«Орфей и Эвридика»: старая история в новой интерпретации. Рок-опера «Орфей и Эвридика навсегда

Истинная любовь — удивительное чувство, перед которой отступают силы Зла… над ней даже смерть не имеет власти! Жертвенность и бесстрашие во имя любимой — такими подвигами запомнился древнегреческий герой Орфей. Прекрасная легенда пережила века и… множество постановок на сцене, самая свежая из них безусловно стала самой грандиозной. Это настоящая сенсация, какую еще не видела украинская сцена: более 100 артистов, среди которых солисты с уникальной техникой, хор, балет, музыканты симфонического оркестра «соседствующие» с рок-группой и даже самый настоящий диджей. Добавьте к этому еще визуальные проекции и впечатляющее, но абсолютно безопасное «огненное» шоу и получите потрясающую «Орфей и Эвридика навсегда» в Киеве.

Их предшественники

У древнегреческих мифов, как известно, нет даты рождения — кажется, они существуют на протяжении всей человеческой истории. Неудивительно, что красивую легенду о двух влюбленных пытались запечатлеть в своих произведениях множество поколений скульпторов, художников и композиторов. Впервые любители музыки выстроились в очередь, чтобы купить билет на оперу «Орфей и Эвридика навсегда» аж в 1762 году, авторами этой версии стали композитор К. В фон Глюк и либреттист Р. де Кальцабиджи. Оперы на основе аналогичного сюжета создавали бессмертные классики Йозеф Гайдн и Эрнст Кшенек. Даже в закрытом для творческих экспериментов Советском Союзе Александр Журбин и Юрий Димитрин совершили вполне успешную попытку создать рок-оперу на мифологическом материале в наглухо запечатанном цензурой 1975 году… невероятно! Понятно, что после таких подвигов предшественников, вполне сопоставимых по спуском Орфея в Аидово царство, украинские деятели искусства были просто обязаны создать нечто невероятное.

Орфей и Эвридика в XXI веке

С задачей превзойти предыдущие постановки великолепно справились композитор Михаил Брунский и хореограф Андрей Царь, чье имя теперь на слуху не только благодаря распавшемуся союзу со . Безусловно, немало постарались создатели спецэффектов, сценографии и костюмов. 21 октября 2018 года в 19:00 на сцене в рок-опере «Орфей и Эвридика навсегда» зрители увидят артистов в образах греческих героев. Самые впечатлительные всплакнут во время лирических сцен, жаждущие «экшена» впечатлятся путешествием Орфея в подземный загробный мир. А закончится ли эта постановка хэппи-эндом (в отличие от классического мифа) — это и станет главной интригой вечера!

К. Глюк опера «Орфей и Эвридика»

Знаменитая опера «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка особенно ярко воспевает возвышенность чувств, преданную любовь и самоотверженность героев греческой мифологии. Античный сюжет, насыщенный драматическими элементами, является самым распространенным в опере и встречается в музыкальных произведениях многих композиторов.

Действующие лица

Описание

Орфей контральто музыкант, несчастный муж, трагически потерявший свою любимую супругу
Эвридика сопрано умершая возлюбленная музыканта
Амур сопрано бог любви, способствующий воссоединению влюбленных сердец
Блаженная тень сопрано мистическое существо царства мертвых
Пастухи, фурии, тени умерших, духи

Краткое содержание


Легендарный музыкант Орфей не находит покоя; его любимая Эвридика погибла и несчастный супруг не отходит от ее гробницы. В слезах Орфей взывает к богам с просьбой вернуть жену к жизни или умертвить его. Бархатный голос музыканта услышали небеса. По велению Зевса появляется Амур, который призван озвучить волю богов. Небесный посланник оповещает Орфея о том, что ему позволено спуститься в ад и отыскать свою жену. Если звуки лиры и прекрасный голос безутешного мужа растрогают духов, он сможет вернуть Эвридику. Однако по дороге из царства мертвых Орфей не должен оглядываться, ему также запрещается смотреть в глаза супруги. Последнее условие является наиболее сложным, но обязательным. Оглянувшись, Орфей навсегда потеряет свою Эвридику.
Влюбленный Орфей готов к любым испытаниям и вот перед ним предстает мрачная местность, окутанная густым туманом. Мистические сущности, обитающие здесь, преграждают путь непрошенному гостю и пытаются испугать его своими дикими танцами и видениями. Орфей умоляет духов о пощаде, но только сила искусства способна смягчить его страдания. Удивительные мелодии лиры и божественный голос певца побеждают стражей ада, духи уступают и ему открывается дорога в подземное царство.

После тяжелого испытания Орфей попадает в селение блаженных теней. Эта удивительная местность называется Элизиум. Здесь, среди теней умерших, находится умиротворенная Эвридика. В этом месте Орфей чувствует спокойствие и блаженство, но без любимой его счастье неполноценно. Чудесный пейзаж и мелодичное пение птиц завораживают и вдохновляют Орфея. Музыкант восторженно воспевает гимн красоте природы. Песнопение влюбленного супруга привлекает блаженные тени, которые приводят Эвридику. Одна из теней снимает вуаль с умершей и соединяет руки влюбленных, напоминая верному супругу о важном условии. Орфей поспешно уводит жену, не оглядываясь назад. По дороге из загробного мира Эвридика постепенно превращается в живую женщину со страстными чувствами и эмоциями.

Влюбленные вновь попадают в устрашающее и таинственное ущелье с обрывистыми скалами и мрачными извилистыми тропинками. Орфей стремится скорее покинуть это место, но Эвридика разочарована хладнокровностью супруга; она просит любимого взглянуть ей в глаза и показать былые чувства. Орфей не умолим. Неужели его любовь угасла? Почему любимый муж стал безразличен? Эвридика отказывается уходить из загробного мира. Уж лучше вернуться в царство мертвых, чем жить в презрении любимого. Орфей испытывает ужасные душевные терзания и, наконец, уступает мольбам любимой, заключая ее в свои объятья. Сбывается пророчество богов и Эвридика падает мертвой.

Нет предела горю Орфея. Всего несколько шагов не хватило ему, чтобы обрести счастье, а теперь его любимая жена навеки мертва. Отчаявшись, он пытается свести счеты с жизнью, однако бог любви Амур останавливает несчастного влюбленного. Пылкие чувства и самоотверженность великого музыканта поражают богов, и они воскрешают Эвридику. Хор пастушек и пастухов торжественно встречает влюбленных. Звучат песни и пляски, славящие мудрость богов и могущество всепобеждающей любви.

Фото :





Интересные факты

  • Глюк значительно упростил технику пения, а увертюра создала атмосферу настроения следующего действия спектакля.
  • Довольно интересную историю имеет рок-опера «Орфей и Эвридика», созданная еще во времена Советского Союза. Постановка имела огромный успех в стране и была сыграна 2000 раз. Спектакль в жанре рок-музыки удостоился диплома British Musical Award, однако ни разу не был поставлен за границей. Рок-опера обновлялась восемь раз, а в 2003 году была внесена в книгу Гинесса за исполнение мюзикла 2350 раз одной труппой.
  • В Советском Союзе термин «рок» вызывал неприятные эмоции у представителей Министерства культуры, поэтому рок-оперу с сюжетом об Орфее именовали «зонг-опера».
  • Первым исполнителем роли Орфея в зонг-опере был Альберт Ассадулин. Талантливый актер с кристально чистым голосом по образованию художник-архитектор. В 2000 году этот исполнитель презентовал собственную версию произведения.
  • Оперу «Орфей и Эвридика» Глюка считают реформаторской благодаря стремлению автора к гармоничному слиянию драматических элементов и музыки. Несмотря на успех премьеры в 1762 году и презентации второй редакции в 1774 году, опера создала почву для множества споров. Публика не сразу приняла новаторские решения австрийского композитора, но после повторного изменения оперы в 1859 году конфликт окончательно завершился в пользу Глюка.
  • Раньеро Кальзабиджи горячо поддерживал Глюка во время составления сюжета и постановки спектакля. Легенда об Орфее имела много разнообразных вариаций, но либреттист выбрал сюжет из сборника «Георгиках», написанного великим древнеримским поэтом Вергилием. Автор описывает яркие мифологические образы и в конце книги пересказывает известный миф об Орфее.
  • Орфей олицетворял могущество музыкального искусства, он стал основателем философского направления – орфизма. Эта религиозная школа сыграла определенную роль в развитии греческой науки.
  • В 1950 году миф «Орфей и Эвридика» в измененном виде был экранизирован во Франции. Сюжет кинокартины значительно отличается от древнегреческого мифа.
  • Глюк стал первым композитором, объединившим поэзию и музыку в единое целое. Старания автора были вознаграждены ошеломительным успехом, почетными званиями и денежными премиями. В 1774 году Мария Терезия удостоила великого маэстро звания придворного композитора с жалованием 2000 гульденов, а Мария Антуанетта вручила знаменитому автору 20 000 ливров за "Орфея" и столько же за "Ифигению".

Популярные арии и номера

Увертюра (слушать)

Ария Орфея - Che farò senza Euridice (слушать)

Хор фурий - Chi Mai dell"Erebo (слушать)

Ария Эвридики - Che fiero momento (слушать)

История создания


Согласно греческой мифологии Орфей почитался как великий музыкант. Этому легендарному герою поклонялись подобно божеству, поэтому оперные постановки о нем очень естественны. Наиболее ранняя оперная партитура, основанная на сюжете об Орфее, датируется 1600 годом. Позже, XVIII и XIX веках, композиторы неоднократно создают свои музыкальные произведения с участием этого персонажа, а среди самых новейших авторов фигурирует французский композитор и музыкальный критик Дариус Мийо.

На сегодняшний день мы можем увидеть только одну версию сюжета об Орфее – это произведение Кристофора Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика». Вместе со своим единомышленником, либреттистом Раньеро да Кальцабиджи, австрийский композитор несколько изменил сюжет мифа. Количество действий сокращено, однако добавлено много хоровых номеров и балетных вставок. Премьера оперы на основании греческого мифа состоялась 5 октября 1762 года в Вене. Античные герои предстали перед зрителем как простые смертные с чувствами и эмоциями, присущими обычным людям. Таким образом автор выразил свой категорический протест против пафоса и высокомерия .

История написания рок-оперы "Орфей и Эвридика"

Здравствуйте! С вами в программе "Мюзик-холл" Михаил Предтеченский .

Бывает же такое совпадение, в нынешнем 2015 году все три живых классика отечественного мюзикла и рок-оперы отмечают одну и ту же дату - 70-летие. В январе её отпраздновал Максим Дунаевский . Совсем недавно, в июле, - Алексей Рыбников . Ну а 7 августа исполнилось 70 лет Александру Журбину - автору более 20 мюзиклов и рок-опер.

А. Журбин: Это тоже удивительная история. Альберт Асадуллин появился совершенно случайно. Мы понимали, что роль Орфея - главная роль в этом спектакле. И я написал довольно трудную партию для высокого тенора. Найти такого исполнителя было трудно. И тут пришёл Альберт Асадуллин, который в то время был ещё архитектором, но где-то пел в какой-то самодеятельной группе. Он сказал, что хочет попробоваться на роль второго певца. Там всего было три певца, помимо Орфея. Я послушал и сказал: ничего. И когда А. Асадуллин ушёл, я повернулся к Васильеву и сказал: "Толя, да ведь это же настоящий Орфей. Он и есть он". "Ну, как, он ведь такой молодой и неопытный совсем", - услышал в ответ. "Орфей тоже был молодым и неопытным, и это хорошо, что очень молодой и неопытный", - настаивал я. В общем, мы попробовали, и действительно он великолепно справился с этой партией. Не так давно я устраивал какой-то свой большой концерт в Театре эстраде в Москве, и приехал Альберт Асадуллин. Конечно, нельзя сказать, что человек совершенно не изменился. Но, тем не менее, он потрясающе выглядит, стройный, красивый, издалека совершенно молодой. И голос его звучит совершенно божественно. Он спел опять выходную арию Орфея "И потерял я Эвридику". Я был потрясён тем, насколько в нём сохранился талант.

4. Звучит Первый дуэт Орфея и Эвридики из рок-оперы А. Журбина и Ю. Димитрина "Орфей и Эвридика".

Успех "Орфея и Эвридики" был огромен. Тысячи представлений, сотни рецензий, десятки городов, где гастролировали с рок-оперой "Поющие гитары". Кстати, за границу рок-оперу так и не выпустили. Тем не менее, в 1976 году журнал "Music week" признал "Орфея" "лучшим спектаклем года" . Ну а впоследствии "Поющие гитары" стали Петербургским театром рок-оперы под руководством Владимира Подгородинского . Кстати, знаете ли вы, что именно рок-опера "Орфей и Эвридика", а не "Cats" Э. Ллойда Уэббера является самым долгоиграющим мюзиклом в истории этого жанра? Он идёт в Санкт-Петербургском театре "Рок-опера" же 35 лет!

А. Журбин: Посмотрите вон на ту стену, к сожалению, радиослушатели, этого увидеть не могут, там висит диплом о занесении "Орфея и Эвридики" в Книгу рекордов Гиннеса как "самый долгоиграющий мюзикл или рок-опера". Это не важно, но невероятно само по себе. И там один артист остался, правда, всего один, который играл на премьере роль Харона. Это Богдан Вивчаровский . Он до сих пор играет эту роль, причём играет замечательно. И голос его звучит по-прежнему мощно. Если у вас будет возможность, в этом месте поставьте какой-нибудь трек, где участвует Харон. Там очень мощно звучит. И он по-прежнему поёт эту партию.

5. Звучит песня Харона ("Еще один юнец встречает в сны…") из рок-оперы А. Журбина и Ю. Димитрина "Орфей и Эвридика".

Сейчас в моде переделки уже написанного, время римейков, как выражаются музыканты. Старые песни и мюзиклы перепевают на новый лад. Собирается ли Александр Журбин осовременить "Орфея и Эвридику"? Как выяснилось, нет…

А. Журбин: Я думаю, что переделывать не надо. Конечно, я бы сейчас написал многое по-другому, но вот оно как есть, так и есть. Очень многие, а я за это время встречал огромное количество людей, причём в самых разных местах Земного шара - от Сибири до Австралии и Аргентины, где бывал, когда узнают, что я - это я, Александр Журбин, который написал "Орфей и Эвридику", говорят, что они выросли на моей рок-опере, что они слушали её на виниловом диске, который до сих пор хранится. Многие приносят виниловые пластинки, чтобы я поставил автограф на дисках. Они такие запиленные, еле дышат, что называется, но, тем не менее, люди эту пластинку с записью рок-оперы хранят. И именно они говорят, что она им до сих пор нравится. И мне нравится на самом деле.

Хотя я вижу, что это произведение юношеское. Всё-таки я был тогда совсем молодым человеком. Сейчас я бы сделал многое не так. Но, как говорил мой учитель Дм. Шостакович (я его называют своим учителем, хотя у него консультировался весьма недолгое время, но я имею право выбирать себе учителя), "исправьте это в следующем сочинении". Никогда не надо исправлять то, что уже написано. Поэтому я бы не стал рок-оперу переделывать.

Но я недавно был на спектакле в Питере. Огромный Дворец культуры, полный зал. Спектакль, который там шёл, показался мне очень свежим. В нём сейчас участвуют очень много совсем молодых людей. Например, там мне В. Подгородинский показал новую Эвридику, которой всего 18 лет. Это удивительно, что рок-опера так из поколения в поколение передаётся. И публика сидела в зале, в основном, молодая - 20-25 лет. И очень она хорошо принимала представление, хорошо зрители хлопали. И я понял, что не надо ничего менять.
Так что "Орфей" будет жить и побеждать на бесконечных состязаниях певцов ещё много лет. История о том, как Орфей полюбил Эвридику не только грустная, но и вечная. Через неделю - продолжение рассказа о мюзиклах Александра Журбина.

А пока до следующей недели и следующего мюзикла.

6. Звучит песня "Орфей полюбил Эвридику…" из рок-оперы А. Журбина и Ю. Димитрина "Орфей и Эвридика".

культура Мюзик-холл Александр Журбин рок-опера гость музыка

Представьте себе: двое - он и она - встретились и полюбили друг друга. Но он - певец, гений, жаждущий славы и признания; он покидает возлюбленную и не замечает, как растрачивает, распродает свой дар, становится чуждым ей... «Какая старая история!» - перебьете меня вы. И будете абсолютно правы: старая. Но и вечно новая.

Именно эту историю рассказывает современный миф об Орфее, первая отечественная рок-опера - «Орфей и Эвридика».

Художественный руководитель ВИА «Поющие гитары», Анатолий Васильев, впервые услышав рок-оперу Эндрю Ллойд-Уэббера Jesus Christ Superstar, по-настоящему влюбился в жанр и решил, что пришла пора для аналогичной постановки и в СССР. Он обратился к композитору Александру Журбину, а тот пригласил либреттиста - Юрия Димитрина.

Александр Борисович Журбин - композитор, работающий в разных, даже полярных жанрах, от эстрадных песен до симфоний, первую из которых он написал, будучи пятнадцати лет от роду. Талантливый человек талантлив во всем, и Александр Журбин - еще одно тому подтверждение. Ныне он известен также как журналист, сотрудничающий с такими изданиями, как «Общая газета», «Известия», «Литературная газета», «Новое русское слово», работавший в Америке на «Радио свобода», и даже написавший две книги, одна из которых - «Как это делалось в Америке» - вышла в 1999 г в Москве, а вторая - «Александр Zhurbin.comпозитор» - увидела свет только что. Он родился в Ташкенте, закончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, потом учился в институте им. Гнесиных в Москве, потом - в аспирантуре ленинградской Консерватории. С 1990 г А.Журбин живет в Нью-Йорке, где в 1992 году создал первый и единственный русско-американский театр «Блуждающие звезды» (увы, после девяти постановок существующий лишь номинально - новых спектаклей нет с 1997 г.). Сейчас на счету композитора шесть опер, шестнадцать мюзиклов, три балета, более двух тысяч песен, музыка к полусотне фильмов; он - организатор ежегодного Фестиваля русских фильмов в Америке.

Его соавтор - Юрий Георгиевич Димитрин - пожалуй, единственный человек на свете, занимающийся не только практикой, но и теорией либретто: жанра, в котором он работает с 1966 года (хотя по образованию он... химик). Написал он более пятидесяти пьес для музыкального театра - либретто оригинальные и переводные, для опер и оперетт; множество статей и рецензий; мемуарный очерк о Д. Шостаковиче «Моя музыкальная история» и книгу «Нам не дано предугадать» о либретто оперы Д. Шостоковича «Леди Макбет Мценского уезда». С 1996 года в Петербургской театральной академии читает студентам-театроведам уникальный курс «Драматургия оперного либретто».

28 ноября и 11 декабря 1974 состоялись заседания худсовета «Ленконцерта», на которых авторы представили свое детище: Композитор пел и играл на рояле, а Либреттист подпевал, где мог, и читал ремарки. Сейчас сложно представить, что нашей истории могло бы не быть по милости очень большой и очень круглой печати какой-нибудь Тройки... Но все прошло благополучно: оперу «пропустили». Более того, в протоколе можно найти такие отзывы, как «мне чрезвычайно понравилось», «превосходное произведение»... Заминка произошла в Обкоме партии - не понравилось вынесенное в заглавие слово «рок». Во избежание неприятностей Ю.Димитрин предложил заменить его политически нейтральным словом «зонг», позаимствованным из драматургии Бертольда Брехта.

Сюжет оперы далек от сюжета мифа. Сохранена лишь формальная схема: любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возвращение к жизни без нее и, наконец, их воссоединение навсегда. В пьесе не так много действующих лиц: четверо главных (Орфей, Эвридика, Фортуна и Харон), трое второго плана - певцы, которые состязаются с Орфеем... И еще один, который царит на сцене на протяжении всего спектакля. Это Вестники - хор, исполняющий пресловутые зонги, рассказывающий историю героев и словно вершащий их судьбу.

В поисках славы Орфей покидает возлюбленную Эвридику, отправляется на состязанье певцов и побеждает в нем. Однако преклонение фанатов, прославление бесчувственной толпы и благосклонность Славы-Фортуны изменяют его сердце, и, когда он приходит к любимой с победой, та не узнает его. Харон - перевозчик душ в загробное царство - предупреждает Орфея, рассказывая свою судьбу: он и сам некогда был певцом, но, потеряв любовь, потерял свою песню, голос, талант. Его слова заставляют опустошенного Орфея одуматься: он снова отправляется в обратный путь, «в надежде себя ушедшего найти».

Но что может сделать Эвридика? «Ты не любишь, Орфей, твое сердце во льду» - говорит она, и исчезает, сказав лишь на прощанье: «Иди, Орфей, иди и не оглядывайся...» Орфей один. Прошедшее потрясение словно возвращает его решимость. Он оказывается способным снова бросить вызов судьбе. Он кричит Фортуне: «Я потерял все, и ты не страшна мне больше!..» - и тогда в душе его вновь начинает звучать песня Эвридики, нежная и прекрасная, как когда-то. С ней Орфей отправляется на новое состязание - теперь ему не страшен огонь славы: в сердце его живет любовь, и он знает, что жить стоит только ради нее.

Первым исполнителем роли Орфея стал Альберт Асадуллин, по образованию - художник-архитектор. Его прекрасный чистый голос с безграничным диапазоном и уникальные актерские данные позволили ему создать на сцене неповторимый, запоминающийся образ.

Партнершей Асадуллина стала Ирина Понаровская, дочь известного джазмена Виталия Понаровского, заканчивавшая ленинградскую Консерваторию по классу фортепиано и певшая в «Поющих гитарах». Однако большую часть спектаклей эту роль исполняла Алла Кожевникова, игравшая Эвридику и Фортуну и в новой версии спектакля. Фортуна - Ольга Левицкая - тоже была «родом» из «Поющих»; работает в песенной части этой группы и сейчас. И, наконец - Харон. Эту роль получил Богдан Вивчаровский, обладатель удивительно красивого и сильного баритона. Его «оперная» манера словно бы напоминала о том «вчерашнем дне», из которого пришел его персонаж. Будучи не намного старше А.Асадуллина, Б.Вивчаровский тем не менее сумел насытить образ своего героя интонациями и чувствами «осмеянного жизнью старика».

За постановку спектакля взялся Марк Розовский, усиливший заложенную в самом жанре «зонг-оперы» условность: Орфей, распятый на стойках от микрофонов, впрягающийся в тележку Фортуны Певчий Бог (мим О.Сергеев), окруженная микрофонным частоколом Эвридика... В глубине сцены на длинных нитях красовалось золотое руно, напоминавшее о прошлом мифологического Орфея (он ведь помогал Аргонавтам) и служившее экраном для фантастических движущихся орнаментов, которые создавал на нем художник по свету П.Пчелинцев.

«Орфей» имел головокружительный успех и за десять сезонов был сыгран около 2000 раз. Хотя спектакль и исколесил с неизменным успехом почти весь Союз, за границей он показан не был. Что, однако, не помешало ему получить зарубежный диплом British Musical Award: в 1976 журнал «Musical Week» «за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки» провозгласил «Орфея» спектаклем 1975 года..

Оставшаяся в память о спектакле - запись оперы, выпущенная фирмой «Мелодия», лишь частично передает динамизм и накал страстей театрального оригинала: персонажи выглядели на ней более блеклыми; во многих музыкальных номерах ускорили темп, отчего звучать они стали менее естественно.

Постановку новой версии «Орфея» осуществил в театре «Рок-опера» в 1999 г Владимир Подгородинский - тот самый человек, который в свое время из умиравшего ансамбля «Поющие гитары» сотворил живой и ныне здравствующий театр «Рок-опера», единственный в России репертуарный театр, работающий в жанре, о котором красноречиво заявляет его название.

Постановка Подгородинского рассказывает совсем другую историю: не о победе любви, но о непобедимой власти рока, для которой Харон и даже Фортуна - такие же игрушки, как Эвридика и Орфей. И теперь девизом спектакля можно, пожалуй, считать строфу зонга, звучащую из уст Вестников: «Ты прав, скиталец, клятвы глупы, слова раскаянья пусты, и только жертвенный поступок еще бы мог тебя спасти». Мог бы. Но - не спас: оперу завершают, как и в «версии-1975», аккорды, с которых она начиналась, но означают они уже совсем иное. Орфей стал Хароном. И любой на его месте обречен пройти тот же путь.

Всего «Орфей» пережил восемь постановок, четыре из которых были... балетами. Под фонограмму «Поющих гитар» с полностью звучащим текстом «Орфея» танцевали на сценах театров оперы и балета Перми, Самарканда, Харькова; ставил балет по «Орфею» и Ленинградский Малый оперный театр. В 1979 г. «Орфей» был поставлен в Музыкальном театре Братиславы (Чехословакия). В декабре 2000 года состаялась премьера версии «Орфея», поставленной Альбертом Асадуллиным.

Историю Орфея, легендарного фракийского певца, певшего так, что заслушивались не только люди, животные и волны морские, но даже боги - знают почти все. От укуса змеи гибнет жена Орфея - Эвридика, и он отправляется за ней в Аид, мрачное подземное царство, где ходят полупрозрачные тени умерших, желающие лишь одного - жертвенной крови… Тронув сердце царицы загробного мира Персефоны своим пением, наш герой получает разрешение вывести тень возлюбленной назад, на Землю. Правда, лишь при одном условии - не оглядываться на идущую (или не идущую? - но как это узнать, если нельзя даже оглянуться?) следом Эвридику. Это испытание выдержать нелегко - и Орфей оглядывается. Эвридика возвращается в Аид, теперь уже навечно, а Орфей - на Землю, но лишь затем, чтобы вскоре присоединиться к жене: согласно наиболее распространённой версии мифа, вакханки убивают его, разгневанные тем, что он отказался воспевать Диониса и не обращал внимания на женщин. К этому сюжету обращались Цветаева, Рильке, Шелли, Брюсов, Блок, Монтеверди, Глюк, Гайдн, Оффенбах, Лист, Стравинский. Именно об Орфее была написана одна из первых на свете опер - "Эвридика", представленная в 1600 году во Флоренции по случаю свадьбы Марии Медичи и Генриха IV. Её авторами были поэт Оттавио Ринуччини - первый в истории оперы либреттист - и певец-композитор Якопо Пери. Подробнее о мифе об Орфее в литературе 18 - 20 веков можно прочесть здесь. Что такое зонг как театральный термин? Это песня, как бы вклинивающаяся в сценическое повествование и выводящая его на новый, отчасти ирреальный уровень. Так герои "Трехгрошовой оперы" Брехта, исполняя свои песни-зонги, как бы отождествляются с автором, с рассказчиком. Зонг - это и резонёрский текст, и авторская мораль, и комментарий к происходящему на сцене. Интересно, что и сейчас, когда и авторы, и публика уже давно называют "Орфея" "рок-оперой", жанр зонг-оперы получил самостоятельное развитие и воспринимается теперь многими как "законное" название одного из оперных жанров.

«Орфей полюбил Эвридику - какая старая история»… Так начинается эта рок-опера Алексея Журбина и драматурга Юрия Димитрина, появившаяся в 1975 году. Первая советская рок-опера, положившая начало этому жанру на отечественной сцене.

В 70-е годы о жанре рок-оперы в СССР почти ничего не знали. Зарубежные диски с записями популярных западных рок-опер были доступны немногим, а официально этот жанр в стране не популяризировался: руководство Минкульта СССР считало его идеологически враждебным советскому государству. Один только термин «рок» вызывал у них отторжение и неприязнь. Однако музыканты и меломаны все же находили возможность послушать лучшие западные рок-оперы: диски и магнитофонные записи привозились из турпоездок и зарубежных гастролей.

Новый жанр, фактически запрещенный в Советском Союзе, впечатлял не только обычных любителей музыки, но и вдохновлял многих профессиональных музыкантов. Одним из них стал Анатолий Васильев, худрук советского ВИА «Поющие гитары», который буквально влюбился в рок-оперу Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» и решил вопреки официальному мнению Министерства культуры, что пришло время для создания отечественных произведений в этом жанре. С предложением написать рок-оперу Васильев обратился к известному композитору Александру Журбину, который не только поддержал идею музыканта, но и сам нашел автора либретто - Юрия Димитрина. За основу сюжета авторы взяли известную легенду о златоголосом фракийском певце Орфее. Однако легенда и либретто оперы - это две совершенно разные истории. Ленинградский драматург Юрий Димитрин (кстати, химик по образованию) рассказал зрителю историю всепобеждающей любви, способной возвратить человека из ада. Первую в СССР рок-оперу назвали «Орфей и Эвридика».


К концу 1974 года работа над произведением была закончена. Представляя свое детище на заседании худсовета «Ленконцерта», Журбин играл на рояле и пел, а Димитрин читал ремарки и, где мог, подпевал. Удивительно, но несмотря на чуждый жанр и абсолютно «не советский» сюжет строгий худсовет пропустил «Орфея и Эвридику» и дал добро на постановку. Единственная заминка случилась в обкоме партии: там забраковали слово «рок» в определение жанра. Однако после того как либреттист предложил заменить опальное слово нейтральным «зонг» (что в переводе с немецкого означает «эстрадная песня») по аналогии с «Трехгрошовой оперой» Брехта, вопросов у партийных чиновников больше не возникло.

Премьера «Орфея и Эвридики»

За режиссуру спектакля взялся Марк Розовский. Своим режиссерским талантом он усилил эффект условности, заложенный автором либретто, в результате чего на премьере зритель увидел минимум декораций и максимум великолепной актерской игры.

Роль Орфея блестяще исполнил Альберт Асадуллин. Его великолепные актерские данные и сильный, необыкновенно чистый голос с огромным диапазоном буквально влюбили зрителя в образ легендарного певца. Заметим, что Асадуллин - второй «непрофессионал» в команде создателей и исполнителей «Орфея и Эвридики»: так же, как и Юрий Димитрин, Альберт не имел специального образования (ранее он получил диплом художника-архитектора). И так же ярко блистал его сценический и певческий талант, который восхищенный зритель оценил с первых минут спектакля.

Образ прекрасной Эвридики воплотила в спектакле Ирина Понаровская, солистка ВИА «Поющие гитары», окончившая к тому времени ленинградскую консерваторию.

Отдельно стоит рассказать об исполнителе роли Харона Богдане Вивчаровском - единственном советском и российском артисте, получившем в 2001 году за работу в рок-опере звание «заслуженный артист России». Обладатель мощного бархатного баритона играл эту роль со дня премьеры более 30 лет, и этот рекорд был зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса.

Триумфальное шествие «Орфея» по театральным подмосткам

Первая советская рок-опера имела ошеломительный успех. За десять театральных сезонов спектакль «Орфей и Эвридика» был сыгран 2000 раз на всех крупных сценах страны. Интересный факт: несмотря на огромную популярность, спектакль ни разу не был показан за границей, но при этом был награжден зарубежным дипломом British Musical Award «за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки». Уже через год после премьеры журнал «Musical Week» назвал советскую рок-оперу лучшим спектаклем 1975 года.

Позднее, в 1979 году, «Орфея» поставил чехословацкий Музыкальный театр Братиславы.

В 1999 году в петербуржском театре «Рок-опера» состоялась премьера новой версии спектакля.

В 2000 году зритель увидел премьеру обновленного спектакля, поставленного Альбертом Асадуллиным.

К сожалению, видеозаписи первого спектакля не осталось. А альбом из двух пластинок, выпущенный фирмой «Мелодия», передает лишь великолепное звучание голосов и оркестра, но не дает полного представления о динамизме сюжета и накале страстей.

За все время рок-опера «Орфей и Эвридика» пережила восемь театральных постановок, половина из которых были… балетом. Основой балетных спектаклей, поставленных на сценах пермского, харьковского и самаркандского театров оперы и балета, а также Ленинградского Малого оперного театра, стала фонограмма с записью оперной версии «Поющих гитар».

В 2003 году первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика» была внесена в книгу рекордов Гиннеса за невиданный доселе рекорд: на момент регистрации рекорда мюзикл, как определили жанр «Орфея» на Западе, исполнялся одним коллективом в 2350-й раз.