Музеем истории религии и атеизма казанский собор. История музея. Религии ранних цивилизаций

Десять лет назад Казанский собор в Петербурге начал действовать в статусе кафедрального. В годы советской власти, там был Музей истории религии и атеизма.

Разумеется, это воспринималось верующими как надругательство. Однако некоторые считают, что именно это обстоятельство спасло от уничтожения многие святыни, а возможно, и сам храм, которому в этом году исполняется 200 лет.

Некоторые утверждают, что именно благодаря музею удалось сохранить многие святыни. Конечно, неизвестно, уцелел бы вообще собор, если бы в 1932 году в нем не открыли музей

Кто в храме хозяин?

Шестьдесят лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, работники музея чувствовали себя хозяевами. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и протоиерея Павла Красноцветова, назначенного новым настоятелем. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается только по воскресеньям и ее необходимо закончить до одиннадцати часов - потом начинаются экскурсии. «Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено в соборе, каждый день. С десяти примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить». Настоятель сразу дал понять, кто здесь хозяин, а кто - в гостях.

Так они и сосуществовали в одних стенах - музей и православный приход, и нередко можно было наблюдать, как в храме идет атеистическая экскурсия, а в другом его конце служится Божественная литургия. Только в 2001 году музей окончательно покинул стены храма, переехав в выделенное ему помещение на Почтамтской улице.

Забытые мощи

А в 1990-х, когда изменилось отношение государства к Церкви, здесь были обретены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Но если многие иконы в годы воинствующего безбожия действительно были спасены стараниями сотрудников художественных музеев, то в Казанском соборе что-то сохранилось скорее благодаря беспорядку.

Когда в соборе открылся музей, ему передали многие святыни, изъятые из храмов и монастырей. Но трудно сказать, сколько из них было здесь украдено или уничтожено. Отец Павел вспоминает, как в одном из помещений, где сидела сотрудница, он увидел на полу больше десятка разорванных напрестольных Евангелий. Так же небрежно относились в музее и к другим православным святыням. Как ни странно, это и спасло мощи соловецких святых и Серафима Саровского - о них просто забыли. Об обретении мощей преподобного Серафима покойный Патриарх Алексий II впоследствии рассказывал: «Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены… Мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году. В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо».

А мощи святителя Иоасафа Белгородского сохранились благодаря рабочим музея. В 1956 году в Астрахани была эпидемия сибирской язвы. В связи с этим всем музеям приказали мощи из экспозиций убрать и по возможности уничтожить. Директор, не задумываясь, приказал сжечь мощи святителя Иоасафа в печке. Двое рабочих, которым он это поручил, видимо, были людьми верующими. Они завернули тело в оберточную бумагу, потом в штору и еще в черную бумагу, все это перевязали и закопали на чердаке, где был большой слой шлака. В 1990 году один из них перед смертью рассказал об этом своей дочери и попросил сообщить в епархию. Епархия прислала в музей комиссию, в которую входил и отец Павел Красноцветов. «Мы нашли на чердаке большой сверток, отнесли его вниз, развернули. Мощи сохранились без какого-либо тления», - вспоминает батюшка. Приехала экспертная группа из Москвы, по описи и документам сверили и определили, что это мощи святителя Иоасафа Белгородского.

За пропажи никто не отвечает

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», - вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе.

В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена.

Его купол отливал серебром

Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, - говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. - Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович - человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», - говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», - сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть.

Что осталось от собора

Храм, переданный Музею истории религии и атеизма в 1932 году, некогда был великолепен. Построенный по образцу собора Святого Петра в Риме, он выглядел очень необычно. Сколько недоумения вызывала одна только колоннада - 126 колонн высотой 14 метров. Сам Павел I, по приказу которого был возведен храм, видел в этих колоннах руки Христа, обнимающие каждого, приходящего сюда. Но и сегодня не все считают такую архитектурную новацию удачной. Например, известный церковный архитектор Андрей Анисимов называет колоннаду гениальным художественным решением с точки зрения организации площади и привлечения внимания людей, но убежден, что для собора она лишняя, так как эти колонны не несут духовного смысла, а потому не имеют отношения к церковной архитектуре.

Другой архитектор, Михаил Филиппов, напротив, убежден, что Казанский собор, как и сотни других русских храмов, построенных в синодальный период под влиянием западных традиций, органично влился в православную культуру, обогатив церковную архитектуру.

Внутреннее убранство собора когда-то поражало своей роскошью. На один только иконостас пошло 1800 килограммов серебра. Разумеется, после кампании по изъятию церковных ценностей от этого богатства ничего не осталось. В 1930 году иконостас был окончательно разрушен, а его четыре яшмовые колонны вскоре передали в Москву в Академию наук. Пришлось все восстанавливать по крупицам. В музее Университета железнодорожного транспорта чудом нашлась папка «Проекты Казанского собора». По чертежам иконостас восстановили. Правда, сделать новые колонны из яшмы было невозможно. Пришлось подобрать искусственный материал под этот камень. И вместо листового серебра новый иконостас покрыли сусальным.

Прежний иконостас расписывали известные художники - Боровиковский, Андрей Иванов (отец Александра Иванова - автора «Явления Христа народу»), Тюрин, Уржумов. Сегодня эти росписи находятся в Русском музее. Для иконостаса были сделаны копии.

Впрочем, эти недостатки, видные специалисту, вряд ли заметит простой экскурсант. К 200-летию собора от большевистского поругания не осталось и следа.

Описание:

Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.

Фонды музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени; буддизм и ислам. Древнейшие экспонаты музейного собрания - археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н.э.

Здание музея, построенное в 1860-е гг. по проекту архитектора А. Кавоса, расположено в историческом центре Санкт-Петербурга. Здесь размещаются постоянные экспозиции, фонды открытого хранения, проходят временные выставки, специальные программы, лекции. В музее работает Центр молодежных программ - образовательная платформа музея, основной целевой аудиторией которой является студенты всех форм обучения.

Сегодня в музее открыты следующие разделы постоянной экспозиции: "Архаические верования и обряды", "Религии Древнего мира: политеизм", "Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма", "Возникновение христианства", "История русского православия", "Католицизм", "Протестантизм", "Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм", "Ислам".

Кроме того, в музее открыт регулярный доступ к фондам хранения:

- "Масонская коллекция" - одна из самых обширных коллекций на данную тему в нашей стране. Представлена история масонства самых разных стран - России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк - с конца XVIII века и до 1930-х гг.

- "Японская коллекция", в котором представлены как подлинные раритеты XVIII - XIX вв., например, знаменитые свитки из разных храмов Японии, так и вполне современные предметы - амулеты, паломнические сувениры и др.

- "Коллекция Западноевропейской живописи". Фонд включает произведения религиозного и светского искусства Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Польши. Хронологические рамки собрания XIV - XX вв.

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека

Образовательные услуги:
Лекционная программа "Религии мира"
Музейно-педагогические программы для школьников и дошкольников
Научно-методические стажировки
Курсы повышения квалификации для музейных сотрудников; преподавателей гуманитарных дисциплин; сотрудников образовательных учреждений, общественных организаций и туристических компаний

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Центральный выставочный зал "Манеж", памятник Петру I "Медный всадник", здание Синода и Сената, Юсуповский дворец, Николаевский дворец, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - M145
Российский этнографический музей - M147
Центральный выставочный зал "Манеж" - M149
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле" - M603
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова - M1039
Новоселенгинский музей декабристов - M1199
Государственный музей истории ГУЛАГа - M1202
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" - M1234
Кемеровский областной музей изобразительных искусств - M1790
Национальный музей Республики Коми - M1808
Национальный музей Республики Бурятия - M2791
Национальный музей Чеченской Республики - M3040

Единиц хранения:
ок. 200000, из них 137059 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фонд «Архаические и традиционные верования» - 4499 ед. хр.
Фонд «Драгоценные металлы» - 3690 ед. хр.
Фонд «Ислам» - 1402 ед. хр.
Фонд «Иудаизм» - 1487 ед. хр.
Фонд «Научно исторический архив» - 25000 ед. хр.
Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство» - 4000 ед. хр.
Фонд «Православие. Изобразительное искусство» - около 20000 ед. хр.
Фонд «Религии ранних цивилизаций» - 5396 ед. хр.
Фонд «Религии Востока» - 13134 ед. хр.
Фонд «Религии Запада» - 27 561 ед. хр.
Фонд редкой книги - 1508 ед. хр.
Фонд «Ткани» - около 7000 ед. хр.
Фонд «Филателия» - 2706 ед. хр.
Фонд «Фонотека-мультимедиа» - 769 ед. хр.
Фонд «Фототека» - более 30000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей истории религии".

Copyright (c) 1996-2018 Государственный музей истории религии

Музей истории религии находится в нескольких минутах ходьбы от Исаакиевской площади по адресу Почтамтская ул., 14. После Исаакиевского собора, Эрмитажа и Русского музея с их филиалами это, пожалуй, самый интересный музей.

Когда-то он располагался в Казанском соборе и назывался «Музей истории религии и атеизма», а с 2000 г. занимает здание напротив Почтамта и называется «Музей истории религии». В нем представлена история религий от Древнего мира до наших дней. Музей очень красиво оформлен и позволяет получить много информации при самостоятельном посещении, без экскурсовода. В залах имеются интерактивные экраны для ознакомления с различными аудио- и видео-файлами и подробные пояснения ко всем экспонатам.

Вестибюль украшает гипсовая скульптура, переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Эрмитажа.

В музее представлены религии ранних цивилизаций: Месопотамии, Вавилона, Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Северного Причерноморья. Самые ранние экспонаты датируются VI в. до н.э.

В залах, посвященных иудаизму, мы увидим, как выглядит Тора и поймем, что такое свиток Торы, а также узнаем, что такое парахет и капорет.

В музее Вы узнаете о возникновении христианства, о русском православии, католицизме, протестантизме. В зале раннего христианства экспонируется напрестольное Евангелие, распятие, символ веры,

а также иконы, многие из которых были написаны Н.С. Емельяновым. (По его картонам были изготовлены мозаики В.А.Фролова, украсившие наружные стены собора Спас на крови).

В разделе «Церковь и государство» можно увидеть экспонаты, связанные с отечественной историей: картину «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны»,
блюдо, посвященное 300-летию дома Романовых,
«Коронация Михаила Романова» и др.

В музее представлены работы М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского и других известных русских художников. Есть здесь и полотно нашего современника Ю.А. Рыбакова «Мираж».
В музее много портретов исторических личностей, скульптурных и живописных.
Приятно встретить среди них кого-то, кто связан с Петербургом. Густав Райнхольд Таубенхайм с 1834г. был пастором Петрикирхе (Невский пр., 22–24), преподавал в Петришуле и Николаевском институте, был директором «Евангелического библейского общества». Сейчас после долгого перерыва в Петрикирхе снова проводятся богослужения, а также концерты, в т.ч. с участием Камерного хора Смольного Собора (сейчас он называется Концертный хор Санкт-Петербурга, но слушателям больше известен под первым названием).

В разделе «Религии Востока» представлены экспонаты, отражающие многообразие религий стран Южной, Центральной и Восточной Азии: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. Особого внимания заслуживает зал, где представлен макет «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи» (Буддийский рай), выполненный в 1904–1905 г.г. монахами Гусиноозерского и Гегетуевского монастырей Бурятии.

В зале звучит медитативная музыка, можно спокойно посидеть и поразмышлять о вечном, а можно прослушать небольшую аудиолекцию (для этого надо обратиться к смотрителю).
В разделе «Ислам» представлены предметы быта мусульман и произведения декоративно-прикладного искусства. Здесь же Вы можете увидеть макет Соборной Мечети Санкт-Петербурга. (Сама мечеть находится по адресу Кронверкский пр.,7, недалеко от ст. метро Горьковская).

В музее работает выставка «Нить молитвы сквозь века». На ней представлено русское церковное шитье из различных губерний Российской империи. В частности, здесь можно увидеть: икону «Троица Ветхозаветная»

и плащаницу из церкви министерства земледелия и госимуществ (Б.Морская 44, сейчас здесь находится Институт растениеводства им Н.И. Вавилова).
Подробную информацию о ней можно получить на интерактивном экране.

На V этаже находится зал для временных выставок:

Часы работы музея:

  • понедельник, четверг — воскресенье 10.00 – 18.00,
  • вторник 13.00 -21.00
  • выходной – среда.

Цена билета в музей истории религии

  • Взрослые – 200 руб.
  • Студенты — 80 руб.
  • Пенсионеры – 85 руб.
  • Дети до 16 лет – бесплатно

Первый понедельник месяца – день бесплатного посещения для всех категорий.

15 ноября 1932 года Казанский собор - культовое сооружение, олицетворяющее град Петра - вдруг из православного храма превратилось в крупнейший Музей истории религии. Ленинграду, передовому городу Советского Союза, ни к чему была гигантская святыня православия, поэтому большевики решили восславлять в соборе атеизм и мифологизировать религиозную историю человечества. С Казанского сняли кресты и установили на куполе позолоченный шар со шпилем. Музей просуществовал в храме 68 лет. сайт рассказывает о советской странице истории Казанского собора.

Памятник Отечественной войны 1812 года

Величественный и парадный Казанский собор был возведен по проекту архитектора Воронихина в рекордно короткие сроки, за 7 лет: с 1801-го по 1811 годы. Он был необыкновенно похож на храм Святого Петра в Риме. Собор был построен на месте скромной церкви Рождества Богородицы. Свое имя храм получил по названию иконы Казанской Божией Матери, которая хранилась в церквушке ранее. Уже на следующий год, после окончания Отечественной войны 1812 года, Казанский стал своеобразным памятником победы. В здании с должным почетом был похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов.

Храм сразу же был освящен, и в нем начали проводить службы. Так продолжалось до прихода к власти большевиков. Новая религия, атеизм, отвергла традиционные ценности и обряды и нашла для собора новое применение.

Музей в стенах собора

В 1922 году из Казанского собора были изъяты все церковные ценности. Роскошный интерьер от этого сильно пострадал. Был утерян весь серебряный иконостас. Одного серебра было вынесено более 2 тонн! В январе 1932-го с храма сняли и ликвидировали кресты, а на главном куполе был установлен позолоченный шар со шпилем.

15 ноября этого же года в Казанском соборе состоялось официальное открытие Государственного музея истории религии и атеизма. Инициатором создания и первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог Богораз-Тан.

В Казанском соборе проводились выставки на различную тематику. Фото: Commons.wikimedia.org

Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение. В результате оно стало плодородной площадкой для изучения и анализа культурного наследия, психологии человека и религиозной мифологии.

Первая экспозиция представляла собой некую солянку. В музее собрали тематические экспонаты из фондов других музеев города. Например, в Казанском соборе можно было увидеть произведения искусства из Эрмитажа, Кунсткамеры, Библиотеки Академии наук и Русского музея.

Первые сотрудники музея проводили серьёзную научную работу. К 1941 году Музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких предметов искусства разных конфессий. В нем хранились уцелевшая коллекция православных икон XVII - XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. К началу 40-ых годов XX века в Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собранием книг по истории религии и религиоведению в России.

Во время Великой Отечественной войны сотрудники поддерживали музей, как могли, оберегали редчайшие коллекции и даже организовали несколько выставок. Например, в тяжелом 1942 году на колоннаде Казанского собора развернулась выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Мир после войны

После войны сотрудникам пришлось восстанавливать музей и само здание собора, реставрировать многие экспонаты. Здесь стали проходить многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954-1956 годы Музей посетило более миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Сотрудники стали публиковать научные труды, посвященные культуре, истории и мировым традициям.

В 1991 было решено, что Государственный музей религии и атеизма все-таки должен переехать. В 1998 году Казанский собор был заново освящен, и в нем возобновились службы. Но расстаться двум несовместимым культурным единицам суждено было лишь в 2000 году, когда Музей переехал в новое здание на Почтамтской улице. История в 68 лет была окончена.

Музей обрёл новую жизнь, но сохранил особенный дух собора.

В пятнадцатую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 15 ноября 1932 года в бывшем Казанском соборе был торжественно открыт Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР.

Решение об учреждении музея было принято президиумом Академии наук СССР 7 сентября 1930 года и утверждено Секретариатом ЦИК СССР 26 апреля 1931 года на основании ходатайства Академии наук СССР от 14 февраля того же года.

Инициатором создания музея была группа ленинградских ученых во главе с известным этнографом профессором Владимиром Германовичем Богоразом.

Основной базой, на которой образовался музей, явилась большая выставка по истории религии, созданная на материалах Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР, Государственного Эрмитажа и Русского музея. Подготовка этой выставки началась еще в 1928 году. О ее задачах В. Г. Богораз писал: «Мы выявим на музейном материале, что такое религия, проследим эволюцию святынь от амулетов и идолов к иконам и статуям, от простого мольбища к церкви, от колдунов к шаманам, жрецам и священникам».

Общее собрание Академии наук СССР 6 октября 1931 года утвердило «Положение Музея истории религии АН СССР».

В соответствии с Положением музей должен был изучать религию с точки зрения диалектического материализма, чтобы показать развитие религии от ее зарождения до современного состояния, выявляя в экспозиции ее социальную роль и несовместимость с научным мировоззрением.

Выполняя эту задачу, музей вел большую собирательскую, научно-исследовательскую и экспозиционную работу по следующим разделам:

1. Происхождение и развитие религиозных верований.

2. Возникновение и развитие синкретических религий в их непосредственной связи, с одной стороны, с древнейшими формами религиозных верований, а с другой стороны, с современными явлениями классовой борьбы.

3. Современное состояние религии в связи с классовой борьбой.

4. История атеизма и антирелигиозного движения. Первый период деятельности музея (1932-1936) был периодом организации, определения задач и целей, собирания экспонатов, поисков форм и методов экспозиции и художественного оформления. В тот период были созданы пять отделов - «Религия первобытного общества», «Религия древнего мира», «Религия феодального общества на Западе и Востоке», «Религия в эпоху капитализма», «Религия и атеизм в России и в СССР».

Музей вызвал большой интерес среди населения. В первые годы деятельности музея его посещали 70 тысяч человек в год. Как видно из отзывов посетителей, музей играл видную роль в антирелигиозном воспитании трудящихся.

Однако экспозиции музея представляли скорее пропагандистские выставки, чем историко-религиозные и историко-атеистические экспозиции. Среди экспонатов преобладали репродукции, фотографии, плакаты и тексты. В фондах было мало подлинных экспонатов. Собирательская работа только началась.

Во второй период своей деятельности (1937-1941) музей перешел от пропагандистских выставок к созданию научной экспозиции по истории религии и атеизма. Под руководством Ю. П. Францева (впоследствии ставшего академиком) сотрудники музея начали вести не только экспозиционную, но и научно-исследовательскую работу.

В 1935-1940 годах были опубликованы крупные труды научных сотрудников музея: профессора В. Г. Богораза - «Религия чукчей», профессора С. Г. Лозинского - «История папства», доктора исторических наук Ю. П. Францева - «Фетишизм и проблемы происхождения религии», М. И. Шахновича - «Русская церковь в борьбе с наукой».

Эти труды были основой, на которой строилась новая экспозиция. Кроме этого, музей организовывал временные и передвижные тематические выставки у себя и в других музеях, Дворцах культуры, клубах, цехах заводов и фабрик.

Когда началась Великая Отечественная война, несколько сотрудников музея - Ю. П. Францев, В. М. Францева, С. Г. Рутенбург, А. И. Полякова, В. О. Биссикорский, - оставшихся в блокированном городе, сохранили от гибели ценные экспонаты, богатые музейные фонды и библиотеку. Используя материалы, связанные с именем великого русского полководца М. И. Кутузова, сотрудники музея создали ряд выставок о героическом прошлом русского народа, вели большую пропагандистскую патриотическую работу. В 1946 году во главе музея стал видный деятель Коммунистической партии и Советского государства, один из ближайших сотрудников В. И. Ленина, доктор исторических наук В. Д. Бонч-Бруевич, а через год музей получил от закрывшегося в Москве Центрального антирелигиозного музея все его фонды.

С 1951 года начался капитальный ремонт здания, и постепенно развертывались основные экспозиционные отделы, которые строились заново на основе коллекций уже двух музеев силами вновь создавшегося научного коллектива специалистов.

В 1955 году музей состоял из шести отделов - «Естествознание и религия», «Религия Древнего Египта», «Религия и атеизм Древней Греции», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма», «История папства и инквизиции».

Музей широко развернул массово-просветительную работу. Одновременно усиливалась научно-исследовательская работа. В 1954-1957 годах были изданы брошюры: «Происхождение христианских таинств», «Происхождение креста», «Приметы в свете науки», «Наука видит будущее», «Современный Ватикан», «Советская наука против религиозных суеверий», «О преодолении религиозных пережитков», «Как возникла религия», «Труд и религия», «Религия и законы общественного развития» и другие. При музее была организована аспирантура.

Музей выпустил несколько фотовыставок, альбомов, диафильмов, наборов открыток и т. д. Было создано несколько справочников-путеводителей по отделам музея.

После смерти В. Д. Бонч-Бруевича в 1955 году музей возглавил крупный советский историк С. И. Ковалев.

С 1957 года начал выходить «Ежегодник музея истории религии и атеизма» - сборник научных трудов, рассчитанный на научных работников, преподавателей, аспирантов, пропагандистов научного атеизма. В «Ежегоднике» публиковались исследования по вопросам происхождения религии, теории научного атеизма и политики Коммунистической партии по отношению к религии и церкви, освещались состояние и деятельность религиозных организаций в СССР, социалистических странах, а также деятельность церкви и клерикальных организаций в капиталистических странах. Публиковалась библиография советской научно-атеистической литературы. Всего вышло 7 выпусков «Ежегодника».

В ноябре 1961 года музей перешел из системы АН СССР в ведение Министерства культуры РСФСР. К тому времени в музее были открыты для обозрения отделы: «Наука и религия», «Происхождение религии», «Религия и атеизм античного мира», «Религия Востока», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма» и другие.

Успешное строительство развитого социалистического общества, развитие атеистической науки и музейного дела, накопленный экспозиционный материал и опыт сделали необходимым коренную перестройку экспозиции музея. При этом следовало учитывать изменение политической ориентации церкви и тенденции к модернизации религиозной идеологии и церковных структур. Начиная с 1970-х годов коллектив музея создавал новую экспозицию, отвечающую требованиям ЦК КПСС к идеологической работе на современном этапе. Она явилась результатом творческого сотрудничества научных работников музея с большой группой ленинградских художников.

Главная задача экспозиции в том, чтобы, исходя из материалистического понимания истории, на основе научных данных музейными средствами показать место, роль и функции, с одной стороны, религии и церкви, а с другой стороны, свободомыслия, антиклерикализма и атеизма в культурно-историческом развитии человечества.

В настоящее время коллектив научных сотрудников музея укомплектован высококвалифицированными кадрами атеистов. Среди них 4 доктора наук, 15 кандидатов наук. Коллектив музея ведет большую научно-исследовательскую, экспозиционную, методическую, собирательскую и просветительную работу. Музей издает сборники трудов: «Социально-философские аспекты критики религии», «Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма», «Музеи в атеистическом воспитании», «Социально-психологические аспекты критики религиозной морали», «Атеизм, религия, современность» и многие тематические сборники. Главными проблемами, которые исследуются научными сотрудниками музея, являются вопросы истории религии и атеизма.

Сотрудники музея оказывают теоретическую и практическую помощь многим учреждениям, работающим в области научного атеизма, а также музеям, Домам атеизма, Домам культуры, школам. Она заключается в проведении всесоюзных и республиканских совещаний-семинаров работников исторических и краеведческих музеев, стажировках музейных работников, чтении методических лекций, письменных и устных методических консультациях, высылке экспонатов из фондов, посылке образцов экспозиционных планов, литературы, фотографий и т. п. Практикуются выезды сотрудников на места.

Сотрудники музея ведут большую внемузейную работу как в Ленинграде и Ленинградской области, так и в других областях РСФСР и в союзных республиках, выступая с лекциями, участвуя в тематических вечерах, вечерах вопросов и ответов и т. п. Они принимают активное участие в подготовке атеистических фильмов, диафильмов, серий диапозитивов, радио- и телепередачах.

Музей организует много передвижных выставок, с которыми знакомятся не только жители Ленинграда и области, но и других городов.

Практикуются коллективные выезды научных сотрудников на крупные предприятия Ленинграда и области для чтения лекций. Опыт работы, музея используется не только в СССР, но и в социалистических странах. Из ГДР, Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, МНР и других социалветическвх стран в музей приезжают специальные делегации представителей ми­нистерств культуры и музейных управлений, а также ЦК Коммунистических партий, чтобы всесторонне ознакомиться с научной, экспозиционной и организационной работой музея и использовать его опыт для подготовки аналогичных музеев в своих странах.

Некоторые органы иностранной печати - прогрессивные и реакционные - следят за деятельностью музея, особо отмечая, что вопросы теории и практики атеизма разрабатываются в Советском Союзе на научной основе. В нескольких зарубежных изданиях были опубликованы информации о работе музея, перепечатывались статьи научных сотрудников.

Увеличилось посещение музея иностранными туристами.

Музей располагает огромными фондами, в которых собрано более 150 тысяч разнообразных экспонатов.

С первых же дней создания музея сотрудники собирали экспонаты, рукописи, книги. Собирательская работа, продолжающаяся и в настоящее время, осуществлялась различными путями. Экспонаты привозили из экспедиций сотрудники музея, их закупали или принимали как подарки от частных лиц. Случалось, в музей передавались предметы культа из некоторых церквей, молитвенных домов, монастырей, которые вследствие массового отхода трудящихся от религии опустели и прекратили свою деятельность. Поступали интересные материалы и из зарубежных стран: Китая, Японки, Индии, Польши и других.

Коллекции музея отражают историю зарождения первобытных верований, различных современных религий; большое место занимают коллекции по истории формирования атеистического мировоззрения и его развития у разных народов, а также по истории борьбы науки и религии с древнейших времен до наших дней.

В фондах имеется большое количество картин, скульптур, графических материалов, и рукописных документов, предметов культа; есть нумизматические, археологические и этнографические коллекции, египетская мумия, образцы оружия XVI века, с помощью которого крестьяне боролись с феодалами, и т. п.

В фондах музея хранится большое количество православных икон (среди которых около 150 мстерского и палехского письма) и культовых тканей. Эти предметы из-за недостаточности экспозиционных площадей в настоящее время не экспонируются, а в будущем, по мере развития музея, займут свое место в экспозиции, так как они знакомят с историей русской иконописи, как части русской художественной культуры.

Имеется большое количество исторической, религиозной, портретной, жанровой живописи и скульптуры известных русских художников: И. К. Айвазовского, В. Л. Боровиковского, В. М. Васнецова, А. И. Иванова, Н. А. Касаткина, А. И. Корзухина, В. А. Кузнецова, В. Е. и К. Е. Маковских, С. Д. Милорадовича, Г. Г. Мясоедова, М. В. Нестерова, В, В. Пукирева, Л. И. Соломаткина, В. И. Сурикова, Г. И. Угрюмова, М. М. Антокольского, Ф. И. Шубина и других. Многие их произведения очень важны для раскрытия - социальных корней религии, характеристики социально-экономических условий, на базе которых развивалась религия.

Среди произведений живописи - серия антиклерикальных картин, а также произведений, характеризующих деятельность церкви, способствовавшей укреплению самодержавия, и способы воспитания среди трудящихся масс идей покорности и смирения.

Кроме того, в фондах много произведений живописи западноевропейских художников XVI-XIX веков - итальянских, французских, немецких и других. Эти материалы иллюстрируют средневековый быт, борьбу крестьян и городских низов против светских и духовных феодалов, преследование католическим и протестантским духовенством ученых. Имеется серия офортов и автолитографий Кете Кольвиц, офортов Гойи, гравюр Хоггарта. Многие произведения западноевропейских художников уникальны.

Все эти произведения займут место в экспозиции, посвященной истории религии (католицизм и протестантизм) и атеизма на Западе, которая откроется в другом помещении.

К редким коллекциям можно отнести культовые предметы осетин, адыгейцев, чукчей, эскимосов и других народов, собранные в различное время крупнейшими учеными и научными сотрудниками музея, характеризующие первобытные верования.

В фондах музея богато представлены материалы, характеризующие восточные религии - буддизм, ламаизм, даосизм и другие. В этом фонде имеются специальные коллекции: около 1000 лубочных картин, приобретенных академиком В. М. Алексеевым в Китае в 1906-1907 годах, скульптура из коллекции А. М. Горького, собрание буддийских ламаистских икон, буддийский край - многофигурная композиция, привезенная экспедицией АН СССР в 1940 году из Бурят-Монголии, собрание даосского пантеона, насчитывающее 227 рисунков, и пр. В восточных фондах - 16 тысяч экспонатов. Часть из них представлена на выставке открытого хранения фондов. В будущем музей планирует создание экспозиции, посвященной истории религии и свободомыслия народов Востока.

При музее имеется специализированная библиотека, которая является одним из крупнейших в СССР книжных собраний по вопросам религии и атеизма. В фонде библиотеки - литература классиков марксизма-ленинизма, общественно-политическая, историко-философская, научно-атеистическая, о происхождении религии, о религии древнего мира, происхождении христианства, по истории православия, католицизма, протестантизма, христианских сект, ислама, религии Китая, литература по вопросам искусства, связанная с историей религии, литература о строительстве церквей, истории строительства Казанского собора и литература об архитекторе А. Н. Воронихине. В библиотеке имеются редкие и церковнославянские книги XV-XVIII веков.

Важное значение для научно-исследовательской, научно-экспозиционной и пропагандистской работы по проблемам религии и атеизма имеют также существую­щий в музее рукописный отдел, неготека и фонотека.

Работой музея руководит ученый совет музея, в который входят видные ученые-атеисты страны. Ученый совет определяет общее направление деятельности музея, рассматривает и утверждает к печати труды научных сотрудников, а также экспозиционные планы.

Экспозиция музея состоит из семи отделов - «Религия первобытного общества», «Религия и свободомыслие древнего мира», «Происхождение христианства», «Основные этапы истории атеизма», «Ислам и свободомыслие народов Востока», «Христианское сектантство в СССР», «Русское православие и атеизм в СССР».