Пословицы как мужик гусей делил. Урок "Сказка – ложь, да в ней намек…" (бытовая сказка "Как мужик гусей делил"). Лев Толстой, сказка "Как мужик гусей делил"

Главный герой сказки Толстого «Как мужик гусей делил» — бедный мужик. Мужик был до того неимущий, что однажды у него не стало хлеба. Решил он у барина хлеба попросить, а чтобы не с пустыми руками идти, поймал гуся и зажарил его.

Барину подарок понравился, но решил он мужику задачу дать – как того гуся поделить между членами барской семьи. Мужик подумал, да и предложил такое решение, которое и барину понравилось, и мужик в накладе не остался. Довольный барин дал мужику хлеба, да еще и денег добавил.

Историю с гусем узнал богатый мужик. Он тоже пришел к барину и принес несколько гусей ему в подарок. Барин и ему задал вопрос, как гусей делить? Но богатый мужик не смог эту задачу осилить. Тогда позвали к барину бедного мужика. Тот снова гусей по хитрому разделил – одного гуся барину с барыней, другого — двум сыновьям барина, третьего – двум дочерям барина. А себе мужик взял двух гусей, пояснив при этом, что теперь всех по трое получилось.

Опять барину понравилось, как бедный мужик делить умеет. Барин наградил его деньгами и хлебом, а богатого мужика выгнал.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Толстого «Как мужик гусей делил» заключается в том, что умный и смекалистый человек всегда найдет возможность решить проблему с пользой для себя. Бедный мужик пошел к барину хлеба просить, а в итоге не только хлебом разжился, а еще и деньгами и гусями. И уважение барина сумел завоевать.

Сказка Толстого учит не теряться в трудных ситуациях, проявлять сообразительность и смекалку.

В сказке «Как мужик гусей делил» мне понравился главный герой, бедный мужик. Собираясь к барину просить хлеба, он приготовил подарок в виде жареного гуся. А когда барин задал ему хитрую задачу, мужик сумел решить ее так, что и сам с выгодой остался.

Какие пословицы подходят к сказке «Как мужик гусей делил»?

Голь на выдумки хитра.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Нужда смекает делом.
Находчивого не озадачишь.

Тема: Русская народная сказка "Как мужик гусей делил"
Цели:
Образовательная:
познакомить детей с русской народной сказкой "Как мужик гусей делил";
совершенствовать технику чтения;
пополнять словарный запас (слова: мудрость, барин);
учить давать характеристику герою, выявлять его черты характера;
учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
прививать любовь к устному народному творчеству;
приобщить детей к творческой деятельности.
Развивающая:
развивать сообразительность, смекалку, находчивость;
развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность к слову;
формировать у детей осознанное чтение целыми словами;
развивать речевые умения, творческие способности;
Воспитательная:
воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, доброты, дружелюбия;
воспитывать корректное отношение к товарищам при работе в группах;
воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству;
выражать свое отношение к взаимодействию героев между собой, оценивать их поступки.

Оборудование:
учебник «Родное слово» 1 класс
МР3 - проигрыватель, аудио сказка "Как мужик гусей делил"
Иллюстрации персонажей сказки
Карточки с новыми словами
Конверты с рисунками персонажей и пять рисунков - гусей (по количеству групп)
Маски лисы и тетерева.

Ход урока
Дети сидят в 5 командах. На столе каждой команды конверт с рисунками персонажей сказки и с 5 рисунками гусей. Дети заранее выбирают командира группы и курьера группы (кто ходит к учителю за заданиями и карточками)
На доске написана тема урока «И бедняк с помощью ….. может стать богачом».
1. Организационный момент.
2. Проверка дом.задания.
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Лиса и тетерев)
- О чем эта сказка? Чему учит нас эта сказка? (мудрости, не быть доверчивыми)
- Давайте перескажем эту сказку.
Пересказ сказки некоторыми учащимися.
- Давайте инсценируем диалог лисы и тетерева. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом? Как говорит лиса и как говорит тетерев?
(Лиса - ласково, нежно, торопливо и тихо, а тетерев - спокойно, громко и медленно)
Инсценировка диалога лисы и тетерева 2 учащимися.
3. Введение в тему урока.
- Сегодня мы познакомимся с еще одной русской сказкой «Как мужик гусей делил»
- Прочитаем написанную на доске тему урока: «И бедняк с помощью ….. может стать богачом».
- Какие слова можно вставить на месте пропуска? (дети называют слова: «силы», «обмана», «ума», «мудрости», «смекалки», «жизненного опыта», «хитрости» и др.).
- Правильность наших высказываний мы проверим в конце урока, когда прочитаем сказку.

4. Чтение сказки «Как мужик гусей делил».
Работа в группах.
- А теперь познакомимся с героями сказки.
Учитель прикрепляет на доску картинки с героями сказки (бедный мужик, богатый мужик, барин, барыня, две дочки, два сына, гусь)
Работа с новыми словами.
- Кто такой барин? (ответы детей) - Богатый человек.
-
Чтение сказки учащимися в учебнике.

Вопросы по ходу чтения: Какая нужда заставила мужика идти к барину? Почему мужик обратился за помощью именно к барину?
(читаем до слов «Мужик говорит: «Я разделю»)
- Представьте, что вам, как и этому бедному мужику, надо разделить гуся на всех героев. Как вы это сделаете? Но помните - вы должны применить смекалку, находчивость и сообразительность. И свой выбор грамотно обосновать.
Работа в группах.
Выбор отвечающего.
Выступления групп у доски.
- А теперь узнаем, как делил гуся наш мужик.
Чтение текста сказки дальше.
После чтения учитель вешает на доску картинку с ответом из сказки.
Вопросы после чтения: Почему барин не отругал мужика за то, что он оставил почти всего гуся себе? Можно ли мужика назвать обманщиком и хитрецом? Почему мужику было так важно оставить гуся у себя?

Ребята, в учебнике дан только отрывок сказки. Хотите узнать всю сказку?

5. Слушание аудио сказки. Работа в группах.
Вопросы по ходу слушания: Почему богатый мужик пошёл к барину, ведь у него есть и хлеб, и деньги? Почему он взял не одного, а пять гусей? (Хотел, чтобы барин его щедро наградил, больше соседа.)

(слушаем до слов «Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит…»)
- Попробуйте выполнить данное задание в группах. Вот вам картинки 5 гусей, разделите их на всех героев (между членами группы распределяются роли – барин, барыня, дочки, сыновья; командир в роли мужика пробует разделить 5 гусей на всех героев). Не забудьте про смекалку, сообразительность и мудрость!
Работа в группах.
Выбор отвечающего.
Выступления групп у доски.
Прикрепляем магнитами к доске карточки с ответами.

А теперь узнаем, как справился с этим заданием наш мужик.
Слушание сказки до конца.
- Как мужик разделил 5 гусей?
(Отдал 1 гуся барину с женой – их стало трое.
Отдал 1 гуся их сыновьям – их стало трое.
Отдал 1 гуся дочкам барина – их стало двое.
Оставшихся 2 гусей взял себе – их стало трое.)
Учитель распределяет гусей и героев на доске.

Чем закончилась сказка?
(Барин щедро наградил бедного мужика)
- За что он его одарил?
(За ум, смекалку.)

6. Характеристика главного героя.
Работа в группах.
- Ребята, вам понравилась эта сказка?
- Поднимите руки, кому понравился наш главный герой?
- Хорошо. А теперь напишите, какие черты характера помогли мужику так необычно разделить гусей (Учитель раздаёт карточки с заданием). Возьмите из стаканчика чёрные фломастеры и напишите на карточке черты характера нашего главного героя мужика. Подчеркните красным фломастером те черты характера, которые могли бы вам пригодиться в жизни. Выберите того, кто быстро и чётко прочитает нам ваш ответ.

Работа в группах.
Выбор отвечающего.
Выступления групп у доски.
Прикрепляем магнитами к доске карточки с ответами.

(если времени мало, то учитель сам подводит итоги работы групп и сам зачитывает основные черты характера героя)
- Какие черты характера больше всего подходят к нашему герою? (мудрость, чувство юмора, сообразительность, находчивость, хитрость, ум). А какие черты характера лишние? (щедрость, жадность).

7. Работа над смыслом сказки.
Работа в группах.
- Какой урок мы получили, прочитав эту сказку? (ответы детей)
- Обратимся снова к теме урока, прочитаем запись на доске. Мы теперь знаем содержание сказки. Скажите, какие слова, которые мы подобрали в начале урока, являются лишними и не относятся к нашему герою? («обмана», «силы»). А какие соответствуют характеру и поступкам главного героя? («мудрости», «ума», «хитрости», «сообразительности», «жизненного опыта»).

Спасибо за работу. А теперь задание «Вопрос к сказке». Представьте, что вы журналисты из какой-нибудь газеты или журнала.
Вам надо составить для команды соперников вопросы по сказке. Попробуйте это сделать.
Работа в группах
Выбор «журналистов».
Выступления «журналистов» у доски
Устные ответы команд на вопросы соперников.

Да, вопросы составлять - это оказывается намного труднее, чем отвечать на них. Но вы с честью справились и с этим заданием.

8. Выводы. Индивидуальная творческая работа.

Сегодня на уроке мы ещё раз убедились, как необходима в жизни смекалка, ум и мудрость. Они помогают найти выход из трудной ситуации, позволяют решить даже не решаемые задачи.

Поднимите руки, кто хотел быть похожим на нашего героя? Да, почти всем хочется стать таким же умным, находчивым и мудрым, как бедный мужик.

Возьмите маленькие листочки, подпишите их. А теперь напишите на них ответ на вопрос «Что я буду делать, чтобы стать мудрым в жизни?»
Индивидуальная творческая работа.
- Прикрепим наши мудрые ответы на доску.
(дети читают свой письменный ответ и клеят листочек на доску).

9. Рефлексия.

А сейчас дайте оценку своей работе (можно задать вопросы устно, можно использовать форму письменной анкеты)
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным, а какое – самым лёгким?
- Какое задание, по твоему мнению, было самым интересным?
- Какие новые знания появились у тебя?
- От какого вида работы ты получил удовлетворение и радость?

Спасибо всем за работу, за активное участие в уроке. Я получила удовлетворение и радость от совместной с вами работы.

Внеклассное чтение: русская народная сказка «Как мужик гусей делил» 2 класс

Цель: формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи: развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (учить понимать произведение, определить главную мысль, отношение автора к героям); расширять словарный запас; ввести термин "анималистические" сказки; воспитывать читательский интерес, эстетический вкус; воспитывать умение дружить.

Оборудование:
1. Хрестоматия литературного чтения для 2 класса

2. Раздаточный материал.
3. карточки

Ход урока.

    Организационный момент .

Психологический настрой

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. Потянулись к солнышку!

(руки через стороны вверх, поднимаемся на носочки)

Вы растёте, становитесь добрее, умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, гостям. Пожелайте всем любви и добра!

Молодцы, садитесь!

2. Актуализация знаний метод: Верные неверные утверждения (найти каждому понятию определение.)

Обращение к природным явлениям или животным – это потешка. (закличка)

Описание признаков предмета, которые необходимо отгадать – это считалочка (загадка)

Стихотворения которое используют в игре, для выбора водящего – это скороговорка (считалочка)

Небольшое стихотворение, которое всегда чему-то учит – это Закличка (потешка)

Молодцы! А теперь давайте вспомним какие заклички (потешки, загадки, скорогаворки, считалки)мы знаем. Все вспомнили. Молодцы!

Учитель: Что объединяет все эти произведения? (Они устного народного творчества)
Учитель: Есть ли автор у каждого из них? (Народ)

    Сообщение темы и цели урока.

Ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну сказки.

У сказки чистая душа,

Как ручеёк лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ её творец,

Народ-творец, народ-мудрец,

В неё мечту свою вложил.

Как золото в ларец.

    Работа по теме урока

    Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.

А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев.

А сегодня мы познакомимся с вами с еще одной русской народной сказкой «Как мужик гусей делил».

Как вы думаете, к какому виду сказок она относится? К бытовым. А почему? В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях. В конце урока мы с вами проверим, правильно ли мы с вами определили.

Учитель: Ребята, как вы думаете какова цель нашего урока? Чему мы научимся? Правильно, сегодня на уроке мы должны научиться быть грамотным ЧИТАТЕЛЕМ. Что это значит? (Уметь правильно читать, научиться понимать произведение, определять главную мысль, понять отношение автора к произведению, к героям, уметь выражать свои мысли, понимать, для чего нужно это произведение в литературе).
Учитель: Для того, чтобы это все выполнить, какими мы должны быть? (Мы должны быть внимательными и наблюдательными).
Учитель: Попробуйте ответить на вопрос: нужны ли людям сказки?
Учитель: В конце урока мы вернемся к этому вопросу.

Работа в группах
у каждого на парте лежит герой сказки (красная шапочка, лягушка, Маша и медведь, Золушка)

Ребята, у каждого из вас лежит герой сказки. Давайте вспомним из каких сказок эти герои. Дети называют героев и сказки. А какие это сказки? (Красная шапочка- бытовая, Царевна-лягушка-волшебная, Золушка – волшебная, Маша и медведь – о животных)

Молодцы! Теперь поделимся на группы по героям сказок.

1 группа – Маша и медведь

2 группа – Золушка

3 группа – Царевна Лягушка

4 группа – Красная шапочка

Давайте вспомним русские народные сказки и проведём конкурс знатоков сказок.

У каждой группы отрывки сказок, но в них есть ошибки и нет названия. Вы должны исправить ошибки и подобрать название сказки.

1.группа Жили-были дед да баба. Пошел мужик репку сеять. Выросла свёкла большая пребольшая. Стал дед тянуть морковку . Тянет-потянет и вытянул

2.группа Медведь пошёл на колодец , опустил хвост в прорубь; дело то было летом . Уж он бегал, бегал , целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. («Лисичка-сестричка и волк»)

3. группа Домик -теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка-хвастушка ! А ты кто?

А я лягушка-попрыгушка .

Иди ко мне жить!

(«Теремок»)

4. группа Вот пошла мамка - по сусекам поскребла, по амбару постучала , да наскребла таки муки на пирожок ! Замесила тесто, истопила печку, испекла пирожок . Получился колобок и пышен, и ароматен. («Колобок»)

Оценили 2 задание

Физ.минутка «Имитационные упражнения»

Хотите побыть в роли героев сказок?

«Лисичка»

Девочки, покажите, как лисичка кралась, какие глазки хитрые сощурила, как подпрыгивала, в окошко заглядывала.

«Смелый котик»

Мальчики, покажите, какой котик смелый, отважный. Шёл котик по лесу, шагал, никого не боялся. Храбрый котик.

«Петушок»

У каждой группы вопросы к сказке, давайте прочитаем их.

Вопросы к сказке

1 У кого стал просить хлеб мужик? Можете ли вы уже из вопроса что-то узнать о содержании сказки? (что в сказке есть мужик и он у кого-то что-то просит)

2 Что он понёс барину? Что узнаете из вопроса? (что в сказке есть еще один герой – барин и что мужик ему что-то понёс)

3 На кого надо было разделить гуся?

4 Как отблагодарил барин мужика?

5 Кто потом еще пошел к барину?

6 Кто и как разделил его гусей?

7 Какое качество характера помогли мужику?

Учитель: Как много информации мы узнали из вопросов к сказке, не читая еще ее.

В конце урока мы ответим на эти вопросы.

На все эти вопросы вы записывайте ответы по ходу чтения сказки

Знакомство со сказкой. Чтение с остановками.

Читает учитель, продолжают хорошо читающие дети. Ксюша, Лиза. Даниил, Самуил

Учитель до слов: Как бы нам разделить гуся без обиды?

Задается вопрос: как вы думаете, как они разделили гуся? Ваши предположения.

Чтение Лизой до слов: И взял всего гуся.

Чтение Самуилом: Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Вопрос: Как разделил мужик гусей?

Чтение Даниилом до конца

Физминутка для глаз (электронная)

А сейчас вернёмся к сказке.

Назовите главных героев сказки. Мужик

Есть ли ещё главные герои? Нет

Давайте опишем главного героя.

Какой мужик? Бедный, голодный, умный, находчивый, ….

А как вы думаете, какой он был внеше? Опишите его внешность.

Самостоятельное чтение метод Инсерт (с пометками) отмечают непонятные слова.

Барин -

Составление вопросов по тексту. Работа в группах.

Метод карусель. Спикер идет в другую группу и задает свои вопросы. Группа отвечает.

Спикер оценивает каждую группу. С пояснением.

Метод Ромашка на доске ромашка, на каждом лепестке вопрос по тексту. Дети выходят, выбирают вопрос и отвечают.

Итог. Учитель: Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали? Что бы вы хотели изменить в этой сказке?

Учитель: Как вы думаете, зачем народ придумал эту сказку?
Учитель: Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока: нужны ли людям сказки? (Они приносят радость от чтения, узнаем о животных, их повадках, характере и т. д).
Так к какому виду относится наша сказка? Почему? ? В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей

Что высмеивается в этой сказке? жадность богатых А что прославляется? ум, смекалка бедных

Домашнее задание . Ребята, посмотрите, на каждой книжке со сказкой есть обложка. (показ книг со сказками) Вот и вы представите себя художником и нарисуете обложку к нашей сказке.

Воти заканчивается наше сказочное путешествие.

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблоня. – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.

Цель: продолжить знакомство с понятием "сказка - цепочка".

Образовательная:

  • познакомить детей с русской народной сказкой "Как мужик гусей делил";
  • совершенствовать технику чтения;
  • пополнять словарный запас;
  • учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
  • прививать любовь к устному народному творчеству;
  • приобщить детей к творческой деятельности.

Развивающая:

  • развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность к слову;
  • формировать у детей осознанное чтение целыми словами;
  • развивать речевые умения, творческие способности;
  • активизировать словарь детей.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, доброты, дружелюбия;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству;
  • выражать свое отношение к взаимодействию героев между собой, оценивать их поступки.

Оборудование:

Учебный класс с мультимедийным проектором, презентация к уроку, детские песни, дидактические материалы к учебному занятию: распечатки со сказкой, карточки для работы в группах, карточки для словарной работы, сундучок с сердечками.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой

Прозвенел звонок для вас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Прежде, чем приступить к работе, я вам предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для голоса и язычка.

А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к выразительному чтению.

1. Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.

А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).

3. Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы - медведицы кушать.

Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]. " Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам".

4. В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!

II. Введение в тему

Посмотрите, ребята, что это за предмет такой? (волшебный клубок)

Кто догадался, в каких произведениях появляется волшебный клубочек? (в сказках)

А какую роль он играет в сказках? (путеводитель)

Ребята, кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)

Клубок будет путешествовать по сказкам, и мы вместе с ним.

А так же учить вас, ребятки, но:. чему? (думать, рассуждать, читать выразительно).

III. Подготовка к основному этапу

Давайте вспомним, что такое сказка?

Посмотрите, куда покатился наш клубочек? (к электронному толковому словарю).

Давайте проверим правильность ваших рассуждений.

(Читает хорошо читающий ученик со слайда)

Сказки появились на Руси очень - очень давно, когда люди не умели писать и читать, их не записывали, а просто рассказывали друг другу, передавали из уст в уста.

Какие три типа сказок вы знаете? (бытовая, о животных и волшебная)

Наш клубочек поведёт вас по сказочному царству, а вы будьте внимательны, запоминайте сказки и попробуйте определить, к какому типу сказок они относятся?

(Фильм со сказками)

Какие сказки вы увидели, запомнили и к какому типу они относятся?

IV. Физминутка "Колобок"

Ребята, что за герой и из какой сказки появился на экране?

С ним мы сейчас и отдохнём!

V. Изучение нового материала

Инсценировка

Опять появился наш клубочек, значит, сейчас произойдёт что - то интересное. Он привёл к нам на урок из прошлого сказочных героев.

Посмотрите внимательно на отрывок из сказки и попробуйте угадать, как она называется? (инсценировка отрывка - 4 класс)

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин говорит:

Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Богатый мужик сразу замялся и говорит:

Нет, барин, мне не поделить будет вам гусей-то.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Да, пожалуй, могу разделить и это, - отвечает бедный мужик.

Кто догадался, из какой сказки прибыли наши герои?

Словарная работа.

а) В сказке вам встретится слово "барин". Что оно обозначает? (посмотреть на главного

героя и сравнить со взрослым сегодняшнего времени).

б) А так же встретится выражение "наградил деньгами и хлебом". Как его понимаете?

Просмотр электронной книги.

Сейчас мы по электронной книге посмотрим и прочитаем эхом вполголоса сказку "Как мужик гусей делил".

А что такое "эхо"? (ответы детей)

Анализ сказки.

К какому типу сказок она относится?

Назовите главных героев сказки (герой встаёт, кланяется и подходит к учителю).

Кто из этих героев вам понравился больше? Почему?

Ребята, есть в сказке главные герои, а ещё какие? (нейтральные)

Это какие герои? Назовите их.

Работа с текстом (распечатка)

А. Чтение текста в парах "ученик - учитель, учитель - ученик" по абзацам (по цветовым меткам). Приложение2.

Как мужик гусей делил



Мужик говорит:
- Я разделю.






А дочерям дал крылья.


Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит:

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

- Вот вас трое с гусём.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:

Б. Анализ текста (игра "Журналисты").

А теперь, ребята, давайте проверим, как вы поняли текст. Поиграем с вами в игру "Журналисты".

Как вы понимаете это слово?

Вы сейчас представляетесь, как это делают журналисты, и задаёте нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке. Приложение 1.

VI. Работа в группах

Вот и опять появился наш путеводитель, который поведёт нас в мир знаний и открытий.

Сейчас поработаем в группах и попробуем изменить сказку так, чтобы богатый мужик не оказался в следующий раз в глупой ситуации, а главные герои вам в этом обязательно помогут.

Проблемный вопрос Задания
Качества характера какого героя вам бы могли пригодиться в жизни? Сравните качества характера, поступки бедного и богатого мужиков (сходства и различия)?

Выберите из перечисленных вами качеств те, которые вам пригодятся в жизни.

Как можно было бы уговорить богатого мужика не ходить к барину? Придумайте слова и действия, которые смогли бы убедить богатого мужика не ходить к барину.

Выберите нужные предложения из перечисленных, которые помогут сделать ваши высказывания более убедительными.

Как можно изменить сказку, чтобы богатый мужик не оказался больше в глупой ситуации? Переделайте сказку так, чтобы оба героя стали положительными.

Выберите из данных (или свои) пословицы и поговорки, которые подходят к вашей новой сказке.

1 группа, ваш проблемный вопрос?

Чтобы решить эту проблему, вам нужно было выполнить 2 задания (Дети отвечают на вопросы).

Вывод 1 группы: Какие же качества характера вам могли бы пригодиться в жизни? И т. д. (подобная проверка всех групп).

VII. Итог урока

Клубочек очень устал и предлагает нам сделать выводы по увиденному и прочитанному.

С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

А к какому типу сказок относится?

Клубочек вернул нас в начало темы, прочитайте её ещё раз и скажите, какой урок вы получили из этой сказки?

Какая же пословица очень хорошо подходит к данной сказке? Почему?

В вашей новой сказке со счастливым концом барин и богатый мужик спасают от голода и нищеты бедного мужика и его семью.

Значит, какими качествами обладал богатый мужик? (доброта, дружба, понимание, сердечность).

Доброе слово, доброе сердце - это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!

И давайте начнём прямо сегодня?!

Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)

Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)

А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.

Под музыку дети дарят друг другу и нашим гостям сердечки

А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

VIII. Рефлексия

Ну, а сейчас, ребята, герои нашей сказки, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.

Перед вами два конверта, на них написаны следующие выражения:

1 к. - На уроке я считал ворон (заставлял себя работать).

2 к. - Слушал и запоминал, ни минуты не терял (получил удовольствие от работы на уроке)

Приклейте стикер - "ладошка" рядом с тем конвертом, с каким выражением вы согласны.

Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!

Спасибо за работу, за участие!

IX. Домашнее задание

  • 1 группа рисует зачин сказки
  • 2 группа - основную часть
  • 3 группа - концовку

Приложение 1

Примерные вопросы к игре "Журналисты":

Здравствуйте! Я, Богдан Анатольевич, из журнала " :", хочу обратиться с вопросом к бедному мужику: зачем Вы принесли барину последнего гуся? Вам же и так нечего было есть?" Заранее благодарен.

Здравствуйте, меня зовут Полина Алексеевна, я из программы ":", у меня следующий вопрос к барину: скажите, пожалуйста, барин, а как бы вы поступили, если бы бедный мужик Вам гуся не разделил?" Спасибо.

Здравствуйте! Меня зовут Виктория Денисовна, я из программы ":", у меня созрел вопрос к многоуважаемому бедному мужику: как понимать ваши следующие выражения: барину голову - он всему дому голова, жене задок - ей дома сидеть и за домом глядеть, сыновьям ножки - топтать отцовские дорожки, дочерям крылышки - скоро из дома улетят? Спасибо.

Я из программы " :", зовут меня Данил Максимович. У меня вопрос не к главным героям, а к рассказчице: Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.

А я, Диана Максимовна, из программы ":", хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение, ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?" Спасибо.

Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала ":" и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).

Здравствуйте, я, Елизавета Николаевна, из программы ":", хочу поинтересоваться у доброго барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.

Здравствуйте! Я, Владимир Андреевич, из программы ":", хотел бы тут же поинтересоваться у барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.

Приложение2

Как мужик гусей делил

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем ему идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.

Барин принял гуся и говорит мужику:
- Спасибо, мужик, спасибо тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит:
- Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
- Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял себе всего гуся. Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Услышал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит:
- Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с барыней и говорит:
- Вот вас трое с гусём.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:
- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну.
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.