Сочинение на тему: Картины русской природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин.  изображение картин русской природы в романе а. Картины русской природы в романе «Евгений Онегин

Природа в романе «Евгений Онегин»

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был закончен весной 1831 года. В романе воспроизведена картина жизни русского общества первой трети XIX века. Онегин, Ленский, Татьяна – современники, ровесники декабристов, люди поколения двадцатых – тридцатых годов. Следует отметить, что сам Пушкин охарактеризовал свой роман как «свободный». Сюжетная особенность «Евгения Онегина» включает в себя свободу авторских отступлений от основной линии повествования. Автор ведет непринужденные разговоры на различные темы, при этом одним из важнейших видов лирических отступлений являются многочисленные пейзажные зарисовки. Следует отметить, что в ранних произведениях Пушкин создавал идиллические пейзажи и рисовал экзотическую природу Кавказа, а в романе "Евгений Онегин" поэт обратился к изображению среднерусской полосы.

Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных картин, чаще всего выполняющих роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряющих новые сюжетные эпизоды внутри глав. Так, описаниями природы открываются главы вторая, пятая и седьмая. Картины наступления деревенской зимы предваряют описание образа жизни Онегина в деревне в главе четвертой. Сюжетное содержание большей части романа связано с деревенской тематикой. Естественно поэтому обильное наполнение этих глав пейзажным элементом. Так, небольшой пейзаж дается в начале второй главы:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Пушкин высказывает свое ироническое отношение к произведениям сентименталистов, в которых были созданы идиллические пейзажи, характерные для всей дворянской лирики конца XVIIIначала XIX века. В романе «Евгений Онегин» воссоздан реалистический пейзаж, отражающий впечатления Пушкина от села Михайловское.

На протяжении всего романа, благодаря чередованию времен года, прослеживается хронология событий: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина. Так пейзаж из фона действия превращается в важнейший структурный элемент повествования. Пушкину важно показать, что автор его романа – это творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия и определяющий соотношение сюжетных линий. Например, забегая вперед, он повествует о развитии судеб своих героев. Так, сразу же после описания дуэли, состоявшейся зимой, рассказывается о памятнике на могиле Ленского, который летом увидела «горожанка молодая». Затем, вновь опережая события, автор сообщает о том, что Онегина в деревне «теперь уж нет», а «памятник унылый забыт». И только после этого рассказывает о замужестве Ольги и отъезде Татьяны в Москву.

Пушкинские пейзажи не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето – «мелькает », ноябрь – «приближается», дни – «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы:

…приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Однако главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме.

Пушкин не любил лето, поэтому данному сезону посвящены всего четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой: «карикатура южных зим». Любимому пушкинскому сезону – осени – посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени – «довольно скучная пора», что подчеркивается рядом деталей: «Реже солнышко блистало, короче становился день».

В единственном описании весны встречаются эпитеты, характерные для поэм и стихотворений Пушкина: «мутные ручьи», «пчела, летящая за данью полевой». Поэт признается, что ему «грустно» явление весны.

Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег».

В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег».

В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою».

Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно. В первых главах романа образ природы соотносится с образом Евгения:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубравы,

Журчанье тихого ручья…

«Уединенные поля», «сумрачная дубрава» - это все классические признаки своеобразного «приюта» изгнанника света. В определенной мере благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина, уже ощущаются признаки чуть заметной авторской иронии. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», - то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.

Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод…

Романтическая окрашенность пейзажа в данном случае обусловлена романтическим мироощущением самой героини. Даны отдельные признаки летнего и зимнего состояния природы, включаемые в описание образа жизни Татьяны.

В композиции седьмой главы весенний пейзаж и сменяющие его авторские размышления не случайны. Эта глава является по-своему переломной в судьбе Татьяны. И именно через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл этого перелома. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно:

Ее прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Останавляют поневоле

Татьяну прелестью своей!...

Судьба Татьяны решена. И картины наступления русской зимы, сменяющие описание осени, еще более усиливают в общем контексте чувство обреченности героини:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Достаточно часто пейзаж представлен читателю таким, каким его видит Татьяна: «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор ». Пушкин отмечает, что смена времен года тесно связана с душевным состоянием его «милого идеала». Именно поэтому чистота, внутренняя строгость, величавость и сдержанная гармония, присущие зиме, оказались природными свойствами Татьяны.

Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» - стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании:

Простите, игры золотые!

Он рощи полюбил густые,

Уединенья, тишину,

И ночь, и звезды, и луну.

Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими.

Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы.

Как любой человек, горячо любящий свою родину, А. С.Пушкин не мог оставаться равнодушным к очарованию и красоте родной природы.

Во многом этот мотив в творчестве Пушкина родом из его детства. Летние месяцы будущий поэт проводил у своей бабушки Марии Алексеевны в подмосковном селе Захарово, близ Звенигорода. Необычайной пейзажностью обладал и Царскосельский парк при лицее, где поэт провел шесть лет своей жизни. Природа вошла в творческое сознание поэта органичной составляющей. Однако не следует искать в романе «Евгений Онегин» умиления и любования родной природой. Пейзажи выполняют здесь определенную художественную роль: существует параллель между картинами природы и изображением душевного состояния героев, что позволило автору более глубоко раскрыть характер персонажей, мотивировать их поступки, действия, мысли.

Так, например, Евгений Онегин не может остаться равнодушным к сельской природе. Конечно, жизнь в деревне не разрушила в нем чувство превосходства над людьми, владевшее им в Петербурге. Напротив, это сознание превосходства только укрепилось в Онегине, хотя первые два дня были полны для него новыми открытиями, все казалось новым, необычным, но

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон.

Причина этого невосприятия героем природы заключалась в том, что хотя в деревне не было ни улиц, ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов, здесь царила все та же хандра, что и в столице. Бесконечные разговоры сельских помещиков «о вине, о псарне, о своей родне» не могли развлечь скучающего Онегина. Новый сосед привлекает пристальное внимание местных жителей, каждый хочет с ним познакомиться, сдружиться, хотя уже и появляется молва, «что он опаснейший чудак». Однако Онегин настроен крайне недружелюбно к подобным посягательствам на свою свободу, он старается уединиться. Недаром

С заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышит их домашни дроги.

Я каждым утром пробужден

Для сладкой неги и свободы:

Читаю мало, долго сплю,

Летучей славы не ловлю.

Деревня, в которой искал уединения Онегин, была прелестным уголком: господский дом стоял на берегу реки, закрытый от ветров горой. Вдали пестрели и цвели золотые луга и нивы, в задумчивости стоял огромный, запущенный сад.

По лугам бродили стада. Неудивительно, что постепенно Онегин начал сближаться с природой, получая удовольствие от лесных теней и журчания струй:

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая.

Радость несуетливой, природной жизни, которой, в итоге забыв и город, и друзей, и «скуку праздничных затей», отдает предпочтение Евгений, отражается и в том, что появляются образы природы. Так, убеждая Татьяну в том, что ее чувство преходяще, Онегин сравнивает его с деревцем, которое каждую весну меняет свой зеленый наряд.

Размышляя о том, как сложилась бы жизнь Ленского, если бы не было роковой дуэли, поэт предполагает: «быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден».

В то же время Пушкин допускает, что «поэта обыкновенный ждал удел» - расставание с музами, женитьба, деревенская тишина, счастье и подагра.

Далее эти размышления продолжаются описанием могилы Ленского, убитого приятельской рукой: две сосны, которые срослись корнями, струйки ручейка под ними. Здесь любит отдыхать пахарь после тяжелого трудового дня, сюда приходят по воду жнецы, а пастух плетет свой лапоть и поет «про волжских рыбарей». Этот пейзаж меняет ход мысли автора: от настоящего к будущему, от будущего к вечному.

В качестве художественного приема для характеристики Татьяны Пушкин широко использует изображение пейзажа. Внутренний мир Татьяны созвучен изменениям в природе, эта связь глубокая и органичная. Томимая любовной тоской, Татьяна идет грустить в сад. Ночи, когда происходят откровенные разговоры Татьяны с няней и чувства переполняют сердце девушки, изливаясь горестными слезами, озаряет лунный свет. «И все дремало в тишине, при вдохновительной луне», - пишет Пушкин, и в данном случае пейзаж служит средством изображения прекрасного чувства Татьяны не как исключительного, а как жизненного явления, уже в самом себе заключающего красоту. Сияние луны уносило сердце Татьяны далеко в мир мечты, и лунный свет стал свидетелем безрассудного от безысходности поступка девушки - написания любовного послания. После суровой отповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день».

Наступление зимы, изображенное в начале пятой главы, показано через восприятие ее Татьяной:

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре.

В изображении Пушкина Татьяна, «русская душою», любила холодную красу зимы. Любимая Татьяной зима органично входит и в ее сон, но в несколько измененном виде, что подчеркивает силу душевных переживаний героини. Если вечером, когда Татьяна выходит во двор с целью узнать с помощью зеркальца свою судьбу, и морозная ночь прекрасна, небо удивительно ясно, а дивный хор небесных светил «течет так тихо, так согласно», то во сне девушка окружена печальною мглой:

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой.

Этот пейзаж из сна передает эмоциональное напряжение героини, ее страх и отчаяние.

Как видим, в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» пейзажи играют важную художественную роль - служат средством характеристики персонажей.

Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето - глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень - глава 4, строфы 40-41; глава 7, строфа 29. Зима - глава 4, строфа 42; глава 5, строфы 1-2, 9; глава 7, строфа 30. Весна - глава 7, строфы 1-3. Грустная лирическая настроенность этого описания хорошо гармонирует с настроением всей главы, она дает основной лирический тон главе - следовательно, пейзаж в романе Пушкина играет определенную композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени - зимой.

* Настала осень золотая.
* Природа трепетна, бледна
* Как жертва пышно убрана…
* (глава 7, строфа 29)

Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) -здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осень особенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с ее судьбой, с ее будущим.

* Вот север, тучи нагоняя,
* Дохнул, завыл и вот сама
* Идет волшебница зима.
* Сравним это описание с веселой, радостной зимой в главе четвертой:
* Мелькает, вьется первый снег,
* Звездами падая на брег.

В 7-й главе другая зима - холодная, жестокая, и она опять связана с судьбой Татьяны, с ее неизвестным будущим, от которого Татьяна не ждет ни радости, ни счастья:

* Не радо ей лишь сердце Тани…
* Татьяне страшен зимний путь.

Так пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Исключительно велика композиционная роль пейзажа в пятой и шестой главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего пейзажа идет переход к характеристике Татьяны - «русской душою», на фоне зимней холодной ночи даны гадания Татьяны, на фоне зимнего пейзажа воспроизводится ее сон, предвещающий беды, несчастия, на этом же фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского.

* То видит он: на талом снеге
* Недвижим юноша лежит,

На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, еще по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

Действие в первой и последней главах романа происходит зимой и весной. Эта повторяемость пейзажей - тонкий художественный прием, при помощи которого поэт даст ощущение однообразного неотвратимого течения жизни, смены лет, возрастов, настроений, жизненных судеб, «увяданья наших лет, которым возрожденья нет».

Пейзаж играет большую роль и в раскрытии основных образов романа: Онегина и Татьяны. Деревенский пейзаж во второй - шестой главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы:

* Два дня ему казались новы
* Уединенные поля,
* Прохлада сумрачной дубровы,
* Журчанье тихого ручья;
* На третий роща, холм и поле
* Его не занимали боле;
* Потом уж наводили сон
* (глава 1, строфа 54)
* «Однако в иоле уж темно;
* Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!
* Какие глупые места!»
* (глава 3, строфа 4)

В противоположность Онегину образ Татьяны дан автором на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа. Восход солнца, который встречает на балконе Татьяна (глава 2, строфа 28), и сад, в который ходит грустить Татьяна, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38- 39), и ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), и раннее утро после бессонной ночи (глава 3, строфа 32), и зимнее утро в начале пятой главы (строфа!-2), и холодную зимнюю” ночь, когда гадает Татьяна (глава 5, строфа 9), и зимний пейзаж ее страшного сна (глава 5, строфа 13), и ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), и весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), нее прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие).

В романе ярко звучит тема родины, живет воздух ее полей, шум её лесов, жизнь и историческое прошлое ее народа (тема Москвы в седьмой главе), видится неоглядная даль «сумрачной России» (глава 1, строфа 50). Все это раздвигает не только пространственные, но и временные рамки романа.

«Евгений Онегин» - самое задушевное про­изведение А. С. Пушкина, в котором нашли свое отражение заветные мысли и чувства поэта, его размышления о жизни, взгляды, нравственный идеал, отношение к окружающему миру. В рома­не перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа - во всем ее мно­гообразии и изменчивости.

Наверное, трудно найти в русской поэзии та­кое динамичное и яркое описание весны, как в этих строчках из романа «Евгений Онегин»:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Всего 14 строк, но в этих строках открывает­ся вся картина весеннего пробуждения природы, с того самого момента, когда с шумом начинают свой бег весенние ручьи, и заканчивая пением соловья в одевшейся в зелень роще. Снег уже со­шел с лугов и полей, безоблачное небо согревает своей теплотой, на деревьях распускаются не­жные, трогательные листочки. На лугах появи­лись первые цветы. И вот уже пчела, неутомимая труженица, вылетела собирать душистый нектар. Луга наполнились стадами - жизнь кипит, вес­на наполняет ее новым смыслом

Под удивительным пером Пушкина - гени­ального художника слова - оживают и обрета­ют новые краски картины весенней природы. Небо у него блестит, сияет голубизной, радуясь тому, что наконец-то освободилось от тяжелых зимних туч. Леса «зеленеют пухом»: листочки, только что успевшие проклюнуться, такие не­жные, что деревья действительно кажутся по­крытыми пухом, легкими и воздушными. Кро­ны их еще не сомкнулись, создавая ощущение прозрачности леса. Жужжание пчелы, шум па­сущегося на лугу стада, радостная трель соловья - все это наполняет картину неповторимым жи­вым движением, радостью, торжеством.

Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…

Восхищаясь «утром года» - этим прекрас­ным, волшебным временем, когда все вокруг про­буждается ото сна, автор тем не менее обнаружи­вает и другое отношение к весне:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!

Или мне чуждо наслажденье,

И все, что радует, живит,

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье На душу мертвую давно,

И все ей кажется темно?

Однако природа в романе - это не просто кар­тины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравствен­ные идеалы. Именно поэтому положительные ге­рои произведения, такие, например, как Татьяна, всегда рисуются в окружении природы.

Описания деревенской русской природы пора­жают великолепием и теплотой, с которой отно­сится к ней автор. Пушкин описывает весну, ри­сует зимние и осенние пейзажи. Автор показы­вает нам, сколько прелести и поэтичности заклю­чается в этих всем знакомых, родных, но не все­гда замечаемых нами картинах.

Картины природы являются также непосред­ственным окружением человека, той средой, ко­торая изначально призвана сопутствовать людям во всех их делах:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…

Зимний пейзаж в романе вызывает радость и восторг у читателя так же, как и у крестьянина, обновляющего зимний путь, как и у неугомонных шаловливых мальчишек.

Легкая авторская ирония ощущается в обра­щении к читателю, который, возможно, не най­дет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как ука­зывает Пушкин, уже описан «роскошным сло­гом» и изображен «певцом финляндки молодой».

С любовью к родной природе у поэта неразрыв­но связаны мысли о родине, о Москве. Глубоким патриотизмом проникнуты строки, посвященные русскому народу и Москве:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Возможно, именно прекрасные лирические отступления, в которых автор говорит о родной земле, с огромной искренней любовью описыва­ет родную природу, позволили В. Г. Белинскому сказать о романе «Евгений Онегин»: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и об­гоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда бу­дет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Работу выполнила Алексеева Татьяна Алексеевна, учитель литературы МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района

2 слайд

Описание слайда:

1. Пейзаж в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин. 2. Деревенский пейзаж. 3. Пейзаж как средство характеристики персонажа. 4. Времена года в романе. 5. Роль пейзажа в романе А. С. Пушкина.

3 слайд

Описание слайда:

В примечаниях к роману «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Точные даты, однако, вспомнит лишь достаточно внимательный читатель. А вот сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой - после дуэли с Ленским - покидает свое имение, весной Татьяна приходит в имение Онегина. Смена времен года определяет хронометраж действия в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия.

4 слайд

Описание слайда:

Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; в глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны». И далее продолжает: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». СОДЕРЖАНИЕ

5 слайд

Описание слайда:

Одним из первых пейзажей в романе является описание деревни, «где скучал Евгений». Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие. Описывая свое отношение к природе и отношение Онегина, Пушкин акцентирует внимание читателя на том, что сам автор и его герой разные по своей натуре. Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле...

6 слайд

Описание слайда:

«Уединенные поля», «сумрачная дубрава» - это признаки «приюта» изгнанника света. Благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», - то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.

7 слайд

Описание слайда:

Простая деревенская картина предстает пушкинскому взору великолепным летним пейзажем: «господский дом уединенный», «огромный, запущенный сад», цветущие луга и нивы золотые, лениво бродящие в лугах стада.

8 слайд

Описание слайда:

Пейзаж в романе выступает как средство характеристики персонажа, подчеркивая пресыщенность Онегина впечатлениями бытия, его холодность и разочарованность, душевную усталость, равнодушие к жизни и природе как неотъемлемой составляющей ее.

9 слайд

Описание слайда:

Татьяна близка автору тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели отмечали, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте. Татьяна жила среди красот русской природы. С помощью пейзажей Пушкин раскрывает и внутренний мир Татьяны: Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет... Этот романтический пейзаж соотносится с юностью Татьяны, с ожиданием первой любви. Кроме того, уже в этой картине Пушкин определяет душевный склад героини - ее задумчивость, мечтательность, поэтичность

10 слайд

Описание слайда:

Татьяна часто изображается в романе на фоне природных образов - звездного неба, мерцающей луны, восходящей зари. Движение небесных светил пронизывает весь роман. Татьяна предстаёт в романе в первый раз в момент её задумчивости на фоне звёздного неба. Бесконечное звёздное небо и бег луны отражаются в зеркале Татьяны во время гадания. При луне она пишет письмо Онегину.

11 слайд

Описание слайда:

Неразрывную связь Татьяны с миром природы Пушкин подчеркивает и другим пейзажем. Накануне отъезда в Москву она, как с давними друзьями, прощается с полями и «мирными долинами», лесами и «знакомых гор вершинами»: Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей Остановляют поневоле Татьяну прелестью своей.

12 слайд

Описание слайда:

Через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл перелома в судьбе Татьяны. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно: Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей Останавливают поневоле Татьяну прелестью своей!...

13 слайд

Описание слайда:

Любовь героини ко всему русскому, национальному, чистота и непорочность ее души подчеркнуты ослепительным зимним пейзажем: Татьяна (русскою душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозной, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

14 слайд

Описание слайда:

Татьяна чутка, у нее хорошо развита интуиция. Такую душу она получила от матери-природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму - Пушкин смотрит глазами Татьяны. Так любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне или поэзия русских Святок со старой песней о потерянном мужицком рае. Все эти лирические отступления помогают нам лучше понять героев и эпоху, проникнуть в душу самого автора, ощутить полноту и краски жизни.

15 слайд

Описание слайда:

Пейзаж символизирует и возраст героини, перемены в ее судьбе. Так, наступление осени в романе совпадает с эпохой зрелости в жизни Татьяны, с ее замужеством: Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана...

16 слайд

Описание слайда:

Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» - стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании: Простите, игры золотые! Он рощи полюбил густые, Уединенья, тишину, И ночь, и звезды, и луну. Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими. Содержание

17 слайд

Описание слайда:

Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег». В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение.

18 слайд