Куприн поединок как изображены полковые дамы. Сочинение на тему: Женские образы в повести Поединок, Куприн. День именин, объяснение с Шурочкой

Изображение кризиса армии

как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок»

Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

Ход урока

I . Слово учителя

Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 года, в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.

II. Беседа по повести «Поединок»

— Какова тема повести «Поединок»?

(Основная тема повести — кризис России, всех сфер русской жизни, показанный через кризис армии.)

Комментарий учителя:

Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Посвятив повесть «Поединок» в ее первой (1905) публикации М. Горькому, Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда все уже кончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

— Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как «смелое и буйное»?

(Обсуждение.)

— Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?

(Тема протеста против войны. Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.)

Комментарий учителя:

Антивоенную направленность повести отмечал Л. Н. Толстой. Кстати, рассказ Толстого «После бала», тема которого близка теме «Поединка», тоже написан в 1905 году. Главный герой «Поединка» Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, все это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?». Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие. В повести несколько тематических линий: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.

— Как Куприн рисует образы офицеров?

(Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно, реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» — ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем, они уверены в своем сословном и мораль ном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр».)

— В чем причина высокомерия и хамства офицеров?

(Ни на чем не основанное высокомерие, извращенные представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство — следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьез считают, что на военной службе вообще «думать не полагается». Вспомним, что подобные мысли посещали, например, Николая Ростова из романа «Война и мир».)

Комментарий учителя:

Литературовед Ю. В. Бабичева пишет о «Поединке»: «Офицеры полка имеют единое «типовое» лицо с четкими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своем кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии».

— Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чем проявляется это «единство»?

— Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

(Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим.)

— Что вы можете сказать об образе Осадчего?

(Образ Осадчего зловещ. «Он жестокий человек», — говорит о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли — «иначе это будет только дурацкая жалость... комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за веселую кровавую жестокость». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять — все равно кого и за что (главы VIII, ХIV).)

— Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе.

(Капитан Слива — «даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты, и презирал все, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом (глава Х).)

— В чем отличие образа капитана Стельковского?

(Пожалуй, только образ капитана Стельковского — терпеливого, хладнокровного, настойчивого — не вызывает отвращения. Солдаты его «любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (глава ХV).)

— Каковы отличительные черты Бек-Агамалова?

(Бек-Агамалов хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось... нет. Мой отец это делал легко...» («Да, были люди в наше время...»). Сего злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (глава I).

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок».)

— Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме?

(После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску — ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных (глава ХIХ).)

«Поединок» была впервые опубликована в 1905 году. В ней автор показал все недостатки офицерского быта, о которых сам знал не понаслышке. Главному герою повести молодому подпоручику Ромашову он слегка придал автобиографические черты. Читая повесть, мы видим, что в ней сразу несколько тематических линий. В первую очередь, это офицерская среда. Затем строевая и казарменная жизнь солдат и, наконец, личные отношения людей.

Что касается «полковых дам», автор не наделили их положительными качествами. Проживая долгие годы в офицерской среде, они стали прагматичнее, жестче и черствее. Некоторых офицерских жен Куприн открыто именует «куклами» и «манекенами». Они жеманны, пользуются приторными духами, готовы отбелить все лицо макияжем, но души у них при этом остаются темными. Такова, к примеру, зрелая замужняя дама Раиса Петерсон, которая достает главного героя молодого подпоручика своими домоганиями.

Устав от постоянных преследований, он отказывает женщине и просит оставить его в покое. Но Петерсон такой расклад не устраивает. Он узнает, что Ромашов вечерами бывает в доме Николаевых и начинает подозревать его в теплых отношениях с женой поручика Шурочкой . Тогда раздосадованная женщина начинает писать Николаеву анонимки с просьбой обратить внимание на поведение жены. Эти анонимки впоследствии становятся причиной разлада дружеских отношений между обоими офицерами.

Так автор показывает, что Раиса - пошлая и ничтожная натура, с отсутствием каких-либо нравственных устоев. К тому же она не одна такая в гарнизоне. Есть еще злые лицемерные сплетницы жена капитана Тельмана и А. И. Мигунова. Что касается Александры Петровны Николаевой (Шурочки), ее единственную автор изображает более или менее добродетельной, рассудительной и обаятельной. Она не участвует в полковых сплетнях и интригах, не ведет пошлых игр обольщения.

При этом к Ромашову она выказывает чуть больше, чем просто дружеские отношения. Шурочка умна, талантлива и интересна. Она умеет расположить к себе человека, знает, с кем и как общаться, имеет природный вкус в выборе одежды. Автор показывает, что ее главная задача - помочь бездарному мужу сдать экзамен в академию и не ударить в грязь лицом. Ради этого неумного и бездарного человека она жертвует Ромашовым. По этой причине все ее достоинства в конце произведения сводятся к нулю.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Тема любви в повести Куприна Поединок [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Анализ любовной линии в повести "Поединок".

Творчество А.И. Куприна занимает значительное место в русской литературе. Его талант был одним из наиболее ярких среди реалистов двадцатого века. Близость к художественным принципам Л.Н. Толстого в соединении с доходчивостью и увлекательностью купринского письма сделало его одним из самых читаемых писателей начала двадцатого века.

Куприн – писатель по преимуществу социальный. Однако зачастую социальная подоплека переплетается с темой любви. Любовная линия в таких случаях усиливает общественные конфликты, изображенные в произведении, придает им большую резкость и яркость.

Куприн – певец жизни и любви. Поединок – это, прежде всего, глубоко реалистичное произведение с четко выраженной социальной направленностью. Ужасающая картина разложения русской армии, запечатленная в повести, вызвала шок у современников писателя и одновременно объяснила позорное поражение в русско-японской войне.

Любовная тема в Поединке развивается в рамках сюжета.

Повесть "Поединок" рассказывает о том, как молодой поручик, столкнувшись с армейской средой, был сломлен духовно и убит на дуэли, а если точнее, то застрелен.

Любовная линия произведения как бы усиливает социальную значимость повести и в то же время остается достаточно самостоятельной. Рядом с мечтами о блестящей военной карьере, о духовном самосовершенствовании живет в душе этого наивного юноши и мечта о высокой и чистой любви.

В повести "Поединок" Куприн показал любовь, неизбежно, обреченную на унижение и гибель в жестоком, безнравственном, пошлом, развратном мире. Раскрывая социальные истоки любовной трагедии автор одновременно выражает свои мечты и о чистой высокой любви и о том, чтобы мир, в который она приходит, был достоин этой любви.

Героями произведений А.И. Куприна являются "маленькие люди": солдаты, рыбаки, телеграфисты, актеры и циркачи. В отличии от Пушкина, Гоголя, Достоевского и Чехова "маленький человек" у Куприна вдруг находит в себе силы на духовный рост, протест против бесчеловечности и пошлости. Именно об этом и рассказано в повести "Поединок", созданной в 1905 году. Она сразу привлекла к себе внимание общественности. Ужасающая картина разложения российской армии, запечатленная в повести, вызвала у современников писателя шок и объяснила причины поражения в русско-японской войне.

Куприн рассказывает о том, как молодой подпоручик Ромашов, столкнувшись с армейской средой, был духовно сломлен и убит на дуэли, а если точнее, то попросту застрелен. Писатель представил на суд читателей повествование о поединке чистой души, высоких идеалов с грязью, пошлостью, жестокостью армейского быта.

Ромашов приехал в полк за полгода до драматических событий. Он был "среднего роста, худощав, и хотя, довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок...". Главный герой повести мечтает о военной карьере и духовном росте: "...завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Буду зубрить как бешенный...". Он подписался на газету и популярные журналы, накупил книг, но армейская жизнь, постоянные пьянки, жестокость подавляли порыв молодого человека. В офицерской среде не было места ни для науки, ни для духовности, ни для дружбы. Окружающий Ромашова беспредел, если и не затягивает, то не дает ему возможности жить по своим убеждениям.

Ромашов – душа чистая, мечтающая о великой любви. Он попался в сети недалекой полковой дамы Петерсон, которая изменяла любящему её мужу. Но постепенно Ромашов осознает свою ошибку. Ему становится противно. Это очевидно из следующего абзаца: "От письма пахло знакомыми духами – персидской сиренью; капли этих духов желтыми пятнами засохли кое-где на бумаге, и под ними многие буквы расплылись в разные стороны. Этот приторный запах, вместе с пошло-игривым тоном письма, вместе с выплывшим в воображении рыжеволосым, маленьким, лживым лицом, вдруг поднял в Ромашове нестерпимое отвращение. Он со злобным наслаждением разорвал письмо пополам, потом сложил и разорвал на четыре части, и еще, и еще, и когда, наконец, рукам стало трудно рвать, бросил клочки под стол, крепко стиснув и оскалив зубы. И все-таки Ромашов в эту секунду успел по своей привычке подумать о самом себе картинно в третьем лице: "И он рассмеялся горьким, презрительным смехом". Юноша чувствует всю фальшь этой любовной истории. Именно по этой причине он и отталкивает Петерсон. Однако потом Ромашов сожалеет, что обманул эту "ограниченную женщину". Здесь Куприн показывает драматизм столкновения идеальной любви и пошлости и ограниченности.

На фоне всеобщей ограниченности и пошлости очень сильно выделяется семья Николаевых. Кроме того, Шурочка очень привлекательная девушка. Она никогда не сидела без дела. Шурочка всеми силами помогала мужу поступить в военную академию, так как мечтала вырваться из порочного круга армейской повседневности. В этом было основное сходство героев. Ромашов мечтал, что, отслужив три года, уйдет в запас. Несмотря на это писатель предупреждает читателя, что Шурочка несет в себе опасность для Ромашова. По мнению Шурочки, поединок – это и бойня, и буффонада, и лицемерие. Она полагает, что представления об офицерской чести у русских искажены, и именно поэтому им необходимы поединки: "тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге... взаимное сквернословие, пускание друг другу в голову графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться... У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер – это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия рисковать жизнью". Среди прочих офицеров полка Шурочка особенно неодобрительно отзывается о Назанском, "беспросыпном пьянице", за столом укоряет и Ромашова за пристрастие к водке.

Юноша не обращает внимание на её проявления жестокости. Однако Куприн снова предупреждает читателя, что грядет драма. При встрече с Назанским происходит беседа о любви, и он показывает Ромашову письмо от женщины жестоко бросившей его. Подпоручик узнает почерк Шурочки. Несмотря ни на что, юноша не видит в Шурочке пошлость и жестокость, которые явно выставлены на показ Куприным. Она помогает мужу поступить в академию – казалось бы, благородно, но на самом деле Шурочка хочет лучшей жизни, а на мужа ей фактически наплевать. Когда Ромашов решается излить ей душу, она говорит, что не хочет детей. Брезгливость сквозит в её взгляде, тоне – но Ромашов не замечает подвох и на этот раз. Он слеп в своём идеализировании никчемного человека. Это приближает его к трагическому концу. Наступает момент, когда от Ромашова все отворачиваются. Он не может принять такие порядки в полку и пытается с ними бороться. Однако он слишком добр и наивен для серьезного противостояния. Существующие порядки в конце концов сламливают дух Ромашова. У него возникает желание покончить собой. Единственный человек которому он продолжает верить – Шурочка. Однако после того как она пришла к нему ночью просить его не стрелять в её мужа, но в дуэли участвовать, вся показная прелесть Шурочки рассыпалась. Она падает до уровня "полковой дамы". Понял ли это Ромашов сквозь пелену восторга? Вероятно да, поэтому он и согласился на дуэль. Жизнь загнала его в тупик; ему как и одному из героев Ф.М. Достоевского некуда идти, не к кому обратиться. У него нет ни одного близкого человека. Он участвует в поединке и погибает.

А. И.Куприн заканчивает повесть протоколом дуэли, из которого ясно, что Ромашов не воспользовался правом на выстрел. Исходя из этого напрашивается вывод о суициде. Герой не хотел больше жить.

В повести "Поединок" А.И. Куприн показал любовь неизбежно обреченную на уничтожение в жестоком безнравственном мире. Раскрывая истоки трагедии Ромашова, автор одновременно выражает свои мечты о чистой и высокой любви, мечты о том, чтобы мир в который она приходит был её достоин.

- 621.68 Кб

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок» .

Напившись, офицеры устроили в публичном доме скандал, переругавшись друг с другом. После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску - ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием» .

В конце этого повествования о диком поступке пьяных офицеров, Куприн обращает наше внимание на контраст этого описания с идущим следом описанием рассвета: «Был рассвет, с ясным, детски-чистым небом и неподвижным прохладным воздухом. Деревья, влажные окутанные чуть видным паром, молчаливо просыпались от своих темных, загадочных ночных снов. И когда Ромашов, идя домой, глядел на них, и на небо, и на мокрую, седую от росы траву, то он чувствовал себя низеньким, гадким, уродливым и бесконечно чужим среди этой невинной прелести утра, улыбавшегося спросонок» .

Таким образом, в «Поединке» показал моральный и духовный распад военной интеллигенции, отдаленность ее от народа. Куприн помог офицерству познать самих себя, свое положение в жизни, всю его неформальность и трагизм.

3.3. Жены офицеров - олицетворение крайнего духовного обнищания

Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Полковые дамы - олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей.

Наиболее отталкивающий образ - Раиса Петерсон, злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» - с отвращением думает Ромашов. «И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья. И говорит как противно, - думал Ромашов. - Странно, что я до сих пор этого не замечал. Она говорит так, как будто бы у нее хронический насморк или полип в носу: «боя бать гредчадка» .

Не лучше и остальные «дамы». Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на нее Осадчего.

В то время, как Ромашов ищет пути личностного самоутверждения человека, а по большому счету - и человечества, Шурочка Николаева стремится как можно полно реализовать возможности своей незаурядной натуры, и физические - неотразимое женское обаяние, женственность, и интеллектуальные - живой, энергичный ум. Но реализовать с явной эгоистической целью, роль полковой дамы ее не удовлетворяет. Она жаждет большего: жизни блестящей и праздной, настоящего общества, где «свет, музыка, поклонники, тонкая лесть, умные собеседники». Как достичь этого женщине неблагородно рожденной, без достаточных средств и образования? Только благодаря карьере мужа или другого, самозабвенно любившего ее человека. Шурочка не только эгоистка себе на уме, но и кровожадна. Ей чужды милосердие, всепрощение, элементарные понятия о добре, душевное благородство и такт: они «тормоза», препятствия на пути к лелеемой ею сказке о «настоящей» жизни. Поэтому она резко осуждает «сентиментальных противников» офицерских дуэлей. Ей импонируют поединки с кровью: «Что это за нежности: боятся выстрела! Ваша профессия - рисковать жизнью!». Она готова беспощадно распорядиться жизнью любившего ее Назанского (Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак. Такие офицеры - позор для полка, мерзость!») и распоряжается жизнью, подводит под верную пулю своего мужа на дуэли беззаветно любящего ее Ромашова. Впрочем, так же без угрызений совести ушла бы она от мужа, даже распорядилась бы его жизнью, если бы Назанский или Ромашов смогли бы стать активными помощниками ей в реализации эгоистического плана. Нельзя не заметить, что в Шурочке Николаевой - дальнейшее развитие характера, открытого Л.Толстым в Элен Курагиной-Безуховой.

Почему же Шурочка все-таки обрисована с известной долей авторской симпатии? В нее влюблены лучшие герои произведения. Видимо, не только потому, что Шурочка на фоне пресных, пошлых и развратных полковых дам выделяется женским обаянием и умом, а потому, что при всех ее нравственных изъянах, которые до поры до времени остаются неразгаданными, она обладает цельной, волевой натурой, предрасположенностью к личностному самоопределению. А симпатии писателя всегда были на стороне таких натур, которые находили в себе силы противостоять потоку, даже при всей явной или скрываемой порочности .

Образ Шурочки - одно из самых удачных созданий писателя в «Поединке». А.В.Луначарский отмечал, что Куприну удалось «вывести и любопытный и совершенно живой и бесспорно интересный женский тип» .

Тем не менее, в Шурочке сплелись эгоизм честолюбивой мещанки, внешнее обаяние и ум. Воля и упорство ее направлены на достижение корыстных, эгоистических целей.

Таким образом, хотя «идеал» Шурочки мелок, пошл и ограничен, но другие полковые дамы во много раз хуже Шурочки: злы, глупы, невежественны, лицемерны. Таковы Раиса Петерсон, Анна Ивановна Моргунова, жена капитана Тальмана и другие.

Мир «полковых дам» Куприн изобразил с такой же беспощадностью, как и мир офицерства.

3.4. Нравственная и мировоззренческая ориентация главных героев повести - Ромашова и Назанского

Настоящим героем, противником общепринятых в тогдашнем социуме и негативных, и утверждаемых как позитивные ценностных ориентаций в повести задуман Ромашов. Назанский же выступает в произведении глашатаем новой веры, новой философии века, импонирующей автору, можно сказать, рупором его идей, короче, наставником, вдохновителем активизирующегося Ромашова.

В сюжете повести Назанский завершает характеристику человеческого «качества», а соответственно социальной и государственной целесообразности офицерского корпуса, а также провозглашает перспективные, с точкт зрения автора, философские идеи времени. Пока в речах Назанского распознаны ницшевские идеи «сверхчеловека», отказа от традиционного гуманизма. Но значительное место в этих речах заняли идеи Вл.Соловьева и Н.Бердяева. В критике же традиционного милосердия заметна интертекстуальная перекличка с известной репликой Ивана Карамазова Достоевского о Юлиане Милостивом (у Куприна почему-то Иоанн Милостивый).

Впечатляет содержательное богатство постулируемой Назанским модели человека будущего. Это, прежде всего идеи личностного самостоянья, уверенности в себе, собственного достоинства, ощущения гармонии с природным миром, основанные на мобилизации пока еще мало востребованных принципов экзистенции («любовь к себе, своему уму, к бесконечному богатству своих чувств»), персоналистских мотивах отрицания власти, ложных, иллюзорных авторитетов, определяемых культурой человека («Вы - царь мира, его гордость и украшение <…> бог всего живущего»), равноправие не подобий, а разных, т.е личностей, неравных не в юридическом, а в экзистенциальном смысле («не страшитесь никого во вселенной, потому что над всеми никого нет и никто не равен вам»), в толстовско-достоевских мотивах бережного ощущения красоты живой жизни, природы («как прекрасна, как обольстительна жизнь! <…> о радость, о божественная красота жизни <…> голубое небо, вечернее солнце, тихая вода <…>, Ах, как все чудесно, как все нежно и счастливо!»).

В этой модели отсутствует то, что можно назвать эгоизмом, насилием над другими во имя собственной выгоды. Основное в этой модели - чаяние свободы духа: «где-то вдали от наших грязных вонючих стоянок совершается огромная, новая светозарная жизнь. Появились новые, смелые, гордые люди: загораются в умах пламенные свободные мысли…». Наоборот, нетерпимость к свободе духа, склонность к насилию у приверженцев традиционных ценностей: «Мы (воспитанные на прежних ценностях. - В.Л.), надувшись, как индейские петухи… надменно болбочем: «Что? Где? Молчать! Бунт! Застрелю!» Огромна в этой модели роль любви - к женщине, ближнему. Куприн заинтересованно воспринял идею высокого этического смысла половой любви, ту роль, которая отводилась ей в гармонизации социума в философии Вл.Соловьева («Смысл любви»), Н.Бердяева («Метафизика пола и любви»). Эта идея патетически излагается Назанским: «для Данте вся любовь - прелесть, очарование весны!... говорю о любви в прямом, телесном смысле. Но она - удел избранников…Любовь… имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». Такая любовь способна пожертвовать всем, подвигнуть на преодоление собственного эгоизма, в духе философии Соловьева и Бердяева: «всегда обожающий, всегда готовый отдать за нее (избранницы - В.Л) - нет, зачем за нее, за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее любимую собачонку - отдать и жизнь, и честь, и все, что только возможно отдать!...таких радостей не знают красавцы и победители». Это парафраз соловьевского постулата: «нравственный смысл любви требует воссоединения того, что неправедно разделено, требует отождествления того и другого» .

Парафраз отчеканен, как афоризм, в монологе Назанского: «Любовь, освобожденная от темных пут собственности, станет светлой религией мира, а не тайным позорным грехом в темном углу, с оглядкой, с отвращением» .

Главное, в предлагаемой Куприным модели совершенного человека исключена малейшая возможность конфронтации людей друг с другом: «великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, <…> как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором чувствую равного себе…»

Проектирование экзистенциальной гармонии исключает достижение ее через социальную конфронтацию, что витала в тогдашней атмосфере. Это противоречило бы сути русского духовного Ренессанса, на который ориентирован Куприн. Устами Назанского сказано: «Какой интерес заставит меня разбивать свою голову ради счастья людей тридцать второго столетия?» Он не разделяет призывов к насильственной ломке режима, не согласен с кликуществующими: «Возьмемся об руку, пойдем и погибнем, но будущим поколениям приготовим светлую и легкую жизнь». Гармония светлой жизни у Куприна возможна только через духовное преображение человека, возобладание не эгоистического, индивидуалистического, а личностного начала. Конечно, массовый человек прошлого, как и нынешнего нового века, далеко отстоял и отстоит от этого романтического идеала. Иллюзорной оказалась и счастливая жизнь, которой пытались достичь путем социальных конфронтационных революций.

Заманчивость, яркость, красота новой модели человека поддержана и портретом ее поборника: «Золотые волосы падали крупными, цельными локонами вокруг его высокого, чистого лба, чистая, четырехугольной формы, рыжая, небольшая борода лежала правильными волнами, точно нагофрированная, и вся его массивная и изящная голова, с обнаженной шеей благородного рисунка была похожа на голову одного из греческих героев или мудрецов… Ясные, чуть-чуть влажные голубые глаза смотрели оживленно, умно и кротко…» .

Но жизнь по прежним, устоявшимся правилам, нормам губит свежие, новые всходы. Внешняя красота персонажа почернела, сожжена, как яркая зелень в засушливую погоду: «Глаза глубоко ввалились и почернели вокруг, веки пожелтели, а щеки с неровной грязной кожей опустились и оплыли книзу, и некрасиво обросли жидкими курчавыми волосами».

Назаснкий - мыслитель, правозвестник, глашатай новых идей, персонаж рассуждающий и объясняющий, можно даже сказать, рупор автора. Ромашов же эти идеи призван воплотить в своей деятельности, на практике. Именно он самый живой, динамичный, деятельный герой в «Поединке». Уже в экспозиции сюжета он выделен из массы неофицерскими чертами: краснеет от замешательства, говорит сбивчиво, без надобности поправляет очки. Главное, не разделяет избитую офицерскую этику, позволяющую издеваться над «шпаками» - штатскими. Правда, в исключительных случаях: «если он порядочный человек, дворянин и так далее… зачем я буду на него, безоружного нападать с шашкой».

Куприноведы (В.Афанасьев, А.Волков, Ф.Кулешов, О.Михайлов) называют Ромашова заурядным, слабым. Скорее всего, они воспроизводят мнение Шурочки Николаевой, которой, с точки зрения волевых, эгоистических устремлений, Ромашов представлялся слабым, потому, что не мог духовно принять их. Но уже в первой портретной характеристике Ромашова заявлена сила, как и сдерживающая ее не офицерская черта: «среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но, от большой застенчивости, неловок».

Физическая сила персонажа в сюжете найден выход в доминанте последовательно крепнущей духовной силы, основы реального, действенного противостояния общепринятому как кастовому, так и более широкому - всеобщему, массовому, поклонению общепринятым традиционным приоритетам. Уже в завязке сюжета Ромашов выступил против незаслуженного оскорбления нижнего чина полковым командиром, заступился за беззащитного, бессловесного татарина Шарафутдинова. Заявка на преодоление героем затхлого, застойного, атмосферы провинциального бытия есть в честолюбивых фантазиях, которыми герой живет в свободное время от службы время. Вечерние прогулки к вокзалу, вечерние зори как бы сигнализируют об исчерпанности прежних ценностей, поиск тропы к новым, озарение ими на исходе дня. Большинство сюжетов этих фантазий ветвится по сложившимся образам. Подобно Андрею Болконскому, Ромашов мечтает о собственном «Тулоне» - о свершении подвигов на поприще защиты Отечества, даже при усмирении бунтов рабочих, но больше как военный разведчик, или командир генерального сражения, определяющего судьбу войны. Не важно, что это фантазии романтика-юноши. Они тренируют волю и дух персонажа в экзистенциальной тяжбе с заурядной, косной повседневностью. Вызов, брошенный на плацу солдафону полковнику Шульговичу, требовал не меньшего мужества, чем достойное поведение в бою. Определить особенности его мировоззрения, взгляды на жизнь, которые отражены в повестях «Молох», «Олеся», «Поединок»;
Осмыслить и сопоставить специфичность общего и разного в изображении духовно-эмоционального мира героев повестей;
Проанализировать авторскую позицию в отношении к своим героям;

Глава 1. Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна - «Молох», «Олеся», «Поединок»

1.1. С болью за человека: повесть «Молох» А.И.Куприна………………….....10

1.2. Отражение социально-этических проблем народа и интеллигенции в повести «Молох»……………………………………………………………….25

1.3. Характерные черты духовно-эмоционального мира героев повести «Молох»………………………………………………………………………...30

1.4. Раскрытие противоречий в характере главного героя повести-Боброва.39

1.5. Значение реалистического изображения действительности в группировке образов…………………………………………………………………………..42

Глава 2. Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся»

2.1. Открытие Куприным истинной поэтичности в простых людях…………….47

2.2. Автобиографичность повести «Олеся»……………………………………….52

2.3. Роль пейзажа в раскрытии эмоционально-духовного мира главной

героини……………………………………………………………………………....58

Глава 3. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»

3.1. Своеобразие конфликта в повести «Поединок»: личность в армейской

среде………………………………………………………………………………....67

3.2. Безнравственность и бездуховность армейской среды……………………..76

3.3. Жёны офицеров в повести «Поединок» - олицетворение крайнего духовного обнищания………………………………………………………………79

3.4. Нравственная и мировоззренческая ориентация главных героев повести - Романова и Назанского……………………………………………………………..81

Заключение…...……………………………………………………………………..87

Список используемой литературы……………………………………………...…90

В 1905 году создал Куприн "Поединок". Краткое содержание этой повести мы сегодня рассмотрим. Первое издание произведения вышло с посвящением М. Горькому. Влияние этого писателя определило все "буйное" и "смелое" в повести, как признавался сам Куприн. "Поединок", краткое содержание которого мы рассмотрим, начинается следующим образом.

Невезение Ромашова

Молодой офицер Ромашов после вечерних занятий, полагающихся по уставу гарнизонной службы, бродил без дела по улицам города. Этот человек был на службе лишь второй год и имел забавную привычку думать в 3-м лице о себе, как в шаблонных романах. Герою в этот вечер немного не везло. Прибыл Шульгович, командир полка, который оказался не в духе и потому сделал выговор солдату Ромашова, татарину, который плохо понимал по-русски. Были наказаны оба: и солдат, и подпоручик. Ромашову полагалось четверо суток провести под домашним арестом. Он любил во время прогулок мечтать о том, что скоро поступит в академию, успешно сдав экзамены, а затем сделает блестящую карьеру и докажет всем в полку, какой он есть на самом деле.

Взаимоотношения с Шурочкой и Раисой Петерсон

О чем же далее повествует Куприн ("Поединок")? Краткое содержание продолжается рассказом о том, что главный герой часто бывал в гостях у Николаева, своего друга. Он каждый раз обещал не ходить больше туда, поскольку нельзя надоедать всякий раз людям. К тому же, герой был безнадежно влюблен в Шурочку (Александру Петровну, жену поручика). Денщик Гайнан прервал его мысли. Он принес письмо от Петерсон Раисы Александровны. Ромашов уже давно и скучно обманывал с ней ее супруга, и это ему уже порядком надоело. От запаха приторно-сладких духов этой женщины Ромашова воротило, как и от пошлого тона ее писем. Главный герой решил все-таки пойти к Николаевым. В четвертой главе автор описывает его визит.

Подготовка Николаева к экзаменам

Владимир Ефимович (так звали Николаева) был занят. Он готовился к поступлению в академию, однако каждый раз проваливал экзамены. Его жена Шурочка прикладывала все свои усилия для того, чтобы ему помочь. Она уже выучила программу лучше него.

Николаев занимался, а тем временем Шурочка с Ромочкой (так его называла Александра) обсуждали статью в газете о поединках в армии. Недавно их узаконили. По мнению Шурочки, это было сурово, однако для русских офицеров необходимо хотя бы для того, чтобы личности, подобные Назанскому и Арчаковскому, знали свое место. В отличие от Александры, Ромашов не считает плохим Назанского. Вскоре необходимо было отправляться спать, и подпоручик покидает Николаевых. Пятая глава начинается тем, что на улице главный герой слышит, как его частые визиты обсуждает денщик. Он решает навестить Назанского, находившегося в запое уже некоторое время.

Ромашов отправляется к Назанскому

Назанский рассказывает в пьяном бреду Ромашову о том, что когда-то он был влюблен в одну женщину. Между ними не было ничего, и он считает, что дама его разлюбила из-за пьянства. Затем он достает одно из ее писем и показывает его Ромашову, который узнает почерк Шурочки. Главному герою становится понятно, почему она так плохо отзывается о Назанском. Еще одно письмо ждет его дома. Оно от Раисы Александровны, опостылевшей Ромашову любовницы. Теперь в нем одни лишь угрозы и намеки на то, что она знает об "отношениях" с Николаевой Ромашова. Этим письмом заканчивается пятая глава.

На ближайшем же балу, устроенном в полку, главный герой объявил о разрыве Петерсон, а та обещала отомстить ему за это. Вскоре к Николаевым начали приходить анонимки.

Ромашов теряет сознание на глазах у Шульговича

Продолжает описывать неприятности, выпавшие на долю главного героя, Куприн ("Поединок"). Краткое содержание служебных неудач Ромашова состояло в том, что им было недовольно начальство, и поэтому однажды его вызвал к себе Шульгович, полковник, и устроил разнос (об этом рассказывается в 7-й главе). Шульговичу не нравилось, что он спорит со старшими по званию, а также участвует в пьянках офицеров. У Ромашова от этих выговоров шла кругом голова. Он чувствовал, что еще немного, и он ударит полковника. Однако вместо этого главный герой потерял сознание. Не на шутку испугался Шульгович. Он сказал, что погорячился, что одинаково любит всех своих офицеров и не хотел его обидеть. Шульгович предложил помириться Ромашову и даже позвал его на обед. Офицерское собрание проходит субботним вечером, а Ромашова назначили распорядителем бала.

Бал

О бале нельзя не сказать отдельно пару слов, описывая произведение, которое создал Куприн ("Поединок"). Краткое содержание по главам устроит не всех читателей. Некоторые хотят познакомиться с теми или иными сценами в оригинале. Для тех, кого интересуют подробности бала, отметим, что описание его дается автором в 8-й и 9-й главе. Присутствуют на нем все офицеры с дочерями и женами. Раиса Петерсон также в числе гостей. Эта женщина, самолюбие которой уязвлено разрывом с Ромашовым, устраивает во время кадрили сцену, наносит оскорбления Николаевой.

День именин, объяснение с Шурочкой

Главного героя в конце апреля Александра Петровна приглашает на общий их день именин. У него сейчас туго с деньгами, буфетчик уже не отпускает сигареты в долг. Однако ради этого случая Ромашов занял немного денег у Рафальского (в 12-й главе) для того, чтобы купить духи Шурочке, что отмечает Александр Куприн ("Поединок"). Краткое содержание сцены празднества следующее. Оно выдалось довольно шумное. Ромашов сидел возле Шурочки и старался не прислушиваться к плоским шуткам и глупым разговорам офицеров. Иногда он касался руки своей возлюбленной, что очень не нравилось Николаеву. Затем, после застолья, он решил прогуляться с Шурочкой в роще (14-я глава). Та призналась, что Ромашов ей мил, что у них общие желания и мысли, однако от отношений следует отказаться. Шурочка поторопила его скорее вернуться, пока их уход не обнаружили. Николаев и так был очень недоволен поступающими анонимками.

Корпусный смотр, арест Ромашова

Не правда ли, интересно, какими событиями продолжается повесть Куприна "Поединок"? Краткое содержание переходит к описанию корпусного смотра, прошедшего в мае. О нем автор рассказывает в 15-й главе. Все капитаны, кроме Стельковского, поднимают ни свет ни заря свои роты. Он же решил дать своим солдатам выспаться, и на смотре они выглядели "молодцеватыми", "ловкими", "со свежими лицами". В итоге, когда генерал проверял, как перестраиваются и маршируют солдаты, он остался доволен только 5-й ротой, которой командовал Стельковский. Самое худшее, однако, было впереди. Окрыленный торжественным моментом, во время проведения церемониального марша Ромашов настолько замечтался, что не заметил того, как он нарушил строй всей роты. К тому же один измученный солдат на глазах у генерала упал на землю. Подпоручику Ромашову за это выносят строгий приговор. Он должен находиться на дивизионной гауптвахте под арестом.

Разговор с Хлебниковым, самоубийство солдата из роты Осадчего

Однако публичным позором отнюдь не заканчиваются неприятности Ромашова, героя, которого создал Куприн ("Поединок"). Читать краткое содержание по главам, конечно, не так увлекательно, как оригинал произведения. Описывая основные события, мы отметим, что произошло объяснение с Николаевым, попросившим его больше к ним не приходить и прекратить бессмысленный поток анонимок. Ромашов по дороге домой встретил солдата, упавшего в обморок. Его фамилия - Хлебников. Этот солдат плакал и жаловался Ромашову на службу в роте (16-я глава). Все над ним издевались, били его, а он с детства мучается грыжей и к учению непригоден. Ромашову свои собственные проблемы на фоне этого несчастного солдата показались пустяками. Самое худшее произошло в конце мая. В это время повесился солдат в роте Осадчего (18-я глава). Затем последовало беспробудное пьянство. Все напивались на офицерских собраниях.

Оскорбление Николаева, назначение поединка

Уже приближается к концу рассказ Куприна "Поединок". Краткое содержание его дальнейших событий подготавливает неизбежный финал. На собрании однажды Бек-Агамалов в пьяном виде чуть не ударил барышню, обозвавшую его дураком. Главному герою едва удалось остановить его. Были на нем и Николаев с Осадчим. Последний устроил отпевание солдата-самоубийцы. Главный герой потребовал этот фарс прекратить, но Николаев вмешался и сказал, что подобные Ромашову позорят полк. Разгорелся конфликт между ними, во время которого главный герой выплеснул в лицо Николаеву недопитое пиво (19-я глава). Офицерский суд решил, что эта ссора может завершиться лишь поединком. Отказавшемуся от него следует покинуть службу. Ромашову Назанский настоятельно советует отказаться от поединка, так как жизнь - удивительное и захватывающее явление (20-я глава).

Финал произведения

Вечером Шурочка приходит к Ромашову. Она просит не отказываться от дуэли, так как выглядеть это будет весьма сомнительно (22-я глава). Шурочка также рассказывает ему, как она потратила годы своей жизни ради карьеры супруга, и Николаева из-за этого случая могут не допустить к сдаче экзамена. Она уверяет, что своего мужа предупредила не стрелять в Ромашова. Таким образом, дуэль обязана состояться, однако никто при этом не должен быть ранен. В конце встречи Шурочка обняла Ромочку и поцеловала его. Они ведь не увидятся больше, так что бояться нечего. Поединок состоялся утром следующего дня.

Составляя краткий пересказ повести Куприна "Поединок", мы подошли к заключительной, 23-й главе. Она очень короткая и представляет собой рапорт, составленный полковым командиром, в котором было сказано, что Николаев смертельно ранил Ромашова. Через 7 минут последний скончался от внутреннего кровоизлияния.

Так заканчивает Куприн А. И. "Поединок". Краткое содержание по главам поможет вам вспомнить или узнать его сюжет, а также сориентирует, к какому месту повести следует обращаться для подробного знакомства с основными эпизодами.