Конспект литер чтения пришвина ребята и утята. Введение в тему. Работа над иллюстрацией

О братьях наших меньших (12 ч.)

1.Сформировать систему знаний по теме братья наши меньшие в произведениях русских писателей.

2. Воспитывать бережному отношению к животным, братьям нашим меньшим.

3.Развивать умения речи обучающихся.

Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Определять основную мысль произведения.

Объяснять поведение героев.

Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.

Сравнивать героев произведений, главные мысли произведений.

Выделять из списка слова, близкие по смыслу.

Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов.

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям , передавать интонацию говорящих.

Описывать внешний вид персонажа.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Составлять план произведения.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению

Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Оценивать свое отношение к учебе.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.

Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

Находить нужные книги в библиотеке.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель: Мартынова Е.В

    Класс: 2

    УМК: «Школа России»

    Учебный предмет: литературное чтение

Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч

    Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

    Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

    Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинка «утка с утятами»

Технология проведения

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Организует начало урока

Проверка необходимых учебных принадлежностей.

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Какой раздел изучаем? (Братья наши меньшие). У кого есть братья? (У людей) Толковый словарь русского языка:БРАТ, - 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 2. Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разговорное). 3. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто-нибудь близкий (высок.). Братья по перу. Братья по оружию. 4. Монах, член религиозного братства (обычно в обращении). Братья наши меньшие (книжное) - о животных по отношению к человеку. Ваш (наш, их) брат (разговорное) - вы, ты (мы, я) - как и все другие мне, вам, нам, им подобные. Знаю я вашего брата, мальчишек. Свой брат (разговорное) - близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди.

В начале изучения темы какой вопрос мы себе поставили? Можно ли животных считать братьями? С какими произведениями раздела уже познакомились?

(На доске).

Изучая предыдущие произведения, какие сходства мы нашли у животных и людей? (Карточки на доску) :

Жив-е Человек

Растут Не навреди!

Повадки поступки

Забота забота.

Как Николай Сладков называет животных?

Почему мы называем их братьями нашими меньшими?

Сегодня мы продолжим работу: Но сначала проверим дом. задание. Что значит прочитать выразительно? (голос, интонация, мимика).

На доске:

Проверка д/з.

« Братья наши меньшие»

« Что связывает человека и животных. Сходство и различие.»

Странные существа – в шерсти, перьях, чешуе.

«Они приспосабливаются к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

Почему это произведение поместили в этот раздел?

Какой жанр произведения? Можем определить по названию? Давайте посмотрим в учебнике на с. 132 Почему не стих-е? Сказка или рассказ?

О чем пойдет речь? Что можно сказать о героях?

Ребята, давайте определим цель и задачи урока.

1.Определить жанр произведения.

2.Узнать с какой стороны можно увидеть человека и животное.

3.Составить план произведения.

4.Подготовить пересказ.

Рассказ учителя о писателе по слайдам.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

На доске.

Слайды 1-3

«Ребята и утята»

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Учащиеся сами формулируют цель урока:

Цель: Связь человека и животного через художественное произведение.

Познакомиться с новым произведением М.М.Пришвина.

Определить почему это произведение поместили в этот раздел.

Определить жанр произведения.

Узнать с какой стороны можно увидеть человека и животное.

Составить план произведения.

Подготовить пересказ.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Первичное усвоение знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.

1) Первичное чтение.

2) Выявление первичного восприятия.

Определите жанр произведения. Докажите.

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

Почему этот рассказ мы изучаем в разделе «Братья наши меньшие»?

Предлагает способ знакомства с произведением.

Задает вопросы

Прослушивание записи.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свою точку зрения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление.

В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

3) Словарная работа. Предложить самим определить значение слов по словарям и справочникам: Словарь Ожегова, справочник – определитель, словарь терминологии.

(справочник - определитель)Чирок-свистунок- птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах.Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжими пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.

Узнаете эту уточку, если встретите?

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе. (словарь Ожегова)Верста – русская мера длины равная 1,06 км. (словарь терминологии) Паровое поле – отдохнувшее, не занимаемое посевами в течение всего вегетационного периода или части его и содержащееся в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.

Работа по группам

Слайды 5-13

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

4) Анализ и выборочное чтение.

Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

Докажите строчками из

произведения.

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

Что значит для утят свобода?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Сколько надо было идти до озера?

Сколько это километров?

Это много или мало для человека?

А для маленьких утят?

Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами.

Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

Кто страшнее? Почему?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

Зачем ребята это делали?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.

Могла ли утка кричать?

Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

А какое чувство пережили утята?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

А какое вы слово кричите, когда боитесь?

А ваша мама переживает за вас?

Как она ведёт себя при этом?

А какая она мама?

Вам жалко её?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Какие пословицы о маме вы знаете?

Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.

Кто помешал мальчишкам?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

Назовите слова, которые показывают строгость автора.

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

Как шла уточка-мать в начале рассказа?

А почему сейчас она побежала впереди?

Как М. Пришвин попрощался с утятами?

Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

Перед кем этот знак уважения?

Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

Что пожелали люди уточке?

Почему? Докажите строчками из произведения.

Нужно ли было пожелание уточке?

6) Беседа по содержанию в целом.

Работа над иллюстрацией. Работа в парах.

Посмотрите на иллюстрацию стр.132-134.

Кто изображён на переднем плане?

Что они делают?

Кто изображён на заднем плане?

Что они делают?

Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

Что его волновало?

Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

Кто именно?

А кто нет?

7)Выявление совпадений первичных с окончательными.

8)Определение главной мысли рассказа.

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Что же вы можете сказать о М. Пришвине? Какой он человек?

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный

Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

На свободу.

Вода, корм, озеро.

Решилась наконец-то.

3 версты.

Чуть больше 3 километров.

Очень много.

Мать шла позади.

Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

Люди, лисица, ястреб.

Высказывают

своё мнение.

Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.

Просто так, для забавы.

Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

Страх, испуг,…

Переживает..Высказывают своё мнение.

Заботливая.

Вспоминают пословицы.

Ребята собрались закидать шапками мать и поймать её.

Нет. Они струсили.

Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят!

Строго спросил.

Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил.

Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

Мать шла позади.

Считала себя виноватой.

Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята!

Знак уважения.

Перед маленькими утятами, М. М Пришвин неравнодушный человек.

Они засмеялись.

Счастливого пути. Все разом закричали ребята:

До свидания, утята!

Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.

Утка- мать и утята.

Машут шапками, кричат.

По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Чтобы мы не совершали глупых поступков.

Утята могли погибнуть.

Маленькие утята.

Они, не подумав, совершили глупость.

Сравнивают свои, делают вывод.

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Доказывают.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2) Творческая работа. Работа в группе

Работа с заглавием.

Придумайте своё заглавие к рассказу.

Работа с пословицами.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением.

ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ.

Какие испытывали чувства при чтении и слушании?

План. Чувства

    Путешествие к озеру. Спокойствие

    Не выпускать из виду. Тревожность

    В величайшем волнении

Волнение. страх

    Живо возвратите утят! Негодование

    До свидания, утята!

4) Пересказ по плану.

От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/

А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?

В парах (на партах пословицы).

Умел ошибиться- умей и поправиться.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

На доску:

План. Чувства

1.Путешествие к озеру. Спокойствие

2Не выпускать из виду. Тревожность

3.В величайшем волнении. Страх, волнение

4.Живо возвратите утят! Негодование

5.До свидания, утята! Радость.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин

Как вы понимаете эти слова?

Что связывает человека и животных? Почему это произведение помещено в этот раздел?

Чему вас научил урок?

Зеленый – работал активно, все получалось

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

Красный – было трудно, не все получилось

Домашнее задание:

Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

"Красноярская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Никифоровича Кошкарова" - филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Уватская средняя общеобразовательная школа» Уватского муниципального района

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Ребята и утята»

подготовила

учитель начальных классов

Лиховец Зинаида Сергеевна

с. Красный Яр
2017

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята »

Класс: 2.

Цели урока:

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии.

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, телевизор, видеоролик.


Презентация к уроку
PPTX / 3.58 Мб

Ход урока

І. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. А теперь поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь.

Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.

Давайте вспомним правила делового сотрудничества.

(на доске)

Учащиеся.

Уважать чужое мнение;

Быть внимательными;

Слушать и слышать друг друга.

II . Проверка домашнего задания.

Сначала давайте проверим домашнее задание. С.129 наизусть (3-4 человека). Молодцы.

III . Актуализация знаний

А сейчас внимание на экран. (Видеоролик о животных)

Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)

Что нас связывает с ними общее? (жизнь)

IV . Изучение нового материала. СЛ.1

Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин. (Биографию о Пришвине М.М. рассказывает заранее подготовленный ученик)

А теперь отгадайте ребус: СЛ. 2

Сумка минус С, М=Т получается УТКА

Как можно ласково назвать утку?

Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке - свистунке.

Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).

Чирок - свистунок. СЛ.3

Чирок - свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт - вертикально.

А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: Можно ли играть с дикими животными и птицами?

Отложите таблички, мы вернёмся к ним позже.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

Знакомство с текстом. СЛ.4

А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Аудиозапись).

Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

О ком этот рассказ?

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

2.Словарная работа. СЛ. 5-9

Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА - старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА - место, где работает кузнец - кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ - поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА - меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА - видно кругом далеко.

Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

Физкультминутка СЛ. 10

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

И опять настала тишь.(Сели)

Работа над рассказом. СЛ. 11

Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя.

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
- Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
- Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
- Это много или мало для человека?
- А для маленькой уточки? (Много.)
- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
- Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
- Какие враги были у уток? (Люди.)

2 часть (вслух по цепочке.) СЛ.12
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
- Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
- Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
- А какая она мама? (Заботливая.)
- Вам её жалко?

Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
- Утята пойманы, что собираются делать ребята?
- Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
- Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
- Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
- Какое приказание дал им взрослый?
- Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)

3часть «Чтение по абзацам» СЛ.14
- Что можно сказать о ребятах? Какие они?
- Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
- Как можно назвать их по-другому? (Маленькие, глупые, жестокие.)
- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
- А почему сейчас она побежала впереди? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)
- Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
- Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)
- Докажите строчками из произведения. (Радостно снял я шляпу и помахав…)

Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
- Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…)

Составление плана СЛ.15

А сейчас самостоятельно озаглавьте каждую часть и кратко расскажите о чём в ней говорится

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части?

IV . Закрепление. КОНЕРС (сингапурская технология)

Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы.

Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.

Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

Умел ошибиться - умей и поправиться.

- Добрый пример лучше ста слов.

К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

Кто скоро помог, тот дважды помог

Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

А кто нет? Почему?

Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)

А сейчас давайте с вами снова вернёмся к нашим таблицам. В начале урока каждый из вас написал своё мнение на вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами?

Сейчас, если ваше мнение изменилось запишите его во вторую колонку и объясните почему вы изменили своё мнение.

V . Итог.

Давайте подведём итог:

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

Кто написал этот рассказ?

Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.16

Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части. СЛ.17

Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

Мне очень грустно, я не всё понял

Напоследок мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Слайд 18)
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, - их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.

Урок окончен. Спасибо.

Урок литературного чтения "М.Пришвин "Ребята и утята". 2-й класс

Цели:

    познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

    развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

    воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход урока

1. Организационный момент

Солнце встало, потянулось,

Нам в окошко улыбнулось!

Улыбнемся мы в ответ,

И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,

Станет мир наш добрый краше,

Жителям Земли привет! (Машут руками).

2. Проверка домашнего задания: В. Бианки «СОВА».

Работа с картинками на магнитах: сова, старик, шмель, коровы (откормленная и тощая), мыши.

Назовите героев сказки «Сова» (по мере называния, фигурки крепятся на доску).

Как доказать, что это сказка?

Чтение-обсуждение.

У. Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.

У. Как начинается сказка? Чтение отрывка.

У. Что произошло? (Улетела сова). Почему? (По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются).

У. Как изменилась жизнь старика?

У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).

У. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

3. Знакомство с портретом и краткой биографией М. Пришвина.

Слайды.

4. Психологический настрой на восприятие нового произведения.

Включается запись криков самца и самки уток – чирков.

Кто догадался, что вы услышали?

Игра.
Поиграем. Я называю животных, а вы мне хором называете детёныша.
У кошки – котёнок
У собаки – щенок
У зайчихи - зайчонок
У утки – утёнок
У овечки – ягнёнок
У курочки – цыплёнок
У ежихи – ежонок
У коровы – телёнок
У лисы – лисёнок
У лосихи – лосёнок
У волчицы – волчонок

А чтобы стало понятно, о ком именно у нас пойдет речь,отгадайте загадку:

Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок).

Включается слайд с изображением уток, ребенок читает наизусть рассказ:

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела.

Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток.

Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда. Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло.

Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

5. Целеполагание. Словарная работа.

Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая симпатичная уточка – чирок. В этом рассказе нам встретятся не совсем понятные слова. А так же мы увидим трудные для чтения слова. Это значит, что мы не только узнаем что – то новое и интересное, но и улучшим свою технику чтения.

Слайд.

6. Выразительное чтение рассказа учителем: с тр. 92, сопровождение слайдами с иллюстрациями.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

7. Проверка восприятия.

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
На свободу.
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
3 версты.
Сколько это километров?
Чуть больше 3 километров.
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
Просто так, для забавы.
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
Заботливая .
– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матери добро.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?

8. Определение главной мысли рассказа.

– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
– Докажите, что М.Пришвин – человек

а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.

9. Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:(слайд)

«Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родин»

Какова главная мысль?

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЭТО ЗНАЧИТ НАБЛЮДАТЬ И ПОНИМАТЬ ЕЁ; ПОМОГАТЬ ЖИВОТНЫМ: ПТИЦАМ, НАСЕКОМЫМ

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

Просмотр содержимого презентации
«М. М. Пришвин РЕБЯТА И УТЯТА»

Михаил

Михайлович

Пришвин

1873-1954

Михаил Михайлович Пришвин - русский писатель , автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года, в селе Хрущево Липецкой области.

Михаил Пришвин писал рассказы о животных, в том числе и охотничьи рассказы. Бессловесный мир благодаря писателю обретает язык, становится ближе. Он много путешествовал по стране, часто менял место жительства. И везде любил наблюдать за природой, животным миром, научился понимать пользу и красоту природы.

С детства Миша Пришвин с теплотой и любовью относился к птичкам и зверюшкам. Он дружил с ними, пытался научиться понимать их язык, изучал их жизнь, стараясь не потревожить. В рассказах Пришвина о животных переданы занимательные истории о встречах автора с разными зверьками. Там встречаются веселые эпизоды, заставляющие детскую аудиторию смеяться и удивляться уму и сообразительности братьев наших меньших. А есть грустные истории о зверюшках, попавших в беду, вызывающие чувство сопереживания и желание помочь у ребят.



ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.



раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно


об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радос т но – непроизносимая буква т


Словарная работа:

ХОЛМ –

небольшой бугорок


ВЕРСТА

русская мера длины,

равная 1, 06 км

1 км

1 верста


КУЗНИЦА

место, где работает кузнец.


ПАРОВОЕ ПОЛЕ

отдохнувшее поле.


ВОДА СПАЛА

стало меньше воды.


Физминутка









ГУ «Кызылжарская средняя школа»

Астраханского района

Акмолинской области

Открытый урок по теме:

М. Пришвин «Ребята и утята»

учитель начальных классов

Гоманюк И.Г.

ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята» Слайд №1-3

Цель: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина

Задачи урока:

    Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

    Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

    Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Формы организаций урока: коллективные, индивидуальные.

Оборудование: презентация к уроку, карточка «проверь себя», солнце с ладошками

Ход урока.

    Организационный момент. Слайд №4 .

Солнце встало, потянулось,

Нам в окошко улыбнулось!

Улыбнемся мы в ответ,

И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,

Станет мир наш добрый краше,

Жителям Земли привет! (Машут руками).

Подарите каждому

По кусочку солнышка

Путь добром наполняться

Души их до донышка.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте здоровы, внимательны, активны на уроке. Слайд №5

Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой).

    Осмысливать задание;

    Выслушивать мысли каждого;

    Отстаивать, доказывать свою точку зрения;

    Не перебивать друг друга;

    Соблюдать правила поднятой руки;

    Проверка д/з.

- Как называется наш раздел, который мы закончили изучать?

Работа над тестами по пройденному материалу.

1. Вспомните, в каком рассказе есть строчки:

«Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега.

Мышонок крепко вцепился в сухую кору и

не шевелился. Ребята махали ему руками с берега»:

А) «Малыш и Карлсон»;

Б) «Мышонок Пик»;

В) «Ёжикина скрипка»?

А) А.Линдгрен;

Б) М.Пришвин;

В) В.Бианки?

3.Найдите строчку из стихотворения

Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

А) «Деревья жалобно шумели, когда настали холода…»;

Б) «Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно…»;

В) «Зима ещё хлопочет и на Весна ворчит. Та ей в глаза хохочет…».

4. В стихотворении Ф Тютчева « Зима не даром злится…» говорится борьбе:

А) зимы с весной;

Б) весны с летом;

В) весны с осенью.

5. Подберите окончание пословицы «апрель с водой, а…»

А) май с травой;

Б) весна с землёй;

В) дождь с жарой.

Проверка Слайд №6-8

    Постановка задач урока.

Учитель: Слайд № 9

Сегодня на уроке переходим к новому разделу. Расшифруйте название нашего раздела. АШАН АТЕНАЛП – ЯЛМЕЗ.

Мы живём на нашей планете и порой не замечаем, неповторимый мир в нём, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь.

В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

Ученики: Слайд №10

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

Учитель:

Учиться умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина. -- Познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

4. Рассказ о М. Пришвине. Слайд №11

М.М.Пришвин много путешествовал и накопил немало впечатлений. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

Какого человека можно назвать неравнодушным?

Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Природу и Родину Пришвин рассматривал как единое целое и говорил: «Охранять природу – значит охранять Родину» Своими произведениями Пришвин воспитывал в людях любовь к природе. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: слайд №12

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспевал ее, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю….»

На долю кого выпала бы эта благодарность?

М. Пришвин. Слайд №13

5.Изучение нового.

1. Психологический настрой на восприятие нового произведения.

Прочитайте заглавие рассказа.

- « Ребята и утята »

Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? О чем пойдет речь в этом произведения?

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд № 14

Чирок – свистунок.

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела.

Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток.

Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда. Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло.

Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

2. Словарная работа.

Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая симпатичная уточка – чирок. В этом рассказе нам встретятся не совсем понятные слова (незнакомые). Попробуем объяснить их значение.

    Холм – небольшая отлогая горка . Округлая возвышенность с пологими склонами. Слайд №15

    Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. С лайд №16

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. С лайд №17

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. С лайд №18

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Слайд №19

    Кузница – помещение, где работают кузнецы. Слайд № 20

3 . Чтение текста с остановками.

Слайд №21

1 остановка. Вот тут их увидела ребята….

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу.

Что значит для утят свобода?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.

Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты

Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров.

Это много или мало для человек?

А для маленькой уточки?

Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.

Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

Докажите строчками из произведения.

Кто страшнее?

Почему?

Слайд № 22

2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы.

Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

Докажите строчками из произведения.

Могла ли утка кричать?

Докажите строчками из произведения.

Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

А какое чувство пережили утята?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама

А ваша мама переживает за вас?

Как она ведет себя при этом?

Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать.

А какая она мама?

- Заботливая.

Вам ее жалко?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Слайд №23

3 остановка …и побежали с утятами на холм.

Кто помешал мальчишкам?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый?

Докажите строчками из произведения.

Назовите слова, которые показывают строгость автора.

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

Что можно сказать о ребятах?

- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?

Слайд № 24

4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.

Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

Как шла уточка-мать в начале рассказа?

А почему сейчас она побежала вперед?

- Хотела быстрее увести детей от врагов.

Как Пришвин попрощался с утятами?

Что он сделал при этом?

Докажите строчками из произведения.

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Знак уважения.

Перед кем этот знак уважения?

Почему?

Как мальчишки на это прореагировали?

Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?

Чтение до конца.

Что можно сказать о ребятах? (Безответственные, несерьёзные)

Как их назвал рассказчик? (Глупыши)

Как можно назвать их по-другому?

Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

Что пожелали люди уточке?

Нужно ли было пожелание людей уточке?

Почему?

Докажите строчками из произведения.

ФИЗМИНУТКА

Слайд № 25 . Подбор пословиц к произведению.

Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.

Умел ошибиться, умей и….(исправиться.)

Добрый пример лучше ста…(слов.)

Сначала думай – потом… делай.

Сей добро, посылай….., оделяй….(добро, добром)

Дитя плачет, а у матери сердце…. (болит.)

К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?

5.Закрепление.

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение

Слайд №26 . Работа по карточкам тестам

п/н

Вопрос

Ответ +/-

1.

Произведения «Ребята и утята» - это сказка

2.

Главными героями были дети и семья уточки

3.

При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

4.

Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

5.

Пришвин разговаривал с ребятами ласково

6.

Ребята смогли объяснить свой поступок

7.

Уточка бросила своих утят

8.

Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

Слайд №27 . ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ

    Определение главной мысли рассказа.

Почему?

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

Что же вы можете сказать о М. Пришвине? Слайд № 28

Докажите, что М. Пришвин – человек:

добрый;

строгий;

неравнодушный.

6. Итог урока

Слайд № 29 . В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».

Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание)

Дети наклеивают ладошки на солнышко.

- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: Слайд № 30

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Слайд № 31

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом!

Д/з пересказ.

8.12.2016г.
Класс: 2 класс
Тема урока: М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель урока: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина
Задачи урока:
Образовательная:

Познакомить с творчеством и биографией М. Пришвина
Развивающая:

Продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.
Оборудование: портрет писателя, карточки со словарными словами, выставка книг, иллюстрации к рассказу, учебник.
Ход урока:
I. Организация внимания
-проверка готовности к уроку.
-психологический настрой:
Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
Дети: Тепло
Учитель: Всегда дарите друг другу улыбку и тепло! И вы будете нравиться людям!
Вводное слово учителя.
Учитель: -Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь.

Сообщение темы и целей урока.

Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.
II. Основная часть:
Обращение к портрету.(сообщение ученика).
Михаил Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Обращение к выставке книг
Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к выставке книг).

Мы узнали о жизни и творчестве писателя. А сейчас мы познакомимся с произведением М.М.Пришвина, только сначала отгадайте ребус, отгадав его вы поймете о чем это произведение.
Ребус (на доске)
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
- Как можно ласково назвать утку?
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
Учитель: Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок.
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. В Казахстане чирки-свистунки обитают к югу до Уральска, Атбасара, Юго-Западного Алтая и Зайсанской котловины.
- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».
Первичное чтение
1.– А сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Читает учитель).
– Ребята, понравился вам рассказ?
- О ком этот рассказ?
- К какому жанру оно относится?
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?(ответ детей)
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке.
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
Выше руки, Шире плечи.
Раз, два, три! Дыши ровней
От зарядки станешь крепче
Станешь крепче и сильней.

2. - Вы отметили слова. Назовите их.
- давайте прочитаем это слово на доске (если оно есть, читаем с постановкой ударения).
- Как вы понимаете значение этого слова?
В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
КУЗНИЦА – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
Вторичное чтение
3.- Мы с вами будем читать рассказ и делить его на части. (Дети читают текст по очереди, учитель останавливает их в конце каждой части). Затем предлагаются вопросы по тексту.
1)Чтение 1 части:
- Куда решила перевести уточка своих утят?
- Какой был путь к озеру? Почему?
- Как можно озаглавить эту часть?
2)Чтение и нахождение 2 –ой части.
- Кто увидел утиную семью?
- Как они отнеслись к утятам?
- Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов?
- Кто подошёл к ребятам?
- Как он отнёсся к поступку ребят?
- Что рассказчик потребовал от них?
- Что вы можете сказать о ребятах?
- Какие они?
- Как бы вы озаглавили эту часть?
-3) Переходим к последней части.
- Как ребята отнеслись к требованию автора?
- Чем рассказчик рассмешил ребят?
- Каким вы его представили?
- Как мы назовём эту часть?
Обобщающая беседа (по вопросам учителя)
– Ребята ловили утят. Хорошо это или плохо? Почему?
- Как бы вы поступили? (ответ детей)
4. – Рассмотрите рисунок к этому произведению.
- Выберите к этому рисунку подходящее название:
Встреча с ребятами.
Прощание с утятами.
Дорога к озеру.
- Расположите название каждой части по порядку
Обращение к пословице.(на доске)
«Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай.»
- Подходит ли пословица к произведению? Что она обозначает?
- Как автор называет уточку с утятами? (семья)
-А утят? (дочки и сыновья)
-Как уточка ведет себя, когда ребята ловят её утят? Какая она мать?
-А вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы.-Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей.
III. Заключитеельная часть:
-Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение?
Д/з: выразительное чтение рассказа
-Оценивание работы детей на уроке.
- На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за урок!