Сравнительная характеристика печорина и максима максимыча. Сочинение на тему: Печорин и Максим Максимыч: взаимоотношения и сравнительная характеристика (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч - два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч - рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. "Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности...». От природы Максим Максимыч добр, отзывчив, имеет «золотое сердце». Он любил Бэлу как родную дочь, снисходительно относился к «странностям» Печорина. Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Максим Максимыч не может критически отнестись к порядкам общества. Из-за этого он не понимает Печорина и других, которые скучают, мечутся, ищут приключений, недовольны жизнью» Этот человек верит в; дружбу.

«Ведь сейчас прибежит!» - гордо заявляет, он, узнав от лакея, что Печорин в городе. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл о нем, не прибеги штабс-капитан, вовремя, он уехал бы, Не вспомнив о нем. Жестоко поступил с добрым стариком, но под этой жестокостью скрывается одиночество, обреченность. Почему в душе Печорина душевная усталость, разочарование в жизни? От природы он умен, имеет твердую волю, человеческие чувства. После смерти Бэлы «Печорин был долго нездоров, исхудал».

Случайно узнав о подлом замысле драгунского капитана, он признается: «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею». Перед дуэлью он предлагал помириться. Печорин надеялся, что «в душе Грушницкого могла бы проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему». Но знакомый Печорина «сам сжигает все мосты к спасению». Искренно чувство Григория Александровича к Вере, потому что одна она смогла его понять таким, какой он есть. Он слишком поздно понимает, что она для него дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья.

Почему же Печорин стал «нравственным калекой»? В этом виноваты общество, условия, где воспитывался и существовал наш герой. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я схоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он разочаровался во всем, что видел и делал в свете. Не верит Печорин в дружбу, истинную любовь, добрые отношения в том обществе, где он находился. Все происходящее он воспринимает глубже, чем Максим Максимыч.

Штабс-капитан противопоставлен Печорину. Максим Максимыч тянется к людям, другой же - безразличен к судьбам людей, он замкнулся в себе. Добрый старик живет для других, Печорин - для себя. Мне кажется, Лермонтов противопоставляет Максима Максимыча главному герою, чтобы показать точнее и глубже внутренний мир, психологию Печорина

Работу над романом "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтов начал в 1836 году, будучи совсем молодым человеком. Тем удивительнее искусность, с которой он описывает своих персонажей, их поведение, характеры, истории.

Двух героев романа, Григория Печорина и Максима Максимыча, судьба сводит на Кавказе, где они вместе служили около года. По какой причине попадает на Кавказ Печорин? Скорее всего, пресыщенного светским обществом молодого человека привела туда дуэль и поиски острых ощущений. Максим Максимыч профессиональный военный, служит давно. В отличие от Печорина он беден и звания своего добился собственными усилиями. Оба они люди одинокие, но, избалованный опротивевшей ему светской жизнью Печорин, не наладил отношения ни с одной женщиной, любившей его.

Максим Максимыч человек скромный, с женщинами, по его словам, не общался, видимо, по причине бедности и неустроенности быта. Есть в нём какая-то детская доверчивость и добродушие. Он по-отечески мягко относится к Печорину, прощая ему проступки, и заботится о Беле, стараясь, как можно, скрасить её положение. Максим Максимыч спокоен и рассудителен. Он очень дружелюбно относится к Печорину, умеет ладить с горцами, знает их язык, обычаи. Он добросовестно служит и своей нелёгкой, не устроенной жизнью вполне доволен.

В противовес ему Печорин человек сложный, Максим Максимыч называет его странным. Он не может найти себя в этой жизни, несмотря на то, что умён и хорошо образован. Воспитанный светским обществом, он не научился сдерживать свои порывы, не научился ценить дружбу и любовь, как сам о себе говорит: "У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так". И конечно же он прав: сломанная жизнь несчастной Белы, разрушенная любовь княжны Мэри, потерявшая всякую надежду на его любовь Вера, очень огорчённый и подавленный его холодностью Максим Максимыч тому подтверждение. Притом однозначно сказать, что это отрицательный персонаж нельзя. Он честен, храбр, хорошо разбирается в людях, острый ум и наблюдательность позволяют ему правильно видеть недостатки общества того времени и по-своему он пытается этому противостоять. Это нелегко, потому-то и считает его автор героем того времени.

Так, волею писателя, на страницах романа встретились два совершенно разных человека, чтобы ярче очертить характер главного героя, показать всю трагедию его существования в атмосфере тогдашнего общества.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Архипа в романе Дубровский Пушкина

    Образы простых людей в повести Дубровский переданы довольно точно и, на мой взгляд, они передают противоречивую глупость обывателей, в частности простого народа. В Дубровском наиболее

  • Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

    Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья

  • Сочинение Я люблю свою Родину

    Мне кажется, любовь к родине является делом довольно личным и не требует какого-то публичного оглашения и обсуждения. Конечно, для того чтобы углубиться в эту тему, возможно почитать какую-то

  • У каждого человека есть своя цель в жизни, т.е. задача, которую человек хочет решить на протяжении своей жизни. Взрослея, становясь личностью, меняя свои приоритеты, любой человек зачастую и меняет свою жизненную цель.

  • Печорин лишний человек и почему сочинение

    Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сочетает в себе черты реализма и романтизма. Наиболее яркий пример столкновения реалистического и романтического в произведении – противоположность образов Максима Максимыча и Печорина.

Максим Максимыч – закаленный в боях, на вид суровый и грубый штабс-капитан, однако, какое теплое сердце и какая нежная душа скрывается за его серьезностью! «Спокойный и сердечный Максим Максимыч не только противоположен Печорину, но и выше его…он принадлежит к тем скромным героям жизни, которые на первый же зов ее откликаются подвигом, и не требуют награды» – писал русский литературный критик Айхенвальд. В свою очередь, Печорин так же военный человек, но его сердце, подчиненное рассудку образованной личности, покрыто льдом; его душа, несмотря на острую жажду новых впечатлений и удовольствий, почти разучилась испытывать настоящие чувства – будь то страх или любовь. Даже речь Максима Максимыча, от лица которого ведется главное повествование в повести «Бэла», богата как разговорной лексикой, простонародными и порой грубыми выражениями, так и поэтизмами (например, при описании женской красоты).

В то же время речь Печорина статична и единообразна, как и характер этого героя: в ней все время сочетаются критичность, уверенность и надменность.

Максим Максимыч одинок, но все же весьма доволен своей скромной жизнью, Печорин же, без труда покоряющий женские сердца и занимающий высокое положение в обществе, лишь страдает и видит жизнь «пустой и глупой шуткой». В чем же тут дело? Многие сочтут, что исключительно в невероятном уме и глубине мысли Печорина, но я твердо убеждена – дело в его эгоизме. Ни один его поступок не был бескорыстной помощью другому человеку, все его деяния – погоня за собственным удовольствием. Но разве сочувствие, помощь и любовь, обращенные к ближнему (которым поражает и восхищает Максим Максимыч) – не самое важное в настоящем человеке, дарующее ему истинное счастье и умиротворение? Да, Печорин понимал психологию людей и был способен на глубокий самоанализ, в то время как Максим Максимыч лишь слушал свое сердце, отличающееся неподдельной добротой. Так какой же прок от высокого ума и осознания собственных пороков, если эти качества нисколько не ослабляют жестокости, самолюбия и равнодушия к чужим чувствам?

Максим Максимыч – совершенно реалистичный герой именно русского типажа, ведь зачастую для наших людей характерно скрывать самые лучшие чувства и добрые намерения, боясь показаться мягкосердечным. В нем отражены наилучшие качества нашего общества, в то время как Печорин – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», но так же исключительная и загадочная личность, почему его и можно считать героем романтическим. К сожалению, мы часто тянемся к чему-то таинственному, недоступному и нередко губительному, и не замечаем, не оцениваем по заслугам простой доброты и сочувствия, как будто бы слишком банальных, чтобы обращать на них внимание – так поступила и Бэла, грезящая о Печорине и слепая к бескорыстной заботе Максима Максимыча. Для меня лично истинным героем нашего времени стал «спокойный и сердечный Максим Максимыч», ведь искренняя простота, отзывчивость и скромная нежность куда больше достойны восхищения, чем осознание подлецом своих грехов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова можно отнести к первому социально-психологическому и философскому произведению в прозе. В данном романе автор попытался отобразить пороки всего поколения в одном человеке, создать многогранный портрет.

Печорин является сложным и противоречивым человеком. Роман включает в себя несколько повестей, и в каждой из них герой открывается перед читателем с новой стороны.

Образ Печорина в главе «Бэла»

В главе «Бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа - Максима Максимыча. В данной главе описаны жизненные обстоятельства Печорина, его воспитание и образование. Здесь также впервые раскрывается портрет главного героя.

Читая первую главу, можно сделать вывод, что Григорий Александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. Он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества.

Печорин - герой нашего времени, со слов Максима Максимыча

Пожилой штабс-капитан Максим Максимыч - человек мягкий и добродушный. Он описывает Печорина довольно странным, непредсказуемым, не похожим на других людей. Уже с первых слов штабс-капитана можно заметить внутренние противоречия главного героя. Он может целый день находиться под дождем и прекрасно себя чувствовать, а в другой раз замерзнуть от теплого ветерка, может испугаться хлопка оконных ставен, но не боится идти на кабана один на один, он может долго молчать, а в какой-то момент очень много говорить и шутить.

Характеристика Печорина в главе «Бэла» практически не имеет психологического анализа. Рассказчик не анализирует, не оценивает и даже не осуждает Григория, он просто передает много фактов из его жизни.

Трагическая история о Бэле

Когда максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру грустную историю, которая случилась на его глазах, читатель знакомится с невероятным жестоким эгоизмом Григория Печорина. В силу своей прихоти главный герой крадет девушку Бэлу из ее родного дома, не задумываясь о ее дальнейшей жизни, о том времени, когда она ему окончательно надоест. Позже Бэла страдает из-за появившейся холодности Григория, но ничего не может с этим сделать. Замечая, как страдает Бэла, штабс-капитан пытается поговорить с Печориным, но ответ Григория вызывает у Максима Максимыча лишь непонимание. У него в голове не укладывается, как молодой человек, у которого все складывается весьма благополучно, может еще и жаловаться на жизнь. Все заканчивается смертью девушки. Несчастную убивает Казбич, который ранее погубил ее отца. Полюбивший Бэлу как родную дочь, Максим Максимыч поражен той холодностью и тем безразличием, с которым Печорин перенес эту смерть.

Печорин глазами странствующего офицера

Характеристика Печорина в главе «Бэла» значительно отличается от этого же образа в других главах. В главе «Максим Максимыч» Печорин описан глазами странствующего офицера, который смог заметить и оценить всю сложность характера главного героя. Поведение и внешний вид Печорина уже привлекают внимание. Например, его походка была ленива и небрежна, но при этом он шел, не размахивая руками, что является признаком некой скрытности в характере.

О том, что Печориным были пережиты душевные бури, говорит его внешний вид. Григорий выглядел старше своих лет. В портрете главного героя присутствуют неоднозначность и противоречивость, у него нежная кожа, детская улыбка, и при этом глубокие У него светлые белокурые волосы, но черные усы и брови. Но сложность натуры героя больше всего подчеркивают его глаза, которые никогда не смеются и как будто кричат о какой-то скрытой трагедии души.

Дневник

Печорина возникает сама собой после того как читатель сталкивается с мыслями самого героя, которые он записывал в своем личном дневнике. В главе «Княжна Мери» Григорий, имея холодный расчет, влюбляет в себя молодую княжну. По развитию событий он уничтожает Грушницкого сначала морально, а после - и физически. Все это Печорин записывает в дневник, каждый свой шаг, каждую мысль, точно и верно сам себя оценивая.

Печорин в главе «Княжна Мери»

Характеристика Печорина в главе «Бэла» и в главе «Княжна Мери» поражает своей контрастностью, так как во второй упомянутой главе появляется Вера, которая стала единственной женщиной, сумевшей понять Печорина по-настоящему. Именно ее Печорин полюбил. Его чувство к ней было необыкновенно трепетным и нежным. Но в конечном итоге Григорий теряет и эту женщину.

Именно в момент, когда он осознает потерю избранницы, перед читателем открывается новый Печорин. Характеристика героя на данном этапе заключается в отчаянии, он уже не строит планы, готов к глупым и Не сумев спасти потерянное счастье, Григорий Александрович плачет, словно дитя.

Последняя глава

В главе «Фаталист» Печорин раскрывается еще с одной стороны. Главный герой не ценит свою жизнь. Печорина не останавливает даже возможность смерти, он воспринимает ее как игру, которая помогает справиться со скукой. Григорий в поисках себя рискует жизнью. Он отважен и храбр, у него крепкие нервы, а в тяжелой ситуации он способен на героизм. Можно подумать, что этот персонаж способен на великие поступки, имея такую волю и такие способности, но на самом деле все сводилось к «острым ощущениям», к игре между жизнью и смертью. Как итог - сильная, беспокойная, мятежная натура главного героя приносит людям только несчастья. Эта мысль постепенно зарождается и развивается в разуме самого Печорина.

Печорин - герой нашего времени, герой своего, да и любого времени. Это человек, который знает повадки, слабости и В какой-то мере он эгоист, ведь думает лишь о себе и не проявляет заботу о других. Но в любом случае этот герой романтический, он противопоставлен окружающему миру. На этом свете ему нет места, жизнь растрачена впустую, а выход из этой ситуации - смерть, которая настигла нашего героя по пути в Персию.

Григорий Печорин Максим Максимыч
Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер
Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан
Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его страдания от жизни, раскаивается. Сам признает, что его «душа испорчена светом, его сердцу все мало». Не привык к отказам, свои желания ставит превыше всего. Внутренне глубоко одинок. От одиночества бывает жесток. Интеллектуал. Превыше всего ценит долг, обязанности. Дисциплинирован. Оберегает свое душевное равновесие, а потому всячески старается избегать приключений и незапланированных событий. Искренен. Способен на любовь и сочувствие. Скромный и добрый, довольно неплохо разбирается в людях. Отзывчивый, испытывает отеческую любовь к окружающим, способен прощать. Не злопамятен.
Отношение к людям Яркий индивидуалист, ему совершенно безразлично, как повлияет его поведение и действия на судьбы и настроение других людей. Хорошо подмечает слабости и недостатки окружающих, чтобы потом, при необходимости, использовать себе во благо. Замкнут. К общению не стремится. Общителен, тянется к общению. Не делает различий между собой и подчиненными, поддерживает со всеми приятельские отношения. Ждет от окружающих такого же добра и участия, которым делится сам.
Отношение к любви Не верит в искренние чувства, в дружбу, любовь. Единственный раз он любил Веру, однако это чувство было полно эгоизма. Из-за этого их отношения так и не сложились. Вера – единственная женщина, понявшая и принявшая его таким, какой он есть. Способен на горячую любовь и прощение. Любил Бэлу как свою дочь.
Корни характера Личностное начало, индивидуальность. В то же время в том, что стал скучающим и пресыщенным винит общество, в котором отсутствуют настоящие искренние чувства. Хочет не чувствовать себя «лишним», но не хватает моральной готовности к переменам. Патриархально-народный образ, воплощает в себе самые возвышенные, положительные черты, свойственные русскому народу.
    • Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман […]
    • Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты […]
    • «Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию. А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала […]
    • Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают […]
    • "Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?" М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова "Герой нашего времени" решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник.... Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
    • Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
    • Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего […]
    • «Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]