Антиквар плюсы и минусы профессии. Профессия – антиквар. ​Кто определяет ценность старинных вещей

ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ

Описания этой профессии нет в едином классификаторе: по специальности «антиквар» нельзя выучиться ни в одном государственном вузе. Тем не менее, сами антиквары существуют, и «лавки древностей» по-прежнему создают колорит исторической части столицы. В этом непростом ремесле парадоксально соединены коммерческий расчет и страсть коллекционирования предметов искусства. Каков же он современный ценитель и торговец старины?

На Старом Арбате захожу в небольшой магазинчик с вывеской и витриной в некогда модном стиле «ампир». Запахи евроремонта причудливо соединяются с ароматами ушедшего времени: коллекционный багет и вековая пыль. Узнав о некоммерческой цели моего посещения, одетый по-домашнему мужчина среднего возраста, представляется: «Андрей Ратников, владелец, и на время болезни сотрудника, - продавец». С его скромным образом сотрудника музея или научного работника никак не вяжутся дорогие золотые часы старинной работы на запястье.

– Андрей, как Вы пришли в профессию антиквара?

– Случайно. Дед у меня был известный архитектор. От него в наследство досталась большая библиотека, несколько картин, старинных вещиц: вазочки, шкатулки, фарфоровые статуэтки. Я тогда мечтал о собственной машине. Решил продать наследство, но за бесценок через комиссионки делать этого не хотелось. Пришлось погружаться в этот мир: посещать антикварные лавки, знакомиться с коллекционерами, изучать литературу, каталоги. В конце концов, продал вещи с максимальной для себя выгодой, и вместо того, чтобы купить вожделенный автомобиль, накупил новых старинных безделушек для перепродажи - затянуло. Долгое время антиквариат для меня оставался дополнительным источником дохода. Потом по рекомендации устроился оценщиком в один из магазинов. Постепенно собрал свою «оборотную» коллекцию - и открыл свой бизнес.

– Какими качествами изначально должен обладать будущий антиквар?

Наша профессия стоит на стыке торговли и страсти к коллекционированию предметов искусства. Чтобы торговать антиквариатом, им нужно «заболеть» . Настоящие профессионалы антиквариата – фанатики, готовы нестись за тридевять земель, чтобы взглянуть на какую-то картину или блюдо, не зная точно, подлинная ли это вещь или нет. Товар у нас специфический, сложный - чтобы успешно работать на этом рынке, необходимо профессиональное чутье, а это дело наживное. В повседневной работе требуются терпение, знание психологии. Надо всегда выглядеть убедительно, интеллигентно и позитивно.

– Кто же такие Ваши покупатели? Исключительно богатые граждане?

– В основном, это люди, которые действительно любят антиквариат и очень хорошо в нем разбираются. Сегодня у каждого серьезного коллекционера есть свой доверенный антиквар, который формирует его коллекцию, отсекает лишних людей и перекрывает для посторонних «доступ к телу». Постоянные клиенты, которым можно позвонить при поступлении той или иной интересной вещи - это золотой фонд, но и для покупателей «с улицы» всегда есть что предложить, если поймешь в разговоре, чем человек увлекается.

– Как Вы добываете антикварный товар?

– У каждого антиквара свои приемы, связи, наработанные годами. Кто-то дает объявление в газете: «Куплю дорого предметы старины - мебель, иконы, книги, посуду», ставит ребят на улицах и в метро с табличками. В 80-е годы еще не ушел в прошлое тип «московских бабушек», в домах которых сохранялись чудесные семейные реликвии. Это был большой бизнес. Сейчас серьезных вещей по объявлению не достать. Несут в основном вещи условной ценности, новодел или, как в среде антикваров говорят, «фуфел», «реплику». Наш рынок очень узкий, все друг друга знают - многое решает рекомендация: советуют обратиться именно ко мне, зная мою специализацию на картины русской школы, я отсылаю к другим антикварам по посуде, бронзе. Сам беру далеко не все.

– Случается ли покупать товар на аукционах искусства?

– Крайне редко. На наших аукционах серьезных гарантий нет, а цены - ломовые. Многие антиквары пользуются услугами знакомых дилеров, которые ездят за товаром в Европу. Особенно в страны Скандинавии – там рынки не такие роскошные как во Франции, зато цены на порядок ниже. Привозят каталоги аукционов: мы выбираем, что нам интересно, решаем, сколько можем за это заплатить. А они едут дальше.

– Каким образом оценивается принесенный предмет? Возможно ли правильно оценить вещь, не получив специального искусствоведческого или музейного образования?

– Не представляю, как вообще можно научить любить и понимать искусство? Если у тебя нет особого художественного склада натуры - не можешь заниматься антиквариатом. Для профессионалов своего дела высшее образование не нужно . Надо принимать решения быстро - теоретические здесь знания не помогут. Важна практика эстетического общения с предметом: когда подержишь в руках сотни вещей той или иной эпохи, стиля, школы, придет и опыт коммерческой оценки. В сложных случаях можно привлечь к делу специалистов-оценщиков.

– Как все же возникает цена предмета искусства? Насколько объективна оценка антиквара?

– У каждой вещи несколько цен: дилерская, клиентская, страховая, коллекционная. Серьезная вещь меняет несколько дилеров, прежде чем попасть в последние руки, то есть достичь конечной цены. Главное для продавца – это почувствовать конъюнктуру предмета, оценить его состояние, ну, и кураж, конечно, соблюсти. Ведь опытные антиквары зарабатывают не с продажи, а с покупки - профессионализм заключается не в том, чтобы «впарить» клиенту что-нибудь втридорога, а в том, чтобы дешево купить стоящую вещь. Если умеешь разглядеть ценность, которую другие не заметили, и знать, кем она может быть востребована - никогда в накладе не останешься. Вещь должна отвечать ожиданиям клиента.

– В какой срок товар обычно реализуется?

– Чаще всего, знаешь сразу, кому его предложить. Но некоторый товар иногда лежит годами. Если вещь долго не продается, с кем-нибудь меняешься. Покупатель, в конце концов, на все найдется.

– Как выглядит в Вашей профессии карьерный рост?

– Это более чем условное понятие.

На первой ступеньке лестницы можно было бы поместить продавца . С той оговоркой, что на этой должности человек уже должен обладать определенным опытом, быть вхожим в определенный круг, а главное заручиться рекомендациями: никто человека с улицы к своему товару не подпустит.

Должность оценщика - это почти экзотика, какой товар покупать, по какой цене его выставлять, решает, как правило, директор магазина - доверенное лицо или родственник владельца антиквариата.

Директор же владеет всей информацией по клиентам и поставщикам.

Однозначно могу сказать, что верхняя ступень в антикварной иерархии - владелец собственного бизнеса - не важно большой он или маленький.

– Так что такое антиквар – профессия или образ жизни?

– Как говорили раньше, хранитель древностей, ушедшего времени, которое невольно вызывает отклик в душе. Хочется расстаться с вещью побыстрее, а все равно каждым предметом, который к тебе попадает, любуешься. «Слезы вещей» для меня бесценны.

1. Строго говоря, специального антикварного образования не существует. Тем не менее, в профессии ценятся люди, закончившие Строгановку, МГАХИ (Суриковку), исторический факультет МГУ, курсы геммологов при Московской государственной геологоразведочной академии (в связи с оценкой драгоценных камней). Несколько лет назад в Москве открылся институт «Гелос» при одноименном аукционном доме, который готовит экспертов по антиквариату, дилеров, специалистов по аукционным продажам.

2. Зарплата начинающего антиквара соответствует ставке выпускника вуза без опыта работы в «средней» компании - $300-500 в месяц с премиями по результатам продаж. В сумме набегает около $1000. Продавец с опытом может зарабатывать $1500 в месяц и выше. Зарплата директора, разумеется, зависит от прибыли магазина, а доходы владельца бизнеса - это вообще коммерческая тайна.

Григорий СОЛДАТОВ
вакансия.ру

Однажды, волею судеб, познакомился я с неким Сережей. Времени свободного было много и делать было особенно нечего, вот мы и беседовали. А почему не поговорить с интересным человеком. А Сережа действительно был интересный человек. Он, что называется, был антикваром в третьем поколении. Но не тот антиквар, который собирает разные там вещички и прячет все это по сундукам и темным комнатам, а антиквар с деньгами. Точнее антиквар, который делал деньги на антиквариате.

Еще его дед в далекие времена менял разные там безделушки на картошку и хлеб и неплохо на этом заработал, потом, когда народ начал эти безделушки покупать уже за деньги. А особенно, тот народ, который собирался уезжать и ему эти безделушки очень даже были нужны. Продолжил дело его отец. Он был большим любителем русских старинных икон, а потому он их активно продавал всем желающим заезжим иностранцам. И продавал хорошо, так что пришлось ему даже немножко побывать в далеких местах. Но тоже не без дела, так как после этих мест, рванул он еще дальше. Сам же Сережа, если верить его словам, в пятнадцать лет сколотил на торговле антикварными монетами неплохое состояние и когда рухнул СССР купил себе «Жигуленок» и катал девчонок по поселку, что они аж пищали от восторга. Хотя за правдивость последних слов я не ручаюсь, ибо мало ли что народ рассказывает о своей молодости.

Он действительно был специалист, асс с точки зрения разных там антикварных штучек. Ибо сам много знал и мог рассказывать понятно и умно.

Вот представьте, случилось так, что получили Вы по наследству от Вашего очень далекого родственника альбом с марками и не простыми марками, а такими старыми, что нельзя и сказать как это они могли вообще сохраниться с тех времен. Но рассмотрев эти марки и вспомнив добрым словом своего родственника, Вы не поленились и через Интернет, через знающих людей узнали, что оказывается, одна из этих марок, которая пылилась в этом альбоме стоит целое состояние. Ибо есть такая себе типа биржа или аукцион где очень богатые люди за сумасшедшие деньги продают и покупают эти небольшие кусочки бумажек. Ясное дело, что эти аукционы и биржи обитают на Западе. Если мне не изменяет память, то Сережа говорил, что выгоднее всего продать марки можно в Швейцарии. И вот когда Вы уже готовы получить за этот кусочек бумажки сотню-другую хрустящих зеленных долларов Вам, как обухом по голове: «Конечно, Ваша марка стоит дорого и в каталоге их биржи об этом записано черным по белому, что такие марки только так и стоят. Но они люди солидные и поэтому хотят быть уверенными, что все это законно. Поэтому они очень рекомендуют Вам рассказать им о том, как эта марка попала к Вашему родственнику и обо всех предыдущих владельцах марки». Они в целом, правы и их можно понять. Это когда марка пылилась в альбоме Вашего родственника всем было все равно где эту марку взял Ваш родственник, но если Вы эту марку продаете в таком солидном заведении и за большие деньги то тут могут произойти самые невероятные события. И, как результат, могут вдруг, как из под земли, появиться четвероюродные племянники, которые точно видели эту марку у их дяди как раз перед тем, как к нему приходили с обыском из ЧК. А дальше сами знаете, суды, иски, адвокаты. А оно им нужно, этим любителям маленьких кусочков бумажки за большие деньги? Нет, тут уж лучше не купить, чем купить, а потом иметь проблемы.

Головоломка, однако. Но Сережа объяснил, что любая головоломка имеет решение. Ибо головоломки на то и существуют, чтобы их решать. Как рассказывал Сережа в каждом сегменте антикварного бизнеса есть свои ведущие игроки. Они курируют эту биржу-аукцион, они же и дают самые умные и правильные экспертные оценки тем или иным шедеврам марочного искусства. А самое главное, если они выставляют на продажу марку, то им не очень нужно рассказывать, где они ее взяли. Зачем уважаемых людей такими расспросами тревожить. Вот к этим людям и можете Вы обратиться со своей маркой. А они могут ее по достоинству оценить и купить у Вас за самую справедливую цену. Какую? Сережа, рассказал, что математика тут простая. Если марка стоит сто тысяч то Вам за нее дадут десять, ну если очень им понравитесь, - двенадцать тысяч. «Ни фиг…» - это уже я Сереже сказал. На что он мне спокойно объяснил: главная ценность марки, как и любой другой антикварной вещи, не ее художественная или другая ценность, а кто ее продает. Почему они гуру антикварного мира, не потому, что такие уже ценители искусства, а потому, что они в отличие от основной массы любителей могут продавать эти марки, картины, статуэтки за очень-очень большие деньги. А так как покупают они их за очень-очень маленькие деньги, поэтому они часто очень любят выступать разного рода меценатами и «друзьями детей». Неужели Вы, правда, думали, что можно сколотить состояние на антиквариате, ища на помойках и чердаках старые безделушки и хлам? Это все для рассказов и интервью, главные деньги тут и рядом.

Это когда Вы приходите к ним и хотите купить что-либо то тут Вам и кофе и девочки и лимузин. Вы всегда желанный гость. А сколько интересного Вам расскажут о шедевре, который Вы хотите купить. А как высоко ценится этот шедевр. А как дорого он будет стоить через несколько лет. Это все для Вас и только для Вас. Но как только Вы придете к ним из желания продать им их же шедевр то сразу окажется, что сейчас это уже в не моде и спрос упал, и цены только снижаются, и это конечно шедевр, но таких шедевров сейчас продают очень и очень много, и вообще, он уже пылью припал и цвета как-то уже выгорели. Так что продать Вы можете, но только за полцены покупки.

Если верить Сереже, ценность любой антикварной вещи мало зависит от ее художественной ценности. Очень часто вещь вызывает отвращение и ее тяжело назвать шедевром искусства, но если об этой вещи говорят в нужных кругах, обсуждают разного рода мифические или реальные события, произошедшие с собственниками этой вещички, а самое главное, если автор этой вещи уже умер то она стоит денег. Почему так плохо продают картины живых художников, а потому, что он может еще написать новые и новые картины. А вот если художника уже давно нет и от его работ остались считанные картины, вот это уже интересно. Тут уже можно рассчитывать на успех. Чем меньше аналогичных вещичек, тем дороже ее можно продать. Срабатывает эффект уникальности. Для покупателя очень важно, чтобы его эго было польщено, что он обладает уникальной вещью, которая в единственном экземпляре и не имеет значения, что эта уникальная вещь выглядит допотопно и примитивно, главное в мире нет другой такой вещи.

Теперь немного становиться понятно, почему отдельные наши коллекционеры антиквариата, вложив не один миллион долларов в разного рода шедевры мирового искусства, потом не знают, куда эти шедевры девать. Благо офисы у этих людей большие, поэтому развешивают они свои шедевры по своим офисами и рассказывают, всем желающим, что эта картина, которая вообще-то и не совсем картина, а просто репродукция с известной картины будет стоить миллионы и миллиарды нужно только подождать. Ну что же, подождем. Авось будет.

Рассказал Сережа и кое-что интересное для желающих заработать на антиквариате.

Если Вы знаете, что в дальнем углу огорода Вашего деда зарыт клад то не надейтесь, что его можно найти простым миноискателем. В земле так много металла чаще всего железного мусора, что простой миноискатель будет Вам пищать ежеминутно, а Вы будете постоянно выкапывать старые чугунные горшки. Поиск разных кладов в земле - удел спецов, которые обладают достаточно дорогой аппаратурой, которую можно настроить даже на нужный состав сплава монеты или изделия. Хотя тут есть своя проблема. Искать разные там монеты и ювелирные изделия хорошо на старых кладбищах или курганах, а это дело запрещенное, поэтому и существуют «черные археологи», которые не брезгуют ничем.

Если Вы не специалист то покупая очень старинную и редкую монету, которая стоит целое состояние будьте готовы расстроиться, когда узнаете, что она «новодел». Это целый бизнес делать старинные монеты. Причем делают их качественно, поэтому на «зуб или на щуп» проверить невозможно. Поэтому умный народ покупает и продает только «своим». Потому и цены на монеты очень сильно разнятся «на базаре» и «в квартире».

Был момент, можно было заработать, что называется «на ровном месте» и при этом «чтя кодекс». Когда рухнул СССР очень много осталось картин социалистического реализма. Причем картин качественных и сделанных добротно, типа «Праздник урожая» или «Ленин на утреннике». И вот эти картины на вполне законных основаниях можно было купить за бутылку дешевого коньяка у бывшего председателя колхоза или секретаря парткома. Мало того, даже получить справку в Минкультуры, что это никакой художественной ценности не имеет и ее можно без проблем вывезти за границу. Нашлись умные люди, начали они эти картины скупать, и все туда, за границу. А там эти вещи в диковинку, а самое главное, все понимают, что уже больше их никто новых рисовать не будет. Как говориться, социальный заказ ушел. Поэтому цены на этот социалистический реализм начали расти, как на дрожжах. Некоторые активные антиквары не одни миллион долларов себе заработали на «Доярках на утренней зорьке» или «Шахтеры рапортуют партии». Хотя уже мода прошла. Как в свое время прошла мода на русские иконы.

В отличие от других стран, у нас «блошиных рынков» не так много, да и продают там всякую ерунду. Поэтому, такие антиквары, как Сережа больше ищут вещички, путешествуя по нашим городам и селам. Благо народ у нас разговорчивый и если правильно разговорить нужную бабушку или дедушку, можно узнать многое. А дальше главное, увидев ценную вещь, начинай рассматривать и торговаться за совсем ненужную безделицу. Психолог этот Сережа, нечего сказать. Как он рассказывал, был у него случай, когда пришел он в гости к одной старушке, а у нее в серванте стоит фарфоровый сервиз, пылью припадает, но он быстро клеймо приметил и чуть не обалдел. У него был немец, который эти сервизы скупал за сумасшедшие деньги. И, тут Сережа начинает усердно с бабушкой торговаться за сервант, который вообще никакой ценности не представляет, хотя и старый. Уже вещи начали с серванта доставать и поверять на прочность полки и дверки. Короче, не сошлись в цене. Дорого. А вот этот фаянсовый сервизик, который и даром никому не нужен, он купил за честную сотку зелени. И только потому, что ему было обидно, что так много на него времени потратили, и чтобы, как говорится, не с пустыми руками возвращаться. За сколько он продал этот сервиз немцу Сережа не сказал, но вернулся он тогда с Германии на б/у Мерседесе. Бизнес есть бизнес.

И как говорится, на посошок. Рассказал, Сережа, как лет десять назад продал он одному владельцу небольшой сети магазинов очень ценную китайскую вазу. Действительно ценную и действительно редкую. Продал, я понял, за несколько тысяч зеленых. И теперь этот бизнесмен раз в квартал его беспокоит звонком с постоянным вопросом: «Не пора ли вазу продавать?». На что Сережа ему отвечает меланхолическим голосом: «Рано. Пусть еще постоит. Ценность вазы растет по мере ее старения». Ну что же, лет через сто, может действительно будет «пора».

Как научиться разбираться в антиквариате, откуда его привозить и как определить его ценность – своим опытом работы с винтажными предметами и антиквариатом делится дизайнер Мария Черкасова.

Мария Черкасовадизайнер интерьеров

Где покупать винтаж и антиквариат

В нашей семье всегда интересовались антиквариатом. Может быть потому, что в доме было много старых вещей. В детстве меня особенно завораживало, что на столовых хозяйственных ножах стоит клеймо с двуглавым царским орлом – вещи больше ста лет, а ею активно продолжают пользоваться. Предметы, которые покупали еще до революции, переходили из поколения в поколение, и так было во многих семьях. Еще я помню, как мы дома пили чай из сервиза Гарднера. Это один из старейших фарфоровых заводов, он находится в Вербилках.

Сейчас за антиквариатом я езжу в Европу, например, во Францию, где старинные вещи продают на брокантах. Брокант – это особый блошиный рынок, специальные ангары, набитые всевозможными старыми вещами. Как они туда попадают? Франция – довольно благополучная страна, там было относительно мало войн, много регионов хорошо сохранились. К примеру, небольшие шато или поместья остались совсем нетронутыми. И когда некоторые наследники вступают в свои права, они могут из этого места сделать гостиницу, к примеру, а предметы старины распродают на аукционах или вывозят на подобные блошиные рынки.

В городе Байонна во Франции стоит искать мебель 1950-60-х, в Нормандии, например, Руане, существует множество брокантов с серебром, фарфором, старой мебелью. Брюссель – город дорогих галерей с качественным антиквариатом в отличном состоянии. Магазины винтажных вещей и броканты стоит искать на Рю-де-Саблон и примыкающим к ней улицам. В Москве тоже существует качественный галерейный комплекс, где представлено и искусство, и фарфор, ковры и предметы декоративно-прикладного искусства, – «Артефакт» на Пречистенке 30/2.​

​Кто определяет ценность старинных вещей

Ценность таких вещей определяет, в первую очередь, рынок. Как говорится, «это стоит столько, за сколько ты можешь это продать». Ценность может быть художественная, культурная и историческая. Если на этом стуле сидел Наполеон, то это представляет интерес, пусть даже стул и неказистый. Происхождение вещи, ее история, подтверждение владения ее называется «провенанс». Если вещь массового производства, она будет стоить дешевле, если из ограниченной серии или эксклюзивного выпуска, то дороже – прямой зависимостью между возрастом вещи и ее стоимостью нет.​


Антикварный камин – находка заказчика – и бюро. На них – винтажные рамки с блошиного рынка во Франции.

Как научиться разбираться в антиквариате

Нужно знать историю и быть знакомым с экспертами: помочь могут музейные эксперты и сотрудники галерей, например, ТамараВехова из Vehova Gallery знает все о художникахпервой волны эмиграции . Можно и самому изучать рынок, существует множество школ по антиквариату. Наиболее полное представление можно получить на факультете истории МГУ, на кафедре истории искусства. Еще можно пройти курс «Экспертиза антиквариата» в Аукционном доме Гелос или специальный курс для дизайнеров интерьера в школе «Детали». Почерпнуть необходимую информацию можно и в книгах, например: ​«Русский фарфор, частные заводы»​ В.А. Попова, «Стили мебели» ​Д. Кес, «Большая иллюстрированнаяэнциклопедия древностей» – там, в частности много советов какотличить подделку от оригинала.

Глубже всего в вопросе разбираются коллекционеры, а если ты просто любитель, то лучше придерживаться правила современного искусства – покупай то, что нравится.

В чем прелесть винтажа и антиквариата

Как ни странно, некоторые антикварные серебряные ложки и ножи дешевле новых, только что произведенных. В России старинных ценных вещей осталось мало, потому что весь редкий хрусталь побили в революцию, дорогие стулья сожгли в блокаду. Во Франции рынок больше, соответственно цены меньше. Еще один хороший источник – Санкт-Петербург (обратите внимание на блошиный рынок на станции Удельная, галереи «Терцо» на Итальянской улице, на улице Пестеля и на Моховой улице)​, там очень богатый выбор вещей – многое привозят из Швеции.Еще одна причина покупки антиквариата – размер: дамские сумочки были компактнее, а старая мебель меньше и изящнее, чем современная. Ну и конечно, уникальность, обусловленная гораздо меньшими масштабами производства.


Антикварный столик для завтраков, XIX век, главное достоинство – компактный размер.

Как не переборщить с антиквариатом в интерьере

Нужно смотреть на размер пространства: в небольших современных квартирах легко получить квартиру-музей. Чтобы этого не произошло, вкрапление винтажных вещей должно быть максимально деликатным. Сейчас клиенты отдают предпочтение направлению mid-century: дизайнеры часто используют мебель 50-х-60-х годов, перетягивают ее и перекрашивают. Шарм эпох, модерна или ар-деко, практически невозможно воссоздать, и если вам нравится определенный исторический стиль, лучше обратиться к антиквариату.

У некоторых заказчиков до сих пор есть предубеждение насчет старой и чужой вещи – будто у нее «не та энергетика». Но думаю, что если вещь пережила столько войн, революций, в ней, напротив, очень много жизненной силы.

Чем подтверждается подлинность антиквариата

Для картин проводится обязательная экспертиза, а на фарфоре и серебре есть клеймо. Причем эти штампы часто меняются: по ним можно определить происхождение сервиза с точностью до десяти-пятнадцати лет. Чтобы отличить подделку от оригинала, нужна определенная «насмотренность»: нужно сравнивать собственные предметы с научно обработанными музейными собраниями, следить за публикациями по специальности, тщательно изучать, какие технологические процессы, старые техники, рисунки, орнаменты и способы обработки бытовали в разное время. Признаком подделки может быть, например, клеймо, не соответствующее способу украшения и используемому орнаменту. Знать даты наиболее известных мастеров интересующего вида искусства, а также используемый материал и технические возможности того времени необходимо.​

Каким мы представляем антиквара, знатока и торговца предметами старины? Советский кинематограф из фильма в фильм эксплуатировал образ старичка в старомодной одежде, с пенсне, всем своим видом олицетворявшего ход времени и смену эпох. Возможно, когда-то типичный владелец лавки древностей так и выглядел. Но антиквар нашего времени - вполне современный господин средних лет, модно одетый и внешне не отличающийся от своих ровесников, торгующих любым иным товаром.

Как научиться

Профессия "антиквар" не значится ни в одном классификаторе. Соответственно, и в государственных учебных заведениях соответствующей специальности/специализации тоже нет. Но сами-то антиквары есть! Откуда же они берутся?

Один хозяин антикварной лавки на вопрос "Как стать антикваром?" пожал плечами и ответил: "Не знаю, никак... С детства, наверное...". В этом есть доля истины. Например, Юлия Коткина , заместитель директора "Антикварного общества "Сказка" - антиквар потомственный. Коллекционером и торговцем древностями много лет назад стал еще ее отец. Соответственно, все детство и юность прошли в окружении предметов старины, в общении с коллекционерами. И уже будучи студенткой отделения искусствоведения Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова (вуз выбран целенаправленно), Юлия начала работать в антикварном магазине отца на Арбате. Образование органично дополнило практику. Кроме того, Коткина окончила курсы геммологов при Московской государственной геологоразведочной академии - чтобы разбираться в драгоценных камнях и правильно их оценивать.

Впрочем, многие антиквары-оценщики зачастую не имеют не только искусствоведческого, но и вообще никакого высшего образования. Кто-то обходится без него всю жизнь, а иные целенаправленно восполняют или систематизируют знания в области мирового искусства, поступая на соответствующие отделения вузов уже после многолетней практики. Например, в ту же "Строгановку", МГАХИ (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова) или исторический факультет МГУ. Кроме того, многие провинциальные университеты (Уральский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств и др.) имеют специальность "искусствоведение и культурология".

Несколько лет назад в Москве открылся институт "Гелос" при одноименном аукционном доме. Имеющие любое высшее образование могут получить профессию "специалист по антиквариату", "эксперт по антиквариату" или "менеджер, дилер антиквариата" с соответствующими записями в дипломе.

Среди специальных курсов (предметов) - история, теория искусств, атрибуция антиквариата, основы антикварного дела, антикварный рынок России и Европы, методика проведения аукционов, галерейные и аукционные формы торговли и многие другие. Многим выпускникам своего института "Гелос" сразу предлагает трудоустройство и возможность сделать карьеру - в штате Дома около 100 человек.

Однако хорошее представление об искусстве и культуре разных стран и эпох - только половина дела. Необходимо четко понимать, что сколько стоит и какую ценность имеет в нынешних условиях, с учетом сиюминутной конъюнктуры и моды. А это приходит только с практикой, оттачивается ежедневным общением со специалистами (антикварами и коллекционерами). Кроме того, по словам Эдуарда Стецюра , директора музея "Гелос", для хорошей ориентации в мировом искусстве одного образования, включающего изучение отечественного музейного фонда, недостаточно. Необходимо посетить лучшие сокровищницы мира (например, Лувр или Британский музей), а также музеи авангардного искусства, вроде Дома Сальвадора Дали под Барселоной.

Карьера

Допустим, диплом искусствоведа и горячее желание стать антикваром имеются. Куда податься, с чего начать, к чему стремиться? Для начала стоит пойти работать продавцом антикварного магазина. Там можно постепенно войти в курс дела, разобраться "что-где-почем", а заодно познакомиться с кругом коллег-торговцев и клиентов-коллекционеров. Правда, попасть на работу в магазин в большинстве случаев (среди исключений - "Гелос") удастся только по знакомству (рекомендации). Что вполне логично - кто ж подпустит к ценному товару человека с улицы. Да, и вообще, торговля антиквариатом - сфера весьма интимная...

Зарплата начинающего антиквара будет соответствовать аналогичной ставке выпускника вуза без опыта работы в "средней" компании - $300-500 в месяц. Правда, можно рассчитывать и на премии по результатам продаж, в сумме набегает около $700. Продавец с опытом, по словам владельцев антикварных магазинов, может зарабатывать и $1500 в месяц. Чем отличается антиквар от своего коллеги-продавца, например, из магазина бытовой техники? И тот, и другой представляют покупателю товар в соответствии с описанием изделия и запросом клиента. Но, если к электронному прибору прилагается инструкция с описанием характеристик изделии (которую продавец может просто выучить наизусть), то в случае с антикварным предметом все значительно сложнее. За каждой безделушкой стоит история и эпоха, а об этом даже в каталоге не прочтешь. Соответственно, если не понимаешь, не знаешь, не чувствуешь - не продашь.

Что еще? В антикварных магазинах и лавочках, как правило, нет уборщиц. За чистотой помещения, а главное, витрин и товара, следят продавцы. Объяснение просто - слишком велик риск испортить какую-либо ценную вещь, например, смахивая с нее пыль слишком влажной или слишком жесткой губкой. Или просто разбить. Как и за чем ухаживать, обязан знать даже рядовой сотрудник. А особо ценные лоты протирает управляющий, лично.

Следующая ступень карьерной лестницы - директор магазина. Хотя наемный управляющий в данном виде бизнеса скорее экзотика. В лучшем случае магазином командует кто-то из семьи владельца. Зарплата директора, разумеется, зависит от прибыли магазина. Почему разумеется? Очень просто. Ведь именно директор является главным и единственным оценщиком, который решает, какой товар брать, по какой цене выставлять и т.д. Среди прочих его обязанностей - своеобразные ежедневные "лекции" для персонала, описание вновь выставленных предметов. Кроме того, от директора зависит и круг постоянных покупателей-коллекционеров, поставщиков-скупщиков (частных дилеров). Все эти люди в первую очередь должны доверять управляющему. Наемный директор антикварного салона на Арбате: "Управляющий антикварным магазином - в первую очередь хороший менеджер по продажам и PR. Нужно создавать вокруг себя круг клиентов, дружить с коллекционерами и коллегами".

Высшая ступень в антикварной иерархии - владелец собственного салона-магазина. Желательно, конечно, "с вывеской и витриной на улицу", но можно и камерного - "для своих". Сколько зарабатывает хозяин?! Тсс! - деньги и ценности любят тишину... Многое зависит от опыта и везения, но разброс доходов от месяца к месяцу непредсказуем. Правда, в любом случае, предполагается, что на этом уровне человек обладает определенным запасом собственного товара (не принятого на комиссию и хранение, а купленного) и, соответственно, уже явно не беден. В частности, собственный капитал (допустим, $100-200 тыс., "замороженный" в паре десяток старинных "безделушек") является своеобразной гарантией антиквара перед клиентами за переданную на реализацию дорогую вещь.

Помимо работников магазинов, аукционных домов или закрытых галерей существует масса частных дилеров, фактически, фрилансеров. Эти люди тусуются в антикварном сообществе, периодически выступая посредниками между продавцами и покупателями. На самом деле, частный дилер - это следующая после продавца ступень роста для человека, не желающего всю жизнь стоять за чужим прилавком.

Приобретя связи в антикварном мире, завоевав доверие клиентов, продавец уходит в "свободное плавание". Через какое-то время, допустим, год или два, он может заработать достаточно денег, чтобы начать собирать собственную коллекцию, которую можно продать. А еще через несколько лет при удачном стечении обстоятельств и желании открыть и свой салон.

Сегодня узнала отличную новость о том, что у Виталия Чужбы вышла книга "Как стать антикваром. Покупаю мусор - продаю антиквариат."

По этому приятному поводу луганские блогеры приглашаются на презентацию, которая состоится 27 ноября в среду в 18. 30 в помещении Луганского Французского альянса (улица Советская, 22 - б 4-й этаж)
тел. для справок 347997 или 0503285388.

Кто пойдет - пишите мне в личку. Я очень рада за Виталия, и, конечно, собираюсь поздравить его лично с таким знаменательным событием.

Оригинал взят у antiqtrade в Как стать антикваром. Покупаю мусор - продаю антиквариат. Уже в продаже!

Уважаемые друзья, коллеги, читатели этого блога!
С радостью сообщаю вам, что книга "Как стать антикваром. Покупаю мусор - продаю антиквариат" вышла в свет.
Вот она белая, как лебедь, лежит передо мною и пахнет свежей типографской краской.
О чем же эта книга?

Эта книга - первый сборник практических рекомендаций по торговле антиквариатом на русском языке.
В ней раскрыты:
- все секреты создания антикварного магазина;
- рекомендации по раскрутке Интернет-магазина;
- тонкости и подводные камни международной аукционной деятельности;
- безопасность при торговле антиквариатом;
- проведение программы гарантированный пенсионных накоплений.

В данной книге, на 320 страницах, систематизирован весь мой опыт в антикварной деятельности за последние 30 лет, и изложен в виде максимально подробных инструкций, схем, шаблонов и технологий для превращения знаний в деньги.
Для удобства использования большое количество рекомендаций организовано в форме 300 советов, они выделены пиктограммой и пронумерованы.

Книга содержит 30 цветных иллюстраций и множество рисунков поясняющих смысл той или иной главы.

В конце каждой главы приведен список рекомендуемой по данной теме литературы.
Большое внимание уделяется применению современных информационных технологий в антикварной торговле.
В бонусных приложениях размещена очень полезная для деятельности антиквара таблица содержания золота в основных инвестиционных золотых монетах мира.

Прочитав эту книгу Вы научитесь разбираться в основных направлениях антикварной деятельности, превращать старые "сырые объекты" в антиквариат и предметы искусства. Вы также научитесь правильно определять цели Вашего бизнеса и подчинять их своему жизненному стилю.
Но самое главное - даже еще не дочитав эту книгу до конца Вы уже получите гарантированную прибыль от внедрения в жизнь приведенных в ней рекомендаций.

В жизни нет ничего более необходимого, чем идея, которая посетила Вас в нужный момент. Уверен, что прочтение данной книги наделит вас не одной плодотворной идеей!

Заказать эту книгу можно в интернет магазине