Время джокера. Как используется карта джокер. Краткий обзор главных событий в комиксах о джокере

Джокер (Joker) – один из наиболее загадочных персонажей комиксов DC. Он появился в комиксах в 1940 году, и тогда же должен был и сгинуть, но не случилось. Образ персонажа изначально был основан одновременно на образе игральной карты джокера и на образе актёра , сыгравшего в 1928 году роль Гуинплена, человека с оскалом, застывшим на лице, в фильме “Человек, который смеётся” (The Man Who Laughs) .

В первых своих появлениях Джокер был настоящим маньяком-интриганом, мастером на все руки. Его фирменной фишкой был придуманный им яд, после вдыхания которого жертвы погибали в приступе хохота, со страшными оскалами на лицах. Но и в рукопашке он был далеко не бессильным - при первой встрече с Бэтменом его кунг-фу оказалось лучше кунг-фу Тёмного Рыцаря. В том выпуске Джокер должен был погибнуть - его создатели опасались, что наличие часто возвращающихся врагов заставит Бэтмена выглядеть неэффективным. Но редактор потребовал Джокера и его пришлось сделать частым гостем в комиксах.

В 1955 году Золотой Век комиксов закончился, а с наступлением Серебряного Века злодейства Джокера значительно урезали - Кодекс Комиксов серьёзно по нему прошёлся. Из маньяка-психопата он превратился в приколиста, чьи злодеяния сводились к хулиганству и грабежам, а не массовым убийствам. Лучше всего характер Джокера того времени отражает сериал про Бэтмена с Цезарем Ромеро в роли Джокера.

По канону настоящее имя Джокера неизвестно. Он сам неоднократно рассказывал истории о своём прошлом, но так как Джокер – больной ублюдок, на веру эти истории не принимаются. Впрочем, одно всё-таки устоялось с 1951 года: он был бандитом по прозвищу “Красный Колпак”, но окунулся случайно в чан с химикатами, из-за чего его кожа побелела, волосы позеленели, а рот растянулся из-за повредившихся нервов. Увидев себя в зеркале, Колпак сошёл с ума. А кем Джокер был до того, как стал Колпаком – загадка, окутанная мраком.

Джокера неоднократно избивали (притом не только Бэтмен), но его природная живучесть и нечеловеческое везение (что некоторые фанаты объясняют наличием скрытого мета-гена) позволяло ему быстро выздоравливать и сбегать из Аркхэма (в обычные тюрьмы его не сажали, псих же). Доходило до того, что он влиял на сотрудников Аркхэма. Например, психиатр Харлин Квинзель влюбилась в Джокера и стала его напарницей, а имя сменила на Харли Квинн. Правда, со временем (и после перезагрузки вселенной) влюблённость прошла.

Джокер неоднократно устраивал подляны не только всему Готэму, но и лично Бэтмену. Да какие! После очередной стычки с Джокером конец пришёл второму Робину, Джейсону Тодду (хотя это вообще мутная история, связанная с телефонным голосованием и мужиком с автонабором). Он убил Джейсона и серьёзно ранил Барбару Гордон, Бэтгёрл, сделав её инвалидом (а по некоторой информации – ещё и изнасиловал). Но Бэтмен, несмотря на все усилия Джокера, не превратился в мстителя-убийцу.

В первую очередь Джокер – псих. Он совершает преступления не столько ради личной наживы (денег, власти, ещё чего), сколько ради того, чтобы развлечься, насолить Бэтмену (даже не обязательно убить его), помучать людей. Не ради какой-то философии, не из чувства анархии, а просто шутки ради. Ради шутки, понятной ему одному. Джокера боятся даже его пособники - никогда не знаешь, когда он решит убить бандита, который, по мнению Джокера, “лицом не вышел”, или обладает слишком недоразвитым чувством юмора.

Не стоит утверждать, что Джокер нападает только на героев и невинных людей. На его счету несметное количество убитых бандитов - в своё время он собрался почистить Готэм от “скучной” преступности, и, в частности, от мафии под предводительством Кармина Фальконе. Затея провалилась, но баланс преступного мира Готэма заметно сместился в пользу “супер” преступников. Что интересно, когда Готэм пострадал от жуткого землетрясения и Бэтмен покинул город, отправившись в лице Брюса Уэйна выбивать поддержку от отмалчивающегося правительства, Джокер не воспользовался ситуацией - нападать на Готэм без Бэтмена ему было неинтересно.

Все попытки убить Джокера ни к чему хорошему не приводили. Например, один коп-снайпер решил отомстить Джокеру за смерти полицейских. А Джокер отловил кучу полицейских, понаряжал их в свои костюмы и заставил бегать. И снайпер их перестрелял, думая, что убивает приспешников, или “ну вот теперь это точно сам Джокер”. Впоследствии от рук Джокера погибла Сара Эссен, жена Джеймса Гордона.

Довелось Джокеру поучаствовать и в весьма эпических событиях. Например, в сюжетке Joker’s Last Laugh врачи решили проверить, как Джокер свыкнется с мыслью о собственной смертности, и сообщили, что у него ужасная неоперабельная опухоль. Джокер решил - “помирать, так с музыкой!” - и устроил грандиозную гулянку на всю Землю, обдолбав кучу преступников своим газом. Помогла спасти ситуацию Харли Квин, предоставив Бэтмену противоядие. А в другой раз Джокер устроил гаплык вселенского масштаба, хитростью отжав силу у Мистера Миксиспитлика, всемогущего приколиста. Он стёр почти всю вселенную, но не смог стереть Бэтмэна, считая его необходимой частью своего существования. Эта сюжетка носит название Emperor Joker.

После Флэшпоинта, перезапустившего вселенную DC вкривь и вкось, Джокер отметился самым необычным перформансом - он отрезал себе лицо, оставив его в качестве криповой инсталляции, сбежал на год, а потом вернулся и прицепил лицо на место. Он похитил Бэтгёрл, Женщину-Кошку, Найтвинга, Робина, Красного Робина и Красного Колпака, и прикинулся, будто бы отрезал их лица. А в эпической сюжетке Endgame выяснилось, что в теле Джокера есть следы Дионезия - основной составляющей Ям Лазаря, и что Джокер на самом деле долгожитель, которому несколько сотен лет - но в итоге выяснилось, что он просто в очередной раз разыграл Бэтмена. Джокер натравил на Бэтмена обдолбанную Лигу Справедливости, а потом Тёмный Рыцарь и Клоун-Принц преступного мира сразились в глубокой пещере под Готэмом, где находился источник Дионезия. И обоим пришёл гаплык, когда пещера разрушилась. И оба выжили.

Когда Бэтмен стал богом знаний и обзавёлся Креслом Метрона, способным предоставить ответ практически на любой вопрос, он решил узнать настоящее имя Джокера. Ответ его обескуражил - кресло сообщило, что Джокеров было трое. Один – оригинальный (из комиксов Золотого Века), второй – классический (от Кризиса на Бесконечных Землях до Флэшпоинта), и третий – послефлэшпоинтовский.

Джокер — обладатель, возможно, самого опасного криминального таланта на планете. У него полностью отсутствуют моральные ориентиры, а больное чувство юмора заставляет трикстера получать удовольствие от страданий других. Король-шут преступного мира — смеющаяся противоположность мрачному и серьезному Бэтмену. Его боятся не меньше, чем самого Темного Рыцаря, и в одиночку он может сделать то, на что не способна целая шайка. Бандит постоянно устраивает представления, за которыми в ужасе наблюдает весь Готэм, и может выкинуть то, что и не снилось даже самым жестоким злодеям.

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЖА ДЖОКЕР

О прошлом Джокера известно немного. Безумец окружил себя множеством легенд, по одной из которых он — древняя сущность, которая стара, как сам Готэм. Джокер постоянно рассказывает разные истории о своем происхождении, манипулируя эмоциями людей и проворачивая все новые безумные дела.

Мальчик, который потом стал Джокером, очень любил игрушечную обезьянку Гэгги. Когда взрослый Джокер узнал, что в Готэмском зоопарке есть горилла, он украл ее и сделал своим «подручным» по имени Джеканэйпс.

Если все же верить Джокеру, то у него было непростое детство. Он был воспитан тетей Юнис, которая сама была сумасшедшей. Она мыла племянника с хлоркой, а когда он вернулся из школы, избитый одноклассницей, взъярившаяся тетка надавала ему еще тумаков. Мальчик часто голодал, а одноклассники постоянно над ним смеялись. Его единственным другом была плюшевая обезьянка, которую он прозвал Гэгги. Несмотря на то что правды о происхождении Джокера не знает никто, Бэтмен склонен считать, что когда-то безумный злодей был главарем «Банды Красных Колпаков». Зловещая группировка захватила власть над криминальным миром Готэма в то время, когда Темный Рыцарь только начал бороться с преступностью в городе. Все еще познающий азы борьбы со злодеями, Бэтмен сразился с «Красными Колпаками» на химическом заводе. Особо яростной вышла схватка с лидером банды, упавшим в итоге в чан с химикатами — злодей мог спастись, но решил не принимать помощи врага. После этого инцидента Бэтмен решил узнать тайну личности главного Колпака, но на деле у Темного Рыцаря только возникали все новые вопросы. Оказалось, что первый главарь банды Лиам Дистал был убит в парке развлечений, и его место занял кто-то другой, тот, с кем Бэтмен сражался на химзаводе. Вскоре после победы над «Бандой Красных Колпаков» в Готэме объявился Джокер, самопровозглашенный клоун-принц преступного мира.

Планируя атаку на Бэт-семью, Джокер оделся автомехаником, обвешавшись инструментами.

НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ ДЖОКЕРА…

У Джокера была бледная, почти белая кожа, зеленые волосы и безумное, извращенное чувство юмора. Злодей совершал преступление за преступлением в клоунском стиле, однако был одержим не только цирковой атрибутикой, но еще и Бэтменом. Казалось, что Джокер тренирует противника, бросая ему вызов при каждом удобном случае. Однажды он даже решил сделать Джейсона Тодда вторым Робином, чтобы потом убить парня и так нанести удар по Бэтмену. Постепенно Джокер стал главным врагом защитника города, которому суждено сражаться с ним вечно. Казалось, что их схватка наконец-то подошла к концу, когда Джокер заразил Готэм вирусом, пре вращающим людей в послушных хохочущих зомби, Бэтмен смог найти противоядие, но сражение с Джокером едва не убило их обоих. Злодей тем не менее не пропал — он появляется то тут, то там, доказывая, что его смертельная игра с Бэтменом еще далека от завершения…

КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ: ПЕРСОНАЖ КОМИКСОВ ДЖОКЕР

Комикс «Detective Comics (Том 1) #168» (фев. 1951) Впервые рассказывается о происхождении Джокера. В комиксе появляется Красный Колпак и описан несчастный случай, из-за которого появился самый страшный враг Бэтмена. Комикс «Batman: The Killing Joke #1» (март 1988) Более современный взгляд на происхождение Джокера представлен в комиксе о том, как Джокер пытается свести с ума комиссара Гордона. Комикс «Batman (Том 1) #426-429» (дек. 1988-янв. 1989) В жизни Бэтмена случается новая трагедия — Джокер убивает второго Робина Джейсона Тодда. Комикс «Arkham Asylum #1» (окт. 1989) Безумцы правят бал в лечебнице «Аркхем» — власть там захватывает Джокер и другие узники — самые опасные психопаты Готэма.

КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВНЫХ СОБЫТИЙ В КОМИКСАХ О ДЖОКЕРЕ

  1. Прошлое Джокера покрыто тайной, но Бэтмен считает, что раньше его главный враг был удачливым предводителем «Банды Красных Колпаков» — преступной группы, терроризировавшей Готэм в первый год его супергеройской карьеры. После падения в чан с химикатами кожа Первого Красного Колпака побелела, волосы стали зелеными, он начал называть себя Джокером и делать все, что взбредет в его больную голову.
  2. Джокер пользуется целым арсеналом клоунского и циркового оружия — от бритвенно-острых игральных карт до распыляющих отравленный газ бутоньерок. Устраивается он — не изменяя себе — то на заброшенных заводах по производству карт, то в полуразрушенных цирках.
  3. Джокер вдохновил многих преступников, пошедших по его стопам. Таковой была и его подружка Харли Квинн, но она не одинока в своей одержимости Джокером. Злодейка Дочь Джокера также пытается следовать заветам самого опасного преступника Готэма.

СМЕРТЬ СЕМЬИ. ДЖОКЕР

Пережив жуткий ритуал, проведенный Кукольником, Джокер вновь объявился в жизни Бэтмена, похищая его близких. Запершись в лечебнице «Аркхем» с Пингвином и Двуликим, Джокер обманом заставил Бэт-семью думать, что он отрезал лица и им. Бэтмен спас друзей, но обнажились многие его неприглядные секреты, из-за чего семья Темного Рыцаря начала от него отдаляться…


Джокер носил кожу своего лица, как жуткую маску, держащуюся на ремне. Позже злодей потерял ее, и жуткую реликвию нашла девушка, живущая в Готэмских трущобах. Она стала называть себя Дочерью Джокера.

Я тот, кто смеется над великой шуткой, будто бы у жизни есть смысл!ДЖОКЕР

При помощи вируса Джокер сделал врагами Бэтмена почти всю «Лигу Справедливости», и ему пришлось надеть боевой костюм, чтобы сражаться с бывшими союзниками. Едва спасшись, Темный Рыцарь отыскал лекарство для зараженных, несмотря на распространяемую по разным источникам дезинформацию. В итоге он убедился в том, что Джокер — простой смертный человек, что бы ни говорилось в легендах, от которых вставали дыбом волосы жителей Готэма.

Измененный вирусом Джокера Супермен, потерявший все нравственные ориентиры, стал самой серьезной угрозой для Бэтмена, сражающегося с отравленной токсином «Лигой Справедливости».

ИСТОРИЯ ПЕРСОНАЖА ДЖОКЕР

Джокер был частью мифологии Бэтмена почти с самого начала. Впервые он появился в виде клоуна-убийцы, но в 1950-х и 1960-х его образ стал менее мрачным. В 1970-е Джокер вернулся к корням и вновь превратился в жуткого маньяка, которым и был с самого начала. В самой первой версии Джокер был злодеем, убивавшим самых высокопоставленных чиновников города. Бэтмен поймал негодяя, но тот ускользнул в этом же выпуске комикса. Преступная натура Джокера стала еще безумнее с приближением «Кризиса на Бесконечных Землях». Его преступления стали совсем сумасшедшими и жуткими -он выстрелил в Барбару Гордон, парализовав ее, а затем сфотографировал жертву, чтобы свести с ума ее отца, комиссара Гордона. Гордон оказался сильнее, чем Джокер, которого Бэтмен затем упрятал за решетку. Джокер еще не закончил с Бэт-семьей. Он похитил второго Робина, Джейсона Тодда, жутко избил его, а потом и вовсе прикончил. Это преступление едва не заставило Бэтмена позабыть о своем моральном кодексе, но герой сумел взять себя в руки и не опустился до уровня безумного злодея. После смерти Джейсона Тодда от руки Джокера Бэтмен решил, что злодей погиб при крушении вертолета. Однако короля-шута преступного мира не так-то просто убить…

МЕСТЬ ДЖОКЕРА

Вернувшись в 1970-х к своим жестоким корням, Джокер убил четверых человек, пока Бэтмен отчаянно искал способ спасти пятого. Финальная битва между героем и злодеем случилась у аквариума в Готэмских доках.

дебют: комикс «Batman (Том 1) #1»(весна 1940). дебют нынешнего воплощения: комикс «Detective Comics (Том 2) #1» (нояб. 2011). МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ: ГОТЭМ. РОСТ: 196 СМ. ВЕС: 87 КГ. глаза: зеленые, волосы: зеленые. суперсилы: извращенная гениальность; абсолютная непредсказуемость и полная невменяемость; талант прирожденного лидера и стратега; навыки рукопашного боя; познания в химии; широкий арсенал оружия, напоминающего клоунский реквизит и включающего опасный токсин — «Веном» Джокера. союзники: Харли Квинн, Дочь Джокера, Джеканэйпс. враги: Бэтмен, Бэт-семья, комиссар Джеймс Гордон, связи: пациенты лечебницы «Аркхем», «Банда Красных Колпаков».

У всемирно известного издательства комиксов DC за всю его долгую историю было немало удачных персонажей. И это не только супергерои, но и злодеи. Одним из самых таинственных и зловещих является Джокер. Его популярность во все десятилетия была столь велика, что с началом экранизации графических новелл DC, в них часто фигурировал этот негодяй. Причем исполнять эту роль доверяли одним из самых лучших актеров Голливуда. Давайте познакомимся с теми, кто играл Джокера в «Бэтмене» и других экранизациях, а также побольше узнаем о самом персонаже.

Немного о Бэтмене

Темный рыцарь впервые появился на страницах комиксов в 1939 году и вскоре стал одним из любимейших супергероев читателей. В отличие от Супермена, Зеленого фонаря и подобных, Бэтмен был обычным человеком, пусть и сказочно богатым.

Протестуя против разгула преступности и продажности полицейских в своем родном Готэме, он решил восстанавливать справедливость самостоятельно. Бороться с преступностью ему помогали его физические навыки и вполне человеческие приспособления.

За многолетнюю карьеру у Темного рыцаря было немало противников, каждый из которых был уникален и страшен одновременно. При этом самым известным из них считается именно Джокер. Более того, в умах миллионов людей имена этих двух персонажей давно уже стали антонимами.

Кто такой Джокер в комиксах вселенной DC

Хотя этому суперзлодею уже около семидесяти лет, его прошлое до сих пор покрыто тайной. Большинство полагает, что данный персонаж вырос в цирковой семье, отсюда его страсть к клоунской атрибутике. Позже он либо пошел по родительским стопам и стал комедиантом (не особо успешным) или превратился в гангстера.

Книжная биография этого героя начинается с того, что он, переодевшись в костюм Красного колпака, пытался ограбить карточную фабрику. Это преступление было остановлено Бэтменом, но злодей случайно упал в чан с кислотой.

Джокеру удалось выжить, но в его организме и сознании произошли необратимые изменения. Кожа приобрела смертельно-белый оттенок, волосы позеленели, а на лице навсегда застыла улыбка. Кроме того, в Джокере проснулась гениальность, правда, она граничила с сумасшествием.

Вскоре после своего преображения этот персонаж стал наводить ужас на многих готэмовцев. И хотя Бэтмену с комиссаром Гордоном удалось поймать его и посадить в психиатрическую лечебницу, Джокер еще не раз сбегал оттуда и терроризировал Готэм.

Первое появление на телеэкране

Впервые этот суперзлодей появился в кинофильме 1966 года «Бэтмен». Эта картина фактически была продолжением мегапопулярного телесериала о Темном рыцаре Готэма.

Актера, игравшего Джокера в «Бэтмене», звали Сесар Ромеро. Будучи потомком кубинцев, он мало чем походил на классического злодея со страниц комиксов. Однако в те годы и сам кинофильм был мало похож на серию одноименных графических новел.

После роли Джокера, впрочем, как и до нее, карьера Ромеро складывалась полнее успешно. Он много снимался, чаще в телесериалах. Наиболее известные его роли в проектах «Зорро», «Напряги извилины» (1966-1970), «11 друзей Оушена» (1960), «Она написала убийство» и другие.

Джек Николсон - тот, кто играл Джокера в «Бэтмене» 1989 года

Одним из лучших исполнителей этой роли на протяжении почти двадцати лет считался Джек Николсон. Будучи артистом, тем гением, кто играл Джокера в фильме «Бэтмен» 1989 года, он известен зрителям не только благодаря этой работе.

Наиболее популярные картины с его участием: «В ясный день увидишь вечность», «Волк», «Ворон» (1963), «Пролетая над гнездом кукушки», «Иствикские ведьмы», «Лучше не бывает», «Отступники» и многие другие.

Этот многогранный актер, несмотря на весьма прозаическую внешность, сумел сделать головокружительную карьеру. Он первый исполнитель роли Джокера, который стал обладателем заветного «Оскара». Правда, именно за исполнение этого персонажа Николсона не номинировали на заветную золотую статуэтку, зато он был претендентом на «Золотой глобус» и BAFTA.

Стоит отметить, что имидж, созданный ему для роли Джокера, довольно сильно отличался от канонического, но это не помешало Джеку Николсону создать объемный и притягательный образ гениального маньяка.

Кто играл Джокера в «Бэтмене: Темном рыцаре»?

Хит Леджер, актер, который воплотил новый образ Джокера, хотя долгие годы казалось, что никому не суждено переплюнуть Джокера Николсона. В 2008 году на экраны вышел стильный боевик Кристофера Нолана «Темный рыцарь».

В нем зрителям показали новую ипостась главного бэтменовского злодея. Он был еще более жесток и безумен, но при этом чертовски умен и притягателен. Прошло уже почти десять лет, но до сих пор именно этот образ Джокера продолжает оставаться любимым зрителями во всем мире. Кроме того, он стал героем многочисленных мэмов и мотиваторов.

Столь невероятная популярность во многом заслуга Хита Леджера - актера, кто играл Джокера в «Бэтмене». Он так и не узнал о том, как высоко будет оценена его работа. Ведь актер скончался от передозировки болеутоляющих еще до премьеры. Несмотря на это печальное событие, Леджера (впервые в мировой кинопрактике) посмертно наградили за роль Джокера не только «Оскаром», но и «Золотым глобусом», а также Премией Гильдии киноактеров США.

Стоит отметить, что кроме вышеупомянутой роли артист сыграл в других известных лентах: «Горбатая гора», «История рыцаря», «Братья Гримм», «Казанова», «Воображариум доктора Парнаса» и других.

Джаред Лето - новый Джокер киновселенной DC

Маловероятно, что кто-то способен исполнить эту роль лучше, нежели Хит Леджер (тот, кто играл Джокера в фильме «Бэтмен: Темный рыцарь»), попытки найти новое лицо не иссякают.

В 2016 году в рамках создания единой киновселенной DC был снят боевик «Отряд самоубийц». В нем зрителям была представлена новая трактовка образа популярного суперсзлодея. Эту роль получил известный в Голливуде рок-музыкант и обладатель «Оскара» - Джаред Лето.

Решив создать его непохожим на предыдущих персонажей, внешность нового Джокера приблизили к классической (зеленые волосы, белая кожа, грим и вечная улыбка). Для разнообразия ему вставили металлические зубы и нанесли массу татуировок.

Справедливости ради стоит отметить, что злодей у Лето вышел весьма убедительный. Особенно впечатляли его безумные бездонные глаза. Однако новый исполнитель уступает покойному Леджеру (тому артисту, кто играл Джокера в картине «Бэтмен: Темный рыцарь»), зато стоит на одном уровне с Николсоном («Бэтмен» 1989 года).

А если учесть, что Лето в ближайшем времени появится в других лентах о супергероях DC, это значит, что у артиста еще будет шанс добиться большего зрительского признания.

Камерон Монахэн - исполнитель роли Джокера в телесериале «Готэм»

Рассматривая имена тех, кто играл роль Джокера в «Бэтмене», обратите внимание не только на полнометражные кинофильмы, но и телесериалы.

Вот уже четыре сезона на экранах успешно транслируется сериал «Готэм», рассказывающий о становлении личности Бэтмена и его будущих врагах.

Помимо таких злодеев как Пингвин, Загадочник, Женщина-кошка, Ядовитый Плющ и другие, в этом проекте появляется и молодой Джокер. Его исполняет Камерон Монахэн.

Джокера в редакции Джареда Лето – его фото режиссер фильма «Отряд самоубийц» Дэвид Эйр запостил у себя в твиттере в честь 75-летия со дня первого появления зеленоволосого злодея на страницах комиксов DC. Теперь самое время сравнить, чем версия Лето отличается от других, появлявшихся как в печатном виде, так и на экране. THR представляет вашему вниманию 75-летнюю эволюцию Джокера.

Оригинал

Джокер появился в первом выпуске «Бэтмена» в 1940 году. Он принадлежал перу и карандашу Билла Фингера, Джерри Робинсона и Боба Кейна , хотя до сих пор не до конца ясно, кто из последних двух разработал внешний вид персонажа. В любом случае, никто их них не спорит, что вдохновением послужил образ немецкого актера Конрада Файдта в фильме 1928 года «Человек, который смеется» – американской экранизации романа Виктора Гюго .

Золотой век

Одной из лучших версий Джокера признается та, что была создана Диком Спрангом в 50-е годы. После редизайна персонаж стал более абстрактным и мультяшным – идеальным для комиксов того периода, когда истории о Бэтмене были переосмыслены в ключе сюрреалистичной чрезмерности.

Сезар Ромеро

Хоть Ромеро и отказался сбрить свои усы для роли Джокера в телесериале 60-х годов с Адамом Уэстом (на Blu-ray эта растительность выглядит особенно дикой и очевидной), он все же привнес в образ определенный драйв и стал главным и, чего уж там, единственным воплощением этого персонажа для целого поколения зрителей.

Бронзовый век

В 70-е Бэтмен претерпел серьезные изменения в руках Денниса О"Нила, Нила Адамса и Джима Апаро . Претерпели их и его оппоненты, включая и нашего зловещего клоуна, которому снова дали в руки шашки и позволили убивать – впервые за долгое время.

«Убийственная шутка»

Пожалуй, самая известная история Джокера всех времен – графический роман «Убийственная шутка» (The Killing Joke) . В тексте Алана Мура персонаж предстает во всей красе его психопатической натуры, и не последнюю роль в этом играет нарисованный Брайаном Болландом образ злодея – гротескный, безумный и по-настоящему ужасающий. Собственно, именно эту версию персонажа и пытался изобразить Лето на фото.

Джек Николсон

Возможно, это и закономерно, учитывая звездный статус актера, но когда Джек Николсон появился в роли Джокера в «Бэтмене» Тима Бертона в 1989 году, он выглядел просто как Николсон в гриме, а не как худой клоун-психопат из комиксов. Однако создателей фильма нельзя винить в том, что они отошли от канона и отдали персонажа в руки известного актера. Фанаты, конечно, жаловались, но что с них взять, если они тогда были недовольны даже выбором Майкла Китона на главную роль.

Мультсериал

Созданный в стиле ар-деко Брюсом Тиммом и вдохновленный дизайном Алекса Тота , мультсериале 90-х «Бэтмен» представил миру Джокера как комбинацию всех уже существующих образов, но при этом выглядел он совершенно уникально. Удивительнее всего было то, что зловещего клоуна довольно умело озвучил Марк «Люк Скайуокер» Хэмилл .

Хит Леджер

Образ Хита Леджера , который последним на сегодняшний момент появился на экране в роли Джокера в «Темном рыцаре» , поначалу вызвал уйму критических отзывов. Но все любители ставить диагноз по фотографии притихли, когда увидели фильм целиком и одного из мощнейших злодеев в современном кино в исполнении к тому моменту уже покойного актера. Леджер установил планку очень высоко, и Лето в «Отряде самоубийц» надо вылезти из кожи вон, чтобы до нее допрыгнуть.

«Смерть семьи»

Одно из двух значительных переосмыслений Джокера в комиксах за последние годы осуществил Грег Капулло в историях, сквозь которые проходит с сюжетная арка «Смерть семьи» (Death of the Family) . Там персонажу пришлось буквально присобачивать себе старое лицо, после того, как оно было ампутировано. Результат получился настолько впечатляющим, что маска с изуродованным лицом Джокера стала массово производиться в мерчейдазинговых целях.

Зелёные волосы, белое лицо, улыбка, больше похожая на оскал, - его узнают даже те, кто в жизни не притрагивался к комиксам. Смеющийся психопат, шут-убийца, клоун-принц преступного мира - или просто Джокер, единственный и неповторимый. Главному врагу Бэтмена исполнилось 77 лет, и это были чертовски насыщенные годы. В нашем материале мы постараемся пройтись хотя бы по верхам этой объёмной и яркой истории, наполненной смехом и кровью.

Если подходить к персонажу с позиции культурологии, выяснится, что ему пара тысяч лет. Ведь по сути Джокер - трикстер, мало отличающийся от фольклорных Локи и Мефистофеля, злобное, коварное существо, насмехающееся над тем, что люди почитают, воплощение чистого нигилизма. Едва ли не в каждой мировой культуре и эпохе можно обнаружить его предшественников, будь то лесной дух со специфическим чувством юмора или ярмарочный Арлекин, издевающийся над бедным Пьеро. Возможно, именно поэтому Джокер так прижился - ведь он всегда был рядом.

Первый выход Джокера

В привычном для нас виде клоун-террорист появился в 1940 году. Кто на самом деле приходится отцом этому персонажу - загадка, которой не суждено быть разгаданной. Каждый из трёх людей, работавших в то время над комиксами о Бэтмене - Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон, - утверждал, что Джокера создал именно он, а остальные, дескать, лишь подхватили идею.

Установить, кто из них прав, уже невозможно. Зато точно известен источник вдохновения - немецкий актёр Конрад Фейдт в образе Гуинплена из экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся» 1928 года. А ещё, как ни странно, игральная карта «Джокер».

Конрад Фейдт в образе Гуинплена. Возможно, что и цветом кожи Джокер обязан тому, что фильм был чёрно-белым

Те, кто думает, что поначалу Джокер был весёлым преступником-балагуром, а убивать начал лишь к концу XX века, плохо знают историю комиксов. Так называемый «Золотой век», длившийся с конца 1930-х по начало 1950-х, был густо замешан на крови. Тот же Бэтмен, например, не сразу стал махровым моралистом и когда-то с гангстерами не церемонился. В упор, конечно, не стрелял, но если приходилось скинуть очередного бандита с крыши, не колебался. Вот и Джокер дебютировал в комиксах как настоящий серийный убийца.

По сюжету выпуска Batman #1 новоявленный злодей объявлял по радио имена своих жертв, обычно кого-нибудь из городской элиты Готэма, и те ровно через сутки умирали с неестественными улыбками на лицах. Цель маньяк преследовал простую - посеять страх и получить основанный на нём авторитет у местных гангстеров. Весьма разумный план. Ранний Джокер вообще был далёк от безумия. Жестокий, хладнокровный, изобретательный, но едва ли сумасшедший. Он даже почти не смеялся.

Ранние комиксы чем-то похожи на немые фильмы ужасов. При всей своей нелепости исправно нагоняют жути

Но кое-что иррациональное в нём всё же было. Злобный шут решил, что не хочет знать, кто скрывается под маской Бэтмена, и даже отказался убить героя при первой возможности - так ведь неинтересно. Если проводить параллели между первым Джокером и интерпретацией Хита Леджера, образ злодея в «Тёмном рыцаре» уже не кажется таким неканоничным.

Когда Джокер был смешным

Целых десять лет никто из авторов и не думал объяснять, почему у персонажа белая кожа и зелёные волосы. Хотя для комиксов о Бэтмене это не было обычным делом. Джокер вообще стал первым полноценным суперзлодеем Бэт-вселенной - до него Брюс Уэйн дрался с рядовыми преступниками. История про падение грабителя в красном колпаке в чан с химикатами появилась только в начале 1950-х и до сих пор считается каноном.

В «Серебряном веке» Джокер был охоч до богатства и побаивался налоговой инспекции

Примерно в это же время психиатр-консерватор Фредрик Вертхэм опубликовал скандальную книгу «Развращение невинных», где утверждал, что комиксы засоряют умы детей и выводят их на кривую дорожку. Работа наделала много шума, и издательства по всей Америке были вынуждены принять «Кодекс комиксов», который обязывал сценаристов и художников к жёсткой самоцензуре. Так начался «Серебряный век» - эпоха весёлых, безобидных и однообразных приключений.

Под раздачу попали и Бэтмен с Джокером, превратившиеся в благородного рыцаря и шаловливого клоуна соответственно. Ни о каких убийствах отныне и речи быть не могло. Их место заняли тематические преступления. Накачать город веселящим газом и заставить всех повыкидывать драгоценности, совершить ограбление, нарядившись Чарли Чаплином или Бастером Китоном, сбежать от полиции, рассмешив копов до беспомощности, - вот что теперь было по душе белолицему злодею. Да и какой он злодей? Так, хулиган и пакостник.

В 1960-е Джокер наконец-то получил первое экранное воплощение в сериале «Бэтмен» с Адамом Уэстом. Исполнил роль актёр кубинского происхождения Сезар Ромеро, который до того играл в основном героев-любовников. Впрочем, в новом амплуа он проявил себя ярко. Джокер получился шумным, дурашливым, но обаятельным - под стать самому сериалу.

Сериал «Бэтмен» 1960-х в Штатах считается классикой. Таким Джокера большинство зрелых американцев знают с детства

Шутки кончились

От такого клоуна ничего хорошего ждать явно не стоит

В 1970-х на Джокера потихоньку перестали действовать пилюли добродушия, которыми его пичкали двадцать лет. В массовую культуру, особенно в кино, проползало насилие, и комиксы не могли не поддаться общему веянию. Именно тогда сага о Тёмном рыцаре приобрела знакомые нам черты мрачного детективного триллера.

Первым звоночком, ознаменовавшим возвращение клоуна-убийцы, стал сюжет «Пять способов мести Джокера» 1973 года. В нём злодей в очередной раз сбежал из-под стражи, но вместо того, чтобы совершать абсурдные преступления, начал карать бывших подельников, бросивших главаря на произвол судьбы. И кара не подразумевала бросок торта в лицо - нет, всё было по-взрослому. Двоих отравили ядом смеха, ещё один затянулся сигарой с нитроглицерином, а четвёртого маньяк просто повесил. Последний подручный должен был стать закуской для акулы, но Бэтмен спас его.

Персональная серия Джокера протянула недолго. Как писать о том, кто даже на антигероя не тянет?

Настоящий ренессанс Джокер пережил в 1980-е, когда вышли два сюжета о нём, оставившие глубочайший след в истории комиксов. Про «Убийственную шутку» Алана Мура хоть раз слышал каждый, кто увлекается гик-культурой. Этот графический роман стабильно входит в топы комиксов, обязательных к прочтению. Причин тому много.

Во-первых, именно после событий «Убийственной шутки» Барбара Гордон, она же Бэтгёрл, оказалась прикована к инвалидному креслу. Это был смелый ход со стороны издательства - до этого герои никогда не лишались сил надолго и уж точно не становились инвалидами.

Во-вторых, «Убийственная шутка» - это первая попытка показать Джокера живым человеком, трагической фигурой, чьё безумие имеет вескую причину. Благодаря ловкой манипуляции эмоциями читатель с удивлением обнаруживал, что зловещему шуту, оказывается, можно сопереживать. Но ошибочно полагать, будто в комиксе раскрывается настоящая предыстория Джокера, - нет, убивать интригу DC и Мур не рискнули бы. В романе предлагается лишь один из возможных вариантов.

Эта сцена из «Убийственной шутки» вызвала возмущение феминисток по всей Америке

А вот арка «Смерть в семье», напротив, стремилась читателя не удивить, а ублажить. Аудитория DC в то время обожала жестокие выходки Джокера и ненавидела второго Робина - Джейсона Тодда. Сценаристы создали его на замену сверхправильному Дику Грейсону, который ушёл от Бэтмена на вольные хлеба и стал Найтвингом. Новый чудо-мальчик должен был в духе времени стать «плохим парнем», но вместо этого стал плохим персонажем.

Дерзкий и резкий сайдкик настолько не нравился публике, что DC пошли на беспрецедентный шаг - запустили телефонное голосование, выживет Тодд в ходе очередного приключения или нет. Читатели хладнокровно приговорили парня к смерти. Гибель его не была быстрой или безболезненной - Джокер, дьявольски хохоча, избил юношу монтировкой и, едва живого, оставил на заминированном складе. Бэтмен пытался спасти подопечного, но всё уже было предрешено.


Со временем Джейсон Тодд воскрес, но на это ушло десять с лишним лет. А в 1980-е гибель Робина была окончательной и бесповоротной. Сложно переоценить важность этого сюжетного поворота для «Бэтмена» и индустрии комиксов в целом. Позже сценаристы ещё не раз заставляли Джокера совершать куда большие зверства, выходя за всякие рамки. Но превзойти по эффектности «Убийственную шутку» и «Смерть в семье», кажется, никто так и не смог.

На больших и малых экранах

Успех фильма «Супермен» 1978 года и возросшая популярность комиксов о Бэтмене убедили студию Warner Bros., что публика готова к большому кино о Рыцаре ночи. Ходить студийные боссы решили сразу с козырей. Вернее, с Джокера. В ранних черновиках сценария был ещё и Пингвин, но создатели выбросили его, чтобы не отвлекать внимание зрителей от противостояния двух архиврагов.

Кинокомпания хотела, чтобы фильм стал однозначным хитом, а допустимый риск был исчерпан наймом молодого Тима Бёртона на должность режиссёра и не слишком известного Майкла Китона на роль Бэтмена. Злодея должна была сыграть настоящая звезда. Интерес к этой роли проявляли Робин Уильямс и даже Дэвид Боуи.

Легенда гласит, что Джек Николсон стал главным кандидатом после того, как один из продюсеров увидел «Сияние» Стэнли Кубрика. Дикий оскал и безумные глаза актёра произвели неизгладимое впечатление на кинобосса, и тот убедил коллег, что Джокера должен играть Николсон и никто иной. После долгих уговоров Джек согласился, но гонорар запросил баснословный - 60 миллионов от сборов картины и процент от продаж видео и мерчендайза.

Давайте все же признаем очевидное: Николсон сыграл в «Бэтмене» Николсона, только в гриме

Джокер в фильме Бёртона получился ярким и харизматичным, но… совершенно не безумным. Это самовлюблённый и жестокий гангстер-пижон, но не инфернальный шут, от чьего смеха по коже бегут мурашки. Быть может, причина в том, что его происхождение не покрыто завесой тайны. Зрителю известно, что до падения в чан с химикатами Джокер Николсона был обычным бандитом. Сценаристы даже дали ему человеческое имя - Джек Нэпьер (в честь покойного актёра Алана Нэпьера, сыгравшего Альфреда в «Бэтмене» 1960-х). Нет загадки, нет интриги. А уж решение сделать именно его убийцей родителей Брюса Уэйна вызвало дикое возмущение у фанатов комиксов.

Впрочем, фильм получился стоящим и успешным. Он популяризировал Бэтмена и Джокера, показал их во всей мрачной красе, стёр воспоминания о старом комедийном шоу. Warner Bros. почти сразу дали добро на сиквел и, что для нас куда важнее, мультсериал «Бэтмен» за авторством Брюса Тимма и Пола Дини - готический, мрачный, не желавший сюсюкаться с юным зрителем. Конечно, рассчитан он был в том числе и на детей, но поднимать взрослые темы не стеснялся. Там была драма, был психологизм. Именно там появилась спутница Джокера - всеми любимая Харли Квинн. А ещё там был лучший Джокер вне комиксов.

Джокер Хэмилла навсегда останется в детских воспоминаниях тысяч зрителей. Ну, или в ночных кошмарах

Когда Марка Хэмилла пригласили на студию, он был уверен, что ему предложат написать пару сюжетов для сериала. После «Звёздных войн» его актёрская карьера не задалась, и Марк начал писать сценарии, даже добился в этом успехов. Поэтому, когда его попросили встать за микрофон, бывший Скайуокер несколько удивился. Но ничего необычного в этом не было - за два года до того Хэмилл сыграл суперзлодея Трикстера в сериале «Флэш», созданном тем же телевизионным подразделением WB на волне популярности бёртоновского «Бэтмена». Типажи двух злодеев во многом совпали, и создатели решили позвать именно этого актёра.

И это оказалось одним из самых верных решений чуть ли не во всей истории мультсериалов. Марк настолько тонко и верно прочувствовал персонажа, настолько вошёл в роль, что по сей день считается лучшим голосом Джокера из всех. Да что там - просто лучшим Джокером. Он забавный, жуткий, безумный, а его смех не спутать ни с чем.

Марку Хэмиллу всё же удалось сыграть Джокера вживую… ну, почти. В сериале «Флэш» он вернулся к роли Трикстера, но голос и манеры позаимствовал у клоуна-убийцы

Джокер нового века

В 1990-е индустрию комиксов лихорадило. Кризис продаж, кризис идей - в общем, кризис всего. В том, что творилось во вселенной DC тех лет, с её параллельными мирами, сдвигами пространства-времени, внезапными смертями и воскрешениями, сломит ногу и сам дьявол. Поэтому мы обойдём стороной это царство хаоса, благо ничего действительно эпохального про Джокера тогда не выходило. Хотя истинные знатоки комиксов с этим наверняка могут поспорить.

В арке «Император Джокер» злой шут обманом получил божественную силу и на время стал владыкой Вселенной…

…а в «Последнем смехе» заразил весь мир вирусом, превращающим каждого в безумного клоуна

Оставался на периферии он и в начале 2000-х. В значимых арках вроде «Бэтмен: Тихо!» клоун мелькал, но чаще на вторых ролях. Читателям и авторам он как будто приелся. Заезженный образ нуждался в кардинальном обновлении.

В мультсериале «Бэтмен» 2004 года Джокер уже предстаёт в непривычном облике. Он сгорблен, двигается на обезьяний манер, вместо аккуратной причёски - пышная зелёная грива, вместо фрака - смирительная рубашка. Непривычно, но свежо и смело, хотя в целом мультсериал сильно уступал предшественнику. Но те перемены в Джокере были лишь знамением того, что на самом деле грядёт.

В мультсериале 2004 года Джокер совершенно не похож на себя. И ему это идёт

Когда Кристофера Нолана спросили, почему он пригласил на роль Джокера в «Тёмном рыцаре» именно Хита Леджера, режиссёр ответил: «Потому что Хит бесстрашен». А для того, что задумали Нолан и Дэвид Гойер, была необходима недюжинная смелость. Оба в полной мере понимали, какой груз ответственности лежит на их плечах, несмотря на то, что Кристофер был и остаётся далёк от комиксов. Перезапустить франшизу о Бэтмене - это одно, а вписать в условно-реалистичный мир фантастического персонажа, к тому же имеющего гигантскую армию фанатов, - совсем другое. Для этого требовался актёр, готовый, во-первых, принять шквал критики от гиков, а во-вторых, убедить мир в правоте создателей фильма, покусившихся на канон.

Про Джокера Леджера написано немало статей и даже научных трудов. Это, вне сомнения, одна из самых ярких и влиятельных актёрских работ в кино начала XXI века. Но консерваторы от комиксов все же критикуют его за неканоничность. Дескать, никакой это не мистер Джей: ведёт себя не так, выглядит не как положено, и вообще, Нолан снял что-то своё, а не экранизацию комиксов про Бэтмена.

Последней записью в дневнике, который Леджер вёл от лица Джокера во время подготовки к роли, были слова «пока-пока» на всю страницу. Жуткое совпадение

Но если разбирать образ, созданный Леджером, именно в контексте истории персонажа, то выяснится интересная вещь: суть Джокера актёр и сценаристы уловили максимально точно. Каким должен быть шут-убийца? Безумным? Джокер в «Тёмном рыцаре» строит грандиозные многоходовые планы ради достижения одному ему понятной иррациональной цели. Коварным и жестоким? Скольких
он убил по ходу фильма, сколько жизней сломал! Именно он превратил честного и благородного Харви Дента в одержимого местью Двуликого, показательно осквернив идеалы морали, едва возникшие в Готэме. Эксцентричным и ироничным? Да все монологи Джокера напоминают стендап-шоу радикального комика, а сам он представляет собой эдакий гибрид Энди Кауфмана с Чарльзом Мэнсоном. А как он заливается смехом во время избиения - это же самая показательная сцена, отражающая суть персонажа!

Даже особое отношение Джокера к Бэтмену раскрыто в «Тёмном рыцаре» куда лучше, чем у Бёртона, где клоун-гангстер воспринимал архиврага как очередную помеху, не более. Так что всё каноничней некуда.

В год выхода «Тёмного рыцаря» Брайан Азарелло опубликовал графический роман «Джокер», где злодей явно напоминает Хита Леджера

Клоун без лица

С выхода «Тёмного рыцаря» прошло уже восемь лет. Всё это время Джокер, интерес к которому резко вырос, постоянно мелькал в комиксах, мультфильмах и видеоиграх. Особо выделим серию Batman: Arkham, в которой к любимой роли на две игры вернулся Марк Хэмилл, а на смену ему пришёл не менее талантливый Трой Бэйкер. Франшиза охватывает почти всю историю противостояния Бэтмена и Джокера - от первого столкновения до гибели смеющегося психопата и его, так сказать, посмертного существования. Это грамотная компиляция десятков комиксных сюжетов в несколько объёмных, но цельных произведений.

Что до комиксов, больше всего шуму наделала версия клоуна из вселенной The New 52. Сценарист Скотт Снайдер (не родственник Зака Снайдера, если что) пошёл на дерзкий ход: по сюжету Джокер теряет лицо. В буквальном смысле. Клоуну его просто отрезают. А спустя какое-то время он крадёт своё лицо из хранилища улик готэмской полиции. И надевает. Как маску. Прямо на голое мясо. Бр-р-р, даже писать об этом неприятно.

Так что просто смотрите

Тем не менее такой экстрим подошёл персонажу как нельзя лучше. Новый облик подчеркнул всю глубину психического расстройства клоуна. Он настоящее чудовище, чей воспалённый мозг генерирует гениальные и изощрённые планы. Даже Харли Квинн боится такого мистера Джея, и её можно понять.

Кажется, Джокер способен пережить что угодно только потому, что сама смерть предпочитает держаться от него подальше. Бэтмен как никогда растерян и беспомощен перед этим воплощением хаоса. В финале арки «Смерть семьи», которая считается одной из лучших в The New 52, Тёмный рыцарь одерживает победу над врагом, но складывается впечатление, что это тоже лишь часть плана Джокера. Шоу должно продолжаться.

В арке Batman R.I.P. Джокер уже похож на серийного убийцу из фильма ужасов

За последний год мы получили целых двух новых экранных Джокеров. Первый из них появился в сериале «Готэм», и с ним всё непросто. Персонажа, которого играет Кэмерон Монахэн, зовут Джером Валеска. Он сын цирковой артистки, который убил собственную мать, после чего был помещён в лечебницу Аркхем, сбежал оттуда и стал разудалым преступником со склонностью к театральным эффектам.

Создатели утверждают, что Джером не Джокер, но верить им трудно. Он ведёт себя как Джокер, говорит как Джокер, смеётся как Джокер. Он даже выглядит как Джокер, разве что кожа нормального цвета и волосы рыжие. А раз сериал окончательно плюнул на реализм и воскрешает мёртвых персонажей на раз-два, вероятность, что юный психопат искупается в химикатах, вырастает до 99%.

И это хорошо. Да, тайна личности шута-убийцы снова растворится, но «Готэм» тем и славен, что показывает на экране всё, что в комиксах осталось за кадром. В остальном же образ Монахэна соответствует канону, а манера игры явно вдохновлена озвучкой Марка Хэмилла.

Кэмерону Монахэну (Джером из «Готэма») даже грим наносить необязательно

И вот мы добрались до самого обсуждаемого Джокера последних лет - Джареда Лето в «Отряде самоубийц». Ирония в том, что сказать про него, по сути, нечего. Персонажа в фильме летучая мышь наплакала - восемь минут с небольшим, и раскрывается он (вернее, «обрисовывается») всего в паре сцен. Он эксцентричен, эгоцентричен, эмоционально нестабилен - в общем, почти такой, каким должен быть. Только порой, как и всё в киновселенной DC, чересчур серьёзен и пафосен. Комедиантская сторона Джокера едва намечена.

Зато образу добавили человечности. В фильме мистер Джей не просто держит Харли Квинн при себе, как забавную игрушку, но любит её, хотя в то, что его гнилое сердце способно на чувства, трудно поверить. Сам Лето говорил в интервью, что хочет показать сложную и противоречивую натуру Джокера, сделать его человеком, который одновременно и наслаждается безумием, и страдает от него. Увы, огромное количество отснятых сцен с его участием так и не вошло в театральный монтаж фильма.

Будем надеяться, все вырезаннные сцены с Джокером когда-нибудь покажут. Очень уж хочется узнать, что за игрушки хотел показать Лето

Безусловно, что-то мы упустили. Охватить всё, что вышло про Джокера за 75 лет, в рамках одного материала невозможно. Например, тут нет теорий касательно того, что происходит с клоуном в комиксах DC сейчас. А там как раз выяснилось, что все эти годы злодействовали аж три разных Джокера вместо одного. Этот сюжетный твист нацелен на шумиху столь же явно, как и разрекламированное предательство Капитана Америки. И пока сценаристы не придумают ему чёткого и вменяемого обоснования, воспринимать его всерьёз не стоит.

Джокер - звезда мирового масштаба. Икона современной поп-культуры, не меньшая, чем Бэтмен. И что бы с ним ни делали сценаристы, художники, актёры и режиссёры, суть его не изменится. Злобный клоун, воплощение жестокой иронии судьбы и незамутнённого безумия. Злодей, чей образ врезается в память с первого взгляда. Слишком популярный, чтобы когда-либо исчезнуть. Как бы ни сложилась судьба киновселенной DC, за Джокера переживать не стоит - его смех прозвучит ещё не раз.