Давид Гвинианидзе: «Иногда ненавижу себя после концерта. – Вы боитесь потерять свой прекрасный голос? И всё же, с кем бы Вам хотелось спеть


Родился Давид Гвинианидзе в Кутаиси, Грузия; образование он получал в стенах Тбилисской музыкальной академии имени М.Паниашвили, которую закончил с красным дипломом. Уже на втором курсе Гвинианидзе запустил в грузинский телеэфир авторский проект "Тенор"; в своих программах Давид раскрывал широкой зрительской аудитории мир классической музыки, композиторов и певцов. Передача пользовалась большим успехом; вскоре её начали показывать не только в Грузии, но и за её пределами.

На третьем курсе Давид стал солистом Батумского государственного театра оперы и балета и лауреатом сразу двух крупных конкурсов – национального Республиканского конкурса молодых исполнителей Грузии и международного конкурса "Золотое Кольцо".

Вскоре после получения заветного красного диплома Гвинианидзе получил целый ряд в высшей степени лестных предложений – его звали сразу в несколько европейских оперных театров. Давид, однако, в Европу не поехал, отправившись вместо этого в Москву. В столицу России грузинский тенор прибыл в 2000-м; практически сразу же – с первого этапа прослушивания – он сумел получить должность солиста в московском театре Новая Опера.

С 2000-го по 2003-й Давид активно работал в театре, не прекращая при этом выступать на разного уровня международных конкурсах. Результаты на этих конкурсах он показывал в высшей степени впечатляющие – в 2001 и 2002 Гвинианидзе стал лауреатом рахманиновского фестиваля "Белая Сирень", в 2002-м же получил первую премию международного конкурса исполнителей русского романса "Романсиада", а еще через два года получил приз Международного конкурса вокалистов имени Н. Сабитова. Одерживал победы Давид и за рубежом – так, в 2006-м ему достался приз миланского конкурса "Вальс

езия-Музыка".

Интересно, что параллельно с работой в театре и выступлениями на конкурсах Гвинианидзе умудрялся выступать на концертах и руководить созданным им фондом "Таланты мира". Фонд этот активнейшим образом помогал возрождать грузинскую оперу; деятельность его была видна не только в Грузии и России, но и в Европе и США – в 2006-м фонд даже приняли в ряды международной просветительской организации "Знание".

В январе 2003-го Давид перебрался на новую сцену – его сделали солистом московского музыкального театра Геликон-Опера. На сцене он активно выступает и по сей день; партии он исполняет самого разного рода.

Немало времени Гвинианидзе продолжает уделять и концертам; поет Давид преимущественно романсы – как иностранные, так и русские – и оперные арии. Работает Гвинианидзе как в России, так и в странах дальнего и ближнего зарубежья; его пению рукоплескали любители музыки из Австрии (Austria), Великобритании (Great Britain), Греции (Greece), Израиля (Israel), Италии (Italy) и Объединенных Арабских Эмиратов (United Arab Emirates).

Давид регулярно организует и новые представления фонда; фактически, именно он является автором и художественным руководителем всех его проектов. Именно под руководством Гвинианидзе были запущены проекты "Антология романса", "Созвездие меццо-сопрано", "Созвездие теноров", "Дуэль теноров и басов", "Созвездие басов" и "Девичий переполох, или соперничество между сопрано и меццо-сопрано". Именно благодаря стараниям Давида удалось организовать серию концертов молдаванки Марии Биешу (Maria Bieşu), грузинки Нани Брегвадзе и американки Патриши Миллер (Patricia Miller); проходили эти концерты в рамках очередного проекта Гвинианидзе "Кумиры на все времена"

Президент и художественный руководитель благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира», известный тенор, лауреат всероссийских и международных конкурсов Давид Гвинианидзе, автор более чем 80-ти проектов, обладатель памятного знака «Человек тысячелетия», певец, имя которого внесено в энциклопедическое издание «Люди ХХ I века», рассказывает о десятилетнем юбилее фонда, его достижениях и новых проектах.

- Давид, поздравляю Вас и в Вашем лице всех мужчин с Днем защитника Отечества. Знаю, что Вы приготовили для них очередной подарок.

Не только мужчин, но и женщин, которые служат нашему Отечеству, 23 февраля приглашаю во Дворец на Яузе (Москва, пл. Журавлева, д. 1), где состоится потрясающий гала-концерт «Примадонны, или Соперничество между сопрано и меццо-сопрано», проводимый нашим фондом. Вы услышите прекрасные голоса ведущих солисток оперных театров России, выступающих по всему миру: трех сопрано - заслуженной артистки РФ Эльвиры Хохловой (МТ «Новая опера»), Екатерины Нешевой (Московская государственная академическая филармония), Оксаны Лесничей (Большой театр) и трех меццо-сопрано - заслуженной артистки РФ Ирины Рамишевской (МТ «Новая опера»), Ирины Боссини (Пражская Государственная опера, Чехия) и Ларисы Андреевой (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко). В первом отделении участницы состязания исполнят оперные арии, которые можно назвать их «визитными карточками». А во втором - вас ждет настоящий лирический спектакль. Завершится концерт исполнением популярных дуэтов из мировой сокровищницы вокальной классики. 10 декабря 2011 года с большим триумфом концерт «Примадонны» прошел в прекрасном зале новой филармонии Белгорода.

В Белгороде живет моя сестра, там жил мой отец. Там я впервые приложилась к мощам святителя Иоасафа Белгородского, по заступничеству которого нашла интересную работу в газете «Московская правда». В одной из моих первых публикаций говорилось о Вас как обладателе первой премии в конкурсе «Романсиада». А Вам понравился Белгород?

Белгород, где мы много раз были в 2010-2011 годах, особенно запомнился среди других городов (в конце прошлого года мы выступали в Москве, Иваново, Владимире, Уфе, Казани, Ижевске, Кирове, Орле, Раменском, Подольске и т.д.). Это необычный, стильный, выстроенный европейский город с безумно красивой архитектурой. Видна рука человека, возглавляющего город, который выделяет деньги на культуру. Я рад, что мы начали сотрудничество с филармонией Белгорода, где все очень красиво сделано, потрясающая акустика. Очень приятно петь в таких залах. В этом концертном сезоне - с сентября 2011 года до конца августа 2012 года - в Белгороде пройдет четыре наших проекта.

А не планируете ли сотрудничество с Белгородской епархией? Насколько я знаю, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн прекрасно играет на фортепиано.

Мы думаем над этим. Планируем уже в этом году начать новый проект «Таланты мира - Августейшим благотворителям Дома Романовых», посвященный двум юбилейным датам: 400-летию Дома Романовых, которое будет отмечаться в 2013 году, и 150-летию со дня рождения основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой (празднование состоится в 2014 году). И семья Николая II, и Елизавета Федоровна бывали в Белгороде в связи с прославлением святителя Иоасафа Белгородского, которого они глубоко почитали. Известно, что представители Дома Романовых не только музицировали, но и устраивали любительские музыкальные спектакли.

Великая княгиня Елизавета Федоровна помогала воинам, детям, больным, музыкантам, артистам, художникам. Она занимала более 150 должностей в различных организациях, покровительствовала театрам, Синодальному хору, другим учреждениям культуры. Будучи музыкально одаренной, была Почетным членом Московского отделения Императорского Русского музыкального общества.

В книге И.К Кучмаевой «Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны» написано, что 28 января 1917 года в Императорском Московском Большом театре по ее просьбе с выдающимся успехом состоялся спектакль в пользу ее Общежития для юных добровольцев. В 2013 году исполнится 135 лет со дня основания Московского филармонического общества, Почетным попечителем была Елизавета Федоровна. Надеюсь, что наш фонд внесет свою лепту в празднование этих юбилейных дат.

- А какова цель вашего нового проекта?

Поскольку наш фонд благотворительный, наша цель - привлечь внимание людей к представителям династии Романовых как к благотворителям. Это может стать стимулом для широкой благотворительности в самых разных слоях населения, ведь мы выступаем и для взрослых, и для детей. Мы будем напоминать нашим зрителям о том, что и семья Императора Николая II, и Великокняжеская чета всю жизнь занимались делами милосердия - проводили благотворительные базары, концерты, спектакли, благодаря их инициативе по всей России проходил праздник милосердия «Белый цветок» в помощь больным туберкулезом. Не все знают, что не только Великая княгиня Елизавета Федоровна, но и ее младшая сестра - Императрица Александра Федоровна, и ее старшие дочери были сестрами милосердия. Их не пугали кровь, страшные раны и отрезанные конечности солдат и офицеров. Во время концертов с помощью спонсоров мы собираемся распространять литературу и фильмы о последних представителях династии Романовых. Это с одной стороны. С другой стороны, помимо культурно-просветительской цели, есть и задача конкретной помощи конкретным людям. Так как мы гастролируем по всей России и разным странам мира, то имеем возможность посетить и места, где последние Романовы бывали при жизни, и места, где действуют общества, сестричества и фонды, носящие их имена. На наших благотворительных концертах мы будем объявлять сбор средств для нуждающихся, проживающих в данном регионе. Надеюсь, что сбор средств для них продолжится и после нашего отъезда, ведь главное - начать дело, привлечь внимание к конкретному человеку. И, наконец, третья наша цель - поддержка юных талантов, у которых еще нет громкого имени, но есть дар от Бога. Елизавета Федоровна покровительствовала и многим деятелям культуры индивидуально, и творческим коллективам, например, Филармоническому обществу.

- Давид, Вы и раньше проводили благотворительные концерты? Что же нового в этом проекте?

Теперь такие концерты будут проходить более регулярно. Кроме того, мы будем включать в репертуар произведения, которые любили слушать Августейшие особы. Гессенские принцессы Элла и Аликс, ставшие впоследствии русскими святыми, росли в семье, где любили музыку Баха, Бетховена, Мендельсона, Брамса, других композиторов. Эта музыка звучала и в Дармштадте, и в их имении Ильинское, и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Особое внимание уделим работе с детьми и молодежью, чтобы к 2013-2014 годам эти святые имена были у всех на устах и в сердцах. Мы собираемся объявить конкурс молодых вокалистов, посвятив его юбилейным датам, пригласив в жюри таких выдающихся оперных певцов, как Елена Образцова и Зураб Соткилава, а по итогам конкурса проведем Международный фестиваль. Надеемся, что, несмотря на десятки наших прежних проектов, с Божьей помощью удастся реализовать и новый проект. Мы готовы помогать и онкобольным детям, и детям, страдающим от других болезней, если к нам обратятся с подобными просьбами. Мы с удовольствием споем для них бесплатно. Но я считаю, что благотворительность - это возможность собрать средства на необходимые медикаменты и лечение. Я уверен, что в этом нас поддержат многие организации, спонсоры и органы власти.

Одной из организаций, которая заинтересовалась Вашей деятельностью, стал благотворительный фонд Ея Императорского Высочества Великой княгини Ольги Александровны (http :// www . fund - olga . ru / ), который недавно отметил свое 20-летие. Фондом руководит Ольга Николаевна Куликовская-Романова, сказавшая после ваших концертов в Доме музыки и Доме ученых, что она в восторге.

Я тронут столь высокой оценкой нашей деятельности и благодарю Господа за знакомство с невесткой родной сестры царя Николая II. В ближайшее время мы договорились встретиться с Ольгой Николаевной и ее ближайшей помощницей Ириной Владимировной Бугаевой, чтобы обсудить сотрудничество в рамках подготовки к празднованию 400-летия Дома Романовых.

Давид, 11 лет тому назад Вы приехали из Грузии в Москву и стали «крестным отцом» моей журналистской деятельности. Все мои первые статьи для «Общей газеты», «Московской правды», «Труда», «Парламентской газеты» и журнала «Студенческий меридиан» были посвящены Вашему творчеству. На моих глазах родился ваш фонд «Таланты мира». Как вы будете отмечать юбилей?

Десятилетие фонда мы будем отмечать в течение всего года, но кульминацией станет концерт двенадцати королей музыкального Олимпа - лучших оперных певцов нашего времени, - который пройдет, я надеюсь, 12 декабря 2012 года. Уверен, что этот грандиозный праздник запомнится всем любителям классической музыки. За эти годы фонд занял свое достойное место в культурной жизни России и начал сотрудничать с ведущими концертными залами практически всех крупных городов России. Выступаем мы и по всему миру. В наших концертах участвуют мировые звезды оперного Олимпа, большое количество потрясающих певцов, ведущих премьеров, которые делают феноменальную карьеру. Благодаря их участию фонду удается, с одной стороны поднимать оперное (и в целом вокальное) искусство до достойного уровня, и это - колоссальное дело, а с другой стороны, фонд дает возможность огромному количеству людей встретиться с прекрасным. То, что делает фонд, - это великое дело. Это достойная пропаганда классической музыки. После наших концертов люди идут в оперные театры, меняют образ жизни, приобщаясь к высокому и прекрасному. А ведь это самое главное в жизни. Без духовной пищи жить невозможно. Занимается фонд и широкой благотворительной деятельностью, помогая инвалидам, слепым детям, многодетным семьям. Мы участвовали в большом благотворительном концерте Правительства Москвы, который прошел 3 декабря 2009 года. Все собранные на нем средства были перечислены в Центр реабилитации инвалидов, у которых болен позвоночник. И после наших концертов многие больные встали и начали ходить. Что может быть лучше, когда ты имеешь возможность помогать тем, кто нуждается в помощи?! В России нас уже невозможно не заметить. Нас везде уже знают, потому что во всех концертных залах всех городов идут проекты фонда.

Вы живете в постоянном цейтноте, но находите время для участия в таких небольших школьных акциях, как благотворительный концерт «Дорогою добра. С надеждой по жизни». Например, 9 февраля, несмотря на занятость и на пробки на дорогах, Вы все же приехали в московскую школу № 717 на шестую благотворительную акцию в поддержку ребенка, больного раком. Что это - потребность души?

Хотя у меня нет ни минуты свободного времени, когда приглашают принять участие в благотворительных мероприятиях, я считаю своей обязанностью выступать там, особенно, если это касается помощи больным детям. Уверен, что так поступит каждый человек, способный сделать то, что он умеет. В ходе акции, которая прошла в московской школе № 717 накануне Международного дня онкобольного ребенка, который отмечается 15 февраля, нужно было собрать около 200 тысяч рублей, а собрано было чуть меньше 330 тысяч. Их сразу же передали 15-летнему Глебу Яговдику , который приехал с мамой из Таджикистана. Он страдает от опухоли головного мозга, уже перенес сложное лечение, но опухоль продолжает расти. Деньги собирали для повторной лучевой терапии в Российском научном центре рентгенорадиологии. Мы и сами собираемся сделать большой концерт в помощь онкобольным детям, пригласив для участия представителей Правительства Москвы, различных организаций и фондов.

- А в школе № 717 Вы пели впервые?

Нет. В 2011 году пятый благотворительный концерт в помощь онкобольному Вадиму Сорокину прошел в этой школе также с моим участием. В тот день собрали и отвезли маме Вадика почти 250 тысяч рублей. Но я не смог навестить мальчика в тот день. 30 декабря 2011 года мы с сотрудниками нашего фонда впервые побывали в гостях у Вадика и его мамы Любови. Они живут еще с двумя детьми-пациентами РДКБ в квартире, которую оплачивает фонд «Подари жизнь». Мы не ожидали, что Вадик такой общительный, умный и рассудительный. Приехав к нему сразу после концерта «Новогодний бал» в Доме ученых, мы привезли Вадиму небольшие подарки, разноцветные воздушные шары и с удовольствием поиграли с ним. Узнали о его планах на будущее («буду ученым»), спросили, верит ли он в Дела Мороза («нет», - был ответ). «А в Бога ты веришь?», - спросил я. Вадик долго думал, а потом сказал: «Бог - это очень трудно». Но он знает молитвы, причащается. На прощанье мы подарили ему наши диски. Надеюсь, что и он, и Глеб будут приходить с мамами на наши концерты «Образы России», «Образы Италии», «Дуэты любви», «Так шутят звезды оперы», «Музыка пушкинского стиха», «Виват, оперетта», «Романс, романс», «Вечер мюзикла и джаза», «Берегите мир», «Жди меня, и я вернусь», «Созвездие теноров», «Парад басов», «Дуэль баритонов и басов», «Королевский турнир, или Состязание теноров, баритонов и басов» и многие другие

- Давид, как началось ваше сотрудничество со школой № 717?

В этой школе училась Маша Брандлер, с которой мы ездили к Вадику в гости. Я помню ее совсем маленькой девочкой. Ее родители хотели, чтобы она училась у меня вокалу. Обучение не сложилось, но мы подружились с семьей Марии. Когда в госпитале им. Бурденко я пел для раненых солдат вместе с одноклассниками Маши, она была зрителем. А на благотворительном концерте в помощь детям, больным СПИДом, была ведущей. С тех пор я участвую в мероприятиях школы № 717, где с 2005 года действует детское благотворительное общество во имя Великой княгини Елизаветы Федоровны.

В 2000 году Вы учили вокалу детей. Вы умеете работать и с молодежью. А нет ли желания совместно со школой организовать вокальный фестиваль для детей и подростков?

Ко мне обращается большое количество молодых певцов, и я смог вырастить нескольких потрясающих исполнителей, которые, надеюсь, скоро будут принимать участие не только в проектах фонда «Таланты мира», но и петь на многих сценах мира. Они очень талантливы, очень хотят петь, и, конечно, это тоже огромное счастье, когда есть возможность кого-то учить. К сожалению, у меня очень мало времени для этого. Например, лишь в октябре 2011 года у нас прошло 48 проектов. В ноябре чуть меньше. Расписан уже и следующий концертный сезон. Я практически месяцами не бываю дома, но когда у меня есть хотя бы 2-3 часа, я занимаюсь с ребятами, которые обратились ко мне за помощью. Наш фонд одной из своих главных задач считает помощь молодым людям, которые имеют хорошие голоса, но не умеют петь, потому что не встретили хороших педагогов. Считаю, что прививать детям вкус к классической музыке нужно в семье, во время совместных походов в консерваторию и музыкальные театры. О молодежном фестивале нужно подумать. У нас и так уже более 80-ти проектов.

- Кто вас поддерживает, кому помогаете вы?

Часто нас поддерживают Министерство культуры, городские власти. Мы сотрудничаем со всеми, кто с нами хочет сотрудничать. В Саранске мы принимали участие в открытии нового оперного театра. Мы частые гости многих фестивалей России. Летом были в Дагестане - в не очень спокойной стране, где все прошло замечательно. Мы с удовольствием будем помогать их филармонии, у которой нет своего здания, а весной примем участие в их фестивале. В Пскове к нам обратились к нам с просьбой дать благотворительный концерт с целью восстановления сгоревшей филармонии - этого храма искусств.

Ведущая ваших концертов Мариана Галанина сказала во время концерта «Три тенора»: «И пусть расплавленное золото их голосов заставит вас поверить в бессмертие». А сами Вы верите в бессмертие?

Самое главное, что каждый из нас - выступающих - верит в Бога, а значит, и в бессмертие, в нашу бессмертную душу. Лично мне эта вера очень помогает. Как и прежде, перед выступлением я всегда захожу в храм и ставлю свечку. Я верю, что Бог всегда со мной, что Он мне помогает. И после каждого успеха я говорю Ему «спасибо». Я безумно счастлив, что в 2011 году, когда мне было 33 года (возраст Христа), мне удалось дважды посетить Святую Землю. Оба раза мы были там на гастролях. После того, как я побывал в Израиле первый раз и прикоснулся к Святым местам, моя жизнь полностью изменилась к лучшему, и я прямо ощутил это. До этого я ощущал себя в каком-то тупике, не знал, что делать... А приложившись к Камню Миропомазания, к Гробу Господню, я испытал нечто, что не поддается описанию. Я плакал и летал одновременно. Это было что-то невообразимое. Я молился, и все, о чем я просил на Святой Земле, абсолютно все сбылось. И то же самое было во второй раз. Причем, из-за четырех концертов в четырех городах у нас практически не было времени на паломничество, но каким-то чудом мы успели войти в Храм Гроба Господня буквально за минуту до его закрытия, и вновь я испытал катарсис. Не могу спокойно говорить об этом. Это непередаваемо...

Именно поездка на Святую землю стала решающей для того, чтобы Великая княгиня Елизавета Федоровна, которая была протестанткой, перешла в Православие, хотя и не получила на это благословение отца.

Это святое имя я узнал благодаря тому, что не раз участвовал в благотворительных концертах, посвященных Елизавете Федоровне, которая помогала воинству и детям. Кстати, впервые участвовать в таком концерте меня пригласили сотрудники Фонда Андрея Первозванного.

- Насколько тесно Вы сотрудничаете с этим фондом?

Мы очень давно сотрудничаем с Фондом Андрея Первозванного, благодаря чему состоялись многие совместные проекты. После моего участия в концерте, организованном Фондом Андрея Первозванного в госпитале им. Бурденко, я выступал на открытии и закрытии Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» на греческом острове Родос, где мы с оперной звездой Патришей Миллер (грузин с афроамериканкой!) пели на русском языке «Калинку» и другие произведения - вот такой вот был «диалог культур». Затем с делегацией Фонда Андрея Первозванного я плавал на корабле, поздравлял лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность», участвовал в программе «Детская лепта» в школе № 717, где на концерте «Дорогою добра» собирали средства для лечения Вадима Сорокина. Надеюсь, что наше сотрудничество будет иметь продолжение и в рамках таких проектов фонда, как «Святость материнства» и «Русскiй мiръ». У нас много грандиозных планов.

Готовы ли Вы и дальше участвовать в программе «Детская лепта», презентация которой состоялась в ноябре 2009 года в рамках Рождественских образовательных чтений в театре русской драмы «Камерная сцена» по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра (ныне митрополита Астанайского и Казахстанского)?

Думаю, это прекрасно, когда одни дети помогают другим. Многие юные исполнители, с которыми мы работаем, которые только учатся петь, делают первые шаги в оперном искусстве, с удовольствием и радостью примут участие в благотворительных концертах, проводимых в помощь больным детям, многодетным семьям, воспитанникам приютов и детских домов.

- В каких странах знают фонд «Таланты мира»?

Проще назвать страны, где мы еще не были. Это Германия, Китай, Франция, Япония. Выступали в Азербайджане, Англии, Армении, Арабских Эмиратах, Греции, Грузии, Израиле, Испании, Италии, Казахстане, Финляндии, Чехии, США, весной 2011 года посетили Тайвань и все страны Прибалтики. И везде был великолепный прием. Недавно мы вернулись из замечательного города Баку, где я ни разу раньше не был, хотя родился и вырос в соседней Грузии. Я был счастлив побывать в Баку. Его красота стала сюрпризом для меня. Там мы выступали в филармонии, которая носит имя деда Муслима Магамаева. Концерт «Три тенора» был посвящен Марио Ланца - американскому певцу с итальянскими корнями. Но на афише было написано, что концерт пройдет еще и в честь Муслима Магамаева. Когда мы запели написанную им песню про Азербайджан, у людей был шок. Таких оваций я не помню. Мы были абсолютно счастливы. Концерт проходил в день моего рождения - 3 декабря, когда мне исполнилось 34 года. И весь зал пел для меня «Happy birthday to you!» Представляете, все 600 или 700 человек! Концерт прошел на «ура», каждый номер вызывал шквал эмоций. В марте 2012 года мы запланировали следующий приезд в Баку.

29 марта в небольшом азербайджанском городке Гянджа (бывшем Кировабаде) родился мой отец. Муслим Магамаев был его любимым певцом. Отца уже нет в живых, но его почитание Магамаева передалось мне.

Магомаев является кумиром для многих певцов, и я в их числе. Поэтому очень важным для меня было побывать в Баку и посетить могилу Магомаева и других великих деятелей культуры. До Азербайджана были потрясающие гастроли в Израиле, в США, во многих странах Европы. Мы выступали в Рижском оперном театре, в Большом зале консерватории в Киеве. Счастье, что мы артисты, и у нас есть возможность петь для публики разных стран, знакомить ее с русской культурой и самим знакомиться с разными культурами. В Нидерландах нас ждали на Масленицу, но мы не успеваем подавать заявки на гранты, и за 10 лет не получили ни от кого ни одной копейки. А ведь наши проекты соответствуют целям и задачам фонда «Русский мир» - это популяризация русской культуры и русского языка за рубежом. Мы готовы к любому сотрудничеству в деле продвижения российской культуры за рубежом, готовы ехать в любые страны, где нас будут слушать. Мы с удовольствием поддерживаем культурные мероприятия, потому что без этого жить невозможно. Фонд - часть российской культуры. Сейчас мало найдется в России таких организаций, которые бы столько и в таких масштабах делали бы для российской культуры, а значит, и для мировой культуры, ведь российская культура - ее часть.

Советник по международным отношениям компании «Пять континентов» г-н Алексис Хатзис приглашает четырех ваших певцов принять участие в «Первом в истории паломническом круизе к святыням Греции».

Если Господу будет угодно, концертная программа фонда «Таланты мира» украсит этот грандиозный проект, и он сможет стать лучшим культурно-просветительским и паломническим проектом 2012 года.

Г-н Алексис Хатзис выделяет также четырехместную каюту для детей, опекаемых игуменом греческого монастыря Преображения Господня - Сагмата архимандритом Нектарием (Антонопулосом), который уже много лет за счет греков приглашает на отдых в Грецию обездоленных детей из России и Украины. Но в 2011 году он не имел средств для продолжения своей благотворительной программы «Мост любви».

Мы с удовольствием проведем цикл благотворительных концертов в поддержку православного детского лагеря на горе «Парнас», которым руководит отец Нектарий. Надеемся, что летом 2012 года российские дети из многодетных и малообеспеченных семей вновь смогут приехать в сказочную Грецию, где я уже был и хотел бы побывать еще не раз. Повторю, что мы готовы к любому сотрудничеству. И люди, и организации, и разные фонды должны объединять свои усилия, а не вариться в собственном соку, ведь мы делаем общее дело - пытаемся приумножить национальную славу России и посредством высокого искусства сплотить наше общество.

Беседовала Ирина Ахундова

Визитка:

Давид Гвинианидзе. Родился 3 декабря 1977 года, Кутаиси, Грузия. Оперный певец, баритон. Президент и художественный руководитель фонда «Таланты мира». Закончил с «красным дипломом» Тбилисскую музыкальную Академию. Будучи студентом, работал ведущим грузинского ТВ и солистом Батумского государственного театра оперы и балета. После окончания академии был приглашен в оперные театры Европы. Отвергнув эти предложения, переехал в Москву, где после первого прослушивания стал солистом театра «Новая опера», а затем и «Геликон-опера». Побеждал на многочисленных международных конкурсах вокалистов, как в России, так и в Италии.

Сегодня воплощает на сцене разноплановые партии. В концертном репертуаре более сотни арий из мировой оперной классики, романсы русских и зарубежных композиторов. Объехал с сольными проектами десятки стран по всему миру. Среди его наград — звезда на Аллее звезд в Москве, золотая медаль «За меценатство», медаль ООН «За вклад в развитие культуры», знак «Человек тысячелетия», один из высших общественных орденов России «Рубиновый крест славы», госнаграда Президента РФ «За популяризацию российского искусства». Имя Давида Гвинианидзе внесено в энциклопедию «Люди нашего тысячелетия».

«Как в молодости побывали!»

С такими словами выходили зрительницы после костанайского концерта московского гостя - «Tribute. Муслим Магомаев. Новые грани золотых хитов». Гастроли подготовили продюсерский центр «ARTeL» и фонд «Таланты мира». Весенний подарок накануне Женского Дня. Этот сольный проект Давида Гвинианидзе стал одновременно и данью уважения, восхищения творчеством легендарного исполнителя, и новым прочтением известных хитов эстрады, которые входили в репертуар Магомаева.

Концерт в Костанае - это часть мирового турне Гвинианидзе, которое певец проводит в честь своего юбилея. Эту программу увидят зрители России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии, стран Балтии, Грузии, Армении, Азербайджана, Израиля, США, Австралии и т. д. На нашей сцене Давид завоевал зрителя с первой же композиции - «Пока я помню, я живу» Бабаджаняна. Благодаря необыкновенному магнетизму, эффектной внешности и, самое главное, бархатному «опьяняющему» лирико-драматическому баритону широкого диапазона. Целовал руки каждой женщине, которая решилась подойти к артисту с цветами и подарками. Выходил в зал, пел с залом, приглашал на танец поклонниц всех возрастов. «Дилайла», «Я встретил девушку», «Мелодия», «Сердце на снегу», «Ноктюрн». Пел, конечно, о любви, её вечности и мимолетности, о весне, которую старался подарить каждой даме в зрительном зале.

А за два часа до концерта, на саунд-чеке, артист согласился на эксклюзив для «КН». С легким грузинским акцентом.

- Во-первых, Давид, большое спасибо вам и вашему фонду за то, что в последние годы костанайский зритель благодаря гастролям оперных звезд активнее стал приобщаться к высокому искусству! (прим.авт - проекты «Три баса», «Три тенора», «Три баритона», которые костанайцы встретили аншлагами, - дело его рук). А ваш приезд — это уже как красная черта под этим своеобразным движением «даешь оперу в массы».

Спасибо большое. И в свою очередь хочу поблагодарить ваших зрителей, которые так активно приходят на эти концерты.

- Знаю, что родители не разделяли вашего интереса к сцене. Как всё-таки заразились вирусом под названием «вокальное искусство»?

Я пел с шести лет. Причем, сначала пел так, что соседи, а это была оперная семья, постоянно возмущались: мол, закрой рот, мальчик, тебе на ухо медведь наступил... (общий смех). Но я упорно продолжал петь. И, когда начал взрослеть, всё-таки понял, что пение мне ближе всего. Хотя родители отдавали во все кружки, спортивные, танцевальные. За это им очень благодарен. Но не везде получалось. Например, на хореографии мне говорили, что ноги не так двигаются. В спорте всё тоже не так удачно сложилось. А с пением получилось. В школьные годы я пел в ансамбле «Алионе», это в переводе «Рассвет». И к когда заканчивал школу, то понял, что без вокального искусства не могу. Заявил родителям, что хочу петь. Они были против. Не понимали, как в семье, где никто профессионально не поёт, может вырасти певец.

- Хотя ведь это грузинская семья, песня должна быть в крови?!

Да, вроде как и национальная черта. Но всё-таки. Представьте: мама — кандидат медицинских наук, папа — академик, а сын заявляет, что он хочет заниматься... оперой. Одна видела меня в медицинском халате, другой — как минимум научным сотрудником, я же ни в какую: «Хочу петь!» Для родителей это была катастрофа. Но мне пришлось идти на ультиматум и поступить в политехнический университет сначала, а потом уже в консерваторию. Это был хороший стимул. Мне нужно было постоянно доказывать им, что я чего-то стою в этой профессии. Что не зря сделал этот выбор.

Проверка на прочность

- Когда поняли, что уже доказали? Когда «берлинская стена пала»?

- (расхохотался) Когда появились первые успехи в профессии. Появилась своя телепередача «Тенор», где я рассказывал о классической музыке, оперных звёздах, композиторах. Когда пригласили солистом в Батумский театр оперы. И родители поняли, что я очень серьезно настроен. А то ведь отец подходил ко всем моим педагогам и просил: мол, не ставьте ему зачет, пока не выучит на «пять». Папа был жестким. Но один театр, другой — и они поняли, что у меня всё получилось на сцене. Переезд в Москву они и вовсе расценили: птенчик оперился, улетел из гнезда создавать своё.

- То есть смирились с тем, что вы в жены выбрали сцену?

Как бы не так! Они до сих пор спрашивают, когда женюсь. А я уже женился на профессии. Выбрал в жены... сцену. Большую сцену. Они были на моих концертах. В том числе, в Баку, где концерт был в память о Муслиме Магомаеве. Я так дрожал, как заяц. Потому что в зале сидели мои родители, и ощущение было, как будто выходил первый раз на сцену. На самом деле очень горжусь своими родителями и уверен, что они гордятся мной.

- Будучи уже в оперном искусстве, знаю, вы выбирали свой голос — между тенором и баритоном.

Можно сказать и теноральный баритон. В консерватории мой педагог сомневался: кто я — тенор или баритон. Он сам был баритоном, но всегда хотел попробовать партии тенора. Это наверное и сказалось. Он направил меня к тенорам. Но от природы не убежишь. Я долгие годы шел к этому. И когда был на конкурсе в Италии, мне профи оперной сцены сказали, что у меня баритональные низы и нужно подумать, а не перейти ли на другую градацию голоса. Ведь это не так просто: если карьера тенора, а это определенные партии, уже сложилась, то переход может быть фатальным для артиста. Переживал. Но зря. Перешел в баритоны в 33 года, взялся за другие вокальные партии. И это наоборот продлевает творческое долголетие. Сейчас уверен в себе так как никогда. Хотя в моей жизни впервые такое огромное мировое турне — все континенты, даже в Австралию полечу. Я пою практически каждый день по два-три часа на сцене, и могу ещё столько же петь. Это значит, всё правильно с вокальной техникой.

- Когда вы пели в молодости, в группе или сольно, это было ближе к эстраде. Как пришли к опере?

Методом тыка и логики. Понимал даже юношеским умом: если человек может сделать что-то сложное, он всегда потом сможет сделать то, что легче. То есть, если научишься сложным голосовым навыкам и освоишь более сложные вокальные постулаты, то всегда сможешь взять простые партии. Уж тем более на эстраде. Ведь известные советские певцы, Муслим Магомаев Рашид Бейбутов, Георг Отс, Юрий Гуляев, были оперными певцами прежде всего. Им любой репертуар было взять запросто. Также как и те песни, что я привез в Костанай, рассчитаны на такой голос, который прошел определенную подготовку. Проверку оперной сценой. Вот и я решил обучиться более сложной профессии, чтобы потом исполнять композиции по своему усмотрению. В консерватории и после неё перепел огромное количество оперных партий.

«Жертвовать ничем нельзя»

В это время в гримерке закипел чайник и артист потянулся к... коробочке с медом.

- А вы на мёд специально перед концертом налегаете, чтобы голос лучше звучал?

Просто я люблю мёд. Кстати, и ничего не делаю специально для голоса. Наоборот, делаю всё, что нельзя, а потом иду на сцену и пою! Как говорит один из моих коллег по оперному цеху: кому-то уже не надо, а кому-то и не поможет.

- Как часто удается делать то, что любите? Сцена — это же каторга. Самоотдача полная. Никакой личной жизни. Чем жертвуете?

Нет, в определенный момент понял, что жертвовать в своей жизни ничем нельзя. Поэтому могу себе всё позволить. В том числе и любовью заниматься! (рассмеялся) Как в том анекдоте. Раздается телефонный звонок, а тенор в постели с женой, он берет трубку, выслушивает всё, грустно кладет телефон и жене: «Всё, дорогая, мне нельзя — через месяц «Аида»! (и снова смех) А если серьезно, люблю многое в этой жизни, но не так много свободного времени. Мой график сейчас — сплошные переезды, гастроли, концерты. Единственное, к чему себя приучил, - высыпаться. Раньше не мог и этого позволить себе.

Вот сейчас, когда добирался в Костанай, пришлось останавливаться на ночевку в Троицке, дороги занесло. Хотя и там час пришлось поработать на телефоне, обговаривал условия гастролей с Америкой, а там огромное количество проектов. Кстати, уже год, как и там живу. То есть разрываюсь на несколько стран.

- Казалось бы, профессия у вас есть, талант, оперные партии, практика, опыт — ну, зарабатывай, не хочу. Почему возникла необходимость открыть фонд «Таланты мира»?

Считаю, что самое лучшее моё детище — это как раз организация фонда. Мы по всему миру готовит гастроли, фестивали, конкурсы для таких, как я. Сегодня ещё и готовимся открыть академию оперного искусства. Таким образом помогаем другим артистам, сохраняем культурные традиции, несем людям элитарное искусство. Причем, по всему миру. Туда, где об опере знают разве что из телепрограмм. А живьем никогда не слышали.

Я всегда активно участвовал в благотворительных проектах. Поэтому фонд «Таланты мира» - это как само собой разумеющееся. Кстати, замечу, такой организации больше в мире нет. Эксклюзивная ниша — оперные певцы объединились, чтобы нести высокое искусство в массы, популяризировать его. Представьте, за год — более 200 концертов! Раньше была большая странаСоветский Союз, и большая система. А не стало страны... Появились такие проекты, как у нас. Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить костанайского импресарио Вячеслава Ермаша, который так активно помогает нашему фонду выходить на большие сцены Казахстана. Вот и в Костанае иду на сцену с удовольствием, потому как знаю: ваш зритель любит истинное, живое вокальное искусство.

Предваряя интервью, скажу вот о чём: как-то, будучи в городе Краснодаре в доме родителей известной оперной певицы Анны Нетребко, держал в руках семейную коллекцию грампластинок - записи Ивана Козловского, Сергея Лемешева, Марии Максаковой, Надежды Обуховой, Фёдора Шаляпина, Максима Михайлова… Это пластинки, которые слушала будущая оперная звезда, на которых она росла, как говорится. А в Ваши детские годы что стало определяющим в выборе профессии? Может быть, тоже грамзаписи или радио, телевидение, а, быть может, семейные традиции?

После того, как чётко осознал, что хочу петь, часто и помногу слушал пластинки с записями голосов оперных исполнителей. У нас в доме был проигрыватель и много пластинок. И вот, слушая замечательных теноров, росло моё увлечение оперой и желание серьёзно заниматься оперным вокалом. И я сам стал собирать пластинки. Сейчас все они находятся в моём доме в Грузии. Конечно, в Москву нет возможности их привезти. Да и, к тому же, сейчас вся музыка есть в интернете, поэтому, даже и компакт-диски уже отошли на второй план.

Вы говорите о коллекции голосов теноров. А записи каких грузинских артистов удалось собрать? Поклонники оперы, старинного романса, наверняка помнят пластинки Мери Накашидзе, Тамары Церетели, Кэто Джапаридзе, Зураба Анджапаридзе, Зураба Соткилавы…

Безусловно, среди моих пластинок есть записи грузинских артистов - опера «Пиковая дама», в которой пел Зураб Анджапаридзе, знаменитый тенор; «Абесалом и Этери» с Зурабом Соткилавой. Ещё есть пластинки Медеи Амиранашвили, Давида Гамрекели, Петра Амиранашвили, Давида Ангуладзе, Нодара Ангуладзе… И у меня была прекрасная возможность слушать их голоса!

Я с шести лет пою. Но когда в то время мама меня звала посмотреть по телевизору выступление Лучано Паваротти, или когда «Концерт трёх теноров» показывали, например, я каждый раз говорил: «Мама, давай переключим телевизор»... В юном возрасте я не чувствовал оперное искусство. Я пел эстрадные песни и не понимал, зачем в опере артисты так «кричат», такими «большими голосами» поют.

Позже я пришёл к осознанию того, что необходимо всерьёз заниматься своим голосом: надо обязательно учиться петь сложные произведения, чтобы прекрасно получались лёгкие - необходимо профессионально владеть голосом. А такую возможность даёт только академическое пение. И с этим пониманием я пришёл на подготовительные курсы консерватории.

Я влюбился в оперное искусство и понял, что никогда не стану служить лишь эстрадному жанру. И как раз в этот период с упоением стал слушать записи великих исполнителей - безумно красивый голос Сергея Яковлевича Лемешева, его замечательный Ленский и русские романсы, песни; слушал многих зарубежных певцов: Марио Дель Монако, Аурелиано Пертиле, Беньямино Джильи, Энрико Карузо и, естественно, великую Марию Каллас. Я фанат Марии Каллас. Она, пожалуй, единственная певица такого масштаба в двадцатом столетии; её творчество - целая эпоха в оперном искусстве!

И вот, когда я поступил в консерваторию, то настолько влюбился в классическое пение, что захотел не только сам петь, но и делать какие-то общественные дела - постараться привлечь публику Грузии в оперные театры. Это, ведь, были 90-е годы, криминальная страна…

- Не в одной только Грузии беспредел творился...

Не только в Грузии, да. Вообще, повсеместно была такая ситуация после развала Советского Союза. Но в Грузии как-то «очень талантливо» и быстро привели страну в запустение. Никому и ничего не было нужно. А опера, уж, тем более, не была нужна. Но мне хотелось возвращать людей к настоящему искусству. И я стал делать свои авторские телепередачи в Кутаиси, в Тбилиси, в Батуми. Как раз выручали записи из собственной аудиотеки. Тогда же я стал целенаправленно собирать и видеотеку выступлений оперных артистов.

У передачи был хороший резонанс. Меня пригласил в то время Президент автономной республики Аджария Аслан Абашидзе, благодаря которому, состоялись мои авторские передачи и на телевидении Аджарии.

С одной стороны была моя влюбленность в оперу, а с другой - своего рода демонстрация своих возможностей родителям, которые в то время были против того, чтобы я учился в консерватории. Потому что в девяностые страшные годы опера была абсолютно не востребована, да и вообще, откуда может быть голос у сына, когда в нашей семье никто и никогда не пел профессионально…

Это сейчас идёт огромная пропаганда оперного искусства. Приехали из разных стран мира грузинские певцы, создают фонды, помогают детям, проводят телемарафоны. И сегодня, поверьте, каждый человек в стране любит оперу. Это потрясающе! Я безумно рад, что и в России происходит возвращение на сцену настоящего искусства.

Бывает так, что звёзды шоу-бизнеса отменяют концерты там, где наш фонд с успехом проводит вечера-посвящения Муслиму Магомаеву, Георгу Отсу, Марио Ланца... - именам, навсегда оставшихся в летописи мирового музыкального искусства. Я счастлив и рад тому, что зрители стремятся к настоящему искусству. И есть большое количество артистов, желающих петь в таких музыкальных вечерах!

И все же, увы, не часто звёзды шоу-бизнеса выказывают должное уважение к творчеству кумиров прежних поколений. Если участвуют в подобных, в первую очередь, телевизионных проектах и пытаются исполнять репертуар, более сложный вокально, то, наоборот, намеренно упрощают аранжировки, подстраивая произведение под свои вокальные возможности (нередко весьма скромные). И, зная как произведение звучало в оригинале, все эти перепевки, мягко говоря, не очень приятно слушаются…

Но, тем не менее, надо отдать должное звёздам шоу-бизнеса за то, что стремятся петь и что-то другое…

- За попытку, возможно, да...

Этим они ещё раз подчеркивают то, что, всё-таки, классика - есть классика и надо стремиться к высокому. Так мне видится это.

А разве более приятно слушать оперных певцов, когда они исполняют какую-нибудь эстрадную песню? Допустим, это прекрасно получалось у Лучано Паваротти. Сразу было видно, чей голос лучше: у эстрадного исполнителя или божественный тембр Паваротти, которым он начинал создавать удивительной красоты музыкальный рисунок даже в простой эстрадной песне. Также феноменально делала вместе с Фредди Меркьюри замечательная Монсеррат Кабалье... На советской эстраде это, конечно же, Муслим Магомаев, Георг Отс, Юрий Гуляев, Рашид Бейбутов… - певцы, которые виртуозно пели и оперные партии, и замечательно исполняли эстрадные песни. Почему? Да потому, что красивый голос и умение безупречно владеть им скрыть невозможно! Но есть одна тенденция. К сожалению, многие оперные певцы, когда берутся за эстраду, слишком уж «грузят» этот жанр.

- «Тяжело» поют…

В разные времена публика по-разному проявляла интерес к опере: были и аншлаги, и полупустые залы. Всё, естественно, зависит от того, насколько подготовлен зритель воспринять искусство оперы. И вот, в связи с этим, вспоминаются наблюдения артистов, часто выступающих за рубежами, как говорится, «постсоветского пространства»: дескать, в залах оперных театров нередко можно увидеть молодых людей, явно приверженцев других жанров и направлений музыки. На Ваш взгляд, это говорит о том, что таким зрителям опера интересна с точки зрения расширения музыкального кругозора? Или простое любопытство разово привело их в оперный театр?

Дело не в любопытстве. Потому что, давно известно, опера - искусство элитарное. И для своего образования надо ходить в оперу, ну, во всяком случае, хотя бы на «лёгкие оперные спектакли», такие как «Травиата» Верди или «Евгений Онегин» Чайковского.

Безусловно, всё зависит от государства - сколько оно выделяет средств и насколько уделяет внимания этому жанру. В Соединенных Штатах Америки, например, у театра «Метрополитен-опера» колоссальные возможности - выделяется лучшее эфирное время для трансляций спектаклей по телевидению. Летом артисты прямо в парках показывают представления.

Я был в Бруклинском парке на концерте Роберто Аланья и Анжелы Георгиу и навсегда запомнил это шоу. Настоящее шоу! Была построена сцена и пришло огромное количество зрителей. Полицейские вертолеты охраняли территорию парка. Было сделано всё, чтобы концерт прошёл на высшем уровне. Телевидение вело трансляцию сразу по нескольким каналам. Для публики концерт был бесплатным, но, естественно, не бесплатным для артистов. Я уверен, что артистам заплатили солидные гонорары.

Вот таким было представление «Метрополитен-опера». Это и есть настоящая пропаганда оперы - возможность элитарное искусство сделать более доступным.

Мы с вами родом из Советского Союза. Согласитесь, что во времена СССР классическая музыка гораздо чаще звучала по государственным каналам радио и телевидения. На слуху было большее разнообразие музыки… Да, девяностые годы стали провалом в этом отношении и уже выросло поколение, которое в детстве практически не слышало классики.

Даже не одно поколение выросло, которому не привили интерес к классической музыке...

- И в каких формах Вам видится сегодня прививать интерес к классике?

У нас огромное количество талантливых людей, интереснейших музыкальных коллективов, которые просто не имеют возможности выхода на центральные каналы. Потому что всё эфирное время куплено и поделено. Это бизнес. Извините, но выступая на американском телевидении мне платят деньги. Здесь я хочу выйти в эфир, а мне говорят: платите деньги. Понимаете в чём разница? Вот эту систему надо поменять полностью, потому что нельзя на искусстве делать деньги. Это генофонд государства и мы должны поддерживать его, чтобы у нас росли нормальные образованные интеллектуальные люди. Надо открыть больше возможностей для развития искусства.

- Видимо, с этой целью и был учреждён благотворительный фонд «Таланты мира» ?

Конечно. Фонд поддерживает много проектов, пропагандирующих классическую музыку. В этом и есть основная задача фонда. Мы даём возможность людям слушать настоящие голоса. Это певцы экстра-класса. И люди, которые приходят на наши концерты, признаются, что даже не ожидали, такого воздействия на публику. Мы, ведь, не только оперу исполняем. Среди проектов, спектакли-концерты «Мелодии Бродвея», «Эстрадная ночь в опере», а также вечера, в которых звучат и опера, и оперетта, и русский романс…

В числе артистов, которым оказывает поддержку фонд, Ирина Крутова. На мой взгляд, это одна из лучших в наше время исполнительниц романса в России.

Мы с Ириной сотрудничаем давно. Вместе стали лауреатами конкурса русского романса. Да, критики называют эту певицу продолжательницей традиций корифеев русского романса, которых мы помним и любим…

А кого ещё из молодых артистов Вы могли бы назвать? Пусть зрители, увидев их имена в афишах, как говорится, не пройдут мимо…

Наш фонд работает со многими артистами, являющимися, несомненно, звёздами в своих жанрах. В основном, конечно, это оперные исполнители. Мне непросто будет их перечислить - более двухсот имён. И это только те артисты, с которыми мы активно сотрудничаем. Ну вот, к примеру, баритон Евгений Либерман. Сейчас артист выступает во многих странах мира; только что вернулся из Франции, где участвовал в оперной постановке. И таких певцов как он, которым фонд помогает найти свою нишу в оперном искусстве, много.

Фонд даёт возможность исполнителям расти творчески, чтобы голоса их слышали как в России, так и за рубежом. У нас большое количество концертов проходит в разных странах, начиная от Израиля и до Соединённых Штатов Америки…

Мы также занимаемся организацией и проведением концертов, в которых участвуют уже состоявшиеся оперные исполнители и даже звёзды музыкальных театров мира. Каждый российский город имеет возможность услышать гала-концерт трёх теноров - солистов театров «Ла Скала» и «Метрополитен-опера». Эти концерты всегда проходят с большим успехом.

Активно планируются и новые творческие сезоны. Например, мы намерены проводить в разных городах России фестивали и музыкальные конкурсы для молодых артистов с участием престижного международного жюри.

Когда Вы приглашаете звёзд мировой величины - будь то в жюри конкурса или с сольными концертами, то, несомненно, для молодых талантов это не просто возможность услышать прекрасные голоса, но и через общение с артистами получить мастер-класс.

Благодаря поддержке фонда, мы вновь в России смогли услышать приму молдавской сцены Марию Биешу, неоднократно в российских городах проходили концерты Нани Брегвадзе... Лично для Вас насколько значимы совместные выступления с этими блистательными певицами?

У каждого артиста есть важные вехи в жизни, оказавшие большое влияние на его творческое становление, есть свои кумиры. Я всегда обожал и безумно любил Марию Биешу. У меня были многие её записи, в том числе, конечно же, знаменитая постановка «Чио-Чио-Сан».

В советское время ни одна певица не обладала такой «итальянской школой», какая была у Марии Лукьяновны. Её красивейший тембр, очень тёплая манера пения - это то, что всегда было принято за рубежом и как раз в этом отличие от традиционной советской оперной школы.

Я объясню, почему. Дело в том, что Советский Союз отгородился «железным занавесом» от других стран, в том числе, и в оперном искусстве. И знаменитая итальянская школа бельканто стала недоступна для наших артистов. В то время как за рубежом вокальная школа развивалась, в СССР она так и осталась примерно на уровне 1930-х годов. На протяжении многих лет сохранялась тенденция пения в резонанс, на короткое дыхание, «стеклянная» манера звучания голоса. А Биешу обладала потрясающим мастерством бельканто и абсолютно отличалась от всех исполнителей в Советском Союзе! Поэтому она всегда являлась моим кумиром.

А потом, проходит время, и вот я пою вместе с Марией Биешу на одной сцене. Это, конечно же, безумно приятно и, вообще, исполнение моей мечты!

Тоже самое могу сказать и про великую Нани Брегвадзе. Когда я был ещё совсем маленьким, голос Нани звучал буквально отовсюду - по радио, телевидению, с пластинок… Я каждый раз слушал певицу как заворожённый…

Нани Брегвадзе - многожанровая певица: пела эстраду в ансамбле «Орера» и затем сольно, русский романс прекрасно исполняла…

Она великая исполнительница русских романсов! Пожалуй, сейчас из корифеев жанра она единственная певица, по-прежнему выступающая на сцене.

Всегда, когда я слышал голос Нани Брегвадзе, бросал всё, чем был занят в тот момент и как «зомби» сидел перед телевизором, слушая, как она поёт… Буквально месяц назад у нас было несколько концертов, в которых участвовала «королева русского романса». И вот, в самом конце одного из концертов прямо на сцене я рассказал историю о том, как с детства на меня влиял голос певицы. Нани улыбнулась и сказала: «Какой у Вас был вкус замечательный даже в детском возрасте»!

Я искренне признался перед публикой в том, что обожал Нани Брегвадзе безумно, в том, что певица была моим кумиром и вот, спустя время, мы исполняем русские романсы вместе как партнёры. Это очень приятно, конечно. Уже за кулисами Нани сказала: «Вот что такое жизнь! Когда-то Вы слушали меня, восхищались, а сейчас мы стоим на одной сцене вместе…».

Конечно, приятно, когда есть возможность петь с такими артистами! Но, к сожалению, не все певцы и певицы, с которыми мне хотелось бы выступить в одном концерте, ещё поют. Как говорится, в разное время мы родились… Мы сделали сольный концерт Марии Биешу в Москве. Сейчас певица чувствует себя не очень хорошо и уже не даёт сольные концерты…

- И всё же, с кем бы Вам хотелось спеть?

Я очень хотел хоть в одном концерте спеть с Муслимом Магомаевым. Но, к сожалению… Мы должны были петь в Екатеринбурге на праздновании 120-летия Екатеринбургской епархии. Но Муслим Магомаев по уважительной причине не смог тогда приехать на концерт. Как раз на этом концерте я и познакомился с Марией Биешу.

Я бы, наверное, умер от счастья, если б на одной сцене стоял вместе с Марией Каллас. Но это невозможно, потому что певицы не стало в тот год, когда я родился... Так что, увы, многое невозможно. Но, когда есть возможность исполнять то, о чём мечтаешь, это здорово и я безумно рад, что встречаюсь с огромным количеством музыкантов и певцов, с которыми рассчитываю на продолжение сотрудничества.

Отрадно, что у нас имеется возможность слушать Нани Брегвадзе со сцены. Полагаю, новые встречи с певицей состоятся уже вскоре.

Конечно! Когда певица только выходит на сцену, обычно минут десять публика аплодирует, просто приветствуя её, не позволяя начать концерт. Как это не принимать во внимание! Её любит зритель.

- Знаю, что у фонда намечены проекты с артистами эстрады, которые желают попробовать себя в новом амплуа...

Замечательный певец, ставший для меня абсолютным открытием - это Стас Костюшкин из дуэта «Чай вдвоем». Стас года два назад начал заниматься оперным вокалом у очень хорошего педагога Ирины Божедомовой. И, надо сказать, и у него большой прогресс: Стас начал по-настоящему владеть своим голосом.

Мы сейчас вместе готовим концерт на двоих, объединив мои возможности как оперного исполнителя и возможности человека из шоу-бизнеса. Это, быть может, совершенно неожиданный проект, как для меня, так и для Стаса - реставрация хитов 1930-х - 1940-х годов - песни из репертуара Фрэнка Синатры, музыка Бродвея, советские довоенные и послевоенные шлягеры Леонида Утёсова, Рашида Бейбутова и других певцов - песни, на которых выросли наши предки.

Первый концерт пройдёт в городе Серпухов, а дальше - Рязань, Сочи, другие города России, европейские города, в Америке также планируем вступить. Как видите, повторюсь, звёзды шоу-бизнеса не просто обращаются к классике или к репертуару признанных мастеров, но ещё при этом стремятся совершенствовать свой вокал. Это очень приятно.

Позитивная тенденция. В этой связи, вспомню слова, сказанные несколько лет назад Галиной Павловной Вишневской: «На нашей эстраде есть только один молодой артист с хорошо поставленным голосом. Это Николай Басков…».

Да. На эстраде у нас в основном певцы без вокальной подготовки. То есть, они не знают основы вокала, понимаете. А, ведь, это азы...

Да, мы практически всегда слышим потрясающее владение вокальной техникой! Потому, что то, что делают, например, Уитни Хьюстон или Селин Дион, это превосходно. Когда я еду в машине, то часто слушаю записи Уитни Хьюстон. И просто балдею от её голоса!

- Как я понимаю, Вы в музыке всеядны. Прекрасно знаете и любите не только оперное искусство…

Я люблю хорошую музыку.

- А что в Вашем понимании «хорошая музыка»?

Хорошая музыка - это музыка, в которой есть гармония, которой можно насладиться. И ещё, конечно же, когда мелодию дополняет приятный, красивый, выразительный голос. Хорошая музыка может быть любого жанра. Есть оперное пение, есть оперетта, рок-опера, например, есть ещё множество жанров и музыкальных течений. В одном только оперном искусстве существуют различные направления: и эпоха барокко, и эпоха Беллини, Россини - бельканто, опера буффо - комическая опера…

Я люблю рок и я обожаю джаз, люблю хорошую эстраду, даже в «шансоне», который не имеет ничего общего с французским шансоном, есть интересные песни… Одним словом, приемлю всё хорошее, что имеет место быть.

Только нельзя идти на поводу у толпы и, понимаете, вкус надо воспитывать. Нельзя, допустим, сочинять и исполнять очень простую музыку только ради того, чтобы эту музыку «понимало большинство слушателей». Это очень лёгкий путь, сиюминутный успех. Но завтра такого артиста никто и не вспомнит. Надо писать красивую, гармоничную музыку и стараться, чтобы эта музыка оставалась на веки вечные. К этому стремились многие певцы, записи которых стали классическими.

Опера в своем современном виде зародилась в самом конце 16-го века. За прошедшие столетия она перестала быть искусством для развлечения массового зрителя. Сегодня посещать оперные спектакли престижно. Однако их основной аудиторией являются интеллектуалы и эстеты, прекрасно разбирающиеся в классической музыке, которым трудно угодить.

Добиться успеха в оперном искусстве можно только имея дарование, как принято говорить, от Бога, поэтому лишь единицам удается достичь успеха. К числу последних относится Давид Гвинианидзе, биографии которого посвящена эта статья.

Ранние годы

Давид Гвинианидзе родился в декабре 1977 года в Кутаиси, в семье, не имеющей отношения к искусству (мама — врач, папа — академик). Правда, как любит вспоминать сам певец, у его бабушки был много сестер, которые обладали прекрасными вокальными данными. Благодаря им мальчик часто становился свидетелем домашних концертов, на которых присутствовал с нескрываемым удовольствием.

У него рано проявились способности к певческому искусству, поэтому родители решили отдать сына в музыкальную школу, хотя надеялись, что мальчик с возрастом пойдет по их стопам.

В середине 90-х годов Давид поступил в Музыкальную Академию Тбилиси. Уже на втором курсе этого вуза молодой человек устроился на работу на Грузинском телевидении, где вел еженедельную авторскую передачу «Тенор». Она была посвящена классической музыке, композиторам, оперным звездам и спектаклям. Телепроект настолько понравился зрителям, что после нескольких эфиров права на ее трансляцию приобрел один из международных кабельных телеканалов.

Кроме того, через год Давида Гвинианидзе пригласили солистом в Государственный театр оперы и балета Батуми, где он выступал 2 сезона.

Начало карьеры

После окончания вуза Давид Гвинианидзе был приглашен на работу в Великобританию, в оперный театр английского Ньюпорта. Подобные предложения поступили и из ряда других европейских городов. Однако молодой талантливый баритон отверг все эти предложения и в 2000 году отправился в Москву. В российской столице он успешно преодолел два тура прослушиваний и был зачислен в труппу театра «Новая опера» в качестве солиста.

Успехи

В этот период работу в столичном театре «Новая опера» Давид Гвинианидзе активно совмещал с участием в престижных международных конкурсах и смог добиться признания специалистов. В частности, он стал лауреатом Фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень», а также конкурсов вокалистов имени Н. Сабитова и «Романсиада» (завоевал Первую премию).

В 2000-х годах у артиста были успехи и в зарубежных международных смотрах оперного искусства. В 2006 году Гвинианидзе стал лауреатом престижного международного конкурса «Вальсезия-Музыка» в Милане, председателем жюри которого был Фиоренца Коссото.

Дальнейшая карьера

В начале 2003 года по приглашению руководства столичного театра «Геликон-опера» Давид Гвинианидзе стал его солистом и проработал там до 2010 года. В этот период певец принял участие во многих фестивалях («Болдинская осень», «Музыкальный Харьков», «Мария Биешу приглашает…» и пр.) и был отмечен их наградами.

В 2006 году певца Давида Гвинианидзе пригласили на сессию Всемирного общественного форума «Диалог цивилизаций» качестве почетного гостя. В работе сессий этого масштабного мероприятия, которое ежегодно проводится на греческом острове Родос, принимают участие представители науки и культуры, а также религиозные, общественные и государственные деятели из всех уголков планеты.

«Таланты мира»

Давид Гвинианидзе в своей общественной, внесценической деятельности руководствуется известным афоризмом о том, что одаренные люди, в отличие от бездарностей, нуждаются в помощи. В 2006 году баритон основал и возглавил Благотворительный фонд «Таланты мира». Цель этой организации всемерно содействовать популяризации классической музыки. Для этого ежегодно проводятся различные мероприятия, многие в непривычном формате, привлекающие не только традиционную «оперную» аудиторию, но и молодежь.

На сегодняшний день фонд, основанный Давидом Гвинианидзе, уже осуществил 60 проектов. В их числе - «Созвездие теноров», «Созвездие меццо-сопрано», «Дуэль теноров и баритонов», «Королевский турнир…», «Девичий переполох…». Большой интерес вызвал цикл «Кумиры на все времена», посвященный творчеству известных исполнителей.

Для детей и юношества

Фонд «Таланты мира», которым руководит Давид Гвинианидзе, занимается и образовательной деятельностью. В ее рамках были осуществлены проекты «Образы Италии», «Образы России» и др. Они проводятся в формате спектаклей, сопровождающихся комментариями профессиональных музыковедов, и адаптированы для понимания школьниками. Кроме того, для учеников средних и высших музыкальных учебных заведений фонд регулярно организовывает мастер-классы знаменитых оперных и педагогов вокала.

Творчество

Давид Гвинианидзе является обладателем великолепного баритона. Его концертный репертуар включает более 100 арий из известных произведений мировой оперной классики, а также популярные и малоизвестные романсы.

В 2008 году исполнитель получил одну из высших общественных наград РФ — «Рубиновый крест славы», который присуждается за значимый вклад в развитие отечественной науки, культуры и искусства.

Мировое турне

2017 год - юбилейный для Давида Гвинианидзе. Тенору исполняется 40 лет, и он решил отметить это событие, отправившись в мировое турне. Он выступит с сольными концертами во многих городах нашей страны, а также в Казахстане, Киргизии, в странах Прибалтики, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Израиле, США, Австралии и в своей родной Грузии.

В ходе одного из таких выступлений Давид Гвинианидзе, личная жизнь которого является загадкой для его поклонников, заявил зрителям, что давно женат на … сцене. Таким образом, певец подтвердил свою абсолютную преданность любимому делу, которое давно стало смыслом его жизни.

Теперь вы знаете некоторые подробности биографии Давида Гвинианидзе — талантливого оперного вокалиста, который не только радует поклонников восхитительным исполнением даже самых сложных партий, но и делает все, чтобы россияне полюбили классическую музыку.