Формирование художественного образа человека через "ощущения природы" у И.А.Бунина

И. А. Бунин работал над циклом «Темные аллеи» в течение многих лет и считал эту книгу самым современным своим созданием. И действительно, все рассказы, вошедшие в сборник - образец величайшего таланта писателя.

Писатель совершил в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) написал «об одном им том же». Главная тема, объединяющая весь цикл рассказов - тема любви. Но это не просто любовь, а любовь, которая раскрывает самые потайные уголки человеческой души, одновременно являясь и основой жизни и вечной мечтой о счастье, стремлением к нему. И которое, увы, мы так часто упускаем.

Для Бунина любовь - это неразгаданная тайна. Любовные переживания в изображении писателя связаны с небывалым взлетом всех эмоциональных способностей человека, позволяющим человеку видеть и воспринимать жизнь в особом измерении, которое контрастирует с будничным восприятием жизни. Это особое видение и восприятие жизни дано далеко не всем, а лишь избранным, тем, кому дана счастливая (и всегда единственная) возможность пережить мучительную радость любви.

Любовь в произведениях Бунина позволяет человеку принять жизнь как величайший дар, остро ощутить радость земного бытия, но эта радость для писателя - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тревогой. В этом чувстве радость и мука, печаль и ликование сплавлены в единое, нерасторжимое целое. «Трагический мажор» - так определял пафос бунинских рассказов о любви критик русского зарубежья Георгий Адамович: «У Бунина в самом языке его, в складе каждой его фразы чувствуется духовная гармония, будто само собой отражающая некий высший порядок и строй: все еще держится на своих местах, солнце есть солнце, любовь есть любовь, добро есть добро.»

Каждый герой бунинских произведений обладает своими индивидуальными чертами и качествами характера. И Бунин как истинный художник и мастер достигает совершенства в изображении индивидуальных характеров своих героев.

Какие же художественные средства использует автор для создания этих характеров? Для ответа на этот вопрос обратимся к самим произведениям и попытаемся их проанализировать.

Для анализа возьмём произведения, входящих в цикл «Темные аллеи». Это рассказы «Натали» и «Чистый понедельник».

Рассказ «Натали» входит в книгу «Темные аллеи», которую Бунин считал лучшей книгой из всех, созданных им.

Интересен замысел рассказа и его прототипы. Многие считали и даже близкие знакомые Бунина склонны были думать, что этот рассказ автобиографичен. Но сам автор писал так об этом: «Мне как-то пришло в голову... не выдумать ли Мне молодого человека, который поехал на поиски любовных приключений? И сперва я думал, что это будет ряд довольно забавных историй. А вышло совсем, совсем другой».

Рассказ повествует о возвышенных, поэтических переживаниях молодых людей, захваченных любовью как бы врасплох. Писателя волнует не просто «неожиданная» любовь, но прежде всего и, главным образом, истинная, человеческая, земная любовь, гармония телесного и духовного единства. Такая Любовь - огромное счастье, но счастье именно как зарница: вспыхнуло и исчезло. Рассказ ведется от первого лица. Главный герой - студент, который приехал к своему дяде в период летних каникул. Таким образом, все события в рассказе Воспринимаются читателем, через призму взгляда главного героя.

Основные сюжетные линии рассказа переплетаются:

Виталий - Натали

Виталия - Соня

Соня - Натали.

Как же автору удаются такие «хитросплетения» главных героев? Какими тайнами он обладал, чтобы дать какие яркие характеристики таким разным по содержанию людям? Попробуем провести анализ. Бунин, как известно, награждает своих героев какой-то определенной деталью, которая сопутствует им на протяжении всего рассказа.

Так «золотые волосы» Натали и ее «черные глаза» постоянно преследуют нас до последней главы, и мы, независимо от нашего желания уже создаем в своем сознании определенный образ. Кажется, это удача автора. Кроме того, характеристику героям дают сами герои. И это создает определенное доверие к характеристике. Автор через эту деталь хочет подсказать суть персонажа, его главную черту.

1. Характеристику Виталию дает Соня, которая сразу заметила, что он «вообще очень изменился, стал легкий, приятный. Вот только глаза бегают». Подчеркнем здесь два слова «глаза бегают», и сразу станет ясно, что это еще и неустойчивый характер, и неумение найти себя, и «поиски любовных встреч» - именно с этой целью и приехал наш герой в деревню к дяде.

2. Характеристику Натали дает тоже Соня: «Золотые» волосы и черные глаза. Эти «золотые» волосы и черные глаза" будут сопутствовать Натали на протяжении всего повествования.

3. Соня сама дает себе характеристику: «Характер у меня вовсе не такой милый, как можно думать!»

Вообще каждый характер раскрывается в его взаимодействие с другими характерами. И Бунин так сочетает между собой явления, что они дополняют друг друга: явление, характер становятся нам понятными именно в движении в развитии, в связи с другими явлениями. Легко заметить, что в этом рассказе не сразу вступают в действие все характеры, все детали. Автор вводит постепенно то характер, то отдельные свойства характер. Так образная композиция рассказа уже не косвенно участвует в изображении характера, а прямо «дорисовывает» портрет.

Все главы располагаются в следующем порядке и имеют следующее содержание:

1 - Приезд Виталия, Соня и Виталий.

2 - Встреча с дядей Виталия. Знакомство с Натали.

3 - Первый диалог с Натали. Проницательность Натали.

4 - Болезнь Сони. Монолог Виталия. Объяснение с Натали.

5 - «Загорается земля и небо» (кульминация).

6 - Через год... в Благородном собрании «И прошло еще полтора года» Похороны Мещерского

7 - Встреча с Натали через 3 года. Безысходность. Смерть.

Главная героиня рассказа Натали появляется лишь во второй главе и уже не сходит со страниц до конца рассказа. А Соня появляется в самом начале первой главы, но в шестой главе и седьмой главе - о ней не сказано ни слова.

Так на первый план среди всех героев рассказа выходит Натали. И хотя она не так часто и не так много говорит, мы знаем, что главным героем становится она именно потому, что все мысли и сердце Виталия заняты ею, и основную нагрузку рассказа несет Натали. Так композиция частей рассказа помогает нам понять глубину характера героев.

Что же руководит поступками наших героев? Что положено в основу их поведения? Какие мысли? Чувства? То есть чем мотивирован каждый из поступков. Возьмем конкретный пример: тайное свидание Сони и Виталия у него в комнате. Соня не только идет на этот поступок. Более того, она сама выступила с этой идеей, а теперь воплощает ее. Что заставляет Соню так поступать? Мотив ее души объясняется тем, что Соня, вырастая без матери, очень быстро повзрослела. И справиться со своей взрослостью она не может. И помочь некому.

Поэтому, используя сложившиеся обстоятельства, Соня выбирает этот путь. Но при этом оставляет за собой право решать главный вопрос ее жизни: надо найти... Соня надо „найти поскорее такого жениха. Что пошел бы к нам „во двор“, - говорит она сама. И нам понятно, что перед нами расчетливая, ищущая приключений девица, склонная к интриге, что было не таким уж редким явлением В России того времени. Бунин, конечно, знал хорошо обычаи дворян конца 19 века, начала 20 века, знал жизнь во всех ее подробностях и ему не составляло большого труда представить и создать вот такой характер, как Соня.

Ловкая и смелая в поступках, она сразу определила: «Натали нашему роману с тобой не помешает. Ты будешь сходить с ума от любви к ней, а целоваться будешь со мной. Будешь плакать у меня на груди от ее жестокости, а я буду тебя утешать» Конечно, читатель сразу догадался, что последняя фраза произнесена Соней скорее для большего эффекта, чем для реального действия, и все же Соня выступает как ярко очерченный женский тип, имеющий место не только в бунинской прозе, но и в жизни.

Соня продолжает свою „игру“ и во второй главе. Она находит место, время, чтобы шепнуть своему избраннику: «Изволь с нынешнего дня притворяться, что ты влюбился в Натали. И берегись, если окажется. Что тебе притворяться не надо». А что же толкнуло нашего молодого человека на эту двойную игру? Почему он так легко включился в нее? Всегда ли он одинаков? Или меняет позицию?

Наш главный герой студент Виталий „был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору“. Он жаждал приключений, когда понял, что жизнь не ограничивается только мечтаниями о любви, “ что настало время быть как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики», а самой настоящей, с приключениями. Он смело подчинился предложению Сони, которая и сама не предполагала романа" в своих действиях: «это сумело бы нам много любовных утех,... если бы не Натали, в которую ты завтра же утром влюбишься до гроба».

А что ответил студент: «Вот ты говоришь Натали... Никакая Натали с тобой не сравнится...»

И тут же оба соглашаются, что «Натали нашему роману все-таки не помешает». А Натали? И здесь мы встречаемся с тем типом женщин, который так же характерен для Руси, что без них, таких святых. Не мыслится ни роман, ни жизнь. Бунин достигает большой удачи в обрисовке образа Натали благодаря не только используемому им приему-контрасту.

Все мотивы ее поступков - это строгость к себе, выработанная годами, такой же строгий анализ мыслей, слов и поступков других людей. Никаких таких поступков она не совершает, кроме одного, когда она увидела Соню и Виталия в его комнате, «бессознательно крикнула: „Соня, где ты? Я страшно боюсь...“ И тотчас исчезла».

Здесь - вся Натали. Увидела их она, конечно случайно, но благородство души не позволило ей выяснять отношения.

Она уходит от Сони, порывает с этим домом, унося с собой святое чувство первой любви. Единственное, что движет поступками Натали - это благородство ее натуры. Это тоже характер, тип.

Можно ли при этом утверждать, что молодой любовник - двуличен? Или в том и другом случае он поступает по совести? А ответ на этот вопрос дает время. Недаром Бунин не обрывает повествование на 5 главе, а дает возможность читателю увидеть своими глазами, кто есть, кто«

Встреча (если можно так назвать) Виталия с Натали в Благородном собрании, произвела на него такое впечатление, что он был «страшно бледный» и стал пить коньяк «чайными чашками, в надежде, что... разорвется сердце». И это еще не конец романа двух молодых людей.

И вот последняя встреча Виталия с Натали. Воспоминания. Объяснения. Вот что говорит он: «Что до моей страшной вины перед вами, то я уверен, что она уже давным-давно стала для вас безразлична и гораздо более понятна, простительна, чем прежде: вина моя была все-таки не совсем вольная и даже и в ту пору заслужила снисхождения по моей крайней молодости и по тому удивительному стечению обстоятельств, в которое я попал». В этих словах, конечно, чувствуется искренность и благородство. Он не стал винить Соню - это было бы не в его правилах, он не стал оправдываться. Но пожалел о своем приезде к Натали в один из моментов встречи: ... напрасно совершил я этот глупый, внезапный поступок, напрасно заехал, понадеялся на свое спокойствие«.

1. Значит любовь...

2. Значит, к Соне не было любви. Только порыв. Только повиновение ее воле!

Не последнюю роль в рассказе играет пейзаж, картины природы, явления природы. Обычным, характерным для Бунина, можно считать то, что природа - это спутница настроения, или явление, которое предваряет ожидаемое событие. В первый день приезда Виталия Мещерского в доме улана Черкасова случилось непредвиденное: когда Виталий вошел в темную комнату, на него метнулась летучая мышь. Эпитеты, которыми наделяет автор это существо, он хочет показать то «зловещее предзнаменование», которое, в сущности, сбылось: «мерзкая темная бархатистость и ушастая, курносая, похожая на смерть, хищная мордочка, потом с гадким трепетанием, изламываясь, нырнула в черноту открытого окна».

В течение всего повествования не часто видим мы пейзаж, и он не играет главенствующей роли в рассказе. Но отдельные моменты Бунин особо подчеркивает. Хотя бы такой момент в 4 главе, когда Виталий Петрович предполагает дождь, перемену погоды.

А читатель уже настораживается: «Что-то будет!» И вот как автор предваряет конфликтную ситуацию в отношениях между своими героями: «... комната озарилась вдруг до неправдоподобной видимости, на меня понесло свежим ветром и таким шумом сада, точно его охватил ужас: вот оно, загорается земля и небо! Я вскочил...

В данном описании волнение передается от природы к читателю: настораживают и «темнота от туч», и «шум сада», который «точно охватил ужас».

Это кульминация рассказа. Расставлены все точки над i ... Натали стала свидетелем любовной сцены Сони и Виталия.

Развитие действия достигает своего апогея. Соне ясно, что Натали убедилась в ее отношениях с Виталием, Натали ясно, что Виталий любит не только ее, но и Соню: А в представлении Натали двоих сразу нельзя любить. Виталию ясно, что он попался в капкан Натали. Если всем все ясно, то есть еще вопрос: кто как поступит? Но на самом интересном месте заканчивается пятая, самая короткая и самая сильная глава.

Автор находит верный тон. Он избавляет читателя от сцен неприличных объяснений друг с другом, опускает в рассказе описание дальнейших событий после неприятного столкновения наших героев. И переносит читателя и своих героев в Воронеж в благородное собрание.

О Соне - ни слова. Натали вышла замуж за Мещерского. Читатель догадался: Натали, эта цельная и гордая натура, с хорошо развитым чувством собственного достоинства, ни минуты не останется в доме, где ее предали.

Вот когда мы узнаем, на чьей стороне симпатии автора. Он отстаивает душевную чистоту и цельность натуры Натали. Вот почему, рассказ назван ее именем.

А теперь читатель непременно перелистает несколько страниц назад и отметит, что автор наградил свою главную героиню Натали еще и таким качествами как наблюдательность и умение анализировать события, поступки, обстоятельства.

Гл. 3. «... начала не то страдать, не то негодовать, чувствовать, что что-то есть между мной и Соней тайное. Натали».

Гл. 3. «Но вы же любите Соню!... Я покраснел, как пойманный мошенник...»

Гл. 4. Натали: «Но, слава богу, Соня уже здорова, скоро не будет скучать...»

То есть перед нами не просто образ, а тип женщины конца ХIХ в., которые составляли определенную плеяду русских, умеющих самоотверженно любить, женщин.

Основной способ раскрытия характера - контраст.

Бунин знаток и мастер создания персонажей и умело использует для их характеристики все богатства языка. Он не просто наделяет своих героев любым языком, а, подвергая язык обобщающей обработке, которая вообще является необходимым условием образного отражения жизни, отвергает в нем характерное, типичное. Индивидуальные формы речи являются выражением обобщений писателя по поводу определенного типа людей.

Так для людей типа Сони характерна речь с элементами цинизма: «... Ты за эти два года, что я не видела тебя, превратился из вечно вспыхивающего от застенчивости мальчишки в очень интересного нахала».

Для Натали характерна определенная сдержанность, отсутствие ярко выраженных эмоций, немногословие. Для ее речи так же характерно и то, что она говорит только то вслух, что хорошо обдумала: «Я в одном убеждена: в страшном различии первой любви юноши и девушки».

Виталий Петрович: «Натали, не нужно вам быть со мной светски любезной... и не чувствуйте неловкости - ведь все, что было - быльем поросло и прошло без возврата».

Прокомментируем этот кусочек с двух сторон.

Первая: Виталий Петрович «призывает» Натали вести себя раскрепощено. Почему? Что, Натали стесняется его присутствия? Но она достаточно сильна и умеет владеть собой! Она всегда была такой! Это характер, тип.

Вторая: речь главного героя. А он тоже все такой же воспитанный, обращается к Натали на «вы», как и принято в светском обществе.

Поразительны и эпитеты, которые играют большую роль как художественные изобразительные средства и слова, употребляемые в значении, далеко выходящими за рамки их первоначального значения.

Примеры: «Черные глаза» и даже не глаза, а «черные солнца», «золотистый цвет лица», «золотые волосы», «зловещее предзнаменование», «чудесный старик», «чудесный дом», «тайная соучастница», «тайное свидание», «блестящая чернота глаз», «тонкие, крепкие, породистые щиколотки», «темно- красный бархат розы», «иноческая стройность ее черного платья». Все эпитеты имеют экспрессивную окраску.

Почти все приведенные примеры относятся к главному лицу рассказа - Натали. Здесь Бунин оттеняет два цвета, чтобы подчеркнуть необычность натуры Натали: золотистый и черный. Черный - это как «зловещее предзнаменование», ведущее к трагедии.

Трагическое звучание рассказа усиливается его своеобразным финалом: Натали умирает.

«Натали» - это один из бунинских рассказов, но не единственный, который заканчивается трагически.

Действие рассказа «Чистый понедельник» происходит в старой России. Главная героиня - женщина, мятущаяся, страдающая, прелестная, погубившая свою жизнь, уйдя в монастырь: это живой, достоверный и очень русский характер. В композиционном отношения рассказ прост и последователен. И как все бунинские рассказы перед самой концовкой имеет кульминационный момент - высшую точку любовной истории, а затем, как развязка - трагедия души главного героя. Но и в начале рассказа есть маленький штрих, который так характерен для Бунина: умение завязать «начало», заинтересовать читателя: «Чем все это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно... она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем...»

Действие рассказа построено на контрасте двух действующих лиц. Каким же образом автору удается передать в главной героине рассказа несовместимость привычной жизни с внутренним состоянием ее души? Даже внешне, несмотря на то, что «оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что их «провожали взглядами», Бунин не избежал возможности оттенить красоту и внешность главной героини особенностями.

«А у нее красота была какая- то индийская, персидская». А дальше внешность ее тоже построена на контрастах цвета: «Черные волосы», «черные соболий мех», «черные, как бархатный уголь, глаза» и «бархатисто-пунцовые губы», гранатовое бархатное платье. Очень часто употребляется слово «бархатный». И это придает свой колорит нашей знакомой, которая уже успела и нам понравиться.

Контраст и в том, что он - разговорчив, она - молчалива, что тоже не один раз подчеркивает автор. Вкусы и взгляды ее тоже контрастны: то она «все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», то вдруг мы видим ее на «капустнике» художественного театра.

Пейзаж в рассказе играет определенно особую роль. И начинается рассказ с пейзажа. Здесь основную нагрузку несет цвет: «темнел серый день», «в сумраке видно было...», «зеленые звезды», «мутно чернеющие прохожие», и глаголы: «чернея, разгоралась; мчал» и т. д. - это все глаголы несовершенного вида. Они как бы повторяют все эти действия изо дня в день - так автор передает периодичность, незавершенность действия и, наконец, ритм. Но вернемся к пейзажу: не зря, значит, она снимала квартиру с видом на Москву из окна: «лежала вдали огромная картина заречной снежно - сизой Москвы: ... была видна часть Кремля... белела слишком новая громада Христа Спасителя...» И сразу повеяло стариной, той знакомой Русью, которую каждый из нас знает с детства из русских преданий и былин и так сочетается с этой стариной «экскурсия» наших героев на кладбище: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали галки, похожие на монашенок...» Весь этот пейзаж передает настроение Ее. И предчувствие чего - то необычного охватывает читателя.

И немой вопрос читателя: «Что это? Бунин впадает в мистику? Религию?» уже замечен автором, и он незамедлительно отвечает устами героини.

«Это не религиозность... Все время это чувство Родины, ее старины...» и благодаря желанию автора воздать должное старине. Он как бы ведет нас дорогой, где еще и в языке старину чувствуешь.

От этого рассказ насыщен архаизмами и церковно-славянскими терминами из церковных книг: обитель, архиепископ, лик, диаконы с рапидами и трикириями, соборы, клирос, Богородица троеручница.

А вот момент, которым нельзя не восторгаться: «А она говорила с тихим светом в глазах:

Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравиться, пока наизусть не заучу».

Здесь вся Она - русская и такая простая, и такая загадочная: «она была загадочна, непонятна для меня, странны были наши с ней отношения»

Выше уже говорилось, что Бунин - мастер детали. Деталь в этом рассказе выполняет очень разные функции.

Деталь отражает взгляды героя: «висел портер босого Толстого».

Деталь - передает предчувствие, настроение: «Все черное!» - Ведь завтра уже чистый понедельник, - сказала она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке«.

Хотя мы не может сказать, что человек, ведущий повествование от первого лица легкомыслен, однако он - полная противоположность Ей. И таким образом, автору удается лучше оттенить все Ее достоинства. Особенно, когда они ведут философски- жизненные разговоры.

Когда он спросил: «Зачем?» Она пожала плечом: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?

Или: «Счастье, счастье... Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулась, а вытащить - ничего нету».

Как видим, женщина, а философски мыслить умеет не хуже, чем со вкусом одеваться. Автор, повествуя об этой интересной личности, считает излишним давать мотивы поступка героини (ухода в монастырь). Он оставляет это на суд читателя. А что испытывает Он после ее ухода в монастырь? Можно ли считать, что в Его душе произошел какой-то перелом?

Некоторые считают, что в книге «Темные аллеи» есть только женские характеры - типы, а мужские характеры отсутствуют, есть только их чувства и переживания. На мой взгляд именно в этом рассказе выведен характер. Во-первых, этот мужской образ отразил в себе все черты русского человека - любящего и бессильного что-либо сделать для любимой, и она, оказавшись сильнее его по натуре, поступает так, как задумала, потому что не смогла найти ответ на вопросы: «...что такое любовь», «что такое счастье», а он ей не помог. И, конечно, в душе его наступил перелом, Он «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался. Всячески опускаясь на «дно» жизни... Рассказ заканчивается вопросом. Особенно вторая его часть значительна: «... как могла она почувствовать мое присутствие?»

Что дает такой открытый финал для восприятия рассказа читателем? Отсутствие ответа в рассказе художественно оправдано. Оно подчеркивает, что Она чистая, любящая натура, сердцем чувствует приближение любимого человека. Вот и такие типы женщины водятся на Руси: и любит, и мучается, и страдает одна. А автор? Какую позицию занимает он по отношению к своей героине? Автор явно любит свое создание. И сам в своем дневнике писал об этом.

Во всех этих рассказах Бунин нарисовал два женских типа и один мужской характер: каждый из них силен своей любовью и характером, которым наделил его автор. К книге «Темные аллеи», которую можно назвать «энциклопедией любви», можно присоединить еще рассказ «Солнечный удар», который предшествовал этой книге. В них автор исследует самые различные степени и состояния человека, начиная с возвышенных, поэтических переживаний («Натали»), вплоть до «заурядных» элементарных эмоций. Со «счастливой» любовью, когда уже нет боли, муки, Бунину просто нечего делать. Он никогда не пишет о ней.

«Пусть будет только то, что есть... лучше уж не будет...»

Рассказы цикла - образец русской психологической прозы, в которой автором была сделана попытка раскрыть одну из вечных жизненных тайн - тайну любви. Многие художники предпринимали попытку к ее раскрытию, но ближе всех к разгадке этой тайны подошел Бунин.

Используемая литература

1. Н. Любимов «Образная память» (Искусство Бунина).

2. В. Гейдеко «А. Чехов и И. Бунин».

3. О. Михайлов И. А. Бунин. «Жизнь и творчество».4.

4. Рассказы Бунина «Натали», «Чистый понедельник»

…Природа есть наставница и

вдохновительница

В.Г. Белинский

Весна. За окном щебечут птицы, лучи солнца проникают в окна и освещают всю комнату. На душе так легко и спокойно. Возникает желание окунуться в атмосферу гармонии окружающего мира. В голове тут же всплывают строки: «Лес, точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный, / Веселой, пестрою стеной / Стоит над светлою поляной». Эти строки принадлежат великому русскому поэту и прозаику И.А. Бунину.

Излюбленными темами его творчества являются темы природы, взаимоотношений человека и окружающего мира, любви. Многие писатели обращались к теме природы, но в отличие от своих предшественников, Бунин рассматривает ее по-новому. Его особенное восприятие природы переплетается с томлением по неведомой красоте, по добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. Совершенно справедливо высказывание Ф.Д. Батюшкова о том, что «Бунин живет ощущениями природы». Действительно, в бунинской поэзии родным картинам отведено главенствующее место. Любовь Бунина к природе - любовь нежная и мучительная. Это любовь к миру, бесконечно близкому его душе. Он не может не любоваться нежнейшими красками русской природы, не рисовать изумительные и бесконечно красивые и трогательные пейзажи. С неисчерпаемым разнообразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.

Рассматривая лирику, следует отметить, что русская природа предстает во всем многообразии красок, звуков, запахов:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Мы видим, с какой любовью, с каким наслаждением автор описывает все то, что его окружает. Любовь к природе вылилась у него в культ прекрасного. Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, слагаются в прекрасную живопись.

Осень не случайно является любимым временем года Бунина. Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем. Бунин не любит ярких красок, как и мощных голосов природы.

Великолепные картины природы мы находим и в прозе И.А. Бунина. В «Эпитафии» он живописует осень так: «Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не осталась вся раздетая на его золотистом ковре… А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье…» Из этого отрывка видно, что Бунин щедро черпает краски для создания уникальных в своем роде картин. В осеннем ландшафте разлит ничем и никем нетревожимый покой. Самая яркая краска передает цвет позолоченного осенью листа, желтеющего жнива. Осенний пейзаж у Бунина преимущественно чистый, ясный, кроткий.

В рассказе «Сны» осенний пейзаж как-то особенно безотраден. Видимо, потому, что даже «световое пятно» в нем производит удручающее впечатление: вокруг станции, олицетворения провинциальной глуши, лежит холодное поле, над которым стелется туман и гуляет ветер.

Человек в рассказах Бунина неотделим от природы. Указывая на мещанина, ожидающего поезд, герой говорит: «У него жена в родах помирает… У всякого, значит, свое горе…» Его переживания, мысли определяются взаимоотношением с окружающей средой.

Но порой его покой нарушается буйными порывами ветра, дождем, и мрачная пелена непогоды спускается с потемневшего неба, гася золотистую окраску осени. Картины этой перемены нужны писателю для контрастного выделения всей прелести ясного покоя осени, когда природа выходит омытой, обновленной и надевает затем новый, зимний наряд.

Писатель, влюбленный в природу, видит, что ее красота и гармония нарушаются уродством жизни, горем и нищетой. Вот строчки из рассказа «Кастрюк»: «В Риге было прохладно и уютно. В мягкую темноту ее из глубины ясного весеннего неба взлетали ласточки… Утреннее солнце мягко пригрело землю, и по-весеннему дрожал вдали тонкий пар над ней». А далее: «В пустой избе стоял горячий спертый воздух. Солнце сквозь маленькие, склеенные из кусочков, мутные стекла било жаркими лучами на покоробленную доску стола, которую, вместе с крошками хлеба и большой ложкой, черным роем облепили мухи».

В описании природы Бунин часто прибегает к художественно-изобразительным средствам. Излюбленный прием заключается в том, что к привычному сочетанию эпитетов, еще не наделенных образной объемностью, пластичной завершенностью, добавляется штрих, магически создающий целостность образа. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» мы читаем: «Взовьется откуда-нибудь ястребок в прозрачном воздухе…» Образ еще не завершен, мы чувственно не представляем себе парящую птицу. Но вот Бунин дорисовывает: «…и замрет на одном месте, трепеща острыми крылышками», и картина зримо возникает перед нами.

А вот другой пример: «…в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба…» Изящно сказано, но образа еще нет, и серебряные струны проводов по ясному небу не очень выделяются. Однако это лишь подготовительная часть. Бунин добавляет: «На них сидят кобчики, - совсем черные значки на нотной бумаге». В силу того, что образ метафоричен, мы ясно можем представить себе картину, нарисованную писателем.

На мой взгляд, пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувство героя. Природа в рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все её оттенки. Быть может, секрет прекрасных бунинских изображений природы и заключается в удивительном соединении мягкой лиричности и предельной точности, даже в деталях.

Пейзаж (франц. Paysage, от pays - страна, местность.) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизационному миру, причем картина природы представлена, подчеркнута эмоционально. В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлых тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы или величественно-богатой. Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычайного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности; кроме того, пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя, меланхолично-мечтательного или неспокойного, бунтующего. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий Иногда пейзаж имеет символическое содержание.

Пейзаж может быть сельским, городским, морским, горным и т.д. Мне очень нравятся произведения И.А.Бунина. Открыв один из томов собрания его сочинений, я окунулась в удивительный мир его героев. Пахнуло антоновскими яблоками, костром, свежим летним вечером. Я увидела на страницах его рассказов жизнь деревенского народа, красоту русской природы и настоящую любовь. Меня поразила живость созданных писателем образов (даже природа, в произведениях Ивана Алексеевича, оживает на глазах). Во всех героях Бунина есть что-то, что заставило меня сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. А). Произведение «Митина любовь». У Бунина описание с состоянием, настроением человека совпадает с настроением природы. У Ивана Алексеевича многие произведения наполнены любовью, следовательно, на природе хорошо отражается это состояние. Произведение начинается с наступления весны. Весна - это пора любви и прекрасного. Всё оживает, просыпается. « Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто жаворонки прилетели и принесли с собой тепло, радость. Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели… Всюду было многолюдно и оживлено» (№ 12 стр. 330) Митя - главный герой произведения. Он был влюблён в свою девушку Катю, которая увлекалась театром. Но постепенно в их отношениях «похолодало» и они решили отдохнуть друг от друга. Катя уехала с мамой в Крым, а Митя уехал в деревню к своей семье. В деревне Митя всё думал о Кате и этим он жил. «Погода стояла прекрасная, цвели сады и в воздухе стояла весенняя свежесть». (№12 стр. 339) Митя вспоминал, как проходило его детство (кстати, в этом рассказе присутствуют воспоминания, также главный «конёк» в творчестве Бунина). Он вспомнил, что он испытал, когда умер его отец, также это произошло весной. Тогда Митя почувствовал в мире смерть! «Как -то не так светило солнце, не так зеленела трава - всё было не так, как сутки назад». Мите мнился в вымытом и много раз проветренном доме странный, мерзкий, сладковатый запах… Митя ненавидел весну до встречи с Катей. «Мир опять был преображён, опять полон, будто ничего страшного не произошло, а напротив, - дивно сливающемся с радостью и молодостью весны». (№12 стр. 349) Митя посылал Кате письма, но когда Катя перестала отвечать, в душу героя закрался страх и запах смерти («он решил, что если Катя не ответит ему, то он застрелится»). Природа резко меняется с состоянием героя: « Перепадали дожди, пробегали грозы и ливни, и опять сияло солнце (солнце в этих строках символизирует надежду, надежду на то, что Катя ответит на его письмо и у них будет всё хорошо). Сад отцветал и осыпался, густел и темнел». (№12 стр. 351) Вскоре письмо от Кати пришло. В нём говорилось о том, что они должны расстаться. « Дождь обрушился (Бунин применил такой глагол, который сообщает о внезапности, неготовности и беспомощности) на сад с силой и неожиданными ударами грома». (№12 стр. 384) Это связано с неожиданным, тяжёлым для него письмом. Митя не мог спасти свою прекрасную любовь в том прекраснейшем весеннем мире, который ещё так недавно казался раем. В этой повести Иван Алексеевич Бунин пишет о любви как о высшем даре судьбы. Это произведение основывается на реальных чувствах молодого Бунина к В.В. Пащенко. Это подтверждает и В.Н. Муромцева-Бунина: в «Митиной любви», писала она, «правда нет ни одной автобиографической черты внешней, но зато переживания Мити - это переживания юноши Бунина… И, мне кажется, нигде Иван Алексеевич не приоткрыл своих любовных переживаний, как в «Митиной любви», тщательно закамуфлировав их». Кате автор придал некоторые черты В.В. Пащенко: непостоянство, стремление на сцену. Как и Пащенко, Катя бросает Митю ради другого человека. Образ же Мити Иван Алексеевич взял от приезжего в гости барчука. Произведение Ивана Алексеевича «Митина любовь» наполнено страданиями и переживаниями главного героя. Поэтому Бунин, чтобы передать чувства Мити, показывает состояние природы. Природа бушует, когда в душе у героя закрадывается страх, переживание, грусть «…поднялся ветер, небо затянули темные тучи, и полил дождь…» (№ 12 стр.383) Бунин, как художник, рисует описание природы, но не кистью, а словами, и у него это очень хорошо получилось. На описании природы я очень хорошо прочувствовала на себе то горе, которое пережил Митя. Б). Рассказ «Холодная осень».

У И.А. Бунина есть рассказ «Холодная осень», который переплетает в себе любовь и войну. Многие писатели, затрагивавшие военную тему, описывали тот ужас, который испытали наши соотечественники. Не исключением стал и Бунин, но он не описывал саму войну, а описывал те чувства, которые сроднили их с войной. Бунин показывал через природу наступление войны и прощание с родными людьми. Повествование рассказа «Холодная осень» ведётся от имени женщины, которая провожает своего любимого на войну. Обстановку помогает понять ранняя холодная осень, которая наступила внезапно. «Удивительно ранняя и холодная осень. … На черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды». Бунин использует яркие выражения, например, «на черном небе». Черный цвет - цвет траура, грусти, скорби. Бунин применяет, например, не темное небо, а именно черное, что символизирует смерть. Использует Иван Алексеевич выразительное наречие «ярко», на мой взгляд, именно что-то яркое символизирует одновременно жизнь. В наречиях «ярко» и «остро» присутствует звук «р», что придает этим словам яркость, выразительность, звучание. В своем произведении Бунин использует выражение «ледяные звезды» - это определение прямо леденит душу, холод ассоциируется со смертью, что наводит ужас и страх. На душе у героини «делалось все тяжелее и безразличнее» Еще будоражило душу красный восход луны. Красный - цвет крови. И от луны казалось - будто пожар. Все предсказывало беду. Действительно, природа оказалась права. Возлюбленного нашей героини убили, спустя месяц после войны. Героиня не боялась умирать, так как она знала, что там ее будут ждать. «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». В произведении «Холодная осень» роль пейзажа заключается в том, чтобы показать, как с войной вдруг внезапно меняется природа: неожиданно для всех приходит холодная осень. Бунин с помощью этого приема подтверждает, что наступило тяжелое время для народа. Природа созвучна чувствам человека. Холод в природе, холод в душах. Критики оценили это произведение с лучшей стороны. Они были в восторге от того, как Иван Алексеевич передал ужас войны с помощью внезапной, холодной, дождливой осени. Мне тоже очень понравилось произведение «Холодная осень». Мне не приходилось быть на войне, да и не хотелось бы там оказаться, я не имею представления, как там страшно, но этот ужас вырисовывается в произведении «Холодная осень». И если прочитать его внимательно, то можно испытать эту боль вместе с героями произведения. В). Произведение «Натали» Иван Алексеевич Бунин в произведении «Натали» совместил три свои темы, на которых основывалось его творчество: тема любви (как всегда страстной и несчастной), тема природы (как во всех произведениях Бунин использует описание природы для понятия обстановки в произведении), тема смерти (почти во всех произведениях, связанные с любовью, в конце присутствует смерть. Любовь толкает на необдуманные поступки, ценой которых становится жизнь). Главный герой приезжает на каникулы к своему дяде, где жила его двоюродная сестра Соня, в которую он был влюблен. В то время в их доме жила подруга Сони - Наташа. И наш герой не подозревает, в какую любовную авантюру он попал. Соня предчувствовала, что герою сразу понравится Наташа, но одновременно, чтобы не узнал отец о их любви, Соня заставила героя инсценировать любовь к Натали. Но Соня не позволяла переступать порог подлинной любви к действительной. «В открытые окна были видны яркое солнце, голубое небо, зелень, длинная березовая аллея. Доносился теплый запах речной воды и крик грача на древесных верхушках». Постепенно, после уединенных встреч с Натали, наш герой понял, что не может жить без Наташи. Он разрывался между Соней и Наташей. «За что мне бог дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожаний Натали и такое телесное упоение Соней.» Герой переступил тот порог запрета в отношениях с Наташей. Он страдает, и природа меняется вместе с ним. «Заходила из-за сада туча, тускнел воздух, все шире и ближе шел по саду мягкий летний шум, сладко дуло полевым дождевым ветром… Ночью шел тихий дождь, но утром погода разгулялась, после обеда стало сухо и жарко». Натали заметила, что между героем и Соней чувства больше, чем между братом и сестрой. На тот момент наш герой был тоже небезразличен ей, а он подал ей надежду, признавшись в любви. « Комната и сад уже потонули в темноте от туч, в саду, за открытыми окнами, все шумело, трепетало, и меня все чаще и чаще озаряло быстрым и в ту же секунду исчезающим зелено-голубым пламенем. На меня понесло свежим ветром и таким шумом сада, точно его охватил ужас: вот оно, загорается земля и небо! Я вскочил, с трудом затворил одно окно за другим, ловя их рамы, преодолевая трепавший меня ветер… мне казалось, что буря перебьет все окна в гостиной. Я увидал при зелено-голубом озарении, в цвете, яркости что-то поистине неземное, на секунду оставлявшее в ослепшем зрении след чего-то жестяного, красного. Через год Натали вышла замуж за другого, но муж ее умер. («после трех лет нашей разлуки Натали стала уже вдовой и матерью. Она, казалась еще прекрасней, я смотрел на нее и не мог оторвать глаз, как от иконы»). Наш герой женился, но не на Соне. Он считал, что это не любовь, а страшная жалость, нежность. Он осознал, что настоящей любовью была любовь к Натали. А настоящей любовью Натали была любовь к герою. Их судьбы сложились неудачно, а ведь они могли быть счастливы. «В декабре она умерла в преждевременных родах». Несчастная любовь - вот, что хочет показать Иван Алексеевич в произведении «Натали». Два любящих друг друга сердца не смогли быть вместе из-за глупой игры, неосознанности. Пейзаж тоже принимает участие в описании несчастной любви. Пейзаж, так же, как и в произведении «Митина любовь», передает состояние героя через природу, как она меняется, когда происходит что-то страшное в судьбе героя.

Любовь - это одно из чувств, про которое пишут почти все писатели. Не исключением стал и Иван Алексеевич Бунин. Любовь у него одна из тем, на которую он писал свои произведения. И не просто любовь - высшее чувство, а несчастную любовь. С помощью пейзажа писатель, как бы оживляет и природу, и любовь. Произведения, «Митина любовь», «Холодная осень», «Натали» связаны между собой общей темой, на которую писал Бунин. У Ивана Алексеевича большинство произведений основаны на реальных событиях. Например, в основе рассказа «Митина любовь», лежат чувства молодого Бунина к В.В. Пащенко. Пейзаж помогает лучше понять проблему, стоящую перед героем, и передать все чувства героя и автора. При описании природы произведение оживает и становится более интересным. Бунин воплощает в рассказах собственное трагическое понимание любви, реализуя его не только в драматических финалах, но и в изображении мгновенных, неожиданно прерывающихся встреч героев. Любовь как счастливая кратковременная встреча - характерное содержание повторяющихся ситуаций в рассказах цикла. Герой новеллы « В Париже» горько осознает, что «из года в год, изо дня в день втайне» ждет только одного - «счастливой встречи», живет, в сущности, « только надеждой на эту встречу и все напрасно». Но даже если эта встреча и происходит, он не имеет у Бунина выхода в будущую совместную жизнь мужчины и женщины. Такой «неустойчивой», «временной» встрече соответствует и «неустойчивое» художественное пространство рассказа цикла: постоялый двор, гостиница, поезд, дворянская усадьба, где на отдыхе, на каникулах пребывают герои. Трагический финал словно предопределен, и на первый план автором выдвигается чувственно-эмоциональное и эстетическое восприятие героями любви. Но даже самый яркий, острый миг осознания влюбленности не способен пробить враждебный высокому чувству неизбежный совместный быт. До него никогда не доходит дело в рассказах Бунина. Г). Произведение «Господин из Сан-Франциско».

Одним из поводов к написанию рассказа послужило воспоминание, связанное с впечатлением в апреле 1909года, на пароходе, во время путешествий, у Бунина завязался спор «о социальной несправедливости», и он так ответил оппоненту: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля работаю. Справедливо ли это? А главное сидящие наверху и за людей тех, кто на них работает…». Именно здесь и зародился «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был высоко оценен критиками. До Бунина никто так открыто не описывал людей, находящихся в разных социальных слоях. Бунин был прав, что все люди равны друг перед другом и перед смертью, именно это он пытается донести своим рассказом. Господин из Сан-Франциско - так звали главного героя рассказа. Герой не имел своего имени, так как он не достоин его. Этот господин считал, что если он богат, то он может все себе позволить. Ему было пятьдесят восемь лет, но все эти годы он не жил, а существовал. Всю свою жизнь он работал, никогда не задумывался об отдыхе. Цель у него была - быть богатым и известным человеком. Решившись на отдых, Господин отправляется в путешествие по странам с женой и дочерью на корабле «Атлантида». Бунин назвал корабль в честь затонувшей страны. Этим Иван Алексеевич показывает опасность предстоящей поездки.

Все действия, проходящие на корабле «Атлантида», наигранные и фальшивые. Например, на пароходе была одна пара, которая создавала атмосферу влюбленности. Бунин презирает эту фальшь, которая царит повсюду, в том числе и на корабле «Атлантида».

«Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, - в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи, и шалели под знойными недрами…» (12 стр.281). Погода все путешествие не была благоприятной: то жарко, то холодно. Этим описанием Бунин стремится показать, что на корабле случится беда. Господин из Сан-Франциско стремился подыскать своей дочери достойного и богатого жениха. В путешествии его дочь познакомилась с принцем, который путешествовал инкогнито. Он был нехорош собой и странен, но так как он был богатым человеком, дочь Господина из Сан-Франциско проводила с принцем время. Господин из Сан-Франциско, не замечая присутствия жены и не задумываясь о своем возрасте, поглядывал на молодых дам. Его не смущало даже то, что многие из них готовы отдать свою любовь, пусть даже и не совсем бескорыстно. Господин был щедр в пути и верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему. В Неаполе, куда они приехали, к Господину стали подбегать местные жители и предлагать ему свои услуги. Господин ухмылялся этим оборванцам. Декабрь выдался не совсем удачный, погода стояла плохая. Портье постоянно оправдывался, что такой погоды они не помнят, хотя такая погода стояла из года в год. Здесь царит ложь и лицемерие. «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью, город казался особенно грязным и тесным, музеи чересчур однообразными…; про сырость же и вонь гнилой рыбой от пенящегося у набережной моря и говорить нечего». (№ 12, стр. 285) В какой бы город не приезжал Господин из Сан-Франциско, за время путешествия, со своей семьей, везде стояла ужасная картина и мерзкая погода. « С утра не была солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря. Остров Капри был сыр и темен…» (№ 12, стр. 286-287).

Господин из Сан-Франциско умер. Он стремился для всех быть хорошим, разбрасывал деньги по пустякам, но когда он умер, про него все забыли. Все продолжили веселиться и танцевать, не испортило настроение даже то, что корабле покойник «его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, - самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора, где бегали крысы. Лежал Господин на дешевой железной кровати, под грубыми шерстяными одеялами, на которые с потолка светил один рожок» (№ 12, стр. 293-294). А вместо гроба у Господина из Сан-Франциско был обычный ящик из под содовой воды. После смерти Господину не выражают чувство сожаления, а наоборот радости. Например, слуга, который прислуживал Господину, после его смерти смеется над умершим. «…И, сдавив горло, выдвинув нижнюю челюсть, скрипуче, медлительно и печально ответил сам себе, как бы из-за двери…» (№ 12, стр. 295). «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой…Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало на тот знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет. Но теперь плыл не с живыми людьми, а в черном трюме.

Бунин показывает, что сейчас в нашем обществе все решают деньги. Если ты беден, то ты никто - это видно на примере Господина (он был нужен тогда, когда у него были деньги). Иван Алексеевич высмеивает такое общество и презирает его. Я разделяю точку зрения автора и считаю, что деньги в нашей жизни не главное. Как говорят: «Кто имеет большие деньги, тот имеет и большие проблемы».

Иван Бунин, рассказы которого входят в школьную программу изучения русской литературы, начал творить еще в конце 19-го века, в 80-е годы. Он из плеяды писателей, выросших в дворянской усадьбе, тесно связанной с живописной природой среднерусской полосы. За работу над сборником лирики «Листопад», посвященным деревенской природе, ее естественной красоте, Иваном Алексеевичем Буниным в 1901 году была получена премия имени Пушкина.

Рассказы Бунина отличаются тем, что иногда имеют (например, рассказ об антоновских яблоках), описывающий не ряд происходящих событий, а воспоминания и впечатления лирического героя, касающиеся жизни в дворянской усадьбе.

Писателя можно назвать мастером поэтической прозы, он создает элегическую атмосферу при помощи впечатлений и ассоциативных воспоминаний лирического героя. В рассказе много описаний. Например, яркая картинка импровизированной ярмарки в саду, красочные пейзажные зарисовки утра, зимней охоты и многие другие.

Рассказы Бунина характеризуют его как наблюдательного, чувствующего автора. Он умел в самых будничных сценах быта найти яркую особенность, то, мимо чего люди проходят обычно, не замечая. Используя самые разнообразные приемы, рисуя при помощи деталей тонкими или фактурными штрихами, он доносит до читателя свои впечатления. Во время чтения можно почувствовать атмосферу и увидеть мир глазами автора.

Рассказы Бунина пленяют нас не внешней занимательностью и не загадочной ситуацией, они хороши тем, что отвечают требованиям, выдвигаемым к хорошей литературе: необычайно образный язык, в который вплетены разнообразные тропы. Многим своим главным героям автор даже не дает имени, но они заведомо наделены исключительностью, особой чувствительностью, присущей автору зоркостью и внимательностью.

Что касается оттенков красок, запахов и звуков, всего того «чувственного и вещественного», из чего созидается мир, то вся предшествующая Бунину и созданная его современниками литература не имеет образцов прозы, содержащей такие, как у него, тончайшие нюансы.

Анализ рассказа Бунина, например, об антоновских яблоках, дает возможность выявить средства, используемые им для создания образов.

Картина раннего осеннего утра в создана цепочкой определений, выраженных прилагательными: тихое, свежее. Сад - большой, золотой, поредевший, подсохший. К этой картине присоединяются запахи: яблок, меда и свежести, а также звуки: голоса людей и скрип движущихся телег. Зрительную картину дополняет образ прошедшего бабьего лета с летящими паутинками и перечислением народных примет.

Яблоки в рассказе едят с сочным треском, при упоминании об их отправке возникает небольшое отступление - картинка ночной поездки на возу. Визуальный образ: небо в звездах; запахи: дегтя и свежего воздуха; звуки: осторожный скрип обозных телег. Снова продолжается описание сада. Появляются дополнительные звуки - квохтанье дроздов, а сытое оно оттого, что птицы пасутся на деревцах коралловой рябины.

Рассказы Бунина зачастую полны грустным настроением увядания, запустения и умирания, обусловленным темой. Печаль пейзажа как бы иллюстрирует и создает с жизнью людей одно неразрывное целое. Автор использует в прозе те же образы, что и в своей пейзажной лирике. Поэтому элегические рассказы можно назвать стихами в прозаической форме.