Тезисы доклада областной научно-практической конференции "Модернизация образования: проблемы становления профильного образования"

Естественнонаучный профиль

Фамилия. Имя, Отчество Сведения об авторе Тема выступления
1. Ахметов Марат Анварович зав. каф. естествознания УИПК ПРО, к.х.н., доцент Технологии обучения в классах естественнонаучного профиля
2. Селезнева Ольга Николаевна учитель химии высшей категории лицея №20 г. Заволжского района г. Ульяновска Создание и применение учебно-методических пособий по химии.
3. Истратова Татьяна Анисимовна учитель биологии высшей категории лицея №20 Заволжского района г. Ульяновска Учебно-методический комплекс по биологии для классов естественнонаучного профиля
4. Ягупова Ольга Викторовна учитель георафии высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Ульяновска Элективный курс «Население и его хозяйственная деятельность» в профильном обучении. Методическое обеспечение курса.
5. Ксенофонтова Галина  Александровна,  Исаева Ольга Николаевна учителя биологии гимназии № 1 им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ БИОЛОГИИ
6. Носакова Татьяна Аркадьевна учитель биологии высшей категории городской гимназии г. Димитровграда Технология развивающего обучения в профильной школе.

 

Ахметов Марат Анварович,

зав. каф. естествознания УИПК ПРО, к.х.н., доцент

 Технологии обучения в классах естественнонаучного профиля

 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [1].

Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет более полно учесть интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования.  Профильное обучение призвано обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;  создать условия для существенной дифференциации содержания обучения с учетом способностей, склонностей и потребностей школьников, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [2].

Решение этих задач, формирование ключевых компетентностей возможно переходе от управления учебной деятельностью к самоуправлению, которое развивается эффективнее в условиях личностно-ориентированного обучения, когда в нем организовано субъектно-субъектное взаимодействие   участников образовательного процесса [3].

Условием положительной динамики развития познавательных способностей учащихся является применение психологически и дидактически обоснованной системы средств, форм и методов организации процесса обучения (педагогической технологии) на основе сформированного у них устойчивого познавательного интереса и положительной мотивации учения. Педагогические технологии могут быть основаны на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения и разработаны в трех взаимосвязанных направлениях:

1. Диагностика начального уровня развития основных компонентов познавательных способностей и отслеживание динамики их развития;

2. Корректировка учебной программы и отбор содержания учебного предмета в соответствии с его особенностями, начальным уровнем развития компонентов познавательных способностей;

3. Подбор средств, форм и методов организации обучения, отработки учебного материала и контроля уровня его усвоения [4].

            Условием самореализации подростков в учебном процессе выступает уровневая дифференциация, которая реализуется с помощью комплекса следующих педагогических средств: вариативность организации учебной деятельности, набор уровневых заданий, создание ситуации выбора, разработка учебных инструкций. Использование этих средств позволяет развивать позицию школьника от объектной к авторской через субъектную. В результате осуществляется процесс группового и личностного информационного обмена, при котором повышается степень осознанности овладения знаниями, способами учебной работы, формируется умение проектировать свои действия и получать положительные результаты труда, развивается эмпатия, расширяется сфера интересов и их трансформация с узкоучебных на более широкие социальные [5].  Эффективность использования в организации учебного процесса педагогических средств уровневой дифференциации определяется их способностью активизировать личностные средства. При переходе в освоении подростками системы знаний, умений и навыков с репродуктивного подуровня к творческому подуровню доля педагогических средств уменьшается, а ведущую роль в обеспечении самореализации начинают занимать личностные средства.

Следует подчеркнуть возрастающую роль в классах естественнонаучного профиля проектного и исследовательского методов обучения, которые являются близкими, но не  однозначными понятиями. В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет [6].  Проектная деятельность направлена, прежде всего, на создание некоего  нового продукта, будь то стенная газета, компьютерная программа, театральный спектакль или реферат. Можно даже сказать, что в результате проектной деятельности создается новая реальность. В исследовании обычно отталкиваются от некоторого явления или процесса окружающего мира, которое вызывает определенные вопросы. Затем это явление подвергается описанию, очень часто с помощью чисел, схем и графиков, получаемых, как правило, на основании измерений. Это описание позволяет строить объясняющую модель явления, которая проверяется в наблюдениях и экспериментах. Успешное осуществление проектной и исследовательской деятельности возможно при условии развития у школьников способности к критическому мышлению. Исходный пунктом здесь является текст. Разумеется, термин «текст» можно понимать расширенно: это может быть и фильм, и устное сообщение. Затем текст подвергается анализу на основании, которого выстраивается своя позиция по отношению к тексту: согласие или несогласие, степень понимания, оценка полезности предложенной информации и т. д. Обобщим вышесказанное с помощью рисунка:

      Изогнутые стрелки означают корректировку замысла по ходу проектирования или исследования.

Проектная деятельность (ПД) является формой  учебно-познавательной активности школьников, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон обучения и является средством развития личности субъекта учения. Она несет в себе некоторые черты профессионального проектирования, однако имеет и собственные, качественные особенности [7].  В роли учебной деятельности ПД, во-первых, обеспечивает более полноценное усвоение учебных ситуаций и действий, контроля и оценки; во-вторых, принятие внешнезаданных учебных целей. Специфической особенностью ПД является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Метод творческих проектов позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его способностями с учетом личностных возможностей и потребностей. ПД предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов. ПД является в полной мере личностно-ориентированной деятельностью. Она является значимым средством развития личности субъекта учения. Наиболее значимые линии влияния прослеживаются в формировании адекватной самооценки на ступенях обучения, снижению общих показателей тревожности, повышению уровня психологической устойчивости школьников (снижает фрустрацию потребности достижения успеха и страх самовыражения). Опираясь на наличный уровень развития самосознания учащегося, проектная деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов, что эмпирически проявляется в достижении более высокого уровня личностной зрелости школьников в ее развитых формах. Обучение школьников в условиях проектной деятельности способствует становлению познавательной сферы и развивает творческие (творческое воображение, невербальная креативность) и образные (пространственное мышление и воображение, образное мышление и память) характеристики познавательных процессов.

Эффективность применения исследовательского метода учащимся и педагогом определяется уровнем методологической культуры педагога, транслирующейся в условиях сотворчества в методологическую культуру учащихся, являющейся основой их сотворчества и личностно значимого развития опыта творческой, исследовательской деятельности [8]. На этапе творческого моделирования педагогом всей совокупности вариативных моделей учебно-исследовательской  деятельности в рамках конкретного предмета, необходимо предусмотреть достаточные условия для поэтапного овладения учащимся исследовательским методом на предметном, межпредметном, методологическом, личностно-творческом уровне. В контексте гуманизации образовательного процесса, границы применения исследовательского метода обусловливаются, прежде всего, границами ценностно-смыслового пространства личности, её методологической и коммуникативной культуры. Эти границы могут быть расширены при условии продуктивного сотворчества педагога и учащихся в проблемной, исследовательской ситуации, уровень продуктивности которого определяется уровнем совпадения их ценностных ориентации на творческую самореализацию и саморазвитие. Гарантированно эффективное применение исследовательского метода обеспечивается следующими дидактическими принципами: личностной значимости, системности, целостности, научности, проблемности, вариативности, дополнительности. При этом они, с одной стороны определяют стратегии применения исследовательского метода, с другой являются его условиями. Существенному повышению эффективности применения исследовательского метода способствует профессионально компетентное создание педагогом особой интеллектуальной и ценностно-смысловой атмосферы учебно-исследовательской деятельности .


Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [электронный ресурс]// Сайт министерства образования РФ. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/min/pravo/276  - свободный. 
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [электронный ресурс]// Профильное обучение в старшей школе. - Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=19 – свободный
  3. Селиванова О. Г. Педагогические условия развития самоуправления старшеклассников в образовательном процессе [электронный ресурс].// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.00.01 - общая педагогика. - Киров –1999. – Российская академия образования. Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.- Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/katalog/kat_0.htm - свободный
  4. Филичева Ю. В. Дидактические основы выявления и развития познавательных способностей учащихся в процессе обучения (на материале углубленного изучения биологии) [электронный ресурс].// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.00.01 - Общая педагогика. - Брянск 1999. - Российская академия образования. Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.- Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/katalog/kat_0.htm - свободный
  5.  Матвеев А. В. Уровневая дифференциация как условие самореализации подростков в учебном процессе [электронный ресурс]. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования. – Ярославль. 2001.- Российская академия образования. Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.- Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/katalog/kat_0.htm - свободный
  6. Пентин А. Учебное исследование и то, что им не является.//Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - №10.- С. 35 – 39
  7. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников [электронный ресурс].// Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - 19.00.07 - педагогическая психология. – Москва. – 2000. - Российская академия образования. Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.- Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/katalog/kat_0.htm - свободный
  8.  Казанцева Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования [электронный ресурс].// Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук - 13.00.01 - общая педагогика. - Казань— 1999. - Российская академия образования. Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.- Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/katalog/kat_0.htm - свободный

 

Селезнева Ольга Николаевна,

 учитель химии лицея №20 г. Заволжского района г. Ульяновска

Создание и применение учебно-методических пособий по химии.

Согласно проекту Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2002 года образование в старшей школе должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения. За счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Качество знаний учащихся определяется многими факторами. В условиях несовершенства различных учебников, полного или частичного отсутствия ряда частей учебно-методического комплекса перед учителем стоит весьма сложная задача обучить всех. Для развития индивидуальных возможностей каждого ученика необходимо хорошее сочетание теоретического материала с различными практическими заданиями. Учитель не всегда успевает проконсультировать учащихся по различным вопросам. Ученик не находит времени, чтобы задать вопросы по интересующим его темам.

Знания учащихся, как правило, находятся в прямой зависимости от объёма и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами. Однако самостоятельное усвоение нового материала по учебнику - не очень простое для учащихся дело. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную активность учащихся.

В связи с этим становится актуальной разработка таких пособий, которые помогли бы ученикам в решении этой проблемы, дали бы им возможность планомерно формировать у себя необходимые умения и навыки.

Учебно-методические пособия по химии, созданные в нашем лицее, служат как раз достижению этой цели. Они должны помочь учащимся продуманно спланировать и организовать свой учебный труд, снабдить его информацией о необходимой учебной и дополнительной литературе, содержании курса химии и требованиях к подготовке в классах естественнонаучного профиля; обеспечить руководство его действиями по планомерному и качественному самообразованию и самоконтролю, успешному усвоению курса химии на требуемом уровне; воспитывать познавательную активность, осознанное стремление к приобретению знаний, развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать; готовить учащихся к самостоятельной деятельности при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.

Структура пособия для учащихся 8-ого класса отличается от структуры пособий для старших классов. Это своеобразный самоучитель, содержащий материал для успешного и качественного самообразования. В нём представлены темы, которые изучаются в течение года:


 

1.  Первоначальные химические понятия.

2.            Количественные отношения в химии.

3.            Водород и кислород.

4.            Классы неорганических соединений.

5.            Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома.

6.            Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции.

7.            Электролитическая диссоциация.

В начале каждой темы указано, что должен знать и уметь ученик, перечислены основные понятия. Выделены наиболее важные теоретические знания в объёме, необходимом ученику 8 класса для успешного выполнения практических заданий. Далее предлагаются контрольные вопросы, по которым проходит беседа на уроке. Затем идут обучающие задания с алгоритмами решений. Практика показывает, что сильные учащиеся могут успешно выполнять задания по темам и решать расчётные задачи самостоятельно без предварительного объяснения учителя с помощью приведённых в пособии алгоритмов. Они могут выполнять задания дома в удобном для них темпе. В конце каждой темы предлагаются задания для самоконтроля, отличающиеся по своим дидактическим целям. Одни из них требуют от учащихся простого воспроизведения материала, другие заставляют сравнивать и анализировать, третьи побуждают к творческому осмыслению и применению знаний в новых ситуациях. Использование таких заданий позволяет обеспечить условия для развития каждого ученика. Структура пособия достаточно проста и понятна, что помогает ученику успешно усваивать курс химии под руководством учителя. Учебно-методическое пособие позволяет учителю организовывать познавательную деятельность на уроках и во внеурочное время.

Структура учебно-методического пособия для учащихся 11 класса отличается тем, что оно представляет собой систему учебных и методических указаний, подборку вопросов и заданий в форме тестов, с помощью которых ученик сможет самостоятельно организовать свой труд и проконтролировать результаты. В нём представлены следующие темы:

1.  Синтетические высокомолекулярные соединения.

2.            Обобщение знаний по курсу органической химии.

3.            Важнейшие химические понятия и законы.

4.            Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома.

5.            Строение вещества.

6.            Химические реакции.

7.            Растворы. Растворимость.

8.            Неметаллы.

9.            Металлы.

В начале каждой темы указывается, что должен знать и уметь ученик в результате изучения материала, перечислены важнейшие понятия, даны контрольные вопросы. Для контроля усвоения учебного материала проводятся тесты, составленные по темам и разделам курса. Так как экзамены в школах и высших учебных заведениях нередко проводятся в форме тестирования, целесообразно знакомить учащихся с тестовой технологией и формировать у них специфические навыки тестирования. В каждом тесте присутствуют


 

задания базового уровня и повышенного уровня сложности. Указан список основной и дополнительной литературы, в которой ученик может найти весь необходимый теоретический материал и задачи для успешного изучения химии.

 

Истратова Татьяна Анисимовна,

 учитель биологии высшей категории лицея №20 г. Ульяновска

Учебно-методический комплекс по биологии для классов естественнонаучного профиля

Для осуществления на практике основных принципов общего среднего образования: развитие, дифференциация, экологизация, гуманизация, регионализация необходимо изменение содержания и методов образования, учебно-методических пособий. Новые времена предъявляют и новые требования к подготовке учащихся на пути выбора профессии, чтобы будущие молодые специалисты могли применять приобретённые знания на практике, проявлять познавательный интерес, быть готовым принимать решения в трудных ситуациях. Всё это закладывается в учащихся ещё в стенах школы. Всякий, кто желает достигнуть успеха в приобретении знаний, должен добиваться этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Школьный курс биологии даст нужный объём знаний, а настоящее пособие поможет организовать учебную деятельность по овладению этими знаниями, умениями и сформировать определённые навыки.

Учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой систему
учебных и методических указаний и рекомендаций, основных понятий, подборку
вопросов и упражнений, тестов, с помощью которых учащиеся смогут
самостоятельно организовать свой учебный труд и проконтролировать результаты
обучения.

Цели УМК:

1.  Помочь     учащимся     самостоятельно,     продуманно     спланировать     и
организовать свой учебный труд, снабдить их информацией об учебной
программе по биологии в 8-ом классе, о лабораторных и практических
работах, о требованиях к биологической подготовке в классах естественно­
научного профиля, о необходимой учебной и дополнительной литературе;

2.            Обеспечить руководство их действиями по планомерному и качественному
самообразованию   и   самоконтролю,   успешному   усвоению   биологии   на
требуемом уровне;

3.            Развить познавательную активность, осознанное стремление к приобретению
знаний,    умений    читать    и    разбираться    в    прочитанном,    сравнивать,
анализировать;

4.            Помочь    учащимся    организовать    самостоятельную    деятельность    по
подготовке к поступлению в ВУЗы.

В учебном плане естественнонаучного профиля, на который ориентирован УМК, на изучение биологии отводится 3 часа в неделю, а всего 102 часа в год (2 часа по БУП+1.)

Для успешного изучения биологии в 8-ом классе рекомендуется основной учебник:

1.  Анатомия и физиология человека.      М.П. Сапин, З.Г. Брыксина; М.,
Просвещение, 1998. / Учебник для 9 класса с углублённым изучением
биологии;

2.            Биология. Человек. - Батуев А.С., Кузьмина И.Д., М., «Дрофа», 1996.

3.            Рабочая тетрадь, а также справочное издание;

4.            Биологическая азбука. - Т.Л. Богданова, М., Издательство МСХА, 1993. /
рассчитана на широкий круг читателей, но, прежде всего она поможет

выпускникам школ при поступлении в специальные учебные заведения, для самоконтроля и уточнения формулировок, терминов, понятий. В    этих    пособиях    излагается    материал,    соответствующий    программе углублённого изучения биологии, расширенный за счёт введения тем уроков по профилактике заболеваний органов и систем органов, оказания первой помощи при нарушении деятельности тех или иных органов; вопросов, касающихся здорового образа жизни, сохранения здоровья в существующих условиях, в своём регионе.

В    соответствии    с    программой    обучения    биологии    в    8-х    классах естественнонаучного профиля в УМК представлены следующие основные темы: I.      Общий обзор организма - 13 часов. И.      Регуляция процессов жизнедеятельности - 10 часов.

III.                            Жизнедеятельность человека - 57 часов.

IV.                           Органы чувств и восприятие - 9 часов.
V.      Поведение и психика - 13 часов.

Структура УМК проста и понятна, что позволяет учащимся усваивать курс биологии как самостоятельно, так и при поддержке взрослых (учителя, родителей). Каждая тема разделена на уроки. Содержание каждого урока имеет алгоритм:

1.  Название темы урока.

2.            Задачи урока.

3.            Основные понятия, термины.

4.            Содержание материала урока.

5.            Домашнее задание.

6.            Вопросы для самоконтроля, составление схем, заполнение таблиц, тесты,
контрольные задания.

7.            Литература.

УМК предназначен для широкого круга пользователей:

1.   Для учащихся естественнонаучного профиля, желающих:

повысить уровень подготовки, получить более прочные и глубокие

знания по предмету;

ликвидировать пробелы в знаниях;

заблаговременно получить информацию;

проверить   свой   уровень   знаний   и   готовность   к   разного   вида

контролю;

подготовиться к экзаменам, олимпиадам.

2.  Для учащихся обычных классов, которые:

планируют поступать в естественнонаучный класс;

хотят   получить   в   дальнейшем   естественнонаучное   образование,

поступить в медицинские учебные заведения;

проявляют повышенный интерес к биологии.

3.            Для учителей, чтобы обеспечить индивидуальную работу с сильными
учащимися;

4.            Для     родителей,     желающих     проверить     или     повысить     уровень
биологической подготовки своих детей.

Ягупова Ольга Викторовна.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Ульяновска.

 Элективный курс «Население и его хозяйственная деятельность» в профильном обучении. Методическое обеспечение курса.

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения, Именно они должны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Создание элективных курсов является в настоящее время актуальной темой.

1.  Цели и задачи курса:

         Способствовать углублению знаний о населении своего края, о его
хозяйственной деятельности, о занятости населения.

         Формировать у учащихся навыки исследовательской работы, научить
пользоваться разными методами исследования.

         Формирование умений, необходимых для решения конкретных
практических задач курса: читать и составлять тематические карты,
строить графики, диаграммы, работать со статистическим материалом,
проводить социологические исследования, использовать различные
источники получения информации.

         Воспитание творческой, инициативной личности, способной видеть
проблемы и принимать решения.

         Профориентационная работа в рамках изучения географии.

2. Методы исследования:

         Исследовательский.                      •   Статистический.

         Проектирования.                                 •   Социологический.

         Частично-поисковый.                              Наблюдение.

         Картографический.                             *   Сравнение.

3. Структура курса.

 

Наименование тем.

Всего часов.

Лекции.

Практикумы.

Семинары.

Форма контроля.

1

Введение.

1

 

 

 

 

2

Население.

7

3

3

1

Практикум Соц. исслед. Семинар.

3

Хозяйственная деятельность населения.

15

7

5+1

экскурсия.

2

Практикум. Семинар. Отчет по экскурсии


 

4

Планирование карьеры.

2

 

1

1

Соц.исслед. Проект.

 

Итого

24

10

10

4

 

4.Требования к знаниям и умениям учащихся.

•   Знать:

Численность и состав населения, миграционные потоки, состав трудовых ресурсов, крупнейшие предприятия области, особенности промышленного производства, проблемы и перспективы их развития, основные профессии, типы с/х предприятий, проблемы занятости населения в сельской местности, уровень развития социальной сферы, положение на рынке труда.

•   Уметь:

Пользоваться разными методами исследования, читать и составлять тематические карты, строить графики, круговые и столбиковые диаграммы, пользоваться различными источниками информации, проводить социологические исследования, обрабатывать информацию, статистические данные, работать над проектом.

5. Методическое обеспечение курса.

        Тематическое планирование курса.

        Практические работы по курсу «Население и его хозяйственная
деятельность»

        Конспекты итоговых занятий по основным темам курса.

        Диагностика.

        Критерии оценивания знаний учащихся.

        Литература для учителя и учащихся.

6. Исследовательская и проектная деятельность учащихся:

        Исследования уровня развития социальной сферы района.

        Транспорт района.

        Проект «Безработица среди выпускников школ».

Ксенофонтова Галина  Александровна,  Исаева Ольга Николаевна

Гимназия № 1 им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ БИОЛОГИИ

Эксперимент, как метод, всегда занимал достойное место среди других видов деятельности, применяемых в школе. Это один из вариантов развития практических навыков у школьников, как в результате сотрудничества с учителем, так и в ходе индивидуальной работы. В настоящее время уже традиционными стали практические (на уроке) и самостоятельные (дома) занятия учащихся.

Отвечая требованиям современного общества и развития информационных технологий, в рамках нашей школы была проведена попытка расширить и модернизировать долю применения эксперимента. Для этого был предложен проект проведения ряда уроков по биологии в интерактивной форме. Мы подобрали спектр общебиологических тем, которые целесообразно продемонстрировать, используя наглядные возможности компьютерных программ. Для легкости первые попытки реализации данной системы проводили по уже готовым наработкам различных авторов. Видя несомненные преимущества данного подхода, продолжили и расширили проблематику. Стали, используя собственные знания и умения, придумывать и конструировать подобные уроки. Особенно эффективно получались проекты, где до этого не удавалось раскрыть всю суть материала, используя только классические приемы. В качестве базовой системы использовалась программа создания презентаций Microsoft Power Point. Полученные презентации демонстрировались в специализированном кабинете, оснащенном средствами демонстрации мультимедиа. Такой подход к изучению практической по своей сути дисциплины значительно расширил возможности учителя.

Количество иллюстративного материала представленного на цифровых и аналоговых носителях огромно, но вызывает много вопросов качество предлагаемой продукции, представленной, как и просто переведенными на более новые носители старыми фильмами, так и недавно созданными материалами различного вида: от фильмов до программных комплексов включающих в себя и текст, и статические изображения, и видео фрагменты. Но многие из представленных к рассмотрению материалов несли в себе как методические, так и фактические ошибки при общем высоком уровне предлагаемой информации. Таким образом, данные материалы исключались из сферы прямых интересов учителя. В качестве выхода из сложившейся ситуации было предложено следующее решение: учителя сами создают учебные модули на базе уже имеющихся материалов, упорядочивая их в той последовательности, к


 

какой они привыкли на обычных уроках. В связи с этим у учителя не возникает проблем связанных с поиском и группировкой материала расположенного в разных частях чужой программы, все материалы уже упорядочены и расположены где нужно. Думаю, всем известно, что поиск нужного фрагмента видео или аудио материала на обычной пленке сопряжен с рядом проблем (перемотка и поиск). Цифровые носители от такой проблемы избавлены, «компьютерный» фильм легко останавливается в любой момент времени и имеется визуализированная полоса прокрутки, которая существенно облегчает поиск. Не следует забывать и о том, что перемотка в данном случае происходит практически мгновенно. Простейший монтаж позволяет создать из громоздкого фильма обо всем группу упорядоченных фрагментов на четко заданную тему.

Несомненный успех данной идеи вызвал предложение о создании школьниками собственных презентаций. С учетом разностороннего развития многих из них и вполне весомых знаний в области компьютерных технологий, работа оказалась достаточно эффективной. Несомненная польза от такого рода синтеза двух (а иногда и более) дисциплин налицо, ведь учащийся в процессе создания презентации должен будет достаточно тщательно проработать, обобщить, суметь грамотно изложить все имеющиеся в его распоряжении материалы, а это ли не цель любого эксперимента?!

Первые презентации были созданы к научно-практической конференции учащихся два года назад. Работы так понравились, что на следующий год большинство докладов на секции естествознания сопровождались электронными презентациями. В этом году ученикам предложено выполнить курсовые проекты в форме презентаций по наиболее актуальным темам. При выполнении таких работ они объединяются в группы, учатся распределять обязанности, что, безусловно, облегчит их адаптацию в студенческом коллективе.

Кроме того, была вы вынесена идея создания упорядоченной по форме и содержанию базы данных содержащей иллюстративные материалы по различным дисциплинам. Создание подобной централизованной базы данных избавит учителей от необходимости добывать иллюстративную информацию из сторонних источников, зачастую с нарушением авторских прав. В рамках подобной системы учитель будет способен продемонстрировать многие опыты, которые в силу объективных причин не могут быть показаны в классе (опасные, сложные технически, долгие).

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: применение информационных технологий в рамках естественнонаучных дисциплин является высокоэффективным средством обучения, отвечающим всем требованиям современности.

Носакова Татьяна Аркадьевна,

городская гимназия г. Димитровграда

Технология развивающего обучения в профильной школе.

В городской гимназии г. Димитровграда уже 10 лет реализуется технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Сначала преподавание по этой системе велось только в начальной школе. В настоящее время учеными ведется разработка учебно-методических комплексов для дальнейшей реализации системы развивающего обучения в подростковой и старшей школе, которые будут включать учебники с новым содержанием и дидактические материалы. Наши же учителя разрабатывают свои УМК для адаптации преподавания по имеющимся учебникам и пособиям к технологии развивающего обучения. Такая работа стала необходимой, когда в основную школу пришли выпускники начальной школы, обучавшиеся по системе Эльконина Давыдова. Учителя-предметники почувствовали, во-первых, насколько эти дети отличаются от детей, обучающихся по традиционным технологиям, а во-вторых, поняли, что традиционными методами таких детей учить нельзя.

1.            Система   Д. Б. Эльконина       В.В.Давыдова,   возникшая   исходно   как
теория    учения,    реально    на    практике    превратилась    в    систему
образования,  давая  возможность детям развивать  свое  сознание  и
мышление, строить образ себя, учиться взаимодействовать с другими
людьми.      Она     ориентирована,     прежде     всего,     на      развитие
теоретического мышления и сознания детей.

2.            Согласно теории о двух типах обобщения и мышления, существуют
две    составляющих    мышления:    эмпирическое    и    теоретическое
мышление.  Эмпирическое  мышление направлено на группировку
предметов и явлений, их классификацию. Эмпирические обобщения и
понятия играют в жизни людей большую роль, позволяя упорядочивать
окружающий предметный мир и хорошо ориентироваться в нем.

В основе теоретического мышления лежит содержательное обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное и всеобщее отношение. Выделение и фиксация этого отношения - это содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, человек может затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы из генетически исходного, всеобщего ее отношения, что важно для нахождения способов управления этой системой, прогнозирования ее изменений. Такой тип мышления позволяет сформировать у учащихся не только предметную компетентность, но и самостоятельность в решении многих жизненных проблем.

3.  При реализации технологии развивающего обучения в начальной и
основной школе у детей формируются:

-   способность ставить учебную задачу и находить способы ее решения;

-   способность к рефлексии собственных действий;


 

-  умение работать с модельными средствами;

-  самостоятельность суждений;

-  умение работать в группе.

Эти качества необходимы не только для самого процесса обучения, но и для понимания его необходимости, формирования учебной мотивации. По данным разных образовательных учреждений, реализующих технологию развивающего обучения, а также по нашим наблюдениям, результатам предметных олимпиад и различных интеллектуальных и творческих конкурсов, учащиеся школ развивающего обучения лучше справляются с так называемыми нестандартными заданиями, требующими нахождения новых способов действия и установления новых закономерностей. (Например, такие задачи часто встречаются в олимпиадах МГУ, соросовских олимпиадах, олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру»). Это позволяет организовать исследовательскую деятельность учащихся, как в основной школе, так и в профильной старшей школе. Причем, такая форма учебной деятельности становится основной на уроках не только предметов естественнонаучного цикла, но и математики, русского языка, литературы, иностранного языка, истории.

4.           Главной   практической   целью   учебного   исследования   становится
определение    генетически    исходного    понятия    и    построение
управляющей модели. Такая учебная модель не только фиксирует
найденные   отношения,   но   и   является   средством   преобразования
изучаемого объекта.

5.           Для  реализации  этой  цели  можно  организовывать  разные  формы
деятельности учащихся на уроках.

 

        Анализ учебной задачи. Учебная задача понимается как ситуация
«разрыва», в которую с помощью учителя погружаются учащиеся.
Они   сами   фиксируют   «разрыв»   между   имеющимися   у   них
знаниями и умениями и необходимыми для решения данной задачи,
объяснения  описанных  фактов.   Далее  начинается  поиск  путей
получения   знаний,   необходимых   для   решения   этой   задачи.
Формулируются учащимися и фиксируются вопросы, на которые
нужно найти ответ - идет преобразование учебной задачи.

        Далее происходит выдвижение и обоснование  гипотез,  поиск
способов их проверки,  предложение  и оценка разных методов
исследования.

        Учащиеся        проектируют        наблюдения,        эксперименты,
позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы.
Не  всегда  в  школьной  лаборатории  имеется  необходимое  для
постановки экспериментов оборудование, поэтому с проведением и
результатами экспериментов их может познакомить учитель, если
такие эксперименты были проведены учеными, но это происходит
обязательно после того, как учащиеся сами спроектировали данный
эксперимент.     Анализируя     результаты     научных     поисков,


 

экспериментов, учащиеся могут не только установить какие-либо закономерности, но и рассмотреть способы воздействия на данные процессы, явления.

       Одной из форм исследовательской деятельности является анализ
учащимися      разных      точек      зрения,      установление      их
обоснованности.  
Такая   работа   важна  не   только   ради   поиска
истины, но и для понимания учащимися значения вклада разных
ученых   в   научное   открытие,   а   также   формирования   умений
понимать и принимать разные точки зрения.

       Работой   учащихся,    направленной    на   формирование   умений
использовать   на   практике   полученные   знания,   дополняя   их
недостающими, является выполнение учебно-исследовательского
проекта.  Данный  вид учебной деятельности  широко  описан  в
литературе. Многие учителя организуют проектную деятельность
школьников во внеурочное время и знают, насколько эффективна
эта форма работы. Однако, такой учебный проект требует немалых
затрат времени и сил как у учащихся, так и у учителей. Поэтому в
некоторых случаях мы организуем выполнение микропроектов
учащимися в парах, группах или индивидуально на уроках. Это
может быть и создание гипотетической модели какого-либо объекта
или явления, например, первичного организма на нашей планете,
затем презентация ее классу и коллективная качественная оценка.

6. Любое исследование завершается построением модели, которая используется для решения ряда практических задач, где учащимся предлагается либо найти способ изменения объекта, изменяя условия, либо спрогнозировать изменение состояния объекта при заданном изменении условий. При этом отработка полученных знаний осуществляется одновременно с приобретением навыков ориентации в изученных закономерностях, умений их использования.

7. В построенном таким образом учебном процессе меняется роль учителя. Учитель должен быть включен в учебную деятельность вместе с учащимися, осуществляя внутри нее функцию управления. Именно этот принцип обеспечивает педагогический стиль сотрудничества. Функциональные позиции при этом у учителя могут быть разные:

        исследователя  (может предложить версию,  возразить),  -  особенно
полезно задавать «глупые» вопросы («а это для чего?», «а из чего оно
будет сделано?»);

        координатора (помогает отследить движение поиска, связывая или
противопоставляя  отдельные  высказывания,  определяя  очередность
высказываний);

        консультанта (может дать справку, информацию о разных научных
взглядах);

        лидера (с помощью системы опорных вопросов ведет логику поиска);


 

•   эксперта (участвует в оценивании работы). Типичные ошибки учителей в таких случаях:

-         в   целях   экономии   времени   заменяют   рассуждения   учащихся
собственным изложением материала;

-         берут полностью на себя функцию оценивания детских догадок,
обоснованности гипотез;

-         недостаточно продумывают учебную задачу, объявляя просто тему
урока и его цели.

Все это препятствует развитию учебной самостоятельности, самоконтроля, самооценки, практического интереса у учащихся к предмету.

8.  Главным    результатом    такого    образовательного    процесса
становится способность к продуктивному мышлению и действию. У
учащихся формируются:

-   предметная компетентность - способность позиционно действовать
в отдельных областях человеческой культуры (позиционно - значит,
рассматривать природные процессы как бы с разных позиций:  на
разных уровнях, в разных условиях);

-   социальная компетентность - способность действовать в социуме с
учетом позиций других людей;

-   коммуникативная   компетентность        способность   вступать   в
коммуникацию и быть понятым;

-   развитые формы мышления, позволяющие решать большой круг
предметных, социально-ориентированных, личностных задач;

-   образовательная компетентность - учебная самостоятельность.

9.       Таким   образом,   построение   учебного   процесса   на   принципах
развивающего обучения Эльконина-Давыдова - путь формирования не
только      мыслящего      человека,      но      и      личности,      способной
адаптироваться    в    современном    обществе,    самоопределиться    и
самореализоваться.