Параметры ребенка в 3 месяца норма. Третий месяц жизни

В первый год жизни дети развиваются буквально по часам, и переломным моментом является третий месяц. В это время формируется осознанный тип поведения и характера с определенными привычками и навыками. Но как развивать ребенка в 3 месяца?

Физиологическое состояние

В три месяца все органы малыша активно растут, а тело становится пухленьким и округлым. Он уже может держать голову около 30 секунд и осознанно двигать конечностями. Средний вес составляет 3­6 кг, а рост 52­64 см, в зависимости от типа питания и генетики. За третий месяц ребенок вырастает на 1­3 см и набирает в весе 0,6­0,8 кг. Это обусловлено развитием пищеварительной системы и увеличением размера желудка вдвое.

Грудничок чаще просит грудь, в чем отказывать ему не стоит. Малыш на искусственном вскармливании также увеличивает потребление, но нужно следить за его весом, поскольку питательные детские смеси очень калорийны. Усилившийся аппетит вызывает не столько голод, сколько желание снова ощутить на языке приятную пищу.

Большая часть суток еще отводится на сон (15­-17 часов), но дети уже понимают, что существует определенный режим: 9­-10 часов ночного сна и несколько дневных снов по полтора часа, перемежающиеся периодами бодрствования. Ночью ребенок просыпается пару раз, если нужно его покормить или сменить пеленки.

Психологические изменения

Несмотря на усилившееся желание прильнуть к груди, малыш часто отвлекается во время кормления, что обусловлено психологическими перестройками. Сон и желание утолить голод по-прежнему остаются главными потребностями ребенка, но он уже старается тратить большую часть бодрствования на познавание мира даже в процессе кормления. Поэтому подвижность малыша во время еды не должна служить сигналом для отлучения его от груди и введения прикорма.


Если малыш издает плач на одном тоне, то это можно рассматривать как способ общения и возможность «рассказать» о своем состоянии. Монотонный плач, во время которого младенец потирает глазки, свидетельствует о недосыпе; легкие всхлипывания, переходящие в стон - о голоде, а резкий и пронзительный крик - о болезни. По статистике, самыми частыми недугами среди трехмесячных детей являются колики и отит. Также ребенка может беспокоить внутричерепное давление, при котором утолить боль поможет обычная соска.

Появляются и первые эмоции, в частности, смех и улыбка при виде близких людей, с которыми малыш пытается разговаривать посредством гуления.

Рефлексы и навыки

В попытках реализовать свою познавательную потребность, грудничок делает все, чтобы дотянуться до игрушек в манеже, проследить взглядом за движущимся предметом и повернуть голову в сторону издающегося звука. Он держит голову, протягивает руку, переворачивается и даже пытается сесть, хотя его позвоночник еще не готов к таким нагрузкам. Поэтому нужно постоянно следить за ребенком.

Просыпается интерес к собственному телу, некоторым игрушкам и вещам. Это проявляется в желании сжать какой-то предмет в руке и попробовать его на вкус. При этом силы у ребенка поистине богатырские, и разжать маленький кулачок бывает не так легко.

Чувственное восприятие

Трехмесячный младенец уже отошел от шокового состояния, в котором пребывал после родов, и его органы чувств готовы к восприятию внешнего мира. Малыш уже легко узнает голоса близких людей, что сопровождается яркой эмоциональной реакцией в виде движений ручками и ножками. Также развивается предметное зрение, когда грудничок видит очертания конкретной вещи, но при этом не получает всей информации о ней. Тогда на помощь его любопытству приходят другие органы чувств, вызывая желание, например, облизать ее.


У мальчиков лучше развивается слуховая память, а у девочек - визуальная.

Мальчик и девочка в три месяца

Скорость развития трехмесячного ребенка индивидуальна и определяется генетическими факторами. Однако исследования выявили некоторые расхождения по средним показателям между мальчиками и девочками. Оказалось, что в три месяца девочки:

  • лучше распознают оттенки эмоций;
  • быстрее успокаиваются от ласковых слов и нежных колыбельных;
  • быстрее запоминают лица и голоса близких людей;
  • вдвое чаще смотрят на маму;
  • легко отличают голоса от посторонних звуков.

Отмечено, что мальчик больше заинтересован в изучении неодушевленных предметов, тогда как девочка старается как можно дольше задерживать внимание взрослых на себе - для них визуальный контакт важнее игрушек, поэтому они быстрее начинают копировать мимику, улыбаться и смеяться.

Методы развития ребенка в 3 месяца

В этот период важно обеспечить малышу не только физиологический, но и эмоциональный уход, поскольку от скуки он начинает капризничать. Самыми полезными будут такие занятия с ребенком в 3 месяца:

Направленность

Мероприятия

Предречевая вокализация

Наладить общение можно стихотворениями и фольклорными произведениями, которые произносятся нараспев. Рекомендуется дополнить их погремушкой.

Осязание

Нужно давать ребенку игрушки с разной поверхностью: гладкой, рельефной, бархатной и др. Но важно помнить, что он также будет пробовать эти вещи на вкус.

Можно ставить малыша ножками на разные поверхности: шерстяной ковер, шелковую ткань, смазанную кремом скользящую доску, тазик с небольшим слоем воды и др.

  • Поворотные движения научат ребенка самостоятельно переворачиваться на живот и на спинку;
  • сгибание-разгибание рук и ног стимулирует развитие связок;
  • массаж коленей и локтей повышает упругость мышц;
  • массаж шеи и спины предотвращает застаивание мышц;
  • подвесные игрушки заставляют ребенка тянуться за ними, что укрепляет мускулатуру;
  • упражнения на мягком упругом мяче предотвращают колики и улучшают координацию движений.

Зрение и слух

  • Уличные прогулки открывают для малыша огромный мир красок и звуков: природа, животные, строения и т.д.;
  • классическая музыка успокаивает, а легкие народные песенки формируют чувство ритма и увеличивают диапазон распознаваемых тонов;
  • просмотр больших и простых рисунков в книге должен сопровождаться речью, чтобы ребенок в дальнейшем сочетал визуальный вид и звуковое «название» вещи;
  • огромный восторг вызывает первое наблюдение своего отражения в зеркале.

Обеспечить малышу положительное настроение можно, танцуя с ним на руках и напевая детские песенки.

В три месяца дети любят наблюдать за тем, что делают взрослые, поэтому даже при выполнении домашней работы надо находиться в поле зрения грудничка. При этом рекомендуется ласково проговаривать свои действия, создавая эффект общения, - так ребенок раньше начнет говорить.

На третьем месяце ваш малыш растет и развивается так же интенсивно и стремительно, как и в предыдущие два месяца. Происходят активные рост и развитие всех органов и систем ребенка, да и нервно-психическое развитие тоже не снижает темпов. О днажды утром, вы посмотрите на своего малыша, и он наградит вас наилучшим подарком – очаровательной улыбкой. Вы поймете, что этот маленький человечек безумно любит Вас - Ваш голос, тепло Ваших рук, Ваши прикосновения, Вашу заботу. И утомительная ежедневная работа (купание, уборка, кухня, пеленки, бессонные ночи), все это не проходит даром. Каждый день он будет изумлять Вас новыми достижениями. По сравнению с первыми неделями жизни ваш карапуз уже многому научился, и это только начало!

Вы заметите, что ребенок уже довольно хорошо научился проявлять свои потребности относительно сна, еды. Неподражаемая улыбка вашего малыша будет свидетельствовать о том, что карапуз доволен игрой, общением, отдыхом. Ребенок получает больше впечатлений и удовольствия от окружающей среды, очень любит рассматривать лица, особенно нос, глаза.

Начинают намечаться первые черты его личности. Малыш уже может выразить свои симпатии и потребности, всегда улыбкой отвечает на улыбку матери, чувствует при этом себя спокойно и свободно. Если же у него плохое самочувствие или его что-то не устраивает, он может метаться или хныкать. Малыш быстро успокаивается, когда его берут на руки, ласкают, когда он ощущает тепло матери.

Что же произойдет на третьем месяце?

Итак…

Я расту!

За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы (допустимые колебания от 500 до 1000г), его рост увеличится приблизительно на два-три сантиметра. По средним показателям объем головы у мальчиков в три месяца составляет примерно 40-41 см, а объем грудной клетки – 41-42 см. В то время, как у девочек эти показатели несколько меньше: объем головы и грудной клетки трехмесячной девочки – 40 см. К 4-месячному возрасту, объем грудной клетки и объем головы обычно сравниваются. Если Вы заметите, что голова в своих размерах увеличивается очень быстро, обратитесь за помощью к вашему педиатру или неврологу, чтобы не пропустить заболевание головного мозга.

Активно растут и развиваются все органы и системы карапуза. Например, о развитии дыхательной системы малыша можно судить по таким показателям, как минутный объем дыхания, который у трехмесячного малыша в два раза больше, чем у новорожденного. Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Объем желудка вырос к третьему месяцу в три раза. Центральная нервная система поражает скоростью клеточного и тканевого развития, что находит прямое отражение в особенностях психического развития. На то, как развиваются клетки различных аналитических и регулирующих центров мозга ребенка, стремительно генерирующие сейчас связи между собой, во многом влияет характер питания малютки. Следует отметить огромное значение грудного вскармливания для благополучного развития нервных центров маленького человечка. Ряд ингредиентов материнского молока (аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега) чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка, и не могут быть полноценно заменены ни одной смесью. Также смеси не содержат и антител, защищающих кроху от болезней!

В это время продолжается укрепление опорно–двигательного аппарата ребенка. Однако, косточки малыша еще очень хрупкие и подвержены внешним воздействиям. Родители должны быть предельно внимательны в обращении с малышом, чтобы ему не навредить. Например, тугое пеленание или раннее присаживание ребенка могут привести к деформации костей и позвоночника. К концу третьего месяца уходит физиологически повышенный тонус мышц. Ребенок способен к некоторым осознанным движениям, его ручки, ножки, шея и туловище становятся все более активными. Кроха радуется, когда случайно задевает руками погремушки, висящие над кроваткой, и даже пробует их схватить! Ребенок может захватить крупную погремушку и притянуть ее к себе.

К третьему месяцу ребенок уже хорошо держит головку не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении на руках у родителей, а ведь не так давно она его совсем не слушалась. Малыш пробует поворачиваться в обе стороны, держать голову под углом 45 градусов, и часто поворачивает ее из стороны в сторону. К концу третьего месяца малыш пытается рассматривать свои ручки, следит за их движениями, подносит их к личику.

Если положить карапуза на животик, то он постарается поднять свою грудную клетку, опираясь ручками о стол или кроватку. А если поставить малыша вертикально на ножки и при этом стопочки будут упираться в столик, малыш пробует оттолкнуться от земли.

Большой родничок на головке еще не имеет костной ткани – он открыт, но относительно предыдущих месяцев, немного уменьшается в размере. Не забывайте ухаживать за этой частью головки. Не смотря на то, что родничок мягкий и пульсирует, его нужно держать в чистоте, как и все остальные части тела.

В этот период головка малыша приобретает нормальную форму, становится более круглой, губы розовыми, взгляд более живым. В затылочной и теменной областях образуются залысинки. Это те внутриутробные тонкие волосы, с которыми ребенок родился, выпадают, когда он начинает тереться головой о простынку. На этих участках вырастут новые волосики, как правило, более темные. Некоторые малыши могут потерять все волосы. Это не страшно - через несколько недель появятся новые.

Мои занятия!

Вы можете заметить, что Ваш детка начинает играть с собственными ручками, движения его ручек становятся свободными и целесообразными - он подносит предметы к своему лицу, пытается попробовать все на вкус, тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. С каждым днем он делает это все более и более координировано. Поэтому все, что малыш держит в руках, непременно попадет в ротик на «тестирование»! Так что, дорогие родители, будьте внимательны в выборе игрушек для детей, особенно тех, в которых находятся мелкие части.

Не стоит бурно реагировать на стремление малыша к познанию окружающей среды и при этом прятать все «интересные» для него предметы. Особенно это касается не совсем чистых игрушек. Некоторые родители решают эту проблему таким образом, что не допускают попадания в руки к малышу грязных предметов. С одной стороны они правы, но держать ребенка в абсолютной стерильности всегда невозможно. Помните, что ваш малыш должен адаптироваться к микроорганизмам, которые находятся в окружающей его среде.

Лежа на животике, кроха может на некоторое время приподниматься, опираясь на локти и предплечья, пробует сидеть, если его поддерживают за попку. Ребенок переворачивается со спины на бочок, старается подолгу держать голову. На этапе третьего месяца хорошо подвесить над кроваткой малютки заводной музыкальный мобиль. Ребенок будет забавляться крутящимися предметами, и слушать музыку. Таким образом, формируется взаимосвязь между зрением и слухом.

С этого месяца можно начинать подготовку к изучению обстановки. Можно ходить по комнате давая рассмотреть в ней все предметы с вопросом – что же это такое? Однако у всех родителей разное отношение к таким познаниям. Не бойтесь дать ребенку красивую фигурку или вазочку, малыш не собирается с ней играть, он просто посмотрит, сравнит цвета, обратит внимание на форму. Одни родители стремятся сделать так, чтобы ребенок, пока не знал слова «нельзя», поэтому они прячут все драгоценности и реликвии до «лучших времен». Другие родители, наоборот, считают целесообразным оставить все на своих местах, для того чтобы ребенок «с пеленок» усвоил, что «можно», а что «нельзя». Можно выбрать и что-то среднее. Убрать подальше дорогие вашему сердцу предметы, что бы малыш их не испортил и не сломал, обязательно, спрятать все острые и колючие предметы, не допуская их попадания в руки к малышу! Какой бы вариант вы не выбрали, помните, что рано или поздно вам все равно нужно будет применить слово «нельзя».

Сейчас рекомендуется формировать у крохи связь между взглядом вниз и присаживанием. Хотя сядет малыш только к шести месяцам, слегка подтягивать его за ручки нужно уже в три месяца. Если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше. Во время подтягивания голова карапуза должна быть подтянута к его груди, должно возникнуть напряжение в мышцах рук. Отмечают, что важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела. Перечисленные навыки необходимы для «самосознания» маленького человека. Малыш, способный оторваться от поверхности, чувствует границу собственного тела, начинает понимать, что стол или кровать - это не его продолжение. Поэтому дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я». На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева. Самой первой попыткой будем считать поворот головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием мышц туловища. Голова повернута в одну сторону, а напряжение в мышцах туловища должно возникать с противоположной стороны. Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются сознательно опорой, но их взаимодействие становится базой для переворота со спины на живот и обратно. Это знаковое событие происходит, как правило, в возрасте трех или четырех месяцев.

Смотри, как я умею!

На третьем месяце ребенок может сосредоточить взгляд и следить за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше кроха мог фиксировать взглядом объекты, когда лежит на спинке, а сейчас может это делать и лежа на животике, и вертикальном положении на руках у мамы. Малыш уже довольно четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он производится. Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Сейчас он хорошо узнает Вас, охотно улыбается папе и знакомым людям. Кроха заливисто смеется, если доволен, и плачет или кричит, если в чем-то испытывает дискомфорт. К концу третьего месяца грудные дети уже не терпят грязных и мокрых пеленок.

Мимические движения крохи становятся более выразительными и информативными для Вас. Все больше и больше малыш нуждается сейчас в постоянном внимательном отношении родителей и продолжительном ласковом общении. С третьего месяца уход за ребенком оставляет Вам значительно больше свободного времени, которое можно использовать для игры с крошкой, что для него является настоящей школой общения.

Малышу очень нравится, когда его берут на руки, разговаривают и с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки или нахваливают кроху. На третьем месяце, находясь в вертикальном положении на чьих-либо руках, малютка сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, на разговор отвечает улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Такие проявления радости в диалоге, свойственные этому возрасту, называют «комплексом оживления». Ваше чадо - уже практически полноценный собеседник. У малыша актуализируется обонятельное восприятие – вместе с распознаванием лица и голоса мамы кроха чувствует родителей по запаху. Такое распознавание близкого человека может сопровождаться улыбкой, гулением (агуканьем), общим оживлением.

Обычно к десятой неделе своей жизни карапуз уже умеет смеяться вслух или визжать от восторга, рассеянно улыбается или «смущается». А к двенадцатой-тринадцатой неделе научится фиксировать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° - с одной стороны на другую, сможет обращать внимание на очень маленький предмет.

Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас лучше услаждать слух малютки спокойными мелодичными композициями. Оптимально - из классической академической музыки.

Я общаюсь, мои «разговоры»!

Ваш ребенок - существо социальное, он будет стремиться к общению. Для малыша, самая лучшая компания – это родители или близкие родственники. Поговорите с ним, возьмите с собой по делам, поиграйте, спойте ему песенку. Речь у ребенка развивается, появляются новые звуки, новые интонации, новые эмоции на увиденное и услышанное. Малыш проявляет желание общаться с вами. Когда вы с ним разговариваете, он внимательно вас слушает (прислушивается). Конечно, пока ребенок не понимает вашего языка и суть того, что вы ему сказали, но у него есть желание общаться с Вами. Обратите внимание – он отвечает вам взаимностью (улыбкой или агуканием, активно двигает ручками и ножками), но только после того, когда вы закончили свое обращение к нему.

Гуление ребенка усиливается, проявляется чаще. С каждой прожитой неделей вокальные проявления малыша становится все разнообразнее - произносимые как гласные, так и согласные звуки, нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у». Такие речевые проявления свидетельствуют о существенном прогрессе в развитии эмоциональной сферы ребенка. Ибо детки такого возраста гулят, когда прибывают в прекрасном настроении.

Очень часто малыши любят «разговаривать» сами с собой. Играя своими ручками, они «выдают» разные звуки. Однако доказано, что ребенок, движения которого не ограничивается, например, при тугом пеленании растет более спокойным.

Возьмите себе за правило, как можно больше разговаривать с ребенком. Можно озвучить все ваши действия - при переодевании малыша, назовите предметы, которые вы одеваете и те части тела, что вы одеваете. Так вы с ребенком постепенно будете изучать и части тела - ручки, ножки, головка, животик. Параллельно малыш усвоит и понятия «право», «лево». Покажите и озвучьте крохе, какие виды одежды есть, как называются части одежды (воротничок, рукав, пуговичка), познакомите его с цветами. Одевая новую кофточку или костюмчик, обращайте внимание малыша, на то, что нарисовано на этих вещах (мячик, цветочки, зайчик, котик). Таким образом, вы будете делать неоценимый вклад в развитие речи.

Я ем!

На третьем месяце жизни грудное молоко – это практически все, что необходимо малышу для полной обеспеченности необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. Другими словами, в овощных, фруктовых и других прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Единственное, что следует добавлять к грудному молоку, это витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша (но, после консультации со своим доктором). Дело в том, что витамина D недостаточно в материнском молоке. Очень сложно проследить за тем, сколько молока съедает малыш, когда он только на грудном вскармливании. Но известно, что в день кроха съедает 800 – 850 г. Устанавливается режим кормлений, их всего 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимость в них появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5-3,5 часа.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш начинает проявлять терпение: может немножко подождать, пока мама достанет грудь, возьмет его на руки и т.д. Но терпения ребенка хватает пока еще совсем ненадолго. В общем, трехмесячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента. В этом возрасте наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь, что для мамы очень приятно.

Когда мама по каким-то причинам не может кормить малыша грудью, его переводят на искусственное вскармливание. При нынешнем разнообразии продуктов детского питания можно максимально приблизить процесс вскармливания к естественному: важно правильно подобрать молочные смеси. Но кормление ребенка из бутылочки имеет свои особенности. Держать младенца лучше всего не в горизонтальном положении, а под углом в 30 град. - так ему легче глотать и меньше вероятность того, что он подавится. Чтобы поток молока был равномерным, а соска не слипалась, периодически переворачивайте бутылочку или вынимайте на несколько секунд соску изо рта ребенка. Держите все время бутылочку под углом, чтобы соска полностью была наполнена молоком, иначе малыш может наглотаться воздуха.

Объем питания обычно составляет 1\6 часть массы тела, что составляет примерно 800 -900 мл. Объем одного кормления до 130-140 мл. число этих кормлений 6-7.

Мой сон!

В поведении крохи начинает просматриваться какой-то порядок: он просыпается к определенному времени - голодный или настроенный на игру. Очень важно сейчас начать отрабатывать четкий ритуал отхода к ночному сну. Кормите и купайте ребенка в одно и то же время. Это имеет особенно важное значение для младенцев, которые часто плачут или ведут себя нервозно. Пройдет неделя-другая, и вы почувствуете все плюсы твердого распорядка дня.

Ребенок должен спать примерно 16 – 17 часов в сутки. В дневное время малыш спит примерно 4 раза по 1,5 – 2 часа. На третьем месяце жизни, ребенок ночью спит около 10 часов, однако может часто просыпаться, плакать или сосать пальчики. Пусть вас это не пугает – для грудного возраста ночные пробуждения – это нормально. Научитесь просто правильно на это реагировать. Со временем, ваш малыш, будет спать намного спокойней, чем раньше, не нужно бежать к малышу на первый крик и будить его окончательно. Возможно, ему что-то приснилось, ведь кроха видит сны даже в утробе матери! Разбудив ребенка окончательно, для того чтобы, убедиться, что с ним все нормально, вы тем самым создадите для него стрессовую ситуацию, и ваш малыш привыкнет просыпаться ночью, чтобы «проверить», есть ли рядом мама. Со временем вы научитесь отличать крик ребенка во сне, от крика, который сообщает о том, что хочется кушать, попить, или сменить пеленку. Поэтому не нужно очень пугаться из-за того, что ребенок проснулся, и никогда не кричите на малыша, что б он уснул, этим вы только расстроите и взволнуете его. Если ребенок проснулся, дайте ему немного времени успокоиться и уснуть самостоятельно, таким образом, у малыша выработается условный рефлекс на спокойный сон.

Первые трудности!

К этому возрасту тело грудного младенца округляется и становится наполненным. Работа пищеварительной системы. У малыша налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2-3, а иногда даже в 5-7 дней! Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах.

Ваш малыш отказывается от груди, выгибается дугой, сосет две минутки и с плачем бросает? Или не хочет брать грудь? Это может быть кризисом 3-месячных. По данным перинатальных психологов, изучающих поведение грудных детей, в 3-4 месяца наблюдается первый этап отделения младенца от матери - малыш впервые заявляет о себе, как о личности. Делает он это в меру своих способностей: находясь на руках, упирается в маму руками и ногами; отворачивается и сопротивляется, когда она дает ему грудь; кричит, едва взяв грудь и сделав несколько сосательных движений; берет одну грудь, но отказывается от другой. Ребенок как будто провоцирует Вас: как-то она будет вести себя в такой ситуации? действительно ли она является для него надежной защитой? Это явление получило название ложного отказа от груди. Если в ответ на подобное изменение поведения ребенка, мама предоставляет ему дополнительные "доказательства" своей надежности - не перестает предлагать грудь, кормит ребенка ночью, не использует бутылочки и пустышки, не дает воду и прикорм, готова кормить малыша в разных положениях, удобных для него, - кризис 3-4 месяцев проходит довольно быстро. Самое главное: ухаживать за ребенком в это время должна только мама, а все остальные члены семьи должны ухаживать за ней. Это лучше всего способствует укреплению контакта между матерью и ребенком, в котором малыш так нуждается в этот период. Однако очень часто мама не знает о кризисе 3-4 месяцев, не понимает поведения малыша. Иногда с самого начала грудное кормление вызывало трудности, было организовано неправильно, тогда ложный отказ от груди может превратиться в подлинный. Как же выйти из данной ситуации? Нужно предлагать грудь все равно, проявить настойчивость и терпение, ни в коем случае не давать бутылку, если уж сцеживать молочко, то докармливать с ложки или шприца без иглы. Хорошо помогает предлагать грудь перед сном или ночью, утром при пробуждении.

Малыш не хочет спать? Вам это знакомо?

Если ребенок не хочет спать, когда вы положили его в кроватку, подумайте, что могло вызвать такую реакцию? Как ребенок провел время после сна, были ли он достаточно активен. Может быть, малыш хочет с вами немножко поиграть. Если Вы очень эмоционально игрались или занимались с малышом гимнастикой незадолго до сна, его нервная система находится в возбужденном состоянии, тогда малыш не сможет быстро и спокойно уснуть.

Что вы сделали для того, чтобы у малыша выработался правильный условный рефлекс на детскую кроватку? Сделайте так, чтобы ребенок не проводил все время после сна в кроватке. Переложите его в колясочку, на другую кровать или в детскую качельку. Со временем ребенок сам захочет спать в кроватке, потому что у него сформируется правильное отношение: «Моя кроватка – значит, нужно спать!».

Возможно, у малыша появились колики, болит животик, и эти неприятные ощущения не дают ему уснуть. Мокрый подгузник, тугая резинка на штанишках, туго завязанная шапочка, не удобное положение, крошки на пеленочке – все способствует тому, что ребенок не может уснуть, ребенок понимает – ему что-то мешает. Проветривайте комнату перед сном - свежий воздух способствует хорошему сну! Не забывайте, каждый день делать влажную уборку.

Длительность сна ребенка зависит от того, какой объем еды он съел за последние кормление. В основном дети спят до самого утра. Но есть такие «соловьи», которые каждый день просыпаются в 6 часов утра. И даже, не смотря на мамины хитрости, ребенок формирует свой режим, поэтому наберитесь терпения и приспособьте свой режим к ребенку.

А что же скажет доктор?

В период бодрствования малыша, а именно, после кормления через 25-35 минут, необходимо выкладывать ребенка на животик, для того чтобы он тренировал мышцы шеи и учился держать головку. Разговаривайте с ребенком с первых дней его жизни, постарайтесь вызвать у него зрительное и слуховое внимание.

Ребенку до 2-х летнего возраста необходимо давать витамин D в период с 1 октября по 1 мая. Делая перерыв на летние месяцы, когда УФ-лучей достаточно для выработки собственного витамина Д в коже.

Когда ребенку исполнится три месяца, желательно именно в этот день, посетить педиатра в детской поликлинике. После того как врач осмотрит ребенка, измеряет его вес, рост, посмотрит горлышко и состояние «родничка», он сделает вывод, нужно ли вам идти на прием к другим специалистам – к неврологу, ортопеду, офтальмологу.

Врач попросит вас сделать контрольные анализы крови и мочи. Таким образом, вы подготовите ребенка к прививкам: сейчас их делается три - АКДС-вакцина (против коклюша, дифтерии, столбняка), гепатит В и полиомиелит. Если малыш нездоров, у него повышена температура или есть высыпания на коже, прививка должна быть отложена до полного выздоровления. Если у ребенка хорошие анализы, и он себя чувствует хорошо – не откладывайте эту важную процедуру на потом.

Если малыша мучают метеоризм или колики, чтоб облегчить его состояние, можно прибегнуть к различным приемам - сделать легкий массаж животика по часовой стрелке, затем положить ребенка на живот на пару минут, а потом, перевернув его, приложить теплый компресс на эту область. Можно применять и медикаментозные препараты. о них вам расскажет доктор.

Каждое утро протираете глаза ребенка от внешнего края ко внутреннему ватным тампоном, смоченным в чистой воде. Потом протрите другим, смоченным в чистой воде, ватным тампоном все личико. У малыша в этом возрасте уже функционируют слезные железы. Ватными жгутиками надо чистить ребенку нос и ушки. Ногти следует стричь регулярно, но не коротко, закругленно на руках и прямо на ногах.

Как раз самое время обезопасить свой дом. Уберите из зоны досягаемости ценные вещи, моющие средства и растения. Все, до чего может достать Ваш ребенок, должно быть небьющимся и нетоксичным. Следите за тем, чтобы он не нашел мелкие предметы которыми он может подавиться.

Не держите ребенка постоянно на руках. Исключением являются кормление, переодевание, массаж, гимнастика. Приучайте малыша к самостоятельности.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-22 °С. Комнату нужно проветривать несколько раз в день. А в теплое время года – окна по возможности должны быть открыты постоянно. Гулять с ребенком надо много, до 3-4 часов в день. Гуляйте в любую погоду. Только при морозе ниже «-15-20», педиатры не рекомендуют гулять с крохой. Приучайте ребенка к солнышку. Солнечные лучи способствуют укреплению организма, так как под их воздействием кожа ребенка самостоятельно вырабатывает витамин D. Таким образом, идет естественная профилактика организма от рахита, анемии, повышается иммунитет. В крайнем случае, малыша можно вынести в коляске на лоджию. Только обязательно проследите, чтобы не было сквозняка и на ребенка не попадали прямые солнечные лучи.

Воздушные ванны ребенку выполняйте вместе с массажем и гимнастикой. В первой половине дня, приблизительно в середине одного из периодов бодрствования, займитесь с малышом гимнастикой и массажем. Упражнения, из которых нужно начинать, очень простые: погладьте ручки ребенка, который лежит на спине, в направлении от кисти до плеча, ножки - от стопы до паха. Затем положите кроху на живот и несколько раз погладьте спинку - от ягодиц до головки и назад. Потом круговыми движениями ладони по часовой стрелке легко помассируйте животик. Переверните малыша на живот, прижмите вашу ладонь к его стопкам, он активно оттолкнется от нее, будто с попыткой ползти.

На третьем месяце жизни малыш уже привыкает к купанию. Температура воздуха комнаты, где проводят купание, должна быть 21-22 °С. Купают ребенка при температуре воды 36-37 °С, продолжительность ванны 7-10 минут. Гигиенические ванны проводите каждый день через 25-30 минут после кормления, лучше всего между 13.00 и 20.00. Вынув малыша из ванны, осторожно облейте его из кувшина водой, которая на 1 °С прохладнее (35-36 °С). Потом кожу ребенка просушите пеленкой промокательными движениями, следя за состоянием кожных складок.

Не кутайте ребенка! Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время "разговора" старайтесь смотреть ему прямо в глаза. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений. Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша. Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями - лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты. Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

Ваш малыш подрос, теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Ничего уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей - смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Недавно появившееся в семье создание из маленького пищащего комочка постепенно начинает превращаться в младенца с осмысленным взглядом. Говорить о каком-то воспитании в период 3-х месяцев еще рано – это этап рефлекторного восприятия мира. Основная работа родителей на данной фазе – обеспечить достаточный уход новорожденному и приучить к режиму.

Физиологическое развитие: питание, сон, рефлексы

Малыш уже более активен в движениях и начинает проявлять повышенный интерес к окружающему миру. Зрительное сосредоточение на предметах длиться теперь порядка 8 сек. 3-х месячный малыш внимательно наблюдает за движущимися перед ним предметами и различает их, выделяя новые объекты. Правда, новизна в данном возрасте пока что вызывает не интерес, а тревогу, иногда провоцируя испуг.

Ребенок 3 месяца требует активного развития и полноценного ухода, исходя из физиологических особенностей.

Развитие. В этот же период идет и цветовое восприятие, но на уровне условно-рефлекторных связей. Пространственные же ощущения (в частности – глубины) младенцу этого возраста еще не знакомы. На основе этих восприятий идет познавательное развитие, которое контролируют взрослые. Чем разнообразнее будет среда обитания, тем полезнее это для психологического развития младенца.

Гигиена и питание. Уход за новорожденным до 3 месяцев включает в себя ежедневные процедуры, обеспечивающие чистоту тела, носовых ходов, ушных раковин. Особое внимание уделяется режиму питания, ведь от него зависит не только здоровье, но и умственное развитие малыша.


Сон. Отрегулировав процесс питания, легче будет наладить режимы сна и бодрствования. В этой возрастной категории грудничок уже не засыпает сразу после приема пищи, а продолжает познавать мир. Поэтому желательно выработать четкие ритуалы последовательности действий.

Эти ассоциации начнут рефлекторно впитываться подсознанием малыша, что в дальнейшем обеспечит родителям спокойную размеренную жизнь.

Как ухаживать за 3 месячным ребенком?

Уход за ребенком в 3 месяца включает в себя гигиенические процедуры, которые позволяют содержать малыша чистым и здоровым, а значит, спокойным. Рефлекторное восприятие новорожденным гигиенических особенностей автоматически в дальнейшем сыграют свою роль в выработке определенных привычек.

Все процедуры, входящие в гигиену, выполняются в одни и те часы либо сопряжены с другими действиями. Например, купание проводится перед 10-часовым кормлением (вечерним), и это станет постепенно сигналом к последующему сну.

Помимо купания малыша следует регулярно подмывать, и делается это после каждого испражнения. При этом уход за мальчиком несколько отличается – в данном возрасте у них при обмывании половых органов ничего дополнительно не следует предпринимать, чтобы избежать заражения крайней плоти.

У девочек же подмывание производится тщательно и рассматривается, как обязательная гигиеническая процедура. Каждой конкретной части тела необходимо уделять определенное внимание.

Как ухаживать за трехмесячным ребенком:

  • после водных процедур (купаний и обмываний) ухаживают за кожей малыша, защитив ее от раздражений. Для этого обычно используется детская присыпка, но при достаточно сухой коже лучше взять специальное масло;
  • при возникновении опрелостей на коже 2 раза в день применяют мазь «Траумель С», нанося ее тонким слоем;
  • во время купания моются ушки. При этом очищаются только раковины, и не затрагивается слуховой проход;
  • здоровые глазки в особом промывании не нуждаются, а вот с закисью нужно сразу же бороться, используя препарат «Окулохеель»;

Носик. У новорожденных носовая полость снабжена хорошей системой самоочищения, позволяющей удалять грязь и слизь с помощью чихания. Если же нос забит, и слизь мешает дышать грудничку, ее удаляют аккуратно ватной палочкой во время купания, увлажнив физиологической жидкостью типа «Эуфорбиум композитум С».

Ногти. Периодически обрезаются ноготки, и проводится эта процедура, пока малыш спит и расслаблен. При этом пользоваться следует не маникюрными ножничками, а щипчиками.

Ухоженный малыш и психически спокоен, и физически более здоров, поэтому активнее вовлекается в различные игры.

Игры и гимнастика

Младенец на 3-м месяце жизни достаточно подвижен и подобным образом начинает ощущать окружающий мир. Наиболее развито движение рук, которыми малыш тянется к предметам, прикасается к маме или просто активно размахивает ими в воздухе.

Способность тактильного восприятия поможет сделать общеукрепляющую гимнастику частью воспитания ребенка и духовно, и физически. Подобные действия, превращенные в своеобразную игру, доставляющую малышу удовольствие, подсознание рефлекторно воспримет, как естественный способ изучения мира.

Поэтому уход за 3 месячным ребенком обязан включать в себя игровые действия укрепляющей гимнастики, цель которой – научить младенца ощущать свое тело.


Вот уже три месяца на ваших глазах, благодаря вашей любви и заботе, в доме формируется настоящая личность. Трёхмесячный ребёнок набрал до одного килограмма в весе, его рост увеличился на несколько сантиметров, объём головы и грудной клетки незаметно, но вырос. Родничок на розовой головке ещё совсем мягкий, хоть и уменьшился в размерах. Волосики малыша редкие и пушистые, не подвластные зубчикам расчёски. Ваш маленький человечек, лёжа на животе, уже может держать головку в течении 10-15 секунд , его ручки не сжимаются в кулачки, а свободно двигают пальчиками.

И вот теперь, когда ребенку 3 месяца , он начинает понимать, что милая женщина, заботящаяся о нём – это мама, а мужчина, с низким голосом – папа. Малыш начинает узнавать членов семьи, и награждает их первой улыбкой. Теперь родители понимают, что он уже осознанно чувствует к ним любовь. Ребёнок дарит свою улыбку не только родителям и близким, но также позитивно реагирует на всех, кто с ним улюлюкает или корчит рожицы. Кроме того, он научился выражать свои потребности: теперь, когда хочет спать или есть, вы отчётливо слышите его индивидуальные звуки.

Начиная с трёхмесячного возраста, ребёнок начинает социально адаптироваться в окружающем мире. У него возникает потребность в общении. В этом возрасте детки любят рассматривать лица, трогать ушки, носы и глазки, по-своему разговаривают с собеседником, слушают музыку и изучают предметы. Как правило, для изучения ребёнку требуется отправить ту или иную деталь в рот, поэтому примите все соответствующие меры предосторожности: оградите ребёнка от мелких деталей, шариков, пуговиц и конструкторов, тщательно мойте «любимые» игрушки специальным средством, не допускайте попадания в руки ценных вещей, украшений и медикаментов. Будущий самостоятельный человечек учиться реагировать на окружающие его предметы, события и правила. У него появляются новые эмоции, звуки, он начинает различать интонации голосов родителей. В этом возрасте ребёнку нужно всё рассказывать – так вы повлияете на его словарный запас, его речевой аппарат будет быстрее развиваться.

Разговаривайте с малышом всегда : одевая, объясняйте все действия, что ножки засовываем в колготки, а ручки в рукава кофточки, на прогулке показывайте ему солнышко, небо, дерево, собачку и все предметы вокруг, отдельное внимание уделите родственникам, отчётливо называя их бабушкой или дедушкой. Малыш начинает понимать не только то, что слышит, но и , он уже чувствует некоторую разницу между большим и маленьким, белым и черным и т.п.

В этом возрасте хорошо иметь подвесную погремушку над детской кроваткой , чтобы её обитатель мог спокойно достать рукой, в случае надобности. В возрасте трёх месяцев дети начинают получать удовольствие от и бултыхания в детской ванночке, даже если раньше эта процедура представлялась страшной и вызывала истерику.

К третьему месяцу жизни нужно почаще отпускать ребёнка с рук, конечно это не касается , гимнастики, массажа, укачивания, имеется в виду свободное для гулянья время. Человечек сейчас развивается активно не только эмоционально, но и физически. Пускай малыш ползает, лёжа на животе держит головочку, следит глазками за всем происходящим. В этот период ребёночек тянет к вам ручки, чтобы вы его посадили или поставили на ножки – тогда он с удовольствием поприседает и попрыгает. Возьмите за правило, ежедневно заниматься , разминать его ручки, ножки и туловище.

В трёхмесячном возрасте ребёнка кормят примерно 6-7 раз в сутки , периодичностью в 3,5 часа. Лучшей едой для малыша остаётся грудное молоко. А детки искуственники кушают специально подобранные молочные смеси.

На третьем месяце жизни ребёнок спит несколько меньше, чем раньше, около 16 часов . Большая часть этого времени приходится на тёмное время суток, а днём малыш спит раза четыре, после кормления. Приучайте ребёнка к режиму сна и приёму пищи – это благоприятно скажется на его дальнейшем развитии. По ночам уже можно не спешить к ребёнку при малейшем шорохе: ему начинают сниться сны и вскрики могут быть их последствием, не будите малыша, чтобы успокоить, он сам спокойно продолжит спать дальше. Чтобы сон ребёнка был крепким и здоровым, необходимо соблюдать правильный режим кормления, заботиться о здоровье и следить за активностью малыша, заниматься гимнастикой, ходить на – делать его день насыщенным приключениями. Но не переусердствуйте, не следует перегружать малыша эмоционально незадолго до сна. Чтобы сон ребёнка был продолжительным и комфортным, проветрите детскую заблаговременно, сделайте нежный массаж и спойте успокаивающую .

Больше разговаривайте с ребёнком , это послужит толчком к более быстрому освоению речи в будущем. Следите за его предпочтениями и желаниями (в возрасте трёх месяцев малыш уже может о них сообщать разными сигналами), и тогда вы будете вознаграждены чистой искренней улыбкой, расцветающей на маленьком лице.