Описание скрипки. "Краткая история появления скрипки". Происхождение, история скрипки

Детская прогерия была описана независимо двумя врачами Дж. Хатчинсоном (1886 г.) и Х. Гилфордом (1904 г.). В их честь это заболевание называется синдромом Хатчинсона-Гилфорда. За 125 лет в медицинской практике было описано более ста случаев заболевания детской .

Признаки болезни проявляются в первые два-три года жизни ребенка. Прогерия начинается неожиданно: на животе у малыша появляется несколько крупных пигментных пятен. С этого момента его рост замедляется, вес увеличатся очень медленно. Кожа истончается до такой степени, что сквозь нее просвечивают кровеносные сосуды. По сравнению с туловищем голова выглядит очень большой, лицо, наоборот, очень маленькое с мелкими «птичьими чертами» и недоразвитым подбородком.

Вес ребенка не превышает 20 кг, рост останавливается на отметке 110−120 см. По мере «взросления» у него развивается атрофия мышц, дистрофия зубов, постепенно исчезает волосяной покров с головы. Кроме того, наблюдаются патологические изменения скелета и суставов. Кости становятся ломкими, кожа — очень морщинистой, тело — сгорбленным и скрюченным. Наблюдаются проблемы с сердечно-сосудистой системой. Происходит нарушение жирового обмена, развивается атеросклероз. Начинаются проблемы со зрением, часто фиксируется помутнение хрусталика. Умственное развитие ребенка соответствует его физическому возрасту.

Детской прогерией страдает один ребенок из 5−7 миллионов новорожденных. За один год малыш «проживает» 6−8 лет жизни обычного человека. Очень редко дети доживают до 18−20 лет.

Причины болезни

До начала XXI века специальных исследований о причинах прогерии не проводилось. В медицинской среде бытовало мнение, что никакие лекарства не могут излечить это непонятное и страшное заболевание.

Однако наука не стоит на месте. Ученых медиков заинтересовал тот факт, что быстрое старение детей, больных прогерией, приводит к развитию тех же болезней, от которых умирают старые люди. Чтобы понять механизм старения, исследователи вплотную занялись изучением причин, которые вызывают прогерию.

В 2004 году ученые Брунельского университета (Лондон) обнаружили ген LNMA, мутация которого является причиной прогерии. Этот ген кодирует белок ламин А, входящий в состав белков оболочки клеточного ядра. Поврежденный ламин, А вызывает деформацию клеточных ядер. Это чревато тем, что в организме возникает дефицит белков, необходимых для построения соединительных тканей организма.

Нормальный процесс старения объясняется законом делимости клеток. Этот закон был открыт американским биологом Л. Хейфликом в 1961 году. Основной смысл закона состоит в том в том, что клетки нашего организма могут делиться только до определенного момента, который называется пределом Хейфлика. Вследствие патологического деления клеток у больных детей предел Хейфлика значительно снижен, а это означает преждевременное быстрое старение молодого организма.

В настоящее время перед учеными встала новая проблема — необходимо понять, как работает мутировавший ген до конца. Если они сумеют разгадать и эту загадку, то в руках медицины окажется мощный инструмент, позволяющий замедлять процесс старения организма человека.

Распространение прогерии

В настоящее время на пяти континентах отмечено около 80 случаев заболевания детской прогерией. Что интересно, большая часть заболевших детей принадлежит к белой расе. Лишь 12-летняя Онталаметсе Фалатсе из ЮАР — первый ребенок негроидной расы, которого поразила эта страшная болезнь.

Мать девочки рассказывает, что дочка родилась нормальным младенцем. Она была первенцем в семье, и родители были счастливы, когда она появилась на свет. Но счастье длилось недолго: в три месяца у ребенка появилась непонятная сыпь, после года стали происходить возрастные изменения кожи и ногтей, начали выпадать волосы. Однако, в 6 лет, как и положено, девочка пошла в школу. Сейчас она выглядит как 80-летняя старушка, она меньше своих сверстников вдвое.

Два года назад Онталаметсе и ее мама были приглашены в США на обследование. После этого девочка ежегодно бывает в США, где за ней продолжают наблюдать и проводят экспериментальное лечение. Сама Онталаметсе — оптимистка по натуре — заявляет: «Я называю себя первой леди, потому что я первый черный ребенок с этим заболеванием… Вы знаете еще какого-нибудь темнокожего ребенка с подобным заболеванием?» К сожалению, врачи не могут сказать никаких утешительных слов маме и дочке.

Долгожитель среди «прогерийных» детей — молодой человек по имени Денни. В раннем детстве от него отказались родители, но нашлись добрые люди, которые усыновили мальчика. В этом году Денни отметил свое 20-летие. Он выглядит как маленький старичок-гномик: высохшее тело, горбатая спина, вялые, неуверенные движения, зубы выпали, лысая голова. Денни знает, что ему осталось немного дней на этом свете. Родители возят его в инвалидной коляске. Денни удалось прожить «сравнительно долгую жизнь» только благодаря тому, что у него большая сила воли, и его замечательные родители окружили своего сына заботой и любовью.

Как же можно выживать, и что делается, чтобы побороть эту страшную болезнь?

Это крайне редкое генетическое заболевание, ускоряющее процесс старения примерно в 8-10 раз. Проще говоря, ребенок за один год стареет на 10-15 лет. Дети, страдающие прогерией, выглядят нормальными в течение 6-12 месяцев после рождения. После этого у них развиваются симптомы, характерные для преклонного возраста: морщинистая кожа, облысение, ломкость костей и атеросклероз. Восьмилетний ребенок выглядит на 80 лет - с сухой морщинистой кожей, облысевшей головой...

К числу особенностей таких больных относятся карликовый рост, малый вес (не превышающий обычно 15-20 кг), чрезмерно тонкая кожа, плохая подвижность суставов, недоразвитый подбородок, маленькое лицо в сравнении с размером головы, что придает человеку как бы птичьи черты. Из-за потери подкожного жира видны все сосуды. Голос обычно высокий. Умственное развитие соответствует возрасту. И все эти больные дети поразительно друг на друга похожи.

Прогерия вызывает и другие проблемы: у детей во рту, например, появляется второй ряд зубов, а кожа становится очень бледной, почти прозрачной.

Эти дети обычно умирают в 13-14 лет просто «от старости». Точнее, от тех болезней, что характерны для глубокой старости. Например, они могут умереть от банального сердечного приступа. И, как правило, после нескольких инфарктов и инсультов на фоне прогрессирующего атеросклероза, катаракты, глаукомы, полной потери зубов и т.д. Лишь немногие живут до 20 лет или дольше. В народе это заболевание называют "собачья старость".

Сейчас в мире известны около 60 случаев заболевания людей прогерией. Из них 14 человек проживают на территории Соединенных Штатов, 5 - в России, остальные в Европе.



До последнего времени врачам не удавалось определить причину возникновения недуга. И лишь недавно американские исследователи обнаружили, что причиной «детской старости» является одиночная мутация. Прогерию вызывает мутированная форма гена LMNA. По словам директора Национального института исследования генома Френсиса Колинза (Francis Collins), руководившего исследованием, эта болезнь не является наследственной. Точечная мутация – когда в молекуле ДНК изменен лишь один нуклеотид – возникает заново у каждого больного. Генетическая мутация в белке Ламин А вызывает ускоренное старение организма. И молодой человечек - с его большими оттопыренными ушами, выпученными глазами и разбухшими венами на лысом черепе - превращается в стошестнадцатилетнего старика.



В последнее время у некоторых из этих больных появилась призрачная надежда на выздоровление. Американские ученые приступили к клиническому испытанию средства против синдрома Хадчинсона Гилфорда. Если удастся довести испытания до успешного завершения, победа над прогерией станет победой людей, делающих все, чтобы спасти своих детей от скорой неминуемой гибели.

Исследователи в своих работах натолкнулись на препарат - ингибитор фарнизилтрансферазы, он оказался способным заблокировать продукцию этого белка и, по крайней мере, приостановить развитие патологических процессов, и даже несколько их обратить вспять.

Однако существует проблема в выявлении таких больных. Их мало и они разбросаны по всему свету. Инициативная группа взяла на себя огромную работу по их поиску. Больные живут в разных странах, надо получить их согласие, согласие их родителей. Нужно, наконец, привезти их, если такое согласие будет получено, в Бостон (испытания проходят в Детской больнице Бостона (Children’s Hospital Boston). А жизнь таких детей коротка. Считается, что предельный возраст, до которого может дожить больной прогерией - это 27 лет. Но даже это - редкий случай.

Хусейн Хан со своей семьей в своем роде уникальны: это единственный известный науке случай, когда прогерией страдает более одного члена семьи. И благодаря этой семье ученые сумели сделать настоящий прорыв в понимании природы болезни. Муж и жена Ханы приходятся друг другу кузенами. Ни у одного из них прогерии нет, как и у двух их детей - 14-летней Сангиты и двухлетней Гулавсы. Этой болезнью страдают их 19-летняя дочь Рехена и два сына: 7-летний Али Хусейн и 17-летний Икрамул. Ни у кого из них практически нет шансов дожить до 25.



Прогерия взрослых проявляется в следующих симптомах. Медленно развивающаяся юношеская катаракта. Кожа стоп, голеней, в меньшей степени кистей и предплечий, а также лица постепенно истончается, подкожная основа и мышцы в этих зонах атрофируются. На нижних конечностях у 90% больных возникают трофические язвы, гиперкератоз и дистрофия ногтей. Атрофия кожи лица завершается образованием клювовидного носа ("птичий нос"), сужением ротовой щели и заострением подбородка, напоминающим "склеродермическую маску". Из эндокринных расстройств отмечаются гипогенитализм, позднее появление или отсутствие вторичных половых признаков, дисфункция верхней и нижней паращитовидных желез (нарушение кальциевого обмена), щитовидной железы (экзофтальм) и гипофиза (лунообразное лицо, высокий голос). Часто наблюдается остеопороз. Изменения пальцев рук напоминают таковые при склеродактилии. Большинство больных с синдромом Вернера умирают до 40 лет. В настоящее время проводятся испытания по лечению болезни стволовыми клетками.

Доктор Лесли Гордон (Leslie Gordon) – известный американский эксперт по прогерии, директор Фонда по изучению прогерии (Progeria Research Foundation), исследовательница.

У доктора Гордона личные счеты с этой болезнью – пять лет назад ее сыну поставили диагноз прогерия.

Доктор Гордон преподает педиатрию на медицинском факультете Университете Брауна в Провиденсе, штат Род-Айленд.

Является научным сотрудником Университета Тафтса в Бостоне, где активно проводит исследования в области синдрома Хатчинсона-Гилфорда (HGPS).

Благодаря доктору Гордон западная медицинская наука существенно продвинулась в данной области. В частности, доктор Гордон открыла ген прогерии и сделала множество других важных открытий, касающихся патогенеза этого редкого заболевания.




Исследовательница часто попадала на телеэкраны, ее статьи по прогерии публиковались в New York Times, The Boston Globe, People Magazine, The Boston Herald, Science News, USA Today, а также The Journal of the American Medical Association (JAMA).

В этой статье доктор Гордон отвечает представителям NHMHB на частые вопросы о прогерии.

- Что такое синдром Хатчинсона-Гилфорда, или прогерия, и чем вызывается эта болезнь?

- Когда мы говорим о прогерии, я обращаюсь к синдрому Хатчинсона-Гилфорда, потому что существуют и другие прогерические синдромы.

Прогерия – это то, что мы называем «синдромом преждевременного старения», который воздействует на организм ребенка самыми разными путями, особенно сильно старя их сердечнососудистую систему.

Все дети с прогерией умирают раньше положенного срока, страдая тяжелым атеросклерозом, в возрасте от 8 до 20 лет. Основная причина смерти таких детей – сердечнососудистые заболевания, характерные для стариков. Прогерия возникает в среднем у одного ребенка на 4 миллиона человек, но в некоторых популяциях этот показатель варьирует от 1 до 8 миллионов.

Большая часть детей с прогерией на момент рождения выглядят совершенно нормально. В возрасте около 9 месяцев у них начинают появляться классические симптомы прогерии, включая изменения кожи, облысение и др. Такие дети дорастают максимум до 3,5 футов, что чуть больше половины роста нормального взрослого человека.

Нервная система и головной мозг таких детей болезнь обходит стороной, поэтому они функционируют в соответствии с биологическим возрастом. Социальные навыки и интеллект у детей с прогерией полностью сохраняются.

Другими словами, это счастливые детки, первоклассники, второклассники, которые хотят радоваться жизни и баловаться с ровесниками, но очень быстро дряхлеют и покидают нас. Понимание того, что происходит в организме ребенка при прогерии, должно помочь нам найти лекарство от этого ужасного заболевания.

- Когда и почему вы решили основать Фонд по изучению прогерии?

- Когда нашему сыну Сэму было почти 2 года, ему поставили диагноз прогерия. Мой муж врач, а я сама врач и научный работник. Конечно, мы отлично понимали суть проблемы и делали все возможное, чтобы остановить эту болезнь.

За несколько дней мы собрали весь имеющийся у современной науки материал – оказалось, что это менее 200 опубликованных статей. И все. Не было даже организации, которая занималась бы сбором средств на проведение дальнейших исследований, не было практически ничего.

Поэтому мы с мужем решили основать Фонд по изучению прогерии, PRF. Моя сестра Одри работает юристом, и мы попросили ее, как человека подкованного в правовых вопросах, стать первым президентом и исполнительным директором фонда.

Теперь у нас в организации есть большой и очень квалифицированный совет директоров, великолепный комитет волонтеров и много других людей, которые помогают в борьбе с прогерией.

Фонд по изучению прогерии – это некоммерческая организация, которая постоянно растет.

- Чем занимается Фонд по изучению прогерии?

- Фонд по изучению прогерии был создан в то время, когда для детей с этим синдромом в нашей стране не было практически ничего. Мы основали эту организацию с четким пониманием того, что нужно для борьбы с болезнью.

Вот что мы постоянно слышали: «Нет денег на проведение исследований в этой области, поэтому нам нечем помочь таким пациентам». Тогда мы собрали деньги и дали исследователям гранты на проведение особо важных работ, и мы продолжаем делать это сегодня.

Нам говорили: «Нет оборудования и инструментов. Нет клеточных культур. Исследователям необходимо с чем-то работать». Поэтому мы создали собственный банк клеток и тканей, взятых у больных прогерией. Все дети с этим синдромом могут пожертвовать свои клетки для нашего банка, чтобы ученым хватало материала для исследований. Теперь у них есть все, и результаты не заставили себя ждать.

Мы хотели переманить исследователей из других областей, убедить их заняться прогерией. Мы проводили научные встречи, которые помогали распространять информацию, мы предлагали солидные гранты на проведение ключевых исследований, и это помогло привлечь в нашу сферу ученых не только из разных уголков Америки, но даже из других стран.

Мы также создали Консорциум по изучению генетики прогерии (Progeria Research Genetics Consortium), в который сегодня входит 20 ученых, и я в их числе. Шестеро из нас принимали участие в историческом исследовании, которое завершилось открытием гена прогерии.

- Можно ли диагностировать прогерию до рождения ребенка?

- Да, это можно сделать. Это стало возможным благодаря недавнему открытию гена прогерии. Но так как прогерия не передается через поколения (это спорадическая мутация), то крайне маловероятно, что в одной семье родится два ребенка с этим редким заболеванием.

После открытия гена прогерии диагностика этого синдрома стала быстрой и надежной. Врачи со всего мира отправляют нам образцы клеток своих пациентов, чтобы мы проверили их на синдром Хатчинсона-Гилфорда, и мы делаем это совершенно бесплатно. Для всех.

- Каков прогноз для детей с прогерией?

- Заболевание смертельно в 100% случаев. Ребенок умирает в юном возрасте в результате инфаркта или инсульта. Его убивает то же самое, что уносит жизни большинства пожилых людей, только это происходит в детские или подростковые годы. Закупоренные мозговые и коронарные артерии, стенокардия, инсульты – вот чего следует ожидать от этой болезни.

- С какими трудностями сталкиваются больные прогерией?

- Я бы разделила эти трудности на две основные категории.

Во-первых, повседневное сохранение здоровья. Наш фонд очень быстро выяснил, что врачи не обладают полной информацией по правильной организации обследований, профилактических мероприятий у стремительно стареющих детей.

Семьи постоянно нуждаются в информировании и профессиональной помощи. Поэтому мы организовали третью программу – базу медицинских и научных данных (Medical and Research Database). Наши ученые анализируют и систематизируют всю поступающую информацию о больных прогерией, составляя специальные протоколы по питанию, физической терапии и др. Кроме того, врачи и родители больных могут звонить нам круглосуточно и получать консультации.

Мы настоятельно рекомендуем таким детям специальную физическую и трудовую терапию. Наши консультанты спрашивают родителей об этом, и оказывается, что в большинстве случаев ничего подобного не проводится. Ребенок с прогерией, который проходит хороший курс физической терапии, живет совершенно другой жизнью. Запомните это.

Во-вторых, существуют психологические и социальные трудности. Дети с прогерией внешне очень сильно отличаются от здоровых детей, хотя интеллектуальное развитие у них точно такое же.

Дети с этим синдромом хотят быть как все, вести обычную жизнь, играть с другими детьми, веселиться. У них могут быть прекрасные детские отношения. Им не хочется думать о прогерии, и прогерия не должна съедать их и без того короткую жизнь.

Я выяснила, что семьи больных прогерией стремятся общаться с другими семьями, которых постигло такое же несчастье. Поэтому наш фонд нередко сводит такие семьи, давая им возможность делиться опытом и поддерживать друг друга морально. Это очень важно для всех.

Константин Моканов

Отрывок из книги Л.Раабена “Скрипка”

Едва ли можно встретить человека, который не имел бы представления о скрипке, не слыхал игры на ней. Скрипка - один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение в симфоническом оркестре, в различного рода камерных ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту. Скрипка в музыке-«как в человеческом бытии хлеб насущный», - писал о ней чешский музыкант Ян Якуб Рыба.

По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Она и до сих пор находит себе широкое применение в народной инструментальной музыке многих стран мира: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии и т. д., а в Советском Союзе, главным образом, на Украине, в Белоруссии, Молдавии. О том же свидетельствуют и старинные научные трактаты, мемуары и другие книги XVI-XVII столетий, где скрипку как народный инструмент противопоставляют виолам, имевшим распространение преимущественно среди «привилегированных» слоев европейского общества. Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время… другой вид именуется скрипкой… встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом… ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».

Скрипка была излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на ярмарках, в кабачках и трактирах, на свадьбах и похоронах. О распространенности скрипки в народе свидетельствуют многочисленные картины художников: Д. Тенирса («Фламандский праздник»), Хр. В. Э. Дитриха («Бродячие музыканты»), К. Дюжардена («Савояр»), А. ван Остаде («Голландский скрипач») и многих других. Скрипка была столь долго «низовым» инструментом, что к ней установилось даже пренебрежительное отношение. Un violon часто использовалось французами как презрительный термин, прозвище никчемного человека, чудака и даже как ругательство. «Sentir le violon» («пахнет скрипкой») означало обеднеть, стать жалким. Приводя все эти факты, профессор Б. А. Струве, добавляет: «Слово «violon» теряет здесь вовсе музыкальное значение и становится синонимом отверженного обществом человека».

В Германии Fiedel и Fiedler применяли первоначально как наименование народной скрипки и народного (сельского) скрипача. Вместе с тем глагол fiedeln в переносном смысле - скверное исполнение на скрипке.

По-английски to fiddle означает - играть на скрипке, но одновременно с тем и бездельничать. От слова fiddle (скрипка) производное fiddledede в переводе на русский язык- вздор. Старинное наименование смычка fiddlestick в просторечье также означает - ерунда, чепуха. В мемуарах профессора Оксфордского университета Антони Вуда говорится, что члены музыкальных ассамблей «расценивали скрипку как инструмент простонародного фидлера и не могли выносить присутствия ее в своей среде из опасения сделать свои ассамблеи пустыми и вульгарными».

Скрипка зародилась примерно в конце XV столетия в результате долгой, многовековой эволюции предшествовавших ей смычковых инструментов. Наиболее древним из них был фидель, или виела (в германских странах употреблялось первое наименование, в романских - второе). Возможно, что и древнерусский «смык» принадлежал к инструментам фидельного типа.

Самые ранние сведения о существовании фиделя (виелы) относятся к VIII-IX векам. По всем данным, он появился у южных славян, а затем получил распространение и среди других народов Европы. В течение многовековой истории своего существования фидель много раз менял форму. В наиболее «классическом» виде он представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в” виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки.

На гитарообразном фиделе (виеле) играли в средние века немецкие миннезингеры, французские жонглеры - менестрели, как тогда, назывались бродячие музыканты. Жонглеры состояли на службе у поэтов-трубадуров, ходили по городам и феодальным замкам, исполняя песни под аккомпанемент виелы (фиделя). Виела часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах.

В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется:

Я шел на лужок,

Снял виелу и смычок

И пропел мюзетту’.

Виела пользовалась популярностью во всех слоях общества - как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виелу в следующих прочувствованных стихах:

Из всех, что я досель слыхал,

Достойна виела лишь похвал;

Полезно слушать всем ее.

Коль сердце ранено твое,

То исцелится эта мука

От нежной сладостности звука.

Именно виела (фидель) и стала прародительницей двух основных типов европейских смычковых инструментов - виолы и скрипки. И если виола составила как бы «аристократическую» ветвь европейского смычкового инструментария, то скрипка возникла как его «плебейское» ответвление.

Виола родилась в результате ассимиляции фиделя с рядом других инструментов, в основном же с лютней. Лютня - старинный щипковый инструмент. Несколько напоминая формой корпуса мандолину, она отличалась от последней резко отогнутой назад головкой. От лютни виола заимствовала лады на грифе, настройку струн (по терциям и квартам) и розетку, находившуюся в середине верхней деки, у окончания грифа. Вместо дощатой головки фиделя у виолы появляется головка, близкая к скрипичной, а иногда и с таким же завитком. Многое в виоле уже совсем напоминает скрипку. Отличали же ее более покатые «плечи», более высокие обечайки, лады на грифе, резонаторные отверстия в форме скобок или змеек и плоская нижняя дека. Наконец, виола имела не четыре, а шесть-семь струн.

Виола звучала мягко и приглушенно, очень приятно в домашнем быту, но для больших концертных залов звук ее был недостаточным, что и явилось одной из причин вытеснения виолы скрипкой.

В зарождении скрипки фидель сыграл роль несколько иную, чем при формировании виолы. Здесь возникали другие ассимиляционные связи, в частности с одним из очень распространенных в средние века народных инструментов - ребеком. Ребек происходил от старинного арабского инструмента ребаба, завезенного маврами в Испанию в VIII веке при завоевании ими Пиренейского полуострова. Арабский ребаб представлял собой двухструнный смычковый инструмент продолговатой грушевидной формы, с натянутой вместо верхней деки кожей, отогнутой назад головкой и поперечными боковыми колками. Ребек сохранил грушевидную форму с шейкой, являющейся непосредственным продолжением корпуса. У ребека, так же как и у ребаба, не было отдельного грифа, количество струн у него увеличилось до трех. Любопытно, что настраивались они, как и на скрипке, по квинтам. В XV-XVI веках встречались и четырехструнные ребеки, уже совсем приближавшиеся по строю к скрипичным инструментам. Ребек имел резкий, суховатый звук и получил распространение, главным образом, в народе. Искусной игрой на ребеке отличался менестрель XIII века Жан Шармильон, возведенный Филиппом Красивым в сан «короля менестрелей».

По-видимому, близки ребекам так называемые «польские скрипки» - мазанки - трехструнные смычковые инструменты польских народных музыкантов.

В создании скрипки некоторую роль сыграли и смычковые лиры - инструменты типа фиделя, но с большим количеством струн, две из которых были натянуты вне грифа и гудели в течение всей игры, как басы на волынке. Эти внегрифные струны носили наименование «бурдонирующих басов». Некоторые из лир формой корпуса уже совсем напоминали скрипку. Лиры прожили короткую жизнь, явившись промежуточным типом смычкового инструмента между фиделем и скрипкой. И сейчас разве только прелестные стихи Теофиля Готье напоминают нам об их существовании:

…mon oœur éperdu sur ton cœur qu’il cherchait Vibrait comme une lyre au toucher rie l’archet. Дословно: «…мое сердце, потерявшееся в твоем сердце, которое оно так искало, вибрирует, как лира, тронутая смычком».

Мы не описываем здесь всех видов смычковых инструментов, например виол с резонансовыми струнами, танцмейстерских скрипок - пошетт и т. д. Тем, кто интересуется историей смычковых инструментов, можно порекомендовать книгу Б. А. Струве «Процесс формирования виол и скрипок».

Период распространения виолы - XV- XVI века, с XVII столетия она начинает уступать свое место скрипке - сперва в Италии и Чехии, . затем в Германии и, наконец, во Франции и Англии. Дольше всего виола задержалась в двух последних из названных стран, а во Франции она дожила даже до середины XVIII века.

Виола уступала свое первенствующее положение скрипке отнюдь не без борьбы, приобретавшей зачастую явственно ощутимую социальную окраску. «Развернувшаяся в течение XVII - первой половины XVIII века «борьба» виол и скрипок, - пишет Б. А. Струве, - имела в качестве определяющей причины столкновение эстетических направлений, отражавших в себе идеологию различных общественных классов… Дворянство, в своей кастовой замкнутости, относилось с глубоким пренебрежением и враждебностью к «низовой» культуре народа. С этой же враждебностью встречалась и скрипка, как бы вторгавшаяся извне, из самой гущи народа, в область дворянско-аристократической культуры».

Особенно рельефно «борьба» виол и скрипок и ее социальный смысл выявляется во Франции. В 1740 году, в период заката виольного искусства, один из представителей аристократической культуры Юбер Ле-Блан выпускает трактат с характерным названием: «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели». «Монархи и князья Франции, - пишет он, - судили справедливо в пользу виолы, предоставляя ей место в своем кабинете, в своей комнате, возле своей августейшей особы, между тем как скрипку они оставляли до сих пор в вестибюле или высылали на лестницу, место кошачьих любовных сцен, где последние угощают своей очаровательной музыкой, а скрипки тут же своей».

Характеризуя французскую музыку той эпохи, советский исследователь С. Л. Гинзбург замечает: «…придворно-дворянской музыке противостоит реалистическое музыкально-театральное искусство средней и мелкой буржуазии, в основном вырастающее в обстановке ярмарочных балаганных спектаклей… Песни и пляски ярмарочного театра образуют резкий контраст ко всей напыщенной дворянской музыке». Эти последние исполнялись в сопровождении «вульгарной» скрипки.

Любопытно, что во Франции скрипка сначала была допущена в «Ансамбль конюшни». Этот ансамбль существовал в конце XVI-начале XVII века и предназначался для обслуживания королевских выездов, охот, пикников. Затем при французском дворе был создан ансамбль «Двадцати четырех скрипок короля», в функции которого входила опять-таки преимущественно игра во время обедов, на балах, утром, «при вставании» короля. Скрипачи долгое время были на положении лакеев. Б. А. Струве пишет: «Один из высокопоставленных вельмож эпохи Людовика XIV граф Монбрен, например, брал к себе на службу только лакеев, игравших на скрипке. Говорили, что в его доме прислуживали либо лакеи-скрипачи, либо скрипачи-лакеи. В дворцовых балетах скрипачей сплошь и рядом заставляли выступать в грубо-комических, в своем роде унизительных ролях. Сам Люлли, незадолго до своего возвышения, исполнял в одном представлении роль «оборванца, вычесывающего блох». Впоследствии он всячески избегал напоминаний о том, что когда-то был скрипачом».

В такой обстановке скрипка начинала свою «академическую» жизнь. Она начинала ее как представительница народного искусства, как инструмент «черни». Характерной иллюстрацией к сказанному может служить одна из гравюр эпохи французской революции 1789 года: аристократ в виде пуделька в парике пляшет под звуки скрипки, на которой играет буржуа (Государственный Эрмитаж).

Выработанный в XVI-XVII столетиях тип скрипки сохранился по настоящее время. Корпус ее имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам, образующими «талию». Такое строение корпуса разумно с точки зрения акустики и в смысле удобства игры. Мягко закругленная линия «плеч» позволяет скрипачу огибать рукой корпус при игре в высоких регистрах; «талия» же необходима для того, чтобы исполнитель мот, не задевая краев корпуса, играть смычком на верхней и нижней струнах. Смычок входит в углубления, образующие «талию», и движется не стесняемый выступами корпуса.

Верхняя и нижняя плоскости корпуса называются деками. Деки соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, так называемые «своды». От характера этих последних во многом зависят сила звука и тембр инструмента. Сотни лет лютьера, совершенствуя скрипку, то увеличивали, то уменьшали своды и таким образом «настраивали» деки на определенную высоту. Именно в этой «настройке» дек в значительной мере и заключен секрет поразительного звучания старинных итальянских скрипок.

Тембр скрипок зависит и от высоты обечаек. Так, например, гораздо большая, чем у скрипки, высота обечаек виолы делала ее звук приглушенным и мягким. Высота обечаек связана и со способом держания инструмента. Даже самые маленькие, виолы держали во время игры, в вертикальном положении, упирая в колено, а крупные виолы -зажимая между коленями, как современную виолончель. Такой способ держания получил название «а гамба» (от итальянского слова gamba- нога). Скрипку же с момента появления держали горизонтально, упирая корпус в ключицу левого плеча, - способ «а браччо» (от итальянского braccio - плечо). При игре а гамба высота обечаек не имела существенного значения, зато игра а браччо привела к необходимости сделать инструмент более плоским с тем, чтобы край корпуса мог свободно поместиться между подбородком и ключицей, играющего.

Лак, которым покрываются скрипки, бывает различных оттенков - от светло-желтого, золотистого, до темно-красного и коричневого. Сквозь лак просвечивают естественные слои дерева. Некоторые лютьеры грунтуют дерево так, чтобы получилась большая рельефность этих узоров. Изящество отделки превращает многие скрипки в подлинные произведения искусства. Знатоки инструментов способны иногда часами любоваться красотой форм дек, разнообразием и глубиной тонов лака, прелестью узоров дерева, словом, рассматривать скрипку так же, как любитель живописи картину художника.

Ювелирно тонкой отделки требует такая деталь скрипки, как «ус» - деревянная полоска, шириной примерно в 2-3 миллиметра, окаймляющая деки.

В верхней деке проделаны два резонаторных отверстия в форме латинской буквы “f”. Они так и называются эфами. Заглянув в них, можно увидеть на нижней деке этикетку с фамилией лютьера, сделавшего инструмент, или фабричную марку (доверять этикеткам особенно нельзя, поскольку до недавнего времени были случаи подделки скрипок. Кроме того, копии скрипок Страдивари, Амати, Гварнери и других прославленных лютьеров выпускались в огромном количестве инструментальными фабриками, особенно в Германии.)

В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закрепленные на струнодержателе («подгрифке»). Для того чтобы струны не лежали в одной плоскости и скрипач мог, играя на одной струне, не задевать соседнюю, верх подставки слегка закруглен. Струнодержатель представляет собой полоску черного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн.

Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединен с пуговкой, расположенной на обечайке.

Внутри корпуса скрипки, около подставки, между верхней и нижней деками, вставлен круглый деревянный штифт, носящий наименование душки. Душка играет важную роль: она передает колебания от верхней деки к нижней, и от малейшего изменения ее местоположения изменяется качество звука. Лютьеры добиваются улучшения звука инструмента, осторожно передвигая душку с одного места на другое.

Слева от подгрифка укреплен подбородник - приспособление, служащее для держания инструмента в наиболее удобной точке опоры. Раньше исполнители играли на скрипке без подбородника, а в XVIII веке держали ее даже не слева, а справа от подгрифка. Изменение положения скрипки во время игры и появление подбородника были вызваны развитием виртуозной техники.

Наиважнейшей частью скрипки является гриф - «игровое поле» левой руки скрипача. Гриф представляет собой длинную пластинку, сделанную из черного дерева или из пластмассы. Нижняя часть его прикреплена к закругленной и отшлифованной планке, так называемой шейке, которую охватывает рука исполнителя во время игры, а верхняя нависает над корпусом (нижним концом грифа и шейки принято называть тот, который граничит с головкой.)

Шейка переходит в головку с характерным завитком, так называемой «улиткой», а на месте их соединения устанавливается для струн маленькая подставка - верхний порожек. Старые лютьера любовно вытачивали каждый лепесток завитка или заменяли иногда «улитку» искусно сделанной львиной головкой.

В головку с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки делаются обычно из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Над грифом скрипки натянуты четыре струны; нижняя («басок») настроена на соль малой октавы, две следующие за ней - ре и ля первой октавы, верхняя («квинта») - ми второй октавы. Верхняя струна - металлическая, остальные три - кишечные (жильные), при этом струна Ре обвивается алюминиевой канителью, а Соль - серебряной.

Прижимая пальцами струны к грифу, скрипач изменяет высоту их звучания. В «овладении грифом» заключена, по существу, проблема изучения инструмента. Задача эта затруднена еще тем, что на грифе скрипки, в отличие от таких инструментов, как мандолина, гитара и т. п., нет ладов, с помощью которых определяется высота звуков. Скрипач вынужден играть как бы «на ощупь». Правда, с течением времени в его левой руке вырабатываются определенные мышечные ощущения, благодаря которым он «знает» точно, в каком месте грифа необходимо прижать пальцем струну, чтобы получить тот или иной звук. Но все равно слух скрипача должен настороженно «следить» за точностью попадания пальцев в нужное место.

Может возникнуть вопрос, а не лучше ли снабдить скрипичный гриф ладами и таким образом облегчить игру? Нет, этого сделать нельзя. Безладовый гриф имеет много преимуществ по сравнению с грифом, снабженным ладами. Лады помешали бы окрашивать звук скрипки вибрацией, а, как известно, вибрация является одним из самых сильных и привлекательных свойств скрипичной кантилены. Потерялась бы и возможность пользоваться такими эффектами, как глиссандо или портаменто. Наконец, даже сама интонация заметно проиграла бы при наличии ладов: они сковали бы ее. В целях усиления выразительности мелодии скрипач едва заметно повышает или понижает высоту звуков. Потребность в различных интонационных обострениях возникает во время игры постоянно, а самая «чистая», с точки зрения акустики, но неподвижная интонация, как правило, бывает маловыразительной.

Струны скрипки отличаются одна от другой по тембру: «басок» имеет несколько суровый и густой тембр, средние струны - мягкий, матовый, «квинта» - звонкий, блестящий. Наиболее ярко звучат верхние регистры инструмента.

Однако тембр скрипки можно видоизменять и с помощью специальных приемов. Например, если в определенных местах нажать струну не плотно, а чуть касаясь пальцем, то получится своеобразный свистящий звук, носящий название флажолета (флажолет возникает в результате прикосновения пальцем к струне в точках, делящих ее на половину, греть или четверть. Флажолет отличается пустотой и холодноватостью тембра, напоминает звучание старинного флейтового инструмента - флажолета, от которого он и получил свое наименование). При другом способе получения флажолета участвуют сразу два пальца левой руки скрипача. Нижний палец прижимает струну плотно, верхний же чуть касается ее поверхности на расстоянии терции, кварты или квинты от первого. Такие флажолеты называются искусственными, а также терцовыми, квартовыми или квинтовыми, в зависимости от интервала. Техника игры флажолетами очень трудна, особенно в быстрых темпах, и хорошо владеют этой техникой только скрипачи, обладающие высоким мастерством.

Тембр скрипки можно изменить и с помощью сурдины. Сурдина представляет собой небольшой деревянный или металлический «гребешок» с двумя-тремя «зубцами». Она надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным и очень мягким. Сурдину обычно применяют при исполнении пьес интимного, лирического характера.

Извлекают звук из инструмента смычком. Основные части смычка - гибкая деревянная трость и лентообразно распластанный волос (для смычка обычно употребляют специально обработанные волосы конского хвоста. В настоящее время изготовляются также искусственные волосы из синтетических материалов). Трость оканчивается с одной стороны головкой, с другой - колодкой. Колодка прикреплена к трости посредством металлического винта. С его помощью, оттягивая колодку к концу трости, исполнитель может регулировать степень натяжения волоса.

На скрипке можно воспроизводить двойные ноты и даже аккорды, играть многоголосные (полифонические) пьесы, однако в основном скрипка остается инструментом одноголосным - мелодическим. Богатейшая кантилена, певучий, полный разнообразных оттенков звук является ее главным достоинством.