Конспект организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности для подготовительной к школе группы. Тема: «Знакомство с творчеством В. Сурикова. Портрет дочери. Урок по литературному чтению Картинная галерея В. И. Суриков "Портрет до

Портрет дочери

На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая. Ее фигурка смотрится немного неуклюжей, но с возрастом это пройдет. Ребенок превратится в очаровательную, грациозную барышню, которую будут учить танцам. Кругленькое личико ребенка обрамляют темные густые короткие волосы, до плеч. Ее губы улыбаются. Глаза у девочки, крупные, смотрят прямо и немного лукаво. Чувствуется, что девочка старательно позирует своему отцу. Левая пухленькая ладошка прижата к белой стене. Мне так и хочется подержаться за нее, кажется, что она теплая, живая.

Она одета в красное платье в белый горошек. Колготки у нее на ногах: под цвет платья. Талия подпоясана красным кушаком. Я тоже люблю одежду, такого цвета. Она смотрится нарядно и создает мне хорошее настроение. Платье украшено большим ажурным белым воротничком. Видимо, кто-то из родственников смастерил его для девочки.
Она прижимает к себе игрушку (куклу). Заметно, что ребенок очень любит ее. Кукла даже чем-то похожа на свою хозяйку. У нее белокурые волосы и голубые глаза. Она наряжена в розовое платье. Всем девочкам нравится играть в куклы и мне тоже.

Лицо у девочки довольное и спокойное. Ей хорошо живется в этом доме, с близкими ей людьми. В семье она любимица. Отец тоже восхищается своей дочерью, поэтому и получился так хорошо у него этот портрет. Он хочет, чтобы его в памяти она навечно осталась милым маленьким ребенком. Мне кажется, что у девочки немного настырный характер, и она любит, чтобы исполняли все ее желания. Вот как своими крепкими ногами она опирается о пол. Также уверенно она идет по этой жизни. Говорят, если у ребенка счастливое детство, то такая же будет и взрослая жизнь. Хочется верить, что это сбудется.

2 класс

Маленькая барышня нарисована на картине: «как живая». Мне кажется, сейчас она сорвется оттуда и побежит со мной играть.

Дочь художника позирует на фоне белой печки. Черная дверца и такие же башмачки еще ярче подчеркивают наряд девочки.

У нас в деревне, у бабушки, тоже так отапливается дом. Когда я приезжаю к ней на каникулы я люблю греться у печки. Когда она натоплена, рядом уютно и тепло. Также хорошо в доме у художника.

Вообще, вся эта картина создает хорошее настроение. Мне бы хотелось, чтобы она висела в моей комнате. А я бы просыпалась по утрам и мысленно разговаривала с девочкой, загадывала бы ей свои желания и мечты.

  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь от лица болельщика, зрителя (описание)
  • Рылов А.А.

    Аркадий Иванович Рылов родился 29 января 1870 г. Отец мальчика был простым сельским нотариусом. В юном возрасте его отправили в Петербург, обучатся искусствам. Его обучали известные мастера искусства

  • Левитан И.И.

    Левитан Исаак Ильич - известный российский художник, член общества передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву.

  • На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая.

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс (описание)

    Цыплаков В. Г. Большинство своих картин писал с прекрасных русских пейзажей, создавая чудесные полотна с изображением времен года, погоды и замечательной природы.

Суриков В.И. Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве. 1888. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Трогательный «Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве» Суриков написал в 1888 году, тогда же с успехом показав его на 16-й передвижной выставке.

«Миловидное круглое личико, в обрамлении темных пышных волос, серьезно. Но это не характер, это отношение к труду отца - она позирует деловито и спокойно. Мягкость и добродушие таятся в углах твердо очерченного рта: вот-вот улыбнется весело и лукаво! Глаза, умные, пытливые, глядят из-под густой челки, а под ней угадывается чистый высокий лоб. В этом портрете так четко увиден и схвачен весь ее счастливый, мгновенно откликающийся на все, пылкий и веселый нрав.
Ножки ее в красных чулочках на фоне белого кафеля по-хозяйски устойчивы, и в том, как они расставлены, чувствуется ее уверенность и некоторая своенравность. Их контуры, мягкие, не очерченные твердой линией, в то же время дают ощущение крепких и плотных мышц под чулками. Детская, без талии, фигурка - в низко повязанном кушаке, и стоит девочка, слегка подавшись вперед. Круглый белый воротник оттеняет розовую матовость лица. И нет в этой девочке ни малейшего девчоночьего кокетства, хоть вся она пластична и грациозна - залог будущей женственности. Ладошка левой руки прижата к белому кафелю, и пальцы написаны так, что кажутся теплыми. Правой рукой Оля прижала к себе неизменную куклу Верочку, уставившуюся голубыми глазами куда-то в пространство. Белокурая шапка куклиных волос играет золотом на красном фоне, и пышное розовое платье и бархотка на шее выдают в ней парижанку.
Дивный портрет! В нем вся прелесть и живость девочки, вся чистота и гармония ее ума и души и вся любовь и восхищение отца и художника останутся жить навсегда». (Источник: Кончаловская Н. Дар бесценный: Романтическая быль./ Наталья Кончаловская. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. – 300с.)

Из книги Натальи Кончаловской «Дар бесценный» об истории создания портрета http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=185

В соседней столовой молодая учительница-курсистка занималась с Олей грамматикой, готовя ее в первый класс гимназии.

Ну вот, какой на тебе воротник - красный? - спрашивала она Олю.

Нет… Не красный, а белый.

Василий Иванович вдруг представил себе дочь в белом воротнике поверх красного, белым горошком платья. Как оно мелькало, это платьице, в зарослях ивняка на Енисее, гасло в густой тени, а потом выпархивало на солнце и летело по песчаной отмели…

А как ты напишешь - «не» или «ни»?

Не красный.

Верно. А у меня какой воротник? Красный или белый?

А у вас… А у вас никакого - ни красного, ни белого!

А как ты напишешь это?..

Оля думает и потом твердо решает:

Молодец, правильно!

Василий Иванович слушает, улыбаясь: «Ишь ты, соображает головенок-то!»

А теперь встань и пойди туда, - говорит учительница. Слышно, как Оля отодвигает стул и торопливо шагает.

Так! Куда ты пошла?

К печке.

Какую букву поставишь в конце?

Пауза. Оля думает.

Букву «е» поставлю. Дательный здесь - кому, чему.

Хорошо! - радуется учительница. - А где ты стоишь?

Опять пауза.

Возле печки. «И» здесь будет, - торопится объяснить Оля, - потому что здесь родительный - кого, чего!..

Василий Иванович вдруг ясно представил себе Олю возле печки. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Оля стояла в красном платье горошками на фоне ярко-белого кафеля, прижав к нему, теплому, две своих пухлых ладони. Круглое лицо ее было освещено приветливой и веселой уверенностью.

«Вот как написать бы ее нужно», - подумал Василий Иванович и закрыл дверь…

Прошел месяц. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки. И как каждая новая картина, она заняла первое место в жизни семьи. Сначала портрет был в угле, потом начал закрашиваться. Оля была терпелива - умела позировать. И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтоб Оле не скучно было стоять.

В большом мягком кресле сидела сильно исхудавшая Елизавета Августовна и занимала Олю чтением или разговором. После поездки в Сибирь здоровье ее настолько сразу ухудшилось, что ей нужно было постоянное наблюдение врача. Лечил ее профессор Черинов. Он заходил к Суриковым почти каждый день. А Василий Иванович так доверял ему и так постоянно нуждался в его советах, что даже решил написать с него портрет, чтоб он подольше бывал у них в доме. Портрет этот висел у Суриковых в гостиной, как бы охраняя хозяйку, когда Черинова не было.

Вести хозяйство Елизавета Августовна уже не могла, гулять с дочерьми тоже ей было не под силу, и Василий Иванович все делал сам, чувствуя себя виноватым в том, что потащил жену в Сибирь. Только теперь понял он, что поездка эта «съела» Лилю. Нельзя было ей неделями плыть по воде в осенних туманах, нельзя было с больным сердцем трястись по ухабам, нельзя было испытывать его в борьбе с крутой неприязнью мамы. Ах, мама, мама!.. Торгошинская повадка - или душу отдаст тебе, или твою душу вымотает!.. Всего этого нельзя было Лиле. Вот теперь и не узнать прежней, красивой, веселой, распорядительной хозяйки дома. Недаром Лиля с таким недоверием относилась к Сибири, словно чуяла, что принесет она ей погибель, как той самой княжне Марии Меншиковой, для которой она позировала.

И в это холодное декабрьское утро, укутав ноги пледом, сидела Елизавета Августовна в кресле. Под розовой фланелевой кофточкой обрисовались ее похудевшие узкие плечи, а из-под белого чепца глядело изнуренное болезнью лицо. Она всячески старалась поддержать в себе бодрость, ей, как никогда раньше, хотелось принимать участие в их общей жизни, хотелось помочь дочке позировать, развлекать ее беседой. Разложив ящик с красками на табурете, сидя на венском стуле, Василий Иванович писал Олин портрет. Для работы он надевал старый черный пиджак, весь заляпанный красками, старые серые брюки, тоже все в пятнах. В этой одежде он чувствовал себя свободным - он не терпел специальных «блуз» и халатов, в которых обычно работают художники. Тут же бегала со своей куклой семилетняя Лена. В передней позвонили. Оля насторожилась:

Это учительница… Анна Михайловна. Где будем заниматься?

Веди ее в детскую, я еще здесь попишу, - сказал отец.

Оля, топая ножками, помчалась открывать дверь, усадив куклу прямо на пол возле печки…

И вот они остаются втроем. Нет, все-таки не втроем. Оля смотрит на них с холста, словно и не выбегала из комнаты.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Вишенка»

Конспект организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности для подготовительной к школе группы.

Тема: «Знакомство с творчеством В.И. Сурикова. Портрет дочери»

Цель: приобщение дошкольников к культуре родного края посредством знакомства с картиной В . И. Сурикова «Портрет дочери» .

Обучающие задачи :

1. Познакомить детей с творчеством художника В . И. Сурикова .

2. Развивать умение детей рассматривать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы.

3. Закрепить знание детей о жанре живописи «портрет».

Развивающие задачи :

1. Развивать познавательный интерес к художественному творчеству В . И. Сурикова .

2. Закреплять умение детей рисовать простым карандашом набросок, соблюдать пропорции, симметрию.

3. Развивать творческие способности детей , мелкую моторику.

Воспитывающие задачи :

1. Воспитывать любовь и уважение к истории родного края.

2. Вызвать эмоциональное реагирование на произведение искусства.

Предварительная работа :

1. Беседа о профессии художника .

2. Рассматривание репродукций картин и портретов В.И. Сурикова.

3. Чтение рассказов из биографии художника В.И. Сурикова.

Методы и приемы :

Рассказ, беседа, рассматривание репродукции, игра, практическая деятельность детей, использование художественной литературы.

Материал :

Иллюстрация автопортрета В. И. Сурикова , иллюстрации музея–усадьбы В.И. Сурикова в городе Красноярске, репродукции картин с изображением портретов близких людей художника, репродукция картины «Портрет дочери» , дидактическими таблицы: «Этапы выполнения портрета», «Образцы мимики человека», «Части лица», материалы для индивидуальной деятельности детей: краски, карандаши, восковые мелки, кисти, салфетки, листы бумаги формата А4.

Планируемые результаты :

1. Получение знаний о творчестве красноярского художника В .И. Сурикова .

2. Эмоциональное восприятие содержания картин художника.

3. Развитие наблюдательности, произвольного внимания, эмоциональной отзывчивости.

4. Выставка детских работ «Портрет дочери» .

Ход ООД:

Организационный момент.

Воспитатель : Послушайте загадку:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на вас

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Вовка, ваш сосед

Обязательно картина называется - ….

Дети: Портрет.

Воспитатель : Перед вами картины красноярского художника В.И. Сурикова. К какому жанру они относятся?

Дети: Портрет.

Воспитатель: Что такое портрет?

Дети: на портрете изображен человек - лицо, или во весь рост.

Воспитатель: «Портрет» в переводе с французского языка означает «воспроизводить черта в черту». Портреты бывают одиночные и групповые, их можно рисовать с натуры или по представлению.

Дидактическая игра "Собери портрет ".

Цель : Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении.

Воспитатель: « Какие замечательные портреты вышли».

Рассказ воспитателя: Сегодня я хочу познакомить вас с одним замечательным человеком. Всю свою жизнь он занимался тем, что писал картины. Значит, кем он был?

Дети: Художником .

Воспитатель: Он написал много разных картин. А на одной даже изобразил сам себя.

Рассматривание автопортрета . Предложить детям описать автопортрет.

Дети: тёмные волосы, усы, борода, строгий и серьёзный взгляд) .

Воспитатель: Звали этого художника Василий Иванович Суриков . Звали, потому что жил он давно. Почти 160 лет назад. А родился в январе (26) . В Красноярске даже есть дом, в котором он жил. Теперь это музей. Суриков с детства любил рисовать. Когда был совсем маленьким – рисовал на стульях. За что его очень ругала мама. Потом занимался рисованием и даже поехал учиться в Санкт-Петербургскую академию. И стал настоящим художником . Он писал очень разные картины. А однажды Суриков изобразил на своей картине свою дочь (рассматривание картины).

Дети рассматривают портрет.

Рассказ воспитателя: Перед нами очень трогательная картина. Художник изображает свою старшую дочь Ольгу в детстве. Мы видим миловидную девочку, которая усердно позирует отцу. В руках она держит любимую куклу. Сурикову удается передать живость характера дочери. На лице девочки улыбка. Она добродушная и очень мягкая. В глазах можно прочесть любопытство. Лицо круглое и очень милое. Оно обрамлено пышными волосами. На Оле ярко-красное платье в мелких горох белого цвета. Большой воротник белого цвета из изящного кружева украшает его. Такая деталь делает детскую фигуру более женственной. Ольга нарисована рядом с печкой, именно печь становится своеобразным фоном картины. В результате художнику удается написать живой портрет. Кажется, еще минута, и мы услышим детский смех. Суриков не только изображает дочь, но и передает особое отношение к ней. Мы чувствуем. Что он очень любит ее. У зрителей возникает невероятно теплое чувство.

Динамическая пауза.

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

Ноги –это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево

Падать не давали.

Из глубин далеких воду доставали.

Тело наше –ствол могучий,

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Наши руки –это ветви

Крону вместе образуют,

В кроне им совсем не страшно,

Когда ветры сильно дуют.

Воспитатель: Итак, наше исследование закончено и теперь мы можем приступить к

нашему заданию. Вы можете представить себя в роли известного художника и изобразить картину «Портрет дочери». При выполнении задания пользуйтесь дидактическими таблицами, которые находятся на доске: «Этапы выполнения портрета», «Образцы мимики человека», «Части лица».

Прежде чем приступить к рисованию сделаем гимнастику для глаз .

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

(Выполняют круговые движения глазами).

Слева -сосны, справа – ели.

(Выполняют движения глазами влево –вправо).

Дятел сверху, тук да тук.

(Выполняют движения глазами вверх –вниз).

Глазки ты закрой –открой

И скорей бегом домой!

В ходе работы педагог оказывает помощь, в зависимости от творческих

способностей.

Воспитатель: Дети, сегодня вы смогли показать себя настоящими художниками –портретистами.

Рефлексия.

Вопросы воспитателя к детям : С каким художником познакомились ?

Дети: Василий Иванович Суриков.

Воспитатель: Где он жил?

Дети: в городе Красноярске.

Воспитатель: Какие картины он писал?

Дети: портреты близких и родных людей.

Воспитатель: Кто изображен на картине, которую мы с вами писали?

Дети: Дочь художника, Ольга.

Организация выставки детских работ «Портрет дочери». Рассматривание.



1 июля 2013, 12:10

Единственная любовь Василия Сурикова

Великий русский художник Василий Иванович Суриков родился в Красноярске 12 января 1848 года в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования мальчик получил у своего школьного учителя. В 1868-м отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств. По её окончанию жил в Москве. Постоянно приезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890 годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое влияние на его становление как художника оказали мастера венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности Веронезе и Веласкес.

Когда они встретились, ей было двадцать, а ему - тридцать. Вместе им было суждено прожить недолго, всего десять лет, но их история - одна из самых замечательных. Это история счастливой любви и трагической судьбы. Суриков первый раз увидел свою будущую супругу Елизавету Августовну Шарэ во время утренней мессы в католической церкви Святой Екатерины, в Петербурге. Как оказалось, они оба очень любили музыку Баха. Молодые люди каждое воскресенье приходили на Невский проспект, чтобы услышать хоралы знаменитого композитора. После череды таких встреч состоялось знакомство.
Вскоре Сурикову пришлось уехать - он получил заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве. Это был 1877 год. Все лето Суриков выкраивал время на поездки в Петербург, чтобы увидеть запавшую ему в сердце красавицу, а в декабре попросил руки Лизы. Невеста, хоть и родилась в России, по воспитанию своему была настоящей парижанкой. Ее отец„француз Август Шарэ, встретил русскую девушку в Париже и женился на ней. Через какое-то время семья пере­бралась в Петербург, где у них появились пятеро детей. Обычаи и порядки в семье сохранились французскими, и дочки выделялись среди сверстниц особым парижским шиком, хотя семья и не была особенно богатой.
Суриков скрыл от своих родных радостную новость о венчании.
Сделать ему это было нелегко. Причина такого странного пове­дения Сурикова была простая: он был счастлив, но переживал, как отнесется к его выбору мать, женщина очень суровая, сибирская казачка. Уж для нее невестка-«француженка» была бы сюрпризом не особенно приятным. Для своего любимого Васеньки ей наверняка хотелось бы найти невесту простую, понятную.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника.

Молодожены переехали в Москву, где жили очень дружно. Оба любили музыку, литературу, вместе им не было скучно, и в первые годы жизнь их протекала достаточно уединенно. Василий был действительно счастлив - рядом с ним та, которая понимала его, прощала полную погруженность в работу. У счастливой пары родились две девочки - Ольга и, через два года, Елена. Они никогда не разлучались, даже когда девочки были совсем маленькие, путешествовали все вместе. Суриков шутил, что «все мое - всегда со мной». Одно лишь омрачало иногда счастье семьи: у Елизаветы был врождённый порок сердца.

Портрет Ольги Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888

Окрыленный Суриков работал не покладая рук. Были написаны «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова», пришло признание и финансовая независимость. Суриков любовался своей женой, с удовольствием рисовал ее. Она была натурщицей для одной из самых трагических фигур в русской живописи - старшей дочери Меншикова, Марии.

"Меншиков в Березове" (1883).

Свою картину «Меншиков в Березове» Суриков писал долго. Нужны были лица, которые выражали бы весь трагизм судьбы семьи, бывшей когда-то самой могущественной в России и оказавшейся в ссылке на краю земли, в Сибири. Мария, бывшая царская невеста, умерла в возрасте 18 лет в ссылке. Вот ее и рисовал Василий Иванович Суриков со своей жены. Но оба они и предположить не могли, что в каком-то мистическом смысле судьба Марии, не вынесшей жизни в Сибири, отзовется и в судьбе Елизаветы.

Старшая дочь Меншикова. 1882

Однажды Суриковы после почти годичного путешествия по Европе отправляются в Сибирь. Сырость водных сибирских путешествий, тряска по разбитым дорогам… Все это было тяжелым испытанием для хрупкого здоровья Лизы. На обратном пути она тяжело заболела. Сибирь, которая так радовала Сурикова, оказалась для нее губительной. Во время болезни жены он не отходил от нее, не доверял ее никому. Сам справлялся со всеми предписаниями врачей. Но весной Елизавета умерла.
Суриков никогда больше не женился, жил он только для своих девочек и для искусства.

Василий Иванович Суриков с дочерьми Ольгой(справа) и Еленой и братом, Александром, перед отъездом в Сибирь. Лето 1889 года.

В дальнейшем Ольга Сурикова выйдет замуж за художника Петра Кончаловского и у них родится дочь Наталья, мать Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. О Наталье Кончаловской и о её жизни пойдёт речь в следующем посте.

Василий Иванович Суриков с внуками - Наташей и Мишей Кончаловскими.

P.S. Очень бы хотелось побольше фотографий, но в интернете их почти что нет.

Обновлено 01/07/13 15:27 :

В.И. Суриков с женой

Портрет Елены Суриковой, дочери художника, 1906 г.

Сегодня на уроке мы научимся:

Определять его настроение

Размышление над вопросом.

Как называется картина?

Во что любила играть она?

Какой характер?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Над чем еще надо работать?

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению Картинная галерея В. И. Суриков "Портрет дочери художника"»

Урок Картинная галерея В.И. Суриков «Портрет дочери художника»

Сегодня на уроке мы отправляемся в раздел «Картинная галерея».

Цель нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с репродукцией картины В. И. Сурикова «Портрет дочери художника». Что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться? Ответить на этот вопрос нам помогут вопросы из учебника на стр. 129.

Сегодня на уроке мы научимся:

Описывать внешность человека, изображенного на портрете;

Определять его настроение

Составлять словесный портрет человека.

Описание девочки, изображенной на портрете.

Девочка стоит возле стены, возможно, это стена печи, т.к. внизу есть заслонка. Она одета в красное платье с мелкими белыми горошинами, с поясом и красным бантом. Верх платья украшает большой белый кружевной бант. На ногах девочки коричневые чулки и черные туфли. В руках у девочки красивая кукла в белом пышном платье. Девочка любит свою игрушку, поэтому крепко прижимает ее к себе, нежно обнимая куклу за талию.

У девочки веселое настроение, т.к она улыбается, глаза широко открыты. Она смотрит вперед спокойно и немного застенчиво, как будто смущается.

Размышление над вопросом.

Что если бы, Суриков сделал стену темной? (девочку было не видно, и была грустной)

Назовите фамилию художника, написавшего картину?

Как называется картина?

Определите жанр этого произведения?

Составление словесного портрета девочки.

Расскажите, какой, по-вашему, была девочка?

Во что любила играть она?

Какой характер?

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке получилось хорошо?

Над чем еще надо работать?

Дом.задание: найти другие произведения Сурикова. Записать их названия, определить жанр, рассказать, что на них изображено.