Музей истории религии и атеизма. История музея. Как создавался Государственный в СПб

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге – часть обязательной программы многих экскурсионных туров по Северной столице. Одна из богатейших музейных коллекций города не оставит равнодушными ценителей религии. Такое учреждение лишь одно в России, но и в мире подобных мест не так много. Собираемая годами и всё ещё пополняемая коллекция со всех уголков мира насчитывает более двухсот тысяч экспонатов и собрана в одном заведении для индивидуального или группового осмотра.

Музей расположен недалеко от Исаакиевского собора в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга напротив Главпочтамта. Адрес учреждения: ул. Почтамтская 15/4. Добраться можно пешком от станции метро «Адмиралтейская» примерно за 20 минут. От Сенной площади (станции «Сенная», «Садовая» и «Спасская») путь займёт около получаса.

От станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» мимо «Адмиралтейской» ходят автобусы (№ 3, 22 и 27) и троллейбусы (№5 и 22). Дорога без пробок займёт около десяти минут. Выход на остановке «Почтамтский переулок», далее перейти дорогу и следовать прямо вдоль жёлтого здания. Вход в музей расположен слева от знаменитой арки почтамта.

История музея

07.09.1930 г Президиум Академии наук СССР выдвинул инициативу об открытии подобного музея, которая 26 апреля 1931 года была поддержана Центральной избирательной комиссией СССР. Учредителем и первым директором музея был известный историк и этнограф тех времён Владимир Германович Тан-Богораз. Точная дата создания музея – 15 ноября 1932 года, когда он распахнул свои двери для посетителей.

С самого открытия и до 2000 года музей располагался в Казанском соборе на Невском проспекте. Его первая коллекция была создана с помощью экспонатов других музеев города – Эрмитажа, Кунсткамеры (музей антропологии и этнографии), Библиотеки Академии наук и Русского музея. Несмотря на то что в советские годы религия не поощрялась, музей задумывался как площадка для изучения и анализа этого сложного феномена. Первые сотрудники музея не только хранили экспонаты, но и делали серьёзную научную работу.

К 1941 году музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких и ценных экспонатов как и про основные ветви религии (христианство, буддизм, иудаизм, индуизм и ислам), так и про отдельные направления внутри них. Также там хранилась большая коллекция книг по истории религии и религиоведению. Во время войны оставшиеся в городе сотрудники поддерживали музей, пеклись о сохранности коллекции и даже организовали несколько выставок.

В послевоенные годы восстановление музея и пополнение коллекции сделало его известным и за пределами СССР. Создаются экспозиции по религиям отдельных стран, например «Религия Древнего Египта». Музей известен многим жителям страны, и его рекомендуют к посещению всем, кто приезжает в Ленинград. Интересное название музей получил в 1954 году: «Государственный музей истории религии и атеизма Академии наук СССР».

Своё прежнее название музей вернул только к девяностым годам, и по сей день он известен как «Государственный музей истории религии». Тогда же было принято решение о переводе в отдельное здание и об открытии Казанского собора как действующего храма. В 2000 году музей переехал в специально подготовленное для него помещение, где и пребывает по сей день.

Сейчас сотрудники по-прежнему ведут научную работу, а также разрабатывают различные образовательные и просветительские программы, позволяющие привлекать всё больше людей. Музей приглашает посетителей не только для осмотра экспозиций, но и для специально подготовленных лекций на разную тематику по истории религии, для участия в дискуссионных клубах, а педагогов и экскурсоводов – для курса повышения квалификации.

Коллекция музея

Коллекция музея разделена на фонды, которые объединяют в себе более узкие комплексы.

Всего фондов 15:

  • Архаические и традиционные верования (собрано множество экспонатов России и других стран мира со всех континентов);
  • Драгоценные металлы (изделия для религиозных целей из драгоценных металлов и сплавов, в основном из серебра);
  • Ислам (живопись, графика и предметы культа, относящиеся к исламу);
  • Иудаизм (также графика и различная ритуальная утварь, в том числе из действующих синагог);
  • Научно-исторический архив (различные печатные материалы, исторические сборники и документы);
  • Православие. Декоративно-прикладное искусство (в основном предметы, образующие убранство православных церквей и храмов: кресты, иконы, скульптура);
  • Православие. Изобразительное искусство (живопись и графика, относящаяся к Русской православной церкви);
  • Религии ранних цивилизаций (экспонаты о религии Древнего Рима, Древнего Востока, Северного Причерноморья и Древней Греции);
  • Религии Востока (конфуцианство, синтоизм, буддизм, индуизм, даосизм);
  • Религии Запада (религиозное и светское искусство стран Западной Европы);
  • Редкие книги (около тысячи редких книг, часто богословского содержания);
  • Ткани (одежда и ткани для религиозных обрядов, а также другой текстиль);
  • Филателия (почтовые марки почти из всех стран мира с разными святыми и другой религиозной тематикой разных эпох);
  • Фонотека-мультимедиа (один из самых новых фондов, сформированный из музыкальных и видеозаписей);
  • Фототека (фотографии за последние 150 лет, на которых запечатлены различные святилища, образ жизни народов разных вероисповеданий, предметы для осуществления религиозных обрядов и т. д.).

Все фонды представлены увлекательными экспозициями в стенах музея, с которыми и знакомятся посетители. Сам музей разделён на секторы, поэтому гости постепенно передвигаются от залов с экспонатами первобытных религий к более поздним направлениям. Оформление помещений также перекликается с представленными коллекциями. В некоторых помещениях играет соответствующая музыка (часто церковная) той эпохи, с которой знакомятся в данный момент посетители.

Особенности музея

Посетители отмечают, что музей носит сугубо научный характер. Передвигаясь от зала к залу, гости сравнивают, как меняется отношение к Богу у людей того или иного вероисповедания, но при этом по завершении экскурсии вопрос, есть ли Бог или его всё-таки нет, так и остаётся открытым. Также известно, что после перевода музея в новое здание исчезли и экспозиции с различными обрядами, которые способны напугать посетителей, например орудия пыток святой инквизиции, что является важным аспектом понимания развития Европы в средние века.

Тема атеизма так же важна, как и тема религии, но сейчас отдельного зала для этого нет – всё скрыто в архивах музея. То же самое касается различных сект. К примеру, баптизм, который довольно популярен в Соединённых Штатах, о котором даже часто говорят в разных американских фильмах не как о секте, а как об обычном направлении христианства, так и не получил своё место в музее.

Режим работы и стоимость билетов

Музей истории религии работает с 10.00 до 18.00. Помните, что касса закрывается на час раньше, поэтому в музей можно попасть только до 17.00. Выходной по средам, а каждый первый понедельник месяца – бесплатный вход для всех желающих.

Стоимость билетов варьируется в зависимости от гражданства и статуса:

  • билет для иностранца обойдётся в 300 руб.;
  • для россиян и жителей СНГ – 150 руб.;
  • для студентов очной формы обучения зарубежных вузов вход 200 рублей;
  • студентам зарубежных вузов при предъявлении международных студенческих удостоверений (ISICили IYTC) – 100 руб.;
  • студентам России и СНГ – 50 руб.;
  • билет для иностранного школьника – 100 рублей;
  • школьникам России и СНГ – 45 рублей;
  • пенсионерам – 50 руб.

Бесплатно посещать музей могут участники Великой Отечественной войны, солдаты срочной службы, инвалиды 1 и 2 групп, дети дошкольного возраста, сотрудники музеев России, многодетные матери и их несовершеннолетние дети.

Одиночные посетители за дополнительную плату могут пройти по музею с экскурсоводом. При формировании группы от 6 человек доплата составит 80 рублей на человека, если группа англоговорящая, то 100 рублей. Если соберётся группа до 5 человек, стоимость услуг экскурсовода на всю группу составит 1 200 для русского языка и 2 300 – для английского.

Для больших экскурсионных групп (от 10 до 30 человек) надо договориться заранее. Цены на услуги экскурсовода для разных категорий граждан (взрослые, школьники, пенсионеры и т. п.) также варьируются. Точные цены лучше узнать, позвонив в музей заранее по телефону отдела экскурсий 8–812–314–58-38.

К дополнительным услугам относится прокат аудиогида (100 рублей на 4 часа и залог 1 000 рублей) и разрешение на фотосъёмку. В стоимость билета разрешение на использование фотоаппарата и видеокамеры не входит – за это требуется доплатить ещё 200 рублей. Съёмка на мобильные телефоны также оплачивается заранее.

Для получения скидки на входной билет необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу (паспорт гражданина Российской Федерации, студенческий билет, пенсионное удостоверение и т. п.). Без этого работник кассы вправе отказать в льготе и продать билет по полной стоимости в 300 рублей.

15 ноября 1932 года Казанский собор - культовое сооружение, олицетворяющее град Петра - вдруг из православного храма превратилось в крупнейший Музей истории религии. Ленинграду, передовому городу Советского Союза, ни к чему была гигантская святыня православия, поэтому большевики решили восславлять в соборе атеизм и мифологизировать религиозную историю человечества. С Казанского сняли кресты и установили на куполе позолоченный шар со шпилем. Музей просуществовал в храме 68 лет. сайт рассказывает о советской странице истории Казанского собора.

Памятник Отечественной войны 1812 года

Величественный и парадный Казанский собор был возведен по проекту архитектора Воронихина в рекордно короткие сроки, за 7 лет: с 1801-го по 1811 годы. Он был необыкновенно похож на храм Святого Петра в Риме. Собор был построен на месте скромной церкви Рождества Богородицы. Свое имя храм получил по названию иконы Казанской Божией Матери, которая хранилась в церквушке ранее. Уже на следующий год, после окончания Отечественной войны 1812 года, Казанский стал своеобразным памятником победы. В здании с должным почетом был похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов.

Храм сразу же был освящен, и в нем начали проводить службы. Так продолжалось до прихода к власти большевиков. Новая религия, атеизм, отвергла традиционные ценности и обряды и нашла для собора новое применение.

Музей в стенах собора

В 1922 году из Казанского собора были изъяты все церковные ценности. Роскошный интерьер от этого сильно пострадал. Был утерян весь серебряный иконостас. Одного серебра было вынесено более 2 тонн! В январе 1932-го с храма сняли и ликвидировали кресты, а на главном куполе был установлен позолоченный шар со шпилем.

15 ноября этого же года в Казанском соборе состоялось официальное открытие Государственного музея истории религии и атеизма. Инициатором создания и первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог Богораз-Тан.

В Казанском соборе проводились выставки на различную тематику. Фото: Commons.wikimedia.org

Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение. В результате оно стало плодородной площадкой для изучения и анализа культурного наследия, психологии человека и религиозной мифологии.

Первая экспозиция представляла собой некую солянку. В музее собрали тематические экспонаты из фондов других музеев города. Например, в Казанском соборе можно было увидеть произведения искусства из Эрмитажа, Кунсткамеры, Библиотеки Академии наук и Русского музея.

Первые сотрудники музея проводили серьёзную научную работу. К 1941 году Музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких предметов искусства разных конфессий. В нем хранились уцелевшая коллекция православных икон XVII - XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. К началу 40-ых годов XX века в Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собранием книг по истории религии и религиоведению в России.

Во время Великой Отечественной войны сотрудники поддерживали музей, как могли, оберегали редчайшие коллекции и даже организовали несколько выставок. Например, в тяжелом 1942 году на колоннаде Казанского собора развернулась выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Мир после войны

После войны сотрудникам пришлось восстанавливать музей и само здание собора, реставрировать многие экспонаты. Здесь стали проходить многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954-1956 годы Музей посетило более миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Сотрудники стали публиковать научные труды, посвященные культуре, истории и мировым традициям.

В 1991 было решено, что Государственный музей религии и атеизма все-таки должен переехать. В 1998 году Казанский собор был заново освящен, и в нем возобновились службы. Но расстаться двум несовместимым культурным единицам суждено было лишь в 2000 году, когда Музей переехал в новое здание на Почтамтской улице. История в 68 лет была окончена.

Музей обрёл новую жизнь, но сохранил особенный дух собора.

В разные эпохи история религия была особенным чудом для всех народов нашего мира. Она спасала жизни, благословляла грешных, помогала научным умам объяснить те неизвестные явления, которые окружали людей, именно религия сохранила современные материальные ценности, именно Религия была способна как захватить, так и удержать власть, именно Религия развязывала войну и справлялась с неугодными властям людьми. Если вы хотите рассмотреть ее историю, аспекты, узнать об особенностях религии Древней Руси, да и Древнего Мира, вам стоит посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге.

Уникальная история музея религий в Санкт-Петербурге

На территории Санкт-Петербурга имеется Государственный музей истории религии, размещен он на Почтамтской улице в здании с 1991 г. Представленные в нем экспозиции свидетельствуют о возникновении той либо иной религии и ее развитии в течение веков. Сегодня данный музей является единственным в своем роде в Российской Федерации. В мире таких учреждений очень мало.

Отметим, что современное человечество на протяжении всей истории рассматривает религию с научной точки зрения, однако музей, который посвящен полностью этому вопросу, появился впервые только в СССР, и по сегодняшний день сохранилась как атеистический, хотя и изучающий религиозные аспекты.

В этом музее собраны 200 000 экспонатов, которые носят информацию, касающуюся иудаизма, христианства, буддизма и ислама.

Экспозиция, которая посвящается православию, выступающему восточной ветвью христианства, включает в себя настоящие материалы. Здесь имеются иконы, древние книги, храмовая утварь, одежды священнослужителей, предметы старообрядческой церкви и т.д. Принцип выставки (тематико-хронологический) знакомит посетителей с Русской историей православия от Крещения до начала ХХ-го века. Разделы ее являются познавательными и чрезвычайно интересными.

Государственный музей истории религии первый раз за практически 80-летнюю свою историю откроет для большой аудитории таинственный мир Восточных религий. Новый раздел постоянной музейной экспозиции будет включать в себя оригинальные образцы священного искусства государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Открытие произошло в четыре часа дня 28 сентября 2010 г.

В данном Музее никогда не было специального открытого раздела экспозиции, который посвящен религиям государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Не было представления коллекций фонда «Восточных религий» для большой аудитории. Только малая часть экспозиций, называемых на современном языке фондом неприкрытого хранения, являлась доступной ограниченному числу посетителей. Обычно, для специалистов исследователей, музейных сотрудников и других. Временные выставки позволяли демонстрировать некоторые экспонаты.

В 3-х залах нового раздела экспозиции представлены 800 - ю памятниками. Достаточно редко такая большая совокупность подлинных вещей представляется в нынешних музеях. Но раздел является насыщенным не только экспонатами. Имеются разные артефакты в залах музея, на которых представлена максимально полная информация относительно религий Востока - индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм.

Нестандартным и информативным является пространственное дизайнерское решение

Структура экспозиции обусловлена многообразной картиной религиозной жизни государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии.

В первом зале можно ознакомиться с главными стадиями в развитии буддизма, образным значением бодхисатв и будд, иными сюжетами. При этом, здесь воспроизводятся постановочные сцены, такие как: «Созерцание гневного божества Ваджрабхайравы», «Комната ламы», «Праздник Будды грядущего Майтреи», разработкой которого занимались в 1930 году бурятские художники-ламы вместе с востоковедами учёными.

Отдельная витрина представляет панораму «Мистерия Цам», то есть, ритуальные танцы, которые исполнялись монахами-буддистами в Монголии, Непале, Тибете, и в Северной Индии.

Посвящается тибетской медицине один из экспозиционных разделов.

В качестве подлинной экспозиционной жемчужины выступает модель алтаря тогдашнего буддийского храма. Центром композиции является Будда в самбхогакае (т.е. в теле блаженства). Его изобразили в «одеянии принца», в серьгах, оплечье, короне, с браслетами на ногах и на руках. Окружение Будды - фигуры архатов, являющихся его учениками, которые достигли просветления. Есть также чаши, использующиеся при подношении, сосуды, необходимые для хранения святой воды, мандала (являющееся жертвенным блюдом), с благовониями курильница, буддийские символы - то есть 7 драгоценностей, а также 8 счастливых эмблем, которые расположены возле священных изображений. Алтарь украшен «знаменами победы». Также, в экспозиции есть разработка светового сценария, представляющего буддийское учение относительно космоса. Вместе с тем, размещен и макет интерьера храма буддистов Санкт-Петербурга.

С сюжетами, которые связаны с жизнью буддистского основоположника царевича Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) знакомит свитковая буддийская живопись XIX-XX вв. - представленая в виде танки, и также представленная широко на экспозиции («Рождение Бодхисаттвы», XIX в.; «Нисхождение Белого слона», XIX в.; «Колесо бытия», XX в.; «В кругу благородных женщин», XIX в. и др.). В данном зале можно наблюдать одеяния и атрибуты буддийских монахов; также изображения божеств, их культ сохранялся вместе с буддизмом, и скульптуры Будды (XIX-XX вв.), которые поступили в музейную коллекцию из Шри-Ланки, Таиланда, Мьянмы и Камбоджи. Необходимо обратить внимание на памятники буддийского культового комплекса - т. н. Кара-Тепе (II-IV вв.н.э.), которые привезены работниками данного Музея из экспедиций, осуществляющихся в современном Узбекистане.

Второй зал свидетельствует о религиях Индии. Имеют место здесь предметы, которые знакомят с главными течениями и происхождением мировой крупнейшей национальной религии - то есть с индуизмом, уходящим корнями в ведийскую религию. Экспозиция демонстрирует скульптурные изображения с божествами Пантеона ведийского - Сарасвати, Индры и других. При становлении индуизма, культ данных божеств находился на втором плане, на их место пришли Вишну, Брахма. С шиваитской и вишнуитской мифологией нас знакомит Шива, все это представлено в зале с произведениями индийской живописи, также скульптуры декоративно-прикладного искусства. Иные экспонаты, находящиеся в зале, знакомят нас с индуистской обрядностью - музыкальные традиционные инструменты, амулеты, маски, светильники, ритуальные колокольчики. В народах Южной Азии широкое распространение нашло множество региональных культов. В экспозиции широко представляются памятники, которые свидетельствуют о многообразии верований народа.

Уникальные свитки, которые экспонируются в 3-м зале, показывают разнообразие и многоликость религиозных верований Японии и Китая, где столетиями взаимодействует даосизм, буддизм, синтоизм, конфуцианство. Весьма интересными являются китайские лубки, находящиеся в коллекции академика В.М. Алексеева, которые были собраны в Китае им в начале XX века. В сюжетах лубков нашло свое отражение представления народа относительно земного счастья и благополучия. Скульптура основателя даосизма Лао-цзы и даосских бессмертных также поражает присущими ей художественными достоинствами, выражая сцены, которые раскрывают фантастические истории их жизни. Не менее замечательным можно назвать вышитое полотно «Три бога счастья», поражающее своей красотой и самобытностью. Внимание также привлекает макет алтаря Будды Амиды.

Витрины, в которые помещены экспонаты, имитируют фасады буддийских храмов. А интерактивное пространство зала дает возможность каждому посетителю покрутить молитвенные барабаны, на которых начертаны мантры (молитвы).

Наряду с открытием нового раздела экспозиции для посетителей снова будет открыт раздел «Сукхавати - Чистую землю Будды Амитабхи» («Буддийский рай»), который представляет собой макет объемного характера, отражающий Чистую землю Будды Амитабхи. Площадь, которую занимает макет, составляет 12 кв. м. При оформлении данного макета были использованы особенные световые эффекты, при помощи которых раскрывается смысл всей композиции.

Все посетители музея смогут прикоснуться к истории Восточных религий. Большое собрание, включающее в себя более чем тысячи памятников, является свидетельством религиозного мира Китая, Японии, Индии, а также государств Азии. Буддистская экспозиция представлена в 14-ти разделах.

Ислам

Исламу посвящается отдельная экспозиция. Предлагается среди имеющихся в ней разделов рассмотреть «Шиизм», «Сунна и Коран», « Суфизм», «Культ». Один из залов представляет священную книгу исламской религии. Посетители, в процессе экскурсии, познакомятся с исламом и историей его возникновения, а также его направлениями. Экспонатами является булава, секира дервиша, посох и одежда и прочее.

Экскурсии в Государственный музей истории религии

Музей представляет для посетителей, школьников, студентов с различных стран мира разнообразные экскурсии. Диапазон этих экскурсий действительно уникален, музей предоставляет более 300 вариантов. Такая экскурсия продолжается более двух часов. Часто студенты с других стран, которые приехали, познавать уникальную историю России, заказывают автобусные экскурсии по самому красивому городу России - Санкт-Петербургу. Экскурсоводы проводят экскурсии и для самых маленьких посетителей. Если вы хотите познакомиться с отдельными видами экспозиций, то для вас экскурсоводы подготовили специальные, уникальные экскурсии, и многие из них рассчитаны в удобное для вас время, в выходные, а могут продолжаться и несколько часов. В музее вы можете увидеть и узнать о каждой религии мира, о таком явлении как монашество или различные древние верования. Многие посетители самой интересной экскурсией считают, экскурсию о религиозной символике, как России, так и других стран мира. Также туристы считают очень интересной экскурсионную программу о загробной жизни, об истории русских древних праздников. В музее разработана программа для тематической выставки, как школьников, так и дошкольников, программу можно подобрать и в тематику определенного праздника. Руководители музея для самых любознательных посетителей разработали программы по Истории Религии, которые можно заказать индивидуально. Именно такая программа проходит вечером, когда музей закрывается, так называемая ночная экскурсия, стоит отметить, что она включает дегустацию различных напитков или воспроизведение отдельных религиозных обрядов.

Еще в музее была открыта выставка под названием «Русское церковное шитье 17-20 веков», и открылась уникальная «Масонская коллекция».

В настоящее время в Музее открыта научная библиотека, фонд был официально открыт в 1932 году. На сегодняшний день библиотека насчитывает примерно 192000 уникальных книжных памятников. И считается одним из крупных собраний памятников, как религии, так и атеизма. Научная библиотека была признана единственной библиотекой в России светского и религиозного характера. В ней представлены книги по самым различным направлениям: ислам, буддизм, синтоизм, даосизм, иудаизм и тд. Здесь вы можете найти книги по психологии, этнографии, изобразительному искусству, музееведению, а также уникальные памятники древней Истории России.

Государственный музей истории религии - один из самых известных в России и во всем мире. Был основан в 1932 году, благодаря инициативе Владимира Тан-Богоразова - языковеда и этнографа. Среди трех крупнейших музеев, посвященных данной тематике, один из которых находится в Великобритании, а другой в Тайвани, музей в Петербурге - самый старый, обладающий наибольшим фондом экспонатов. Яркие и красочные музейные экспозиции знакомят с историей основных религий, древними верованиями и обрядами. Пройдя по залам, можно совершить путешествие во времени и окунуться в атмосферу мира последователей религиозных течений. В каждом зале представлены культовые предметы с подробным описанием, понятным даже юным посетителям. Также, специально для детей, музей истории религии предлагает отдел «начало начал», где проходят занятия для ребят всех возрастов.

История создания музея

В 1930 году на территории Зимнего Дворца состоялась выставка, где были представлены различные культовые предметы, привезенные со всего мира, а также большое количество икон, древних рукописей, скульптур, картин и графики. Она имела потрясающий успех, такой, что было принято решение создать музей истории религии.

Санкт-Петербург в то время был окутан идеями о несовместимости церкви и научных подходов, поэтому цель музея была в том, чтобы рассказать о религии как о форме идеологии и показать развитие материалистических и атеистических взглядов. В силу этих особенностей местом расположения музея стал Казанский собор. Изначально его название звучало следующим образом - «Музей истории религии и атеизма». В 1991 году было решено возвратить здание собора Казанской Божьей матери православной церкви, а музею было отдано помещение на Почтамтской улице, где он находится и до сих пор. В это же время он сменил и свое название на текущее.

Экспозиция архаических верований и обрядов

В первых залах можно увидеть историю древних верований, где экспонаты повествуют о том, что с самого зарождения человечества люди пытались понять, как устроено мироздание, и определить в нем свое место. Конечно, наиболее непонятным событием для первобытного человека было прекращение жизни, поэтому погребальные ритуалы и предметы, с ними связанные, составляют немалую часть коллекции. Историки относят зарождение религиозных обрядов к эпохе палеолита, где неандертальцы заботятся об умерших, веря в загробную жизнь. Залы музея, благодаря специальной передают пещерную атмосферу, а на стенах с потрясающей точностью воссозданы наскальные рисунки.

Экспозиция религий Древнего мира

Следующие двери, которые открывает Государственный музей истории религии, ведут в залы, посвященные верованиям Месопотамии, Древнего Египта, Греции и Рима, минойского Крита. Здесь представлены такие экспонаты, как египетские саркофаги, погребальные маски, а также различные мелкие вылепленные предметы. Этот период стал переходным для человечества от эпохи первобытности к цивилизации.

Экспозиция религии иудеев

Для рассмотрения иудаизма можно выбрать несколько ракурсов. Музей истории религии предлагает познакомиться с экспозицией, как с библейским периодом, или как с периодом возникновения монотеизма, а также представить историю глазами евреев.

Экспозиция, посвященная христианству

В этой части музея подробно освящается история развития христианства, рассказывается об иудейских истоках, первых пророчествах, жизни Иисуса Христа, а также об истории возникновения первых церквей.

Есть залы, посвященные православию, в которых представлены такие экспонаты, как иконы, книги и храмовая утварь.

Выделены отдельно ветви христианства - католицизм и протестантизм. Об их истории возникновения и развития можно узнать, посетив соответствующие помещения с экспозициями.

Экспозиция религий Востока

Музей истории религии насчитывает большое количество экспонатов в этом разделе. Более 1000 памятников открывают религиозный мир стран Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь можно познакомиться с различными Японии и Индии.

Виртуальный музей

Для людей, у которых нет возможности приехать в Петербург, Музей истории религии предлагает совершить виртуальную экскурсию. На официальном сайте по щелчку на закладке «виртуальный музей» можно посетить выставки и экспозиции, рассмотреть коллекции, поучаствовать в дискуссиях и ознакомиться с процессом реставрации. Кроме того, образовательный портал музея ведет на несколько информационных ресурсов, а в медиатеке содержатся интересные документальные фильмы.

Открытый университет истории религий мира предлагает прослушать лекции, посвященные разным аспектам верований. О темах и датах лекций можно узнать на официальном сайте музея.

Экскурсии в Москве

Если вы житель столицы, то для ознакомления с мировыми вероучениями не обязательно посещать Петербург. Музей истории религии, конечно, сложно заменить, однако создать общее понятие и окунуться в атмосферу религиозной жизни возможно. Для этого следует посетить экскурсию под названием «Мировые религии в Москве». Экскурсовод подробно расскажет об архитектуре церквей, о роли символов, об особенностях каждого из вероучений и о многом другом. В программе - посещение мечети, евангельских христиан-баптистов, синагоги, лютеранского и католического собора. Музей истории религии в Москве - это, по сути, музей церквей, реально существующих конфессий на сегодняшний день.

Ночь музеев

Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге проводится ежегодная акция под названием «Ночь в Музее». В это время все музеи распахивают двери для посетителей и предлагают посмотреть коллекции совершенно бесплатно. Кроме того, проводятся специальные представления, игры и познавательные викторины. Музей истории религии эту акцию также не обходит стороной. Во время нее он знакомит жителей и гостей северной столицы с этнической музыкой и танцами, проводит увлекательные квесты и мастер-классы, а также предлагает поучаствовать в традиционных обрядах народов мира. «Ночь музеев», как обычно, проходит в ночь с 17 на 18 мая. Детям она подарит незабываемые впечатления, которые надолго останутся в памяти.

Программы для детей

Есть несколько причин посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге. Во-первых, его богатейшая музейная коллекция насчитывает порядка 200 тысяч экспонатов, среди которых присутствуют уникальные археологические находки, датированные VI веком до н.э.

Во-вторых, наряду с иконами и предметами культового назначения здесь представлены произведения изобразительного и декоративного искусства, редкие книги, образцы нумизматики и медалей разных эпох, стран и народов. Зарождение, развитие и особенности основных религиозных мировоззрений рассматриваются, таким образом, в контексте мировой науки, истории и культуры.

В-третьих, что немаловажно, в построении экспозиции присутствует хронология, логика и современные интерактивные средства подачи материала. И, конечно же, самое главное, — это отсутствие навязывания предпочтений, толерантность к представителям различных религиозных конфессий.

В итоге, все это делает музейно-туристический продукт актуальным для широкого круга посетителей, а расположение в центре города – удобным для посещения.

Историческая справка

Первый в мире музей истории религии был открыт в городе на Неве, и произошло это в стране, где государственной идеологией был атеизм.

В апреле 1930 года в залах Зимнего дворца прошла антирелигиозная выставка, организованная Институтом этнографии. Здесь были представлены культовые предметы и тематические произведения искусства со всего мира. В те времена общественную мысль будоражили идеи о несовместимости науки и религии. Они нашли свое выражение в огромном успехе экспозиции и вдохновили на создание музея истории религии и атеизма в системе Академии наук СССР, который был учрежден 26.04.1931 года.

Инициатором и первым его директором явился выдающийся российский ученый, историк и этнограф В. Г. Богораз-Тан. В основу собрания музея, кроме выставочной коллекции, легли экспонаты, поступившие из , и Библиотеки Академии наук. Расположился музей в , где и состоялось его торжественное открытие 15 ноября 1932 года.

То, что музей изначально формировался в научной академической структуре, отличало его от других подобных музеев, в том числе его предшественника — Ленинградского антирелигиозного музея (1929-1932). Сотрудники не просто собирали, хранили и экспонировали памятники религиозной культуры, а занялись изучением такого сложного феномена общественной истории, каким является религия, научно-исследовательской работой и просветительской деятельностью.

Уже на первом этапе становления музея (с 1932 по 1944 год) собранные коллекции отображали многообразие и эволюцию верований и культовых традиций разных народов, — они рассматривались с точки зрения места религии в жизни различных эпох, в аспектах духовности, психологии, общественных движений, искусства.

Восстановление музея после войны в 1944-1960 годы и создание широкой экспозиции, посвященной истории мировых религий, принесло широкую известность в своей стране и за рубежом. Этому способствовали многочисленные передвижные фотовыставки, печатание монографий и публикация периодического издания «Ежегодник МИР».

В 1961 году музей переходит в подчинение Министерства культуры. Наступает период, когда научная деятельность сворачивается и ей на смену приходит пропаганда атеистических идей.

В начале 1990-х годов музей получает свое нынешнее название и здание в центре города, куда въезжает после проведения реконструкции в 2000 году. За годы советской власти стало привычным расположение музеев религии и атеизма в культовых сооружениях. Государственному музею истории религии в Санкт-Петербурге впервые выделяется светская постройка, которая была специально оборудована под музей. Здание имеет свою историю.

В начале XVIII века на близлежащих землях располагалась усадьба графа П. Ягужинского. Трехэтажный усадебный дом в дальнейшем приобрел известность благодаря своему театру, в котором давались цирковые представления и демонстрировался частный зверинец.

В 1786 году Почтовый департамент выкупил дом, ушедший с молотка за долги отпрыска благородного рода. Этот дом стоял напротив почтового ведомства, в нем стали проживать служащие почты. Через Почтамтскую улицу между двумя зданиями была перекинута арка, имевшая внутренний переход. По нему чиновники попадали из дома на работу, не выходя на улицу. Сейчас переход закрыт.

В 1859-1861 годы архитектор А. К. Кавос достраивает 4-й этаж и изменяет фасады здания в модном тогда стиле эклектики, гармонично смешав в отделке элементы классицизма, барокко и ренессанса. Довольно символично было расположить музей, где также смешались самые противоречивые религиозные направления, в подобном доме.

Открытие музея в новом здании состоялось 8 июня 2001 года. Известно, что после переезда исчезли экспозиции с пугающими обрядами, — например, демонстрирующие орудия пыток инквизиции, хотя это достаточно важный аспект в понимании жизни средневековой Европы. Раздел атеизма вообще скрылся в архивах, унося с собой из залов музея часть нашей истории. Не получили места и различные секты. Например, баптизм, чрезвычайно популярный в США, никак не представлен. Впрочем, эти замечания не умаляют значимости музея, а лишь подчеркивают необъятность поднятой им темы.

Экспозиция музея

сэр Уинстон Черчилль

Красочные экспозиции представлены таким образом, что, переходя из одного зала в другой, посетители совершают путешествие во времени, постепенно передвигаясь от первобытных верований к современным религиозным течениям. Соответствующее музыкальное оформление и антураж создают особую атмосферу, а интерактивные экраны, аудио и видео файлы, пользование аудиогидом дают возможность неспешного самостоятельного осмотра и полного погружения в эпоху, с которой Вы знакомитесь в данный момент.

При первом посещении рекомендуется все же принять участие в обзорной экскурсии. Опытный гид за 1,5 часа сумеет дать общее целостное впечатление о музее. Вся коллекция распределена на фонды, их всего 15, и даже беглое знакомство требует достаточного времени. Есть опасность потеряться на несколько часов!

Красиво выглядит вестибюль. Его украшает гипсовая скульптура, переданная из Эрмитажа и еще в 1950-х годах. Отсюда начинается путь, ведущий из глубины веков к современности, выстроенный в хронологическом порядке и с удивительной логической последовательностью представляющий периоды:

  • Архаические верования и обряды;
  • Религии Древнего мира;
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Православие;
  • Католицизм, протестантизм;
  • Религии Востока;
  • Ислам;
  • Буддизм;
  • Религии Китая, Японии, Индии.

Первые залы переносят нас в эпоху палеолита, когда зарождаются погребальные обряды. Акустика и наскальные рисунки передают пещерную атмосферу. Экспонаты свидетельствуют о первых попытках наших далеких предков понять основы мироздания и место человека в нем.

Далее следует переходный период от первобытной эпохи к цивилизации. Мы попадаем в мир Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Рима, оказываемся среди ритуальных предметов, египетских саркофагов, увидим древнегреческие сосуды и погребальные маски.

Следующий этап – возникновение монотеизма. Здесь музей предлагает познакомиться с религией иудеев, причем с разных точек зрения: как с библейским периодом, в ракурсе веры в единого бога или взглянуть на историю глазами евреев. В залах мы сможем увидеть, как выглядит Тора, узнать, что такое свиток Торы, капорет и парахет.

Обширная экспозиция посвящена христианству, зарождению и первым пророчествам, его отдельным периодам и ветвям. В зале раннего христианства стоит обратить внимание на иконы, написанные Н. С. Емельяновым — ведь это по его эскизам были выполнены наружные мозаики !

Интересные экспонаты, связанные с отечественной историей, представлены в разделе «Церковь и государство». Среди них: блюдо, изготовленное к 300-летию дома Романовых, живопись М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, И. К. Айвазовского и других не менее знаменитых художников, — например, старинная картина «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» или современное полотно Ю. А. Рыбакова «Мираж».

Многообразие религий Востока отображают экспозиции, посвященные странам Восточной, Южной и Центральной Азии. Особенной популярностью пользуется зал, где представлен Буддийский рай – это макет, выполненный в 1904-1905 годах монахами Бурятских монастырей под названием «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи». Многие поклонники буддизма приходят в музей с исключительной целью медитировать в этом зале.

В разделе «Ислам» есть еще один макет (поменьше). Это копия Соборной Мечети Санкт-Петербурга (оригинал находится на Кронверкском проспекте, 7, возле метро «Горьковская»).

Верхний этаж отведен под временные выставки. Музей участвует в мероприятии «Ночь музеев», организует экскурсии, в том числе по городу и за городом, занятия с детьми и курс лекций для взрослых. Специальные залы могут быть предоставлены под проведение концертов, конференций, презентаций.

Выходной день в музее – среда, каждый первый понедельник – вход свободный для всех желающих.

Где находится и как добраться

Буквально в двух шагах от , напротив Главпочтамта, слева от его знаменитой арки находится Музей истории религии, расположенный в здании по улице Почтамтской, 14 / Почтамтский переулок, 5.

Сюда можно дойти пешком от станций метро «Адмиралтейская» и «Сенная» или доехать от метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на троллейбусе №5, №22, автобусе №3, №22, №27 или маршрутном такси №169, №306.