Кто автор выражения дисциплина мать победы. Общероссийское общественное движение. Приглашаем принять участие в акции «Чистая Память»

Наши повседневные движения и жесты как часть невербального языка могут значить порой гораздо больше, чем слова. Мы используем движения и как замену речевому общению, и как эмоциональное дополнение сказанному, и как самостоятельный канал передачи информации. Но если все наши жесты как-то классифицировать, систематизировать и придать им жёсткую структуру, то в итоге получится не что иное, как дисциплина.

Военные всегда идут в авангарде: подмечают потенциал самых, казалось бы, обыденных вещей, доводя их до абсолюта и делая их максимально практичными. Прелюдия к войне может быть удивительно красивой, и пример тому – строевой шаг или триумфальный марш.

Мы не можем однозначно утверждать, когда зародилась культура военного шага, но можно точно сказать, что строевой шаг как таковой появился вместе с системой воинских построений. Возможно, это означает, что, как только перестали воевать «толпой» и появилось построение по флангам, строевой шаг стал обязательной частью дисциплины. История нам говорит следующее: в 800-700 гг. до н.э. греческие полисы стали использовать первое военное построение. Логика здесь простая: если бойцы будут двигаться рассредоточенно, то есть вразброд, строй тут же нарушается, а, чтобы его удержать, нужно двигаться строевым шагом. Командир, идущий впереди колонны, задаёт ритм с помощью голоса (это в случае небольших колонн) или барабанной дроби (для больших подразделений, так как звук барабана слышно всем).

Но, говоря буквально, первоначально военный марш – это способ организованного перемещения военных единиц на поле боя из одного места в другое. Такой способ передислокации использовали самые развитые культуры древности, ограждая своих солдат от случайного смешивания с группой противника. Существовавшая система флагов помогала таким организованным группам солдат, например, ведущим наступления с разных флангов, отличать своих от чужих, а главнокомандующему -вести стратегическую игру (то есть командовать) своими солдатами.

Согласно словам Уильяма Барлоу (относительно современного разработчика теоретических и практических методов строевой дисциплины), «есть три типа солдат: те, кто храбр, но не марширует, те, кто марширует, но не храбр, и те, кто храбр и марширует. Вот эти последние, в бою были лучше других!»

Умение маршировать строем - чуть ли не самое важное в военной дисциплине, ведь именно это умение позволяло организованно двигаться колонне во время пеших передислокаций. Истории известны и конные, и авто-, мото-марши, и на боевой технике, и на велосипедах. Но мы сконцентрируемся на пеших маршах и их функциональности. Распространённость и важность маршей позволила иначе посмотреть на обмундирование солдата и сделать его униформу удобнее. Так, в Российской Империи незадолго до революции была произведена ревизия униформы и экипировки с целью сделать её удобной, чтобы солдат чувствовал себя комфортно, маршируя на длительных дистанциях. Требования к пешим маршам изменились с распространением поездов, но расстояния до 600 километров солдаты все равно шли пешком.

Напрашивается найти связь между строевым шагом (ритмом и синхронностью) и звуком пулемёта. При звуках пулемёта бойцы бросали свои позиции и бежали врассыпную, то есть монотонный, резкий и громкий звук ввергает противника в панику и сеет ужас (кстати, в арабском языке пулемет будет رشاش (рашаш) - от глагола сыпать, рассыпать). Чего уж говорить про те времена, когда не существовало никаких пулемётов. Приближающаяся военная колонна, двигающаяся синхронно под звуки ударов барабана, наводила ужас на врага.

Психология марша

Можно с уверенностью сказать, что, кроме дисциплинарной и устрашающей функции, строевой шаг был отличным механизмом подавления воли индивида. Синхронность, жёсткий порядок, ответственность и чёткость действий приводили солдат в некое состояние транса. Строевой шаг или триумфальный марш - это нечто подобное психоделическому церемониальному танцу с зацикленными движениями, монотонными действиями под ритмичную музыку и неестественной синхронностью, доведённой до автоматизма. Кроме того, эта дисциплина – явная демонстрация силы и преданности, если мы говорим о показательном выступлении.

В книге «Дисциплина и наказание» Мишель Фуко дискутирует на тему развития современной уголовно-исполнительной системы (восемнадцатого века) и того, как реформы в системе наказания были использованы для создания властных отношений для эффективного контроля. Имеется в виду, что многие из описанных им реформ были направлены на такой объект, как человеческое тело, которое и стало тем самым «объектом власти». Вместо пыток, тело стали использовать как объект манипуляции, но в форме обучения и повиновения как средство банального политического контроля.

Дисциплины, что затрагивают область контроля человеческого тела посредством регулирования движений в пространстве, неразрывно сосуществовали вместе с этим самым человеческим телом и постоянно совершенствовались. И снова такие дисциплины стали актами принуждения, манипуляции жестами и поведением человека - и в конечном итоге сформировали некую «политическую анатомию», которая превращала человеческое тело в «послушное тело». Для армии эти техники контроля вылились в строевой шаг (или марш), чтобы создать из множества индивидуумов (солдат) единое тело, подчинённое инструкциям и приказам командира.

Но, как ни странно, чем более дисциплинирована группа войск и чем лучше может совершать отлаженный строевой шаг, тем более сложные и оригинальные формы исполнения этого самого шага она способна демонстрировать. То есть получается, что солдаты с идеальной дисциплиной в рамках группы способны самостоятельно (и синхронно) совершать сложные движения как на плацу во время марширования, так и во время боевых действий. Следовательно, дисциплина программировала поведение как индивида, так и всей группы.

Можно с уверенностью сказать, что, кроме дисциплинарной и устрашающей функции, строевой шаг был отличным механизмом подавления воли индивида


Есть и ещё один аспект, который не хочется обходить стороной: согласно исследованиям, опубликованным в журнале Biology Letters , строевая подготовка, столь невыносимая для новичков, не только укрепляет дисциплину (что вполне естественно), но и поднимает моральный дух (вывод, казалось бы, очевидны, но теперь подтверждённый с помощью эксперимента).

Суть эксперимента проста: была взята группа мужчин-добровольцев, которых просили пройти расстояние в 250 метров свободной походкой в своём темпе либо синхронно с другими участниками. После эксперимента им продемонстрировали фотографию сердитого мужчины, затем попросили заполнить анкету о своих эмоциях и оценить вес, рост, приблизительную мышечную массу потенциального оппонента (согласно визуальному восприятию добровольцев, сердитого мужчины на фотографии). Основываясь на существующих исследованиях в этой области, что строевая ходьба делает мужчин, если так можно выразиться, «немного счастливее» и более дружелюбными в отношении своих однополчан (или, понимайте буквально, тех, кто является им другом, коллегой, соратником), было решено провести исследование и узнать, правдиво ли последнее высказывание в отношении посторонних людей (то есть также читаем буквально - врагов). После синхронного шага в ногу мужчины-добровольцы оценили врага (всё по той же фотографии) как более слабого. Надо сказать, что в эксперименте мужчины принимали участие парами (то есть по два человека, марширующих в ногу).

Давайте теперь представим, что происходит с человеком (мужчиной, разумеется) и его боевым духом, когда маршируют сотни солдат рука об руку синхронно и одновременно. Ученые сочли, что синхронный шаг определённо влияет на сплочённость группы; действия, которые мы рассматриваем как коллективный марш, демонстрировали мощь как врагу (о чём мы говорили выше), так и самому себе (что не менее важно). Ведь деморализованный солдат - хуже труса.

Виды строевого шага

Существует множество примеров строевой ходьбы, но мы остановимся на трёх основных видах: строевой, походный и церемониальный (он же известен как «гусиный»).

Строевой шаг

Обычно совершается с темпом 110-120 шагов в минуту, уставной размер в пределах 70-80 см. Движение бегом с темпом 165-120 шагов в минуту и размером 85-90 см. Строевой используется при прохождении подразделений торжественным маршем, также при выполнении воинского приветствия в движении, при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него. Это же касается и выхода из строя и занятий по строевой подготовке.


Походный шаг

Идентичен строевому, но только после команды «Вольно!». Согласно параграфу «Движение» из устава, необходимо «по предварительной команде подать корпус несколько вперёд, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом»


Гусиный шаг

Церемониальный, парадный или paradeschritt, больше похож на выразительное, но неестественное движение. Применялся прусской армией, но своё обиходное название «гусиный» получил благодаря шуткам иностранцев, которые были первыми свидетелями такой странной ходьбы. Солдаты, обутые в блестящие сапоги, выстраивались в ровные шеренги, оттягивали носок при каждом взмахе ноги вверх и поднимали её горизонтально. Чтобы удержать равновесие, приходилось наклоняться вперёд, поднимая вверх подбородок, и нелепо размахивать руками. Общий темп движения был медленным, так как каждый шаг требовал больших усилий, да и вид марширующих солдат был угрюмым и злостным. Такой марширующий солдат всем своим видом словно заявлял врагу, что готов выполнить любой приказ, каким бы нелепым или сложным он ни был. «Гусиный шаг» был взят на вооружение всех армий, что обучались по прусскому образцу. Одной из первых его взяла российская армия - и унаследовала советская.


Есть версия, почему движение начинается именно с левой ноги: даже несмотря на то, что левая нога считается «плохой» и с неё, например, никогда не ступали ногой на крыльцо дружеского дома, в Европе тем не менее по-прежнему сохранился обычай, согласно которому солдаты начинают маршировать именно с левой ноги. И вот, возможно, почему: во время сражений древнеримские легионеры продвигались сомкнутыми рядами, выставив вперёд левую руку (которая держала щит), и тем самым образовывался сплошной ряд щитов. Но есть и другая версия: этолийские войска известны тем, что обували только левую ногу, этим же способом пользовались платейцы, так как этот метод позволял им легче идти по грязи. Мы не можем точно знать, почему нога со стороны щита была обутой, а со стороны оружия - голой, но, может, всё дело в том, что во время рукопашной левая нога выдвигалась вперёд и могла быть использована для удара противника в пах.

Согласно всё тому же уставу, «…руками начиная от плеча, производить движения около тела: вперёд – сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой…» и далее: «При движении шагом по команде «Смирно!» перейти на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде «Вольно!» идти походным шагом».

Политическая анатомия

Для армии, которая регулярно выставляет напоказ свои войска, марширование является ещё одной демонстрацией себя как высокопрофессионального дисциплинированного института власти. И это даже несмотря на то, что парадное марширование не выполняет никакой полезной функции на поле боя: в мирное время парад - это доказательство абсолютной готовности армии и подчинения любым приказам. Весь этот маскарад в мирное время действует как психологический инструмент наравне со сдерживающим фактором, который доступно доносит главную идею: армия готова, она сильная и обучена.

Вскользь рассмотрим такую демонстрацию на примере Северной Кореи, которая очень часто устраивает парады по поводу и без. Во время представления войска смешиваются с отрядами детей и простыми рабочими, которые совершают ритуальные движения подобно танцам, образуя гигантские фигуры из тел. Всё это привлекает внимание прессы, и такие сюжеты освещаются в новостях, хотя бы потому, что это визуально привлекательно; само действие способно поразить размахом и масштабностью. Но сообщение, которое доносится через подобный show-off, – явное свидетельство готовности армии к угрозе извне.

Разумеется, корейцы – не новаторы. Немецкие парады времен 1930-х годов были поистине потрясающими. Они чётко сформировали психологический инструментарий прямого воздействия на народ, заставляя людей чувствовать себя сильными, гордиться своей страной, оставаться преданными политическому курсу и вдохновляя на сплочённость ради общей цели. Как мы хорошо знаем, это всё не пустые слова, и без преувеличения можно сказать, что так оно и было.

Наконец, есть ещё один аспект строевой дисциплины - марширование в качестве наказания. За провинность одного командир наказывает весь отряд, выгоняя на плац солдат и заставляя их маршировать на месте. Это изнурительное действие провоцирует стресс и отлично справляется с карательной функцией. Подобные наказания сильно отпечатываются в памяти солдат, формируя намеренно негативное восприятие армии как института.

Можно с уверенностью сказать, что строевая подготовка - важный элемент общевоенной дисциплины. Марширование вдохновляет, формирует чёткость понимания у солдата, дисциплинирует и нивелирует самостоятельность в принципе, подчиняя индивидуума командам, угодным начальнику. Но, с другой стороны, это ещё один явный пример того, на что способно человеческое тело.

Для армии, которая регулярно выставляет напоказ свои войска, марширование является ещё одной демонстрацией себя как высокопрофессионального дисциплинированного института власти


…Обычно я начинаю опаздывать на работу, если она меня больше не устраивает по каким-либо причинам…

Комментарий в моем ЖЖ

к посту о важности дисциплины

Многие менеджеры, начитавшись книг по зарубежной системе мотивации, пытаются внедрить ее на российских предприятиях. Например, сделать сотрудникам свободный график или ввести больше перерывов в работе, чтобы увеличить эффективность и производительности труда.

Или, например, разрешить сотруднику опаздывать на работу, потому что он более ценен, чем другой сотрудник.

Я берусь утверждать, что дисциплинарные послабления со стороны менеджеров ведут к прямому снижению результативности. И вычислить мне это удалось опытным путем.

В конце 2012 года я наводил порядок на столе, разбирал старые бумаги и обнаружил целую стопку объяснительных записок годичной давности. Объяснительные записки эти писали мне сотрудники, которые в течение двух недель опоздали на работу больше двух раз. Я делал это для того, чтобы показать подчиненным: система управления реагирует на такие проступки, как опоздание.

И вот разбираю стопку объяснительных записок и с удивлением обнаруживаю, что в компании спустя год не работает ни один из этих людей.

Представляете, ноль! А в каждого из них вкладывали деньги, ресурсы, время, силы и нервы мои менеджеры!

Учитывая специфику департамента продаж, а именно то, что мы расстаемся с сотрудниками при невыполнении ими квартального плана, можно прийти к выводу, что те, кто систематически опаздывает на работу, этот план продаж никогда не выполнят!

Отсюда вопрос «просто опозданий» перешел в категорию «особой важности».

Этот сигнал должен быть первым для руководителя любого подразделения: при одной и той же повторяющейся ситуации, касающейся дисциплины, вероятность невыполнения задач близка к 100 %.

Потому что опоздание - это лакмусовая бумажка отношения к текущей работе.

Человек, не умеющий самоорганизоваться, будет так же относиться к любой задаче, которая перед ним стоит. И к следующей, и еще к одной…. А потом он либо сам тихо сольется, либо придется расставаться по вашей инициативе.

Татуировку, автор которой - наш известный полководец Александр Васильевич Суворов: «ДИСЦИПЛИНА - МАТЬ ПОБЕДЫ» , - мне набили в гражданском вузе, куда я перевелся из военного института. В армии я привык посещать все занятия и по привычке посещал их и в новом университете. При этом на некоторых парах я присутствовал вообще один (!). Но был один предмет, на котором я с удивлением заставал всех своих однокурсников. 100 % состава приезжали на занятия! Потому что все знали: если не ходить, экзамен этому преподавателю не сдать. Никогда. И никакая причина не могла помешать посетить лекцию! Ни работа, ни сон, ни семья, ни потоп, ни метро, ни диарея! НИ-ЧЕ-ГО!

Преподаватель создал такую систему, при которой легче было прийти, чем не прийти. Вот все и ходили. Да еще и предмет знали.

Однажды я был поражен ситуацией, которая не могла привидеться даже в самых буйных фантазиях. Приехал я лет пять назад в свой родной город Балабаново Калужской области. После того как Артамонов стал губернатором этого региона, возле моего дома начали появляться крупные европейские заводы, а соответственно, и рабочие места. И все местные половозрелые мужчины стремились попасть работать на эти заводы.

Я попал на большое застолье взрослых людей, которое продолжалось обычно до утра, и все говорило о том, что этот раз тоже не станет исключением. Правда, один из мужчин, обычно очень сильно любивший переупотребить алкоголь, грустно сидел в сторонке и попивал томатный сок. Звали его дядя Гена, когда-то он был прапорщиком РВСН.

Я пошел к дяде Гене и спросил, уж не заболел ли он. Ведь уже и вспомнить не могу, когда последний раз видел дядю Гену трезвым. Неужто пить бросил?

Дядя Гена в большой печали сообщил мне, что ему завтра на работу, вот он и не пьет.

Вот так новость! Когда же это дядю Гену останавливало-то? Решил узнать, где же он работает. Выяснилось следующее. Открылось у нас крупное финское предприятие по изготовлению картонной упаковки. И начали менеджеры подбирать себе персонал. Набрали работящих мужиков, а через три дня половину уволили. Дело в том, что прямо на проходной сотрудник попадает в некую капсулу, которая реагирует на пары алкоголя. Если алкоголь в крови есть, сотрудник не допускается до производства, и его очень быстро увольняют. Эта норма прописана в трудовом договоре. Политику эту предприятие держало уже пять лет, и ни одного исключения, прощения, предупреждения не было. Даже если ты мастер высшей квалификации, даже если ты работаешь со дня открытия завода. Никому исключений не делается. Тем более желающих попасть на этот завод - хоть отбавляй! Дорожишь своим местом - значит, не пей за сутки до смены.

Вот дядя Гена и грустил. Работу свою он любил очень.

Вот это последовательность! Вот это требования дисциплины!

Что самое интересное - это стандарт работы европейской компании для русских людей! У нас же многие пытаются сделать все наоборот: берут бизнес-модель европейской компании и пытаются наложить на нас. Не нужно брать стандарты Siemens и перекладывать их на наш менталитет! Русский человек не понимает, когда ему дают послабления. Он всегда будет считать, что:

1) он это заслужил;

2) теперь так будет всегда;

3) что-нибудь еще можно отжать у работодателя.

Увы, это так. И не надо в вопросах дисциплины быть «добреньким начальником» для своих людей, потому что тем самым вы автоматически подписываетесь под декларацией о готовности пожертвовать своими людьми ради того, чтобы «быть хорошим и добрым» в чьих-то глазах.

Ваша доброта ведет к тому, что в итоге все проиграют. И задача не будет выполнена, и людей потеряете.

Так что, если хотите, чтобы ваше подразделение было боеспособным, - требуйте железной дисциплины. От всех, включая себя самого. И под татуировку место на себе найдите, чтобы никогда об этом не забывать.

М. Батырев

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

: Дисциплина - душа армии. Она превращает немногочисленное войско в могучую силу, приносит успех слабым и уважение всем.

Майк Тайсон :
Без дисциплины не имеет значения, насколько ты хорош - ты ничто.
Сергей Лозунько :
Свобода – это прежде всего самодисциплина.
Маргарет Тэтчер :
Неважно, сколько болтают мои министры, лишь бы они делали то, что я говорю.
Булгаков :
Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя.
И.В. Сталин :
Нельзя проводить две дисциплины: одну для рабочих, а другую - для вельмож. Дисциплина должна быть одна.
Юрий Андропов :
Строгий порядок капиталовложений не требует, а отдачу даёт большую.
Михаил Фрунзе :
Сила армии - в дисциплине, в решимости точно и беспрекословно выполнять распоряжения соответствующих командных инстанций.
Михаил Фрунзе :
Дисциплина Красной армии строится не на классовом подчинении, а на необходимости правильного разделения труда, правильного руководства и правильной ответственности.
Михаил Фрунзе :
Наихудшим образом на дисциплинированность рядового состава действуют мельчайшие случаи недисциплинированного поведения начальствующих лиц.
Михаил Фрунзе :
Всякий недисциплинированный поступок того или иного командира или политработника должен встречать самую жестокую отповедь и ни в коем случае не проходить безнаказанно. Только в таком случае можно линию подтягивания дисциплины провести сверху донизу.
Михаил Фрунзе :
Крепкая дисциплина может быть создана лишь на основе морального и служебного авторитета комсостава и сознательного понимания красноармейцем требований воинского долга. Если нет наличия этих двух элементов, то той дисциплины, которая нам нужна и на основе которой наша армия станет непобедимой, мы не создадим.
Евгений Примаков :
Я не сторонник репрессий, сейчас время не такое. И демократия у нас развивается. Но стиль руководства должен быть такой, чтобы исполнитель знал: если не справляешься - пиши заявление об уходе, чтобы пришли другие люди. Или докажи, что это невозможно сделать.

«Александр Васильевич Суворов» - Штурм Праги. Русско-турецкая война 1787-1791. Друзья и родители. Александр. Родственники Суворова А. В. Сражение при Козлуджи. 1756 – 1763 г. происходит Семилетняя война. Текущая ситуация. Васильевич. Кинбурнская баталия. Дочь. Швейцарский поход. После войны Суворов женится на княжне Варваре Ивановне Прозоровской.

«Кафедра правовых дисциплин» - ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ кандидат социологических наук Шмыгалева Полина Владимировна. Кафедра общеправовых и специальных дисциплин: Седых Лидия Васильевна преподаватель кафедры, аспирантка Ставропольского государственного университета. Профессорско-преподавательский состав кафедры общеправовых и специальных дисциплин.

«Александр Суворов» - Прапорщик Поручик Полковник Какие училища называются «суворовскими»? Гений военного искусства. ВИКТОРИНА Кем был Суворов по роду деятельности? Какое образование получает выпускник Суворовского училища? Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями. Кавалер всех российских орденов и многих иностранных.

«Мать Тереза» - - Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра. Всё равно будьте счастливы. Есть только одна раса – раса человечества. Надпись на стене основанного Матерью Терезой приюта для умирающих от СПИДа. (27.08.1910 года - 05.09.1997 года). - Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас.

«Победа в войне» - Взятие рейхстага. Битва за Берлин. Итого 2600 километров. Битва за Москву. Я стою обожженный. Война… “29 июня 1941 года (8-й день войны). 65-летию Победы посвящается… Курская битва. Я бьюсь за солдатскую честь. Поклонимся светлой памяти павших в боях солдат Отчизны! «Дорога жизни». Снабжение города и войск удалось наладить по «Дороге жизни» (через Ладожское оз.).

«Женщина-мать» - Феврония. Ярославна. Княгиня Ольга. Мария Волконская. Храм-часовня Ксении Петербургской. «…Ольгу мы Сравним с зарей перед рассветом, С подснежником в конце зимы!». Маргарита Тучкова. Женщина - Мать. Зачем, господин, мое веселье По ковылю ты развеял?». Екатерина Ивановна Трубецкая. В июне 1831 года Камилла выехала к своему возлюбленному.

Беседа с суворовцами на тему: «Дисциплина – это послушание или активная работа»?

Цель: выяснить, что представляет собой дисциплина.

Задачи:

1. Знакомить учащихся с понятием “ дисциплина”.

2. Формировать представление о дисциплине как норме поведения.

3. Вместе с учащимися разобрать, что представляет собой дисциплина – послушание или активную работу.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием, плакат «Дисциплина – это…»

Дисциплина – мать победы.
Александр Васильевич Суворов

Какие ассоциации вам приходят в голову со словом дисциплина?

Что же такое дисциплина? (слайд 2)

(ответы) (слайд 2 )

    правила поведения

    соблюдение правил

    это порядок

Зачем нужна дисциплина? (слайд 3)

(ответы) (слайд 3)

    Помогает поддерживать порядок

    Помогает чувствовать себя в безопасности

Но вы, наверное, скажите, что у дисциплины есть и оборотная сторона, отрицательные черты? Какие? (слайд 4)

(ответы) (слайд 4)

    Ее соблюдение требует постоянных усилий

    Предъявляет строгие требования

    Ограничивает свободу

Итак, (слайд 5) дисциплина – это правила поведения, которые помогают поддерживать порядок и требуют постоянных усилий, силы воли.

Вы разделились на две группы. Одна группа считает, что дисциплина – послушание, а вторая дисциплина – это активная работа.

- Выступления 1 группы (Дисциплина – это послушание)

Правил много. Как вы думаете, кто нас может заставить, чтобы мы соблюдали все эти правила поведения?

МЫ САМИ!

Поэтому, дисциплина – это, прежде всего, (если обратиться к теме урока) активная работа над собой, своей силой волей (слайд 7)

- Выступление 2 группы (Дисциплина – активная работа)

Перед вами лежат карточки. Подумайте, отметьте, какими качествами должен обладать ДЧ и НЧ.

Зачитывают ответы.

Дисциплинированный человек

Недисциплинированный человек

 организованный;

 выдержанный;

соблюдает правила;

не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня;

доводит начатое дело да конца;

 пунктуальный;

 аккуратный;

 ответственный;

готов подчиняться собственным целям и т.д.

неорганизованный, несобранный;

не соблюдает правила поведения;

не доводит начатое дело до конца;

часто опаздывает на уроки (деловые встречи);

нередко что-то забывает, теряет, держит свои вещи в беспорядке и т.д.

безответственный;

не способен ставить перед собой цели и подчиняться им и т.д.

Подведем итоги. Что же представляет собой дисциплина. Это послушание или активная работа?

Пусть следующие афоризмы известных людей послужат вам девизом к последующим действиям и остановят вас при нарушении правил, которые необходимо соблюдать (слайд 8)

    Без дисциплины не имеет значения, насколько ты хорош, ты ничто! Когда-нибудь ты встретишь крутого парня, который выдержит самые твои лучшие удары. И будет продолжать наступать, потому что он сильный. Не лишайся силы духа и мужества. Это время, когда дисциплина вступает в игру (Майк Тайсон) (слайд 9)

    Сознательная дисциплина - разве это не есть истинная свобода?
    (Николай Константинович Рерих)

Рефлексия.

На листочках запишите, что значит для вас ДИСЦИПЛИНА. Прикрепите листочки на доску

Подумайте и ответьте на вопросы, аргументируя свой ответ

Для чего надо соблюдать дисциплину?

Какой класс можно назвать дисциплинированным?

1 группа. Дисциплина – это послушание.

Подумайте и ответьте на вопросы, аргументируя свой ответ

Дисциплина – это послушание?

Для чего надо соблюдать дисциплину?

Какой класс можно назвать дисциплинированным?

2 группа. Дисциплина – активная работа.

Подумайте и ответьте на вопросы, аргументируя свой ответ

Можно ли сказать, что дисциплина – это активная работа?

Для чего надо соблюдать дисциплину?

Какой класс можно назвать дисциплинированным?

Организованный -

Выдержанный -

соблюдает правила -

безответственный -

пунктуальный -

аккуратный -

ответственный -

Организованный -

Выдержанный -

соблюдает правила -

неорганизованный, несобранный -

не соблюдает правила поведения -

не доводит начатое дело до конца -

не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня -

часто опаздывает на уроки (деловые встречи) -

нередко что-то забывает, теряет, держит свои вещи в беспорядке и т.д. -

безответственный -

не способен ставить перед собой цели и подчиняться им -

доводит начатое дело да конца -

пунктуальный -

аккуратный -

ответственный -

готов подчиняться собственным целям -