворений посвящено животным. Они – гимн животному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества. Мы живем по законам природы, только люди гораздо безжалостней, чем звери… Есенин дал фразеологизму «братья наши меньшие» новое значение – «животные, за которых люди в ответе». Тогда как этимология этого сочетания иная – Христос называл так людей низшего сословия, обездоленных. По-моему, в этом подтексте есть очень глубокий смысл.

Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Есть ли там что-нибудь? Герой уверен лишь в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «.. не цветут там чащи», «…не будет… этих нив, златящихя во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь».

Эпитеты и метафоры помогают воссоздать поистине волшебную картину. Видимо, эта земля не настолько угрюма, если она исполнена таких красот.

Лейтмотивом звучат строки: «Оттого пред сонмом уходящих // Я всегда испытываю дрожь». В них тоска по ушедшим в тот мир друзьям, в них горестный вздох о быстротечности нашей земной жизни. Что же делать?

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но это и скрытый призыв к читателю. Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть…

Лексика стихотворения очень разнообразна по стилистической окраске. Здесь и слова высокого стиля: «сонм», «плоть», «благодать»; и разговорного стиля «валялся», «зверье». Будто вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами…Так и в нашей жизни много прекрасного, граничащего с низким.

"Мы теперь уходим понемногу" - одно из последних стихотворений поэта, в котором сквозит оптимизм и любовь к жизни. Стихотворения последнего года наполнены черной меланхолией, в них явственно звучат прощальные нотки. Тем не менее, все лирика Есенина «жива одной большой любовью – любовью к Родине».

Поэт С. Есенин – человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту. Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения – это крик о помощи, размышления о растраченной молодости, предчувствие близкой смерти. Есенин покончил жизнь самоубийством в тридцать лет, и его добровольный уход из жизни не случайность. Если мы почитаем последние стихи Есенина, то увидим, что в тридцать лет он уже чувствовал себя глубоким стариком, потерявшим интерес к жизни.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу …» написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь да благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Это четверостишие является вступлением к дальнейшему рассказу. Строфа начинается с местоимения «Мы», так как поэт не одинок в своей тоске оконечности жизни. Далее форма множественного числа «Мы» перекликается с местоимением единственного числа «я», стихотворение написано от первого лица, это очень личное размышление поэта, хотя оно адресовано множеству читателей. Есенин использует устаревшее слово «бренный», что означает «тленный, преходящий» в качестве эпитета. «Бренные пожитки собирать» – готовиться к смерти, к переходу в мир иной. Но поэт, возможно, еще не готов к такому жизненному финалу. Об этом говорят следующие две части.
Вторая и третья строфы объединены общей темой: любовью поэта к милой сердцу русской природе. Не случайно эта часть начинается с использования восклицательных предложений-обращений:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы равнин пески!
Окружающий мир для Есенина такой же живой человек, как и он сам. Местоимение «ты» в речи употребляется, когда мы обращаемся к своему другу, близкому человеку. А «вы» – вежливая форма обращения к старшему. Для поэта «ты» – это его родина, средняя полоса России, где прошло его детство, «березовые чащи». Обратим внимание и на это словосочетание. Чаща – это густой лес, обычно с прилагательным «березовый» сочетается слово «роща». А у Есенина «чаща» имеет переносное значение, и это словосочетание наполнено легкой иронией. А «вы» – это уже далекие страны, «равнин пески», где он бывал и тоже любил, но такие места не настолько уж близки его средцу.
Лирическому герою жалко покидать этот мир, где он был так счастлив:
Перед этим соимом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Мы опять встречаем устаревшее слово «соим». «Соим уходящих» – собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной. И читатель понимает, как тяжело поэту совершить этот переход. Ведь он по-прежнему любит природу, олицетворяя ее в своих стихах.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Есенинские олицетворения, яркие эпитеты создают в любом его произведении неповторимые, волшебные образы.
Следующая часть, объединяющая две строфы – размышление поэта о том, для чего он жил на земле. И все-таки на его жизненном пути выпадали минуты радости, не случайно это слово выделено анафоры:
Счастлив тем, что я дышал и жил,
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
В этих строках отражена вся жизнь поэта. Он любил многих женщин, бережно относился «к братьям нашим меньшим» (вспомним стихотворение «Песнь о собаке») и наслаждался красотой русской природы. Здесь поэт как бы подводит итог своему творческому пути, чем и для чего он жил на земле, которая была для него «угрюмой».
Последняя часть стихотворение перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: «не цветут там чащи», «не звенит лебяжьей шеей рожь», «не будет этих нив, златящихся во мгле». Повторение частицы «не» придает отрицательное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль:
Перед этим соимом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Но не только с русской природой и любимыми тяжело расставаться. Трудно терять близких, друзей. И все-таки конец оптимистичен:
От того и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
После смерти одного человека жизнь на земле не заканчивается. Другие продолжают наслаждаться этим миром.
Стихотворение написано пятисложным хореем, пропуски ударных слогов делают этот размер более мелодичным, похожим на трехсложный.
Поэт использует слова разной стилистической окраски: высокие, устаревшие: «бренные», «соим», «благодать», «облекает», «плоть», «златящихся», и низшие, разговорные: «пожитки», «валялся», «зверье».
Мы часто встретим в стихотворении инверсию: «знаю я», «и на этой на земле угрюмой», «не звенит лебяжьей шеей рожь» и др. С помощью инверсии поэт выделяет последнее слово, придает ему особый смысл. Также много повторов, анафор, их роль – сделать акцент на особых словах, например: «много», «счастлив тем».
Несмотря на грустное настроение, мне очень нравится это стихотворение. В нем поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути. Оно мелодично, напоминает песню. Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается.
И у потомков остались великолепные стихи «Московского озорного гуляки», я думаю что о нем не забудут и наши дети.

Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» – одно из произведений лирика, опубликованное в 1924 году. Его появление стало результатом духовного кризиса, который тогда переживал поэт, невозможностью его примирения с окружающей его действительностью. Вам предлагается краткий анализ «Мы теперь уходим понемногу» по плану, который будет полезен при изучении стихотворения на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано и опубликовано в 1924 году, в год смерти поэта Александра Ширявцева, глубоко потрясшей Сергея Есенина, и без того испытывавшего душевные переживания, связанные с переосмыслением прошлого, поиском своего места.

Тема - стихотворение о любви к жизни, неизбежности смерти, идеи о том, что нужно жить здесь и сейчас.

Композиция – условно стихотворение делится на три части: объявление темы, воспоминания поэта, страх перед смертью и заключительная, дающая надежду, выражающая любовь и стремление жить/

Жанр - лирическо-философский, можно определить как балладу или песню.

Стихотворный размер - стихотворение состоит из семи четверостиший, написанных пятистопным хореем с использованием точной и неточной рифмы с перекрестной рифмовкой.

Метафоры - «цветут там чащи» , «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , «нив, златящихся во мгле».

Эпитеты - «розовую водь» , «на земле угрюмой» .

Олицетворения - «…осинам, что… загляделись в розовую водь» .

История создания

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было написано Сергеем Есениным в 1924 году. В это время поэт переживал разочарование в окружающей действительности. Он не может принять установившуюся советскую власть, оттого испытывает душевное одиночество. В его стихах звучат темы трагической обреченности, но при этом стремление найти свое место в изменившемся мире. К переживаниям поэта добавилось потрясшее его известие о смерти знакомого поэта Александра Ширявцева. Все это находит место в изучаемом стихотворении. В нем поэт обращается к земле, тем местам, которые он любит, пытаясь переосмыслить свою жизнь.

Тема

Произведение пронизано темой жизни и смерти. Поэт осознает, насколько дорого ему все, что он пережил, видел и чувствовал, говоря: «Слишком я любил на этом свете…» , «…Счастлив тем, что я дышал и жил» . Идея любви к жизни выражается в том, с какой ностальгией и трепетом Есенин описывает свои воспоминания: «Милые березовые чащи! » , «…Этих нив, златящихся во мгле» . Автор описывает смерть: «В ту страну, где тишь и благодать» , противопоставляет ей жизнь на земле - «И на этой на земле угрюмой» , но при этом не скрывает, что испытывает страх, боится. Он как бы призывает читателя жить сейчас, радоваться всему.

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф. Условно его можно разделить на несколько частей. В первой поэт в иносказательной форме дает понять, о чем хочет рассказать читателю: о том, что смерть неизбежна, и всем людям придется уйти «В ту страну, где тишь и благодать» . Затем он выражает свою любовь к жизни и окружающему его миру, воспоминаниям. В предпоследней строфе автор приходит к мысли неизбежности того, чего он боится: «Оттого пред сонмом уходящим я всегда испытываю дрожь» . В следующих и последних четырех строках настроение резко меняется. Грустное, достигшее своей кульминации, оно вдруг отражает надежду, привязанность к этой жизни, окружающим. «Оттого и дороги мне люди…» – говорит Есенин, подводя итог своим внутренним переживаниям.

Жанр

Лирическо-философский жанр, к которому можно отнести произведение, не позволяет точно определить, чем именно оно является. Стихотворение имеет плавное, напевное звучание, поэтому его можно назвать песней или балладой. Стихотворение состоит из семи строф, представленный четверостишиями (катрен). Оно написано пятистопным хореем. Рифма используется точная (пески - тоски, сложил – жил) и неточная (чащи - уходящим, свете – ветви). Способ рифмовки - перекрестный (АВАВ), то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Средства выразительности

В стихотворении используются различные средства выразительности. Среди них много метафор : «цветут там чащи» , «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , «нив, златящихся во мгле» , «душу облекает в плоть» .

Для яркого описания любимых им мест поэт прибегает к олицетворениям : «…осинам, что… загляделись в розовую водь» . Встречаются также эпитеты : «розовую водь» , «на земле угрюмой» , «бренные пожитки» . Можно наблюдать также аллитерацию в строке: «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , где повторяются шипящие звуки, с помощью которых передается шелест колосьев. В целом применение поэтом средств выразительности весьма удачно, вместе они помогают создать образ лирического героя, преисполненного тоской по прошлому.

Чуть более чем за год до трагической смерти, в 1924 году, Сергей Есенин пишет стихотворение «Мы теперь уходим понемногу», анализ которого я представляю. Это ещё одно произведение русского поэта из разряда прощаний и исповедей. В нём Есенин заглядывает за кулисы смерти, сравнивая небесные кущи с радостью земного бытия. Сравнение очевидно в пользу жизни здесь и сейчас.

Тишь и благодать.

Любовь к жизни

Нежелание переходить в иной мир поэт объясняет просто – там нет берёзовых чащ, нет женского поцелуя, нет лебяжьей шеи ржи. Сергей любит этот живой мир с его красотами, болью, страданием и зарницами радости, он не может себя представить в тишине, окружёнными ангелами и благодатью. Благодать Есенина – это жизнь земная с её тайнами и открытиями, любовью и печалью, радостью и мукой. Это хорошо заметно в строках:

И на этой на земле угрюмой

Начинается стихотворение строками из заголовка

Мы теперь уходим понемногу

Неизбежность смерти

За последнее время Сергея Александровича многие покинули. Кто-то просто отвернулся, другой пошёл в мир благодати и, может быть, там готовит место и для него. Особенно больно в это время Сергей воспринимает арест Ганина, который был его закадычным другом и во многом жизненным пастырем. Возможно, автор и предчувствует, что его другу Алексею уже не вырваться из лап НКВД (в 1925 его расстреляют).

Последние годы Есенин не раз вспоминает о смерти, не раз задаётся вопросом о бренности бытия, но не может найти ответ. Сила земного духа крепко связала Сергея с этим миром, и он не видит, какие радости ему может предложить мир иной. В тоже время поэт понимает, что смерть неизбежна, поэтому прятаться от неё глупо.

Не раз Есенин пытается начать с чистого листа, и всякий раз попытка терпит крах. Казалось, всё может наладиться после брака с Толстой, но и она не наполнила его эликсиром жизни. В последние годы Сергею кажется, что чаша его жизни постепенно заканчивается. Нет неизлечимых болезней, живы родные, но капля за каплей уходит жизнь. Уже не радуют так как 10 лет назад кабаки, уже не бьёт по голове обухом внезапная влюблённость…

В конце стихотворения автор объясняет, что окружающие его люди дороги ему вдвойне, ведь там за гранью смерти их не будет. Стихи напоминают прощание, которое написано не конкретному человеку, а всем, кто его знает и любит – людям, природе и даже животным, которых он не раз называл «меньшими братьями» и

Никогда не бил по голове.

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.