Толстой лев николаевич альберт краткое содержание. Лев толстой - альберт. Лев николаевич толстой


События разворачиваются в небольшом городке Скотопригоньевске., в монастыре, где проживает старец Зосима, широко известный благодаря своей целительской и подвижнической деятельности. Главные действующие лица - члены семьи Карамазовых (отец Федор Павлович и три его сына, старший Дмитрий, средний Иван и младший Алеша). Отец с двумя старшими сыновьями приезжают в скит для того, чтобы решить насущные семейные вопросы, связанные, главным образом, с имущественными делами. Младший же сын Алеша является послушником старца Зосимы.

Помимо главных героев, на собрании также присутствует ряд второстепенных персонажей - семинарист Ракитин, богатый родственник Карамазовых - помещик Миусов и несколько служителей монастыря. Причиной для проведения собрания послужили разногласия в денежных вопросах между Федором Павловичем и Дмитрием - последний полагал, что отец задолжал ему крупную сумму денег, не имея при этом никаких тому доказательств с юридической точки зрения. Федор Павлович, мелкий помещик, по натуре обидчивый и злой, возвращать этот мифический долг не собирается. Приехать на встречу в монастыре его побуждает исключительно любопытство. Помимо имущественного спора, отца и сына разделяет вражда из-за женщины по имени Грушенька, в которую они оба без памяти влюблены.

Дмитрий считает, что отец находится в более выигрышном положении, поскольку в его распоряжении имеются необходимые денежные средства, которые при случае могут сыграть решающую роль в выборе Грушеньки.

На собрании в монастыре мы видим сразу всех главных героев одновременно и понимаем, что все они очень разные. Дмитрий - натура страстная; в порыве гнева он может совершить немало необдуманных поступков, о которых впоследствии будет сильно сожалеть. Иван же, напротив, спокойный и рассудительный. Его раздумья направлены, главным образом, на проблему существования Бога и бессмертия души. Им же задается ключевой вопрос романа - все ли дозволено человеку в этой жизни или не все? Федор Павлович далек от духовных исканий своего среднего сына. Его можно охарактеризовать как скандалиста и циника, который ничего, кроме отвращения, у своих близких не вызывает. Алеша же - просто добрый и чистый человек, который всегда переживает и болеет душой за своих братьев.

Встреча в монастыре, как и ожидалось, заканчивается скандалом. Очень показательно поведение на этом собрании мудрого старца Зосимы. Он прекрасно чувствует боль каждого человека, находящегося рядом с ним. Он предвидит будущие страдания Дмитрия и кланяется ему в ноги, а Ивана благословляет на поиск истины, к которой тот стремится.

Обновлено: 2013-08-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Братья Карамазовы» последнее произведение автора, оконченное за четыре месяца до смерти в 1880 году. Главные темы романа касаются вопросов веры, свободы и моральных устоев. Родные братья Иван, Алексей и Дмитрий ищут ответ на вопросы о цели бытия и жизненного смысла. Делают свой конечный выбор жизненного пути, каждый из них избирает свой путь познания Бога, ищет ответ на вопрос о бессмертии души.

«Братья Карамазовы», краткое содержание

Действие произведения разворачивается в провинции в небольшом городке Скотопригоньевске и начинается в 1870 году. Первые страницы романа посвящены встрече отца Федора Карамазова с сыновьями и решения вопросов относительно имущественного состояния семьи. С первых страниц романа автор знакомит читателей с праведником старцем Зосимой, у которого в послушниках служит Алеша, младший брат. В скиту, у Зосимы и собрались остальные Карамазовы. Вместе с ними присутствуют землевладелец Миусов, семинарист Ракитин, и некоторые духовные лица.

Главный спор касается имущественных притязаний старшего Дмитрия к отцу о крупной денежной сумме, которую тот задолжал сыну. Но деньги являются лишь внешней причиной, истинная подоплека притязаний Дмитрия – Грушенька, в которую оба и отец и сын страстно влюблены. Автор, сталкивая своих героев на этой встрече, с первых страниц романа дает описание каждого характера.

Вырисовывает, что можно ожидать от героев. Показывает, что Дмитрий, несмотря на то, что обладает натурой сильной и порывистой может совершить неординарные поступки, в которых впоследствии сильно раскаивается. Умный Иван, окруженный загадкой, не может найти вопрос: «Есть ли Бог? Бессмертна ли душа?» не понимает, как решить дилемму о вседозволенности. Алеша – юный послушник старца болеет душой за всех, и главное, за своих братьев.

И, конечно, отец – Федор Павлович, вызывающий своим сладострастием, скандальным характером у всех без исключения чувство гадливости и омерзения. Несмотря на то, что из встречи ничего хорошего не получилось, старец Зосима для каждого находит доброе примиряющее слово утешения. Алексей Карамазов получает от старца благословение и напутствие на мирское послушание, направленное на сбережение братьев от непоправимых поступков.

Получив благословление старца, Алексей следует по направлению к отцовской усадьбе. По дороге он встречает Дмитрия, караулившего появление Грушеньки. Безмерно любя ее, Дмитрий не верит ей, боится что она, привлеченная деньгами, пойдет к отцу. Дмитрий исповедуется брату, его душа обуреваема страстями, противоречивыми чувствами: Бог, сладострастие, чувства к женщине, терзания по поводу любимой поиск ответа на вопрос о бессмертии души все смешалось у Дмитрия. Сын готов убить отца, которого ненавидит всем сердцем.

Придя к отцу, Алексей застает его и Ивана, искренне развлекающимися умозаключениями своего лакея Смердякова, который может быть, возможно, внебрачным сыном Федора Павловича. Ворвавшийся внезапно Дмитрий, охваченный яростью, бьет отца, поняв неправильность своего поступка – убегает вон. Алеша встречается с Катериной Ивановной, Грушенькой, впрочем, встреча опять ничем хорошим не заканчивается.

Следующий день начинается исповедью отца, в которой он признается Алеше в своем безмерном сладострастии и нежелании уступать Дмитрию – Грушеньку. Сплетничает Алеше на брата Ивана, обвиняя того в желании увести у Дмитрия невесту. И так в течение всего повествования, полная страстей, проходит жизнь героев романа.

Из-за денег, Смердяков, вдохновленный теорией Ивана о вседозволенности, убивает Федора Ивановича, который полностью ему доверял. Иван осознавая, что убийство отца произошло с его негласного разрешения, мучаясь раскаянием, сходит с ума. Смердяков, пораженный состоянием Ивана, которого безмерно уважал и пред которым преклонялся, совершает самоубийство.

Дмитрий, обвиняемый в убийстве отца, предстает перед судом и, хотя не он совершил преступление, за отсутствием доказательств и истинного убийцы, несмотря на непризнание им своей вины, приговаривается к 20 годам каторги. Дмитрий получает свой приговор без вины в основном из-за своей невесты Екатерины Ивановны, тем не менее молит ее о прощении, а она вдруг внезапно для себя признается ему в любви, говоря: «за то и любила, что ты сердцем великодушен».

Дмитрий не ищет виноватых в своей беде, он сам ищет прощения у людей, перед которыми может быть виноват хоть малую толику. Не взирая, на недружественное отношение действующих лиц в романе, Алексей Карамазов любим всеми. Все герои романа ищут прощения за свои во многом неблаговидные поступки. Алесей Карамазов избран в произведении эталоном человека, на которого происходит равнение всех героев романа. Алексей, его желание всем помочь, всесторонняя любовь ко всем окружающим, счастье в любви и всепрощении – в этом заключается главная мысль произведения, ибо это есть настоящая христианская радость бытия.

Своим романом Достоевский дает понять читателю, что жизнь не заканчивается существованием на этой земле, мы получаем возможность, осознать себя, с тем, чтобы с полученным, здесь на земле, прийти на божий суд. Эпилог В заключение произведения автор, напутствует читателя, подвигая, его на совершение добрых дел, говоря: «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» И еще одно главное признание Достоевского выражено в заключение – признание в любви к Родине, к России, к русскому Богу.

«Братья Карамазовы» Достоевского – шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.

История романа

Замысел романа сложился у автора задолго до написания – после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.

Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.

Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.

Цель и основная тема

Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени – здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа – прошлое, настоящее и будущее России.

На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России - это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени - братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин – это представители молодого поколения, «будущего» страны.

И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.


Главные герои

Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.

Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь – писал статьи, публиковал их в различных изданиях.

Младший Алеша – добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.

Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину – Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.

Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына. Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца. Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.

Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге – жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.


Выводы

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего. Порой все, чему человек не придает значения - взгляд, вздох, мысли – способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом. Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.

Действие происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске в 1870-е гг. В монастыре, в скиту знаменитого старца Зосимы, известного подвижника и целителя, собираются для выяснения своих семейных имущественных дел Карамазовы — отец Федор Павлович и сыновья — старший Дмитрий и средний Иван. На этом же собрании присутствуют и младший брат Алеша, послушник у Зосимы, а также ряд других лиц — родственник Карамазовых богатый помещик и либерал Миусов, семинарист Ракитин и несколько духовных лиц. Повод — спор Дмитрия с отцом о наследственных отношениях. Дмитрий считает, что отец должен ему крупную сумму, хотя очевидных юридических прав у него нет. Федор же Павлович, дворянин, помещик из мелких, бывший приживальщик, злой и обидчивый, денег давать сыну вовсе не собирается, а соглашается на встречу у Зосимы скорее из любопытства. Отношения Дмитрия с отцом, который никогда особой заботы о сыне не проявлял, напряжены не только из-за денег, но и из-за женщины — Грушеньки, в которую оба страстно влюблены. Дмитрий знает, что у похотливого старика для неё приготовлены деньги, что он готов даже жениться, если та согласится.

Встреча в скиту представляет сразу почти всех главных героев. Страстный порывистый Дмитрий способен на опрометчивые поступки, в которых потом сам же глубоко раскаивается. Умный, загадочный Иван мучается вопросом о существовании Бога и бессмертия души, а также ключевым для романа вопросом — все дозволено или не все? Если есть бессмертие, то не все, а если нет, то умный человек может устроиться в этом мире как ему заблагорассудится, — такова альтернатива. Федор Павлович — циник, сладострастник, скандалист, комедиант, стяжатель, всем своим видом и действиями вызывает у окружающих, в том числе и у собственных сыновей, омерзение и протест. Алеша — юный праведник, чистая душа, болеет за всех, особенно же за братьев.

Ничего из этой встречи, кроме скандала, за которым последуют ещё многие, не происходит. Однако мудрый и проницательный старец Зосима, остро чувствующий чужую боль, находит слово и жест для каждого из участников встречи. Перед Дмитрием он становится на колени и кланяется до земли, как бы предчувствуя его будущее страдание, Ивану отвечает, что вопрос ещё не решён в его сердце, но если не решится в сторону положительную, то не решится и в сторону отрицательную, и благословляет его. Федору Павловичу он замечает, что все его шутовство от того, что он стыдится себя. От утомлённого старца большая часть участников встречи по приглашению игумена переходит в трапезную, но там же неожиданно появляется с обличающими монахов речами и Федор Павлович. После очередного скандала все разбегаются.

Старец после ухода гостей благословляет Алешу Карамазова на великое послушание в миру, наказывая ему быть рядом с братьями. Следуя наставлению старца, Алеша направляется к отцу и встречает прячущегося в соседнем с отцовской усадьбой саду брата Дмитрия, который сторожит здесь свою возлюбленную Грушеньку, если та, соблазнённая деньгами, все-таки решится прийти к Федору Павловичу. Здесь, в старинной беседке, Дмитрий восторженно исповедуется Алеше. Ему, Дмитрию, случалось погружаться в самый глубокий позор разврата, но в этом-то позоре он начинает чувствовать связь с Богом, ощущать великую радость жизни. Он, Дмитрий, сладострастное насекомое, как и все Карамазовы, а сладострастие — буря, большие бури. В нем живёт идеал Мадонны, как и идеал содомский. Красота — страшная вещь, говорит Дмитрий, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Рассказывает Дмитрий Алеше и о своих отношениях с Катериной Ивановной, благородной девицей, отца которой он когда-то спас от позора, ссудив его недостающими для отчёта в казённой сумме деньгами. Он предложил, чтобы сама гордая девушка пришла к нему за деньгами, та явилась, униженная, готовая ко всему, но Дмитрий повёл себя как благородный человек, дал ей эти деньги, ничего взамен не потребовав. Теперь они считаются женихом и невестой, но Дмитрий увлечён Грушенькой и даже прокутил с ней на постоялом дворе в селе Мокрое три тысячи, данные ему Катериной Ивановной для отсылки сестре в Москву. Он считает это главным своим позором и как честный человек должен всю сумму непременно вернуть. Если же Грушенька придёт к старику, то Дмитрий, по его словам, ворвётся и помешает, а если… то и убьёт старика, которого люто ненавидит. Дмитрий просит брата сходить к Катерине Ивановне и сказать ей, что он кланяется, но больше не придёт.

В доме отца Алеша застаёт за коньячком Федора Павловича и брата Ивана, забавляющихся рассуждениями лакея Смердякова, сына бродяжки Лизаветы и, по некоторым предположениям, Федора Павловича. А вскоре внезапно врывается Дмитрий, которому показалось, что пришла Грушенька. В ярости он избивает отца, но убедившись, что ошибся, убегает. Алеша же направляется по его просьбе к Катерине Ивановне, где неожиданно застаёт Грушеньку. Катерина Ивановна ласково обхаживает её, показывая, что заблуждалась, считая её продажной, а та медоточиво ей отвечает. В конечном счёте все опять заканчивается скандалом: Грушенька, собираясь было поцеловать ручку Катерины Ивановны, внезапно демонстративно отказывается это сделать, оскорбив соперницу и вызвав её ярость.

На следующий день Алеша, переночевав в монастыре, снова идёт по мирским делам — сначала к отцу, где выслушивает очередную исповедь, теперь уже Федора Павловича, который жалуется ему на сыновей, а про деньги говорит, что они ему самому нужны, потому что он пока все-таки мужчина и хочет ещё лет двадцать на этой линии состоять, что в скверне своей до конца хочет прожить и Грушеньку Дмитрию не уступит. Сплетничает он Алеше и про Ивана, что тот у Дмитрия невесту отбивает, потому что сам в Катерину Ивановну влюблён.

По пути Алеша видит школьников, бросающих камни в маленького одинокого мальчика. Когда Алеша подходит к нему, тот сначала бросает в него камнем, а потом больно кусает за палец. Этот мальчик — сын штабс-капитана Снегирева, который недавно был унизительно вытащен за бороду из трактира и избит Дмитрием Карамазовым за то, что имел какие-то вексельные дела с Федором Павловичем и Грушенькой.

В доме Хохлаковой Алеша застаёт Ивана и Катерину Ивановну и становится свидетелем очередного надрыва: Катерина Ивановна объясняет, что она будет верна Дмитрию, будет «средством для его счастья», и спрашивает мнение Алеши, который простодушно объявляет, что она вовсе не любит Дмитрия, а только уверила себя в этом. Иван сообщает, что уезжает надолго, потому что не хочет сидеть «подле надрыва», и добавляет, что Дмитрий ей нужен, чтобы созерцать беспрерывно свой подвиг верности и упрекать его в неверности.

С двумя сотнями рублей, данными ему Катериной Ивановной для пострадавшего от рук Дмитрия штабс-капитана Снегирева, Алеша направляется к нему. Поначалу капитан, отец большого семейства, живущего в крайней нищете и болезнях, юродствует, а затем, расчувствовавшись, исповедуется Алеше. Он принимает от него деньги и вдохновенно представляет, что теперь сможет осуществить.

Затем Алеша снова посещает госпожу Хохлакову и душевно беседует с её дочерью Лизой, болезненной и экспансивной девочкой, которая написала ему недавно о своей любви и решила, что Алеша должен на ней непременно жениться. Спустя короткое время она признается Алеше, что хотела бы быть истерзанной — например, чтоб на ней женились и потом бросили. Она описывает ему страшную сцену истязания распятого ребёнка, воображая, что сама сделала это, а потом села напротив и стала есть ананасный компот, «Бесёнок» — назовёт её Иван Карамазов.

Алеша направляется в трактир, где, как стало ему известно, находится брат Иван. В трактире происходит одна из ключевых сцен романа — свидание двух «русских мальчиков», которые если сойдутся, то тут же начинают о мировых вековечных вопросах. Бог и бессмертие — один из них. Иван приоткрывает свою тайну, отвечая на незаданный, но чрезвычайно интересующий Алешу вопрос, «каково ты веруешь?».

В нем, Иване, есть карамазовская жажда жизни, он любит жизнь вопреки логике, ему дороги клейкие весенние листочки. И он не Бога не принимает, а мира Божьего, полного безмерных страданий. Он отказывается согласиться с гармонией, в основании которой слезинка ребёнка. Он выкладывает Алеше «фактики», свидетельствующие о вопиющей людской жестокости и детском страдании. Иван пересказывает Алеше свою поэму «Великий инквизитор», действие которой происходит в шестнадцатом столетии в испанском городе Севилья. Девяностолетний кардинал заточает в тюрьму второй раз сошедшего на землю Христа и во время ночной встречи излагает Ему свой взгляд на человечество. Он убеждён, что Христос идеализировал его и что оно недостойно свободы. Выбор между добром и злом — мука для человека. Великий инквизитор с соратниками решают исправить дело Христово — побороть свободу и самим устроить человеческое счастье, превратив человечество в послушное стадо. Они берут на себя право распоряжаться человеческой жизнью. Инквизитор ждёт ответа от Христа, но тот только молча целует его.

Расставшись с Алешей, Иван по пути домой встречает Смердякова, и между ними происходит решающий разговор. Смердяков советует Ивану ехать в деревню Чермашню, где старик продаёт рощу, он намекает на то, что в его отсутствие с Федором Павловичем может произойти все, что угодно. Иван обозлён смердяковской наглостью, но в то же время и заинтригован. Он догадывается, что от его решения многое сейчас зависит. Он решает ехать, хотя по пути изменяет маршрут и направляется не в Чермашню, а в Москву.

Между тем умирает старец Зосима. Все ждут после смерти праведника чуда, а вместо этого очень скоро появляется запах тления, что производит смуту в душах. Смущён и Алеша. В таком настроении уходит он из монастыря в сопровождении семинариста-атеиста Ракитина, интригана и завистника, который ведёт его в дом к Грушеньке. Хозяйку они находят в тревожном ожидании какой-то вести. Обрадованная приходу Алеши, она сначала ведёт себя как кокетка, садится ему на колени, но, узнав про смерть Зосимы, резко меняется. В ответ на Алешины тёплые слова и то, что он её, грешную, называет сестрой, Грушенька оттаивает сердцем и посвящает его в свои терзания. Она ждёт весточки от своего «бывшего», который когда-то соблазнил её и бросил. Много лет она лелеяла мысль о мщении, а теперь готова поползти, как собачонка. И действительно, сразу после получения весточки она мчится на зов «бывшего» в Мокрое, где тот остановился.

Алеша, умиротворённый, возвращается в монастырь, молится возле гроба Зосимы, слушает чтение отцом Паисием Евангелия о браке в Кане Галилейской, и ему, задремавшему, чудится старец, который хвалит его за Грушеньку. Сердце Алеши все больше наполняется восторгом. Очнувшись, выходит он из кельи, видит звезды, золотые главы собора и повергается в радостном исступлении на землю, обнимает и целует её, душой прикоснувшись к мирам иным. Простить ему хочется всех и у всех прощения просить. Что-то твёрдое и незыблемое входит в его сердце, преображая его.

В это время Дмитрий Карамазов, терзаемый ревностью к отцу из-за Грушеньки, мечется в поисках денег. Он хочет увезти её и начать вместе с ней где-нибудь добродетельную жизнь. Нужны ему деньги и для того, чтобы возвратить долг Катерине Ивановне. Он идёт к покровителю Грушеньки, богатому купцу Кузьме Самсонову, предлагая за три тысячи свои сомнительные права на Чермашню, а тот в насмешку посылает его к купцу Горсткину (он же Лягавый), торгующему у Федора Павловича рощу. Дмитрий мчится к Горсткину, находит его спящим, всю ночь ухаживает за ним, чуть не угоревшим, а утром, пробудившись после недолгого забытья, застаёт мужика безнадёжно пьяным. В отчаянии Дмитрий направляется к Хохлаковой одолжить денег, та же пытается вдохновить его идеей золотых приисков.

Потеряв время, Дмитрий спохватывается, что, может, упустил Грушеньку, и, не найдя её дома, крадётся к отцовскому дому. Он видит отца одного, в ожидании, но сомнение не покидает его, так что он производит секретный условный стук, которому научил его Смердяков, и, убедившись, что Грушеньки нет, бежит прочь. В этот момент и замечает его вышедший на крыльцо своего домика камердинер Федора Павловича Григорий. Он бросается за ним и настигает, когда тот перелезает через забор. Дмитрий бьёт его захваченным в доме Грушеньки пестиком. Григорий падает, Дмитрий спрыгивает к нему посмотреть, жив ли он, и вытирает ему окровавленную голову носовым платком.

Затем он снова бежит к Грушеньке и уже там добивается от служанки правды. Дмитрий с внезапно оказавшейся в его руках пачкой сторублёвых кредиток направляется к чиновнику Перхотину, которому совсем недавно за десять рублей заложил пистолеты, чтобы вновь выкупить их. Здесь он немного приводит себя в порядок, хотя весь вид его, кровь на руках и одежде, а также загадочные слова возбуждают у Перхотина подозрения. В соседней лавке Дмитрий заказывает шампанское и прочие яства, веля доставить их в Мокрое. И сам, не дожидаясь, скачет туда на тройке.

На постоялом дворе он застаёт Грушеньку, двух поляков, симпатичного молодого человека Калганова и помещика Максимова, развлекающего всех своим шутовством. Грушенька встречает Дмитрия с испугом, но затем радуется его приезду. Тот робеет и заискивает перед ней и перед всеми присутствующими. Разговор не клеится, тогда затевается партия в карты. Дмитрий начинает проигрываться, а потом, видя загоревшиеся глаза вошедших в азарт панов, предлагает «бывшему» деньги, чтобы тот отступился от Грушеньки. Внезапно обнаруживается, что поляки подменили колоду и за игрой мухлюют. Их выводят и запирают в комнате, начинается гулянье — пир, песни, пляски… Грушенька, захмелев, вдруг понимает, что только одного Дмитрия и любит и теперь связана с ним навечно.

Вскоре в Мокром появляются исправник, следователь и прокурор. Дмитрия обвиняют в отцеубийстве. Он поражён — ведь на его совести только кровь слуги Григория, а когда ему сообщают, что слуга жив, то он сильно воодушевляется и с готовностью отвечает на вопросы. Выясняется, что не все деньги Катерины Ивановны были им растрачены, а только часть, остальная же была зашита в мешочек, который Дмитрий носил на груди. В этом была его «великая тайна». В том был и позор для него, романтика в душе, проявившего некоторую осмотрительность и даже расчётливость. Именно это признание даётся ему с наибольшим трудом. Следователю же понять это вовсе не под силу, а прочие факты свидетельствуют против Дмитрия.

Во сне Митя видит плачущее в тумане дитё на руках измождённой бабы, он все домогается узнать, почему оно плачет, почему не кормят его, почему голая степь и почему не поют радостных песен.

Великое, никогда не бывалое умиление поднимается в нем, и хочется ему что-то сделать, хочется жить и жить, и в путь идти «к новому зовущему свету».

Вскоре выясняется, что убил Федора Павловича лакей Смердяков, притворявшийся разбитым падучей. Как раз в тот момент, когда старик Григорий лежал без сознания, он вышел и, маня Федора Павловича Грушенькой, заставил отпереть дверь, несколько раз ударил по голове пресс-папье и забрал из известного только ему места роковые три тысячи. Теперь уже действительно больной Смердяков сам рассказывает обо всем посетившему его Ивану Карамазову, вдохновителю преступления. Ведь именно его идея вседозволенности произвела на Смердякова неизгладимое впечатление. Иван не хочет признать, что преступление было совершено с тайного его согласия и при его попустительстве, но муки совести так сильны, что он сходит с ума. Ему мерещится черт, эдакий русский джентльмен в клетчатых панталонах и с лорнетом, который насмешливо высказывает собственные мысли Ивана, а тот пытает его, есть Бог или нет. Во время последнего свидания со Смердяковым Иван говорит, что признается во всем на предстоящем суде, и тот, растерянный, при виде нетвёрдости так много значившего для него Ивана, отдаёт ему деньги, а потом вешается.

Катерина Ивановна вместе с Иваном Федоровичем строят планы побега Дмитрия в Америку. Однако между ней и Грушенькой продолжается соперничество, Катерина Ивановна ещё не уверена, как она выступит на суде — вызволительницей или погубительницей своего бывшего жениха. Дмитрий же во время свидания с Алешей выражает желание и готовность пострадать и страданием очиститься. Судебный процесс начинается опросом свидетелей. Свидетельства за и против поначалу не складываются в ясную картину, но, скорее, все-таки в пользу Дмитрия. Поражает всех выступление Ивана Федоровича, который после мучительных колебаний сообщает суду, что убил повесившийся Смердяков, и в подтверждение выкладывает пачку полученных от него денег. Смердяков убил, говорит он, а я научил. Он бредит в горячке, обвиняя всех, его силой уводят, но сразу после этого начинается истерика Катерины Ивановны. Она предъявляет суду документ «математической» важности — полученное накануне преступления письмо Дмитрия, где тот грозится убить отца и взять деньги. Это показание оказывается решающим. Катерина Ивановна губит Дмитрия, чтобы спасти Ивана.

Далее ярко, красноречиво и обстоятельно выступают местный прокурор и известный столичный адвокат Фетюкович. Оба умно и тонко рассуждают, рисуют картину российской карамазовщины, проницательно анализируют социальные и психологические причины преступления, убеждая, что обстоятельства, атмосфера, среда и низкий отец, который хуже чужого обидчика, не могли не подтолкнуть к нему. Оба заключают, что Дмитрий — убийца, хотя и невольный. Присяжные признают Дмитрия виновным. Дмитрия осуждают.

После суда Дмитрий заболевает нервной лихорадкой. К нему приходит Катерина Ивановна и признается, что Дмитрий навсегда останется язвой в её сердце. И что хоть она любит другого, а он другую, все равно она и его, Дмитрия, будет любить вечно. И ему наказывает любить себя всю жизнь. С Грушенькой же они так и остаются непримиренными врагами, хоть Катерина Ивановна скрепя сердце и просит у той прощения.

Завершается роман похоронами Илюшеньки Снегирева, сына капитана Снегирева. Алеша Карамазов призывает собравшихся у могилы мальчиков, с которыми подружился, посещая Илюшу во время его болезни, быть добрыми, честными, никогда не забывать друг о друге и не бояться жизни, потому что жизнь прекрасна, когда делается хорошее и правдивое.

1870 гг. Провинциальный городок Скотопригоньевске. В скиту старого монаха Зосима для выяснения наследственных дел собирается семья Карамазовых. Присутствуют отец Федор Павлович и сыновья: старший Дмитрий, средний Иван и младший Алёша, который является послушником в монастыре. Дмитрий доказывает, что отец должен ему большую сумму денег, а Федор Павлович отказывается их отдавать. Кроме того, отношения между ними напряжены из-за Грушеньки – женщины, в которую оба влюблены.

Встреча в монастыре не решила семейного вопроса, однако мудрый старец Зосима для всех участников нашёл нужные слова. А Алешу он благословил на послушание в миру и отправил жить с братьями.

По дороге домой юноша встречает Дмитрия, который прячется в соседнем дворе, подстерегая Грушеньку. Брат исповедуется ему и рассказывает о Катерине Ивановне, которая считается его невестой. Но Дмитрий любит Грушеньку и однажды потратил на неё 3 тысячи, данные Катериной Ивановной для передачи сестре в Москву.

Алёша заходит в дом отца. Вскоре врывается Дмитрий и избивает Федора Павловича, подумав, что к нему пришла Грушенька. Но поняв, что ошибся, убегает.

На следующий день Алёша вновь идёт к отцу, который рассказывает, как ему самому нужны деньги, уверяет, что не уступит Дмитрию Грушеньку, а также сплетничает об Иване, влюблённом в невесту брата Катерину Ивановну.

В доме Хохлаковой Алёша застаёт Катерину и Ивана. Девушка уверяет, что будет «средством» для счастья Дмитрия. Алеша простодушно объясняет, что она лишь уверила себя в любви к нему, а на самом деле это неправда.

Дальше он идёт в трактир, где встречает Ивана и рассуждает с ним о вере. Расставшись с младшим братом, Иван встречает Смердякова. Лакей советует ему уехать из города, ведь в его отсутствие с отцом может произойти все что угодно. Иван отправляется в Москву.

Алёша идёт к Грушеньке. Девушка рассказывает ему, что любит «бывшего». Получив весточку от него, она отправляется к возлюбленному в Мокрое.

Тем временем Дмитрий мечется в поисках денег, посетив множество знакомых. Но просто потеряв время, он отправляется в дом отца. Убедившись, что там нет Грушеньки, Дмитрий убегает, но этот момент его замечает камердинер Григорий и бросается догонять. Дмитрий ударяет Григория по голове, разбив её до крови.

Затем он идёт в дом возлюбленной, где от служанки узнаёт правду. Дмитрий выкупает у чиновника Пехотина ранее заложенные пистолеты и отправляется в Мокрое. Кровь на одежде и руках мужчины вызывает подозрение у чиновника. На постоялом дворе Дмитрий застаёт Грушеньку в компании нескольких молодых людей. Она сначала пугается, но потом радуется его приезду и понимает, что только его и любит.

Вскоре в Мокрое приезжают следователь, исправник и прокурор. Они обвиняют Дмитрия в отцеубийстве. Но молодой человек уверен в своей невиновности и отвечает на все вопросы. Дмитрий рассказывает также, что растратил не все деньги Катерины Ивановны, и носит их в мешочке на груди. Однако факты свидетельствуют против него.

Вскоре выясняется, что Федора Павловича убил лакей Смердяков, который также забрал 3 тысячи. Лакей рассказывает обо всём Ивану, но тот не хочет верить, что с его согласия произошло преступление, и от мук совести сходит с ума. Иван обещает Смердякову признаться во всём на суде, после чего лакей отдаёт ему деньги и вешается.

Во время суда Иван сообщает, что отца по его идее убил лакей, и как доказательство выкладывает полученные от него деньги. Молодой человек начинает бредить, его уводят. Истерика начинается и у Катерины Ивановны. Она показывает суду письмо, в котором Дмитрий грозится убить Федора Павловича и забрать деньги. Так девушка спасает Ивана, погубив Дмитрия.

Его осуждают, а Катерина Ивановна посещает мужчину и обещает, несмотря ни на что, любить вечно, чего требует и от него.