«Порт-Артур» Неожиданные результаты литературно-архивного поиска. Степанов Н.А. Знакомые

– Можно подумать, что они идут не после боя, а с царского парада в Царском Селе! – восторгался он.

– Едва ли – их туда пустили бы с перевязанными головами и руками, – заметил в ответ Кондратенко.

– Да, там порохом пахнет только во время салюта, – согласился начальник района.

Когда весь отряд прошел, Кондратенко, официально взяв под козырек, обратился к Стесселю:

– Разрешите мне, ваше превосходительство, вместе с моими полками отправиться на помощь Четвертой дивизии.

– Прошу вас! Отныне она входит в ваше подчинение как начальника сухопутной обороны крепости – ответил Стессель.

На лицах Рейса, Сахарова и Гантимурова выразились недоумение, растерянность и досада.

– Подполковник Науменко, прапорщик Звонарев прошу вас следовать за мной, – обернулся генерал отыскивая их глазами среди свиты, и тронул свою лошадь широкой рысью.

В это время, как бы салютуя ему, с верков Артура раздался тяжелый грохот крепостных орудий.

Тесная блокада Артура началась.

Примечание

Александр Николаевич Степанов (1892–1965) в детстве был свидетелем и участником героической обороны Порт-Артура. Отец его, Николай Иванович Степанов, был командиром батареи Электрического Утеса, а затем Суворовской мортирной батареи на Тигровом полуострове. Двенадцатилетний Саша все видел, запоминал, старался быть полезным – был связным у своего отца, подвозил вместе с другими ребятами воду на ослах к передовым позициям. Он был контужен, едва не лишился ног, их вылечил молодой тогда еще врач С. Р. Миротворцев, известный впоследствии ученый, с которым А. Н. Степанов, будучи уже писателем, вел дружескую переписку. И не только о нем, о многих участниках героической обороны А. Н. Степанов сохранил живые, теплые воспоминания. А видел он много. Он «лично знал Стесселей, Белых, Никитина, Кондратенко и многих других. У Белых видел Макарова, с мичманами забирался на броненосцы; мечтал стать моряком и т.д.» («Кубань», 1966, №4, с.76.). Оборона Порт-Артура на всю жизнь осталась самым ярким его воспоминанием.

После капитуляции крепости А. Степанов с отцом в числе военнопленных попал в Нагасаки и лишь оттуда вместе с ранеными и медицинским персоналом был отправлен пароходом вокруг Азии в Одессу, к матери.

Мать А. Н. Степанова, Лидия Николаевна, преподавала русский язык в гимназии, под ее влиянием будущий писатель с детства полюбил книги и научился записывать свои впечатления. Дневники он вел всю жизнь.

Эта привычка сослужила писателю большую службу. Повседневные записи событий позволили ему накопить большой материал. Прекрасная память помогала ему восстанавливать «обстановку, при какой делал некоторые записи почти тридцать лет назад» («Дон», 1962, №6, с.165.), – признавался А. Н. Степанов в 1944 году. И не случайно все произведения писателя в большей или меньшей степени связаны с его биографией.

В 1913 году А. Н. Степанов окончил Петербургский технологический институт, но вскоре был призван на военную службу, всю первую мировую войну провел на фронте. Это позволило ему позже создать хранящиеся в архиве писателя «Записки гвардейца», повести «Поход в Восточную Пруссию» и «Артиллеристы», а также многие страницы романа «Семья Звонаревых».

В 1917 году А. Н. Степанов был послан в Артиллерийскую академию в Петроград. После Октября он – в рядах Красной гвардии, принимал участие в разгроме Юденича, участвовал с отрядом путиловских рабочих в боях под Нарвой 23 февраля 1918 года (впоследствии он написал об этих событиях в повести «Стальной рабочий отряд» (1958), командовал артиллерийским дивизионом, воевал против деникинских полчищ под Ростовом и Екатеринодаром.

В ночь на 17 марта 1921 года, во время штурма Кронштадта, при подавлении кронштадтского мятежа А. Н. Степанов провалился под лед Финского залива, тяжело заболел и вынужден был уехать лечиться на юг, в Краснодар.

В Краснодаре А. Н. Степанов жил до 1942 года, работал инженером, преподавал в вузах и техникумах. В 1932 году бруцеллез надолго приковал его к, постели. У него появилась возможность вспомнить, передумать и заново перечувствовать пережитое. Все его мысли теперь заняты Порт-Артуром. Начал писать воспоминания и понял, что одних личных впечатлений мало. Помогали записки, которые вел во время обороны Порт-Артура отец писателя, но и этого было недостаточно. Тогда он начал читать о Порт-Артуре и русско-японской войне все, что мог достать в Краснодаре, получал книги и из Москвы и других городов.

Позже А. Н. Степанов писал: «Передо мной стояли три основные задачи: показ героизма солдат и младших офицеров артурского гарнизона, показ развала и разложения руководящей верхушки артурских властей, показ тесно связанного с ними широко разветвленного в Артуре японского шпионажа. На примере Артура легко было демонстрировать всю гниль правящей Россией самодержавной клики» (Степанов А. «О книге „Порт-Артур“» – «Новый мир», 1945, №8, с.117.).

Статья В. И. Ленина «Падение Порт-Артура» (январь 1905 г.) помогла А. Н. Степанову осмыслить и правильно оценить собранный мм огромный фактический материал. В. И. Ленин писал: «Несовместимость самодержавия с интересами всего общественного развития, с интересами всего народа (кроме кучки чиновников и тузов) выступила наружу, как только пришлось народу на деле, своей кровью, расплачиваться за самодержавие…

Падение Порт-Артура подводит один из величайших исторических итогов тем преступлениям царизма, которые начали обнаруживаться с самого начала войны и которые будут обнаруживаться теперь еще шире, еще более неудержимо» (Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.9, с.155.).

Анализируя причины, приведшие царизм к поражению, Ленин утверждал: «Не русский народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну старого и нового буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма» (Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.9, с. 158).

Через пять лет напряженной работы А. Н. Степанов посылает рукопись своих воспоминаний о порт-артурской обороне признанным мастерам исторического романа А. С. Новикову-Прибою и С. Н. Сергееву-Ценскому. Рукопись они одобрили и посоветовали А. Н. Степанову продолжить работу над романом.

А. С. Новиков-Прибой писал А. Н. Степанову после выхода первой книги, 8 февраля 1941 года: «… книга имеет большое познавательное значение и, я уверен, будет принята читателем с большим интересом. Вашу книгу „Порт-Артур“ я прочитал с большим удовольствием. Написана она правдиво, хорошо» («Русская литература», 1967, !1, с.191.).

Один из первых рецензентов романа – генерал-майор А. А. Игнатьев, участник русско-японской войны, – вскоре после выхода первой книги «Порт-Артура» отметил «великолепные батальные сцены как на море, так и на суше», «живость и правдивость изображения», превосходное знание автором материала, что позволило ему «не только избежать ошибок, но и передать самую технику войны» (Игнатьев А.А. Записки очевидца. – «Знамя», 1941, №3, с. 236.).

В 1944 году роман А. Н. Степанова «Порт-Артур» был переиздан большим тиражом и получил всенародное признание. В 1946 году А. Н. Степанову была присуждена за него Государственная премия.

Во многих театрах страны шла пьеса «Порт-Артур», написанная А. Н. Степановым в соавторстве с драматургом И. Ф. Поповым по мотивам романа. А. Н. Степановым также был создан киносценарий «Порт-Артур».

Писатель получал сотни писем от читателей. Участники обороны Порт-Артура делились своими воспоминаниями, сообщали неизвестные факты героических эпизодов, боев. Используя новые материалы, А. Н. Степанов постоянно совершенствовал свое произведение, уточняя характеристики, дописывая новые главы и сцены.

В 1953 году А. Н. Степанов включил в роман эпилог, в котором рассказывалось о последующей судьбе героев романа и о процессе над Стесселем и другими виновниками сдачи Порт-Артура японцам, происходившем в Петербурге в 1907–1908 годах. В дальнейшем при переизданиях романа этот эпилог не печатался, а был использован в романе «Семья Звонаревых», над которым писатель трудился до конца своей жизни.

Информатика. Степанов А.Н.

6-е изд. - СПб.: 2010. - 720с. 4-е изд. - СПб.: 2006. - 684с.

В исправленном и дополненном издании учебника рассматриваются основные понятия информатики в соответствии с современным уровнем развития информационных технологий. Учебник содержит материал, предусмотренный государственными стандартами по информатике для студентов гуманитарных специальностей вузов. Это уже шестое издание учебника, признанного победителем Всероссийского конкурса учебников по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин для гуманитарных и социально-экономических направлений. Отличительной особенностью нового издания является включение материала о работе в альтернативном открытом офисном пакете OpenOffice.org.

Формат: pdf (6- е изд., 2010 , 720 с.)

Размер: 129 Мб

Скачать: drive.google ;

Формат: djvu (4- е изд., 2006, 684с.)

Размер: 13 ,2 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc (3-е изд., 2002, 608с.)

Размер: 32,5 Мб

Скачать: yandex.disk

Краткое содержание
Предисловие к шестому изданию 17
Глава 1. Основы информатики 20
Глава 2. Архитектура персонального компьютера 55
Глава 3. Программное обеспечение компьютера 99
Глава 4. Основы графического интерфейса 123
Глава 5. Базовые понятия и средства операционной системы Windows 165
Глава 6. Основы работы в операционной системе Windows 227
Глава 7. Работа с текстом 310
Глава 8. Работа с графикой 467
Глава 9. Электронные таблицы 499
Глава 10. Базы данных 566
Глава 11. Подготовка презентаций 623
Глава 12. Основы работы в Интернете 655
Список литературы 713
Алфавитный указатель 714

Альбом карикатур. Издание А. Беггрова, литографа Императорской публичной библиотеки. Спб., 1858, 36 plts. Литографированная передняя обложка по рисунку М. Зичи, 12 листов текста (№1 … №12, 20 ноября 1857 г. - 20 октября 1858 г.). Второй год издания! Цензурное разрешение 17 декабря 1857 года. Цензор - Бекетов. В узнаваемом по «мраморной» раскраске блестящем лакированном коричневом п/к переплете с тиснением золотом на крышках и корешке петербургской мастерской Захара Матвеевича Тарасова. Такие же узнаваемые мраморно-тампонные коричневые форзацы. Золотая английская головка. Формат: 45х33 см. Экземпляр с листками текста - редкость!

Библиографические источники:

1. Смирнов–Сокольский Н.П. Моя библиотека, Т.2, М., «Книга», 1969, №№2026-2027.

2. Обольянинов Н. Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860. Спб., 1914, №2596.

3. Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870). Библиографический опыт. Спб., 1898, №№817-818.

4. Бурцев А.Е. Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг. Том II, Спб., 1901, №467.

5. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №8. Русские иллюстрированные издания XVII-XIX столетий. Москва, 1926, №435 - присутствуют обе сюиты!

Прямой предшественник «Искры» - первая сатирическая ласточка «эпохи обличительного жанра». Весь первый год заполнял альбом своими рисунками один Н.А. Степанов. В течение второго года появлялись также карикатуры художников М.А. Зичи, Г.С. Дестуниса, А.М. Волкова, Р.К. Жуковского и др. Выделяются также карикатуры автора «Рассказов карандашом»и и «Пословиц в карикатурах» П.И. Анненского. Первый год альбома состоит из шести тетрадей, по шести листов карикатур в каждой, второй год - из 12 тетрадей, по 3 листа в каждой. К каждой тетради второго года полагался лист текста с двух сторон под заглавием «Листок знакомых». В «Листке» печатались мелкие заметки и фельетоны более юмористического, чем сатирического характера. Писали их В.Р. Зотов, В.С. Курочкин, Н.Ф. Щербина, не подписывая. Приветствуя нарождающуюся «Искру», «Листок» в последнем своем номере довел до сведения читателей о прекращении дальнейшего издания «Знакомых». Не очень острые по рисункам и тексту, «Знакомые» вместе с «Листком знакомых» занимают все же в истории русской журналистики видное место как предшественник «Искры». Комплект этого издания - большая редкость!

Степанов, Николай Александрович - известный карикатурист, сын писателя Александра Петровича Степанова, родился 21 апреля 1807 г. в Калуге, умер 23 ноября 1877 г. в Москве. Еще в детстве Степанов обнаруживал любовь к рисованию и наклонность к карикатуре. Систематического художественного образования он не получил, но имел возможность усвоить себе более или менее верный рисунок благодаря тому обстоятельству, что в доме его отца постоянно жил какой-либо живописец. В 1821 г. Степанов поступил в университетский Благородный пансион, где слушал лекции Мерзлякова, Павлова. Давыдова, Перевощикова и других профессоров. В пансионе господствовало увлечение литературой, которое отразилось и на Степанове, не без успеха выступавшем со стихотворными опытами. В 1830-х гг. его стихотворения, и среди них значительное число юмористического характера, стали появляться в различных периодических изданиях. При внешней красоте и звучности эти стихотворные опыты Степанова представляют собою мало оригинального и страдают недостатком истинного поэтического чувства. В 1826 г. Степанов окончил пансионский курс, а в 1827 г. был назначен на службу в главное управление Восточной Сибири, с откомандированием в Красноярск, где его отец служил в то время губернатором. Во время службы в Сибири он впервые стал пробовать свои силы в карикатуре, богатую пищу для которой давали обильные проявления произвола и беззакония в местной жизни.

Карикатуры эти были настолько удачны и остроумны, что обращали на себя общее внимание. Ввиду такого успеха Степанов задумал было даже издание сатирико-карикатурного журнала «Минусинский Раскрыватель», но осуществить его в сибирской глуши оказалось ему не под силу. Через пять лет он возвратился из Сибири в свое родовое имение, село Троицкое, а оттуда вскоре отправился в Петербург, где поступил на службу в департамент государственного казначейства. В 1836 г. он на некоторое время занял должность чиновника особых поручений при своем отце, служившем тогда губернатором в Саратове, а затем снова возвратился к прежней службе в Петербурге. Между тем опыты Степанова в карикатуре делались все обширнее и свидетельствовали о его несомненном художественно-юмористическом таланте. Частые встречи с Глинкой, Брюлловым, Кукольником и Я.Ф. Яненкой (с первым из них Степанов находился в дружеских отношениях) дали ему пищу для серии блестящих и остроумных импровизаций. Еще в 1830-х гг. он задумал составить и издать альбом карикатур на Булгарина и Глинку; относительно первого, по разным причинам, намерение пришлось оставить, а на второго он нарисовал более пятидесяти остроумных в большинстве карикатур, небезынтересных для характеристики знаменитого композитора. Интересуясь и занимаясь карикатурами и поэзией гораздо более, чем службой, Степанов лишь весьма медленно подвигался на служебном поприще, а в 1843 г. совсем вышел в отставку с чином статского советника. Публично на поприще карикатуриста Степанов впервые выступил в «Ералаше» Неваховича и почти одновременно с этим в изданном Панаевым и Некрасовым «Иллюстрированном альманахе» «Современника» (1848 г.). В 1849 г. вместе со своим зятем, известным композитором А.С. Даргомыжским, Степанов затеял «Музыкальный альбом» с карикатурами (издание Бернарда). Все эти первые публичные опыты в карикатуре, несмотря на их живость и остроумие, свидетельствуют еще о малоопытности автора в этой области, особенно о недостатке технического навыка и о непривычке к переводу рисунков на дерево.

Гораздо удачнее были его статуэтки-карикатуры (шаржи) и бюстики. Необходимость по выходе в отставку обеспечить себя в материальном отношении навела Степанова на мысль, осуществление которой скоро доставило ему и средства, и известность: он стал делать карикатурные бюсты известных деятелей литературы и искусства, в которых юмористический элемент соединялся с замечательным портретным сходством. Когда в магазине Беггрова появились первые статуэтки работы тепанова., их стали раскупать нарасхват, и скоро они распространились не только в Петербурге и Москве, но и во многих провинциальных городах России. Спрос на такие статуэтки настолько возрос, что Степанов для изготовления их должен был устроить особую мастерскую и нанять формовщиков. Статуэтки он делал из воска, формовщики отливали их из гипса, а затем они раскрашивались. Среди этих бюстов-шаржей были изображения Глинки, Брюллова, Кукольника, князя Вяземского, Каратыгина, князя Одоевского, Греча, Булгарина, графа Соллогуба, Краевского, Панаева, Щепкина, Айвазовского, Григоровича, Бенедиктова, Белинского, Гончарова, Дружинина, Некрасова и других современных деятелей русской литературы и искусства; общее число этих статуэток доходило до 80. В 1850-х годах Степановым было вылеплено до 40 небольших бюстов, в четверть натуральной величины (некарикатурных), - Суворова, Державина, Ломоносова, Карамзина, Крылова, Озерова, Жуковского, Пушкина, Брюллова, Глинки и других русских деятелей, но эти бюсты расходились значительно хуже. Иногда Степанов принимал заказы и на бюсты в натуральную величину. В 1855 г. начал выходить в издании Беггрова, альбом политических карикатур Степанова; в 1855 г. вышло три тетради по 10 листов, в 1856 г. один выпуск (к изданию был приготовлен еще один выпуск, но он не вышел в свет по политическим обстоятельствам того времени). Главным объектом политической сатиры Степанова является Наполеон III, и карикатуры на него наиболее удачны; за Наполеоном III следует лорд Пальмерстон, затем адмирал Нэпир, некоторые французские генералы и т.д.

В период появления в свет этих карикатур Степанов надумал новое издание, которое взял на себя тот же Беггров, - карикатурный альбом «Знакомые», который и выходил в 1857-1858 гг. (всего 2 сюиты по 36 листов в каждой c литографированными рисунками, наибольшая часть которых принадлежит Н.А. Степанову). Альбом «Знакомые» вызвал к себе интерес и имел у публики успех, но особенно широкого распространения не нашел и через два года прекратился. Наряду с работой в «Знакомых» Степанов сотрудничал в «Сыне Отечества» А.В. Старчевского, где начал работать с конца 1857 г. и продолжал до конца следующего, давши в этом еженедельнике всего 168 карикатурных групп. В это время талант Степанова, как карикатуриста, достиг уже полного своего развития, причем в деле совершенствования немалую помощь оказали ему приемы, усвоенные им у некоторых граверов, а также некоторые замечания критики. Тираж «Сына Отечества» достиг в это время беспримерной дотоле цифры в 30000 экземпляров. Увлекшись успехом своих карикатур в «Сыне Отечества», Степанов летом 1858 г. задумал, вместе с В.С. Курочкиным издавать сатирический журнал. Курочкин взял на себя литературную часть журнала, Степанов художественно-карикатурную; нашлось немало талантливых сотрудников, - и с 1859 г. стала выходить «Искра», - один из лучших русских сатирических журналов.

Даровитые сотрудники «Искры» давали Степанову богатый и живой материал для карикатур, которым он всегда замечательно умело пользовался. «Искра», отличавшаяся богатством, разнообразием и живостью содержания, приобретала все большее и большее расположение читателей и достигла сравнительно широкого распространения (число ее подписчиков доходило приблизительно до семи тысяч). Значительная часть помещенных в «Искре» карикатур 1859-1864 гг. принадлежит Николаю Александровичу: еженедельно он давал четыре группы больших карикатур или двенадцать групп малых, а иногда даже больше. «Искра» была журналом прогрессивным и либеральным; будучи органом сферы по преимуществу литературной, а не общественной, она тем не менее уделяла видное место и вопросам общественной жизни, насколько это дозволяли современные цензурные условия; она задавалась целью разрабатывать общие вопросы «путем отрицания ложного во всех его проявлениях в жизни и искусстве», имела в виду «сатиру в ее более обширном смысле». Немало места занимали в ней карикатуры на злобы дня, на события жизни литературной и артистической, на деятелей самых разнообразных поприщ.

Всего за пять с половиной лет участия в «Искре» Степанов сочинил и нарисовал для нее около 1600 групп карикатур. В 1864 г. между ним и Курочкиным произошел разрыв, после которого Степанов оставил работу в «Искре». Вскоре он задумал новый сатирический орган, собрал вокруг себя группу литераторов и художников и в 1865 г. стал издавать журнал «Будильник». С прежней энергией он продолжал рисовать и за год дал в «Будильник» 187 больших и малых групп карикатур; но престарелые годы и усталость сказывались уже в его работах. «Будильник» далеко не имел того успеха, на который рассчитывал Степанов, и существовал при очень незавидных материальных условиях. Степанов самостоятельно продолжал издание до конца 1871 г. С 1872 г. журнал взял в арендное пользование В. Леонтьев, соединивший «Будильник» с «Искрой», затем «Будильник» перешел в аренду к А. Сухову, который довел издание до конца 1875 г. В связи с переходом редакции журнала с 1872 г. в Москву, Степанов переехал туда же на постоянное жительство. В 1876 году «Будильник» взяла в аренду Я.Н. Уткина, и в этом же году Степанов прекратил в журнале всякое участие. В последнее время жизни Степанов отдался уединенному покою.

Ослабев памятью, он, однако, несмотря на преклонные годы, оставался физически здоровым и умер совершенно безболезненно. Похоронен он на Ваганьковском кладбище. В частной жизни Степанов был общительным и добрым человеком, веселым собеседником, всегда выказывал готовность поддержать начинающий талант. Степанов был одним из талантливейших русских карикатуристов. Имея уже на своем поприще предшественников (Невахович, Федотов), он тем не менее сыграл видную роль в истории русской карикатуры, популяризовав ее, подняв ее общественное значение. Его карикатура чужда скабрезности и пошлости, она преследует серьезные общественные задачи, бичует пороки современной общественной жизни. В период до средины 1850-х гг. карикатура Степанова касалась исключительно явлений литературной жизни, и этот узкий ее характер и значительной степени зависел от цензурных условий того времени. Когда же эти условия со вступлением на престол Императора Александра II изменились, пред Степановым открылось более широкое поприще, и в его работах вопросы общественной жизни стали играть весьма видную роль. Это очень заметно уже в содержании карикатурного альбома «Знакомые». Степанов умел выбирать сюжеты для своих карикатур, умел подмечать в людях и явлениях жизни типически смешное и находить для этого смешного подходящую форму; он умел также быстро схватить чужую мысль и дать ей образное выражение. Очень многие его карикатуры, по своей типичности и остроумию, не потеряли своего интереса и до настоящего времени, даже некоторые из тех, которые носят злободневный характер. В общем, деятельность Степанова не осталась без значительного нравственного влияния на современников и занимает видное место в истории русской сатиры.

Александр Николаевич Степа́нов в родился (21 января (2 февраля) (по другим данным, родился 02 сентября) 1892 года в Одессе в семье офицера. В 1901-1903 годах учился в Полоцком кадетском корпусе. В 1903 году семья переехала в Порт-Артур. В возрасте двенадцати лет принимал участие в обороне Порт-Артура, его отец Николай Иванович Степанов командовал батареей Электрического Утёса, а затем - Суворовской мортирной батареи на Тигровом полуострове. Двенадцатилетний мальчишка всё видел и запоминал, будучи связным у своего отца, старался быть полезным, подвозил вместе с другими ребятами воду на ослах к передовым позициям. Был контужен, едва не лишился ног. После капитуляции крепости вместе с отцом в числе военнопленных попал в Нагасаки (будущий писатель находился в крепости все 329 дней). Мать, Лидия Николаевна, в это время преподавала русский язык в гимназии в Одессе, куда Александр Степанов и был отправлен из Японии вместе с ранеными.

Под влиянием матери А. Н. Степанов с детства полюбил книги и научился записывать свои впечатления - дневники он вёл всю жизнь. В 1913 году он окончил Санкт-Петербургский технологический институт, но вскоре был призван в армию. Всю Первую мировую войну провёл на фронте. В 1917 году А. Н. Степанов был послан в Артиллерийскую академию в Петроград. Участвовал в Гражданской войне, - в разгроме Юденича, участвовал с отрядом путиловских рабочих в боях под Нарвой 23 февраля 1918 года, командовал артиллерийским дивизионом, воевал под Ростовом и Екатеринодаром.

Печататься начал с 1938 года. В многоплановом романе «Порт-Артур» и его продолжении - романе «Семья Звонарёвых» (1959-1963, не закончена), показаны героизм русских солдат и офицеров в войне 1904-1905 годов. В 1944 году роман был переиздан большим тиражом. В 1946 году по роману А. Н. Степанова им в соавторстве с И. Ф. Поповым написана одноимённая пьеса, по которой 1953 году был поставлен спектакль в Малом театре (режиссёры П. А. Марков и К. А. Зубов). Многие театры страны последовали этому примеру, также был создан киносценарий «Порт-Артур». В 1958 году А. Н. Степановым написана повесть о Гражданской войне - «Стальной рабочий отряд».

А. Н. Степанов умер 30 октября 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Д.К.Николаев, О.В.Чистяков

«Порт-Артур»

Неожиданные результаты литературно-архивного поиска

Порт-Артур… Большинство тех, кто знаком с историей русско-японской войны, свое первое представление о героической обороне этой крепости русскими войсками получили после прочтения одноименного романа Александра Николаевича Степанова.

Впервые роман увидел свет в Краснодаре в 1940 г. Во время Великой Отечественной войны, в свете широкой компании по реабилитации ратной славы дореволюционной России, было принято решение о новом издании романа. В преддверии новой войны с Японией книга приобретала особую актуальность, и в 1944 г. роман вышел в Москве большим тиражом и получил широкую известность. Уже после войны в 1946 году по его мотивам была написана пьеса «На Тихом океане», постановки которой долгое время проходили в крупнейших столичных театрах, избранные главы книги выходили в массовой серии «Библиотека красноармейца», был написан киносценарий. Автор в том же 1946 г. стал лауреатом Сталинской премии.

А.Н.Степанов в своих статьях о работе над романом и публичных лекциях неоднократно рассказывал о своей жизни в Порт-Артуре, мальчишеских впечатлениях, пребывании на позициях и в боях. И до недавнего времени никаких сомнений в личном участии юного Саши Степанова в обороне крепости не возникало. Но в процессе работы по установлению имен русских офицеров – защитников Порт-Артура никак не удавалось найти документальных свидетельств, подтверждающих слова писателя. Артиллерийский офицер Н.Степанов не встречался ни в одном приказе по Квантунскому укрепленному району, ни в одном Высочайшем приказе о награждениях офицеров, не находилось ни одного упоминания этого офицера или юного Саши Степанова в многочисленных мемуарах или исследованиях, посвященных обороне крепости. И это отсутствие вызывало все большее недоумение.

Среди участников обороны Порт-Артура было несколько офицеров, носивших фамилию Степанов: кавалер ордена Святого Георгия, капитан генерального штаба Федор Васильевич Степанов, подпоручик 13 Восточно-Сибирского стрелкового полка Степанов, исключенный из списков убитым в бою с японцами Высочайшим приказом от 1 мая 1905 г., командир минного заградителя «Енисей» капитан 2 ранга Владимир Александрович Степанова, погибший со своим кораблем 29 января 1904 г., младший инженер-механик крейсера «Аскольд» Александр Федорович Степанов. Но никто из вышеперечисленных не подходил на роль отца писателя. Поиски этого офицера заставили пристальнее рассмотреть биографию автора романа «Порт-Артур».

Итак, что же известно из официальной биографии Александра Николаевича Степанова?

Большая Советская Энциклопедия приводит такую справку:

«Степанов Александр Николаевич , русский советский писатель. […] Родился в семье офицера. Окончил Петербургский технологический институт (1913). Участник 1-й мировой (1914-18) и Гражданской (1918-20) войн».

Однако, сам автор в своей статье, опубликованной в журнале «Смена» в 1945 году писал о себе несколько иначе: «Я родился в 1890 году, в семье военного. Все мои предки тоже были военными-артиллеристами, и я сам мечтал стать артиллеристом. В 1900 году меня отдали в Полоцкий кадетский корпус, где я проучился три года. Отец мой в это время служил капитаном в Новогеоргиевске (ныне Модлине, близ Варшавы), в крепостной артиллерии. Летом 1903 года отец был переведен на службу в далекий, никому тогда неведомый Порт-Артур, который находился на берегу Желтого моря на арендованном Россией у Китая Квантунском полуострове, и мы поехали туда. […] Отец был назначен командиром батареи Электрического Утеса, который находился на берегу моря и отделялся от города Золотой горой […] Вскоре отца перевели с Электрического утеса командиром на Суворовскую мортирную батарею, расположенную на Тигровом хвосте. […] Когда японцы высадились на Ляодунском полуострове в апреле 1904 года, мать с братом и сестрами покинули Артур. Я должен был тоже уехать с ними, сел в поезд, но на одной из ближайших станций – Инчендзы – нарочно отстал от поезда и вернулся к отцу в Артур. За это он меня строго наказал. Но уехать из Артура я больше не мог: он был уже отрезан с суши японским десантом. Когда японцы подошли к крепости с суши, отца перевели на сухопутный фронт командиром батареи Малого Орлиного гнезда. Здесь отец пробыл несколько месяцев. Я находился с ним на батарее, передавая его приказания, проверял правильность установки прицела и квадранта, так как в большинстве солдаты были неграмотны и часто ставили прицел неверно. Бегал я и по проводу, когда рвалась телефонная связь. Конечно, часто приходилось бывать под обстрелом. Сначала меня очень пугали разрывы снарядов, и я все время сидел в блиндаже, боясь высунуть оттуда голову, но затем понял, что далеко не каждый снаряд убивает или ранит, и стал меньше обращать внимание на разрывы. Мой отец, как многие старые артиллеристы, был глуховат от стрельбы и не слышал свиста летящих пуль. Под сильным ружейным обстрелом он спокойно стоял, покуривая папиросу. Это создало ему славу необычайно храброго человека» .

Из приведенной выше цитаты можно сделать заключение, что отца писателя следует искать среди артиллерийских офицеров Новогеоргиевской крепостной артиллерии в 1903 г., что чин его должен быть не ниже капитана (иначе он не мог быть назначен командиром батареи в мирное время). Также выясняется, что у писателя есть брат и сестры, что отец его был известен своей храбростью. Да и сам писатель предстает перед нами в облике юного героя. Отметим, однако, что в дате рождения писателя есть существенные расхождения – то ли 21.01.1892, то ли 1890 г. К этому вопросу мы вернемся ниже, а пока нужно отметить, что А.Н. Степанов родился в Одессе– об этом свидетельствует и биографическая справка БСЭ, и собственные слова писателя: «Одессит по рождению, я с детства хорошо плавал…».

К многим изданиям романа «Порт-Артур», а также его продолжения - романа «Семья Звонаревых» написаны литературоведческие статьи, содержащие биографические сведения об авторе. Издание романа «Порт-Артур» 1978 г. сопровождается следующей биографической справкой: «Он (А.Степанов – Авт.) был контужен, едва не лишился ног, их вылечил молодой тогда еще врач С. Р. Миротворцев, известный впоследствии ученый, с которым А. Н. Степанов, будучи уже писателем, вел дружескую переписку. И не только о нем, о многих участниках героической обороны А. Н. Степанов сохранил живые, теплые воспоминания. А видел он много. Он "лично знал Стесселей, Белых, Никитина, Кондратенко и многих других. У Белых видел Макарова, с мичманами забирался на броненосцы; мечтал стать моряком и т.д.". Оборона Порт-Артура на всю жизнь осталась самым ярким его воспоминанием. После капитуляции крепости А. Степанов с отцом в числе военнопленных попал в Нагасаки и лишь оттуда вместе с ранеными и медицинским персоналом был отправлен пароходом вокруг Азии в Одессу, к матери. Мать А. Н. Степанова, Лидия Николаевна, преподавала русский язык в гимназии, под ее влиянием будущий писатель с детства полюбил книги и научился записывать свои впечатления. […] В 1917 году А. Н. Степанов был послан в Артиллерийскую академию в Петроград. После Октября он - в рядах Красной гвардии» .

Довольно подробно биография писателя приводится в послесловии к роману «Порт-Артур», изданному в 1951 году Псковским газетно-книжным издательством: «Все Степановы из рода в род – артиллеристы. Александр Степанов получил образование сначала в Полоцком, а затем в Сумском кадетских корпусах. Четырнадцатилетним подростком он пережил вместе со своим отцом, артиллерийским капитаном, осаду Порт-Артура. По окончании корпуса А.Степанов поступил в Технологический институт, который окончил в 1913 году. В том же году поступил на военную службу вольноопределяющимся в лейб-гвардию, в 1-ю артиллерийскую бригаду. В августе 1914 года был произведен в офицеры с переводом в лейб-гвардии стрелковую артиллерийскую бригаду. В составе этой бригады проделал всю военную кампанию 1914-1918 годов. За этот период дослужился до капитана гвардии. После Октября 1917 года перешел в Красную Армию, в рядах которой провел всю гражданскую войну. В 1921 году при штурме Кронштадта был сильно контужен, провалился под лед и едва не погиб. После этого по состоянию здоровья был демобилизован из Красной армии и поселился в городе Краснодаре (Северный Кавказ), где работал инженером» .

Л.И.Полосина в предисловии к роману «Семья Звонаревых» также указывает на учебу А.Н.Степанова в Сумском кадетском корпусе: «…Учеба в Сумском кадетском корпусе, куда он поступил по возвращении из Порт-Артура, нашла отражение в неопубликованной повести «Кадеты». Здесь же Л.Полосина называет имя отца писателя – Николай Иванович.

Н.Веленгурин, рассказывая об авторе «Порт-Артура», отмечает его тверские корни: «Бывая с отцом в деревне Замошье Тверской губернии, Александр Николаевич рано слышал рассказы старших о своем знаменитом прадеде Петре Семеновиче, который сам выбился в люди» .

Итак, на данном этапе установлено, что дата рождения одессита А.Н.Степанова варьирует (здесь следует обратить внимание, что в традициях рубежа XIX-XX веков месяц записывался, как правило, римской цифрой через разделительную черту, это обстоятельство оказывается немаловажным и будет привлечено в доводах авторов ниже). Отец – капитан Новогеоргиевской крепостной артиллерии Николай Иванович Степанов, мать – преподавательница гимназии Лидия Николаевна, у Саши Степанова есть брат и сестры, предки его родом из Тверской губернии. Будущий писатель был сначала отдан в Полоцкий, затем продолжил учебу в Сумском кадетском корпусе. В 1913 году он заканчивает Технологический институт.

Последнее обстоятельство вызывает некоторое недоумение - ведь сам А.Н.Степанов рассказывал, что с детства мечтал продолжить семейную традицию – стать артиллерийским офицером, но почему-то учился в гражданском институте. Конечно, жизнь вносит коррективы в юношеские мечты, тем не менее этот нюанс показался довольно странным. Однако, из биографии писателя видно, что он стал артиллерийским офицером, служил в л.-гв. стрелковом артиллерийском дивизионе во время Первой мировой войны. И этот факт заставил авторов обратить внимание на кавалера Георгиевского оружия, подпоручика этого дивизиона Александра Николаевича Степанова, указанного в известном справочнике кавалеров Георгиевских наград. Слишком уж походил

«СТЕПАНОВ Александр Николаевич, подпор., л.-гв. Стрелковый арт. див-н,

ГО - ВП от 31.05.1915. Ф.2122. Оп.2. Д.116. Л.451-455 (1915)» .

В результате архивного поиска был обнаружен послужной список этого офицера, который представлен здесь в сокращенном виде.

Степанов Александр Николаевич родился 2.09.1892, православный, из дворян Тверской губернии, уроженец Херсонской губернии. Образование: Сумской кадетский корпус. Поступил в Михайловское артиллерийское училище 31.08.1910, закончил его по 1-му разряду, произведен в подпоручики 6.08.1913 (ст. 6.08.1911) с назначением в 23-ю артиллерийскую бригаду. Прикомандирован для испытания и перевода к лейб-гвардии стрелковому артиллерийскому дивизиону 8.10.1913. Переведен в лейб-гвардии стрелковый артиллерийский дивизион в первую батарею 30.07.1914 (старшинство в чине подпоручика гвардии установлено с 6.08.1912). Произведен в поручики 11.05.1916 (ст. 19.07.1915), штабс-капитаны – 15.09.1916. Зачислен в Михайловскую артиллерийскую академию 2.12.1917. По окончании 20.07.1920 дополнительного курса по 1-му разряду 20.07.1920 получил звание военного инженера-технолога. 27.07.1920 направлен в Москву в распоряжение Главного Артиллерийского Управления для назначения на штатную должность в Артиллерийском комитете при ГАУ.

Награды: Св. Анны 4 ст. за бои с 26 августа по 10 сентября (19.11.1914), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом за бои с 8 по 15 сентября (20.11.1914), Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом за бои под Ивангородом (3.04.1915), Св. Станислава 2 ст. с мечами за отличия в боях с 23 октября по 1 декабря 1914 (8.04.1915), Георгиевское оружие за отличия в боях с неприятелем 13 и 14 февраля 1915 года при деревне Рудка-Скруда (26.04.1915, Высочайше утверждено 31.05.1915), Св. Анны 2 ст. с мечами за отличия в боях с 1 февраля по 4 марта 1915 года (21.05.1915), Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом за отличие в бою 15.07.1916 года (31.10.1916).

Биография этого офицера удивительным образом походит на жизнеописание писателя Александра Николаевича Степанова. Для наглядности ключевые моменты судеб сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица биографий штабс-капитана гвардии Александра Николаевича Степанова и автора романа «Порт-Артур» Александра Николаевич Степанова

Штабс-капитан лейб-гвардии стрелкового артиллерийского дивизиона (уточнить про переформирование в бригаду)

«Порт-Артур», «Семья Звонаревых»

Александр Николаевич Степанов

Из дворян Тверской губернии

Предки происходят из Тверской губернии

Родился 2.09.1892,

может быть записано так:

Родился 21.1.1892

может быть записано так:

Уроженец Херсонской губернии

В 1892 году Одесса водила в состав Херсонской губернии.

Родился в Одессе

Окончил Сумской кадетский корпус

Окончил Михайловское артиллерийское училище в 1913 г.

Окончил Технологический институт в 1913 г.

Прикомандирован подпоручиком полевой пешей артиллерии к лейб-гвардии стрелковому артиллерийскому дивизиону в 1913 г.

Поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии стрелковый артиллерийский дивизион в 1913 г.

Переведен в гвардейскую артиллерию в 1914 г.

Получил офицерский чин в гвардейской артиллерии в 1914 г.

Последний чин в старой армии – штабс-капитан

дослужился до капитана гвардии

Поступил в Михайловскую артиллерийскую академию в 1917 г.

После окончания академии в 1920 г. получил квалификацию «военного инженера-технолога»

Окончил Технологический институт

На 1923 год не значится в РККА в «Списке лиц с высшим военным образованием»

В 1921 демобилизован из Красной Армии

На наш взгляд даты рождения, написанные в старой традиции, весьма схожи и могли быть перепутаны.

Таким образом, если обнаруженный штабс-капитан гвардейской артиллерии и автор романа «Порт-Артур» тождественны, это позволяет прояснить весьма примечательные факты биографии писателя – уточнить дату его рождения и узнать, что он был награжден за Первую мировую войну шестью(!) боевыми орденами и Георгиевским оружием.

Прояснение биографии А.Н.Степанова явилось, хотя и важным, но «побочным» результатом наших поисков, основной целью которых было найти в Порт-Артуре отца писателя.

Обратимся к произведениям А.Н.Степанова. В романе «Семья Звонаревых», повествующем о продолжении судеб героев порт-артурской эпопеи, часть событий происходит в Керченской крепости. Писатель показывает хорошее знание фортификационных сооружений крепости, верно указывает на некоторые детали. Создается впечатление, что крепость знакома ему не понаслышке. В «Общем списке офицерским чинам русской императорской армии» на 1.01.1909 среди артиллеристов крепости обнаруживается подполковник Николай Николаевич Степанов. Известно, что отца писателя некоторые авторы биографических справок называли Николаем Ивановичем, тем не менее, такое совпадение заставило нас внимательнее присмотреться к этому офицеру. Тем более, что на 1909 г. артиллерийский офицер Николай Иванович Степанов вообще не обнаруживается в Русской императорской армии (есть один офицер с таким именем, но он не артиллерист, а военный инженер, не участвовавший в русско-

японской войне). Заметим, кстати, что в Керченской крепости в 1909 году служил Владимир Николаевич Страшников – порт-артурец, персонаж в романе не слишком заметный, но знаковый – именно с сообщения Страшникова о бое в море узнают о начале войны.

Более того, в списке капитанам артиллерии по старшинству на 1903 год обнаруживается капитан Новогеоргиевской крепостной артиллерии Николай Николаевич Степанов. Появляются основания найти и изучить послужной список Н.Н.Степанова. Имя, безусловно, не из редких, но и совпадений немало… Что, если Л.И.Полосина ошиблась, называя отца писателя Николаем Ивановичем?..

В послужном списке Николая Николаевича Степанова, хранящемся в РГВИА, удалось обнаружить следующее

Степанов Николай Николаевич родился 6.05.1859, из дворян Тверской губернии, православный. […] Произведен в штабс-капитаны 16.12.1890. Прибыл в 1-ю роту Бендерской крепостной артиллерии 15.03.1891, состоящую при складе крепостного артиллерийского имущества в г. Одесса. 2.04.1895 за отличия по службе произведен в капитаны. Служил в Одессе до 14.07.1899. Переведен в Новогеоргиевскую крепостную артиллерию 14.07.1899. С 27.01.1904 по 21.09.1904 обучался в Офицерской артиллерийской школе, закончил курс «успешно». Произведен в подполковники 3.09.1904 с переводом в 1-й осадный артиллерийский полк, 2.10.1904 назначен командующим батальоном 2.10.1904. Переведен в Керченскую крепостную артиллерию 23.04.1905, служил в Керчи до 15.12.1912. Назначен командиром 2-го Кронштадтского крепостного артиллерийского полка 15.12.1912.

Ордена: Св. Станислава 3 ст. (4.01.1886), Св. Анны 3 ст. (2.02.1891), Св. Станислава 2 ст. (15.04.1899), Св. Анны 2 ст. (1.07.1907)

Жена (вторая): Лидия Николаевна Халютина. Дети: Александр (2.09.1892), Нина (27.12.1893)

В списках по старшинству можно найти дополнительные сведения. Награжден орденом св. Владимира 3 ст. (18.02.1915), Назначен командиром Михайловской крепостной артиллерии 19.10.1916, произведен в генерал-майоры 12.11.1917.

Сравним теперь то, что известно о писателе А.Н.Степанове с биографией Николая Николаевича Степанова (табл. 2)

Таблица 2

Сравнительная таблица биографических данных Н.Н.Степанова и писателя А.Н.Степанова

Полковник

Николай Николаевич Степанов

Писатель

Александр Николаевич Степанов

Из дворян Тверской губернии

Предки родом из Тверской губернии

Полковник, крепостной артиллерист

Сын артиллерийского офицера

Сын Александр родился 2.09.1892

(уже исследованный на сходство с писателем в предыдущей таблице)

Родился 21.01.1892,

Жена Лидия Николаевна Халютина

Имя матери – Лидия Николаевна

На момент рождения сына служит в Одессе

М есто рождения – Одесса.

В 1903 году капитан Новогеоргиевской крепостной артиллерии

«Отец мой в это время служил капитаном в Новогеоргиевске, в крепостной артиллерии». 2

Двое детей (на 1903 г. – трое детей)

В автобиографическом рассказе упомянуто наличие «брата и сестер»

Никогда не служил в Порт-Артуре, не участвовал в русско-японской войне

«Летом 1903 года отец был переведен на службу в далекий, никому тогда неведомый Порт-Артур…» 2

Таким образом, нашлось немало совпадений в биографиях писателя и офицера Первой мировой войны, кавалера шести орденов и Георгиевского оружия. Отец кавалера, по нашему мнению, тоже найден – дата рождения его сына Александра и дата рождения самого кавалера совпадают, одинаковы имя жены полковника и матери писателя. Но Николай Николаевич Степанов не только не участвовал в обороне Порт-Артура, но и вообще в русско-японской войне. В то время, когда на Дальнем Востоке шла война, он обучался в офицерской артиллерийской школе под Петербургом.

При таком количестве совпадений вполне можно полагать, что автор романа «Порт-Артур» и штабс-капитан А.Н.Степанов – один и тот человек, сын Н.Н.Степанова, однако тень сомнений все же остается. Слишком уж распространены эти имена и фамилия в России.

Обратимся снова к статье Л.Полосиной, предваряющей роман «Семья Звонаревых»: «В семье (А.Н.Степанова – Авт.) чтили память прадеда Александра Николаевича – Семена Степановича Степанова, служившего под началом А.В.Суворова, и его сына – Петра Семеновича Степанова, который был участником похода Суворова в Италию, Отечественной войны 1812 года, прошел всю Европу, за боевые заслуги получил личное дворянство и был произведен в офицеры». Итак, Петр Семенович Степанов был дворянином. Правда, личным, не потомственным. Но ведь известно, что по достижении определенного чина в табели о рангах личное дворянство становилось потомственным. Здесь возникает одна странность – Л.Полосина называет Семена Степановича прадедом писателя, а Н.Веленгурин прадедом называет Петра Семеновича. Мы думаем, что Н.Веленгурин точнее в определении степени родства. Петр Семенович еще в 1799 году участвует в Итальянском походе, при этом ему вряд ли менее 20 лет. Разница в 110-120 лет между дедом и внуком? Возможно, но маловероятно. Скорее всего – Петр Семенович – прадед, а Семен Степанович – прапрадед писателя. Впрочем, слово прадед зачастую обозначает любого отдаленного предка по прямой мужской линии, именно в таком значении Л.И.Полосина могла использовать слово «прадед» по отношению к Семену Степановичу.

Выше мы видели, что штабс-капитан А.Н.Степанов и его отец Н.Н.Степанов происходят из потомственных дворян Тверской губернии. Обратившись к книге «Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии. 1787-1869», можно обнаружить генерал-майора Петра Семеновича Степанова, внесенного в родословную книгу по Тверскому уезду 26 февраля 1860 г. Среди многих детей Петра Семеновича есть сын Николай Петрович, родившийся 1.04.1822, у которого 6 мая 1859 г. родился сын Николай Николаевич Степанов. Но 6.05.1859 г. – дата рождения того самого Н.Н.Степанова, послужной список которого уже был рассмотрен. Таким образом получается, что как бы ни исследовать биографию писателя – идя ли «снизу», сравнив его судьбу со службой штабс-капитана Первой мировой войны и обнаружив отца этого штабс-капитана, или «сверху» - по нисходящей от прадедов суворовских времен, непременно обнаруживается родившийся 6.05.1859 г. Николай Николаевич Степанов. На наш взгляд, такая двойная верификация поисков устраняет последние сомнения, и генеалогия писателя выглядит так:

  1. Семен Степанович Степанов , суворовский солдат
  2. Петр Семенович Степанов , генерал-майор, его жена Татьяна Якимовна
  3. Николай Петрович Степанов (1.04.1822), штабс-капитан, его жена Мария Кройновстер, дочь австрийского подданного
  4. Николай Николаевич Степанов (6.05.1859), полковник, его жена Лидия Николаевна Халютина, учительница гимназии
  5. Александр Николаевич Степанов (2.09.1892), штабс-капитан, писатель, автор романов «Порт-Артур», «Семья Звонаревых»

Но Н.Н.Степанов не был в Порт-Артуре. Логично предположить, что и Александр Николаевич тоже не участвовал в обороне крепости, во всяком случае – в том качестве, о котором он рассказывал. А рассказывал он немало. «Я близко знал поручика Борейко, который был офицеров в роте моего отца… Это была очень яркая, колоритная фигура, запомнившаяся мне на всю жизнь». Офицер с такой фамилией в Порт-Артуре действительно служил – в «Памятной книжке Квантунской области за 1902-1903 г.» в составе Квантунской крепостной артиллерии значится поручик Александр Антонович Борейко. Удалось разыскать и его послужной список. Этот офицер служил в Новогеоргиевской крепостной артиллерии до 27.07.1900, когда был командирован в Порт-Артур. Однако в обороне крепости поручик Борейко участия не принимал – в феврале 1904 года он был направлен с орудиями для укрепления г. Инкоу, провел войну в составе Манчжурской армии, заслужил орден св. Анны 3 степени с мечали и бантом и светло-бронзовую медаль в память русско-японской войны. Материал медали однозначно свидетельствует о том, что А.А. Борейко не участвовал в обороне Порт-Артура, ведь его защитников награждали серебряной медалью. Можно допустить, что мальчик Саша знал поручика Борейко еще по Новогеоргиевской крепости, ведь с 1899 года его отец тоже служил там. В процессе работы над романом писатель мог видеть и «Памятную книжку Квантунской области». Но вот того, что поручик был направлен из крепости на север – этого писатель не знал.

В процессе литературно-архивных поисков обнаружились некоторые нюансы, которые сами по себе доказательствами не являлись, однако в свете открывшихся фактов представляются косвенными подтверждениями полученных результатов. Во фрагменте романа «Семья Звонаревых», описывающем события в Керченской крепости, мы исследовали фамилии всех упомянутых офицеров. Конечно, фамилии могли быть вымышленными, однако нам представлялось, что писатель должен был их откуда-то брать. Не из своей ли памяти? Выяснилось, что А.Н.Степанов верно указывает фамилию начальника штаба крепости – Фирсова, фамилии практически всех крепостных артиллеристов в романе действительно принадлежали артиллерийским офицерам, хотя и не служившим в Керченской крепости. Наибольший интерес представляет фамилия «подполковника Нагорова». В романеэта фамилии встречается в главе 7 части III первой книги: на смотровых стрельбах в Керченской крепости «передовым сектором командовал Юрковский, центральным – Нагоров, а тыловым – капитан Дмитриев». В послужном списке Н.Н.Степанова указано, что 15.12.1912 он назначен командиром 2-го Кронштадтского крепостного артиллерийского полка. Оказывается, в этой должности он сменил полковника Николая Владимировича Нагорова. Н.В.Нагоров после сдачи полка Н.Н.Степанову стал командовать 1-м Кронштадтским крепостным артиллерийским полком. Получается, что из множества самых разнообразных фамилий, которые могли придти писателю в голову, он выбрал фамилию того человека, который был известен семье Н.Н.Степанова.

Любопытным является и следующее обстоятельство. В 1945 г. роман «Порт-Артур» приобрел широкую известность, в особенности в войсках, воевавших с Японией. В своих мемуарах «Большой Хинган – Порт-Артур» В.Р.Бойко, описывая службу в занятом советскими войсками Порт-Артуре, вспоминал: «…Разыскивая в Маньчжурии ветеранов войны 1904–1905 годов, мы не забывали и о том, кто так убедительно прославил подвиг русского солдата, - об авторе романа «Порт-Артур». Когда мы узнали послевоенный адрес Александра Николаевича Степанова, я написал ему письмо, приглашая приехать в Порт-Артур. Вскоре пришел его ответ из Краснодара. Писатель горячо благодарил за приглашение, сообщал, что уже «начал отращивать крылья для полета в далекий край», надеясь на то, что его здоровье поправится. […] Александр Николаевич всей душой рвался к нам в Порт-Артур, но здоровье так и не позволило осуществить ему эту мечту». Из биографии писателя известно, что здоровье его оставляло желать лучшего, так что путешествие в Порт-Артур могло быть ему не по силам. Однако, «Краткая литературная энциклопедия» в числе произведений А.Н.Степанова отмечает путевые заметки «Чехословакия» (1948) и «Австрия» (1948). Итак, здоровье не позволило А.Н.Степанову поехать в Порт-Артур, куда он «всей душой рвался», однако позволило в эти же годы поехать в Чехословакию и Австрию для того, по-видимому, чтобы рассказывать советскому воинскому контингенту о славе и доблести их отцов и дедов. Нам представляется, что А.Н.Степанова не приехал в Порт-Артур не только по состоянию здоровья, но и потому, что на местности, в реальной обстановке непременно открылось бы, что прежде он там не бывал.

Выше мы указывали, что А.Н.Степанов состоял в переписке с врачом Красного Креста Сергеем Романовичем Миротворцевым. В 1945 г. А.Н.Степанов рассказывал о себе: «В начале ноября около домика, где я жил, упала одиннадцатидюймовая японская бомба, домик развалился, и мне повредило обе ноги. Меня отправили в больницу Красного Креста. Там ноги положили в гипс. неподвижно лежать было очень томительно, а иногда и страшно: японцы усиленно обстреливали наши госпитали, добивая раненых. Лечили меня доктор Сергей Романович Миротворцев (он теперь стал профессором орденоносцем, заслуженным деятелем науки и работает в Саратовском медицинском институте) и доктор Тихоцкий (Сергей Георгиевич – Авт. ), который ныне занимает должность главного врача в Ворошиловградской железнодорожной больнице. Я и посейчас с глубокой благодарностью вспоминаю о них.»

Однако, существует письмо от А.Н.Степанова – оно приведено в качестве редакционной сноски в публикации книги С.Р.Миротворцева «Страницы жизни»:

«В личном архиве Сергея Романовича имеется письмо, которое он получил в 1939 г., когда был уже профессором в Саратове:

“Многоуважаемый Сергей Романович! Позвольте попросить Вас перенестись на 35 лет назад. Итак – 7 октября 1904 года. Большое двухэтажное здание Красного Креста, едва только достроенное… Длинные ряды коек с больными и ранеными. Среди них высокий, стройный, красивый молодой врач, весельчак и общий любимец – Сергей Романович Миротворцев.

Доктор Миротворцев разговаривает со своим земляком – стрелком 25-го полка Александром Степановым. Солдат, раненый на форту №2 в обе ноги ружейной пулей навылет, просится на выписку, но доктор уговаривает его еще обождать.

Поперед батьки в пекло не суйся! – говорит он, а сам только что вернулся с позиции, где под ружейным огнем перевязывал тяжелораненых…

… Отремонтированные Вами ноги (пулевая рана навылет в левую икру и между костей на правой ноге) действуют и посейчас исправно. Позвольте же Вас поблагодарить за тогдашний уход за мной и прекрасное лечение. От души желаю Вам всего лучшего. Искренне благодарный Вам и по сие время А.Н.Степанов – инженер и профессор Краснодарского химического института“

Письмо это написал лауреат Сталинской премии Александр Николаевич Степанов – автор замечательного исторического повествования «Порт-Артур», где правдиво и ярко описана вся порт-артурская эпопея (Ред.)»

Как видим, в 1939 году А.Н.Степанов, чтобы пробудить у доктора С.Р.Миротворцева (ниже – С.Р.М.) интерес к переписке, выдавал себя за другого порт-артурца, взрослого стрелка 25 ВССП, а не 12 (14) - летнего мальчика, к тому же раненого при других обстоятельствах. Он представлялся земляком доктора, хотя С.Р.М. родился на Нижней Волге, учился в Харькове – то есть никоим образом земляком писателя не являлся. Но, вероятно, в переписку с А.Н.Степановым С.Р.М. вступил. Во-первых, доктор – фигурант романа (он лечит «Звонареву» ногу), во-вторых – у С.Р.М. в книге приведена фотография «доставка воды на позиции» - ослики (или небольшие лошадки) везут бочку воды. В уже упомянутой публикации в журнале «Смена» А.Н.Степанов рассказывает о себе, как он возил на осликах воду на позиции.

Писатель (и исследователи его творчества) неоднократно говорил, что при подготовке романа он переписывался с очень многими защитниками, читал все, что мог достать об обороне крепости. Если считать, что А.Н.Степанов не был в осаде Порт-Артура, то следует признать его писателем, талантливо сумевшим создать на основе чужих мемуаров и впечатлений книгу, которая, несмотря не некоторые несуразности и неточности, все же является одним из значительных произведений русской военно-исторической романистики. Умелое сочетание реальных событий и вымышленных персонажей, захватывающие батальные сцены, выстраивание характеров, сюжетных линий – это придает правдоподобности роману. Не случайно, уже после выхода романа в эмигрантской среде бывших участников обороны Порт-Артура было высказано следующее мнение: «Фантазия Степанова безгранична. Это тем более печально, что в его романе действительно имеется столько мелочей артурской жизни и такая осведомленность о бесконечных сплетнях того времени, сохранившихся в памяти артурцев до сего дня, что для него, как несомненного участника Порт-Артурской эпопеи, не было надобности выдумывать факты. В Париже, на одном из обедов уцелевших защитников говорили, что Степанов в период осады был еще мальчиком, много наслышался, много видел, но всё перепутал». То есть, участники обороны вполне допускали правдоподобность присутствия А.Н.Степанова в осажденной крепости. Здесь следует отметить, что к моменту выхода романа «Порт-Артур» прошло сорок лет, в живых осталось не слишком много защитников, достоверно подтвердить или опровергнуть участие в обороне юного Саши Степанова и его отца они не могли.

Так кто же Вы, Александр Николаевич Степанов?

Мы не беремся судить однозначно, но наиболее достоверной нам представляется следующая версия.

В послереволюционные годы после демобилизации из армии (пока нам неизвестно, по болезни ли) было гораздо спокойнее выдавать себя за гражданского специалиста, если и служившего в царской армии, то лишь по обстоятельствам войны, чем быть кадровым гвардейским офицером из дворян. Потому-то писатель и мог «поправить» собственную биографию – из военного технолога «превратиться» в выпускника Технологического института, в рассказах об отце не указывать его имя.

Нужно принимать во внимание и обстановку периода подготовки массовой публикации романа. Юный защитник Порт-Артура в сознании читателя перекликался с пионерами-героями Великой Отечественной войны. Поэтому не исключено, что вымышленная биография была навязана писателю партийным руководством, и в тех условиях ему ничего не оставалось, как везде подтверждать ее. В эту гипотезу укладываются и вольности с годом рождения писателя. Вспомним, что в первых публикациях о своей «жизни в Порт-Артуре» писатель называет 1890 год своим годом рождения. Вероятно, это обусловлено именно желанием представить себя 14-летним юношей, а не 12-летним мальчиком. А если наши выкладки верны и дата рождения Александра Степанова – 2 сентября 1892 года, то к началу войны ему лишь 11 лет. Вряд ли этот возраст соответствует тому, когда можно «поправлять прицелы» у орудий. Впрочем, могут быть и другие версии.

Во всяком случае, мы полагаем, что следует исправить ныне существующие биографические справки о писателе Александре Николаевиче Степанове: указать верную дату рождения - 2 сентября 1892 года и полученное образование – Михайловское артиллерийское училище, отметить боевое участие писателя в Первой мировой войне не общими фразами, а с перечислением его наград – далеко не каждый штабс-капитан имел такое количество боевых орденов и Георгиевское оружие.

____________________

Есть основания полагать, что это подпоручик Петр Егорович Степанов. Хотя он из значился по порт-артурскому 13 Восточно-Сибирскому стрелковому полку, но не обязательно мог погибнуть в Порт-Артуре. Известно, что некоторое количество офицеров полка воевало в Манчжурской армии. Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии. 1787-1869. С алфавитным указателем и приложениями. Составлена М.Чернявским

Краткая литературная энциклопедия. Том 7, М. 1972, С. 168-169

Степанов А.Н. «Моя жизнь в Порт-Артуре. // Смена. 1945 № 1. С. 14

С.Р.Миротворцев. Страницы жизни. Л., 1956, с. 48

Кефели Я. Первый день войны // Порт-Артур. Воспоминания участников. Нью-Йорк, Изд-во им. Чехова, 1955, с. 58