Поощрение и наказание как эффективные методы воспитания дошкольников. Поощрение и наказание в воспитании школьников

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются.

Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «содействие», «ускорение», «стимулирование» и т. п. «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор», «кару», «требование», «штраф», «стимулирование» и пр. Но во времена древней Руси слово «наказать» означало «учить», «наставлять». И всё же, не смотря на «антиподство», поощрение и наказание имеет точки соприкосновения.

Ребенок должен чувствовать, что он любит его, даже когда он плохо себя ведет, поэтому так важно, чтобы ваши действия не просто сдерживались, но и успокаивали. Говорите с ним твердо, но дружелюбно, не угрожают и не оскорбляют его. Этот пример хорош, когда маленький человек наполнен отрицательными эмоциями: ревность к новорожденному брату или сестре, нежелание позволить мамочке работать и т.д. например, в своей ярости он рассеивает соперников «конкурента». Поэтому он подсознательно проверяет «ваши границы»: его родители любят его, когда он «плохой»? покиньте комнату, пусть маленький человек опустит пар, устанет, становится скучно, затем возвращайтесь и спокойно спрашивайте его: «Вы закончили, можете ли вы помочь себе или помочь?» Ребенок будет убежден, что агрессивное поведение не дает предостережения и перестает его практиковать.

В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение--коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях .

После завершения уборки вы должны сказать ему, что любите его. Пауза во время конфликта дает своим участникам возможность остыть. Возможно, вашему ребенку было очень весело бросать кусочки хлеба со стола. Ваш запрос прекратить еще больше амбициозен, чтобы противостоять вам. Не поднимайте голос, идите в другую комнату. Изменив настройку, он быстро успокоится и вернется к таблице, начнет вести себя по-другому.

В возрасте 2-4 лет для ребенка очень важно чувствовать себя значительным и автономным человеком. Решение состоит в том, чтобы позволить ему принимать индивидуальные решения. Вы могли бы спросить его, например: «Получите игрушки сейчас или после того, как посмотрите на ребенка?» Идея состоит в том, что решение, принятое в одиночку, возможно, будет выполнено.

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение: оно исправляет вред, причинённый дурным поведением; способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины.

В прежние времена личность рождалась в унижении. Можно назвать пословицы, в которых это проявляется:«Кнут не мука, а впредь наука», «Не слушался отца, послушаешься кнутца», «Не слушаешь духа кротости, так палкой по кости», «До двух раз прощают и в третьи бьют».

Вы должны пойти в поликлинику, и ребенок не хочет уходить от игры. Дети, однако, более рациональные существа, чем мы думаем. И если вы согласитесь с ними, вопрос, вероятно, будет урегулирован мирным путем. Переговоры не означают, что жених получает право вечно цепляться за вас больше времени.

Дисциплинарные средства и методы могут рассматриваться на нескольких уровнях. Прежде всего, это область дисциплинарных средств в своем собственном смысле. Второй самолет состоит из дисциплинарных концепций или стратегий, и, наконец, третий план представляет собой стиль обучения учителя. Было бы также возможно распространить изложенную схему на конкретные образовательные программы отдельных школ, которые пытаются решить проблему наркотиков, издевательства или вандализма.

Но уже в то время народ пытался отходить от принципов физического наказания: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом», «Виноватого бог простит, а правого царь пожалует».

Но с ослаблением страха телесных наказаний, - писал П. Ф. Каптеров, - вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный - страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой - множество наград...

В самом широком смысле дисциплина - это все, что помогает дисциплинировать учеников, студентов - людей в целом. Видел поэтому эта логика здесь включает социальный педагог навыки, преподаватель социальных навыков, кооперативное обучение, интересные уроки, мотивацию учащейся, юмор, консистенцию, соответственно. строгость, самоуверенные учителя поведение в отношении учащихся, естественный авторитет учителя, стиль учителя образования, совместное обучение, сопереживания и понимания для учеников, терпения, доверия выражение, воплощение ожиданий, эстетической среды школы и класса.

Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, и т. п.» .

К. Д. Ушинский считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными» . «Также воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается», - писал он. Большое значение придавал в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети, - писал он, - ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься, одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершенству».

По этим шести дисциплинарным средствам мы можем уменьшить большинство известных и используемых в настоящее время методов и средств. К примеру, слово используется в различных формах, таких как порядок, запрет, наставление, наставление, объяснение, убеждение, тревога, ирония, насмешки, советы. Что касается примера, это один из самых впечатляющих и эффективных дисциплинарных средств. Его задача - консолидировать желаемое поведение человека, создавая выдающиеся и привлекательные модели поведения. Пример может быть связан с методом объяснения, он поддерживает эффект метода убеждения и может указывать метод требования.

А. И. Герцен утверждал, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность. А. Дистервег считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведётся правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения... Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний» .

Бэгли думает о том, почему дети и молодежь не следуют образцам и примерам, которые они представляют. Он приходит к выводу, что эти образцы часто слишком далеки, неживые, молодые люди. Он слишком высок, настолько высок, что молодежь даже не смотрит на них. у них нет возможности приблизиться к ним. Очевидно, они касаются небесных сводов, и в этом смысле они кажутся нереальными, абстрактными сверхъестественными и, таким образом, недостижимыми. Вот почему Бэгли рекомендует «уточнять» примеры и образцы, которые мы ставим перед детьми и молодежью.

Что касается занятости, то ясно: кто занят, не имеет времени на взятки. Для учителей, это означает, что требование о том, что час имел темп, импульс, который имел мертвые зоны, которые были максимально сокращается время перехода при переходе от одного вида деятельности на другой.

В. Н. Худяков определял наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы.

Важной, но часто забытой и недооцененной дисциплиной является надзор. Целью наблюдения является ослабление нежелательных и поощрение желательных поведенческих моделей поведения; его потребность возрастает с уменьшающимся возрастом детей. В его пользу он говорит о необходимости предотвращения несчастных случаев и несчастных случаев. Наблюдение также является хорошей возможностью наблюдать за детьми. Ученики расслаблены, открыты, ведут себя более естественно в свободные моменты вне уроков и, следовательно, имеют больше возможностей заглянуть внутрь и насладиться уроками, извлеченными во время урока.

М.В. Ломоносов, в своих трудах, предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину.

При осуществлении надзора мы также должны знать об опасностях и недостатках, которые могут возникнуть в неадекватной степени или форме его применения. Первый недостаток заключается в том, что ребенок может объяснить наблюдение как выражение недоверия и подозрительности. Избыточный надзор не дает детям достаточных возможностей для принятия собственных решений и переговоров. Бывшая школа в основном связана с телесными наказаниями, которые относятся к наиболее распространенным дисциплинарным методам.

Многие из учителей в то время могли использовать тростник или улей. Наказание часто происходит в грубость и жестокость - некоторые учители даже хвастались количество изобретательности и жестокого наказания, поскольку наибольшее уважение часто пользуется строжайшим учителем.

В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. Неосуществимость этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности был прогрессивным явлением.

Важна и роль А. С. Макаренко. Он считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш.А. Амонашвили же считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем.

Из 959 студентов, 50, 3% заявили, что им для учителей начальной школы использовали некоторые пощечины, 35, 7% студентов утверждают, что были растянуты на волосы, 35, 2% говорят о ключах и приземистый, 33, 3% заявили, что манжета раунд 29, 4% ударяют по учебнику в голове, 25, 3% из так называемых кубов, 24, 7% говорят, что их поразил указатель или правитель.

Что делают сегодняшние учителя для применения телесных наказаний? «Защитники» телесных наказаний часто утверждают, что в настоящее время для сегодняшних учеников нет ничего другого - другие дисциплинарные средства предназначены только для развлечения. Они также подчеркивают их непосредственную эффективность, которая предоставит учителю мгновенный отдых.

Но единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия. .

Тем не менее, причины, по которым не использовать телесные наказания больше, более того, они более заметны и более актуальны с точки зрения воспитания дисциплины, морали и приличия. Большая опасность физического наказания заключается в том, что у ребенка легко складывается впечатление, что это общий способ разрешения конфликтов между людьми. Другие негативы включают ложь и обман, опасаясь строгого наказания, нарушая эмоциональное отношение к наказанию, чувства стыда и унижения. Телесные наказания детей, нарушающих волю, подрывают доверие, вызывает застенчивость, робость, с более слабыми лицами приводят к робости, сильнее к неповиновению, агрессивность, черствость и апатию.

Итак, необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза порицаний и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.

В воспитании ребёнка необходимо использовать как наказание, так и поощрение, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием. При выборе форм поощрения необходимо учитывать психические индивидуальности ребёнка, тип его нервной системы, темперамент и приобретённые уже личностные черты.

Это может также вызвать невротические расстройства. Вознаграждение за воров Другие виды наказания включают искусственные наказания, естественные наказания и массовые наказания. Интересны два других типа предложений. дисциплинарных средств. Это неумолимое преступление и так называемое парадоксальное наказание. Безусловное преступление упоминается Юровским, который проанализировал воспоминания о бывших учениках и учениках Братиславы и средних школ в Братиславе. В одном варианте использования, соответственно. неприменение дисциплинарного агента с последующим некоторых учителей, так что, когда поймали в противном случае порядочный и гладким зрачок на отсутствие дисциплины на перерыв, долго смотрел в его глаза стали студент вопли начал с нравоучениями, ни от него хотел книги ученика, но все еще остается если проступок никогда не вернется.

Наиболее приемлемые формы поощрения:
1. Для детей нерешительных, боязливых, быстро утомляемых необходимо применять опережающую похвалу, положительно подкрепляя все те качества, которые помогут ребёнку при выполнении будущего дела.

2. Для детей аккуратных, даже педантичных, которые не прощают себе ошибок, глубоко переживают неудачи, необходимо применять похвалу, но ни в коем случае не связывать её с достижением завышенного результата. Полезно дозировать поощрения, выдавать их ребёнку маленькими порциями и подхваливать на всем протяжении работы. Похвала не должна расходиться с тем, как сам себя ребёнок оценивает.

Неплатежи за нарушение, соответственно. описанная выше ситуация была для многих студентов большого опыт и его отражение на психике студентов были столь же впечатляющими, как в наказании. Невыполнение проступка является одним из способов его ликвидации. Однако, если кто-то хочет применить этот подход, им необходимо рассмотреть ситуацию, учитывая серьезность правонарушения и личные особенности ученика. В то время как один студент отвечает и стыжусь преступления и ответ нашего мышления, может иметь ту же меру другого студента, чтобы объяснить нашу благосклонность или страх конфликта.

3. Для детей уверенных в себе, которым многое удаётся без особых на то усилий, необходимо применять похвалу только за то, что стало результатом серьёзного усилия, хвалить за помощь, оказанную другим, поощрять умение радоваться вместе с другими людьми.
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. К каким результатам ребёнок пришёл, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Не нужно бояться ласкать и нежить своих детей, но во всем нужна мера и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Некоторые люди считают, что наиболее правильное воспитание – это воспитание без наказаний. Однако представить себе воспитание, в котором совершенно отсутствует воздействие на ребёнка, использующее те или иные формы наказания, по-видимому, трудно. Весь вопрос не в том, наказывать или нет, а в том, как и когда, наказывать. Правильное наказание, его выбор и осуществление – наиболее творческий момент в общении с детьми.

Например, кража в смысле однократного кражи субъекта часто вознаграждалась, поскольку Нил основывался на том, что кража была вызвана отсутствием любви и внимания со стороны других к преступнику. Несмотря на парадоксальное наказание, которое на самом деле является своеобразной наградой, мы добираемся до последнего типа дисциплинарных средств из классификации Свадленки, а именно вознаграждений. Многие ученики и родители жалуются, что учителя мало вознаграждают. Это мнение имеет по крайней мере две причины: во-первых, известно, что наше образование ошибочно.

В ситуации наказания родителям обязательно нужно чётко выделять три аспекта:
1. Индивидуальность ребёнка, его возраст и допущенный им проступок.

2. Собственное эмоциональное состояние, возникающее как реакция на проступок ребёнка.

3. Метод воздействия в целях исправления проступка. Поэтому для правильного выбора средств наказания необходимо постоянно расширять свои знания, представления обо всех сторонах психического облика своего ребёнка. Родитель должен всякий раз по–новому рассматривать поступок ребёнка, стараться вникнуть в его скрытые причины, правильно оценить, какие именно слабости характера или неверные соображения привели ребёнка к ошибке. Наказание должно не столько фиксировать неверный поступок, а направляться на те внутренние причины, которые привели ребёнка к ошибочному действию.

Другими словами, ученик знает, чего он не знает, чего он не знает. Во-вторых, многие преподаватели считают, что школьная дисциплина в школе является прежде всего вопросом семьи. Это было так, как будто тезис Пршихода был все еще здесь, что школа учила, а семья воспитывала. Таким образом, дисциплина считается самоочевидной, рассматривая ее как нечто, чему не нужно учиться ученикам, и поэтому в подавляющем большинстве случаев учителя прибегают к наказанию за недисциплинированное поведение.

При этом, наряду с опросами, известно и подтверждено, что методы, которые приводят к укреплению положительных привычек дисциплины - поощрение, похвала, вознаграждение, доказаны. Причины очевидны: Положительная оценка отвечает потребностям социального признания, усиливает чувство уверенности и повышает позитивную связь учеников с требованиями учителя в преподавании. Это усиливает их интерес к выполнению задач и мотивирует их усилия к тому, чтобы они выполнялись еще лучше.

Существуют различные формы наказания:
1. Физические наказания . Наказания, основанные на страхе перед болью. Физическое воздействие относится к самым неблагоприятным формам наказания. Это связано с несколькими обстоятельствами:

  • При физическом воздействии у ребёнка проявляется безусловный оборонительный рефлекс, проявляющийся в остром переживании страха. Данный вид воздействия не решает конфликт, а только создаёт иллюзию его разрешения.
  • Эта форма воздействия выбирается родителями тогда, когда они сами слабо контролируют своё поведение. Бьют ребёнка чаще всего в плохом настроении или когда он нанёс материальный ущерб.
  • Изменение поведения ребёнка после физического наказания происходит в основном только в присутствии человека, который наказал его.

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний неизбежно формирует у ребёнка определённые неблагоприятные черты характера и личностные особенности. Физические наказания преследуются административно и уголовно: Уголовный кодекс РФ (ст.111, 112, 115, 116, 117); Семейный кодекс РФ (ст.56, ст.65); Конвенция ООН о правах ребёнка (ст. 27, 34)

2. Лишение любви . Ребёнок лишается части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять её нужно с большой осторожностью. Временная утрата родительской любви будет действенна для ребёнка тогда, когда ему есть, что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью. Наказывая ребёнка, родители должны дать ему почувствовать, что любят его всецело даже тогда, когда вынуждены на какой-то срок «ограничить» свою любовь. Ребёнок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определённой доли родительской любви, поскольку заслуживает наказание, но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно. Кроме того, необходимо учитывать, что лишение любви как форму наказания нельзя применять к маленьким детям (дошкольникам). Лишение любви – сильно действующий метод эмоционального воздействия и применять его следует чрезвычайно редко, только по поводу особых событий.

3. Запрет . Ограничение поведения ребёнка не путём наказания, а путём запрета. Формы запрета необходимо менять в зависимости от возраста ребёнка. Запрет наиболее эффективен в применении к детям раннего возраста. С малышом необходимо поступать так, чтобы запрет совпадал или даже опережал совершение неправильного поступка (например: ребёнок тянется к огню – мать отдёргивает его ручку). Очень важно контролировать речевые высказывания. Словом «нельзя» надо пользоваться только в крайнем случае. Лучше выразить своё неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица.

4. Наказание «естественными последствиями» . Родители отказывают ребёнку в некоторых удовольствиях (например: не пускают гулять, не разрешают посещать кино или театр, встречаться с друзьями). Применяя наказание по логике естественных последствий, нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного нормального развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками. К сожалению, некоторые родители часто просто потому, что не задумываются над этим, используют подобные наказания слишком часто, реагируя буквально на любой ошибочный поступок ребёнка. (Новелла о мальчике и его папе, которые «так и существовали: ребёнок все время ошибался, на то он и ребёнок, а папа всё время лишал его чего-нибудь, на то он и папа. К семи годам оказалось, что ребёнок никогда не бывал в театре, в цирке, в кино, в зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было лыж, не было санок, не было коньков, не было мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине. Зато он без предупреждения стелил постель и без разговоров ложился спать. Во всём остальном он был «дурак дураком»). Наказания «естественными последствиями» при правильном применении этого метода создают особую ситуацию. Она характеризуется тем, что связь между неправильным поведением ребёнка, его недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям и мерой наказания должна быть естественной, понятна самому ребёнку, а справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Лучше, если наказания в семье по логике естественных последствий принимают вид узаконенного и распространяющегося на всех правила. Родителям обязательно нужно продумать и установить только те требования, которые они способны сами выполнить.

5. «Судейская комната» . Есть семьи, где воздействия на ребёнка сведены к наказаниям, общение с детьми превращается в своеобразную «судейскую комнату». Каждое действие ребёнка, каждый поступок подвергается пристальной оценке, часто дети ошибаются, и так же часто родители фиксируют ошибки, дают негативные оценки, «выводят на чистую воду», превращаясь в настоящих преследователей. «Судейская комната» возникает ещё и тогда, когда объединяются мама, папа, бабушки и дедушки, устраивают подробное обсуждение проступков ребёнка и все вместе «выносят» наказание. Если объединение родителей происходит часто, вызывается незначительными ошибками детей, его следует считать вредным и малоэффективным. У ребёнка возникают переживания отвергнутости, ненужности, а это приводит к серьезным эмоциональным срывам, может нарушить контакт ребёнка с родителями. При использовании наказания необходимо установить в семье определённую иерархию воздействий. Например: мать может привлекать отца к обсуждению поведения ребёнка только в особых случаях, даже сам рассказ о проступке ребёнка отцу может служить формой наказания. Не стоит посвящать родственников и знакомых в тот или иной конфликт с ребёнком, стремиться призывать общественность, учителей. Эти сильные меры воздействия считаются крайними, и использовать их нужно с большой осторожностью.
В результате наказания может возникнуть один нежелательный исход – обострение отношений вплоть до протестного поведения. Это происходит тогда, когда родители наказывают ребёнка в состоянии аффекта, происходит нарушение эмоциональных требований к воспитанию, нарушение прав ребёнка.

6. Наказание в форме экспромта . Чем лучше знает родитель своего ребёнка, чем больше любит, тем разнообразнее, неожиданнее, а потому эффективнее его воздействие на ребёнка. Иногда гораздо лучше вместо речевых проработок неожиданное действие. Очень полезно, если реакция взрослого вызывает некоторое тревожное изумление ребёнка, связанное с неожиданным поворотом ситуации. Например: мама заметила, что её сын стал обманывать, рассказывать невероятные истории, которые с ним приключились и из-за которых он якобы не смог сделать то или иное дело. Мама могла наказать мальчика или начать разъяснять ему, что врать нехорошо. Она поступила иначе. Во время одного из таких рассказов она вдруг резко и неожиданно сказала сыну: « А ну-ка, открой рот, покажи язык… Так, всё ясно… и когда только твой язык отучится говорить неправду?» удивлённый и ошеломлённый ребёнок спросил: « А как ты догадалась?». В результате мальчик отказался от привычки к сочинительству, а в доме сохранились мир и спокойствие.
Родителям необходимо помнить, что с помощью поощрений и наказаний они воздействуют на внутренние психологические качества своих детей. И от того, насколько внимательными они будут при выборе формы воздействия на своего ребёнка, зависит, вырастет их дитя радостным и счастливым или несчастным и зависимым человеком.