Хоть топор вешай значение фразеологизма. История и значение выражения "хоть топор вешай". Если у тебя нет любви, то хоть поклоны делай, хоть молитвы твори, - толку не будет

В какие дали кара их гнала!
И в проволочном скрежете, рычанье
Мне виделись Инта, Караганда
Над чопорными чашечками чаю.

К старухам не пристал налет блатной,
и в стеганках, служивших им без срока,
одергивали чей-то мат блажной
надменным взором незнакомок Блока.

Е. Евтушенко

Эта история о том, что человек может все преодолеть, даже если его унижают и бьют; о том, что человеком можно остаться, независимо от того, целятся ли в тебя, или целишься ты; о том, как жизнь становится житием.

8 января 1908 года в Одессе в семье юриста-криминолога Антона Керсновского родилась девочка, которую назвали милым и даже забавным для нашего слуха именем Фрося - Евфросиния. Ее предок по линии отца, поляк, был посвящен в рыцари с девизом «Верный и храбрый». Судя по всему, храбрость девочке передалась по наследству.

У безмятежного детства обычно короткий срок, а у детей революции его практически и не было. Нежная задумчивая девочка исчезла, когда в 1919 году, в разгар Гражданской войны, отца в числе других царских юристов арестовали и только чудом не расстреляли. Посреди ночи семью разбудил стук сапог и лязг прикладов. Отец успел только благословить иконой плачущих от страха жену и детей, и его увели. Фрося с братом в ночных сорочках бежали за конвоем. Мама бежать уже не могла. Она стояла посреди темной пустой улицы и только кричала совершенно бессмысленные и потому еще более страшно звучавшие слова: «Тоня, вернись! Вернись!»

Со слов отца Евфросиния вспоминала: «Всех юристов, весь “улов” этой ночи - говорят, их было 712 человек - согнали в здание на Екатерининской площади, где разместилось это мрачное учреждение - Одесская ЧК. Заграждение из колючей проволоки. Статуя Екатерины Великой, закутанная в рогожу, с красным чепцом на голове. Шум. Толчея. Грохот автомобильных моторов, работающих без глушителя. И всюду китайцы. И латыши. Прибывших выкрикивали по каким-то спискам и выводили небольшими группами по два, три или четыре человека».

Когда отца все-таки отпустили, семье удалось уехать в Бессарабию (в то время - часть Румынии) и поселиться в родовом имении в деревне Цепилово, поближе к остальным родственникам. Другое их поместье уже разрушили солдаты, бежавшие с фронта в 17-м году…

За каждодневными заботами родители не забывали об образовании детей. Евфросиния и ее брат получили хорошее воспитание (старший брат Антон в середине 1920-х годов уехал учиться в Европу и поселился в Париже, став впоследствии известным в Русском зарубежье военным историком). Фросе привили любовь к литературе, музыке, живописи, она в совершенстве освоила французский язык, хорошо - румынский и немецкий, неплохо говорила на английском, испанском, итальянском языках. Правда, в них не встречались такие слова как НКВД, ЧК, БУР, ГУЛАГ… Но кто бы мог предположить, что в будущем барышне из интеллигентной семьи пригодятся именно они.

Евфросиния Керсновская

После гимназии Евфросиния окончила еще и ветеринарные курсы. Жизненные условия изменились, нужно было приобретать как можно больше действительно полезных навыков. Поскольку отец совсем не интересовался хозяйством, то им начала заниматься Евфросиния. Тогда это была постоянная работа в поле, своя земля, свой скот, свой дом, которые нужно было содержать без помощи наемных рабочих и тем более прислуги. Да к тому же приходилось постоянно доказывать соседям, что в свои 20 с небольшим лет она может справляться со всем сама, несмотря на завистливые взгляды и злые языки.

На 40 гектарах Евфросиния выращивала виноград и зерно, а после смерти отца - чтобы расплатиться с его кредиторами - ей пришлось начать выращивать зерно на поставку на экспорт. «Когда умер отец, которого я боготворила, - вспоминала она, - мне было не до слез: надо было спасать маму, чуть было не умершую с горя. Спасать не только ее жизнь, но и рассудок, которого она чуть не лишилась - так велико было ее горе…» А в редкие свободные часы она любила кататься на лошадях или ходить с двоюродными братьями и сестрами к морю.

Летом 1940 года Бессарабия вошла в состав СССР и была преобразована в Молдавскую ССР. Сразу же начались массовые репрессии, и уже в июле Евфросинию с матерью выселили из дома с полной конфискацией имущества. Солнечный свет в листве сада, решето малины для вареников и мама в стоптанных шлепанцах на крыльце дома - последнее, что запомнила девушка из мирной жизни. Ни сад, ни дом, ни это горячее от солнца крыльцо больше ей не принадлежали. Какое же это счастье, когда мама просто выходит тебе навстречу и солнечные блики слепят ей глаза… В обычной жизни этого ведь совсем не ценишь.

Когда дядя Евфросинии, тоже лишённый имущества, вместе с многодетной семьей уехал в Румынию, она, желая уберечь мать, отправила её в Бухарест, а сама осталась и начала искать работу, чтобы хоть как-то ее содержать. Патриотизм - загадочное явление, тем более сейчас совсем не модное. Решение не уезжать Евфросиния объясняла так: «У меня были все возможности в первые месяцы оккупации уехать. Но я русская, хотя во мне течет польская от отца и греческая от матери кровь. И я должна была разделить со своим народом его участь…». Видимо, в то время подобное отношение в Родине прививалось с детства - ее знаменитая ровесница спустя годы написала: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». И к тому же Евфросиния надеялась, что все неурядицы ненадолго и со временем можно будет хорошо зарекомендовать себя перед новой властью и вернуться в родной дом.

Но как «бывшая помещица» она была ущемлена во всех правах, в том числе и в праве на труд, и только в качестве сезонной работницы смогла устроиться на ферму технико-агрономического училища. А потом и вовсе нанималась к разным людям: корчевать пни, заготавливать дрова. Ночевала на улице, потому что, не имея советского гражданства, «подлежала изоляции от общества», и только на зиму её приютила знакомая матери. Накануне выборов 1 января 1941 года ей все-таки выдали советский паспорт. А на выборах она единственная перечеркнула весь бюллетень, потому что среди кандидатов увидела имя женщины, которая до установления советской власти «работала» проституткой.

Ничего удивительного, что очень скоро за Евфросинией пришли сотрудники НКВД, но ее не было дома. Узнав об этом, она сказала: «Бегут те, кто виноват, а прячутся трусы!» - и пошла в ЧК добровольно, чтобы не унижали и не тащили под конвоем. Скорее всего, она даже не представляла, что будет с ней после этого. А после была ссылка в Сибирь вместе с другими бессарабцами. И знаете, что тяжелее голода и жажды в битком набитом вагоне? Унижение и стыд пользоваться самодельным «нужником» на глазах у всех…

Даже в Сибири на лесоповале, не желая мириться с несправедливостью, Евфросиния пытается искать правду, вступается за слабых. Однажды она поделилась с незнакомым стариком последним куском сахара, на что услышала совет: «Никогда ничем не делись. Скрывай боль и страх - они делают тебя слабой. А слабых добивают - таков закон волчьей стаи». К счастью, Евфросиния не последовала этому совету, не превратилась в зверя - и выжила.

Однажды на ее глазах упавшая от бессилия женщина просила начальника лагеря дать отдохнуть. На что тот спокойно ответил: «Не можешь работать - умри», - отвернулся и ушел. Не соображая, что делает, Евфросиния схватила топор и побежала за ним в сторожку - убить, потому что терпеть издевательства дальше казалось невыносимым. На пороге она остановилась - начальник сидел к ней спиной. Понимаете, даже на грани помутившегося сознания она твердо знала: нельзя бить в спину! Потому что иначе чем она будет отличаться от него?

В наказание Евфросинию лишили пайки, чем обрекли на долгую и мучительную голодную смерть. Тогда она решается на побег. Потому что жить в нечеловеческих условиях унизительно, но умереть как скотина недопустимо, и этого удовольствия она надсмотрщикам не доставит. По зимней тайге ослабевшая женщина прошла полторы тысячи километров. Бессмысленно нам сегодняшним представлять себе, что это такое -умирать от голода и есть сырую падаль - да-да, ту, на которую случайно можно наткнуться в лесу.

Но все было напрасно: в селе, куда через несколько месяцев забрела Евфросиния, ее арестовали и после долгих допросов приговорили за побег к высшей мере наказания. Во время очередного допроса из репродуктора вдруг раздалось Итальянское каприччо Чайковского, и перед глазами Евфросинии встали дом, сад, отец в кресле-качалке. Эта пытка воспоминаниями была хуже физических. Огласив приговор, ей предложили подать прошение о помиловании. Вместо него Евфросиния написала: «Требовать справедливости - не могу, просить милости - не хочу».

Тем не менее смертную казнь Керсновской все-таки заменили на 10 лет лагерей и пять лет ссылки. А в 1944 году прибавили еще 10 лет за «контрреволюционную агитацию». Тогда же она узнала еще одно новое слово - БУР, барак усиленного режима для неисправимых преступников.

«Я вас потрошила — я и похороню… Простите, братья мои! Это — чистая случайность, что я ещё не с вами!» Рис. Е. Керсновской

«Чтобы получить 400 граммов хлеба, надо было в день выстирать 300 пар кровавого, ссохшегося в комок до твердости железа белья, или две тысячи - да, две тысячи! -пилоток, или сто маскировочных халатов. На все это выдавали пилотку жидкого мыла. Особенно кошмарны были эти халаты. Намоченные, они становились твердыми, как листовое железо, а засохшую кровь хоть топором вырубай (…) Приходилось весь день стоять в воде на каменном полу босиком, почти голышом, в одних трусах, ведь сушить одежду негде, да и скинуть ее, чтобы подсушить, невозможно: в бараке такой шалман, что последнюю портянку способны украсть».

Спасли женщину лагерные медики - добились, чтобы ее перевели в медсанчасть. Два года она проработала санитаркой в больнице, год - в морге. А после этого потребовала перевести ее на работы в шахту. Там она чувствовала себя внутренне свободнее - «подлецы под землю не спускаются». И стала первой женщиной - шахтером в Норильске. Даже после окончательного освобождения в 1957 году Евфросиния осталась там работать. Самая большая загадка тех лет - это ее фотография. На ней она… задорно улыбается, - пережив то, о чем и читать-то тяжело!

Получив отпуск, уже как полноправная гражданка, Евфросиния исполнила заветную мечту, которая давно казалась несбыточной - приехала в родное Цепилово и навестила могилу отца. Там ее ждало еще одно чудо - подруга матери рассказала, что та до сих живет в Румынии и можно даже написать ей письмо.

Вскоре Евфросиния Антоновна вышла на пенсию, купила ветхий домик с садом в Ессентуках и после 20 лет разлуки привезла туда маму. Несколько лет она ухаживала за ней, рассказывала о пережитом, но, несмотря на ее просьбы, не о лагерях, а о том, что было до и после. Она щадила мать и груз воспоминаний о страшном тюремном времени несла одна.

Евфросиния Антоновна с матерью

Наконец-то они могли вместе наслаждаться собственным жильем, садом и любимой музыкой: «…Ведь ты так любила музыку! Ты жила ею! Она была тебе нужна, как воздух… Ведь недаром накануне смерти, когда тебе явно не хватало воздуха, ты просила поставить пластинку с «Иваном Сусаниным». Тебе не хватало сил подпевать любимым ариям, но ты продолжала дирижировать уже слабеющей рукой: «…Ты взойди, моя заря, последняя…»

И только после смерти матери Евфросиния Антоновна начала записывать свои воспоминания о лагерях, но в необычной форме – подписей к собственным рисункам, которых в итоге набралось почти 700 штук: «И еще об одном ты меня просила: записать, хотя бы в общих чертах, историю тех лет - ужасных, грустных лет моих «университетов»… Хотя кое в чем Данте меня опередил, описывая девять кругов ада». В 1982 году мемуары были распространены через самиздат, a в 1990 году - опубликованы в журналах «Огонёк», «Знамя» и британском The Observer.

Евфросиния Антоновна дожила до глубокой старости и дождалась не только издания своих книг, но и полной реабилитации. Бывшим заключенным лагерей или прошедшим войну часто отводится очень долгая жизнь - может быть, чтобы они смогли хотя бы немного отдохнуть от пережитого? Или в испытаниях организм становится выносливее? Или для того, чтобы рассказать, что с ними было, научить потомков мужеству: «Вся жизнь - это цепь “соблазнов”. Уступи один раз - прощай навсегда, душевное равновесие! И будешь жалок, как раздавленный червяк. Нет! Такой судьбы мне не надо: я человек».

Мемуары Евфросинии Керсновской стоят в одном ряду с произведениями Александра Солженицына, Варлама Шаламова, Евгении Гинзбург, Анастасии Цветаевой, Алексея Арцыбушева. Но, мне кажется, для чтения именно ее воспоминаний требуется больше усилий, - рисунки в своей простоте и откровенности иногда гораздо страшнее слов

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

12 Comment threads

3 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Евфроси́ния Анто́новна Керсно́вская ( - ) - бессарабская помещица, русская писательница (мемуаристка) и художница, заключенная ГУЛАГа , высланная из Бессарабии на поселение и принудительные работы в Сибирь в 1941 году, а затем осуждённая на длительный срок исправительно-трудовых лагерей .

Автор мемуаров (2200 рукописных страниц), сопровождённых 700 рисунками, о своих детских годах в Одессе и Бессарабии, высылке и пребывании в ГУЛАГе . Полный текст мемуаров Евфросинии Керсновской в 6 томах был опубликован только в 2001-2002 годах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ История ГУЛАГа своими глазами

    ✪ Акафист Евфросинии Колюпановской

    ✪ Ефросинья Полоцкая

    Субтитры

Биография

Ранняя жизнь

Евфросиния Керсновская родилась 8 января 1908 года в Одессе в семье юриста-криминолога Антона Керсновского (умер в 1936 или 1939) и лицеистской преподавательницы иностранных языков Александры Каравасили (1878-1964). Отец работал в Одесской судебной палате. У Евфросинии был старший брат Антон (1907 - ). Дед Евфросинии по отцовской линии был поляком . Детским прозвищем Евфросинии было Фофочка.

Во время переправы через реку Обь у Евфросинии была возможность остаться в одном из приобских сёл в колхозе, но, узнав, что те, кто отправятся дальше, будут работать на лесозаготовках, она захотела работать там, потому что работа с лесом была знакома ей по Бессарабии и ей казалось, что этот труд будет лучше оплачиваться. Так она попала в самый отдаленный посёлок на реке Анга , где валила лес для прокладки узкоколейки и зимней дороги. Несмотря на тяжёлые, как и в других ссылках ГУЛАГа, условия труда и климата, Евфросиния всё же не так тяжело переносила их, как другие ссыльные, потому что ранее в прошлом вместе с двоюродной сестрой Ирой заранее готовила себя к тяжёлой жизни. Вскоре Евфросинию и других ссыльных перевели в Харск, где почти не было работы, а соответственно, и пищи, а с наступлением зимы их переселили в Усть-Тьярм. Евфросиния не взяла с собой зимнюю одежду, так как думала, что сможет купить все необходимое там, но в этих районах в магазинах почти ничего не продавалось, ссыльные могли купить товары только по особому разрешению начальства, и лишь с наступлением 40-градусных морозов Евфросинии разрешили купить валенки и телогрейку.

Нормы выработки (в кубометрах леса) были завышены, учитывали к оплате только качественный лес, а лес в болотистой тайге был плохого качества, что не всегда позволяло выполнять норму. Относительно хорошая оплата начиналась только после выполнения 40 норм, а Евфросинии всё время меняли вид работы и такого количества норм у неё просто не набиралось. В начале декабря начальник суйгинского леспромхоза Дмитрий Хохрин перевёл Евфросинию работать в Суйгу на самый трудный участок, надеясь таким образом скорее избавиться от неё - Евфросиния была единственной из ссыльных, кто отличалась от других тем, что она говорила то, что думала, а на собраниях лесорубов в местном клубе критиковала Хохрина за завышенные нормы выработки, за запрет членам бригады помогать друг другу и за то, что на его совести лежит голодание детей ссыльных и прочих иждивенцев (в Суйге тогда иждивенцы получали лишь 150 граммов хлеба в день). Этому же предшествовал и другой эпизод - 3 декабря 1941 года Евфросиния присутствовала на собрании в местном клубе, где лектор рассказывал о поддержке США Советскому Союзу. Евфросиния тогда имела неосторожность поинтересоваться, не означает ли это, что США за помощь СССР могут нарваться на войну с Японской империей , имея в виду Антикоминтерновский пакт . Спустя много времени она узнала, что Хохрин после этого написал на неё донос (всего он их на неё написал 111) в НКВД , в котором её вопрос охарактеризовал, как «гнусную клевету на миролюбивую Японию». Спустя 5 дней после этого случая произошло нападение на Пёрл-Харбор , однако Евфросиния об этом узнала не скоро.

Побег

В феврале 1942 года Евфросиния заболела и не могла выходить на работу. Хохрин велел назначенной им фельдшерице не выписывать ей освобождение от работы и лишил её пайка. Это стало последней каплей и 26 февраля 1942 года она попыталась убить Хохрина, но в последний момент передумала и сбежала из села, благо оно совсем не охранялось. Позже Евфросиния выяснила, что доносы Хохрина на её имя тогда не дошли до НКВД, потому что зимой лесозаготовки были отрезаны от районного центра. Тем не менее, весной НКВД их получил и люди оттуда приехали в Суйгу и, обнаружив, что Евфросиния исчезла, объявили её в розыск.

Путь побега пролегал по всей Западной Сибири . Евфросиния несколько дней шла по руслам рек на запад и перешла с правого берега Оби на левый. В первом же встреченной ею деревне Нарга она узнала, что НКВД велел коренным жителям Сибири сдавать ему беглых ссыльных. Не имея первое время чёткой цели, она чаще всего ночевала в лесу и реже - в помещениях. Зима в той местности была сезоном заготовки топлива, и на пропитание Евфросиния зарабатывала заготовкой дров для местных жителей. Затем, будучи в селе Парабель , Евфросиния решила идти в Омск , но на пути ей стали часто попадаться мёртвые деревни и, сильно мучаясь от голода, Евфросиния повернула обратно к селу Бакчар . По пути в одном из лесных посёлков она застала ссыльных поляков, чьи условия содержания были лучше, так как их содержание оплачивали Англия и США. От них она узнала, что в Томске формируется польская армия, которая будет воевать с фашистами. Евфросиния решила пойти туда к польскому консулу и, сославшись на своё происхождение по линии отца, записаться в польскую армию в качестве медсестры. Но этот план также не удался, потому что Томск находился на правом берегу Оби, а Евфросиния - на левом, и когда она пришла туда, то застала ледоход. Реку можно было переплыть только на пароме, но для этого требовалось показать документы, которых у Евфросинии не было. Тогда она решила идти дальше на юг.

Всего Евфросиния находилась в бегах 6 месяцев, в течение которых прошла 1500 километров. Весной и летом 1942 года она несколько раз сталкивалась с последствиями «Закона о трёх колосках », когда множество деревень и сёл в глубине РСФСР пришли в запустение. За этот период её три раза задерживали из-за отсутствия документов и подозрений в шпионаже, но по чистой случайности потом отпускали. 24 августа 1942 года её окончательно задержали, опять же из-за отсутствия документов, и доставили в КПЗ районного центра Краснозерское Новосибирской области .

Новый приговор

На допросах в КПЗ Евфросиния ничего не скрывала. Её незаурядность и знания иностранных языков навели районного следователя на мысль отличиться по службе и он обвинил её в шпионаже, ссылаясь на якобы найденный недалеко в степи парашют, на котором её сбросили, после чего Евфросинию на поезде отправили в Тюрьму №1 в Барнауле . Там её неделю держали в одиночной камере. В своих мемуарах Евфросиния вспоминала, что эта неделя «оказалась самым светлым периодом на протяжении [её] ближайших лет», хотя в её камере почти никогда не горел свет (в те редкие минуты, когда его зажигали, она видела, что все стены исцарапаны надписями «Я не виновен! », повторяющимися множество раз). Затем её перевели в общую камеру Внутренней тюрьмы НКВД и начались ночные допросы, при этом днём ей спать не давали. Дело вели три следователя, которые применяли к ней разную тактику допросов и психологической обработки. Когда Евфросиния отказалась в очередной раз признавать свою «вину», версия о шпионаже развалилась и Евфросинию пришлось отправить туда, откуда она бежала из ссылки.

Её переправили в пересылочную тюрьму Новосибирска и осенью 1942 года доставили под конвоем на теплоход, который по Оби доставил её обратно в Нарымский округ. Всю зиму 1942 года Евфросиния провела в неотапливаемой камере предварительного заключения в селе Молчаново. На допросах её обвиняли в «антисоветской пропаганде» и в «критике распоряжений начальства». У прокурора она ознакомилась с материалом следствия, построенном на доносах Хохрина, и отказалась подписаться под измышлениями следователей. Начальник местного НКВД пытался угрозами принудить её подписать материалы дела, но запугать Евфросинию ему не удалось, а попытка избить её у него сорвалась - Евфросиния сумела дать силовой отпор. Евфросинии были предъявлены обвинения по статье 58-10, части 2-й («клеветала на жизнь трудящихся в СССР») и по статье 82, части 2 («совершила побег из места обязательного поселения»). Выездная сессия судебной коллегии Нарымского окружного суда Новосибирской области вынесла ей приговор - расстрел. Ей было предложено написать прошение о помиловании - это было средством выбить у неё признание своей «вины», - но она отказалась просить помилования, а на листке бумаги, который ей выдали для прошения, написала:

24 февраля 1943 года расстрельный приговор заменили 10 годами исправительно-трудовых лагерей и поражением в гражданских правах на 5 лет, после чего пешим этапом Евфросинию вместе с другими заключёнными отправили в Томск . Евфросиния, и без того страдая от сильного недоедания, с трудом его выдержала. Там, в Томской области , Евфросиния попала в лагпункт № 3 Межаниновка, где какое-то время работала бондарем , затем занималась выжиганием в местной художественной мастерской. Только благодаря своему бригадиру ей удавалось уложиться в норму. В этот период в исправительных лагерях была массовая гибель людей от голода и пеллагры и лишь благодаря помощи лагерного врача Сарры Гордон Евфросиния попала в лагерный стационар, где сумела не заболеть. Затем в июне 1943 года Евфросинию переправили в лаготделение № 4 на станции Ельцовка под Новосибирском, где она работала в ночной смене в шапочной мастерской в бригаде по починке шапок, привезенных с фронта, а днём - в подсобном хозяйстве, где подкреплялась сырыми овощами. Но в сентябре Евфросиния лишилась этой работы, потому что половину своего пайка и те овощи, которые могла тайком принести с поля, она отдавала беременной солагернице Вере Таньковой (в мемуарах Евфросиния пишет, что та была из рода Невельских), а не своему бригадиру (как того требовал негласный свод правил среди заключённых). Её перевели в лагерь на строительство военного завода под Новосибирском, где заключённые работали без применения строительных механизмов: в начале зимы 1943 года Евфросиния возила тачки с раствором и материалами по трапам на пятый этаж.

Третий приговор

Вскоре Евфросинию как ветеринара по специальности вызвали на лагерную свиноферму, в которой разразилась эпидемия неизвестной болезни. Она вызвалась спасти умирающих свиней, определив с помощью анализов, как их лечить, и сделав им необходимые прививки. Евфросиния очень рисковала, так как Сарра Гордон советовала ей не браться за эту работу, потому что, если бы прививки не помогли, то Евфросинию (учитывая, что она была только фельдшером) могли обвинить во вредительстве и расстрелять. Однако свиней удалось спасти и Евфросиния принялась налаживать работу свинофермы. Работа Евфросинии ветеринаром не устраивала лагерное начальство, потому что она отказывалась подписывать фиктивные акты о гибели свиней, по которым охранники могли получать парное мясо сверх себе положенного. Несмотря на предыдущие события Евфросиния продолжала действовать прямодушно, открыто высказывала все, что думала (в частности, она покритиковала Владимира Маяковского за его антирелигиозную поэзию), и это послужило поводом для доносов на неё. Сначала её перевели со свинофермы на строительство клуба комсомола - Евфросиния не знала, что это всегда делали с заключёнными, которых собирались повторно арестовать. 18 апреля 1944 года Евфросиния была вновь арестована и её посадили в подземную тюрьму лагеря.

Ефросинья Керсновская пишет отрывисто. Так, как будто еще не отдышавшись, вернулась откуда-то издалека и пытается рассказать все, что с ней произошло. Уместить 13 лет в 300 страниц, в несколько часов рассказа. Импрессионизм её синтаксических и смысловых мазков не нужно рассматривать отойдя подальше, как Моне, в них нужно вглядеться и по очереди смотреть на все элементы этой мозаики, в которой отражены реальные воспоминания.

Вообще цель этих мемуаров - показать то, о чем официально, казалось, никто никогда не узнает. Необходимо донести до людей эту важную информацию, открыть им глаза на то, что происходило за пределами столицы, а (и это открытие, которое шокирует саму Керсновскую), может и в столице. Поводом для написания воспоминаний была смерть матери, которой автор посвятила не только их, но и вообще всю свою жизнь. Не создав семью, не имея детей, она жила исключительно с матерью, а во время лагерей - ради матери. И именно мать, как ей кажется, своими молитвами отвела от неё беду и гибель, которая слишком уж часто дышала на неё своим смрадным дыханием.- Александра Гузева,

Когда в помещении сильно накурено или просто душно, говорят: «хоть топор вешай». При этом воображение включает картину, когда в плотных клубах дыма топор.

Некоторые популярные расшифровки

Существует даже мнение, что при помощи топора тестировалась чистота воздуха в старинных русских избах, которые топились «по-черному». При таком способе обогрева дым поступает непосредственно в помещение, создавая сильную загазованность. По скорости падения топора замерялась плотность дыма. Но естественно, что это толкование ошибочно и больше походит на шутку, так скорость падения в без высокоточной аппаратуры невозможно.

Есть вариант, что в выражении использован метод гиперболизации. Но в таком случае возникает вопрос: почему именно топор, а не ухват, пила или какой-либо другой предмет обихода. И почему вешай, а не клади? Для любой гиперболы должна быть какая-то основа.

Более реально выглядит использование топора как традиционного рабочего инструмента. В большой туман, когда ничего не было видно, как констатация невозможности продолжения работы мог прозвучать призыв «повешать» топор. Рабочий топор переносился за спиной на специальном приспособлении на поясе. То есть, так туманно, что хоть бросай работу, вешай топор за спину и иди домой. Но традиционно выражение применяется в отношении искусственного смрада, произведенного в результате горения, а не чистого природного явления, такого как туман.

Зато при таком подходе к решению вопроса нарушается, наконец, причинно-следственная связь между дымом и топором, повешенным на него. Топор вешался не на дым, а по причине дыма.

Какая связь между топором и дымом

Топор у всех народов является древнейшим орудием труда, а в некоторых случаях и оружием. Считалось, что топор связан с языческим богом Перуном, и, естественно, с громом и молниями. Он имел символическое значение и использовался как оберег против злых духов и нечистой силы.

Топор клали на порог острием наружу в доме , чтобы нечистая сила, наткнувшись на лезвие, ушла, не причинив вреда ни матери, ни ребенку. Топор использовали и в похоронном ритуале.

Переизбыток дыма в курной избе, по поверьям славян, мог привлечь нечистую силу, злые духи могли под покровом мглы проникнуть в помещение. Но повешенный на дверях топор отпугивал нечисть.

Опасность от злых духов больше человечеству не грозит, но помещение полное табачного дыма по прежнему представляет опасность для его здоровья. Но топор уже тут не поможет.

Хоть топор вешай ТОПО́Р, -а́, м. Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом. Плотницкий т. Рубить, тесать топором.

  • - Нет нужды невестке, что деверь не ел: хоть ешь, хоть сохни, хоть так издохни...
  • - ТОПО́Р, -а́, м. Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом. Плотницкий т. Рубить, тесать...

    Толковый словарь Ожегова

  • - о дурном воздухе, духе Ср. Главная ваша язва в том состоит, что вы никогда не представляете себе ясно, чего вы хотите...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Хоть топоръ повѣсь о дурномъ воздухѣ - духѣ. Ср. Главная ваша язва въ томъ состоитъ, что вы никогда не представляете себѣ ясно, чего вы хотите...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Обл. Экспрес. Очень беден; совсем обеднел. - Это как-то они, человек с десяток, складчину было сделали, на складочные деньги стеариновый завод завели. Не пошло. Одни только пустые затеи...
  • - Прост. Экспрес. Предельно душно; нечем дышать. - Что это у вас, матушка, воздух-то какой… ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УГОДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПРОСЬБА - СОГЛАСИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РАБОТА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сицкаря топор одевает, топор обувает, соха кормит...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Хоть плюнь, хоть дунь, хоть чихни, хоть кашляни...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - на кого. Новг. Шутл. О худом человеке высокого роста. Сергеева 2004, 142...

    Большой словарь русских поговорок

"Хоть топор вешай" в книгах

Топор

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Топор Орудие добра и зла, Топор - древнее, чем пила, И не прошла еще пора Для тайной силы топора. Кладется на ночь на порог, Чтоб жизнь хозяина берег, Чтоб отогнал топор врага, Пока свирепствует пурга. Но если им срубили гроб Для жителя якутских троп, Оленьих трактов, лайд,

«Как ни смотри, хоть так хоть этак…»

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«Как ни смотри, хоть так хоть этак…» Как ни смотри, хоть так хоть этак, Но все равно сорвется с губ: - Сей Ювенал в сатире туп, А в эпиграммах он не едок! 1955 г. 13 мая.

Хоть с земли, хоть с воды…

Из книги Самолеты нашей судьбы автора Маркуша Анатолий Маркович

Хоть с земли, хоть с воды… Свою «летающую лодку» молодой инженер Вадим Шавров задумал еще во второй половине двадцатых годов. Строить машину начали втроем - сам Шавров, инженер Виктор Коровин и механик Николай Фунтиков. Все элементы будущего летательного аппарата

Топор

Из книги Наша счастливая треклятая жизнь автора Коротаева Александра

Топор У мамы было оружие. Топор. Непонятно, в каком месте в доме она его держала, но появлялся он у нее в руках всегда неожиданно и кстати.Нанке было лет восемь, когда, придя из школы, у порога нашего дома она увидела змею. Светло-бурое небольшое тело было помечено

"Вешай, братцы, вешай! Вешай осторожно!"

Из книги Комбинат Эскулапа автора Смирнов Алексей Константинович

"Вешай, братцы, вешай! Вешай осторожно!" Недавно я про это уже писал, так что самому странно: Это был у Марка Твена такой стих в одном рассказе, от которого (стиха) некто - автор, что ли - сошел с ума: "Режьте, братцы, режьте, Режьте осторожно! Режьте, чтобы видел Пассажир

13. От лихорадки, хоть водить к дереву или хоть не водить, и можно на суровую нитку ладить.

Из книги Лечебные «наговоры»: Из собрания А. А. Савельева автора Савельев Антон Антонович

13. От лихорадки, хоть водить к дереву или хоть не водить, и можно на суровую нитку ладить. Стану я, раба Божия (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, в широкое раздолье. В чистом поле, в широком раздолье попадает мне

Топор

Из книги Убийца из города абрикосов. Незнакомая Турция – о чем молчат путеводители автора Шабловский Витольд

Топор Картина, которую я буду помнить до конца жизни, - это Озлам и ее отрубленная голова. В бордель ее продал брат.Озлам забеременела. Решила, что будет рожать. Сутенер позвонил ее брату, чтобы тот отдал ему деньги.Брат разъярился. Пришел с топором. Когда я вошла в салон,

6 Идеальные родители, часть II, или “Что имя? Роза пахнет розой, хоть назови ее, хоть нет”

Из книги Фрикономика [Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями] автора Левитт Стивен Дэвид

6 Идеальные родители, часть II, или “Что имя? Роза пахнет розой, хоть назови ее, хоть нет” В которой мы взвешиваем важность первого официального акта родителя - выбора имени для ребенка. Мальчик по имени Победитель и его брат Неудачник… Самые черные и самые белые имена…

Топор

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Топор Принадлежность мужчины, мужа, воина; символ мужества. С боевыми топорами изображались божества разных народов; у славян – Перун и другие солнечные божества. Топор использовался как оружие, как орудие труда, как жертвенный атрибут. В силу того, что этот

Топор

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

«Хоть с какой пиздой, хоть со старой…»

Из книги Чтоб знали! Избранное (сборник) автора Армалинский Михаил

«Хоть с какой пиздой, хоть со старой…» Хоть с какой пиздой, хоть со старой, хоть с Прасковьей или с Саррой. Женщины, годные лишь для ебли (на остальное – глаза ослепли), рвутся заполучить кольцо - у своей пизды стоят на посту. Женщины – все на одно лицо, только разные на

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Борьба с пьянством всегда неэффективна, хоть при Рузвельте, хоть при Горбачеве

Из книги Повелительное наклонение истории автора Матвейчев Олег Анатольевич

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Борьба с пьянством всегда неэффективна, хоть при Рузвельте, хоть при Горбачеве Прежде всего, надо обратиться к нашему великому опыту «Сухой закон» в России заслуживает особого внимания. Впервые ему предшествовали трехлетние дебаты в Государственной Думе,

ХОТЬ СТОЙ, ХОТЬ ПАДАЙ!

Из книги Великая смута автора Плахотный Николай

ХОТЬ СТОЙ, ХОТЬ ПАДАЙ! Провожал друзей на Киевском вокзале.До отхода поезда оставались считанные минуты. По сумрачному подземному переходу неслись мы, не разбирая пути. На повороте в поле зрения попала молодая женщина с малышкою в оберемке. И негромкое:- Подайте копеечку

Если у тебя нет любви, то хоть поклоны делай, хоть молитвы твори, - толку не будет

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Если у тебя нет любви, то хоть поклоны делай, хоть молитвы твори, - толку не будет Пойми, бесполезно сделать сто поклонов и не почувствовать ничего… Лучше сделай только двадцать поклонов или пятнадцать, но с чувством и любовью ко Господу, в сообразовании с Его

Хоть смейся, хоть плачь, а это машина для шутов Nissan Juke 1.6 DIG– T Tekna

Из книги автора

Хоть смейся, хоть плачь, а это машина для шутов Nissan Juke 1.6 DIG– T Tekna Меня до сих пор удивляет Ford Scorpio, потому что ведь однажды кто-то пришел на важное совещание и сказал: «Смотрите все, вот как это будет выглядеть».Почему никто из присутствовавших не сказал: «Ты шутишь?» –

Некоторые абсурдные на первый взгляд выражения, на второй взгляд открывают глубинные слои истории человечества. Иногда древнейшие символы теряют свой исходный смысл и становятся обыденными предметами обихода.

Когда в помещении сильно накурено или просто душно, говорят: «хоть топор вешай». При этом воображение включает картину, когда в плотных клубах дыма застревает топор.

Некоторые популярные расшифровки

Существует даже мнение, что при помощи топора тестировалась чистота воздуха в старинных русских избах, которые топились «по-черному». При таком способе обогрева дым поступает непосредственно в помещение, создавая сильную загазованность. По скорости падения топора замерялась плотность дыма. Но естественно, что это толкование ошибочно и больше походит на шутку, так как измерить скорость падения в без высокоточной аппаратуры невозможно.

Есть вариант, что в выражении использован метод гиперболизации. Но в таком случае возникает вопрос: почему именно топор, а не ухват, пила или какой-либо другой предмет обихода. И почему вешай, а не клади? Для любой гиперболы должна быть какая-то основа.

Более реально выглядит использование топора как традиционного рабочего инструмента. В большой туман, когда ничего не было видно, как констатация невозможности продолжения работы мог прозвучать призыв «повешать» топор. Рабочий топор переносился за спиной на специальном приспособлении на поясе. То есть, так туманно, что хоть бросай работу, вешай топор за спину и иди домой. Но традиционно выражение применяется в отношении искусственного смрада, произведенного в результате горения, а не чистого природного явления, такого как туман.

Зато при таком подходе к решению вопроса нарушается, наконец, причинно-следственная связь между дымом и топором, повешенным на него. Топор вешался не на дым, а по причине дыма.

Какая связь между топором и дымом

Топор у всех народов является древнейшим орудием труда, а в некоторых случаях и оружием. Считалось, что топор связан с языческим богом Перуном, и, естественно, с громом и молниями. Он имел символическое значение и использовался как оберег против злых духов и нечистой силы.

Топор клали на порог острием наружу в доме беременной женщины, чтобы нечистая сила, наткнувшись на лезвие, ушла, не причинив вреда ни матери, ни ребенку. Топор использовали и в похоронном ритуале.

Переизбыток дыма в курной избе, по поверьям славян, мог привлечь нечистую силу, злые духи могли под покровом мглы проникнуть в помещение. Но повешенный на дверях топор отпугивал нечисть.

Опасность от злых духов больше человечеству не грозит, но помещение полное табачного дыма по прежнему представляет опасность для его здоровья. Но топор уже тут не поможет.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Топор используется для наколки дров, сруба деревьев, веток и сучьев, а также для плотницких работ, поэтому он должен быть всегда хорошо заточен, чтобы усилия не пропали впустую. Кажется, что заточка топора является простым занятием, однако это не…

Старые деревянные дома не только красивы, но и долговечны. И секрет этого заключается в том, что на Руси жилые строения строили при помощи топора, поскольку пилы портят дерево, разрывая волокна древесины. Раньше на Руси дома строились из природных…

Играя в Майнкрафт по сети, нужно знать, как обеспечить безопасность своего имущества. Чтобы ограничить личные вещи от несанкционированного доступа, нужно научиться приватить дом в Майнкрафте. Инструкция 1Чтобы заприватить дом, вы должны создать…

Количество кухонных инструментов и техники достаточно велико. Комбайны, холодильники, мультиварки, микроволновые печи - у всех из них есть свое предназначение. Но главный успех домохозяйки зависит от того, насколько хороши будут ее ножи. Помимо них,…

Мачете - это специальный нож для сбора тростника и вырубки лиан в джунглях, а также прорубания троп. Особенно активно мачете используется в разных странах Латинской Америки. Мачете: особенности использованияМачете представляет собой нож, длина…

Топор - домашний инструмент, состоящий из обуха с отверстием для деревянной рукоятки и лезвия. Он обычно применяется в плотницком деле для обработки и придания определенной формы дереву. Им срубают деревья в лесу, а также колют дрова. В древности и…

Бывает так, что в момент сильного удара топорище трескается или ломается. И здесь пригодится умение отремонтировать топор – заменить пришедшую в негодность деревянную его часть. Сделать это можно несколькими способами. Один из самых надежных -…

Современная цивилизация с ее центральным отоплением практически лишила городского человека возможности иметь дело с дровами. Порой от нас даже ускользает разница между словами «рубить дрова» и «колоть дрова». Как бы то ни…

Со школьной скамьи каждому из нас известно, что пик популярности топоров приходится на времена каменного века, когда они являлись не только серьезным оружием, но и практически незаменимым хозяйственным инструментом. Первые топоры изготавливали из…

В статье рассказывается о топоре, главном инструменте мужчины с древних времен. Им он мастерил домашнюю утварь и мебель, мог построить дом и даже побриться. Несмотря на развитие техники, сегодня в саду и в домашнем хозяйстве без топора не обойтись.…

Если вы хотите добиться успеха в "Майнкрафте", то вам стоит задуматься о том, чтобы разузнать как можно больше разнообразных способов создания полезных вещей. Для высококлассных и невероятно полезных предметов имеются очень сложные рецепты Просто…

Топор - орудие труда очень древнее. На заре человечества они были каменными. Когда появились аналоги, подобные современным, вряд ли кто-то знает точно. Но вот с тем, что топор на Руси был чуть ли не самым популярным орудием труда, согласятся все.…

На разных территориях земли переход от топоров каменных к топорам из металла происходил в разные времена. Но и сейчас есть такие места, в которых неметаллические орудия применяются и до сих пор. В основном такое можно наблюдать в африканских и…

Русская народная сказка "Каша из топора": анимационная версия и вариации сюжетных трактовок

Сказка - одна из форм выражения народной мудрости. Простая и развлекательная по своей функции, на первый взгляд, нередко она обнаруживает корни древних сакральных знаний, позволяющих управлять законами этого мира. Рассмотрим специфику данного жанра…

Говорят, раньше определяли, какой мужик будет домовитый, по тому, как он на охоту ходит, дрова колет да ест. Охота теперь никакая (всю дичь поллитровки распугали). Что до еды - точно: нашего мужика хлебом не корми, дай только пожрать. А вот колоть…