Богатые купцы на руси. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Образ купца в русском искусстве

Торговые пути, по которым лодьи купцов русских племен устремлялись к грекам и варягам, обогащали земли. Впечатляет статистика роста городов на Руси. Если верить летописцам, то при князе Владимире Красное Солнышко в Киевском княжестве числилось 25 крупных городов. Накануне нашествия Батыя упоминается уже 271 город. Царь Иван Грозный правит землей с 715 городами. И в начале царствования Государя Алексея Михайловича Романова речь идет уже о 923 русских городах, располагавшими своей торговой и промышленной базой.

Русское купечество держалось за городской уклад и всеми силами способствовало росту родных посадов. В расположенных на перекрестье торговых артерий поселениях росли склады товаров и ремесленных изделий, продуктов землепашества. Именно в городах заключались крупные сделки с купцами Запада и Востока. Здесь начинали свои торги первые русские ярмарки.
Купеческая деятельность, предпринимательство на русской земле всегда было открыто для новых участников торговли. Вести свое дело не возбранялось крестьянам, любому свободному человеку. Даже и подневольному. Главное, получай прибыль, проявляй предприимчивость, храбрость, отвагу в делах.
Торговые люди постепенно образовывали общественный класс, который состоял из людей решительных и умных. Князья дорожили своими купцами, людьми способными проявлять инициативу. Первые русские законы домонгольской эпохи карали виновного в убийстве торговца двое строже, чем полагалось за гибель простого землепашца или ремесленника.
Русское купечество в средние века было проводником государственной политики, инструментом установления межгосударственных связей, разведывательным кланом. На подворьях в Константинополе русские купцы завязывали контакты с влиятельными торговцами и политиками Византии, которая старалась также использовать энергию и связи купцов в своих интересах.
Купцы для князей и состоятельных бояр были полезны и как поставщики предметов роскоши. Из Царьграда на Русь привозили караванами китайские шелковые ткани, чеканное и россыпное золото, тонкие кружева, греческие и итальянские вина, душистое мыло, восточные лакомства. Немалая торговля шла с северными викингами, варягами, у них русское купечество покупало бронзовые, железные вещи, всегда нужное олово, свинец. Заключали выгодные сделки с арабами на Ближнем Востоке. Из Аравии Русь получала яркий бисер, драгоценные камни, персидские и арабские ковры, тонны пряностей, сафьян, дамасские булатные сабли и прочее оружие, вплоть до артиллерии.
Дух частного предпринимательства пронизывает русские законы. Немало на пользу купечества поработала знаменитая «Русская Правда». Свод первых законов регламентировал права купцов, особенности проведения бизнес-операций, определял торговые понятия -- отдачу имущества на хранение, «поклажу» от «займа», одолжение по дружбе - от отдачи денег в рост. Русский купец отдавал гостю, купцу-земляку, торговавшему с иными городами или областями, «куны в куплю» («куна» - счетная, весовая и денежная единица на Древней Руси), на комиссию для закупки товаров на стороне. Западные же торговые люди доверяли нашим купцам куны для оборота из барыша.
Купеческая работа, непростая и опасная, иногда ставила интересы торговых слоев выше княжеских. И князьям нередко приходилось мириться с мнением торговых воротил, умеряя свои военные аппетиты, подавляя княжескую гордыню и жадность до новых земель.
Купец Древней Руси не жил иллюзиями, а трезвым умом. Жизнь выработала некий кодекс поведения купечества. По нему требовалось соблюдать осторожность и чувство меры, не прельщаться легкими деньгами, а думать о будущем, заботиться о стабильности предприятия и будущих барышах в ущерб сиюминутной выгоде.

Введение

К VIII-IX вв. славяне занимали половину европейского континента - от Адриатики до Верхней Волги и от Эльбы до верховий Дона. Восточная ветвь славянства распространилась на значительной части великой Русской равнины, почти до Финского залива на севере, а на юге - до Черного моря в низовьях таких рек, как Дунай, Днестр и Днепр. Центром расселения восточного славянства было Среднее Поднепровье.

Восточные славяне населяли территорию площадью приблизительно 700 тыс. кв. км. Природные условия отличается от остальной Европы равнинным рельефом, более холодным и относительно равномерным климатом, сильными ветрами, большой разностью зимних и летних температур. Лес, покрывавший в ранний период Среднерусскую равнину, с одной стороны, затруднял земледелие, с другой - обеспечивал плодородие почв. Долгое время он также позволял поддерживать самодостаточность хозяйственной жизни, являясь источником удовлетворения практически всех основных жизненных потребностей: в пище, одежде, жилье, защите от врагов. Расселившись на приднепровских территориях, славяне оказались вовлеченными в международную торговлю, которая способствовала более широкому освоению богатых лесных ресурсов.

Центрами хозяйственной жизни были реки. Речные системы располагались относительно близко и исключительно благоприятно. Они служили важнейшими транспортными артериями и летом, и зимой. Реки давали пищу и способствовали развитию земледелия и скотоводства, а их берега были привлекательными местами для поселений. Мощные речные системы Среднерусской равнины с древности считались удобным путем сообщения между севером и югом, западом и востоком.

Степь представляла собой враждебную макросреду. Являясь воротами в Азию, она несла угрозу набегов кочевников. Для своей защиты восточные славяне вынуждены были создавать военные поселения. Вместе с тем, степь отчасти заменяла море: кочевые народы связывали друг с другом разрозненные очаги оседлой цивилизации, не только разрушая, но и распространяя материальную культуру различных народов.

Все перечисленные условия наложили существенный отпечаток на характер труда восточных славян. Задачи выживания и развития в сложных климатических условиях обусловили необходимость напряженного совместного труда.

Приспособившись к жизни на больших неосвоенных территориях, русские стали обладателями огромных природных ресурсов, что оказало сильное влияние, как на характер их труда, так и на всю последующую историю. Богатство лесов, рек, земных недр сформировало такую черту характера, как небережливость, граничащая с расточительностью. В то же время природные ресурсы России часто становились объектом притязаний со стороны других народов, что порождало военные конфликты. Огромные незаселенные пространства и холодный климат развивали предприимчивость и склонность к колонизации.

Глава 1. Становление предпринимательства в Древней Руси.

Зарождение предпринимательства

Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.

Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества излишков.

Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.

Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в Древнерусском государстве.

Для понимания специфики развития деловых отношений следует принимать во внимание и огромные усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Сильное государство мобилизировало скудные ресурсы для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства.

В конце IX в. наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной и обеспечить безопасности товаров.

Внешнеполитическая деятельность киевских князей IX - X вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. По мнению В.О. Ключевского, она имела две цели: приобрести заморские рынки и обеспечить охрану торговых путей. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусину, канаты. О значении упрочения внешнеэкономического престижа свидетельствовали торговые договоры, заключенные киевскими князьями с Византией в X в., представлявшие собой первые образцы норм международного права, известные нашим соотечественникам. Расширялась география торговых связей. Русские купцы привозили особо ценный товар (меха) в хазарскую столицу Итиль (вблизи современной Астрахани), преодолевая большие пространства - от Киева до Дона, перетаскивая затем суда по суше волоком до Волги. Посредническую роль в налаживании торговли с соседними народами на северо-востоке и северо-западе играли волжские булгары.

Об усложнении хозяйственного организма Киевской Руси свидетельствует и включение в выдающийся памятник права XI в. - Русскую Правду - положений о купле-продаже, личном найме, хранении, поручении. В этом документе определялся порядок взимания долгов с несостоятельного должника. Достаточно четко различались и виды кредитного оборота. Относительно предпринимательского кредита следует отметить, что он вызывал неоднозначное отношение городских низов. В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, взимавшее огромные проценты и занимавшиеся скупкой и перепродажей товаров широкого потребления по спекулятивным ценам.

Глава 2. Купечество, торговое сословие

В записках византийского императора Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в первой половине X в. По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой купцы возвращались в Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала караван смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент утлые суденышки могли погибнуть от крутой волны.

В Царьграде русские купцы торговали шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» (монастырь святого Маманта). Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им греческим императором. В частности, продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлины; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти обеспечивали нашим купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать вглубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах.

Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует характер кладов того времени, которые до сих пор в изобилии находят близ старинных городов, на берегах больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIII в.

Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.

Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций.

«Правда», – пишет историк В.О. Ключевский, – строго отличает отдачу имущества на хранение – «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный – от долгосрочного и, наконец, заем – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. «Правда» дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит – хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша».

Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Русское законодательство дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5–6 гривен).

Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята (Климент), живший в конце XII – н. XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «купеческого ста» (союз новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю – типичный для того времени случай.

Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Типичный пример – новгородская былина о купце Садко.

Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, например, поморские купцы, торговавшие на Балтийском или Белом морях, низовские купцы, имевшие дела в Суздальской области, и т.п.

Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» (большая палата), своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов.

Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов, возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты.

Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.

Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны.

Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос – в 50 гривен – и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен (за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов). Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети (участие было наследственным) сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии.

Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши.

Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Если... складывались обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни государства заставляло законодателя учитывать...

  • Древнерусская литература. Ответы

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    ... – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово... повести становится купеческий сын, т.к. именно купечество самый подвижный слой(странствуют, общаются...

  • Древнерусская культура (4)

    Реферат >> Культура и искусство

    Русской культуры…………………………………………………7 Глава 2. Письменность и древнерусская архитектура…………………...………..8 2.1. Образование …………………………………………………………………8 2.2. Славянская азбука... горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества , зажиточных ремесленников. В сельской...

  • Возникновение и развитие Древнерусского государства IX - начало XII в.

    Реферат >> История

    Торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых... выходцами из дворянства, купечества , крестьянства, чиновничества. Экономическое... несоединимое». Позднее возникло увлечение древнерусским зодчеством, готикой, неоклассицизмом. ...

  • Купечество – одно из сословий Российского государства 18-20 веков и являлось третьим после дворянства и духовенства сословием. В 1785 году «Жалованной грамотой городам» определялись права и сословные привилегии купечества. В соответствии с этим документом купечество освобождалось от подушной подати, а также и телесных наказаний. А некоторые купеческие фамилии и от рекрутчины. Также они обладали правом беспрепятственного переезда из одной волости в другую в соответствии с «паспортной льготе». Также для поощрения купцов было принято Почетное гражданство.
    Для определения сословного статуса купца брался его имущественный ценз. С конца 18 века существовало 3 гильдии, каждая из них определялась по размеру капитала. Каждый год купец платил ежегодный гильдейский взнос, составляющий 1% от общего капитала. Благодаря этому случайный человек не мог стать представителем определенного сословия.
    В начале 18 в. начали формироваться торговые привилегии купечества. В частности начали появляться «торгующие крестьяне». Очень часто несколько семей крестьян скидывались, оплачивали гильдейский взнос 3 гильдии, чем в частности освобождали своих сыновей от рекрутства.
    Самым важным в изучении жизни людей является изучение их быта, но историки вплотную занялись его этим не так давно. И в этой области купечество предоставило безграничное количество материала для узнавания русской культуры.

    Обязанности и особенности.

    В 19 веке купеческое сословие оставалось достаточно закрытым, сохранявшего свои правила, а также обязанности, особенности и права. Туда не особо пускали посторонних. Правда, бывали случаи, когда в эту среду вливались люди из других сословий, обычней всего из разбогатевших крестьян или не желавшие или не могущие идти по духовному пути.
    Частная жизнь купцов в 19 веке оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно. Конечно, для развития бизнеса купцы не чурались светских развлечений и посещали театры, выставки, рестораны, где завязывались новые нужные для развития дела знакомства. Но вернувшись с такого мероприятия, купец менял модный смокинг на рубаху и полосатые штаны и в окружение своего многочисленного семейства садился пить чай около огромного медного начищенного самовара.
    Отличительной чертой купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.
    Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола.

    Дом.

    Купеческим районом Москвы считался Замоскворецкий. Именно здесь были почти все дома купцов в городе. Строили здания, как правило, используя камень, а каждый купеческий дом окружал участок с садом и более мелкими постройками, к ним относились бани, конюшня и хозяйственные строения. Изначально на участке обязательно должна была находиться баня, но позже ее часто упраздняли, а мылись в специально построенных общественных заведениях. Сараи же служили для хранения утвари и вообще всего, что было необходимо для лошадей и ведения хозяйства.
    Конюшни всегда строились прочными теплыми и обязательно так, чтобы не было сквозняков. Коней берегли из-за дороговизны, и так заботились о здоровье лошадей. Их в то время держали двух видов: выносливых и крепких для дальних поездок и породистых, изящных для городских выездов.
    Непосредственно сам купеческий дом состоял из двух частей – жилой и парадной. Парадная часть могла состоять из нескольких гостиных роскошно оформленных и обставленных, хотя и не всегда со вкусом. В этих комнатах купцы, для пользы дела устраивали светские приемы.
    В комнатах обязательно ставили по несколько диванов и диванчиков обитые тканью неярких цветов – коричневой, синей, бордовой. На стенах парадных комнат вешались портреты хозяев и их предков, а в нарядных горках глаз радовала красивая посуда (часто составляющая приданое хозяйских дочерей) и всякие дорогие безделушки. У богатых купцов был странный обычай: все подоконники в парадных комнатах были уставлены бутылками разной формы и размерами с домашними медами, наливками и тому подобным. Из-за невозможности часто проветривать комнаты, а форточки давали плохой результат, воздух освежали различными доморощенными методами.
    Расположенные в задней части дома жилые комнаты были намного более скромно обставленные и окна их выходили на задний двор. Для освежения воздуха в них вешали пучки душистых трав, часто привозимых из монастырей и перед тем как их повесить, окропляли святой водой.
    С так называемыми удобствами дело обстояло еще хуже, находились туалеты во дворе, строились плохо, ремонтировались редко.

    Еда.

    Еда вообще является важным показателем национальной культуры и как раз купечество являлось хранителем кулинарной культуры.
    В купеческой среде есть было принято 4 раза в день: в девять утра – утренний чай, обед – около 2-х часов, вечерний чай – в пять вечера, ужин в девять вечера.
    Купечество кушало плотно, к чаю подавалось множество видов выпечки с десятками начинок, различные сорта варенья и меда, покупной мармелад.
    Обед всегда содержал первое (уха, борщ, щи и т.д.), затем несколько видов горячих блюд, а после этого несколько закусок и сладкое. В пост готовились только постные блюда, а в разрешенные дни – рыбное.

    КУПЕ́Ц, -пца, м.

    1. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. К. первой гильдии.

    2. Покупатель (устар. и спец. ). Найти купца на дом. На пушной аукцион съехались купцы из разных стран.

    | уменьш. купчик , -а, м. (к 1 знач. ).

    | увел. купчина , -ы, м. (к 1 знач. ).

    | ж. купчиха , -и (к 1 знач. ).

    | собир. купечество , -а, ср. (к 1 знач. ).

    | прил. купеческий , -ая, -ое (к 1 знач. ) и ~кий , -ая, -ое (к 1 знач. ; устар. прост. ). Купеческие корпорации. Купеческая роскошь (перен. : безвкусная, аляповатая). Купеческие замашки (перен. : хвастливое, показное расточительство). Купецкий сын.

    С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка


    Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

    КУПЕЦ это, что такое КУПЕЦ , значение слова КУПЕЦ , синонимы к КУПЕЦ , происхождение (этимология) КУПЕЦ , КУПЕЦ ударение, формы слова в других словарях

    + КУПЕЦ происхождение, этимология - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

    КУПЕЦ происхождение, этимология

    купец

    I купе́ц

    род. п. -пца́ I., укр. купе́ць, ст.-слав. коупьць ἔμπορος (Супр.), болг. купе́ц, сербохорв. ку́пац, словен. kuрǝ̀с, чеш. kuрес, польск. kuрiес, в.-луж., н.-луж. kuрс. От купи́ть.

    II купе́ц

    пца́ II. "сойка", олонецк. (Кулик.). Заимств. из фин. kuuksо – то же и преобразовано по народн. этимологии под влиянием купе́ц I (см. Калима 139).

    + КУПЕЦ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

    КУПЕЦ это

    купец

    купе ́ц

    м.

    1) Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием.

    2) Лицо, принадлежавшее к купеческому сословиюРоссийском государстве до 1917 г.).

    3) устар. Покупатель.

    4) перен. устар. Жених во время сватовства, свадебного обряда.

    + КУПЕЦ - Малый академический словарь русского языка

    КУПЕЦ это

    купец

    Пца, м.

    Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей.

    {Франц:} Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. Пушкин, Сцены из рыцарских времен.

    С утра до вечера купец стоял за конторкой, открывал ящик и швырял в него деньги. М. Горький, Трое.

    В дореволюционной России: лицо, принадлежавшее к купечеству.

    Купец второй гильдии.

    Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Гиляровский, Москва и москвичи.

    2. Устар. Покупатель.

    -А бричка дешева-с! купите! - Нет, я на бричку не купец. Н. Никитин, Кулак.

    3. Устар. У моряков:

    торговое, купеческое судно.

    - Может наскочить со всего размаха чужое судно, или сам переедешь через какого-нибудь купца! - Как, купца? - Да; купцом называют у нас всякое купеческое судно. Григорович, Корабль «Ретвизан».

    Это пароход морского типа средней величины, купец, показавшийся мне после байкальских и амурских пароходов довольно сносным. Чехов, Остров Сахалин.

    Зарождение купечества на Руси

    Цирроз

    Тема 1

    ИСТОКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

    1. Зарождение купечества на Руси.

    2. Социальный статус купечества в средневековой Руси.

    Зарождение купечества на Руси

    Торговый обмен – древнейший вид предпринимательской деятельности, а купцов по праву называют первыми русскими предпринимателями, внесшими значительный вклад в поступательное развитие экономики страны.

    На протяжении IX – X вв. одновременно с началом формирования классовых отношений происходил процесс выделения группы людей, занимавшихся преимущественно внешней торговлей.

    Предпосылки появления торговцев-профессионалов:

    1. Накопление в руках княжеской, дружинной и племенной верхушки значительных запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства.

    2. Отделение ремесла от земледелия.

    3. Возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг племенных центров, ставших зародышами городов.

    4. Растущая потребность в сбыте излишков натуральных богатств в обмен на не производившиеся тогда на Руси материальные ценности (предметы роскоши, монетное серебро).

    Первые русские купы происходили в основном из рядов воинов-дружинников, ремесленников, княжеских и боярских слуг. В отличие от крестьян их жизнь и благополучие зависели не от занятий земледелием и скотоводством, приковывавшим человека к постоянному месту жительства.

    Каждый год, когда наступала осень, великий князь киевский со своей дружиной отбывал в объезд покоренных восточнославянских племен с целью сбора полюдья. Полученная дань в сопровождении охраны доставлялась в Киев, где княжеские закрома пополнялись пушниной, кожей, воском, медом. Излишки дани сбывались при помощи дружины князя, отправлявшихся в дальние военно-торговые экспедиции в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию, Германию и другие страны Востока и Запада.

    Надо признать абсолютно справедливыми слова историка А.Я. Гуревича о том, что в эпоху викингов «торговля и грабеж шли рука об руку». Действительно, торговые экспедиции средневековых воинов-купцов нередко превращались в военные набеги, и наоборот. Это подтверждают материалы археологических раскопок: меч, кинжал, наконечники копий и стрел, боевой топор, кольчуга или панцирь встречаются в сочетании с гирями, весами в инвентаре богатых дружинных погребений X в. на территории Древней Руси.

    К концу X в. начинается разделение воинов и купцов, что подтверждают материалы археологических раскопок, позволяющие проследить имущественное и социальное расслоение среди лиц, причастных к торговле.

    Лишь к середине XI в. купечество превратилось в окончательно оформившуюся профессиональную и социальную группу населения Древней Руси. Состав бывших воинов-купцов пополняется за счет выходцев из других слоев – городских и сельских ремесленников, оторвавшихся от общины свободных крестьян и даже холопов, выполнявших торговые поручения князей и боярства.

    Слово «купец» («купчина») применялось в двояком значении. Во-первых, в отношении всех лиц, занимавшихся профессионально товарообменом. Во-вторых, в более узком смысле так называли коммерсантов, специализировавшихся в сфере внутренней торговли.

    Ремесло и торговля в период становления Руси (XI – XIII века)

    Наряду с купцами-профессионалами на рынках древнерусских городов присутствовала более многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников, продававших собственноручно изготовленные глиняную посуду, деревянные бочки, полотно, кожаную обувь, железные ножи, топоры, дверные замки, изделия из стекла.

    В XI – XIII вв. получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. В ней использовались как натуральный обмен («товар на товар»), так и товарно-денежные отношения («товар-деньги-товар»), в том числе кредитные сделки и предоплата за товар. С XI в. наиболее качественные изделия (например, металлические дверные замки) стали поставляться на внешние рынки – в Византию, Венгрию, Германию, Польшу, Чехию, Англию. Но ведущими статьями экспорта по-прежнему оставались пушнина, кожи, воск, полотно.

    Для оплаты крупных покупок в безмонетный период в русских землях использовались серебряные слитки-гривны, их фрагменты (полтины и др.). Кроме того, в обращении находились своеобразные меховые и кожаные деньги.

    Общие экономические интересы, трудности дальней торговли заставляли купечество объединяться. В Южной Руси выделилась группа «гостей», ездивших регулярно в Византию и посему называвшихся «гречниками». Для того, чтобы обезопасить от нападений половцев купцов организовывались военные экспедиции.

    Центром купеческих объединений как правило являлся патрональный храм (например, церковь Параскевы Пятницы – покровительницы торговли в Великом Новгороде).

    Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали относительно дешевые массовые изделия – нательные крестики, кресты-реликвалии, небольшие каменные и металлические иконки. Но деятельность монастырей в домонгольскую эпоху носила ограниченный характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось лишь на самообеспечение братии, а не на рынок.

    Постепенно на Руси сформировались местные рынки (город и близлежащая сельская округа), областные (в границах княжеств) и межобластные рынки.

    Отношение в древнерусском обществе к купечеству было весьма противоречивым: оно колебалось от поддержки князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта избытков доходов и закупок предметов роскоши до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торговых людей до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты.

    Ремесленное производство, промыслы и торговая деятельность в XIV – XV вв.

    Опустошительное монгольское нашествие нарушило устоявшийся и постепенно ускорявшийся ход экономической жизни.

    Самый тяжелый урон от Батыева погрома понесли города Северо-Восточной и Южной Руси: на время приостановились традиционные торговые связи, погибли или попали в плен сотни ремесленников, оказались забытыми технологии ряда ремесел (стеклоделия, некоторые приемы ювелирного дела и пр.), в огне пожаров были уничтожены мастерские с инструментами и запасами сырья.

    Но полностью сохранилась преемственность торгово-ремесленной жизни в ведущих центрах Северо-Западной Руси (Новгороде, Пскове, Смоленске), избежавших монгольских погромов. Уже в XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли.



    В ремесленном производстве XIV – XV вв. продолжаются тенденции, наметившиеся еще в домонгольский период: углубление специализации и упрощение технологии производства, которые способствовали удешевлению изделий массового спроса. Например, изменение технологии сварки лезвия ножа в Новгороде в XIV в. привело к сокращению количества потребляемой стали, уменьшению трудовых затрат и вместе с тем к ухудшению качества изделий.

    В эпоху ордынского ига на Руси появляются более сложные по технологии отрасли ремесла – массивное литье колоколов, пушек, чеканка монет, водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин, связанные с укрупнением производства, использованием наемной рабочей силы и применением простой кооперации труда. Часть из производств (литье колоколов, оружия, монет) работало на заказ, обслуживая потребности государства и церкви, а не рынка. На основании косвенных данных можно утверждать о существовании в русских городах объединений ремесленников по улицам, слободам, сотням, рядам, имеющих собственную казну, патрональный храмы и собиравших своих членов на пиры – «братчины».

    Гораздо быстрее, чем ремесло и промыслы, стали возрождаться после 1240 г. нарушенные торговые связи, в чем были заинтересованы и правители Золотой Орды, получавшие значительные дополнительные доходы от взимания таможенных пошлин. Наряду с Новгородом Великим, Псковом и смоленском в оживленные центры внутренней и внешней торговли стали превращаться Москва, нижний Новгород, Тверь. Больше всего отложилось сведений о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой.

    Купеческая среда постоянно пополнялась за счет не только потомственных торговцев, но и представителей других социальных групп. Разбогатев на торговых операциях, многие ремесленники бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода своей деятельности, хотя и торговали уже другими товарами. Так, имеются упоминания о Мите ножевнике, Андрюше броннике, Борисе укладнике (уклад – стальные изделия) и др.

    Средневековые письменные источники подтверждают, что на Руси в XIV – XV вв. продолжали торговать, как и ранее, не только свободные, но и зависимые от феодалов люди, в том числе холопы. Но часто и свободные купцы везли помимо собственного имущества товары, принадлежавшие князьям и боярам.

    Еще одним источником пополнения средневекового русского купечества были свободные и зависимые церковные люди. Наиболее широкий размах приобрела торговля подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. только в Новгород Великий 300 возов зимой и 300 возов летом.

    Но к концу XV века княжеские власти стали ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений. Однако изворотливые церковные торговцы ухитрялись обойти пошлинную торговлю. уси.Руси.