Значение образа автора в романе евгений онегин. Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера)

Одним из главных в романе становится образ автора. Образ автора и биографический автор – сам Пушкин – полностью никогда не совпадают, реальный Пушкин не абсолютно тождествен Пушкину романному. Пушкин в романе – такое же создание Пушкина реального, как и любой герой произведения: это личность, обладающая определенной биографией, системой ценностей и взглядов на мир. Автор в романе – это и герой, и одновременно создатель романа, время от времени посвящающий нас в сам процесс своего творчества. Автор открыто выражает свое отношение к героям: он любит Татьяну («Я так люблю Татьяну милую мою»), признается, что именно в этом образе воплотил свой идеал; сочувственно, иногда критически, иногда с иронией, но всегда заинтересованно автор говорит об Онегине, призывает читателей без предубеждения относиться к поступкам главного героя, не спешить с заключениями и приговорами.

Неповторимость мира автора в романе «Евгений Онегин» ощущается прежде всего при сопоставлении с миром главного героя. В начале романа Пушкин и Онегин – люди одного типа мировосприятия, одного поколения и социального круга. Автор связан с героями узами дружбы: называет Онегина «добрым приятелем», хранит стихи Ленского, письма Онегина и Татьяны. Автор начала романа включен в мир Онегина, поэтому так часто появляется объединяющее местоимение «мы»: «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «игру страстей мы знали оба», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». У автора и Онегина общий круг знакомых – Каверин и Чаадаев например. Автор признается, говоря об Онегине:

Мне нравились его черты:

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Однако уже в первой главе чувствуется различие между автором и Онегиным, и не только в том, что один – поэт, а другой «ямба от хорея отличить не мог». Пушкин жил гораздо труднее, чем Онегин, он уже познал горечь южной ссылки, о которой упоминает на страницах романа:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я,

Но вреден север для меня.

Однако поэт умел радоваться жизни, умел быть счастливым даже тогда, когда это, казалось бы, невозможно. Онегин в совершенстве постиг «науку страсти нежной» - для Пушкина любовь никогда не была «наукой», она всегда оставалась особой духовной энергией, обогащающей и преображающей жизнь. Для Онегина театр лишь скучная часть скучного дня – для автора это «волшебный край». Онегин не чувствует очарования деревенской природы – автор восклицает:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

И тут же с мягкой улыбкой добавляет:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Пушкинский оптимизм, привязанность к жизни наполняют строки романа светлой энергией очарования - в отличие от онегинского разочарования. Спасает от скуки только душевная заполненность, богатство внутреннего мира, умение чувствовать жизнь и радоваться ей – все это есть в мире автора.

Однако есть в романе ситуация, которая более резко разводит Онегина и автора, - ситуация дуэли. Не просто дуэли (мы знаем, что и сам Пушкин несколько раз принимал участие в дуэлях), а дуэли двух друзей, которые из-за ничтожного повода вдруг стали врагами. Авторский голос четко отделён от мыслей самого Онегина:

Евгений, всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Роман Пушкина уникален еще и тем, что дает возможность ощутить не только духовное преображение главного героя, но и эволюцию авторского взгляда на мир. Онегин расстается с хандрой – автор теряет романтические иллюзии, однако ни тот ни другой не утрачивают надежды. В судьбах главных героев романа выявилась вера Пушкина в человека, в его духовные возможности.

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.

Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.

Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я - со вздохом признаюсь -
За ней ленивей волочусь.

В Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.

В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает , где он начал писать свои творения и где

Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.

Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.

Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.

«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с . Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание. Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен. Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.

Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.

Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.

Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».

А. С. Пушкин создал один из шедевров русской литературы - роман в стихах "Евгений Онегин". И даже спустя столетия читатель продолжает так же переживать за добрую и наивную Татьяну Ларину, жалеет о пылком поэте Ленском и не может понять, как относиться к главному герою, - настолько многогранным получился персонаж. Не менее интересным получился и образ автора в романе "Евгений Онегин". В этом произведении поэт выступает не просто как сторонний наблюдатель, но и открыто выражает свое отношение к действующим лицам. Поэтому при прочтении романа читателю кажется, что автор ему как другу рассказывает эту красивую историю. Ниже будет представлено краткое сочинение "Образ автора в романе "Евгений Онегин".

Кратко о главном герое

Евгений Онегин - это не конкретный человек, а собирательный образ молодого поколения времен поэта. Пушкин описал человека, воспитанного в светской среде, перенявшего черты общества, на фоне обыденной жизни. Читатель сразу отмечает холодность, циничность, равнодушие ко всем проявлениям сентиментальных чувств у Онегина. И возникает вопрос: почему же он стал таким?

Поэт дает простой ответ: таким его сделало общество. Евгений Онегин предстает перед читателем как личность, для которой было важно общественное мнение. Так было и во времена поэта: мнение общества было важно для людей, которые постоянно посещали светские рауты. Александру Сергеевичу жаль поколение, которому важно не личное мнение, а только то, что скажут другие.

Но у читателей может возникнуть вопрос: "А не сам ли поэт раскрыл себя в герое?". И это была одна из причин, почему образ автора в романе "Евгений Онегин" выступает как отдельный персонаж.

Отличия между поэтом и главным героем

Образ автора в романе "Евгений Онегин" противопоставляется образу главного действующего лица. Пушкин хотел показать читателю, что, несмотря на то что он жил и воспитывался в светском обществе, его взгляды на жизнь и ценности отличаются от представлений главного героя. Согласно произведению, автор и Евгений Онегин - друзья, но их разделяет огромная пропасть из-за несхожести взглядов.

Александр Сергеевич был активным, жизнелюбивым, эмоциональным человеком, поэтому он не понимает, как Онегин может оставаться холодным, равнодушным, апатичным. У молодых людей было и различное отношение к искусству: если автор восхищался им, считал чем-то волшебным, то для Евгения это был лишь способ провести время. Но у образа автора в романе "Евгений Онегин" имеются и общие черты с его другом.

Сходства рассказчика и центрального персонажа

В сочинении "Образ автора в романе "Евгений Онегин" следует отметить, что есть черты, присущие поэту и герою его произведения. Так, Пушкин не отрицает, что ему как и его другу, наскучили светские развлечения, что он так же охладел ко всему.

В начале романа автор отмечает, что они познакомились с Онегиным еще в юные годы и сошлись благодаря схожести характеров. Но потом друзья надолго прекратили общение. И, видимо, в этот период, поэт переосмыслил жизненные ценности, что позволило ему не стать апатичным и равнодушным ко всем радостям жизни, как Онегину.

Но Пушкин не критикует своего героя, потому что понимает, что это жизнь в светском обществе сделала его таким. И не стоит забывать, что данное произведение - не история о жизни конкретного человека, а рассказ о целом молодом поколении. И, возможно, поэт не относится к нему слишком критично потому, что верит в силу молодости, в ее энергичность. В то, что она сможет победить предрассудки, навязанные светским обществом.

Отношение к Ленскому

В написании сочинения «Пушкин "Евгений Онегин": образ автора в романе» следует уделить внимание и другим важным героям истории. Одним из таких персонажей был Ленский - молодой поэт, поклонник романтизма, с возвышенной душой. И, как ни странно, именно он стал лучшим другом Онегина, несмотря на противоположность характеров.

Евгений относился к нему покровительственно, снисходительно: ведь Владимир Ленский немного напоминал Онегина в то время, когда жизнь ему еще не наскучила. Пушкину же нравится молодой поэт, потому что он - человек искусства (хотя увлечение романтизмом к тому времени у Александра Сергеевича прошло) и любит жизнь, воспринимает все тонко и может чувствовать.

Поэтому автору жаль было Ленского, когда Онегин из-за своего эгоизма ранил чувства молодого человека. Но тогда почему поэт решил так трагически закончить историю Владимира? Этот эпизод показал, что хоть Евгений и ценил друга, понимал, что поступил неправильно, тем не менее, он принял вызов на дуэль. Из-за того, что боялся, что общество будет презирать его. Получается, что мнение людей было для него важнее дружбы.

И здесь Пушкин показывает, что он не согласен с такой позицией. Поэт отвергает навязанные устои дворянского общества, которые часто бывают бессмысленными и жестокими. Дружба и любовь важнее всех предрассудков. И с горечью он понимает, что как бы Евгений не говорил о своей независимости от общества, он еще не готов полностью отказаться от него. Александру Сергеевичу больно осознавать, что не проснулся еще дух борцов за справедливость и независимость от светского общества у молодого поколения.

Отношение к Татьяне

Образ автора в романе "Евгений Онегин" в кратком изложении будет неполным, если не рассмотреть то, как относятся поэт и его друг к главной героине - Татьяне Лариной. У Пушкина она была самым любимым женским персонажем. Именно в ней он видел идеал женщины - не за счет красивой внешности, а благодаря духовной красоте. Ему казались прелестными ее простота, доверчивость, доброта. Пушкин сделал Татьяну и смелой - ведь в то время было неприлично девушке первой признаваться в любви. Поэтому поэт переживал за свою героиню на протяжении всего романа.

А Онегин не увидел в Татьяне ничего интересного - он не смог разглядеть всю ту внутреннюю красоту, какой она обладала. И не смог оценить ее поступок, ответив на ее признание отеческой проповедью. И лишь потом он осознает, что в ней было все то, что смогло бы сделать его счастливым. И даже в конце романа, когда Евгений признается, что любит ее, Татьяна показывает свою духовную силу: она вышла замуж и будет всегда верна мужу. Пушкин на примере своей любимой героини показывает, что именно благодаря таким женщинам у общества есть надежда стать лучше.

Рассказчик как герой произведения

Автор в романе "Евгений Онегин" является лирическим героем. Потому что не просто рассказывает о жизни своего друга, он высказывает свое отношение к его поступкам, людям. Но при этом он так же делится своими размышлениями на различные вопросы философского характера.

Авторские отступления создают у читателя ощущения доверительной беседы, в которой автор, рассказывая историю, вспоминает о своей жизни, делится своими переживаниями. И такое введение автора как лирического героя делает этот роман особенным.

Виды лирических отступлений

  • воспоминания поэта о своей жизни;
  • рассуждения об искусстве (особенно о литературе);
  • размышления философской направленности;
  • об общественной жизни и социальных проблемах;
  • путешествии;
  • темы дружбы и любви.

Благодаря им образ поэта воспринимается читателем как образ друга, который ведет с ним диалог. Поэтому история Онегина и Татьяны так близко воспринимается читателями.

Особенность стиля повествования

Автор в романе выступает не только в качестве персонажа, но и как рассказчик. Поэт выстроил свое произведение так, что возникает ощущение, будто он на глазах читателя создает свой роман. Все его рассуждения, которые не касаются сюжета произведения, кажутся органичными и придают его творению эту особую душевность. О героях романа он говорит как о своих старых знакомых, и читателю кажется, что и правда существовали и Онегин, и Татьяна, и Ленский.

Для Александра Сергеевича "Евгений Онегин" - это особенное произведение, поэт и сам понимал, что создал нечто удивительное. Поэтому даже спустя столетия люди, читая роман, продолжают сопереживать героям. "Евгений Онегин" - одно из великих произведений русской литературы.

Образ автора в романе «Евгений Онегин» необычен: он не только рассказывает историю и смотрит на события со стороны, но сам является другом Евгения, возможно, знает Татьяну, поэтому так сильно проявляются его чувства к героям.

В лирических отступлениях автор, не стесняясь делиться воспоминаниями, высказывает нам свои мысли. Например, в третьей главе он говорит, что может «волею небес» перестать писать стихи и увлечься прозой. В романе он выражает свое представление о сложившихся в обществе традициях. Даны описания театра, бала, деревни, семейной жизни (история матери Татьяны). Светское общество кажется искусственным, а деревня — искренней и простой. Рассказчик любит уединение и природу. Это проявляется не только в чудесных описаниях времён года, но и в следующих словах: «Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой ».

Интересны наблюдения автора за модными общественными явлениями, например, дамские альбомы или витающая среди молодёжи хандра. Она и «знакомит» его с Евгением. Рассказчик заявляет о смежности их взглядов и судеб: «Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас…».

В словах автора на протяжении всего романа прослеживается антитеза моды и старины, причём мода изначально оценивается как нечто наружное, мелкое (вещицы в доме Онегина), а после явно отрицательно: «Как стих без мысли в песне модной,\ дорога зимняя гладка ». Со словом «мода» поэт использует эпитеты: обветшалая, самовластная. Старина, напротив, умная, милая, гостеприимная, простонародная. Однако и старина иногда описывается с сарказмом, вспомним, например, Зарецкого, который позволяет растянуть человека (на дуэли) не как-нибудь, а «по всем приданьям старины».

Следует упомянуть, что рассказчик, конечно, очень начитанный человек, в тексте присутствуют постоянные ссылки на произведения других литераторов, используются цитаты, иногда и с целью пародии. Например, в пятой главе приведена пародия на стихотворение Ломоносова.

Образ автора отличается в начале и в завершении произведения. В первых главах он часто рассказывает о молодости. Например, отходит от описания бала и вспоминает о своей любви к «прелестным ножкам». Говоря о себе, он так увлекается, что «забывает» о главном герое произведения, и потом вынужден возвращаться к повествованию о нём, спрашивая: «Что ж мой Онегин?». В финальных главах его внимание сосредоточено на действующих лицах. Своё мнение рассказчик высказывает в небольших комментариях (иногда афористичных) в конце строф.

На протяжении всего романа отличает автора чувство юмора. В тексте встречается как довольно дружелюбная ирония, так и сатира, причём и на уровне идей (суждений об обществе), сюжета (отношения к героям), формы произведения. Например, «подчиняясь» классицизму, он пишет нужное вступление, только помещает его лишь в конце седьмой главы.

Так, по воспоминаниям и суждениям, отношению к героям и явлениям и создаётся образ автора – ироничного, наблюдательного и вдумчивого. Образ, через который передано отношение в миру современников А.С.Пушкина и самого писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман «Евгений Онегин» до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Это действительно «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтичную и горькую русскую действительность зо-лотого века.

Пушкин работал над романом не один год. Автору «Онегина» пришлось пере-жить и изгнание, и одиночество, и поте-рю друзей, и горечь гибели лучших лю-дей России. И в романе отразилась вся жизнь автора, поэтому создается впе-чатление, что главный герой произве-дения все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в те-атре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гости-ных мелкопоместных дворян. Героев романа окружают друзья Пушкина: Чаа-даев, Вяземский, Якушкин. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горест-ных замет».

С образом автора в романе связаны лирические отступления. Их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сказал о Евге-нии «добрый мой приятель». Автор о се-бе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба ,

Томила жизнь обоих нас ,

В обоих сердцах жар угас ...

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать светскую жизнь, вспоминает юность, светлую и беспечную. Пушкину близок «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недо-вольство собой. Автор и его герой — это люди одного поколения, у обоих были французы-гувернеры, оба провели мо-лодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родите-ли их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами». Обобщая, поэт пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас нему-дрено блеснуть».

Но автор отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни би-лись, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьез-но, называя ее «высокой страстью». Евгений не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы на-слаждаться красотой природы. Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают поэт и его герой, на-пример, театр. Для Пушкина петер-бургский театр — волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным ви-дом «отворотился и зевнул».

Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гос-тиных, балов. Пушкин не приемлет фальшь, неестественность, пустоту светской жизни. С иронией относится автор к поместному и московскому дво-рянству:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд ,

На жизнь смотреть как на обряд ,

И вслед за чинною толпою

Идти , не разделяя с ней

Ни общих мнений , ни страстей ...

Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Пе-тербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобо-да? Он томится и с ней, и без нее, он не-счастлив, потому что не умеет жить пол-ной жизнью.

Многие строки романа раскрывают перед нами жизнь автора, начало его творческого пути, события литератур-ной борьбы, настроения общества и ли-тературных кругов. Многие лирические отступления поэта посвящены культур-ной жизни России начала девятнадца-того века. Размышляя о смысле челове-ческого существования, о молодости в жизни каждого человека, Пушкин с го-речью говорит: Но грустно думать ,

Что напрасно была нам молодость дана , Что изменяли ей всечасно , Что обманула нас она .

Многие друзья Пушкина считали, что он изобразил себя в Ленском. Но в ли-рических отступлениях Пушкин ирони-чен по отношению к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в дерев-не, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин видел дека-бристом, и в этом высоком предназна-чении отразились симпатии автора к своему герою.