Каковы основные признаки общества? Общая социология. Условия формирования способностей. Некоторые основополагающие свойства

В социологии не раз предпринимались попытки дать окончательное определение общества и выделить его существенные признаки – наиболее типические, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни. Так, Эмиль Дюркгейм усматривает первооснову устойчивости и единства общества в признаках наличия коллективного сознания, общей воли, препятствующей губительной силе человеческого эгоизма. Нейл Смелзер определяет в качестве отличительных признаков общества как объединения людей наличие географических границ, общую законодательную систему и определённую национальную идентичность. Американский социолог Эдвард Шилз полагает, что основу общества составляет такая его характеристика, как функционирование публичной власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

Э. Шилз выделяет следующие признаки общества:

– браки заключаются между представителями данного объединения;

– оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

– объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

– у общества есть собственное название и собственная история;

– оно обладает собственной системой управления;

– объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

– его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой .

И всё же по каким признакам можно судить об обществе?

Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета предоставила возможность многим общностям найти свою экологическую нишу для обеспечения удовлетворения витальных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в «коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Р. Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру .

Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и саморегуляции. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная при этом, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и познакомиться с достижениями культуры, науки. Только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру и подняться на вершину социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение – предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция – важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размера.

В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Она социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает неповторимую атмосферу духовного единения .

Главная черта общества – его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нём на основе необходимого для них общего способа существования. Однако, в процессе исторического развития менялись второстепенные признаки общества, что и было проанализированно мной в этом параграфе.

Употребление слова "общество" повсеместно, однако четко сформулировать суть этого понятия сможет далеко не каждый. Определение данного явления и обозначающего его понятия дает социология, а также обществоведение. Последняя наука в данном вопросе имеет наиболее значительный вес, поскольку именно общество является предметом ее изучения. В отличие от всех прочих наук, она целенаправлено рассматривает все возможные стороны общества. Остальные науки выделяют лишь одну конкретную сторону явления.

Однако мы остановимся на представлении, которое дает нам социология, так как в нашей статье мы собираемся рассмотреть вопрос: "Каковы основные признаки общества?" - а также некоторые сопутствующие аспекты. Они помогут нам более осознанно оперировать данным понятием и в целом будут полезны для расширения знаний в данной сфере.

Взгляд на понятие общества

Приведем некоторые данные из социологии, отображающие суть общества. Так, эта наука рассматривает понятие с двух основных сторон, соответственно, представляя разноплановые значения. Поговорим о каждом по отдельности, при этом затронем отличительные черты общества.

Исторически-экономический аспект

Первая сторона изучения заключается в рассмотрении общества с учетом исторического, экономического, географического и политического факторов. В соответствии с этим аспектом общества идентифицируются как структуры, большие, нежели просто группы людей или общности.

Чаще всего в таком русле выделяются такие вполне конкретные виды, как первобытное, рабовладельческое, феодальное и другие. Они отличаются общностью уровнем развития технологий,

При рассмотрении этого же, исторически-экономического, аспекта, выделяются общества, сформировавшиеся на территории определенной страны или континента. Это и русское, и американское, и западный мир в целом, и восточный.

Исходя из перечисленных фактов, подытожим этот блок информации определением: общество - система, ограниченная во времени и территории. Любая эпоха с ее ценностями и уровнем развития технологий является таким обществом.

Основные признаки

Ученый Э. Шилз дает нам ряд признаков, по которым выделяется общество, исходя их рассматриваемых формирующих факторов:

Как целостная функционирующая не входит в какие-либо крупнейшие системы);

Есть собственная четко определенная территория;

Имеет название, историю образования и развития;

Пополнение и разрастание общества происходит за счет человеческих ресурсов, являющихся его же представителями (за редкими исключениями);

Как признак, взаимодополняющийся с предыдущим, - в брак вступают представители одного объединения;

Имеется функционирующая собственная система управления;

Характерно наличие общих для представителей норм, традиций, которые формируют культуру;

Время существования общества обязательно больше, чем продолжительность жизни отдельного представителя.

  • территория - она же играет роль основной материальной базы для существования и развития социальных отношений;
  • автономность - самодостаточность, позволяющая существовать без экономических и прочих связей с другими обществами;
  • интегративность - объединение всех индивидов в процессе социальной жизни, поддерживание и воспроизводство поколений;
  • универсальность - всеохватывающий (для индивидов-участников).

Социолого-философский аспект

Итак, мы уже узнали, каковы основные признаки общества в соответствии с экономически-географическим аспектом изучения. Настало время рассмотреть второй аспект исследования этой темы в социологии.

Второе значение общества является чисто социологическим и философским, если рассматривать его в целом. В исследованиях этого направления социология опирается на результаты практических наблюдений и экспериментов над меньшими структурами - малыми общностями (семьями, родами, народами). Выстраивается своеобразная иерархия структур, от меньшего к большему. В итоге получаем функциональное единство общностей.

Рассматривая различные институты общества с этой, практической точки зрения, социология затрагивает проблемы мироздания - происхождения социума, единой цели его существования. У каждого общества есть своя такая история. Так, американская теория "начала начал" берет за основу неких отцов-основателей. Размышления на эту тему социологов времен Советского Союза обращаются вокруг Октябрьской революции 1917 г.

Резюмируем кратко сказанное в рамках социологического аспекта: общество - крупнейшая охватывающая все остальные, делая их своей частью. Продолжаем далее рассматривать вопрос о том, каковы основные признаки общества.

в социологическом контексте

Исследователь социологических вопросов Р. Кёниг приписывает обществу следующие признаки:

  • определенный образ жизни индивидов;
  • экономические и идейные объединения, сформированные на договоренностях;
  • наличие социальных единств (различные народы);
  • целостность социальных единств, т.е. меньших структур;
  • исторические предпосылки образования и развития именно этого, конкретного, общества;
  • социальная реальность — процессы, в которых завязываются отношения индивидов.

Некоторые основополагающие свойства

До этого мы уже рассмотрели два аспекта изучения общества социологии, упомянули некоторые формы общества в качестве примеров. Узнали мы и о признаках, присущих обществу при изучении с экономической и социологической сторон. Теперь считаем целесообразным остановиться подробнее на некоторых его важнейших свойствах. К таковым в социологии причисляют автономность и самодостаточность.

Автономность и самодостаточность как свойства

Ранее мы лишь кратко упоминали свойство автономности структуры общества. Теперь об этом подробнее.

Возможность общества существовать отдельно от других, поддерживать функционирование меньших структур, входящих в свой состав, и есть автономность. Это свойство, на первый взгляд, несколько отходит на второй план в условиях тотальной глобализации абсолютно всех мировых процессов на сегодняшний момент. Однако это обманчивое впечатление: усиление международных контактов имеет некоторые признаки того, что автономность становится не такой явной, однако этот процесс совсем иного рода.

Ярким подтверждением автономности социумов, к которым относится население стран мира, является наличие собственных систем власти в них. В пределах стран существуют меньшие общности людей, входящих по принципу иерархичности в общество в целом.

Изучая далее институты общества, скажем несколько слов о самодостаточности. Самодостаточность - это присущее народу конкретной страны свойство, обеспечивающее возможность существовать полностью в изоляции от всех остальных социумов. После того как между территориями мира произошло разделение труда (производственная специализация), самодостаточность не наблюдается ни у одной страны. У современных обществ появилось новое неотъемлемое качество - взаимодополнение по экономическим причинам.

Прочие свойства

Важная часть любого общества - его культурный массив. В это понятие входит множество явлений, нет необходимости их рассматривать в рамках нашей темы. Скажем лишь, что на основе общих традиций, самоосознания, моральных ценностей индивидов формируется культурное общество. Его становлению предшествует богатая история.

Меньшие общности способны выполнять свои функции в единой системе общества страны самостоятельно. Это основное проявление свойства саморегулирования.

Заключение

В качестве заключения сделаем вывод: общество и его признаки рассматриваются в социологии в различных аспектах. При этом учитываются экономические, географические, исторические, культурные и прочие факторы. Общества современности предстают в основном в виде стран и их населения. Важнейшие свойства их - автономность и самодостаточность.

Таким образом, мы разобрались в вопросе о том, каковы основные признаки общества, формирующие его как явление. Надеемся, что полученная информация будет полезна для осознанного взгляда на современный социум.

Основатель Огюст Конт считал ее об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.

Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?

Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

— политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

— социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е. договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое , т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

  • оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данной общности;
  • оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
  • оно имеет свою территорию;
  • у него есть самоназвание и своя история;
  • оно обладает своей системой управления;
  • оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

Жизнедеятельность общества

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры ( , политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

В социологии существуют различные подходы к поиску оснований выбора приоритетов в социальной жизнедеятельности людей (проблема детерминизма).

Еще Аристотель подчеркивал крайне важное значение государственного устройства для развития общества. Отождествляя политическую и социальную сферы, он рассматривал человека как «политическое животное». При определенных условиях политика может стать решающим фактором, полностью контролирующим все другие сферы общества.

Сторонники технологического детерминизма определяющий фактор общественной жизни видят в материальном производстве, где характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных продуктов, но и уровень потребления и даже культурные запросы людей.

Сторонники культурного детерминизма полагают, что костяк общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечит устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур предопределяет различие в поступках людей, в организации материального производства, выборе форм политической организации (в частности, это можно связать с известным выражением: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»).

К. Маркс исходил в своей концепции из детерминирующей роли экономической системы , полагая, что именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе .

В современной отечественной социологической литературе существуют противоположные подходы к решению проблемы примата во взаимодействии социальных сфер общества . Одни авторы склонны отрицать саму эту идею, полагая, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой из социальных сфер своего функционального предназначения. Они исходят при этом из того, что гипертрофированное «разбухание» одной из социальных сфер может пагубно сказаться на судьбе всего общества, так же, впрочем, как и недооценка роли каждой из этих сфер. Например, недооценка роли материального производства (экономической сферы) ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений в обществе. Размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов (социальная сфера) ведет к социальной энтропии, беспорядку и конфликтам. Принятие идеи примата политики над экономикой и другими социальными сферами (особенно в условиях тоталитарного общества) может привести к краху всей социальной системы. В здоровом социальном организме жизнедеятельность всех его сфер находится в единстве и взаимосвязи.

Ослабнет единство — понизится эффективность жизнедеятельности общества, вплоть до изменения своей сути или даже распада. В качестве примера приведем события последних лет ХХ в., приведшие к поражению социалистических общественных отношений и распаду СССР.

Общество живет и развивается по объективным законам единства (общества) с ; обеспечения социального развития; концентрации энергии; перспективной активности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания — отрицания; соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; диалектического единства экономического базиса и общественной надстройки; возрастания роли личности и др. Нарушение законов развития общества чревато крупными катаклизмами, большими потерями.

Какие бы цели не ставил перед собой субъект социальной жизни, находясь в системе общественных связей, он должен им подчиняться. В истории общества известны сотни войн, принесших ему огромные потери, независимо от того, какими целями руководствовались правители, их развязавшие. Достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, бывших президентов США, начавших войну во Вьетнаме, Ираке.

Общество — целостный социальный организм и система

Уподобляли общество социальному организму, все части которого взаимозависимы, а их функционирование направлено на обеспечение его жизни. Все части общества выполняют заданные им функции для обеспечения его жизни: продолжение рода; обеспечение нормальных условий для жизнедеятельности его членов; создание возможностей производства, распределения и потребления; успешную деятельность всех его сфер.

Отличительные черты общества

Важной отличительной чертой общества выступает его автономность , которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, добиваться её высокой эффективности, опираясь на существующее в нем разделение труда.

Общество обладает самодостаточностью , которая позволяет ему выполнять главную задачу — предоставлять людям условия, возможности, формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.

Общество обладает большой интегрирующей силой . Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления , которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.

Общество как целостный организм обладает качеством системности , и все его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.

Часть и целое как компоненты единой системы связаны между собой неразрывными узами и поддерживают друг друга. В то же время тот и другой элемент обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Чем сильнее целое в сравнении со своими частями, тем сильнее пресс объединения. И напротив, чем сильнее части по отношению к системе, тем она слабее и сильнее тенденция к разъединению целого на составные части. Следовательно, для образования устойчивой системы необходим подбор соответствующих элементов и их единство. При этом, чем больше несоответствие, тем сильнее должны быть узы сцепления.

Образование системы возможно как на естественных основах притяжения, так и на подавлении и подчинении одной части системы другой, т. е. на насилии. В связи с этим различные органические системы строятся на различных принципах. Одни системы основаны на доминировании естественных связей. Другие — на доминировании силы, третьи стремятся укрыться под защитой сильных структур или существуют за их счет, четвертые объединяются на основе единства в борьбе с внешними врагами во имя высшей свободы целого и т. д. Существуют также системы, основанные на сотрудничестве, где сила не играет существенной роли. Вместе с тем существуют определенные рамки, за пределами которых и притяжение, и отталкивание могут привести к гибели данной системы. И это естественно, так как излишнее притяжение и сцепление создают угрозу для сохранения разнообразия системных качеств и тем самым ослабляют способность системы к саморазвитию. Напротив, сильное отталкивание подрывает целостность системы. При этом, чем больше самостоятельность частей в рамках системы, чем выше их свобода действия в соответствии с заложенными в них потенциями, тем меньше у них стремление выйти за ее рамки и наоборот. Именно поэтому систему должны образовать лишь такие элементы, которые более или менее однородны между собой, и где тенденция целого, хотя и доминирует, но не противоречит интересам частей.

Законом всякой социальной системы является иерархичность ее элементов и обеспечение оптимальной самореализации путем наиболее рационального построения ее структуры в данных условиях, а также максимального использования условий окружающей среды для ее преобразования в соответствии со своими качествами.

Один из важных законов органической системы закон обеспечения ее целостности , или, иначе говоря, жизненности всех элементов системы . Поэтому обеспечение существования всех элементов системы выступает условием жизненности системы как целого.

Фундаментальным законом любой материальной системы , обеспечивающим ее оптимальную самореализацию, выступает закон приоритета целого над его составными частями . Поэтому чем сильнее опасность для существования целого, тем больше жертв со стороны его частей.

Как и любая органическая система в трудных условиях общество жертвует частью во имя целого, главного и коренного . В обществе как целостном социальном организме общий интерес при всех условиях находится на первом плане. Однако общественное развитие может осуществляться тем более успешно, чем больше общий интерес и интересы индивидов будут находиться в гармоническом соответствии между собой. Гармоническое соответствие между общими и индивидуальными интересами может быть достигнуто лишь на относительно высокой ступени общественного развития . До тех же пор, пока такая ступень не достигнута, господствует либо общественный, либо личный интерес. Чем труднее условия и чем больше неадекватность социальных и природных компонентов, тем сильнее проявляет себя общий интерес, реализуясь за счет и в ущерб интересам индивидов.

В то же время чем более благоприятные условия, возникшие либо на основе природной среды, либо созданные в процессе производственной деятельности самих людей, тем при прочих равных условиях общий интерес в меньшей мере осуществляется за счет частного.

Как и всякая система общество содержит в себе определенные стратегии выживания, существования и развития . Стратегия выживания выдвигается на первый план в условиях крайнего недостатка материальных ресурсов, когда система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя экстенсивного, или точнее, во имя всеобщего выживания. В целях выживания социальная система изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.

Подобный переход к экстенсивному развитию и перераспределению материальных ресурсов в случае необходимости происходит не только в глобальных, но и локальных масштабах, т. е. в рамках малых социальных групп, если они попадают в экстремальную ситуацию, когда средств оказывается крайне недостаточно. В таких условиях страдают как интересы индивидов, так и интересы общества в целом, поскольку оно лишается возможности развиваться интенсивно.

Иначе развивается социальная система после выхода из экстремальной ситуации, но находящаяся в условиях неадекватности социальных и природных компонентов . В таком случае стратегия выживания сменяется стратегий существования . Стратегия существования реализуется в условиях, когда возникает определенный минимум средств для обеспечения всех и, кроме того, появляется их некоторый излишек сверх необходимого для жизни. В целях развития системы в целом излишек производимых средств изымается, и они сосредоточиваются на решающих направлениях социального развития в руках наиболее сильных и предприимчивых . Все же остальные индивиды ограничиваются в потреблении и обычно довольствуются минимумом. Таким образом, в неблагоприятных условиях существования общий интерес прокладывает себе дорогу за счет интересов индивидов , наглядным примером чего является становление и развитие российского общества.

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества - вопрос его организации. Современное общество организовано исключительно на капитале, поэтому называется капиталистическим.

Общество - группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое - понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Признаки общества как социальной системы

  1. Иерархичность
  2. Саморегуляция
  3. Открытость
  4. Информационность
  5. Самодетерминированность
  6. Самоорганизация

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру.

Признаки общества (по Эдварду Шилзу)

Американский социолог Эдвард Шилз выделяет такие критерии общества:

  • оно не является частью более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у общества есть собственное название и собственная история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

В романе Р. Бредбери 451 градус по Фаренгейту описано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

Общество -- социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Жан-Жак Руссо считал, что именно семья -- самое древнее из всех обществ. Она -- подобие отца, народ -- детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера, общество -- продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество -- это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

§ оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

§ браки заключаются между представителями данной общности;

§ оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

§ оно имеет свою территорию;

§ у него есть самоназвание и своя история;

§ оно обладает своей системой управления;

§ оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

§ его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

§ наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;

§ универсальность (всеобъемлющий характер);

§ автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

§ интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

В то же время сложился ряд научных теорий:

Инструментальная концепция ставит на первое место человеческую сообразительность. Человек изобрел специальные орудия труда -- инструменты. Повысилось благосостояние, что привело к разделению труда, функциональному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми, живущими в общине.

Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека. Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины.

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства, в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин.

Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющих подсистем.

Личные качества человека (ум, сила, изобретательность и т.п.) распределены между людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм), сохраняющих неравенство. Эти правила легли в основу социальной организации.

Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с их координацией, разделением и комбинированием функций индивидов. Возникает необходимость предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с использованием языка. Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникаций. Он предваряет, опосредует и завершает циклы материальной деятельности людей. В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.